ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Ольга Лийв свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии:  сочетание методических приёмов и содержания образования"
Файл:

Статья Здоровьесберегающий потенциал урока биологии_ЛийвОВ.docx - Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии: сочетание методических приёмов и содержания образования"


Все файлы публикации > Статья Здоровьесберегающий потенциал ....docx
Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии:  сочетание методических приёмов и содержания образования"

Здоровьесберегающий потенциал урока биологии:
сочетание методических приёмов и содержания образования
Лийв Ольга Викторовна, учитель биологии и географии
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 п.Пангоды»,
Надымский район, Ямало­Ненецкий АО

Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии:  сочетание методических приёмов и содержания образования"

Обучение в школе отличается многофакторностью воздействия на организм ребёнка.
Интенсификация учебного процесса, пребывание в коллективе детей с разными
особенностями психики, возросшие требования к результатам обучения, необходимым для
дальнейшей успешной социализации молодого человека, увеличивают нагрузки на организм,
проходящий этапы биологического созревания и социального становления. Это, по мнению
физиологов, приводит к напряжению адаптационных механизмов. В то же время, именно в
школе закладываются, закрепляются основы здорвьесберегающего поведения и мышления
будущего взрослого человека.
Таким образом, мы видим противоречие между объёмом фактического материала по
предмету, установленным стандартом, и необходимостью сохранения комфортных для
ребёнка нагрузок при освоении учебного материала, противоречие между «знанием»,
полученным в процессе обучения, и востребованностью этого знания, в т.ч. для обеспечения
собственного здоровья. Представленный опыт актуален в средней школе при возрастающих
учебных нагрузках и необходимости осознания учащимися мировоззренческих ориентиров на
выходе из школы.
В своей практике я опиралась на принципы здоровьесбережения в педагогической
деятельности, сформулированные Смирновым Н.К. [3], которые являются общими для
педагогики. Но на учителя биологии, на мой взгляд, возлагается особая задача, поскольку
этот предмет, как никакой другой, обладает огромным потенциалом для формирования
культуры здорового поведения и здоровьесообразной деятельности. Объединение этого
потенциала с возможностями организации обучения, соответствующими физиологическим,
психологическим, личностным особенностям учащихся ­ основная идея опыта. Отсюда
возникает цель реализации опыта, состоящая из двух основных компонентов:
1)
организации деятельности учащихся с учётом возрастных функциональных
особенностей организма и конкретной образовательной ситуации;
2) развитие компетенций школьников в области обеспечения собственного здоровья и
здоровья окружающих с наиболее полным использованием потенциала содержания
учебного предмета «биология».
Механизм реализации этих направлений включает в себя технологию проектирования
урока с использованием алгоритма, который кратко можно описать так: задачи (с учётом
формируемых компетенций учащихся) – содержание (с учётом практической ценности для
учащихся) – деятельность (с учётом личностных особенностей каждого) ­ оценка (с учётом
посильного решения задач каждым учеником).
При планировании деятельности учащихся на уроке в старшей школе используются
приёмы, позволяющие снизить функциональное напряжение организма, но не упрощать
деятельность до примитивной работы, что вызывает снижение интереса, произвольного
внимания. К ним относятся:
­ приёмы свободного выбора (свободная беседа, выбор пути получения результата,
свобода трактовки явления);
­ соревновательный момент (состязание групп, дискуссия, ролевая игра);

Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии:  сочетание методических приёмов и содержания образования"

­ чередование форм активности (чтение, просмотр, визуализация, слушание, составление
задания, работа с тренажёром, преобразование информации, лабораторный опыт и т.д.);
­ использование исследовательских заданий;
­ выполнение биологических задач в соответствии с профилем обучения (например,
задание в группе социально­биологического профиля – «Объясните биосоциальную сущность
человека», физико­математического профиля – «Объясните, какие физические процессы
лежат в основе клеточного дыхания»).
Эти приёмы позволяют достичь гигиенически оптимальных условий для обеспечения
нормальной работоспособности учащегося на уроке.
При реализации алгоритма конструирования урока в его контекст обязательно включается
компоненты содержания, формирующие здоровьесберегающее мышление учащегося.
Например,
тема «Энергетический обмен», где рассматриваются сложные механизмы
преобразования веществ и энергии в клетке, воспринимается легче, когда новые понятия
связываются с вопросами сохранения здоровья, учащиеся включаются в обсуждение
проблемного вопроса «Обоснуйте вред курения с точки зрения энергетического обмена».
Результативность опыта оценена в динамике на примере одного класса с 2015 по 2017 г.
Использованы методики, принятые в деятельности школьной социально­психологической
службы, контрольно­оценочные мероприятия согласно учебному плану школы.
По результатам исследования

показателей психологической готовности к
государственной итоговой аттестации будущих выпускников:
­ отсутствие детей с высоким уровнем тревожности, снижение доли детей со средним
уровнем тревожности на 10 %.
­ повышение доли детей с показателями высокой мотивации к учебной деятельности с 66
до 79 %.
Качество обученности по предмету в исследуемом классе за три года изменилось с 75 до
83 %.
В период с 2015 по 2017 г. количество учащихся 10­11 классов, проявляющих интерес к
предмету биология через участие во внеурочной деятельности, олимпиадах и конкурсах
остаётся стабильным и находится на уровне 32 % от общего количества учащихся в данных
классах.
С 2015 г. по 2017 г. учащимися 10­11 классов представлено 11 проектов по тематике,
связанной с охраной здоровья и формированием основ здорового образа жизни:
«Познавательный квест для учащихся 4 классов «Организм человека»; «Влияние фитонцидов
на развитие гнилостных бактерий в пищевых продуктах»; «Анализ содержания нитратов в
овощах»,
«Изучение
индивидуальных различий в восприятии стимулирующих веществ на примере веществ,
содержащихся в кофе» и др.
«Оценка экологического состояния кабинета биологии»,
За данный период времени 2 учащихся старшей школы стали призёрами или обладателями
грамот муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии и
экологии, 3 учащихся выступили на муниципальной конференции «Здоровье – категория
социальная».
В приложении представлена методическая разработка обобщающего урока в 11 классе по
теме «Значение биологии в современном мире: экология, здоровье, благополучие
человечества».

Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии:  сочетание методических приёмов и содержания образования"

При организации данного урока использованы следующие приёмы, соответствующие
принципам здоровьесбережения в учебной деятельности:
­ использование видеоряда как мотивирующего фактора для формулирования и
принятия задачи урока самими учащимися;
­ использование ИК­средств для оптимизации затрат времени;
­ исследовательские задания, поддерживающие мыслительную активность;
­ работа в группах, созданных по принципу психологической совместимости;
­ свободный выбор путей получения результата;
­ индивидуальное задание с учётом склонностей личности;
­ чередование видов деятельности: слушание, работа в группе, преобразование словесной
информации в графическую, выступление, решение проблемной задачи.
На уроке использован также потенциал предметного содержания, направленный на
осознанное использование знаний, полученных при изучении биологии, для решения
повседневных задач обеспечения собственного здоровья и благоприятной среды
существования, использования предметных навыков в практических ситуациях.

Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии:  сочетание методических приёмов и содержания образования"

Приложение.
Методическая разработка урока в 11 классе по теме «Значение биологии в
современном мире: экология, здоровье, благополучие человечества».
Задачи урока:
Предметные: 1) обобщение знаний о биологии как науке о живых системах;
2) формирование актуальных знаний о прикладном значении биологии, о её
роли в поддержании здоровья человека.
Метапредметные: формирование мировоззренческих представлений о живой природе,
развитие коммуникативных навыков при работе в группе, развитие познавательных умений
при анализе, обобщении, преобразование информации.
Оборудование и средства обучения. Персональные компьютеры,
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», информационная подборка.
проектор, ЦОР
Ход урока.
1.
(2 мин) Активизация внимания – просмотр видеофрагмента – эпизод фильма «100
открытий в биологии». Кадры фильма идут фоном.
Учитель: Вы подошли к завершению изучения предмета БИОЛОГИЯ в школе. Эта наука
наряду с другими помогала вам проникать в тайны мироздания. На уроках биологии
формировалось ваше мировоззрение, умение использовать знание для решения актуальных
задач. Предлагаю, глядя на видеоряд, подумать, какую задачу мы поставим для нашего
сегодняшнего урока как завершающего в курсе биологии.

(1 мин) Постановка учебной задачи.
2.
Итак, представим цель урока.
Учащиеся: предлагают – раскрыть значение биологии в современном мире и для каждого
человека.
Учитель:, Ещё одной задачей обозначим ­ применить умение строит аргументированный
ответ, и использовать полученные знания для решения простых прикладных задач.
3.
(2 мин) Инструктирование.

Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии:  сочетание методических приёмов и содержания образования"

Класс предварительно разделён на группы по 3­4 человека – мини­лаборатории. Каждая
лаборатория выполняет своё задание, состоящее из трёх частей: 1) представление значения
биологии для одного из направлений человеческой деятельности; 2) решение практической
задачи; 3) представление материала для итоговой схемы. Одна из групп представляет
журналистов, их задача ­ представить опрос общественного мнения.
1 учащийся выполняет работу оператора – создаёт общую схему.
4.
(10 мин) Работа лабораторий (см. «Задания лабораториям»).
Каждая группа по результатам работы вносит инфрмацию в общую схему.
5.
(20мин) Представление результатов работы лабораторий.
Каждая группа представляет выполненные задания, класс участвует в решении задач. На
выступление группы отводится не более 3 мин.
6.
(2 мин) Выступление группы журналистов.
Представляют результаты интервьюирования, делятся наблюдениями.
7.
(2 мин) Обобщение изученного с использованием схемы.
Ученик ­ оператор: используя схему, делает обобщение о роли биологии в современном
мире.
8.
(2 мин) Рефлексия.
Каждая группа проводит самооценку: решены ли поставленные в начале урока задачи,
достраивая предложение
«Цель урока нами достигнута (не достигнута), потому что ……………….».
9.
(3 мин) Заключение.
Учитель: В заключении хочется сказать: человек есть венец природы. Он заставил природу
служить себе. Но давайте не будем забывать, что мы существуем, пока существует жизнь
вокруг нас и мы готовы сохранить свою жизнь. (просмотр видеофрагмента «Значение
биологии»)
Задания лабораториям
Лаборатория 1 Биология и медицина
Используя имеющиеся знания по биологии, дополнительный материал (текст, иллюстрации в папке
«Информация», учебник стр. 4­5), выполнить задания:
1) Составить краткий рассказ «Значение биологии для медицины».
«Биология имеет важное значение для медицины, так как …
2) Представить оператору рисунок и подпись к нему для создания итоговой обобщающей схемы.
3) Решить практическую задачу:
Как прикладная область биологии, генная инженерия, помогает больным сахарным диабетом?
Представить результаты работы лаборатории через 10 мин. Время для ответа – 3 мин.
Лаборатория 2 Биология и охрана природы

Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии:  сочетание методических приёмов и содержания образования"

Используя имеющиеся знания по биологии, дополнительный материал (текст, иллюстрации в папке
«Информация», учебник стр. 4­5), выполнить задания:
1) Составить краткий рассказ «Роль биологии в деле охраны природы», приводя аргументы.
2) Представить оператору рисунок и подпись к нему для создания итоговой обобщающей схемы.
3) Решить практическую задачу:
Известны организмы, которые сами могут участвовать в очищении экосистем. Назовите
организмы, без которых невозможно нормальное существование экосистемы аквариума.
Представить результаты работы лаборатории через 10 мин. Время для ответа – 3 мин.
_______________________________________________________________________________
Лаборатория 3 Биология и репродукция человека
Используя имеющиеся знания по биологии, дополнительный материал (текст, иллюстрации в папке
«Информация», учебник стр. 4­5), выполнить задания:
1) Составить краткий рассказ «Роль биологии в вопросах, связанных с репродукцией человека», приводя
аргументы.
2) Представить оператору рисунок и подпись к нему для создания итоговой обобщающей схемы.
3) Решение практической задачи:
У супругов вторая и третья группа крови. Какую группу крови могут иметь их дети? Представить
решение на доске.
Представить результаты работы лаборатории через 10 мин. Время для ответа – 3 мин.
Лаборатория 4 Биология и биотехнология
Используя имеющиеся знания по биологии, дополнительный материал (Урок № 4 в программе «Виртуальная
школа Кирилла и Мефодия», иллюстрации в папке «Информация», учебник стр. 4­5), выполнить задания:
1) Составить краткий рассказ «Биотехнология как современная отрасль биологии и её значение».
2) Представить оператору рисунок и подпись к нему для создания итоговой обобщающей схемы.
3) Решение практической задачи:
Как биотехнология может помочь решить энергетическую проблему?
Представить результаты работы лаборатории через 10 мин. Время для ответа – 3 мин.
Лаборатория 5. Биология и продовольственная проблема
Используя имеющиеся знания по биологии, дополнительный материал (текст, иллюстрации в папке
«Информация», учебник стр. 4­5, учебник стр. 4­5), выполнить задания:
1) Составить краткий рассказ «Роль биологии в решении продовольственной проблемы».
2) Представить оператору рисунок и подпись к нему для создания итоговой обобщающей схемы.
3) Решение практической задачи:
На полках магазинов лежит крупная чистая морковь, корнеплоды имеют яркий цвет и не имеют
повреждений. Почему же многие хозяйки предпочитают брать лежащую рядом невзрачную,
покрытую землёй, иногда с червоточинами морковь?
Представить результаты работы лаборатории через 10 мин. Время для ответа – 3 мин.
Лаборатория 6 Биология и инженерные науки
Используя имеющиеся знания по биологии, дополнительный материал (текст, иллюстрации в «Информация»,
учебник стр. 4­5), выполнить задания:
1) Составить краткий рассказ «Как изучение организмов помогает инженерам».
2) Представить оператору рисунок и подпись к нему для создания итоговой обобщающей схемы.
3) Решение практической задачи:
Строение какого биологического объекта «подсмотрел» создатель Эйфелевой башни?
Представить результаты работы лаборатории через 10 мин. Время для ответа – 3 мин.

Опыт работы "Здоровьесберегающий потенциал урока биологии:  сочетание методических приёмов и содержания образования"

Задание журналисту
Проведите опрос среди учащихся и родителей о значении биологии, о том, сталкиваются ли они с
вопросами биологии в своей жизни, помогают ли эти знания в сохранении здоровья. Продумайте
вопросы, которые нужно задать. Представьте результат опроса, сделайте вывод.
Схема – итог работы групп, представленная в презентации
Использованная литература и Интернет­ресурсы
1. Ищенко А.Р. Здоровьесберегающие технологии // География и экология в школе XXI
века. – 2005. ­ № 5.
2. Петров К.И. Здоровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников. ­
2005. ­ №2.
3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной
школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
4. Видео из Интернет­источников
https://www.youtube.com/watch?v=miQBpimI7pU
https://www.youtube.com/watch?v=BDnjXR7K95k

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл