Общешкольный образовательный проект «Пороховая память…». Внеклассное мероприятие по литературе «С чего начинается память…» (посвящено 100 - летию со дня рождения К.Симонова)
Оценка 5

Общешкольный образовательный проект «Пороховая память…». Внеклассное мероприятие по литературе «С чего начинается память…» (посвящено 100 - летию со дня рождения К.Симонова)

Оценка 5
Мероприятия
doc
русская литература
5 кл—11 кл
05.04.2017
Общешкольный образовательный проект «Пороховая память…». Внеклассное мероприятие по литературе «С чего начинается память…»  (посвящено 100 - летию со дня рождения К.Симонова)
Файл содержит презентацию к мероприятию по литературе
С чего начинается память.... Жизнь и творчество К.Симонова.doc

Внеклассное мероприятие по литературе «С чего начинается память…»

(посвящено 100 - летию со дня рождения К.Симонова)

Участники: обучающиеся 1-11 классов.

Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение, реквизит для элемента драматургии.

Ход мероприятия:

          Звучит песня на стихи Расула Гамзатова «Журавли» в исполнении Марка Бернеса.

Мне кажется порою, что солдаты, 
С кровавых не пришедшие полей, 
Не в землю нашу полегли когда-то, 
А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних 
Летят и подают нам голоса. 
Не потому ль так часто и печально 
Мы замолкаем, глядя в небеса?

Летит, летит по небу клин усталый, 
Летит в тумане на исходе дня, 
И в том строю есть промежуток малый, 
Быть может, это место для меня.

Настанет день, и с журавлиной стаей 
Я поплыву в такой же сизой мгле, 
Из-под небес по-птичьи оклика 
Всех вас, кого оставил на земле...

 

Ведущий 1. Сегодня мы будем говорить о человеке, у которого тоже нет официальной могилы.  Если ехать из Могилева в Бобруйск  (это в Белоруссии) на шестом километре дороги шоссе слегка расширяется, в разрезе придорожной полосы деревьев –  площадка, и на ней дикий камень. У камня цветы, а на камне резцом высечено имя - Константин Симонов. Полоса деревьев, линейкой идущая в поле, скрывает остатки рва, который когда-то спешно вырыли - остановить танки. И остановили – 39 танков за одни сутки… Но немецкие танки тут в 41-м остановил не этот теперь оплывший земляной ров, а люди, тут оставшиеся навечно. Симонов видел, как это было. Помнил об этом всю свою жизнь. И завещал своим родным развеять его прах здесь, над этим полем, чтобы навсегда остаться с теми, кто здесь погиб.

 

Ведущий 2. Родные выполнили завещание поэта, и урна с прахом была доставлена на Буйническое поле в Белоруссии в сентябре 1979 года. А в 1980 году, 25 ноября, в день рождения Симонова, на Буйническом поле был установлен большой 15-тонный памятный камень с мраморной доской: «...Всю жизнь он помнил это поле боя 1941 года и завещал развеять здесь свой прах». А 9 мая 1995 года на шестом километре шоссе Могилев-Бобруйск состоялось открытие Мемориального комплекса «Буйническое поле» с целью увековечивания подвига всех защитников Могилёва от немецко-фашистских захватчиков. Мемориал занимает площадь 22 га, в центре его стоит 27-метровая каплица – символ величия воинского духа, вокруг неё – военная техника времен  Второй мировой войны, недалеко – небольшое Озеро Слёз – символ слёз всех матерей, потерявших сыновей в годы войны. От каплицы расходятся четыре аллеи, одна из которых носит имя К. Симонова и заканчивается памятным камнем с надписью «Константин Симонов». Писатель не захотел расстаться с этими местами, теперь он здесь навечно.

Ведущий 3.
С чего начинается память – с берез?
С речного песка? С дождя на дороге?
А если - с убийства!
А если – со слез!
А если – с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых в пыли распростертых!
А если с недетского знания – как
Живое становится мертвым!
И в пять,
И в пятнадцать,
И в двадцать пять лет
Войной начинается память
Здесь в этой стране,
Где не помнящих – нет,
Попробуем это представить…

 

Слово предоставляется обучающимся начальной школы (чтение наизусть стихотворений К.Симонова).

 

Ведущий 1. Пороховая память… Более 1000 поэтов и писателей ушли на фронт в 1941 году, 400 из них не вернулись. Одни  были военными корреспондентами, другие артиллеристами, кто-то воевал в пехоте. На плечи Константина Симонова судьба возложила нелегкий солдатский труд еще до начала Великой Отечественной. Летом 1939 года Симонов побывал на своей первой войне, на Халхин-Голе, в качестве сотрудника газеты. Там, на Халхин-Голе, началась огневая, в прямом смысле слова, поэзия Симонова. С Халхин-Гола он привез книгу новых стихов, стихов, посвященных живым и павшим героям. Тогда же Симонов был удостоен первой правительственной награды – ордена «Знак Почета». Симонову было 24 года.

 

Ведущий 2. За четыре года войны около 30 раз Симонов ездил в короткие и длинные командировки на фронт, первый раз – в июне сорок первого, - под Могилев и последний – в апреле сорок пятого, - под Берлин. Он ходил в атаку вместе с пехотной ротой в Крыму. Был в горящем Сталинграде. Где он только не бывал. Редакция бросала его с одного важного участка фронта на другой – Западный фронт, Одесса, Севастополь, Рыбачий полуостров, снова Западный фронт, Курская дуга, Украинские фронты – Первый, Второй, Третий, Четвертый, а потом Польша, Румыния, Болгария, Югославия, наконец, поверженная в прах Германия.

Итогом его поездок по фронтам стало стихотворение «Военные корреспонденты», положенное на музыку (исполнение произведения обучающимися 7 класса).

 

Ведущий 3. А начиналось всё в далёком детстве, в 1915 году, в Санкт- Петербурге, когда в семье военного родился мальчик, назвали его Кирилл. Это позднее Симонов возьмёт литературный псевдоним – Константин, так как не выговаривал буквы - р- и - л- , а затем и официально изменит своё имя. Его отцу, армейскому офицеру, вскоре после рождения сына, было суждено погибнуть на войне. Его мать, урождённая княгиня Александра Оболенская, принадлежала к небогатой, хотя и одной из самых старинных аристократических семей (в этой семье было принято мальчиков называть Константинами). 

 

Ведущий 1. После смерти супруга Александра Оболенская вышла замуж за другого офицера, Александра Иванищева. Отчим Кирилла участвовал в русско-японской войне 1905 года, а в первую мировую войну был ранен и пострадал в газовой атаке. После революции, будучи профессиональным военным, хотя и негодным для несения действительной службы, он вступил в Красную армию и стал преподавателем в военном училище в Рязани.

Самые ранние воспоминания Симонова - о казарменной жизни. Его отчим был приверженцем строгой дисциплины, для него всё имело своё время и место. Но в то же время, влияние Оболенских влекло Кирилла в другую сторону. В ленинградском доме своей тёти Софьи Оболенской, работницы библиотеки, он написал первое стихотворение.

 

Ведущий 2. В 19 лет Константин Михайлович начал печататься, а в 26 – он уже лауреат Государственной премии СССР. А потом – шесть Государственных премий СССР, Государственная премия РСФСР, Ленинская премия и звание Героя Социалистического Труда. Три ордена Ленина, орден Красного Знамени, два ордена Отечественной войны, первой степени, орден «Знак Почета» и медали, медали, медали…

 

Ведущий 3. Военная лирика сделала имя Симонова широко известным. Известность переросла в любовь к нему, в любовь искреннюю и вполне заслуженную. Стихи Симонова учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх смерти, голод, разруху.
Его статьи были не просто хроникой сражений и летописью пережитого – они сражались, мужественного и беззаветно.

Ведущий 1. В 1941 году Константину Симонову  - 25 лет. За Могилев, к линии фронта, военным корреспондентом он прибыл к пятому дню войны: каким он был, этот совсем еще молодой человек, уже известный, впрочем, как автор пьесы «Парень из нашего города»?

Из дневника писателя: «Не знаю, как другие, а я, несмотря на Халхин-Гол, в эти первые дни настоящей войны был наивен, как мальчишка… Шинель была хорошо пригнана, ремни скрипели, и мне казалось, что вот таким я всегда буду». И там же, через пять-шесть страниц: «Две недели войны были так непохожи, что мне казалось: я и сам уже не такой, каким уезжал 24 июня из Москвы». Таково потрясение, пережитое на Могилевской и Смоленской земле. Это все  тогда  пережили.

 

Ведущий 2. Нельзя без волнения читать страницы записок о выходивших из окружений, о беженцах на дорогах, о самолетах над дорогами, о танках, вдруг прорывавшихся в тыл отступающим, об июльской пыльной жаре, неразберихе, путанице, об ощущении огромного горя, которое разом обрушилось и которое разрасталось. Пробираясь на пикапе по проселкам Могилевщины и Смоленщины, молодой горожанин, корреспондент столичной и армейской газет, впервые близко увидел деревню, деревенскую жизнь, деревенских людей. Увидел в беде и горе.

 

Ведущий 3. «Я понял, насколько сильно во мне чувство Родины, - напишет Симонов, - насколько я чувствую эту землю своей и как глубоко корнями ушли в нее эти  люди, которые живут на ней… Было чувство острой жалости и любви ко всему находившемуся здесь: к этим деревенским избам возле дороги, к траве, к березам, ко всему русскому». Это из дневника, опубликованного значительно позже. А тогда, в 41-м, Симонов свои чувства выразил в стихах. В сильных стихах.

 

Ведущий 1. Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины. Строки этого стихотворения сжимают сердце и сегодня. А тогда в 41-м, 42-м?
Стихотворение, посвященное Алексею Суркову, стало общим для страны. Звучит наизусть стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» (чтение и анализ стихотворения учениками 10 класса)

 

Ведущий 2.  В 1941 году Константину Симонову  было уже 25 лет, а одному из героев его произведения «Сын артиллериста» - Лёньке - всего 18. В основу произведения легла подлинная история дружбы двух фронтовых офицеров, которые вместе прошли Гражданскую войну и решили связать свою жизнь с армией. Эту историю поведают нам учащиеся 5 класса (чтение стихотворения обучающимися 5 класса).

          

Ведущий 3. Среди всех  мужских  привязанностей – самая могучая, самая естественная – любовь к женщине. Поэтому вовсе не случайно Симонов опубликовал в 1941-1945 годах две книги стихов, из которых одну называет «Война», а другую – «С тобой и без тебя». Это были особые стихи. Они пользовались огромным успехом у читателей, потому что человек, лишенный любви, чувствует себя обделенным. Любовь для фронтовика – это невидимая, но крепкая, надежная ниточка между ним и всем тем, что находится за его спиной. Война, как вор, прокралась в наш дом, оторвала нас от родной земли, разделила семьи, разрушила домашний очаг. Каждый чувствовал, что он, как любимой, лишился родной земли. И каждый повторял: «Жди меня». Но до этого никто не написал этих слов. Их написал Симонов. Писал о своем, но произнес мысль миллионов. Слова «Жди меня…» были солдатским паролем. В них было заключено все – вера, надежда и любовь. Мы услышим это стихотворение, положенное на музыку, в исполнении обучающихся 7 класса.

            

Ведущий 1.  А ещё одной любовью Симонова была Родина, Россия. В любви к ней он признаётся в стихотворении с таким простым и незамысловатым названием «Родина». Это стихотворение мы услышим в исполнении обучающихся 8 класса.

            

Ведущий 2.  Константин Симонов был не только поэтом, но и прекрасным писателем и драматургом. В годы войны он написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи». Первый роман «Товарищи по оружию» увидел свет в 1952 году, затем большая книга – «Живые и мертвые» В 1961 году театр «Современник» поставил пьесу Симонова «Четвертый». Далее он пишет роман «Солдатами не рождаются», затем - «Последнее лето». По сценариям Симонова были поставлены фильмы «Парень из нашего города», «Жди меня»,  «Дни и ночи», «Бессмертный гарнизон», «Живые и мертвые», «Двадцать дней без войны»

 

 Ведущий 3. Пьеса «Русские люди» написана в 1942 году. Это драма о трудностях войны как непрерывное испытание всех человеческих сил. «Русские люди» — первый художественный отклик Симонова на события войны, рожденный нелегкими испытаниями, мыслями о том, как и что выявляет война в людях, в народе. Как очищает и высветляет она или, напротив, окончательно разрушает человеческие души. Из сплетения характеров, столкновения идей, жизненных фактов, истории любви и ненависти вырастает рассказанная простыми словами очевидца драматическая повесть о народном подвиге, названная двумя единственно верными словами — «Русские люди»...

Сейчас вашему вниманию будет представлена инсценировка одного действия пьесы, подготовленная силами обучающихся 11 класса (элемент драматургии).

          

Ведущий 1.  Закончилась война, Симонову нет еще и тридцати. Работавший всю войну, не зная отдыха и передышек, он и теперь не имеет времени, чтобы оглянуться.  Он объездил полсвета. Побывал в Германии, США, Японии, во Вьетнаме и многих других странах. Любознательность, писательский и общественный темперамент ведут его по всей стране, по всему миру. Он был потрясающе работоспособен. Он просто садился за стол и писал, и писал, и писал. «Во всем Советском Союзе не было более трудолюбивого писателя», - скажет позднее один из друзей писателя.

             

Ведущий 2. Его перу принадлежат лирические стихи и поэмы, очерки и рассказы, повести и романы, пьесы и сценарии, мемуары и дневниковые записки. Он постоянно выступал в печати как публицист и литературный критик. Самое замечательное из написанных им в этих жанрах составило одиннадцать томов Собрания сочинений. Множеством разных дел занимался Симонов. По его инициативе и при его содействии были организованы в доме писателей выставки Петрова-Водкина, Пиросмани, Татлина, создан музей-квартира Блока в Петербурге, сохранена квартира Маяковского в Москве; созданы памятники Арсеньеву и Яшину, и многое, многое другое. По инициативе и стараниями Симонова были выпущены в свет или переизданы после долгого перерыва «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, романы Ильфа и Петрова, стихи О. Мандельштама, произведения И. Эренбурга и другие.

            

Ведущий 3. И помогал, и помогал людям: ветеранам войны, начинающим писателям, просто человеку, обратившемуся к нему за помощью. Непрерывность труда была стилем и смыслом жизни Симонова. И, пожалуй, самым печальным днем для этого человека был день в июле 1979 года, когда он почувствовал, что не может работать. В тот день на телеграфном бланке, найденном позже среди его бумаг, возможно, лишь для себя, Симонов записал: «Я уже ничего не могу доделать. Что сделано, то сделано, что задумано и не додумано, тоже не в моей власти. Я могу только, если потребуется, привести в порядок не приведенное в него». И мужественно готовясь к концу, привел в идеальный порядок свой огромный архив…

        

Ведущий 1. Умер Константин Михайлович в Москве 28 августа 1979 года. По завещанию писателя прах его развеян на Буйническом поле под Могилевом, откуда он чудом выбрался живым, тогда, в июле сорок первого. Сейчас там, на поле боя, стоит валун, на котором высечено «Константин Симонов», а в каких-нибудь ста метрах – обелиск воинам 388-го полка, почти целиком полегшего под Могилевом. Прах его смешался с прахом погибших в сорок первом. Он вернулся к ним навсегда.

 

Завершение вечера – звучит песня «Как служил солдат» (исполнитель Ж.Бичевская).

 

 


Внеклассное мероприятие по литературе «С чего начинается память…» (посвящено 100 - летию со дня рождения

Внеклассное мероприятие по литературе «С чего начинается память…» (посвящено 100 - летию со дня рождения

Могилёва от немецко-фашистских захватчиков

Могилёва от немецко-фашистских захватчиков

Редакция бросала его с одного важного участка фронта на другой –

Редакция бросала его с одного важного участка фронта на другой –

Ведущий 1 . В 1941 году Константину

Ведущий 1 . В 1941 году Константину

Война», а другую – «С тобой и без тебя»

Война», а другую – «С тобой и без тебя»

Он объездил полсвета. Побывал в

Он объездил полсвета. Побывал в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2017