Организация досуговой деятельности классного коллектива в школе-интернате для обучающихся с нарушением зрения
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
классное руководство
9 кл
07.05.2018
В данной работе рассматриваются теоретико-методологические основы внедрения культурно–досуговых технологий в работе воспитателя специально-коррекционных школ, описывается сущность и понятие культурно-досуговой технологии, теоретическое обоснование успешного моделирования проведения культурно-досуговых мероприятий для обучающихся с нарушением зрения. Так же описываются этапы проведения культурно-досуговых мероприятий с учащимися.
Организация досуговой деятельности классного коллектива.docx
Организация досуговой деятельности
классного коллектива в школеинтернате
для обучающихся с нарушением зрения
Булатова Т.В., воспитатель
ОГКОУ «Школаинтернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья №91»
Досуговая деятельность – процесс, обладающий определенной спецификой.
Сложность и многоплановость этого процесса объясняется тем, что в основе его
лежит основная задача – создание культурнодосуговых программ, которые были бы
не только интересны, но и полезны, развивали способности личности, кругозор,
формировали интеллект, прививали культуру. В связи с этим представляется
важным для педагогов не только совершенное знание технологического процесса, но
и изучение как традиционных, так и инновационных форм организации культурно
досуговых программ.
Досуговая деятельность в школе это деятельность, которую организуют
педагоги или сами учащиеся во внеурочное время. В ходе досуговой деятельности
проявляется активная деятельность незрячих, частично видящих и слабовидящих
воспитанников. Цель досуговой деятельности состоит не только в том, чтобы
целенаправленно и полноценно организовать свободное время детей, но и важно
комплексно спроектировать развитие физического,
духовнонравственного
потенциала личности, её художественных и интеллектуальных способностей. А в
работе с детьми, имеющими особенности в развитии, так же и забота об их здоровье.
При организации культурнодосуговой деятельности должны быть учтены и
запросы, и возможности детей с особенностями зрительного восприятия.
Определяемые педагогами направления работы должны способствовать
всестороннему развитию личности, соответствовать возрастным особенностям
учащихся, являться интересными и содержательными по формам проведения,
доступны всем группам детей по здоровью.
Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми способами
организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно
проводить свой досуг. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения
происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации,
стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение
нормам поведения в обществе.
Вопросами досуга занимаются представители разных наук: социология,
искусствоведение, этнография, археология, история, антропология.
Каждая из них изучает культуру досуга под углом зрения собственного
предмета исследования и оперирует ею в контексте конкретнонаучного подхода.
Все, что связано с бюджетом времени – это область исследования экономики и
социологии; этнография учитывает свободное время при рассмотрении
характеристики людей и традиций; психология изучает субъективное отношение
людей к свободному времени; педагогика связывает с культурой досуга вопросы
воспитания. Психофизиологический процесс отдыха, который отражает снятие физического, психического, интеллектуального напряжения, восстановление и
дальнейшее развитие сил, изучает медицина.
Профессор А.Д. Жарков[5] определяет культуру досуга как многомерное
социальное явление, как систему по созданию, хранению, распространению и
потреблению духовных ценностей, норм, знаний, а также значений и символов.
С точки зрения профессора Г.А. Аванесовой[1], культура досуга – это такое
проведение человеком свободного времени, которое сбалансировано по разным
видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполнено
социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как согласованное с
отечественными традициями и отвечающее современным требованиям.
Профессор М.А. Ариарский [4] рассматривает культуру досуга как:
• сложное качество личности, характеризующееся совокупностью проявления
самостоятельности мышления и действия, функциональной и интеллектуальной
активности, творческих устремлений во имя реализации прогрессивного процесса
отдыха и дальнейшего саморазвития, продуктивного влияния на окружающих;
• интегральное качество личности, отражающее потребность и умение
конструктивно использовать свое свободное время, которое реализуется в активном
отдыхе, удовлетворении и постоянном возвышении духовных потребностей
посредством репродуктивной и творческой деятельности по освоению культурного
наследия человечества, созданию культурных ценностей и развитию своих
сущностных сил.
Таким образом, культура досуга это способность личности к выработке
качественно нового, собственного подхода, замыслов и решений по организации
своего свободного времени представляет своеобразный образ мысли по созданию
своих, индивидуализированных способов действия в сфере досуга. Как результат
педагогического воздействия и самовоспитания, культура досуга является
слагаемым одновременно действующих интеллектуальных, эмоциональных и
волевых факторов организатора свободного времени и объекта его воздействия,
который последовательно преобразуется в субъект социальнокультурного
творчества.
Новые требования к организации учебного процесса в школах для детей с
нарушениями зрения, обусловленные изменяющейся общественной системой,
объективно стимулируют поиск новых педагогических технологий, наиболее
эффективных и рациональных методов обучения и воспитания.
Рассматривая важные аспекты означенной проблемы, большую помощь
оказывают научные изыскания В.А. Феоктистовой [11], Л.И. Солнцевой, Л.И.
Плаксиной[7], Литвака А.Г., Денискиной В.З., Ермакова В.П. и Якунина Г.А. и
других ученых, посвятивших свою научную деятельность проблемам реабилитации
лиц с физическими ограничениями здоровья по зрению. Они утверждают, что
социально экономические преобразования в России, внедрение новых
государственных образовательных стандартов, гуманистическая направленность
политики государства по отношению к инвалидам детства рамками интеграции в
социум и способностью «конкурировать» со зрячими детьми и подростками
обуславливает необходимость пересмотра содержания, форм и методов их
воспитания, обучения и развития.
2 Для слабовидящего или незрячего ребёнка характерно: скованность,
нерешительность, осторожность, не эмоциональность. В ходе воспитательной
работы необходимо учитывать эти особенности, развивать и формировать
коммуникативные и ориентировочные навыки ребёнка,
используя все
компенсаторные возможности его организма.
У детей с нарушениями зрения замедлен естественный ход физического
развития. Дети с нарушениями зрения с развитыми двигательными навыками более
энергичны, более коммуникабельны, редко конфликтуют, более стабильны и
уравновешены в межличностных отношениях, лучше ориентируются в пространстве.
Совместная
обогащает
содержательную сторону общения. Однако, учитывая специфику заболеваний
учащихся, необходим контроль за изменением показателей зрительных функций под
воздействием физических нагрузок. [10]
физкультурнооздоровительная
деятельность
Для детей с особенностями в развитии необходим индивидуальный подход,
система посильных заданий, правильный инструктаж по алгоритму действий и
технике безопасности.
приобретённые в результате поиска,
самостоятельной работы, являются залогом формирования их стойких интересов.
Знания,
Разнообразные формы воспитательной работы в системе организации
досуговой деятельности, должны органично включаться в единый процесс
всестороннего развития личности детей с нарушениями зрения. Очень важно
проявлять чуткое отношение к потребностям незрячего или слабовидящего ребёнка,
стремление к согласию и сближению с ним, умение педагогов предложить форму
деятельности, которая увлекает, доставляет радость, создаёт ощущение комфорта и
уюта в условиях школы.
Культурнодосуговая деятельность – это сложная, многокомпонентная
система, включающая в себя цели, функции, содержание, технологию и
методику организации.
Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в
педагогический лексикон, так и терминологию социальнокультурной сферы.
Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие
разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих
позиций, характерных для его понимания.
Так в толковом словаре Даля мы читаем: «технология это совокупность приемов,
применяемых в какомлибо деле, мастерстве, искусстве». В материалах ЮНЕСКО
указывается, что педагогическая технология это системный метод создания,
применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом
технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия ставящих своей задачей
оптимизацию форм образования.
Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников в учебном пособии «Основы социально
культурной деятельности» отмечают, что технологии это механизм реализации
теории в практику социальнопедагогической деятельности.
Технология – это средства, формы и методы, используемые в учебном,
воспитательном процессе, с помощью которых достигаются планируемые
результаты
культурнодосуговыми
программами.
предусмотренные
воспитания,
3 Можно выделить группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную
реализацию культурнодосуговой программы:
1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом
(фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.); [14]
2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в
системе дополнительного образования) – экскурсии, конкурсы, литературные и
музыкальные гостиные и др.;
3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений – нескольких
классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы,
соревнования); [9]
4)
(спектакли театров,
«репертуарные» мероприятия
концерты
художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве
исполнителей, другие – в качестве зрителей. [8]
Методы осуществления культурнодосуговых программ достаточно
многообразны. В зависимости от типа и содержания программы можно
использовать: игровые методы, упражнения, обсуждения, театрализацию, создание,
проигрывание и анализ ситуаций, творческие задания на внимание, ловкость,
сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.
В самом общем виде методы можно представить в виде нескольких групп:
а) Методы учебнопознавательной, самообразовательной деятельности. Это
работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный
обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного;
изложение или рассказ лектора, обозревателя. А так же просмотр слайдов, учебных
плакатов, структурнологических схем, видеофильмов, телевизионных передач,
кинофильмов, их показ, иллюстрация (использование произведений искусства или
их фрагментов при проведении массовых мероприятий) и театрализация
(уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его
художественное обобщение);
б) Методы формирования общественного сознания личности. К ним
относятся: убеждение (доказательство какойлибо идеи путем обращения к
научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение,
рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или
массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту
других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);
в) Методы включения в культурнодосуговой деятельность и формирования
опыта общественного поведения практическое задание, вовлечение в деятельность,
индивидуальное поручение,
соревнование,
наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;
педагогическое требование,
г) Методы стимулирования культурнодосуговой активности. Это моральное
поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение
(награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), а так же
общественное порицание.
д) методы социологических исследований культурнодосуговой деятельности
опрос, интервью, эксперимент, анкетирование, тестирование и другие
4 Для успешного моделирования
проведения культурнодосуговых
мероприятий выясняем точный возраст, интересы, предпочтения учащихся, их
хобби, мечты, то, с кем они предпочитают проводить свободное время. Цель
моделирования: разработка плана мероприятий досуга обучающихся.
Задачи моделирования:
1. создать дружественную атмосферу общения;
2. преодолевать стрессовые ситуации посредством правильной организации
свободного времени школьников в общеобразовательной организации;
3. достигнуть сближения школьников и их родителей через совместную
досуговую деятельность в условиях общеобразовательной организации;
4. развивать интеллектуальные, нравственные и физические способности
подростков через досуговую деятельность.
Этапы проведения культурнодосуговых мероприятий:
1. Подготовительный: на этом этапе осуществляются предварительные
работы, необходимые для проведения мероприятий досуга. Он включает в себя:
формирование командучастниц;
подготовка необходимого материала для проведения мероприятия;
подготовка помещения для мероприятия;
составление сценариев мероприятия (соревнований, вечеров, театральной
постановки);
подборка вопросов для викторины;
подготовка декораций, костюмов для постановки, ее репетиция;
приготовление призов и грамот призерам и победителям;
организация маршрута экскурсии, подбор транспорта;
подготовка чаепитий;
создание необходимых презентаций, подборка музыкального сопровождения;
выбор документального фильма.
2. Реализационный:
на этом этапе производятся заключительные приготовления и проводятся
мероприятия.
3. Заключительный:
подведение итогов;
награждение победителей и призеров;
анализ приобретенных знаний;
обсуждение полученных впечатлений и опыта;
выявление и анализ допущенных недочетов и ошибок.
В общем, досуговая деятельность в условиях коррекционной школы для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны
иметь большие возможности для рациональной организации свободного времени
детей и подростков. При наличии соответствующей материальнотехнической базы
и творческого подхода педагогов, способных увлечь обучающихся, воспитанников в
активную работу есть возможность обеспечить эффективную досуговую
деятельность, исключающую потери драгоценного времени периода жизни человека,
когда можно заниматься только учёбой в том или ином виде, не заботясь обо всём
прочем. Это и будет самым надёжным свершением коррекционнопедагогического
5 воздействия с решением задач подготовки к успешной адаптации и интеграции
выпускников после завершения образовательного процесса средствами организации
внеурочной деятельности.
Система организации досуговой деятельности для детей с нарушениями
зрения показала себя результативной и целесообразной. Учитывает пожелания и
возможности незрячих и слабовидящих учащихся, позволяет развивать такие
личностные качества как физическую и познавательную активность, трудолюбие,
творческие способности, способствует формированию нравственности и культуры
поведения, самовоспитанию и самопознанию, расширяет кругозор, развивает
творческие способности и самостоятельность.
Досуговая деятельность детей с нарушением зрения представляет собой часть
их жизненной среды, предназначенной для отдыха, преодоления усталости,
восстановления физического и психического здоровья. Участие в различных видах
досуговой деятельности является необходимой областью социализации,
самоутверждению и самореализации молодых людей с ограниченными
возможностями.
В современной педагогике определено множество технологий, направленных
на воспитание ребёнка. Воспитатель, как специалист, должен уметь выбрать и
грамотно применить тот или иной «инструментарий», помня святую заповедь всех
работающих с самым хрупким и ранимым материалом – детской душой – «Не
навреди!».
Необходимо помнить о том, что какое сейчас мы посеем зерно (жадность или
щедрость, зло или добро, уважение или хамство…), в таком мире мы окажемся
через несколько десятков лет.
1. Аванесова Г.А. Культурнодосуговая деятельность: теория и практика орг.:
Список литературы
учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 235 с.
2. Акимова Л.А. Социология досуга: Учеб. пособие для студентов вузов,
обучающихся по специальности 053100 "Соц.культур. деятельность" / Л.А.
Акимова; Мво образования Рос. Федерации, Моск. гос. унт культуры и
искусств. М. : МГУКИ, 2003. 123 с., ISBN 5947780321.
3. Александрова З.
А.
Организация досуга школьников классным
руководителем // Учительский журнал. 2009. N 6. С. 4147
4. Ариарский М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский: С.Петерб.
гос. унт культуры и искусств, Ассоц. музеев России: СПб: Эго, 2001 – 287 с.
ISBN: 5827600636
Жарков А. Д. Теория и технология культурнодосуговой деятельности: /
А.Д. Жарков. – М : МГУКИ, 2007. – 450 с
5.
6. Крестьянов В.П. Педагогика досуга: Учеб. пособие/ В.П. Крестьянов. – Орел:
ОГУ, 2007. – 156 с
7. Л.И.Плаксина. Теоретические основы коррекционной работы для детей с
нарушением зрения.М. ГороД,1998. 167 с.
8. Малыхина Л. Б. Досуговые программы для детских общественных
объединений // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. 2012. № 6.
С. 7482.
6 9. Мисина Н. Массовое мероприятие. пошаговые технологии // Новая
библиотека. 2012. № 12. С. 3543.
10. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции.
/Учебнометодическое пособие. Под ред. Л. И.Солнцевой/ М.; ВОС, 1992. –
С. 89109
11. Феоктистова В.А. Концепция перестройки системы подготовки слепых и
слабовидящих к жизни в период их школьного образования./Сб. Актуальные
проблемы социальнотрудовой реабилитации инвалидов по зрению. Минск.:
Полымя, 1991. – с. 1426
12. Понятие досуговой деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://www. /dosug. Html
13. Понятие досуговой деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://www. /dosug. Html [ ]
14.Худенко Е.В., Гаврилычева Г.Ф., Селеванова Е.Ю., Титова В.В. Организация и
планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе
интернате, детском доме. Москва, Аркти, 2006
7
Организация досуговой деятельности классного коллектива в школе-интернате для обучающихся с нарушением зрения
Организация досуговой деятельности классного коллектива в школе-интернате для обучающихся с нарушением зрения
Организация досуговой деятельности классного коллектива в школе-интернате для обучающихся с нарушением зрения
Организация досуговой деятельности классного коллектива в школе-интернате для обучающихся с нарушением зрения
Организация досуговой деятельности классного коллектива в школе-интернате для обучающихся с нарушением зрения
Организация досуговой деятельности классного коллектива в школе-интернате для обучающихся с нарушением зрения
Организация досуговой деятельности классного коллектива в школе-интернате для обучающихся с нарушением зрения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.