Одаренность как феномен развивающейся личности ребенка
Оценка 5

Одаренность как феномен развивающейся личности ребенка

Оценка 5
Иллюстрации +3
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
07.04.2017
Одаренность как феномен развивающейся личности ребенка
Публикация является частью публикации:
текст для инета широкое пользование.docx
Одаренность как феномен развивающейся личности ребенка Из   обращения   президента   РФ   В.В.Путина   Федеральному   собранию   «Одновременно   с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска   и   поддержки   талантливых   детей,   а   также   их   сопровождения   в   течение   всего периода становления личности».  В работе педагогов в школе искусств как никогда проблема одаренности актуальна и педагоги более свободно, в плане одаренности, смотрят на тех детей, которые обучаются в учреждении, нежели педагоги ОУ. Если ребенок пришел в школу искусств (привели родители), определенные способности он имеет. А если он еще и участвует в конкурсах различного уровня и занимает призовые места, по праву его считают одаренным. Но одаренность не ограничивается именно этим критерием, и сегодня мы с вами в этом убедимся в очередной раз. Точное определение такому термину как одаренность пока не создано, говоря своими словами это то, что необходимо для выполнения какой либо деятельности, то есть ряд  определенных навыков. Часто это слово используют наравне с талантом, но это является  большой ошибкой. Но все же вернемся к понятию одаренность, что же это такое и какие пункты оно в себя  включает?! одаренность — это высокий уровень развития каких либо способностей».  Способности в свою очередь это навыки, которые были выработаны самим человеком. Но  стоит заметить, что некоторым обучение дается легче и быстрее, следовательно, кто­то  близок этому занятию , другой же имеет навыки в другом. В этом случае мы можем увидеть  проявление задатков, то есть природных возможностей, которые ускоряют получение  определенных способностей. Стоит так же учесть, что они не обязательно с превратятся в  способности, человек может зарыть их в самом начале. Хотя человек и является уникальным с самого рождения, задатки, которые скрыты в нем,  при соответствующем развитии могут принести большие плоды. Часто бывает так, что  человек просто их забывает. Почему же это случается? Кто виновен в подобном явлении? Задатки начинают выявлять с раннего детства, ребенок может быть явным лидером среди  своих сверстников или же ему быстрее других удается пройти физическую дистанцию.  Родители замечают его особенности , в связи с чем могут отправить его на футбол, балет,  рисование и т.д. . Но к несчастью, из­за нехватки времени или просто нежелании заниматься своими детьми, ребенок постепенно забывает свои навыки и не развивает их дальше. У  более взрослых детей и подростков обычной преградой становиться лень. Нежелание  делать что либо приводит их к за чахлости и потери свое индивидуальности. Человек сам  виновен в том, что его способности не получили развитие, и он не стал одаренным. Бывает и так, что человек может не подозревать о своих навыках и способностях. Просто в  нужный момент его не направили в нужную сторону или же он сам не заметил в себе ничего  особенного. Задатки есть в каждом и только от нас зависит, сможем ли мы перевоплотить  их в одаренность.  ПоэтомуВ современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики,  прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Одаренность   детей   может   быть   установлена   и   изучена   только   в   процессе   обучения   и воспитания. Давайте рассмотрим 2 ситуации, происходящих на занятии уроке, дайте характеристику  того, что видите? 1) Обычное поведение ребят на уроке ИЗО 2) Нестандартное поведение, выход за рамки задания Сейчас побудьте в роли родителей  у вас в руках тест для родителей для большего понимания, для привыкания к тому, что их ребенок является одаренным (лист с тестом, пожалуйста оцените своего ребенка или себя) Одаренность... что это? Кто такой одаренный ребенок? (вопрос педагогам, обсуждение) Краткий портрет такого ребенка ­ одаренный ребенок – личность, во многом отличающаяся от других обучающихся;  ­   одаренные   дети   требуют   особого   психолого­педагогического   подхода   при   обучении, воспитании и социализации;  ­   одаренные   дети   редко   бывают   отличниками   или   даже   просто   хорошистами   при традиционном обучении. Сейчас рассмотрим этот портрет более подробно  (объединяем педагогов на 3 группы). Ваша задача из нескольких характеристик одаренного ребенка составить его целостный портрет и презентовать его аудитории(каждая группа получает некий текст, лист А3, маркеры) 1 группа   Одаренные дети изобретательны в игре и деятельности.  У них довольно ярко проявляется талант в сфере общения.  Чрезвычайно  любопытны  в отношении  того, как  устроен тот или  иной  предмет. Способны следить за несколькими процессами одновременно.  Обладают отличной памятью в сочетании с ранним языковым развитием.  Обладают большим словарным запасом, изобретают собственные слова.  Не терпят, когда им навязывают готовый ответ  Некоторые   одаренные   обладают   повышенными   математическими   способностями, что может повлиять на их прогресс в чтении.  Отличаются   продолжительным   периодом   концентрации   внимания   и   большим упорством в решении задачи.  Они   остро   реагируют   на   социальную   и   общественную   несправедливость,   часто борются за правду.  Детей   часто   незаслуженно   обвиняют   во   лжи,   которая   проявляется   у   них   как фантазирование и сочинительство. Их яркое воображение не отличает реальность от вымысла.  Они чувствительны к юмору.  Очень   красноречивы   и   оригинальны   в   характеристиках.   Более   тонко   замечают детали   и   отрицательные   поступки,   которые   критикуют,   чем   вызывают отрицательную реакцию окружающих.  2 группа  Тонкость   психической   организации   часто   выводит   их   из   эмоционального   что   проявляется   в   нетерпеливости   и   эмоциональной равновесия, несбалансированности.  Чувствительны к невербальным реакциям окружающих в общении.  Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные нетерпеливы и порывисты.  Для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость.  Проявляется повышенная активность личности.  Наиболее ярко по сравнению с обычными детьми выражена эгоцентричность, что проявляется в оригинальном толковании событий и явлений, которое при общении выражается в раздражении, упрямстве и критике.  Отличаются высоким энергетическим уровнем, причем спят они меньше обычного.  Разница   в   интеллектуальном   и   физическом   развитии   таких   детей   может обескураживать их и развивать несамостоятельность.  Им  сложно  от  социального  неприятия  и   непонимания,   что  вызывает  негативную реакцию при рефлексии. Одаренная личность в социуме часто или подавляется или эксплуатируется.  Большинству педагогов мешают ученики с поражающими познаниями, им некогда заниматься одаренными. Такие дети склоны постоянно привлекать к себе внимание. Наиболее развитого ученика почти перестают спрашивать – ведь педагог уверен, что он   и   так   знает.   Если   же   настойчиво   пытается   что­то   сказать   –   становится «выскочкой».   А   когда   он   видит,   что   его   активность   учителю   не   нужна,   и переключается на постороннее, не миновать недовольства, почему отвлекается. Так, поначалу энтузиаст учебных занятий, ребенок становится лишним в школе, а она ему не нужной, оказываются в конфликте с учителем. А он иногда не знает, чем такой   ребенок   из   раздражает.   Причина   такого   конфликта   в   том,   что   наиболее способные   ученики   нуждаются   в   нагрузке,   которая   была   бы   под   стать   их умственным силам. 3 группа   В   общении   с   одаренными,   способными   детьми   важна   правильная   позиция взрослого.   С   одной   стороны,   взрослым   зачастую   не   нравится   обостренное любопытство   детей,   их   стремление   обсуждать   "взрослые   темы",   критическое отношение к родителям и воспитателям, когда они не могут ответить на вопросы ребенка.   А   с   другой   стороны,   одаренные   дети   требуют   повышенного   внимания взрослых, ведь они смотрят на них как на источник разнообразных знаний, эрудитов, которые   знают   ответы   на   все   вопросы.   И,   наконец,   с   третьей   стороны,   именно взрослые   формируют   у   ребенка   оценку,   отношение   к   своим   способностям,   к достигаемым   в   деятельности   результатам.   Поэтому   в   общении   с   одаренным ребенком взрослому следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять   максимальную   самостоятельность   и   возможность   заниматься интересующим делом. И в то же время следует помнить, что одаренный ребенок характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошкольных видов деятельности, помочь избежать преждевременного одностороннего взросления.  Желательно   помнить,   что   у   одаренного   ребенка   в   творческой   деятельности возможен   естественный   выход   эмоций,   который   необходим   для   созидания.   В противном   случае   эмоции   проявляются   в   агрессии,   упрямстве,   злости, раздражительности   и   неприязни.   Поэтому   значимой   становится   возможность перенесения   накопленного   энергетического   потенциала   ребенка   в   эмоционально положительное русло творчества, направив его не на разрушение, а на созидание.  Требования к личности педагога, работающего с одаренными детьми:  Должен   быть   сам   в   первую   очередь   нестандартной   личностью   с   выраженным креативным мышлением, ему противопоказано мыслить стандартно, стереотипно, шаблонами. Мышление должно отличаться гибкостью, широким кругом интересов, не говоря о высокоразвитом интеллекте.  В   общении   педагог   отличается   безоценочным   принятием   ребенка,   хорошо ориентируется   в   его   индивидуальных   особенностях   с   целью   индивидуализации обучения.  Педагог должен обладать позитивной Я­концепцией, личность с низкой самооценкой может быть легко поставлена в трудное положение смышленым  ребенком, даже если ему всего 4 года.  Должен   уметь   рефлексировать   свои   особенности,   быть   готовым   к самосовершенствованию. Сейчас предлагаю выполнить вам упражнение, которое может прояснить, что ребенок мыслит нестандартно и творчески. (Педагоги получают листы, разлинованные на 8 ячеек) Далее показ работ, резюмирование, просмотр реальных рисунков детей. Сейчас попробуем проанализировать ситуацию: педагог дал 3 детям задание придумать и оформить классный уголок, и внезапно его вызвали по срочному делу, он отсутсвовал 40 мин. По возвращении он обнаружил в кабинете уголок неизменившимся, детей нет, на столе нашел записку и 3 рисунка… Как вы можете прокомментировать данную ситуацию? Заключение «Одаренность требует мужества» Эрика Ландау Одарённость – совокупность врожденных способностей при условии их  постоянной тренировки. Понятие «одарённый ребёнок» ­ весьма условное, и  выявление одаренности – сложнейшая и плохо решаемая в психологии задача.  Что это? Пожизненный дар или совокупность особых возможностей в  определённый период его жизни?  В каком­то смысле это действительно дар, но для его проявления нужна  "встреча" ребенка, от природы наделенного особыми возможностями, с семьей,  готовой эти возможности развить. А потом – с воспитателями и учителями,  умеющими увидеть одаренность и работать с ней. Именно педагогический опыт  пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию работы с  одарёнными детьми. Наша работа как раз и призвана поддержать, помочь одаренному ребенку раскрыться, поверить в свои силы. К одаренному ребенку необходимо относиться терпеливо, внимательно, бережно, как к ценности, понимая не только преимущества, но и трудности, которые несет с собой его одаренность. Родителям и учителям нужно оказывать детям необходимую помощь и эмоциональную поддержку путём поощрения их деятельности, внимательного и доброжелательного отношения к их мнению и проблемам. Мы, учителя, в своей работе встречаемся с разными детьми. Кто-то из них раскрывается и старается общаться со взрослыми, а кто- то замкнут и испытывает трудности. Очень важно поддержать и помочь ребенка, направить в нужное русло. Порой мы бываем не выдержанны, слишком требовательны, а это не всегда уместно. Нам нужно терпение и выдержка, ведь ребенок с особыми способностями испытывает трудности и в общении, и в других деятельностях, не все учебные предметы даются легко. Учитель как штурман корабля, направляет ребенка и помогает ему, создает условия для деятельности. И в таких условиях дар, подаренный свыше, начинает развиваться и проявляться. Получается, что одаренность – это не всегда легко и просто, это трудности, испытания, радости и разочарования, которые не все готовы выдержать. P.S.: И в завершении нашей встречи хотела бы представить работы детей 6 класса, нарисовавших проект здания школы искусств в нашем городе.

Одаренность как феномен развивающейся личности ребенка

Одаренность как феномен развивающейся личности ребенка

Одаренность как феномен развивающейся личности ребенка

Одаренность как феномен развивающейся личности ребенка

Одаренность как феномен развивающейся личности ребенка

Одаренность как феномен развивающейся личности ребенка

Одаренность как феномен развивающейся личности ребенка

Одаренность как феномен развивающейся личности ребенка

Одаренность как феномен развивающейся личности ребенка

Одаренность как феномен развивающейся личности ребенка

Одаренность как феномен развивающейся личности ребенка

Одаренность как феномен развивающейся личности ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017