Опыт работы музыкального руководителя на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах.
Оценка 4.8

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах.

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
музыка
Детсад
30.10.2018
Опыт работы музыкального руководителя на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах.
Опыт работы музыкального руководителя на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах". На формирование опыта оказали влияние: 1. Изучение опыта других педагогов по вопросам развития музыкальных способностей дошкольников в процессе обучения игре на музыкальных инструментах.
Опыт работы.docx
Описание опыта работы на тему «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах» 1. Сведения об авторе Ф.И.О. – Речкина Дарья Александровна Образование: Высшее Название (полное) учебного заведения, год его окончания. 1. Тульский педагогический колледж № 1, 2010 г. 2.  Институт управления и бизнеса им. Н.Д. Демидова, 2015г. Специальность по диплому. 1. Учитель   музыки,   музыкальный   руководителя   по   специальности «Музыкальное образование». 2. Юридическое образование, юрист. Место работы. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа   № 16   –   Центр   образования   р.п.   Первомайский   (Структурное   подразделение «Детский сад №21») Должность Музыкальный руководитель Педагогический стаж 3 года Стаж работы в занимаемой должности. 2 года 2. Условия формирования опыта Опыт сформирован в условиях структурного подразделения «Детский сад № 21». Цель   ДОУ:  Создание   благоприятных   условий   для   полноценного проживания   ребенком   дошкольного   детства,   формирование   основ   базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. На формирование опыта оказали влияние:  ­ изучение опыта других педагогов по вопросам развития музыкальных способностей   дошкольников   в   процессе   обучения   игре   на   музыкальных инструментах; ­ ознакомление с  научной и методической литературой по данной теме; ­ собственное профессиональное самообразование. 3. Теоретическая интерпретация 3.1 Актуальность В   музыкальном   образовании   проблема   развития   музыкальных способностей дошкольников является одной из самых важных.  Известный   психолог   Б.М.   Теплов   определял   способности   как индивидуальные   особенности   человека,   которые   имеют   отношение   к успешности выполнения какой­либо деятельности. К основным музыкальным способностям,   необходимым   для   успешной   музыкальной   деятельности, относятся: ладовое чувство, музыкально­слуховые представления и чувство ритма. Ребенок,   у   которого   развиты   музыкальные   способности,   более эмоционален и восприимчив к музыке, у него развита музыкальная память и слух,   он   хорошо   двигается   под   музыку,   точно   интонирует   и   способен импровизировать.  Актуальность выбранной темы определяется тем, что в соответствии с ФГОС   дошкольного   образования,   задачами   художественно­эстетического развития   являются   становление   эстетического   отношения   к   окружающему миру,   ценностно­смысловое   восприятие   произведений   музыкального искусства,   реализация   самостоятельной   творческой   деятельности   детей дошкольного возраста.  Данные   задачи   можно   реализовать   лишь   при   условии,   что   у   ребенка развиты музыкальные способности. Именно   поэтому   я   обратила   особое   внимание   не   только   на формирование   у   дошкольников   общей   музыкальной   культуры,   но   и   на развитие   у   них   ладового   чувства,   музыкально­слуховых   представлений   и чувства ритма. 3.2. Новизна Новизна   и   особенность  данного   опыта   работы  состоит   в   том,   что развитие   музыкальных   способностей   воспитанников   рассматривается   в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах. Традиционные,   общепринятые   в   дошкольной   педагогике   методы развития   музыкальных   способностей  детей,  благодаря   обучению   игре   на музыкальных инструментах наполняются новым смыслом и содержанием. Игра   на   детских   музыкальных   инструментах   является   важнейшей частью   детской   музыкальной   культуры,   которая   открывает   перед дошкольниками новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной музыке.  В   процессе   игры   на   музыкальных   инструментах   совершенствуются эстетическое   восприятие   и   эстетические   чувства   ребенка.   Развиваются личностные качества (инициатива, самостоятельность), а также психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение). У детей развиваются  музыкально­сенсорные способности, тембровый, регистровый,   гармонический   слух,   чувство   ритма,   умения   вслушиваться   в многоплановую и многоголосную фактуру произведения. В процессе обучения развивается   мелкая   моторика,   координация   движений.   Знакомство   с названиями инструментов, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши,   медиатор,   оркестр   и   др.)   обогащает   активный   словарь   детей   и развивает речь. Таким образом, этот способ музыкального самовыражения с помощью звуков   и  движений  комплексно   воздействует   на   ребёнка,  развивает   у   него зрительную, слуховую и двигательную активность, творческую инициативу и самостоятельность,   воображение,   способствует  активному   творческому преобразованию действительности,  тем самым обогащая музыкальный опыт дошкольника.  3.3. Область применения Данный   опыт   работы   может   быть   применен   в   работе   с   детьми дошкольного   возраста   в   дошкольных   образовательных   учреждениях, учреждениях   дополнительного   образования,   в   условиях   семейного воспитания. 4.4. Трудоемкость опыта  Трудоемкость опыта заключается в: ­   необходимости   наличия   различных   детских   музыкальных инструментов; ­ разработке модели развития музыкальных способностей дошкольников посредством инструментального музицирования; ­   разработке   программно­методического   обеспечения     по   данному направлению   (перспективное   планирование,  конспекты   НОД,   сценарии праздников   развлечений   с   использованием   игры   на   музыкальных инструментах,  картотеки   музыкальных   игр   и   заданий;     сценарий  мастер­ класса   для   родителей,   консультации   для   педагогов   и   родителей, иллюстративный и дидактический материал). 3.5. Теоретическая база опыта Теоретической базой опыта являлись научные исследования известных ученых в области образования. Так,   Теплов   Б.М.   в   своих   трудах   дал   всесторонний   анализ   многим вопросам развития музыкальных способностей. По его мнению, музыкальные способности   можно   и   нужно   развивать.     Б.М.   Теплов   выделил три   вида музыкальных   способностей: представление и чувство ритма.   ладовое   чувство,   музыкально­слуховое Известный советский ученый и педагог Н.А. Ветлугина указывала на необходимость развития музыкального слуха посредством различных игр и упражнений.  О   необходимости   обогащать   музыкальный   опыт   ребенка   писал   Л.С. Выготский. Особое внимание он акцентировал на игре. Он утверждал, что «стремление   детей   к   сочинительству   является   такой   же   деятельностью воображения, как и игра». Теоретические   и   практические   основы   развития   музыкальности   и музыкальных   способностей  отображаются   в   работах   Э.П.   Костиной,   А.Н. Зиминой,  Г.П.   Новиковой,  Г.А.   Прасловой   и   А.Г.   Гогоберидзе,   О.П. Радыновой. В условиях реализации ФГОС ДО данные научные и методические разработки не потеряли своей актуальности. Все эти авторы едины во мнении, что   для   успешного   музыкального   развития   ребенка   требуется   специальная среда.  В   качестве   такой   среды   я   выбрала   обучение   игре   на   детских музыкальных инструментах (инструментальное музицирование). Теоретической   основой   инструментального   музицирования   можно смело   назвать   Карла   Орфа  (1895­1982)   и   его   систему  элементарного музицирования  «Шульверк.  Музыка   для   детей».  Слово   «Schulwerk»   было создано самим Орфом и обозначает «обучение в действии». Главный принцип этой педагогики выражен словами Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, что сам   пробует   делать».   В   процессе   музицирования   и   обучения   игре   на музыкальных   инструментах,   дети   исполняют   и   вместе   создают   музыку, познавая ее в реальном, живом действии. В   нашей   стране   последователем   системы   Карла   Орфа   является Тютюнникова   Татьяна   Эдуардовна,   автор   программы  «Элементарное музицирование». Методологическим основанием для реализации опыта я считаю: 1. Деятельностный подход, в рамках которого каждый педагог должен помнить,   что  ребенок   как   личность   развивается   именно   в   деятельности. Только через собственную деятельность он  усваивает способы познания мира, формирует   и   совершенствует   личностные   качества.   Поэтому   я   стараюсь организовать взаимодействие с детьми так, чтобы дети узнавали что­то новое путём   решения   доступных   проблемных   ситуаций   и   задач,   сами   активно действовали, а не получали от меня «готовые» знания. Благодаря собственной деятельности у ребенка развиваются и совершенствуются социально значимые личностные качества, в том числе музыкальные способности. 2.   Личностно­развивающий   подход.  В   образовательном   процессе   я ориентируюсь   на   личность   воспитанника   и   создание   условий   для   его самореализации и саморазвития. Взаимодействие с детьми носит личностно­ ориентированный характер, в процессе которого: ­   я   формирую   положительную   самооценку,   уверенность   детей   в собственных силах и возможностях;  ­   применяю   музыкальные   формы   и   методы   работы,   которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников; ­   поддерживаю   доброжелательные   отношения   воспитанников   друг   к другу в различных видах музыкальной деятельности.     3.   Современные   технологии   и   методики   музыкального образования  детей дошкольного возраста.  Применяя данные методики и технологии, я  формирую у детей элементарные представления о различных видах музыкального искусства, ценностно­смысловое восприятие и понимание музыкальных   произведений,  развиваю   эстетическое   отношение   к окружающему миру. А самое главное – развиваю у каждого ребенка позицию активного участника, исполнителя­создателя музыкальных произведений для того, чтобы в танце, пении, музицировании он смог доступными средствами выражать себя, свои эмоции, чувства, настроения и переживания. 4. Технология  опыта 4.1.     Цель   моей  деятельности:  развивать   музыкальные   способности дошкольников посредством игры на детских музыкальных инструментах. Задачи: 1 Обогатить   развивающую   предметно­пространственную   среду играми,  пособиями и музыкальными инструментами, влияющими на развитие музыкальных способностей   дошкольников. 2 Развивать музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память, музыкально­слуховые представления. 3        Формировать навыки ансамблевого исполнения. 4        Развивать способность     самостоятельного   творческого инструментального музицирования. 5     Развивать   эмоциональную   отзывчивость   и   интерес   к исполнительской музыкально­художественной деятельности. Для   реализации   задач   по   развитию   музыкальных   способностей   мной была   обогащена  предметно­пространственная   развивающая   среда музыкального зала организовала в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В зале   присутствует   необходимое  игровое   и   музыкальное   оборудование, которое обеспечивает: ­   музыкальную,   речевую,   игровую,   познавательную   и   творческую активность дошкольников; ­ эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно­ пространственным окружением; ­ возможность самовыражения воспитанников. В  соответствии   с   комплексно­тематическим   планированием   по музыкальному   развитию,   кроме   детских   музыкальных   инструментов, атрибутов,  игрушек   и   оборудования  для   сюжетных   игр,   драматизации   и танцев, в зале предусмотрены разнообразные мягкие игровые модули, игровые ширмы, полифункциональные предметы, пособия из природных материалов, которые обеспечивают свободный творческий выбор детей. Организовала   развивающую   музыкально­образовательную   среду   в групповых помещениях ДОУ. Мною оформлены постоянно действующие фотогалереи «Мир музыки», «Веселые нотки» и  стенд «Наш оркестр».  Все   игровые   материалы,   пособия   и   атрибуты   соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Для того, чтобы получить  качественные образовательные результаты  я разработала  этапы  развития   музыкальных   способностей   воспитанников   на основе интерактивного игрового взаимодействия. Этапы развития инструментального музицирования: I  ­   способствовала   накоплению  этап  слушательского   опыта воспитанников, знакомила их с детскими музыкальными инструментами. II  этап  ­  формировала   приемы   игры   на   инструментах  при   помощи различных упражнений. Обучение начинала с группы ударных инструментов, которые не имеют звукоряда: деревянные ложки, погремушки, барабан и др. III этап – разучивали с детьми простейшие музыкальные произведения, формировала умение воспитанников играть в оркестре. Работу   по  развитию   музыкальных   способностей  организовала   в различных направлениях:  I направление – развивала чувство ритма. Особое внимание уделяла развитию   способности   детей  ощущать   метроритм   музыки.   Для   этого предлагала ребятам  ударные инструменты  или  инструменты, которые имеют звук только одной определенной высоты.  Сначала помогала ребенку отмечать сильную долю такта в соответствии с  темпом  музыки. Затем учила  выделять  сильные и слабые доли. Основой репертуара   для   развития   чувства  ритма   были  различные   считалочки, несложные песенки, прибаутки, ритмизация своего имени. II направление – развивала звуковысотный слух. Использовала коло­ кольчики, которые звучат различно по своей высоте. Дети без труда узнавали, какой   колокольчик   «поет»   выше,  а  какой   ниже.    Применяла   интересный прием:   металлофон   ставила  наклонно,   как    «музыкальную   лесенку». Молоточком   ударяла   по   ступенькам   «лесенки»,   а   дети   определяли,   куда «идет» куколка (вверх или вниз).  III  направление  ­  Знакомила  с инструментами  различных   групп:   струнными,   духовыми,   ударными. Применяла проблемный метод:  предлагала сравнить звучание  инструментов разных групп с целью нахождения различий и сходства между ними.  развивала  тембровый  слух. IV  направление   ­  развивала  динамический   слух.  Для   этого применяла  все инструменты, на которых дети могли  произвольно усиливать или ослаблять звучание в зависимости от игрового задания. V  направление ­  формировала навыки  ансамблевого исполнения. Особое   внимание  обращала   на   формирование   у   дошкольников   умения действовать совместно, играть в одном темпе и ритме. Для этого применяла коллективные прохлопывания, притопывания, постукивания деревянными или пластмассовыми коробочками и палочками под ритмическую музыку.  VI направление – развивала творческое музицирование. Для начала мы   с   детьми   «обследовали»   звуковые   возможносте  каждого   инструмента. Предлагала задания по типу «как поет птичка», «как идет дождь», «как ходит медведь» и т.д.  Для   того,   чтобы   обогатить   музыкальный   опыт   дошкольников   я использовала современные технологии. Например,   эффективно   соединяла   обучение   игре   на   музыкальных инструментах   и Проводила оздоровительные сеансы. Образовательная деятельность в ходе таких сеансов строилась на основе активного взаимодействия и включала:  здоровьесберегающие   технологии.  ­  коммуникативные   и   координационно­двигательные   упражнения   и игры;   ­ дыхательную гимнастику с применением  цветных полосок бумаги, легких платочков, различных вертушек, кусочков ваты;  ­   речевые   ритмические   игры,   упражнения­игры   с   музыкальными инструментами. Информационно­коммуникационные   технологии  стимулировали познавательный   интерес   и   музыкально­сенсорное   развитие   дошкольников. Мною   разработаны   слайды   с   мнемотаблицами   и   мнемодорожками   для разучивания детских песен, исполнения ритмического рисунка.  ИКТ­технологии   привлекали   детей,   вызывали   у   них   интерес   к деятельности и способствовали активизации творческой самостоятельности.  Разработала   собственные   интерактивные   игры:   «Музыкальный калейдоскоп»,   «Музыкальные   инструменты»,   «Музыкальная   угадай­ка», «Незнайка   в   стране   веселых   ритмов».   Игры   направлены   на   определение характера   и   жанра   музыки,   тембра,   развитие   ритма,   узнавание   мелодии знакомых песен.   Проектные   технологии  считаю   очень   эффективным   средством   для музыкального   развития   дошкольников.  В   межаттестационный   период   мною были   разработаны   творческие   проекты,   включающие   игру   на   детских музыкальных   инструментах:   «Путешествие   оркестра»   и   «Музыкальная шкатулка». Общая  цель   всех   проектов   –   обогатить   музыкально­сенсорный   опыт воспитанников.  Продуктами проектов стали: ­ концерты для родителей; ­   фотоальбомы   и   мультимедийные   презентации   по   теме   каждого проекта. 4.2.  Формы взаимодействия с воспитанниками Взаимодействие   с   детьми   строю   на   основе   партнерства.   Каждый ребенок   получает   возможность   удовлетворить   присущую   ему любознательность,   музыкантом­ исполнителем. При этом взрослый – не учитель­наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности.   почувствовать   себя   исследователем, Применяла различные формы взаимодействия: ­ проблемные ситуации; ­ игровое взаимодействие: музыкально­дидактические игры; сюжетные игры, творческие игры, игровые ситуации; ­  коллективное и индивидуальное музыкальное исполнение; ­ концерты­импровизации, шумовой оркестр; ­ музыкальное экспериментирование;   ­ музыкальное озвучивание инсценировок и стихотворений. ­ творческие задания практического содержания. 4.3. Методические приемы Основными методами в моей работе являются: 4.3.1.  Показ   приемов   и   способов   звукоизвлечения.    Это   главный методический   прием,   необходимый   для  формирования  навыков   и   умений игры   на   инструменте,   а   также   для    развития  творческого  музицирования. Данный   прием   способствует   развитию   у   дошкольников   самостоятельных действий в игре на инструменте. 4.3.2.   Музыкальные   упражнения   и   музыкально­игровые   упражнения (ритмо­интонационные   упражнения  и   ритмодекламация   под   отстукивание ритма на инструменте, специальные упражнения для формирования  чувства ритма,   звуковысотного,   тембрового,   динамического   слуха).  Данные упражнения   способствуют   развитию   музыкальных   способностей   (ладового чувства, чувства ритма и музыкально­слуховым представлениям). 4.3.3.  Задания   в   форме   музыкально­дидактической   игры. Музыкально­дидактические   игры   непосредственно   влияют   на   развитие музыкальных способностей. Педагогическая ценность музыкальных игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний на практике.  4.3.4.   Творческие   задания  (задания   на   звукоподражание,  вопросно­ ответные   импровизации,  сочинение   контрастных   мелодий,  задания   на сочинение   мелодий   с   опорой   на   заданные   интонацию,   мотив   или   текст). Творческие   задания  побуждают   дошкольников   к   познавательно­ исследовательским действиям, развивают способность применять усвоенное в новых условиях в свободной форме. Благодаря творчеству развиваются такие важные личностные качества ребенка как инициативность, любознательность, самостоятельность.  4.3.5.  Использую   специальные   методы   музыкального   развития   детей дошкольного возраста, в частности: ­  метод создания композиций  (позволяет активизировать творческую инициативу   дошкольников,   нацеливает   на   более   глубокое   и   осознанное восприятие музыки); ­ эмоционально­образные беседы о характере и содержании музыки (беседа   помогает   настроить   дошкольников   на   выразительное   исполнение музыки,   способствует   более   глубокому   пониманию   и   эмоциональному переживанию); ­     метод   пластического   интонирования  (способствует самостоятельному творческому выбору ребенка, в котором он реализует свои фантазии, эмоциональное впечатление от музыкального произведения). 5. Работа с родителями Эффективно   взаимодействую   с   родителями   воспитанников. Установление   доверительных,   эмоционально   позитивных   контактов   с родителями  влияет   как   на   эмоциональное   благополучие   детей,   так   и   на результативность образовательной деятельности в целом.    Особое внимание уделяю  вовлечению родителей в образовательный процесс и педагогическое просвещение по всем направлениям детской музыкальной деятельности.  Разработала   и   реализую   план   работы   с  родителями.  Использую разнообразные   формы   взаимодействия:   выступление   на   родительских собраниях,   консультирование,   анкетирование   (по   вопросам   музыкального развития   дошкольников),   проведение   совместных   мероприятий:  «День матери».   Привлекаю   родителей   к   изготовлению   костюмов   и   атрибутов   к   организую   с   ними праздникам,   где   дети   выступают   с   оркестром,   фотовыставки о музыкальной жизни детей в семье и ДОУ.  Помогаю   в   подборе   музыкальных   произведений   для   прослушивания дома.   Индивидуально   консультирую   по   вопросам     музыкального   развития дошкольников. В   рамках   обучения   родителей   провела   для   них  мастер­классы: «Музыкальные   игры­импровизации   для   детей»   и   «Эффективные   методы обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». 6. Результативность Результатами   опыта   работы  являются   высокие   показатели   по сформированности у детей музыкальных способностей, а именно: ­ развиты эмоциональная отзывчивость на музыку; ­   развиты   чувство   ритма,   звуковысотный,   тембровый,   динамический слух,   музыкально­слуховые   представления,   способность   к   музыкальному творчеству, музыкальное мышление, музыкальная память; ­ сформированы навыки ансамблевого исполнения; ­ самостоятельного способность   творческого     развита   инструментального музицирования. Педагогическую   диагностику   я   проводила   по   материалам   О.П. Радыновой.  Анализ результатов позволил мне выявить положительные тенденции в  Динамика   наблюдалась   по   всем музыкальном развитии   дошкольников. показателям. Например, за два учебных года (2016/2017 и 2017/2018) показатели по овладению детьми музыкально­слуховыми представлениями выросли с 24% до 62,9 %;  по овладению чувством ритма: с 35,7% до 78,1%; по овладению ладовым чувством: с 28,9% до 66,4%. Таким   образом,   в   процессе   обучения   игре   на   детских   музыкальных инструментах у дошкольников были развиты музыкальные способности.

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах.

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах.

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах.

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах.

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах.

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах.

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах.

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах.

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах.

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах.

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах.

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах.

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах.

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах.

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах.

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах.

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах.

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах.

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах.

Опыт работы музыкального руководителя на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на музыкальных инструментах.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2018