Образ коробочки как воплощение сатирического изображения поместного дворянства в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
Оценка 4.8

Образ коробочки как воплощение сатирического изображения поместного дворянства в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Оценка 4.8
Разработки курсов
doc
русская литература
9 кл
10.02.2017
Образ коробочки как воплощение сатирического изображения поместного дворянства в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
Цели: 1. Продолжение работы по анализу литературного образа путём включения учащихся в исследовательскую деятельность. 2. Формирование умений: - логически строить свой ответ, используя текст изучаемого произведения; - выбирать в развитии действия произведения главное; - аргументировать собственные высказывания. 3. помочь учащимся понять сатирическую позицию автора, пронизывающую повествование. 4. Показать учащимся нелепость общественного строя дореформенной России, в котором хозяевами жизни являются Коробочки. 5. Пробудить в учащихся протест против общечеловеческих пороков: глупости, жадности, копеечной выгоды, «прозы будничного земного существования»литература
Otkritiy_lit_9 (1).doc
Открытый урок по литературе Класс: 9 Тема: Образ коробочки как воплощение сатирического изображения поместного  дворянства в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» Форма: урок­исследование с использованием видеозаписи Цели: 1. Продолжение работы по анализу литературного образа путём включения учащихся в исследовательскую деятельность. 2. Формирование умений: логически строить свой ответ, используя текст изучаемого ­ произведения; ­ выбирать в развитии действия произведения главное; ­ аргументировать собственные высказывания. 3. помочь учащимся понять сатирическую позицию автора, пронизывающую  повествование. 4. Показать учащимся нелепость общественного строя дореформенной России, в  котором хозяевами жизни являются Коробочки. 5. Пробудить в учащихся протест против общечеловеческих пороков: глупости,  жадности, копеечной выгоды, «прозы будничного земного существования» Методические приёмы: композиционный анализ глав (II, III), просмотр эпизода видеозаписи,   аналитическая   беседа,   исследовательский   метод (работа со словарями) Эпиграф: «Чем более я обдумывал моё сочинение, тем более видел, что... следует взять   те   характеры,   на   которых   заметней   и   глубже   отпечатывались   истинно русские, коренные свойства наши». Оборудование: иллюстрации к поэме, учебный фильм, словарь В.И.Даля. Ход урока I. II. Организация начала урока Сообщение темы и целей урока ­ Тема нашего урока «Образ коробочки как воплощение сатирического изображения поместного дворянства в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Мы продолжаем работу по анализу   литературного   образа,   постараемся   понять   сатирическую   позицию   автора, пронизывающую всё произведение. Задачей нашей сегодня является анализ очередной главы произведения, в которой мы познакомимся   с   образом   Коробочки.   Это   продолжение   галереи   портретов   помещиков, которых   Гоголь   назвал   «мёртвыми   душами».   Но,   кроме   сатирической   направленности главы на критику когда­то сильного, прогрессивного класса дворянства (Онегин, Чацкий, Печорин), мы постараемся увидеть и те общечеловеческие качества в образ этих людей, которые   и   по   сей   день   заставляют   нас   раздумывать   о   смысле   своей   жизни,   о   своих духовных качествах. III. Повторение пройденного (гл. II Манилов) На   прошлом   уроке   мы   с   вами   познакомились   с   первым   помещиком,   у   которого побывал   Чичиков   ­   с   Маниловым.   Мы   договорились,   что   характеризовать   помещиков будем по определённому плану: а) описание имения б) характеристика помещика как хозяина в) портрет помещика (внешность, манера говорить) г) барский дом (интерьер) д) положение крестьян е) отношение к предложению Чичикова. ­ Не   забывайте,   что   Гоголь,   рисуя   жизнь   современной   ему   России,   идёт   путём внимательного исследования мелочей, показывает их крупным планом, гиперболизирует, так   как   видит   в   них   выражение   сущности   окружающей   действительности.   Это   так называемая художественная деталь. ­ Дайте   определение   художественной   детали.   (Всякая   подробность   внешности, характера,   манеры   поведения,   быта   и   т.д.,   которая   имеет   значение   для   раскрытия художественного образа или какой­то темы, делается важной для замысла автора) ­ Художественные   детали,   подробности   быта   становится   для   Гоголя   средством социального анализа. Опрос учащихся­а) стр 35 б) стр 38 в) стр 38 г) стр 39 д) стр 45­47. Мы говорим сегодня   о   сатирическом   произведении,   поэтому   нам   понадобятся   знания   таких литературоведческих понятий, как ирония, юмор, сарказм, близких к понятию сатиры. ­ Давайте вспомним, что такое ирония (это замаскированная усмешка, выраженная в повествовании) Учитель: Ирония ­ одна из существенных примет поэтики Гоголя. Вспомним эпизод в той же «маниловской» главе (стр 45). (Уединившись с хозяином в кабинет, Чичиков спрашивает его: давно ли подавались ревизские сказки и много ли с тех пор умерло крестьян? Манилов не в состоянии ответить и   вызывает   на   помощь   приказчика.   Тот   сообщает,   что   многие   поумирали   с   тех   пор. Манилов   равнодушно   соглашается   и   беззаботно   продолжает:   «Я   тоже   предполагал, большая смертность; совсем неизвестно, сколько умерло») ­ Какой же можем сделать вывод? Спокойно   благодушная   интонация   Манилова   ещё   более   подчёркивает   трагический подтекст всего разговора. Умерших крепостных так много, что Манилову и не упомнить их всех.   Вот   в   каком   истинном   свете   предстаёт   этот   голубоглазый,   добрый   помещик! Мягкость, слащавость и любезность Манилова совмещается с откровенной жестокостью к людям. ­ Я хочу обратить ваше внимание ещё на один момент в этой главе, (стр 48) Зачитайте со слов: «Здесь Манилов, сделавши...» ­ Ирония Гоголя как бы нечаянно вторглась здесь в запретную область. ­ Что могло означать сравнение Манилова с «слишком умным министром»? (только одно: что   иной   министр   ­   олицетворение   государственной   высшей   власти!   ­не   так   уж   и отличается от Манилова и что «маниловщина» ­ типичное свойство всего нашего мира). IV.    Анализ литературного образа. Коробочка. ­ В главе, повествующей о Коробочке, мы увидим иной тип характера, который, на первый  взгляд, отличается  от характера  Манилова;  ведь, следуя нашему плану, мы не сможем   найти   сразу   в   тексте   черты   характера,   художественные   детали,   которые   бы подтверждали явную сатирическую направленность. Но в этом есть особенность талантливого произведения: с помощью художественного исследования мы учимся быть умными читателями. Итак, нам ничего не известно­«о её «прошлом», о семье. Доживает свой век в «порядочной глуши» одинокая вдова коллежского секретаря. Что же «истинно русского, коренного» в этом персонаже? (обращение к эпиграфу). Давайте вместе с Чичиковым побываем в гостях у Н.П.К. Усадьба, дом, застолье многое расскажет о хозяйке, ее характере, образе жизни, привязанностях и вкусах. Откройте главу III на стр 51. ­ Какой приём был оказан случайному гостю Чичикову, заблудившемуся ночью близ деревеньки Настасьи  Петровны Коробочки? (В гостеприимстве  ей не откажешь: платье Чичикова было высушено, вычищено, перины взбиты так, что взобраться на них можно было, лишь подставив стул, последовало даже предложение почесать ему на ночь пятки, от которого, впрочем, Чичиков отказался). ­ Проснувшись утром, Чичиков огляделся. Давайте вместе с ним увидим значимые предметно­бытовые детали текста. 1) У каждого из вас было своё задание исследовать текст и сделать вывод о: 1) комнате Коробочки (ВД) 2) двух её портретах (КН) 3) хозяйстве Коробочки (вид из окна) (РИ) 4) деревне Коробочки (МД) 1. Комната   Коробочки:   комната   была   обвешана   старенькими   полосатыми обоями...» Вывод ученика:  Коробочка бережлива, хранит распоротый салоп, обои в комнате старенькие, зеркала старинные. 2. Итак,   два   портрета   Коробочки:   «Вошла   хозяйка,   женщина   пожилых   лет,   в каком­то   спальном   чепце...»   (портрет   сливается   с   характером)   «Она   была   одета лучше, нежели вчера, ­ ...навязано». Вывод ученика: Нежданный гость застал НП врасплох, утром она предстала в более приличном виде. Фланель на шее говорит о её возрасте, замкнутом домашнем образе жизни в глуши. 3. Хозяйство   коробочки   (вид   из   окна):  «...узенький   дворик   весь   был   наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам... чепец самой хозяйки». Вывод ученика:  сеть  на  фруктовых   деревьях,   чепец   на   чучеле   ­  самые  значимые детали, они говорят о том, что у Коробочки до всего доходят руки, ничто не пропадает в сё хлопотливом хозяйстве. 4. Деревня коробочки (вид из окна). «За огородами следовали крестьянские избы...Чичиков замет­ил где запасную почти новую телегу, а где и две». Вывод   ученика:  описание   деревни   Коробочки   говорит   само   за   себя:   она   всех приучила к порядку, хорошая бережливая хозяйка. 2)    Попробуем   проанализировать   угощение,   которое   подтверждает   и патриархальное гостеприимство, и щедрость, и домовитость. Не случайно один из учеников московской школы на вопрос учителя: «У кого бы вам хотелось погостить?» дал ответ: «У Коробочки!» ­ Почему? Зачитываю  сама: «Чичиков огляделся  и увидел, что  на столе  стояли  уже грибки, пирожки,   скородумки,   шанишки,   пряглы,   блины,   лепёшки   со   всякими   припёками...   и невесть чего не было». ­ Сколько раз пробегала глазами эти строки и казалось всё понятным в том вкусном ряду! Но не тут то было! скородумки, лепёшки с припеком, пряглы, снеточки, шаньги Если обратиться к «толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля, то в течение нескольких минут можно разрешить все загадки хлебосольной коробочки. 3 ) Практическая работа со словарём а) Словарь В.И.Даля б) В.В. Похлёбкин. «Кулинарный словарь» в) Н.И.Костомаров, И.Е.Забелин «О жизни, быте и нравах русского народа». ­ Оказывается, скородумка ­ вовсе не выпечка на скорую руку, а яичница выпускная или глазунья. ­ Шаньга ­ (т.4 стр 621) ватрушка с кашей, мятым картофелем, творогом, сдобренная сверху сметаной. ­ Знаток русской кухни В.В. Похлёбкин в своём «Кулинарном словаре» уточняет, что шаньги   ­   это   круглые   пирожки,   имеющие   вид   ватрушки,   но   не   наполненные,   а   лишь смазанные в середине сметаной, творожно­яичной массой, творожно­гречичной смесью. С чем же были шанишки Коробочки, Гоголь не уточнил. Похлёбкин продолжает: «Шаньги едят горячими, свежевыпеченными с молоком, с простоквашей, с солёной рыбкой, со щами, с чаем ­ они подходят ко всем этим разнообразным пищевым сопровождениям». Учитель: ­ Л перед Чичиковым на столе ещё какие­то загадочные пряглы. Есть это слово у Даля? (нет). Хорошо, что недалеко оказалось слово «пряжить» Ученик: ­ Пряжить ­ жарить в масле; «прягла» ­ оладья, толстый блинок, лепёшка в масле,   пышка.   Спряжить,   спрягти   ­   изжарить.   Один   пирожок   недопряжен,   другой перепряжен, попряжила б ещё!» Учитель: ­ А внимательный читатель заметил у Гоголя подсказку: «...перед завтраком Чичиков услышал завлекательный запах чего­то горячего в масле». Ученик: ­ Припёк (т. 3 стр 432) ­ посыпка на лепёшки, блины (пр: мак, лук, яйца) Похлёбкин пишет: существует разновидность блинов с припеком, когда на поверхность блина тонким слоем наносится пастообразный пищевой продукт (творог,  фарш) и быстро припекается к блину на разогретой сковородке. Ученик: ­ Сняток (снеток)  (т. 4 стр 245) ­ рыбка вандаш, ловимая в Белозёре, в продаже сушёная, (загадочный вандаш  ­ это корюшка, а точнее озёрная форма корюшки ­ снеток). Похлёбкин поясняет:  «Сушёную рыбу ­ сущик ­ отварить, выбрать кости, мелко изрубить, смешать с  мелкорубленым луком, гречневой или рисовой кашей и поджарить на подсолнечном масле.  Эту рыбную кашу можно было класть и в пироги) ­ Ну а блины в представлении не нуждаются. Что ж, в хорошем аппетите Чичикову не откажешь. Вывод   учителя.   Мы   не   можем   не   отметить   гостеприимство   и   хлебосольство коробочки,   замечая   её   бережливость.   Но   не   эти   черты   определяют   суть   человека. Сатирическую направленность мы увидим в сцене торга. V.     Просмотр сцены торга в видеозаписи и выявление комической ситуации ­ Не желая упустить своей выгоды, Чичиков приступает к торгу. Просмотрите сцену торга и ответьте на вопрос: ­ Почему после беседы с Коробочкой он «был весь в поту, как в реке»? В чём дело? (Коробочка   уморила   Чичикова   своей   «дубиноголовостью»,   бестолковостью,   скупостью, желанием   повременить   с   продажей   небывалого   товара.   «Авось   понаедут   купцы,   да   и применюсь к ценам», ­ говорит она Чичикову). ­ Каков тон разговора Чичикова с коробочкой и почему? (Чичиков  вовсе не церемонится с Коробочкой, так как она небогата) ­ Как вы думаете, актёры достоверно сыграли свои роли или, на ваш взгляд, чего­то не доставало? VI.    Подведение итогов урока ­ Давайте теперь подведём итоги урока, придём к выводу, что же возмущает Гоголя в этом типе характера, над чем он смеётся? Гоголь, прощаясь с коробочкой, восклицает: «...Коробочка ли, Манилова ли, хозяйственная ли жизнь или не не хозяйственная ­ мимо них!» Как вы понимаете эти слова? (Коробочка суетится, хлопочет по хозяйству, копит денежки, живёт в глуши, в её жизни   нет   никаких   событий,   она   обыденна,   скучна,   помещица   ничем   не   интересуется, кроме повседневного порядка вещей, в конечном итоге она духовно мертва, примитивна, поэтому беседа с ней так утомительна для Чичикова. Вывод к уроку Сатирическое   изображение   помещиков   (К)   доказывает   историческую 1) несостоятельность   дворянства,   резко   отрицательное   отношение   Гоголя   к   этому классу. Дворянство 40­х годов XIX века в явном кризисе: духовном, экономическом, политическом. Гоголь поставил диагноз обществу перед отменой крепостного права: так   больше   жить   нельзя.   Как   жить   ­   это   не   задача   художника,   это   задача политиков,  (правительство   отменит   крепостное   право   в   1861   году),   а   задача художника ­ указать обществу на его несовершенство. Во­вторых,   я   думаю,   каждый   из   вас,   посмеявшись   над   пустым,   болтливым, 2) бесхозяйственным Маниловым, над скупидонством и «дубиноголовостью» Коробочки, и подумал о том, сколько людей и сейчас, в XXI веке, в нашем окружении, похожи на этих героев; думаю также, что каждый из вас втайне невольно сравнил себя с этими людьми, осторожно подумав: нет ли у меня таких качеств, над которыми смеётся всё человечество? Если я правильно думаю, то наша беседа удалась, и мы выполнили нашу задачу: через художественный текст мы пришли к раздумьям о себе, о близких, о судьлбе России. Хотелось   бы   узнать   ваше   мнение,   поэтому   в   задании   на   дом   первым   вопросом (записываем в рабочую тетрадь) будет: 1. Чему вы научились как читатель, анализируя главу о коробочке? (на двойных  листках сдать) 2. продолжить анализ типов характеров помещиков (глава 4), попутно отмечая и  поведение Чичикова. 3. Индивидуальное   задание:   Прочитать   повесть   Гоголя   «Старосветские  помещики» и сравнить Коробочку и героев повести (общие черты и различие)

Образ коробочки как воплощение сатирического изображения поместного дворянства в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Образ коробочки как воплощение сатирического изображения поместного дворянства в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Образ коробочки как воплощение сатирического изображения поместного дворянства в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Образ коробочки как воплощение сатирического изображения поместного дворянства в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Образ коробочки как воплощение сатирического изображения поместного дворянства в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Образ коробочки как воплощение сатирического изображения поместного дворянства в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Образ коробочки как воплощение сатирического изображения поместного дворянства в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Образ коробочки как воплощение сатирического изображения поместного дворянства в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Образ коробочки как воплощение сатирического изображения поместного дворянства в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Образ коробочки как воплощение сатирического изображения поместного дворянства в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Образ коробочки как воплощение сатирического изображения поместного дворянства в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Образ коробочки как воплощение сатирического изображения поместного дворянства в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Образ коробочки как воплощение сатирического изображения поместного дворянства в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Образ коробочки как воплощение сатирического изображения поместного дворянства в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017