Описание педагогического опыта по теме: «Развитие духовно-нравственной личности учащихся на уроках музыки»
Оценка 4.8

Описание педагогического опыта по теме: «Развитие духовно-нравственной личности учащихся на уроках музыки»

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
docx
музыка
Взрослым
06.01.2017
Описание педагогического опыта по теме:  «Развитие духовно-нравственной личности учащихся на уроках музыки»
Методический семинар — копия.docx

 «Музыкальный текст, как универсальное средство формирования духовно-нравственной сферы ребёнка».

Актуальность

  В соответствии с социальным заказом государства образованию школьников, предъявляемым к современному человеку, требования ФГОС  последнего поколения развитие личностных, метопредметных и предметных результатов являются условием сформированности востребованного для современного этапа развития общества личностного и метопредметного компонента.

Предмет «музыка»  обладает универсальными  возможностями для формирования личностных и мета предметных результатов. Эти возможности проявляются:

1. в апелляции музыкального текста прямо и непосредственно к интуиции (духовной сфере сознания человека);

2. развитие через музыкальные средства метафизической сферой, являющейся условием для самоорганизации сознания (синергетический подход);

3. развитие сферы чувств, которые являются первичным механизмом приращения духовных ценностей мировой музыкальной культуры.

Выдающиеся умы прошлого  выступали против подавления личности ребенка, его инициативы и самостоятельности, призывали к чуткому и внимательному отношению к нему.

 Педагогика ненасилия – это древнейшее учение, которое означает отказ от зла и применения силы по отношению к ближнему. При разработке своей концепции я опиралась на педагогику ненасилия основоположником которой являлся  Лев Николаевич Толстой.

Свою научную деятельность Константин Николаевич Вентцель посвятил развитию теории свободного воспитания. Педагог утверждал: "Нравственность немыслима без установления гармонии между многоразличными целями человеческой жизни". Исходной точкой теории Вентцеля  стала идея о многообразии воспитания: "сколько существует детей, столько существует и систем воспитания».

По утверждению Владимира Георгиевича Моралова и Вячеслава Алексеевича Ситарова, «именно педагогика ненасилия признает, что все стороны педагогического процесса – и ученики, и учителя – свободны, независимы, а значит, ответственны в актах  самопостроения собственной личности»

Удовольствие, по мнению Панфила Даниловича Юркевича, является «попутным ветром» в обучении. Воля - вот двигатель учения. В процессе получения новых знаний всесторонне развивается личность ребенка, его идеалы, нравственные качества, уверенность в себе, способность к сопереживанию и взаимодействию с товарищем

Известные психологи и педагоги, исследовавшие процесс творчества, утверждали:

Яков Александрович Понамарев считал, что творчество-это двухфазовый процесс. Логика выступает как настроечный механизм, а интуиция,  как природный механизм решения проблемы. Владимир Николаевич Дружинин определил, что творчество- это процесс доминирования бессознательного,  сознание- субдоминантно, а Борис  Анатольевич Кутузов обозначил творчество-как нелинейная систему обусловленную  попаданием  сознания творящего человека в точку бифуркации (критическое состояние) из которой возможен сверхбыстрый рост.

Я осмыслила идеи и концепции авторов и отобрала наиболее близкие мне идеи, которые и стали основой моей авторской концепции обучения и воспитания школьников.

Анализируя современную систему воспитания и обучения школьников возникли противоречия между:

1 необходимостью воспитания духовно-нравственных качеств личности и технократизацией подходов к её обучению и воспитанию;

2 усилением технологического компонента в обучении и возможностями творчества, как универсального способа выхода за границы общепринятых стандартов;

3  попаданием алогичной информации на уровень интуиции и ощущением её подлинной ценности и выделением логических смыслов в  музыкальном тексте .

Выделенные противоречия позволили мне сформировать проблему :

Какие педагогические условия необходимо создать средствами учебного предмета «музыка», чтобы они способствовали формированию духовно-нравственных качеств личности

Проблема помогла сформулировать тему моей работы. «Музыкальный текст, как универсальное средство формирования духовно-нравственной сферы ребёнка».

Для эффективной организации процесса духовно-нравственного воспитания средствами учебного предмета «музыка», надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания.

Цель:. Формировать духовно-нравственные качества школьника средствами музыкального текста.

Цель дифференцируется в систему задач:

Задачи:

 1 Способствовать развитию д-н качеств обучающегося за счёт культивирования на уроках музыки и во внеурочной деятельности процесса творчества.

2 Стимулировать развитие эмоциональных переживаний, являющихся первичным механизмом творчества.

3 Ориентировать сознание ребёнка на восприятие музыки, как потока алогичной информации, ведущей к самоорганизации порядка на уровне интуиции

Выбор темы обусловил объект:

Объект: Формирование духовно-нравственных качеств ребёнка средствами учебного предмета «музыка»

Предмет: Музыкальный текст, как универсальное средство формирования духовно-нравственной сферы ребёнка

В соответствии с объектом выдвигается  гипотеза.

      Формирование духовно-нравственных качеств ребёнка будет более успешным, если:

1.     Будет целенаправленно реализовываться педагогическая поддержка формирования духовно-нравственной сферы ребёнка:

2.     Будут создаваться благоприятные условия для проживания ребёнком состояний эмоциональных переживаний в процессе обучения музыки

3.     музыкальная среда будет ориентирована в направлении получения  ребёнком алогичной информации, ведущей к интуитивному восприятию музыкального текста, где интуиция- верхний уровень процесса самоорганизации сознания

4.      логическая составляющая сознания будет формироваться средствами рефлексивно-диалогических технологий

В результате педагогических поисков  разработана система работы по предмету «музыка», состоящая из 3  моделей: это теоретическая «Развитие духовно-нравственных качеств  личности школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности, технологическая:  «Система работы» и педагогические средства.

Рассмотрев первую модель, мы ясно увидим, что  энергоинформационные возможности учебного предмета «музыка»  дифференцируются на компоненты:  эмоции, интеллект, интуиция, стихия, ниша, трофика. Они помогают обучающемуся осваивать предлагаемые возможности внешней среды. Она может усложняться за счёт энергоинформационного изменения, порождаемого музыкальным текстом. Усложнение внешней среды может приводить сознание ребёнка к усложнению внутренней среды(от интеллекта к интуиции). Прирост энергоинформационных возможностей может происходить за счёт попадания  сознания в точку бифуркации (критического состояния). Через эти критические точки формируются духовно-нравственные качества обучающегося

Рассмотрим модель: « Системы работы по предмету «музыка».  В ней содержатся: цели, задачи содержание практической работы, технологии, приёмы, методы, средства, результаты и перспективы практической работы.

   В своей работе я опираюсь на учебно-методический комплекс  «музыка» Елены Дмитриевны Критской и (Галины Петровны  Сергеевой и Татьяны Сергеевны Шмагиной) считаю, что именно с такого начала, своеобразного, духовно-нравственного стержня уроков музыки, происходит дальнейшее раскрытие наиболее важных для формирования ребёнка «вечных тем»

Духовно-нравственное развитие школьника на уроках музыки и во внеурочной работе осуществляется иерархической моделью, которая заключает в себе 3 уровня:

1 нижний уровень представляет собой средства развития духовно-нравственных качеств (это – искусство, творчество, взаимодействие, позитивное отношение  к себе и к другим);

2 средний уровень включает в себе механизмы освоения этих средств (интеллект, интуиция);

 3 соотнесение полученного результата с универсальным (верхним) уровнем (истина, любовь, добро)

    Технологии,

 «Многое меняется – сердце остается одно», - в этих словах Ф. М. Достоевского образно дано важное направление педагогической деятельности учителя музыки. Все можно изменить… и сценарий урока, и метод, но важно одно – путь учителя лежит к сердцу ребенка, и через сердце ребенка к диалогу с ним.  Благодаря новым технологиям интеграции, психодрама, социодрама, музыко, вокало, сказко, улыбко терапия ,логоритмическая гимнастика,  фольклорная арттерапия, терапия творчеством осуществляется духовно-нравственное воспитание.

В пятом классе тема “Хоровая музыка” предваряется словами Иоанна Златоуста “Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, как  мелодия, которую играешь сам.»  В ходе практического занятия мы посещаем колокольню храма «  Рождества Пресвятой Богородицы»  и  пятиклассники пытаются в собственном музыкальном сочинении отыскать отзвуки небесной гармонии. Со стороны видна их “искренность и чистота чувств”…

 Все методы, применяемые мною  предназначены для охвата различных видов музыкальной деятельности и эффективных для вовлечения детей в процесс творчества.  Наиболее часто из словестных методов я включаю рассказ, эвристическую беседу и гипнотическое внушение. Примером эвристической беседы может послужить следующее задание (слайд)

Предлагаю ребятам представить, что в руке у каждого роза. Вдруг на наших глазах она распускается и становится большой и пышной. Мы удивляемся вместе со взмахом моей руки и говорим: АХ! Вместе с началом ауфтакта мы «удивляемся», затем мгновенная задержка дыхания от удивления и красоты… поем звук на гласный «А». А это оказывается звучание ноты «ФА». Задание, удивление, активное познание.

Методы иллюстрации и демонстрации применяются мной на уроке в основном во время слушания музыки и проверочных заданий. Переставьте кубики в первом ряду так, чтобы из цифр сложились даты рождения и смерти П. И. Чайковского. Если вы сделаете это правильно, то из букв, нарисованных на этих кубиках, составятся названия  двух балетов этого композитора.

 Репродуктивые методики. Как пример; метод «пластическое интонирование»- направлен на освоение способов «активного слушания». Особенностью данного метода является целостное восприятие музыкальной ткани через моторику своего тела. 

При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность учащихся дает им возможность занять инициативную позицию в учебном процессе, не просто “усваивать” предлагаемый учителем и программой материал, а “добывать знания” самостоятельно. Я интегрировала данные методы и разработала метод «метапредметно-психологического взаимодействия», который  позволяет соединить стимулирующее воздействие музыкального текста на когнитивную и аффективную сферы сознания  обучающихся.

 

Если психическое событие, например, в методе «психическая запруда» задерживается в своем естественном течении, то психическое движение продолжается и образует «запруду», то есть оно останавливается и повышается на том месте, где есть налицо задержка, помеха, перерыв.

  Приёмы

Восприятия через синтез искусства, хоровое и ансамблевое пение, игра на инструментах помогают детям включиться в освоение коллективных форм музыкальной деятельности.  Примером тому служит выступление вокально-инструментального ансамбля «Память» старшеклассников нашей школы.

  Средства

Рассмотрим третью модель: «Средства развития духовно-нравственной сферы учащихся»

Аудио-видео записи, презентации, посещение выставок, концертов, участие в музыкальных конкурсах позволяют ребенку увидеть, осмыслить, осознать и сделать выводы, что приводит к повышению мотивации к учебе, прочности знаний и помогает активизации творческого потенциала ребенка.  Ежегодно  в  городе проводится фестиваль детского творчества «Радуга»   и хор, руководимый мною, принимает активное участие в конкурсе и занимает призовые места. 

Разработанные модели необходимо было опробировать в практической деятельности. Для этого была разработана кретериальная база. К критериям оценки духовно- нравственных качеств я отнесла:

1.Представления о духовном «Я» и мире духовной культуры

2. Общечеловеческие ценности

3. Смысложизненная духовная направленность личности

4. Нравственные и волевые качества

5.  Самооценка духовно-нравственного развития, совестливость, самокритичность (самооценочный компонент)

При проектировании методики духовно-нравственного развития личности я ориентировалась на разработку Игоря Вячеславовича Ежова.

Эта методика предполагает трёхуровневую систему оценки, где:

1 уровень- опора на достигнутый уровень сформированности духовно-нравственных качеств ребёнка;

2 – это компоненты, позволяющие судить о степени сформированности духовного самосознания

Когнитивно-онтологический                                (Мир познания духовн культуры)

Мотивоционно-ценностный            (Смысложизненная духовняя направленность)

Отношенческо-поведенческий             (Нравственные и волевые качества)

Самооценочный                           (Самооценка д-н развития, совестливость)

Из данной диаграммы видна динамика развития духовно-нравственных качеств школьников в периоды промежуточных срезов.

Результат сформированности духовно-нравственного самосознания школьников замерялся по 4 шкалам:

·        установление причинно-следственных связей между восприятием и осмыслением музыки,

·        построение логической цепи рассуждений,

·        анализу объектов с целью выделения признаков

·        выбор оснований и критериев для сравнения классификации объектов.

 

Полученные данные выведены в виде диаграммы.

Как результат развития духовно-нравственного самосознания школьников повысился уровень восприятия классической и духовной музыки.

В той же целевой группе и с использованием аналогичных методов исследования проводился мониторинг, который показал , что посещающих  кружки хорового и вокального пения духовно--нравственного направления на ноябрь 2013 г значительно возросло. Диаграмма построена на основе обобщения результатов анкетирования, беседы и опроса.

Данная диаграмма показывает динамику количества учащихся, принимающих участие в музыкальных конкурсах 2012-2013 учебном году.

Неоднократно мои ученики становились лауреатами и дипломантами районных, областных музыкальных конкурсов. В 2013 -2014 уч.г. учащиеся 5 – 8-х классов принимали участие во Всероссийской олимпиаде по музыке и награждены дипломом II степени.

Среди моих выпускниками есть студенты  институтов искусств, театрального института им. Щукина и колледжа имени Гнесиных.

Освоение этой темы привело к тому, что я  поняла многие проблемы, связанные с воспитанием детей и это непосредственно привело к активизации педагогической деятельности и активной деятельности детей в этой сфере.

Перспективы

Проанализировав свою систему работы я пришла к выводу, что существует ещё ресурсы, использование которых может привести к более эффективной организации образовательного процесса:

1.Активнее использовать цепочку:

Эмоция – состояние эмоционального переживания – активизация инсайтных механизмов – развитие духовно-нравственных качеств школьников

2 Более тщательно производить отбор музыкального текста с целью усиления влияния на эмоциональную и духовно-нравственную сферу учащихся.

3. Моделировать занятия таким образом, чтобы как можно больше активизировалось стохастических компонентов, способных доносить информацию до сознания школьников прямо и непосредственно на верхние интуитивные уровни его сознания.

Вывод: Формирование духовно-нравственных качеств школьника на уроках музыки и во внеурочной деятельности является сверхсложным педагогическим процессом. На уроках музыки детям предоставлена возможность восприятия музыки на метапредметном уровне, смыслом которого является спонтанное воздействие музыкального текста на уровень интуиции, как универсального механизма формирования духовно-нравственной сферы школьников

 

 

Рефлексия –переосмысление собственного опыта, а нравственная рефлексия –переосмысление своего нравственного опыта.

Нравственность – (мораль)-особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Аксиосфера – аксиология-наука, изучающая ценность
Духовность- на уровне механизма интуиции.

 Нравственность – перевод с духовного уровня (интуиции) на уровень осознания (интеллекта) и далее в модель нравственного поведения (позитивное отношение к миру)

Музыкальный текст –это основа самой музыки. Знаковая система  обладающая  логичной и алогичной информационной состовляющей. Закодированая информация.

Метод «метапредметно-психологического взаимодействия»,  позволяет соединить стимулирующее воздействие музыкального текста на когнитивную и аффективную сферы сознания обучающихся

Стахастика-с греческого «стахастикус» - умение угадывать самого себя, своё развитие.

Гипнотическое внушение –апелляция к чувствам, а не к уму.

Доминанта – временно главенствующая идея (основной признак или важнейшая составляющая чего-нибудь) (А. А. Ухтомский много о ней писал)Применяется когда возникают затруднения (проблемная ситуация) Помогает определить смысл, способствует созданию ситуаций духовного прозрения.

Психологическая запруда –повышение психической активности детей в момент специально созданной паузы.

Алогичные-отрицание логического мышления как средства достижения истины.

Синергетика –современная теория самоорганизации . Основа синер. подхода – попадание сознания ребёнка в точку бифуркации.  На сколько смогла, на столько проработала материал, попыталась его опробировать в плоскость преподавания предмета музыка. ИГОРЬ ЕВИН  «Синергетика и исскуство» (Писал о критических точках сознания)

Технократизация – (от греч. искусство, ремесло,власть) процесс распространения и внедрения техничческих средств, призванных облегчить деятельность человека.

Трофика –воздействие нервной системы, влияющее на обмен веществ в тканях организма

Метафизика –философское учение о сверхчувственных принципах бытия.

Метод- путь исследования, технология -искусство, мастерство, учение

Иерархическая модель –структура, состоящая из объектов различных уровней.

Что внесла методика в образование?

1 Теоретический аспект:

Музыкальный текст рассматривается, как совокупность разнообразной  логичной и алогичной информацией, способной приводить сознание ребёнка в состояние озарения-инсайта, катарсис (эстетическая реакция), что в конечном итоге является механизмом развития и формирования духовно-нравственных качеств. Формируются они при помощи механизмов рефлексии

2 Практический аспект:

Разработала систему обучения школьников музыки на основе  реализации музыкального текста, который является многомерным и семонтическим (смысловым) полем пораждающим многообразие  возможностей духовно-нравственного развития школьников. Использую приёмы для развития когнитивно-аффективной (познавательно-чувственной)  сферы школьника.

 Мыслям просторно, а словам тесно. А. П. Чехов


 

Музыкальный текст, как универсальное средство формирования духовно-нравственной сферы ребёнка»

Музыкальный текст, как универсальное средство формирования духовно-нравственной сферы ребёнка»

Удовольствие, по мнению Панфила

Удовольствие, по мнению Панфила

Проблема помогла сформулировать тему моей работы

Проблема помогла сформулировать тему моей работы

В результате педагогических поисков разработана система работы по предмету «музыка», состоящая из 3 моделей: это теоретическая «Развитие духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках музыки и…

В результате педагогических поисков разработана система работы по предмету «музыка», состоящая из 3 моделей: это теоретическая «Развитие духовно-нравственных качеств личности школьников на уроках музыки и…

Технологии, «Многое меняется – сердце остается одно», - в этих словах

Технологии, «Многое меняется – сердце остается одно», - в этих словах

Репродуктивые методики. Как пример; метод «пластическое интонирование»- направлен на освоение способов «активного слушания»

Репродуктивые методики. Как пример; метод «пластическое интонирование»- направлен на освоение способов «активного слушания»

Разработанные модели необходимо было опробировать в практической деятельности

Разработанные модели необходимо было опробировать в практической деятельности

Данная диаграмма показывает динамику количества учащихся, принимающих участие в музыкальных конкурсах 2012-2013 учебном году

Данная диаграмма показывает динамику количества учащихся, принимающих участие в музыкальных конкурсах 2012-2013 учебном году

Рефлексия –переосмысление собственного опыта, а нравственная рефлексия –переосмысление своего нравственного опыта

Рефлексия –переосмысление собственного опыта, а нравственная рефлексия –переосмысление своего нравственного опыта

Что внесла методика в образование ? 1

Что внесла методика в образование ? 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017