ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Нина Безрукова Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»
Файл:

5.Сотрудничество во имя ребёнка.docx - «Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»


Все файлы публикации > 5.Сотрудничество во имя ребёнка.docx
«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

1
«Оптимизация детско­родительских отношений при задержке
психического развития у детей дошкольного возраста»
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования:
с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
большое внимание уделяется взаимодействию с родителями, объединению усилий
на благо ребенка. Решая одну из задач ФГОС, а именно ­ обеспечение психолого­
педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, мы
выбрали основным направлением своей деятельности ­ оптимизацию детско­
родительских отношений при задержке психического развития у детей
дошкольного возраста.
Огромное значение для поступательного развития общества имеет семья, статус
которой во многом определяется уровнем и состоянием внутрисемейных
межличностных отношений. Необходимо подчеркнуть один важный аспект,
заключающийся в том, что семья играет важную роль в адаптации и интеграции
ребенка в общество. Межличностные отношения в семье занимают одно из важных
мест в процессе развития ребенка, при этом в рамках инклюзивного образования,
особое внимание следует обратить на создание единого образовательного
пространства «Детский сад­семья».
Исследованию проблем семьи, межличностных отношений в семьях, имеющих
детей с задержкой психического развития, посвящено сравнительно немного работ.
Анализ отдельных проблем семьи ребенка с задержкой психического развития
изложен в трудах Т.Н. Волковской, А.С. Спиваковской, Т.В. Волосовец, Н.Ю.
Синягиной, С.Г. Шевченко, О.И. Давыдовой, В.Б. Никишиной, Т.Н. Дороновой и
других. Авторы обращают внимание на различные стороны сложных процессов
взаимодействия ребенка с задержкой психического развития с окружающими,
восприятия этого ребенка близкими для него людьми и развития самого ребенка
как личности. В то же время крайне недостаточно изучена проблема
межличностных отношений в семьях, имеющих ребенка с задержкой психического
развития дошкольного возраста.

Для формирования гармоничной личности ребёнка и развития у него
адекватной самооценки рядом с ним должны находиться любящие и понимающие
его взрослые. Значимость семьи становится особенно важной при формировании
личности ребенка с задержкой психического развития (ЗПР). От характера
установления связей в диаде «родитель­ребёнок с ЗПР» и от понимания
значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация ребёнка.
Все вышесказанное обусловило выбор темы и цели работы: создание системы
педагогического сопровождения детско­родительских отношений в рамках
инклюзивного образования, формирование единого образовательного пространства
«Детский сад­семья» в условиях специализированного дошкольного учреждения.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
­ изучить и проанализировать психолого­педагогическую литературу по данной
теме;
МБДОУ № 102 г Оренбург

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

2
­ определить особенности отношений родителей к своим детям;
­ выявить специфические особенности семьи, имеющей ребенка с задержкой
психического развития;
­ выделить основные направления оптимизации детско­родительских отношений в
семьях, имеющих детей с задержкой психического развития;
­ создать условия для организации единого образовательного пространства
«Детский сад­семья».
Новизна работы заключается в выстраивании системы мероприятий по
педагогическому сопровождению детско­родительских отношений в рамках
инклюзивного образования с учетом заболевания ребенка, а также формирование
единого образовательного пространства «Детский сад­семья» в условиях
инклюзивного дошкольного учреждения.
Практическая значимость работы состоит в том, что данный опыт может широко
использоваться в сфере дошкольного инклюзивного образования, не только
учителями­дефектологами, но и учителями­логопедами, педагогами­психологами
и воспитателями ДОУ.
Апробация работы. Методическая работа представлена на педагогическом совете
и получила высокую оценку коллектива.
1. Психологическая характеристика семьи, имеющей ребёнка с задержкой
психического развития дошкольного возраста
1.1. Особенности восприятия родителями ребенка с ЗПР

В повседневной жизни родители детей с отклонениями в развитии
сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны они испытывают трудности
при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих
детей, а с другой ­ глубокие, внутренние психологические проблемы,
обусловленные тем, что в семье есть ребенка с задержкой психического развития.
Именно это часто не позволяет им оптимально организовать межличностные
отношения со своими детьми.
Заслуживают внимания работы, раскрывающие формы и этапы адаптации к
стрессу семьи, воспитывающей ребенка с задержкой психического развития
дошкольного возраста. Исследователи говорят о разных формах кризисов, которые
переживают родители. Зарубежные авторы полагают, что семья, имеющая ребенка
с проблемами в развитии, переживает две основные фазы кризиса: первая фаза ­
непринятие факта нарушения развития, которое проявляется в виде шока или
отрицания существования проблемы, а затем вторая фаза ­ приспособление к
пониманию происшедшего и его принятие [1].
В отечественной психологии, также как и в зарубежной, рассмотрен ряд проблем,
касающихся семьи, воспитывающей ребенка с задержкой психического развития
дошкольного возраста. Т.В. Волосовец обращает внимание на то, что в семье, где
растет ребенок с теми или иными недостатками развития, в частности, задержкой
психического развития,
так как
внутрисемейные отношения часто зависят от вида и тяжести нарушения [7]. В
создается специфическая ситуация,
МБДОУ № 102 г Оренбург

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

3
большинстве случаев, родители, имеющие детей с задержкой психического
развития, чувствуют себя неудовлетворенными, подавленными, не понимают
реальных причин, из­за которых у ребенка возникают проблемы в обучении. От
ребенка требуют того, с чем он в силу своих особенностей справиться не может.
Такое поведение самых близких людей воспитывает в ребенке комплекс
неполноценности и другие негативные проявления [9]. Надо отметить, что есть и
другая категория родителей, которые стремятся к повышению своих знаний в
области воспитания детей. Эти родители чаще обращаются с вопросами к
педагогам детского сада или школы, просят совета, знакомятся с информацией,
которая пополнит их психолого­педагогические знания.
Исследованию межличностных отношений и их особенностей в семьях, имеющих
детей с задержкой психического развития, посвящено сравнительно немного работ.
В связи с этим проблема исследования межличностных отношений в семье,
имеющей ребёнка с задержкой психического развития дошкольного возраста,
является актуальной.
1.2. Роль семьи в развитии личности ребенка с ЗПР
Основное влияние на формирование полноценной личности ребёнка оказывает
семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения, особенно
в семьях, имеющих детей с задержкой психического развития. Родители такого
ребенка должны как можно раньше обращаться к специалистам для адекватной
оценки его способностей и возможностей. Непонимание одним или обоими
родителями объективного статуса психического развития их ребёнка либо
неприятие первичной оценки состояния ребенка нередко приводит к
возникновению конфликтных ситуаций,
что вызывает необходимость
целенаправленной всесторонней консультации с целью получения объективного
анализа, как возможностей ребёнка, так и собственных воспитательных позиций.
В работе И.Ю. Троицкой отмечается, что изучение семей, имеющих детей с ЗПР,
позволяет выделить разные их типы, разное отношение к особенностям ребенка.
В одних семьях ребенка опекают, контролируют каждое его действие при
выполнении заданий. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых
видах деятельности развиваются важные качества: уверенность в себе, чувство
ответственности, самостоятельность.
Не менее вредной для становления личности ребенка с ЗПР оказывается и
противоположная крайность, при которой возможности детей явно завышаются,
без учета их специфики. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой
не только снижение работоспособности, но и может проявиться как агрессия,
срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования
родителей приводят к кому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не
может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.
Другой вариант отношений родителей к детям ­ безразличное и попустительское.
Часто он встречается в социально неблагополучных семьях. Вначале они просто не
замечают, как развивается их ребенок, а после, когда проблемы станут
очевидными, начинают либо ругать, либо «махнуть рукой».
МБДОУ № 102 г Оренбург

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

4
методической литературы,
Таким образом, исследования последних лет, проведенные отечественными и
зарубежными учеными, показали, что без специального обучения родителей
адекватным способам взаимодействия с ребёнком, у которого задержка
психического развития, поведение последних становится все более навязчивым и
директивным. Кроме того, поддержка семьи должна начинаться в годы, когда
способы взаимодействия семьи с окружающим миром еще только складывается.
2. Исследование проблемы педагогического сопровождения семей с детьми с
ЗПР
2.1. Специфика общения педагога и родителей в ДОУ
Семья для ребёнка дошкольного возраста – жизненно необходимая среда,
определяющая путь развития его личности. Эмоциональную защиту и
психологический комфорт, жизненную опору обеспечивает ребёнку родительская
любовь. Поэтому от родителей требуется выстроить отношения с ребенком таким
образом, чтобы он чувствовал стабильность и единство требований, как в детском
саду, так и в семье.
Анализ психолого­педагогической,
а также
собственные наблюдения дают возможность увидеть, что не всегда взаимодействие
воспитателей с родителями эффективно и направлено на решение задачи
объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития ребенка с
ЗПР. К числу недостатков можно отнести относительную стихийность этих
контактов. Они складываются из обращений родителей к воспитателю с вопросами
о ребенке; обращений воспитателей к родителям по проблемам ребенка и работы
дошкольного учреждения; общения по другим поводам, не связанным с ребенком.
В общении родителей с воспитателями традиционно в литературе выделяются
следующие особенности:
– разные родители с разной частотой обращаются к педагогам;
– родителей, прежде всего, интересуются тем, что и как ел ребенок, реже ­ его
успехами в деятельности; вместе с тем зачастую не обсуждаются важные аспекты
индивидуального развития ребенка, пути формирования его личности;
– педагоги чаще обращаются к родителям в случаях негативного поведения
ребенка, чем отмечают его успехи, что подсознательно формирует у родителей
отрицательную установку на контакты с сотрудниками, поскольку каждое их
обращение связано с какой­либо неприятной ситуацией;
– педагоги просят родителей вмешаться в воспитательный процесс, но не дают
конкретных рекомендаций, каким образом совместными усилиями достичь
желаемого результата;
– педагоги не всегда умеют психологически грамотно построить беседу, избежать
ранящих родителей оценочных суждений о ребенке, точно и понятно описать
характер проблемы;
– значительное время занимает общение педагогов с родителями на отвлеченные
темы;
– не всегда правильно выбирают педагоги и стиль общения с родителями.
МБДОУ № 102 г Оренбург

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

5
Рассмотренные нами особенности необходимо учитывать при организации
взаимодействия коллектива ДОУ и семьи ребенка с задержкой психического
развития.
2.2. Методы педагогического сопровождения семьи в ДОУ
Эффективными методами взаимодействия с родителями в настоящее время
выделяются активные и интерактивные методы, особенность которых заключается
в том, что субъекты активно проявляют инициативу и самостоятельность.
Следует особо подчеркнуть, что до настоящего времени мало изучены
возможности самой семьи в создании условий, необходимых для полноценного
воспитания и развития ребенка­дошкольника с ЗПР, условия, определяющие
потребности родителей в услугах детского сада, формы и методы взаимодействия
с семьей в новой социально­экономической ситуации, особенно не изучен вопрос
создания единого образовательного пространства в рамках инклюзивного
образования.
Среди отечественных авторов ведущее место в разработке проблемы
коррекционно­педагогической помощи семьям, имеющим детей с ЗПР,
принадлежит Т. Н. Волковской [1], в работах которой определены принципиальные
подходы к организации и содержанию консультирования таких семей.
Во­первых, система отношений ребёнка с близкими взрослыми, особенности
общения, способы и формы совместной деятельности составляют важнейший
компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его
ближайшего развития. Практика показывает, что необходимым условием
закрепления достигнутого является активное воздействие на близких ребёнку
взрослых с целью изменения их позиции и отношения к ребёнку, вооружение
родителей адекватными способами коммуникации.
Во­вторых, широкое привлечение родителей к осуществлению направленного
коррекционного воздействия на отклонения в психическом развитии ребёнка
вызвано пока недостаточным уровнем развития системы коррекционной службы, в
частности, организованных форм психолого­педагогической коррекции ребёнка с
ЗПР.


В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит
сотрудничество. Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и
родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители
не пассивные наблюдатели, а активные участники. Инициатива в установлении
взаимодействия с семьей и квалифицированная реализация задач этого
взаимодействия определяют направляющую роль дошкольного учреждения в
семейном воспитании.
Согласно определению Л.В. Ковинько, Л.Г Петряевской, М.И. Рожкова, под
включением родителей в деятельность дошкольного учреждения мы понимаем их
участие в организации образовательного процесса; создании творческих групп,
которые активно делятся своим опытом; организации современной социально­
развивающей среды в группах; разработке планирования самостоятельной и
совместной деятельности детей; разработке собственных курсов, программ,

МБДОУ № 102 г Оренбург

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

6
планов для взаимодействия с родителями, детьми; привлечении родителей к
оценке и контролю за деятельностью ДОУ.
По нашему мнению, для реализации всего вышеперечисленного необходимо:
поэтапное включение родителей в деятельность дошкольного учреждения;
создание комплекса необходимых условий для перехода родителей от роли
пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.
Система взаимодействия с родителями, воспитывающих детей с задержкой
психического развития дошкольного возраста в рамках инклюзивного
образования (на примере МБДОУ № 102»)

Взаимодействуя с детьми с задержкой психического развития в рамках
инклюзивной группы компенсирующей направленности важно сделать родителей
активными участниками педагогического процесса. Дети поступают в такую
группу из разных детских садов или из дома, и большинство родителей имеют
слабое представление о нарушении и недооценивают значение коррекционно­
воспитательной и коррекционно­развивающей работы. Это показал и анализ
анкетирования среди родителей группы на начало 2015­2016 учебного года: 60%
родителей испытывают потребность в рекомендациях по коррекционно­
воспитательной работе с детьми; 30% родителей отказываются заниматься с
ребенком дома, перекладывая эту задачу на детский сад; 10% родителей не
считают необходимым принимать участие в каких­либо совместных формах
работы.

Для эффективного решения поставленных задач разработана система
взаимодействия по оптимизации детско­родительских отношений при задержке
психического развития у детей дошкольного возраста, создания единого
образовательного пространства «Детский сад­семья», применения единства
методов и способов взаимодействия взрослых с детьми с задержкой психического
развития.
Система педагогического сопровождения детско­родительских отношений в
рамках инклюзивного образования состоит из 3 блоков:
МБДОУ № 102 г Оренбург

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

7



Рис.1 Системы педагогического сопровождения детско­родительских
отношений в рамках инклюзивного образования
Информационно­аналитический блок: предполагает сбор сведений о семье,
общекультурном уровне родителей, наличии у них педагогических знаний,
отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в
психолого­педагогической информации.
В этом блоке наиболее эффективными средствами являются анкетирование
(Приложение 1), беседы с родителями и наблюдения за отношениями ребенок­
родитель во время совместных консультаций. Чтобы определить психологический
тип родителя, мы используем анкету Ткачёвой В. В. (Приложение 2), а так же тест­
опросник, который позволяет узнать позицию родителя по отношению к ребенку и
его особенностям в развитии (Приложение 3). Далее мы проводим мониторинг
развития ребенка (Приложение 4).

Получив максимальную информацию, мы строим свою работу в
консультационно­рекомендательном направлении (Приложение 5). Подключаем
родителей детей с ЗПР к реализации индивидуального образовательного маршрута
развития ребенка (Приложение 6).
Положительным результатом таких консультаций считаем, когда родители,
после первичной консультации прислушиваются к нашим рекомендациям, и,
почувствовав возможность получения реальной поддержки, возвращаются к нам за
помощью.
при повторных посещениях прослеживается
положительная динамика развития ребёнка, а также изменение взаимоотношений
родитель­педагог, они становятся более доверительными, в детско­родительском
общении снимается напряжение.
Один из важных блоков системы ­ познавательный. Он включает в себя
совместную деятельность с родителями и детьми – это групповые, подгрупповые и
индивидуальные занятия,
которые подробно прописываются в плане
взаимодействия с родителями на учебный год (Приложение 7).
Как правило,
МБДОУ № 102 г Оренбург

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

8
Одной из продуктивных форм работы в данном блоке является посещение
родителями индивидуальных (Приложение 8) и подгрупповых занятий
(Приложение 9). Мы показываем, как правильно и логично подавать новый
материал, обращаю внимание на индивидуальные особенности ребенка. Родители
не только обучаются педагогической культуре, но и сами включаются в
образовательный процесс. Полученные знания они используют с детьми дома.
Чтобы родителям было легко, а ребенку интересно в домашней образовательной
среде мы подобрали серию игр по лексическим темам (Приложение 10).
Особую роль в организации единой образовательной среды играют открытые
занятия (Приложение 11). На таких занятиях родители могут не только увидеть
чему научился их ребенок за определенный промежуток времени, но и посмотреть
методы и приемы организации детской деятельности;
Тематические родительские собрания и «круглые столы» организуются для
совместной работы с родителями детей с ЗПР (Приложение 12). Они проводятся в
неформальной и непринуждённой обстановке, что позволяет родителям
познакомиться друг с другом, рассказать о себе, о своих детях и их проблемах.
Эти встречи дают много полезной информации, очерчивают круг вопросов,
решаемых с использованием опыта других родителей.
Наглядно­информационный блок: предполагает ознакомление родителей с
особенностями коррекционно­воспитательного процесса.
В группе оформлен постоянно действующий уголок «Для Вас, родители!»
(Приложение 13), где еженедельно выставляется информация по лексическим
темам, а так же информация по волнующим родителей вопросам.
Дополнительные знания, мастер­классы, рекомендации и консультации родители
могут получить,
воспользовавшись информацией на нашем сайте
(http://orensad102.ru), который постоянно обновляется.
Таким образом, данная система педагогического сопровождения детско­
родительских отношений в рамках инклюзивного образования позволяет:
­ оказать квалифицированную адресную поддержку родителям;
­ привлечь к коррекционно­воспитательной работе всю семью;
­ ежедневно информировать родителей о достижениях их ребенка;
­ разъяснить и показать новые методы и приемы организации единого
образовательного пространства семьи и детского сада;
­ повысить педагогическую культуру родителей.
Как показывают результаты работы, тесное взаимодействие педагогов, учителя­
дефектолога и семьи положительно сказывается на развитии высших психических
процессов у детей с задержкой психического развития (Приложение 14), принятии
такого ребенка родителями, успешной его социализации в среду сверстников.
Положительный результат, может быть, достигнут только при рассмотрении
семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства,
подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и
родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка, так как все эти
МБДОУ № 102 г Оренбург

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

9
взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для
ребенка.
При координации работы педагогу надо применять дифференцированный
подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а
также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в
воспитании своих детей. Успех в этом нелегком процессе воспитания
полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности
педагогов и педагогической культуры родителей. Наша задача – профессионально
помочь семье в воспитании детей с задержкой психического развития, при этом, не
подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее
воспитательных функций.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это
длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого
неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей
сотрудничества с родителями. В связи с этим система направленной работы с
родителями по повышению их компетентности и формированию адекватной
оценки состояния своего ребенка должна представлять собой систему
педагогического сопровождения детско­родительских отношений в рамках
инклюзивного образования.
Список литературы
1. Волковская Т. Н. Возможные способы организации и содержание работы с
родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения //
Дефектология. М, 1994. ­ №4, с. 66­72.
2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ:
Этнопедагогический подход. – ТЦ Сфера, 2005.­144с.
3. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред.
С.Г. Шевченко. ­ М.: Аркти, 2001. ­ 224 с.
4. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями:
Пособие для работников дошк. образовательных учреждений. М., 2002.
5. Лубовский В.И. Задержка психического развития // Специальная психология /
Под ред. В.И. Лубовского. ­ М., 2003.
6. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой
психического развития: Пособие для психологов и педагогов. ­ М.: Владос, 2003.
7. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред. Т. В.
Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
8. Подъячева И.П. Коррекционно­развивающее обучение детей старшего
дошкольного возраста с ЗПР. ­ М., 2001.
9. Синягина Н. Ю. Психолого­педагогическая коррекция детско­родительских
отношений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
10. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных
родительских позиций //В кн.: Семья и формирование личности. Сб. науч. трудов.
М., 1981, с. 38.
МБДОУ № 102 г Оренбург

«Оптимизация детско-родительских отношений при ЗПР у детей дошкольного возраста»

10
МБДОУ № 102 г Оренбург

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл
закрыть
НОВОЕ СООБЩЕНИЕ
Администрация «Знанио»
Здравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:

- выберите тему
- пройдите небольшой тест
- получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ