Окружающий мир, 1 класс, автор Плешаков А.А., по
программе «Школа России».
Тема урока «Рыбы»
Тип урока : ОНЗ.
Цели урока:
1. Сформировать представление о существенном свойстве рыб.
2. Сформировать умение определять животных, относящихся к
3.Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ,
рыбам.
обобщение, классификация.
Материал к занятию
Демонстрационный материал:
Картинки и магниты с изображением животных различных групп
Эталоны по понятию «животные» и признаками животных
Опорные сигналы по понятиям «насекомые».
Опорный сигнал по понятию «рыбы».
Раздаточный материал:
Заготовка для создания опорного сигнала по понятию «рыбы »
Карточки для работы на 5 этапе
Смайлик для этапа рефлексии.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель включает звуки дождя, журчание ручейка, плеск воды,
бушует вода и т.д.. По звукам дети должны догадаться, какой
гость придёт на урок.
- Кто пришёл к нам на урок?( Водяной)
- Напомните, кто он такой? ( Это вымышленный герой сказок, который живёт
в воде. И его жизнь связана с водой и его обитателями.)
- Если бы вы встретились с водяным, какие бы ваши эмоции впечатления, о
чём бы вы его спросили? ( Ребята озвучивают свои эмоции, чувства.)
- Кто догадался, чему будет посвящён наш урок? ( Будем изучать новую
группу животных, жизнь которых связана с водой.)
- Посмотрите на доску и назовите шаги учебной деятельности, которые вы
должны будете выполнить.
Учитель открывает на доске эталоны шагов учебной деятельности: фиксация
затруднения, причина затруднения, цель.
- Назовите шаги. Один ученик называет шаги, по необходимости учитель уточняет эталоны.
- Желаю всем удачи! Начинаем!
2. Актуализация знаний и фиксирование
индивидуального затруднения в пробном действии.
- С чего начнём нашу работу? ( С повторения необходимых знаний.)
- Водяной приготовил вам загадки, которые вы должны ? ( Отгадать).
Загадает их нам группа ребят. Мы должны отгадать животного. После
согласованных ответов, учитель вывешивает на доску картинки с отгадками.
Загадки.
Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.(бабочка)
Жу жу жу
Я на ветке сижу.(жук)
Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся. : Муха
Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. (Пчёлы)
Драчун и забияка
Живёт в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит. : Ёрш
-посмотрите на доску и скажите, одним словом, кто изображён на экране?(
Животные.)
- Что вы знаете о животных? ( Животные – это часть живой природы,
животных можно объединить в различные группы.)
- Что нужно сделать, чтобы определить животных в группу? ( Нужно выбрать
признак.)
- Какие бывают признаки? ( Строение тела, чем питаются, чем покрыто тело .)
После сказанного учитель открывает на доске эталон:
Животные – Признаки:
Часть живой природы. А) строение тела Б) покров тела
В) чем питается
Г) как размножается
Затем учитель раздаёт учащимся карточки с изображением отгаданных
животных.
- Разбейте зтих животных на группы.
Ребята самостоятельно выполняют задание.
Через несколько минут проверяем, что получилось. Какие группы у вас
получились?( Насекомых и рыб. ) Ребята могут уже назвать и группу птиц, но
особого акцента на это не делаем.
- Каких животных вы отнесли к группе насекомых?(……
вписать…………………………………)
Учитель на доске формирует картинки с изображением насекомых.
- У кого по другому?
- Назовите существенный признак этой группы. ( У насекомых 6 лап.)
На доске появляется эталон « Насекомые.» ( Картинка с изображением жука,
с 6 лапами.)
Если у ребят были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.
- К какой группе вы отнесли ёршика? ( К группе рыб.)
- Каких рыб знаете ещё?(………………………………..)
- Кто догадался, какая тема нашего урока? (Рыбы.)
На доске фиксируется тема урока.
- Что мы сейчас повторили? ( Признаки деления животных на группы,
выделили существенные признаки группы насекомых )
- Как вы думаете, а какое задание я вам предложу? С помощью, которого мы
поймём, что мы ещё не знаем.)
На доску учитель вывешивает магниты, с изображением насекомых и рыб
На парты учитель раздаёт аналогичные магнитам картинки.
- Перед вами животные. Назовите их. ( Можно их показывать.)
- Вам нужно выбрать только тех животных, которые относятся к рыбам.
- Что нового в этом задании? ( Нам не приходилось выбирать животных,
которые относятся крыбам.) - В этом задании есть новое, что при его выполнении должно произойти?
( Должны встретить затруднение.)
Обращаем внимание на доску, на эталон «Затруднения».
Затруднение :
Относись спокойно
Улыбнись и пожелай успеха
Новое знание
- Выполните это задание.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
- Посмотрим, что у вас получилось? У кого нет ответа? Учащиеся
поднимают руки( если есть такие.)
- Какое у вас возникло затруднение? ( Мы не смогли выбрать животных,
которые относятся к группе рыб.)
- Кто выбрал, назовите рыб. Ребята озвучивают свои работы( 2-3 человека.)
- Кто из вас знает точно, что именно он прав? Предъявите эталон, которым
вы воспользовались.
- Какое у вас затруднение?( Мы не можем обосновать свои результаты,
предъявить эталон.)
- Что у вас возникло? ( Затруднение.)
На доске появляется вопросительный знак.
- Какой следующий шаг вы должны сделать? ( Разобрать в чём
затруднение.)
3. Выявления места и причины затруднения.
Обращаем внимание на эталон « Затруднения».
- Вы поняли, какие у вас затруднения? Какой следующий шаг? ( Выясняем
причину, почему оно возникло.)
На доске появляется эталон « Причина затруднения»
- Какое задание вы выполняли? ( Находили животных, которые относятся к
группе рыб.) - Вспомните задание на повторение. Что помогло правильно определить,
какие животные относятся к группе насекомых? ( Знание существенного
признака каждой группы.)
- Почему же возникло затруднение при выполнении пробного задания? ( Не
знаем существенных признаков группы рыб.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Значит, вы поняли причину своего затруднения? Что будете делать
дальше? ( Должны поставить цель.)
На доске появляется эталон «Цель»( Рядом с эталоном «Причина
затруднения.»)
- Какую же цель вы перед собой ставите? ( Узнать существенные признаки
группы рыбы.)
- Что вам может помочь в достижении цели? Вспомните начало урока. Что
мы повторяли? ( Признаки, по которым животные могут делиться на
группы.)
- Как известные эталоны могут помочь вам? ( Из известных эталонов
можем выбрать тот признак, который нам подойдёт.)
- А как вы выберите этот признак?
Ребята в затруднении, , т.к. они не знают, какой признак подойдёт.
- Вам поможет Водяной. Он знает, какой существенный признак у рыбы.
Поэтому он всех рыб сложил в одну группу, а животных, которые не
относятся к рыбам, он отложил в сторону.
- Посмотрите, вы теперь можете выделить существенный признак? ( Да.
Мы сравним всех животных, которые относятся к рыбам. Выделим общий
признак, убедимся в том, что этого признака нет у животных, которые не
относятся к рыбам.)
Учитель на доске располагает магниты.
- Назовите животных, которые относятся к группе рыб.
( Ребята их называют.)
- Какие животные к ним не относятся? ( Божья коровка и заяц.)
- Почему, объясните? ( Дети называют существенные признаки этих
животных. Божья коровка – насекомое, которое имеет 6 лап, а у зайца нет 6
лап и его тело покрыто по другому.)
5. Реализация построенного проекта.
Предлагаю вам дальше поработать в парах. Вспомните правила работы в
парах. По цепочке проговариваются правила вслух. Если ребята затрудняются ответить, учитель им помогает или уточняет. После этого предлагается
выполнить задание.
Если возникают трудности, учитель организует подводящий диалог:
- Сравните животных, чем они похожи?
Ребята высказывают свои предположения. Проверяют фронтально. Не
подходит тип питания, так как рыбы могут питаться по-разному.
- Какой же признак подходит? ( Покров тела –чешуя.)
- Подходит ли этот признак к божьей коровке или зайцу? ( Нет, у божье
коровке-6 лап, а у зайца шубка )
- Смогли вы теперь узнать существенный признак рыбы ? (Наличие чешуи.)
Ребята работали в парах, поэтому учитель организует защиту проектов
методом дополнения. Сначала защищает свои результаты одна пара, другие
согласуют свои результаты. Если выявляются ошибки, проводится
коррекционная работа.
- Что теперь нужно сделать? ( Составить эталон.) У каждого ученика
заготовки.
Рыбы.
- Составьте свои эталоны.
Учащиеся работают самостоятельно. Затем идёт согласование эталонов: на
доску вывешивается варианты. После этого появляется на доске эталон
«Рыбы»
Рыбы.
Рисунок чешуи. - Как проверить себя, свои выводы? ( По учебнику.)
Читают в учебнике правила.
- Какой вывод можно сделать? ( Всё открыли правильно.)
- Затруднение было преодолено? ( Да. Мы справились.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
- Какой следующий шаг мы должны выполнить?( Научиться применять новый
эталон.)
- Перед вами картинки с изображением животных. Вы должны найти среди
этих животных, которые относятся к группе рыб . Кто здесь лишний?
Ребята выполняют задание. Если появляются ошибки, то организуется
коррекционная работа.
- Как узнать, что вы хорошо поняли новое знание? ( Выполнить
самостоятельную работу.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону.
У каждого на столе на листе пунктиром нарисованы животные различных
групп( насекомые, рыбы,). Нужно обвести и раскрасить рыб.
- После выполнения( 3-5 мин), на доске появляется образец.
- У кого есть ошибки? В чём они? ( Называют свои ошибки.)
- Сделайте вывод. ( Необходимо тренироваться в определении признаков у
рыб.)
- Где это можно сделать? ( При выполнении домашнего задания.)
- А у кого нет ошибок? Какой сделаем вывод? ( Хорошо усвоили новую тему.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Где можно использовать открытые знания?
- Как в жизни можно использовать эти знания?
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Как закончим урок? ( Проанализируем свою работу.) - Какую цель ставили перед собой? ( « Открыть» Существенный признак у
рыб.)
-Цель была достигнута?
Кому удалось сделать « открытие» самому?
- Оцените свою работу на уроке .Водяной принёс вам смайлики. Раздаются
смайлики.
- Раскрасьте смайлик:
Зелёным цветом( если удалось сделать открытие самому, без
добыли новое знание.)
Проводится рефлексия оценивания.
- В чём возникли трудности на уроке?
- Какие трудности остались на конец урока?
- Спасибо всем за урок.
затруднений.)
класса.)
Жёлтым цветом ( если открытие сделали с помощью работы
Красным цветом ( если вам не удалось сделать открытие, вы не
Окружающий мир, 1 класс, автор Плешаков А.А., по программе «Школа России». Тема урока «Рыбы»
Окружающий мир, 1 класс, автор Плешаков А.А., по программе «Школа России». Тема урока «Рыбы»
Окружающий мир, 1 класс, автор Плешаков А.А., по программе «Школа России». Тема урока «Рыбы»
Окружающий мир, 1 класс, автор Плешаков А.А., по программе «Школа России». Тема урока «Рыбы»
Окружающий мир, 1 класс, автор Плешаков А.А., по программе «Школа России». Тема урока «Рыбы»
Окружающий мир, 1 класс, автор Плешаков А.А., по программе «Школа России». Тема урока «Рыбы»
Окружающий мир, 1 класс, автор Плешаков А.А., по программе «Школа России». Тема урока «Рыбы»
Окружающий мир, 1 класс, автор Плешаков А.А., по программе «Школа России». Тема урока «Рыбы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.