Образовательная программа «Развитие творческого мышления младших школьников средствами теории решения изобретательских задач» «По ступенькам ТРИЗ» 1 класс
Оценка 5

Образовательная программа «Развитие творческого мышления младших школьников средствами теории решения изобретательских задач» «По ступенькам ТРИЗ» 1 класс

Оценка 5
Документация +1
doc
Междисциплинарный 3
1 кл
04.03.2018
Образовательная программа «Развитие творческого мышления младших школьников средствами теории решения изобретательских задач» «По ступенькам ТРИЗ» 1 класс
Цели программы: - овладение основными инструментами ТРИЗ и развитие у детей умения использовать их на практике; - преодоление учащимися привычки поступать в нестандартных ситуациях по заученному плану, без учета ситуативных особенностей и собственных инд. возможностей; - снятие страхов, воспитание уверенности в своих силах; - воспитание интереса и готовности к творческому решению задач, возникающих в процессе самостоятельного познания мира, обучения, общения, игр; - формирование у детей потребности в развитии личных творческих способностей.Образовательная программа и тематическое планирование на 1 год развития творческого мышления средствами теории решения изобретательских задач
тем ТРИЗ.doc
Аннотация Образовательная программа «Развитие творческого мышления младших школьников средствами   теории   решения   изобретательских   задач»   «По   ступенькам   ТРИЗ» предназначена для детей младшего школьного возраста. Основной   целью   преподавания   является   выявление   творческих   способностей   и развитие творческого стиля мышления у детей.      В процессе обучения дети: С   помощью   игр   и   упражнений,   разработанных   на   базе   ТРИЗ,   развивают творческое воображение, осваивают приемы управляемой фантазии; Овладевают   навыками   адаптации,   пригодными   для   любых   видов деятельности; Знакомятся с основными понятиями теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), адаптированными для учащихся младшего школьного возраста; Учатся использовать на практике полученные знания путем поиска выходов из проблемных, нестандартных ситуаций, решения задач, не имеющих однозначного ответа; Участвуют   в   соревнованиях,   конкурсах   по   решению   творческих   задач,   а также викторинах и праздниках разнообразной творческой направленности. Актуальность  программы   определяется   тем,   что   она   полностью   отвечает   задачам, которые   ставит   перед   педагогами   Национальный   проект   «Образование»   ­   готовить нравственно ориентированную, творчески активную молодежь, способную решать сложные проблемы развития нашей страны. Новизна программы «По ступенькам ТРИЗ» состоит в том, что  ­   программа   обладает   комплексными   свойствами   и   является   системообразующей (программа сочетает в себе ряд подходов – системный, функциональный, диалектический, психологический,   лингвистический   –   дающих   в   совокупности   возможность   проводить обучение как в рамках отдельного предмета, так и путем интеграции этих подходов со всеми   другими   предметами;   в   результате   из   самостоятельных   предметов   постепенно выстраивается целостная система на единой методологической основе); ­   обучение   построено   на   формулировании   и   решении   большого   количества   задач   с неоднозначным ответом, требующим нравственного выбора; ­   созданная   для   инженеров   и   широко   апробированная   на   практике   технология адаптирована для восприятия детьми младшего школьного возраста. Цели программы:  ­ овладение основными инструментами ТРИЗ и развитие у детей умения использовать их на практике; ­   преодоление   свойственных   большинству   детей   привычки   поступать   в   нестандартных ситуациях   по   заученному   плану,   без   учета   ситуативных   особенностей   и   собственных индивидуальных возможностей; ­ снятие страхов, мешающих самостоятельно решать возникающие проблемы, воспитание уверенности в своих силах; ­   воспитание   интереса   и   готовности   к   творческому   решению   задач,   возникающих непосредственно   в   процессе   самостоятельного   познания   окружающего   мира,   обучения, общения, игр; ­ формирование у детей потребности в развитии личных творческих способностей. Основные задачи программы «По ступенькам ТРИЗ»  1. Формирование   навыков   осознанного   использования   инструментария   ТРИЗ   для решения задач в различных областях  деятельности  (опыт социальной  адаптации, самостоятельной творческой работы); 2. Превращение получаемых знаний и навыков в способ творческого освоения мира через игровые приемы; 3. Воспитание активной жизненной позиции, опирающейся на внутреннюю мотивацию обучения: интерес, чувство успеха, утверждение своих сил и способностей; 4. Создание предпосылок для развития системно­диалектического стиля мышления и управляемого творческого воображения. Ожидаемые результаты освоения программы В результате обучения дети должны обладать следующими знаниями:  О причинно­следственной связи событий  Простейшие приемы и методы фантазирования  Понятия о назначении (функциях) объектов  О связи назначения объекта с его свойствами  Основные виды вещественно­полевых ресурсов  Понятия об инструменте, изделии, их взаимосвязях  Понятия об объекте и его частях, о системе, подсистеме, надсистеме  О возникновении проблемных ситуаций и о конфликтующей паре  Понятия о противоречии  Понятие об идеальном конечном результате (ИКР)  О том, что такое открытая задача  О возможности решать творческие задачи «по правилам» В результате обучения дети должны обладать следующими умениями:  Создавать свободные и заданные образы из произвольных объектов  Строить причинно­ следственные цепи событий  Обнаруживать и преодолевать психологическую инерцию мышления, число видов инерции – 1  Пользоваться приемами развития творческого воображения (РТВ), число изученных приемов – 2  Пользоваться методами РТВ, число методов – 2  Определять назначение объектов и изменять его по потребности  Находить и использовать срытые свойства объектов (ресурсы)  Определять части и принадлежность объекта  Формулировать задачу в проблемной ситуации  Находить в задаче конфликтующую пару  Формулировать ИКР решения задачи  Выявлять и использовать ресурсы для решения открытых задач Литература: 1. Пчелкина   Е.Л.   По   ступенькам   ТРИЗ.   Методическое   пособие   по   развитию творческого мышления детей. – СПб.: 2010. 2. Плаксин М.А. Теория решения изобретательских задач в начальной школе: первое полугодие. ­ Пермь, 2001. 3. Иванов   Г.И.   Денис­изобретатель.   Рассказы   и   задачи   для   развития   творческого мышления. – СПб.: 2010. Тематический план. 1 класс Диагностика до начала обучения I Развитие управляемого образного мышления. Образные методы решения задач. 1.1 Введение. Знакомство. 1.2 Кляксография. Кляксовая живопись. В гостях у Пачкули. 1.3 Пальчиковая живопись. Образы из ладошки. Наши удивительные ладошки. 1.4 Дорисовывание фигур неопределенной формы до узнаваемого образа. Мастерская  веселых художников. 1.5 Задачи на перевод точка­линия­плоскость­объем. Мастера бумажных дел. II Развитие причинно­следственного логического мышления. 2.1­2.3 Задачи на восстановление причинно­следственных связей. Мы Почемучки и  Потомучки. III Приемы и методы активизации творческого воображения. 3.1 Игры на снятие психологической инерции. В гостях у Хитрули. 3.2 Приемы фантазирования (увеличение­уменьшение, наоборот) ­ Игры с Микки и Лофанси ­ Игра «наоборот» 3.4 Метод фокальных объектов. Мастерская добрых дел 3.5 Метод Робинзона Крузо. Мы Робинзоны 3.6 Ресурсы. Использование ресурсов. Полезные ненужности IV Развитие функционального мышления. 4.1 Назначение объектов и их частей. Предметы­труженики 4.2­4.3 Понятие «изделие», «инструмент». Взаимодействие. Обратимость. Предметы­ труженики 4.4 Ресурсы. Решение проблемных ситуаций с использованием ресурсов. Предметы­ труженики V Развитие системного мышления. 5.1 Объект и его части. Системная вертикаль. Игра «Системные цепочки» 5.2 Группировка объектов по общим признакам. Игры «Системные цепочки», «Расселялки» 5.3­5.4 Развитие объектов в зависимости от их назначения. «Путешествие по времени»,  «Пятиэкранчик» VI Основные понятия и инструменты ТРИЗ. 6.1­6.2 Игры для подготовки к восприятию понятия «противоречие». 6.3­6.4 Понятие ИКР. Знакомьтесь, Мастер САМ. Мастер САМ и его ответы. 6.5 Выделение проблемной ситуации. Знакомство с числовой парочкой. 6.6 Использование ресурсов при получении ИКР, Знакомство с Мастером Ресурсом. 6.7­6.8 Решение задач с использованием ресурсов. Работа скорой изобретательской  помощи. 7.1­7.2 Диагностика в конце обучения.   Итого: 31 час

Образовательная программа «Развитие творческого мышления младших школьников средствами теории решения изобретательских задач» «По ступенькам ТРИЗ» 1 класс

Образовательная программа «Развитие творческого мышления младших школьников средствами теории решения изобретательских задач» «По ступенькам ТРИЗ» 1 класс

Образовательная программа «Развитие творческого мышления младших школьников средствами теории решения изобретательских задач» «По ступенькам ТРИЗ» 1 класс

Образовательная программа «Развитие творческого мышления младших школьников средствами теории решения изобретательских задач» «По ступенькам ТРИЗ» 1 класс

Образовательная программа «Развитие творческого мышления младших школьников средствами теории решения изобретательских задач» «По ступенькам ТРИЗ» 1 класс

Образовательная программа «Развитие творческого мышления младших школьников средствами теории решения изобретательских задач» «По ступенькам ТРИЗ» 1 класс

Образовательная программа «Развитие творческого мышления младших школьников средствами теории решения изобретательских задач» «По ступенькам ТРИЗ» 1 класс

Образовательная программа «Развитие творческого мышления младших школьников средствами теории решения изобретательских задач» «По ступенькам ТРИЗ» 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018