Образовательная практика "Детский проект"
Оценка 4.7

Образовательная практика "Детский проект"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
окружающий мир
Детсад
25.12.2018
Образовательная практика "Детский проект"
Метод проектов – это образовательная практика, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
Образовательная практика Детский проект ДОУ6(1).doc
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно­ эстетического направления развития воспитанников детский сад №6 «Василёк» Образовательная практика «Детский проект» Авторы: Заведующая МБДОУ Бодрихина Светлана,  Заместитель заведующей по ВМР Бакулина Ирина пгт Шушенское Сегодня   государством   поставлена   задача,   подготовить   совершенно   новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями   из   жизни   ребёнка,   а   также   заинтересовать   его,   увлечь   в   эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать   в   коллективе,   сотрудничать,   планировать   свою   работу.   Каждый ребёнок   сможет   проявить   себя,   почувствовать   себя   нужным,   а   значит, появится уверенность в своих силах. В   этимологическом   словаре   слово “проект” заимствовано   из   латыни   и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”. Было   выявлено,   что   понятие “проект” –   это   метод   педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и   заранее   спланированной   практической   деятельности   по   достижению намеченных целей. Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая   работа,   имеющая   социально   значимый   результат.   В   основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Метод проектов – это образовательная практика, стержнем которой является самостоятельная   деятельность   детей   –   исследовательская,   познавательная, продуктивная,   в   процессе   которой   ребёнок   познаёт   окружающий   мир   и воплощает   новые   знания   в   реальные   продукты.   Суть   “метода   проектов”   в образовании   состоит   в   такой   организации   образовательного   процесса,   при которой   обучающиеся   приобретают   знания   и   умения,   опыт   творческой деятельности,   эмоционально­ценностного   отношения   к   действительности   в процессе   планирования   и   выполнения   постепенно   усложняющихся практических заданий,   проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания   метода   проектов,   который   привлекает   многие   образовательные системы,   стремящиеся   найти   разумный   баланс   между   академическими знаниями и прагматическими умениями. В основу метода   проектов заложена  идея  о  направленности  познавательной деятельности  дошкольников  на результат, который достигается в процессе совместной   работы   педагога,   детей   над   определённой   практической проблемой (темой). Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из образовательных практик включающую   в   себя   совокупность проектной   деятельности, исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих. Первый   этап –   подражательско­исполнительский,   реализация   которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом   возрасте   ещё   существует   потребность   установить   и   сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему. Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют   опыт   разнообразной   совместной   деятельности,   могут   согласовывать действия,   оказывать   друг   другу   помощь.   Ребёнок   уже   реже   обращается   к взрослому   с   просьбами,   активнее   организует   совместную   деятельность   со сверстниками.   У   детей   развиваются   самоконтроль   и   самооценка,   они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель,  способны  выбрать  необходимые  средства   для  достижения  результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы. Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать   условия   для   самостоятельного   определения   детьми   цели   и содержания   предстоящей   деятельности,   выбора   способов   работы   над проектом и возможности организовать её. Спецификой   взаимодействия   с   использованием   метода   проектов   в дошкольной   практике   является   то,   что   взрослым   необходимо   “наводить” ребёнка,   помогать   обнаруживать   проблему   или,   даже   провоцировать   её возникновение,   вызвать   к   ней   интерес   и   “втягивать”   детей   в   совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой. Планирование   проектной   деятельности   начинается   с   вопросов:   “Для   чего нужен   проект?”,   “Ради   чего   он   осуществляется?”,   “Что   станет   продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?”, Работа   над   проектом,   включающая   составление   обоснованного   плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно­ориентированный характер. Работа над проектом Первый этап – “выбор темы”. Задача   педагога   –   осуществлять   вместе   с   детьми   выбор   темы   для   более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом,   способствует   не   только   развитию   саморефлексии   ребёнка   в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению (творческую,   экспериментальную, новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи   и   собственно   речевого   аппарата.   Сбор   информации   и   планирование воспитательно­образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей. Второй этап – реализация проекта. Задача   воспитателя   создать   в   группе   условия   для   осуществления   детских замыслов.   Реализация   проектов   происходит   через   различные   виды деятельности     продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том,   что   третий   этап   способствует   многостороннему   развитию,   как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать   всё   новые   проблемы,   использованием   операций   сравнения   и сопоставления,   проблемным   изложением   педагога,   организацией   опытов   и экспериментов. Третий этап – презентация. Важно,   чтобы   в   основу   презентации   был   положен   материальный   продукт, имеющий   ценность   для   детей.   В   ходе   создания   продукта   раскрывается творческий   потенциал   дошкольников,   находят   применения   сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе   своего   выступления   перед   сверстниками,   ребёнок   приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.). Четвёртый этап – рефлексия. Взаимодействие   педагога   и   ребёнка   в   проектной   деятельности   может изменяться   по   мере   нарастания   детской   активности.   Позиция   педагога выстраивается   поэтапно   по   мере   развития   исследовательских   умений   и нарастания   самостоятельной   деятельности   от   обучающе­организующей   на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта. Также   технология   проектной   деятельности   может   быть   использована   и   в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия   имеют   определённую   структуру   и   включают   в   себя:   создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы   в   процессе   исследовательской   деятельности;   обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности. Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день. Последовательность работы педагога над проектом: педагог   ставит   перед   собой   цель,   исходя   из   потребностей   и   интересов ребёнка; вовлекает дошкольников в решение проблемы; намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей); обсуждает план с семьями на родительском собрании; обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ; вместе с детьми и родителями составляет план ? схему проведения проекта; собирает информацию, материал; проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта), даёт домашние задания родителям и детям; поощряет   самостоятельные   творческие   работы   детей   и   родителей   (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.); организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми; подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы). Таким   образом,   в   проектной   деятельности   происходит   формирование субъектной   позиции   у   ребёнка,   раскрывается   его   индивидуальность, реализуются   интересы   и   потребности,   что   в   свою   очередь   способствует личностному   развитию   ребёнка.   Это   соответствует   социальному   заказу   на современном этапе. Литература: Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера.2010 г. Хабарова   Т.   В.   Педагогические   технологии   в   дошкольном   образовании. Санкт­Петербург. Детство­Пресс. 2011 г. Штанько   И.   В.   Проектная   деятельность   с   детьми   старшего   дошкольного возраста. Журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением” №4. 2004 г. Приложение №1 Детский проект «В мире динозавров» (для детей 4­7 лет). Воспитатели: Масагутова Л. В. Веженко Т. А. 2017 г. Содержание Пояснительная записка……………………………………………….. Актуальность проекта………………………………………………….. Технология проекта……………………………………………………. Используемые источники информации………………………………. Приложения……………………………………………………………. Пояснительная записка. Дошкольники   ­   прирожденные   исследователи.   И   тому   подтверждение   их любознательность,   постоянное   стремление   к   эксперименту.   Желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – активно  помогать  маленьким   исследователям.  С  самого  рождения  ребенок является первооткрывателем, того мира, который его окружает. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Конкретный проект «Куда исчезли динозавры?»   даёт   возможность   детям   заниматься   тем,   что   их   интересует; нарабатывать простейшие исследовательские методики и навыки; расширяет кругозор   и   учит   детей   не   замыкаться   в   данном   опыте,   выходить   за   его границы; учит улавливать  взаимосвязи  конкретного изучаемого предмета с окружающими   объектами   и   средой;   и   этим   приближает   детей,   занятых   в проекте к ощущению многообразия и бесконечности явлений и предметов окружающего нас мира. Это и есть первые шаги юных натуралистов на территорию научного поиска и новых открытий. Актуальность. Палеонтологи   уже   давно   спорят   о   том,   когда   жили   и   когда   вымерли динозавры.   Особенно   эта   тематика   интересует   наших   маленьких   людей   – деток. Когда   жили  динозавры —  вопрос,  который  часто   задают  дети.  Так однажды возник вопрос: а почему они не живут сейчас? Почему они вымерли? Что  же   такое  произошло,  что  они  исчезли?  Значит,  были  причины   для  их гибели.   И   детям   нужно   постараться   дать   максимально   правдивую   и доступную их пониманию информацию. Ведь однозначного ответа о причине исчезновения   динозавров   до   сих   пор   нет.  Необходимо   отметить,  что   идея проекта   возникла,   достаточно   спонтанно.   В   нашей   группе   есть   традиция, каждое утро перед зарядкой мы с ребятами рассматриваем игрушки, которые они приносят из дома. Однажды принес в детский сад новую игрушку. Это был   большой   динозавр.   Ребята   очень   заинтересовались   этим   необычным животным.  Так у наших «почемучек» зародился интерес. Детьми задавалось большое количество вопросов, относительно того, когда жили динозавры, чем они   питались,   куда   исчезли. В   связи   с   чем,   стало   понятно,   что   тема доисторических   обитателей   планеты   вызывает   интерес   у   детей   нашей группы. И мы решили выяснить все о динозаврах, времени, когда они жили, и, конечно же, причины вымирания динозавров. Вдруг, зная эти причины, можно в дальнейшем предотвратить вымирание других животных.  Кроме   того,   актуальность   темы   состоит   в   том,   что   это   –   прошлое   нашей планеты, и нам, чтобы смотреть в будущее, необходимо знать наше прошлое. Проблема,   рассмотренная   в   данной   работе,   не   только   знакомит   нас   с прошлым, но и дает возможность задуматься о будущем. Ведь если каждый человек,   каждый   ребенок   будет   беречь   нашу   планету,   то   у   нас   не   будут исчезать животные и растения, а наши водоемы и воздух будут чистыми. Таким образом, зародилась идея, вызванная всплеском интереса у детей об этих загадочных в чем­то, пугающих существах, живших несколько миллионов лет назад. Так возник проект о динозаврах.                                                                                                  ль проекта: Це Формирование   представлений   у   детей   об   эпохи   динозавров,   посредством создания   благоприятных   условий   для   реализации   познавательных   и творческих способностей детей в процессе работы над проектом. Задачи проекта: •   Познакомить   с   удивительными   животными   прошлого   –   динозаврами,   с разнообразием видов динозавров  и их внешними особенностями; вызвать  у детей интерес и прививать вкус к простейшим формам исследовательской и научной работы на материале проекта.  • Сформировать представления об изучении этих древних животных учеными; • Продолжать развивать познавательные процессы: речь, память, мышление, воображения, внимание, связную речь в ходе работы над проектом. • Продолжать воспитывать чувство заботливого отношения к живой природе.  •   Привлечь   родителей   к   реализации   совместной   детско   –   взрослой деятельности,   создать   атмосферу   общности   интересов   для   развития   и воспитания детей. •   Использовать   работу   над   данным   проектом   о   динозаврах   для   создания благоприятной и обогащенной предметно­пространственной среды. В основу решения этих задач положены следующие принципы: • • • • • принцип учета возрастных особенностей дошкольников; принцип опоры на интересы ребенка; принцип наглядности; принцип последовательности; принцип сотрудничества и взаимоуважения. План исследований Проблемой нашего исследования является выяснить кто такие динозавры и причины   их   вымирания.   Вдруг,   зная   эти   причины,   можно   в   дальнейшем предотвратить   вымирание   других   животных.   Динозавры   очень   опасные рептилии, но хотя они вымерли много миллионов лет назад, и причины могут быть разными, предки динозавров живут рядом с нами, а какие именно мы также выясним в ходе исследования. Предмет исследования ­ причины вымирания динозавров.  Гипотеза. Динозавры очень опасные существа и места человеку в мире динозавров нет. Материалы: научно­художественная литература, энциклопедия, изображения различных видов динозавров, фильмы и мультфильмы о жизни динозавров, (электронные   ресурсы),   соленое   тесто,   гуашевые   краски,   кисти,   цветные карандаши, альбомные листы, цветная бумага, клей, ножницы, раскраски с динозаврами и т.д. Ресурсное обеспечение проекта: различные предметы и материалы, которые требуются для изготовления макетов, рисунков, поделок – бумага, краски, клей, картон, пластилин, альбомы, ноутбук, фото­ и видеокамера, диски: CD (компакт диски), DVD (цифровые многоцелевые диски), литература: в том числе   энциклопедии,   иллюстрации,   буклеты.   Исходя   из   интересов   детей, обсуждение целей и задач проекта с родителями и детьми, создание условий, необходимых для  реализации проекта. Технология проекта: Этапы проекта: подготовительный, основной, итоговый. 1 этап ­ Подготовительный. При   реализации   подготовительного   этапа   была   сформулирована   тема методом   «трех   вопросов»,   проблема,   цели   и   задачи   проекта.   Подобран материал  и оборудование для  работы.  В  ходе  совместных бесед  выяснили уровень   знаний   о   динозаврах.   Проведена   беседа   «Что   мы   знаем   о динозаврах?» Составлен план работы. Чтобы привлечь родителей к проекту представили   для   них   консультацию   «Как   помочь   детям   узнать   про   эпоху динозавров?»   При   изучении   этой   темы     столкнулись   с   проблемой   как преподнести   материал   соответственно   возрасту   воспитанников,   помогли родители, подобрав популярную литературу, модели динозавров. 2 этап – Основной. При реализации основного этапа был прочитан рассказ и проведена беседа по иллюстрациям   и   фотографиям  «Кто   такие   динозавры   и   когда   они   жили?» (Приложение № 1), подготовлены ряд презентаций о динозаврах, проведено развлечение «Путешествие к динозаврам» (Приложение № 2), просмотрели фильм   «Ученые   нашли   факты   существования   динозавров»,   а   так   же мультфильмы «Ледниковый период», «Динозавр», «Диномама». В ходе этой работы ребята познакомились с существованием динозавров, об их строении и образе жизни, о видах и типах динозавров, чем они отличались друг от друга, и почему они вымерли. Было  решено  создать  макет «Мир  динозавров».  Совместно  с  детьми  были изготовлены   из   пластилина   и   бросового   материала   фигурки   динозавров. Ребята с удовольствием разукрасили динозавров красками. Родители так же приняли   активное   участие   в   реализации   проекта,   вместе   с   детьми   дома рассматривали   и   беседовали   по   энциклопедиям   «Все   про   динозавров», подбирали   стихи   и   рассказы   про   динозавров.   Так   же   для   родителей   была разработана памятка «Расскажите детям о динозаврах» (Приложение № 3) и создан буклет «Мастер – класс. Такие забавные динозавры» (Приложение № 4).   Исходя   из   интересов   детей,   обсуждение   целей   и   задач   проекта   с родителями и детьми, в группе была создана развивающая среда. необходимая для     реализации   проекта.   Выставка   энциклопедической   литературы   и буклетов по теме проекта «Динозавры». 3 этап – Заключительный. Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение   поставленных   и   прогнозируемых   результатов   с   полученными; обобщение материалов проекта. Создание   в   группе   необходимых   условий   по   ознакомлению   детей   с   эрой динозавров   создание   библиотеки   по   данной   теме.     Подбор   видеотеки оформление альбома рисунков по теме проекта. Создание макета. Выставка детских рисунков по теме «Динозавры» План реализации проекта. Мероприятия или основные направления деятельности Подготовительный этап Выбор темы методом «трех вопросов», постановка проблемы, формулирование   цели и задач проекта. Изучение уровня знаний детей по теме «Динозавры». Беседа с детьми «Что мы знаем о динозаврах?» Индивидуальные беседы с родителями.  Подбор методической литературы по теме проекта. ­ Знакомство с энциклопедической литературой по теме проекта. Консультация для родителей «Как помочь детям узнать про эпоху динозавров?» Рассматривание иллюстраций динозавров. Основной этап   Чтение книг по теме проекта. Рассказ­беседа «Кто такие динозавры и когда они жили?» (Приложение № 1), Просмотр фильмов по теме проекта. Творческая мастерская «Конкурс на лучший рисунок: мой любимый Динозавр». Просмотр презентаций и  мультфильмов  «Ледниковый период. Эра динозавров», «Мир динозавров», «Земля до начала времени». Проведение раскопок динозавра Проведение опыта «Извержение вулкана» НОД познавательое развитие «Динозавры» НОД развитие речи «Прогулки с динозаврами» НОД  ФЭМП «Веселая математика с динозавром Дино» НОД лепка «Мой любимый динозавр» НОД рисование в нетрадиционной технике: граттаж «РАСКОПКИ ДИНОЗАВРА» развлечение «Путешествие к динозаврам» (Приложение № 2), Памятка для родителей «Расскажите детям о динозаврах» (Приложение № 3) Буклет  Мастер – класс «Такие забавные динозавры» (Приложение № 4). Заключительный этап Выставка детских рисунков по теме «Динозавры» Создание макета «Мир динозавров» Результаты На протяжении всего проекта мы увидели, как проделанная работа достигла своей цели. У детей и родителей стал развиваться интерес к эпохе динозавров, расширился кругозор. Дети: В   ходе   реализации   проекта   дети   приобрели   знания   об   эпохе   динозавров, расширили представление о видах динозавров. Нашли ответ на вопрос «Куда исчезли динозавры?». Также приобрели опыт совместной работы и реализации своих   творческих   потенциалов.   Научились   рисовать,   лепить   динозавриков, усовершенствовали   навыки   работы   с   ножницами.   Расширили   кругозор, познакомились   с   историей   развития   жизни   на   земле.   Побывали   в   роли исследователей, юных палеонтологов и археологов. Родители: Активно участвовали в проектной деятельности. Педагоги: Повысили   свой   профессиональный   уровень.   Пополнена предметно­ пространственная среда. Список использованной литературы: 1. Моя первая энциклопедия. «Динозавры» — М.: Эгмонт Россия, 2001. 2. Травина   И.В.   Моя   первая   книга   о   динозаврах.   Научно­популярное издание для детей.­ М.: ЗАО «РОСМЭН­ПРЕСС», 2007.­ 95 с. 3. Интернет ресурсы 4. "Большая книга о больших динозаврах. Для детей от 4 лет"­Эксмо, 2011 г. 5. Йоахим Опперман — Динозавры Год издания: 1994 Издательство:  «Слово» 6. Атлас животных с наклейками Лабиринт, 2009 г. 7. Эти таинственные животные. Рептилии. Насекомые Женевьев де Бекер  2009г. Издание: Росмэн­пресс. 8. Сладков Н. И. Разговоры животных Издательство Стрекоза 2010г. Приложение 1 Рассказ ­ беседа «Кто такие динозавры и когда они жили?» Динозавры   –   это   рептилии,   жившие   миллионы   лет   назад.   Динозавры властвовали   почти   150   миллионов   лет.   Динозавры   были   самыми удивительными  животным  из всех  когда – либо живших на земле. Первые динозавры   были   плотоядными.   Растительноядные   появились   позднее, воспользовавшись   буйством   окружающей   растительности.   Одни   были размером   с   цыпленка,   другие   величиной   с   современный   лайнер.   Подобно нынешним рептилиям, гладкая кожа динозавров была покрыта чешуей, а яйца имели скорлупу. Динозавры жили в мезозойскую эру. В мезозойской эре было три периода — триасовый, юрский и меловой. Триасовый период. Триасовый   период   начался   около   250   миллионов   лет   назад   и   длился   35 миллионов лет. Обитатели: Самые первые из появившихся на Земле динозавров были совсем небольшого размера. Но в течение триасового периода среди них появляются довольно крупные хищники и растительноядные ящеры. В триасовом периоде рептилии уверенно завоевывали пространства суши — возникли ихтиозавры и плезиозавры.   В   середине   триасового   периода   появились   самые   первые представители динозавров. Хищники: ставрикозавры — длина до 2 метров. тринаксодон — длина 40 см Пища: вероятно, насекомые, мелкие пресмыкающиеся и беспозвоночные. Облик Земли. К началу триасового периода все континенты были объединены в огромный континент Пангею. А его берега омывали волны единственного океана Панталассы. Животные и растения расселялись по ней и теперь их ископаемые останки находят в Африке , Антарктиде. Климат на всей планете был сухим и теплым. Часто происходили извержения вулканов. Было много пустынь, среди которых были оазисы. По берегам рек и озер   росли   древовидные   папоротники   и   хвощи.   В   триасовом   периоде появляются первые хвойные растения. У них были широкие листья, как у дерева гинкго. Это дерево дожило до наших дней. Юрский период. Юрский период – второй период мезозойской эры. Он начался 21 миллионов лет   назад   и   длился   около70   миллионов   лет.   Именно   в   юрский   период динозавры достигли вершины своего расцвета. Обитатели. В юрском периоде исчезли огромные амфибии, зато в болотах заквакали   лягушки.   Моря   бороздили   морские   рептилии­ихтиозавры   и плезиозавры.   В   небе   на   расправленных   крыльях   парили   летающие   ящеры, такие   как   впафобетор,   кетцалькоатли,   птерозавр.   Рамфоринх   был   первым летающим   ящером.   Крыльями   ему   служили   кожистые   перепонки   между передними и задними ногами. Стрекозы и рыбы – его добыча. В это время на Земле обитало уже немало маленьких юрких зверков, похожих на нынешних землероек.   Но   «главными»   животными   на   суше   в   юрский   период   стали динозавры. Они встречались повсюду, такие как Травоядные брахиозавр – вес 50 тонн, длина — до 23 метра, стегозавр–вес 6 ­8 тонн, длина – 9 метров, апатозавр – вес 20 тонн, длина – 21метр. Хищники диилофозавр, вес – 400 кг, длина 6 метров. цератозавр, вес – 1 тонна, длина 6 метров. аллозавр, вес — 1,5 – 2 тонны, длина 12 метров Облик   Земли.   В   юрском   периоде   Пангея   начала   распадаться   на   части. Образовались  два  новых  континента —  Гондвана  и  Лавразия, разделенных древним океаном Тетис. Климат по­прежнему был тёплым, но стал значительно более влажным. На землю   обрушивались   проливные   дожди,   полноводнее   стали   реки   и   озёра. Пустыни   исчезали,   отступая   в   глубь   континентов.   На   смену   им   пришли пышные зелёные леса. Леса юрского периода напоминали современные джунгли. Но среди буйной растительности   нет   ни   одного   цветка.   В   юрском   периоде   произрастало множество видов саговников. Саговники похожи на пальмы — их ствол тоже венчает   пучок   раскидистых   листьев.   На   самом   деле   саговники   –   нечто   о среднее   между   древними   папоротниками   и   хвойными   растениями.   Часть видов   сохранилась   в   тропических   районах   до   наших   дней.   Саговник   – настоящее «живое ископаемое». Меловой период Меловой период начался 145 миллионов лет назад и длился 80 миллионов лет. Вместе с этим периодом закончилась эра динозавров на Земле. Обитатели. На Земле появилось много новых насекомых – бабочек шмелей пчел.   В   ветвях   щебетали   птицы.   В   небе   по­прежнему   царили   крылатые рептилии,   в   морях   морские,   а   на   суше   появились   огромные   хищные тираннозавры,  а  земля  дрожала   под  ногами   растительноядных   гигантов  — сейсмозавров. Травоядные: паразавролофус­вес 3 тонны, величина 10 м в длину трицератопс­вес 6 тонн.9 метров в длину пахицефалозавр — вес 1 тонна, величина 4,6 м в длину стиракозавр — вес до 3 тонн, величина 4 м в длину. Хищники: тираннозавр — Рекс – вес 7 тонн величина 12 м в длину. велосираптор – вес 15 кг, величина 1,8 м в длину. Облик Земли. В меловом периоде древние материки распались на части. В их очертаниях уже угадывались разделённые океанами современные континенты. Но Южная Америка пока составляла единое целое с Африкой. Климат   быстро   менялся.   Он   напоминал   климат   наших   дней,   хотя   был значительно  теплее.   Тропические   леса   занимали  огромные   пространства.  В лесах мелового периода уже редко встречались древовидные папоротники и саговники.   На   смену   им   пришли   широколиственные   деревья.   А   под   ними зазеленели густые травы и кустарники. Широко были распространены сосны и ели. Впервые появились цветковые растения. Магнолия — одно из первых цветковых растений на земле. В   конце   мелового   периода   произошло   самое   известное   и   очень   крупное вымирание   многих   групп   растений   и   животных.   Вымерли   многие голосеменные растения, все динозавры, птерозавры и водные рептилии. Одна из   гипотез   гласит,   что   динозавры   были   уничтожены   метиоритом, столкнувшимся   с   Землёй.   Мощный   удар   был   способен   поднять   в   небо большое, и густое облако пыли, препятствующее проникновению солнечных лучей. Воздух при этом мог остыть, а растения и динозавры – погибнуть. Приложение № 2 Конспект развлечения с детьми  «Путешествие к динозаврам» Образовательная область: познавательное развитие Тип деятельности: интегрированное Интеграция   областей:   речевое   развитие,   социально   ­   личностное   развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие Тема: «Путешествие к динозаврам» Возраст детей: 4­5 лет. Способ организации: с подгруппой детей Цель:   развитие   познавательной   активности   дошкольников   в   процессе знакомства с древними обитателями через овладение действием построения модели внешнего вида древних животных (пресмыкающихся). Задачи: 1.   Закреплять   знания   детей   о   животных,   живших   в   древности,   задолго   до появления человека на Земле. 2. Закреплять знания в процессе гимнастических упражнений. Создавать на занятии   положительный   эмоциональный   настрой   через   проигрывание психологических этюдов. 3. Расширять кругозор детей, познавательные интересы к жизни динозавров. Предварительная работа:   беседа с детьми о животных, живших в древнем мире,   обсуждение   их   образа   жизни,   повадок.   Чтение   энциклопедий, познавательной   литературы   (энциклопедии:   «Самая   первая   энциклопедия. Динозавры» И. Травина, «Детская энциклопедия о динозаврах» Л. Камбурнак, «Тайны   живой   природы»   Рик   Моррис,   «Атлас   живого   мира»   Е.   Павлова), рассматривание иллюстраций. Материалы:   магнитофон;   плакат   «Динозавры»;   конверт   с   загадкой­ подсказкой; листок, сделанный из цветного картона с подсказкой. Ход развлечения: Ребята, а вы знаете, что такое древний мир? Кто в нем жил? (Ответы: тогда на Земле   еще   не   было   человека.   Жили   различные   животные,   в   том   числе   и динозавры). А хотите побывать там? Мне нравится ваше предложение поехать туда   на   волшебном   поезде.   Вы   разрешите   быть   машинистом?   Вы   готовы? Тогда мы отправляемся в наше путешествие. (Дети под музыку выполняют бег змейкой, держа друг друга за талию). Ребята, вот мы с вами и прибыли в мезозойскую эру, которая была много миллионов лет назад. В это время на Земле жили удивительные животные – динозавры.   Это   были   рептилии,   в   чем­то   похожие   на   современных крокодилов, ящериц, черепах. Среди динозавров были гиганты   и карлики, мирные травоядные ящеры и самые свирепые хищники. На суше динозавры расселились   повсюду,   став   ее   полновластными   хозяевами.   «Динозавр» означает «Страшный ящер». Но далеко не все динозавры были большими и страшными. Например, компсогнат размером был примерно с курицу. Этот проворный   динозаврик   питался   насекомыми.   (Дети   рассматривают иллюстрацию с компсогнатом. Описывают его внешний вид: у него длинные ноги   и   короткие   передние   лапки;   его   кожа   пятнистая).   Давайте,   ребята, побегаем   как   компсогнат.   (Дети   выполняют   легкий   бег   с   пряжками, прижимают руки к груди). Ребята, посмотрите, на столе лежит какой­то конверт. Наверное он подскажет какого   животного   мы   встретим   дальше.   Открываем   конверт   и   читаем подсказку   загадку.   (Этот   динозавр   был   втрое   выше   и   вдесятеро   длиннее слона. Большая часть его длины приходилась на шею и хвост. При помощи длинной шеи он мог есть листву с самых высоких деревьев). Ответы детей: это длинношеие динозавры или диплодок. Рассматривают иллюстрацию. Ребята, давайте походим с высоко поднятой головой и тянем шею, как будто хотим сорвать листики с высокого дерева. А   теперь,   дети,   посмотрите,   на   стене   прикрепился   необычный   листочек. Давайте посмотрим какая на нем подсказка. Ребенок снимает лист. Читаем подсказку:   «У   этого   динозавра   на   голове   небольшой   гребень,   живут   по берегам рек. Между пальцев у них перепонки. Они могли ходить в топких местах   и   могли   плавать.   Питались   листвой».   Правильно,   это   гадрозавры. Давайте   рассмотрим   их   на   рисунке.   А   теперь   походим   в   развалку   как гадрозавры. А теперь, ребята, посмотрите, кто изображен на картинке? Да, это носорог. Какие динозавры очень похожи на носорогов, только у них «трехрогая морда» и костяной «воротник» на шее. Они очень массивные и у них неукротимый нрав.   Они   скусывали   ветки   деревьев,   траву.   Правильно,   это   рогатые динозавры или цератопсы. Давайте найдем их на плакате «Динозавры». А сейчас давайте назовем самого хищного гиганта. Он охотился на животных, так как ел только мясо. Его называют «Король ящеров­тиранов». Правильно, это тираннозавр. Давайте найдем его на плакате «Динозавры». Ребята, давайте заметим, что задние ноги тираннозавра были сильными и мускулистыми, а передние   –   маленькими.   Огромные   челюсти   тираннозавра   были   усажены зубами, по форме похожими на кинжалы и такими же острыми. Ребята, давайте изобразим тираннозавров: будем делать большие шаги, топать и грозно порычим. Ой,   ребята,   как   здорово   мы   съездили   в   древний   мир.   Познакомились   с динозаврами, поиграли у них. Но теперь нам пора возвращаться в детский сад. Волшебный паровозик нас ждет. (Дети бегают змейкой, изображая паровозик, держат друг друга за талию. Звучит музыка). Вот и закончилось наше путешествие. Приложение № 3 Памятка для родителей «Расскажите детям о динозаврах» Всё тайное и загадочное всегда привлекает  детей. Жажда познания может быть   удовлетворена   в   ходе   поисково   –   исследовательской   деятельности. Предлагаю   Вам   расширить   представления   детей   о   динозаврах   –   самых древних   животных   нашей   планеты.   Конечно,   же   все   названия   динозавров ребёнку   запомнить   сложно,   но   услышать   необычные   имена   этих представителей фауны ему будет очень интересно. Нам   понадобятся   картон,   цветная   бумага,   компакт   –   диск,   клей, двусторонний скотч и фантазия. 1. На альбомном листе нарисуйте эскиз панно. 2. Перенесите детали на лист цветной бумаги. Для этого приложите эскиз и цветную бумагу к стеклу и обведите части тела динозавра. 3. Вырежьте обведённые детали. Это может сделать и ребёнок. 4.   Приклейте   вырезанные   детали   на   бумагу   контрастного   цвета,   добавьте оформление (глаза, пятнышки, перепонки на ногах) и вырежьте, оставляя кант из контрастной бумаги 2­3 мм. 5.   Обведите   на   листе   картона   диск,   расчитав   его   место   в   соответствии   с эскизом. Так, чтобы остальные детали не выходили за рамки основы. 6. Приклейте части тела динозавра, немного заходя за контур диска. 7.   На   диск   приклейте   кусочки   двустороннего   скотча,   отклейте   защитную плёнку и соедините с контуром основы.   8.   Дорисуйте   маркером   или   фломастером   глаза,   наклейте   окружающие предметы. Здесь можно использовать фрагменты открыток, иллюстраций из журналов. 8. Вот такая красота получается у нас. Творческих успехов! Приложение 4 Мастер – класс «Такие забавные динозавры». Что же мы можем рассказать детям о динозаврах? Динозавры жили очень давно, несколько миллионов лет назад, когда ещё не было людей на Земле. Их можно   сравнить   с   крокодилами,   черепахами   и   змеями.   Это   огромные животные, которые жили и на суше и в воде. Среди них были травоядные и хищники. Динозавры жили во всех частях света, их останки находят до сих пор и собирают скелеты, чтобы люди увидели хозяев лесов и полей, живших миллионы лет назад. Почему они вымерли? До сих пор нет точного ответа на этот вопрос. Одни учёные считают, что на Земле сильно похолодало. Другие специалисты считают, что из космоса упали твёрдые объекты, подняв клубы песка и пыли, что привело к солнечному затмению и смене климата. Третьи доказывают, что динозавры отравились растениями. Свои истории сопровождайте просмотром книг, энциклопедий. Поисково – исследовательскую деятельность можно провести и на улице в летний день. Предварительно приготовьте части тела динозавра, вырезав их из линолеума или   фанеры.   Разместите   их   в   песочнице,   присыпав   песком.   Расскажите ребёнку, что возможно и в ваше песочнице находятся останки динозавров и аккуратно попытайтесь их «найти», используя кисточки, лопатки. Найдя все части тела, предложите ребёнку собрать макет динозавра, а дома нарисовать его или вылепить из пластилина. Динозавров   можно   назвать   «звёздами   телеэкранов».   Снимается   много фильмов   о   временах   юрского   и   мелового   периодов,   леденящих   от   ужаса кровь.   Такие   фильмы   старайтесь   смотреть   без   детей.   А   дошкольнику предложите   посмотреть   мультипликационный   сериал   «Поезд   динозавров». Почитайте  сказки  о  динозаврах:  «Сказка  о  динозавре   по  имени  Неумеха», «Сказка о летучем динозавре», «Сказка о братьях динозаврах». Полученные знания закрепите походом в зоопарк или созданием динозавров собственными   руками.   Можно   сделать   блокнот.   Из   бумаги,   сложенной «гармошкой»  вырежьте   силуэт   понравившегося   ребёнку   динозавра.   Листки скрепите степлером. Такой сувенир понравится не только ребёнку, но и его друзьям. Успехов Вам и Вашему ребенку! Приложение №5 Изменение среды для изучения темы  «Динозавры» Проводим опыт «Как  просыпается вулкан» изучаем строение  динозавров проводим раскопки «Мы  археологи»

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"

Образовательная практика "Детский проект"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2018