Организация досуговой деятельности классного коллектива в школе-интернате для обучающихся с нарушением зрения
Оценка 4.7

Организация досуговой деятельности классного коллектива в школе-интернате для обучающихся с нарушением зрения

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
классное руководство
9 кл
07.05.2018
Организация досуговой деятельности  классного коллектива в школе-интернате  для обучающихся с нарушением зрения
В данной работе рассматриваются теоретико-методологические основы внедрения культурно–досуговых технологий в работе воспитателя специально-коррекционных школ, описывается сущность и понятие культурно-досуговой технологии, теоретическое обоснование успешного моделирования проведения культурно-досуговых мероприятий для обучающихся с нарушением зрения. Так же описываются этапы проведения культурно-досуговых мероприятий с учащимися.
Организация досуговой деятельности классного коллектива.docx
Организация досуговой деятельности  классного коллектива в школе­интернате  для обучающихся с нарушением зрения Булатова Т.В., воспитатель  ОГКОУ «Школа­интернат для обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья №91» Досуговая  деятельность – процесс, обладающий определенной спецификой. Сложность и многоплановость этого процесса объясняется тем, что в основе его лежит основная задача – создание культурно­досуговых программ, которые были бы не   только   интересны,   но   и   полезны,   развивали   способности   личности,   кругозор, формировали   интеллект,   прививали   культуру.   В   связи   с   этим   представляется важным для педагогов не только совершенное знание технологического процесса, но и изучение как традиционных, так и инновационных форм организации культурно­ досуговых программ. Досуговая   деятельность   в   школе   ­  это   деятельность,   которую   организуют педагоги или сами учащиеся во внеурочное время. В ходе досуговой деятельности проявляется активная деятельность незрячих, частично видящих и слабовидящих воспитанников.   Цель   досуговой   деятельности   состоит   не   только   в   том,   чтобы целенаправленно и полноценно организовать  свободное время  детей, но и важно комплексно   спроектировать   развитие   физического,   духовно­нравственного потенциала личности, её художественных и интеллектуальных способностей. А в работе с детьми, имеющими особенности в развитии, так же и забота об их здоровье. При организации культурно­досуговой деятельности должны быть учтены и запросы,   и   возможности   детей   с   особенностями   зрительного   восприятия. Определяемые   педагогами   направления   работы   должны   способствовать всестороннему   развитию   личности,   соответствовать   возрастным   особенностям учащихся,   являться   интересными   и   содержательными   по   формам   проведения, доступны всем группам детей по здоровью.  Сегодня   как   никогда   актуальна   проблема   овладения   детьми   способами организации   своего   свободного   времени,   умением   содержательно   и   интересно проводить свой досуг. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование   трудовой   активности,   выработка   жизненной   позиции,   обучение нормам поведения в обществе. Вопросами   досуга   занимаются   представители   разных   наук:   социология, искусствоведение, этнография, археология, история, антропология.  Каждая   из   них   изучает   культуру   досуга   под   углом   зрения   собственного предмета исследования и оперирует ею в контексте конкретно­научного подхода. Все, что связано с бюджетом времени  – это область исследования экономики и социологии;   этнография   учитывает   свободное   время   при   рассмотрении характеристики   людей   и  традиций;  психология   изучает  субъективное   отношение людей к свободному времени; педагогика связывает с культурой досуга вопросы воспитания.   Психофизиологический   процесс   отдыха,   который   отражает   снятие физического,   психического,   интеллектуального   напряжения,   восстановление   и дальнейшее развитие сил, изучает медицина. Профессор   А.Д.   Жарков[5]   определяет   культуру   досуга   как   многомерное социальное   явление,   как   систему   по   созданию,   хранению,   распространению   и потреблению духовных ценностей, норм, знаний, а также значений и символов. С точки зрения профессора Г.А. Аванесовой[1], культура досуга – это такое проведение   человеком   свободного   времени,   которое   сбалансировано   по   разным видам   рекреационной,   развивающей   и   развлекательной   активности,   наполнено социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как согласованное с отечественными традициями и отвечающее современным требованиям.  Профессор М.А. Ариарский [4] рассматривает культуру досуга как: • сложное качество личности, характеризующееся совокупностью проявления самостоятельности   мышления   и   действия,   функциональной   и   интеллектуальной активности, творческих устремлений во имя реализации прогрессивного процесса отдыха и дальнейшего саморазвития, продуктивного влияния на окружающих;  • интегральное   качество   личности,   отражающее   потребность   и   умение конструктивно использовать свое свободное время, которое реализуется в активном отдыхе,   удовлетворении   и   постоянном   возвышении   духовных   потребностей посредством репродуктивной и творческой деятельности по освоению культурного наследия   человечества,   созданию   культурных   ценностей   и   развитию   своих сущностных сил. Таким   образом,  культура   досуга   ­   это   способность   личности   к   выработке качественно   нового,   собственного   подхода,   замыслов   и   решений   по   организации своего свободного времени представляет своеобразный образ мысли по созданию своих, индивидуализированных способов действия в сфере досуга. Как результат педагогического   воздействия   и   самовоспитания,   культура   досуга   является слагаемым   одновременно   действующих   интеллектуальных,   эмоциональных   и волевых  факторов  организатора   свободного  времени  и  объекта  его  воздействия, который   последовательно   преобразуется   в   субъект   социально­культурного творчества. Новые   требования   к   организации   учебного   процесса   в   школах   для   детей   с нарушениями   зрения,   обусловленные   изменяющейся   общественной   системой, объективно   стимулируют   поиск   новых   педагогических   технологий,   наиболее эффективных и рациональных методов обучения и воспитания. Рассматривая   важные   аспекты   означенной   проблемы,   большую   помощь оказывают   научные   изыскания   В.А.   Феоктистовой  [11],  Л.И.   Солнцевой,   Л.И. Плаксиной[7],   Литвака   А.Г.,   Денискиной   В.З.,   Ермакова   В.П.   и   Якунина   Г.А.   и других ученых, посвятивших свою научную деятельность проблемам реабилитации лиц   с   физическими   ограничениями   здоровья   по   зрению.   Они   утверждают,   что социально   ­   экономические   преобразования   в   России,   внедрение   новых государственных   образовательных   стандартов,   гуманистическая   направленность политики государства по отношению к инвалидам детства рамками интеграции в социум   и   способностью   «конкурировать»   со   зрячими   детьми   и   подростками обуславливает   необходимость   пересмотра   содержания,   форм   и   методов   их воспитания, обучения и развития. 2 Для   слабовидящего   или   незрячего   ребёнка   характерно:   скованность, нерешительность,   осторожность,   не   эмоциональность.   В   ходе   воспитательной работы   необходимо   учитывать   эти   особенности,   развивать   и   формировать коммуникативные   и   ориентировочные   навыки   ребёнка,   используя   все компенсаторные возможности его организма. У   детей   с   нарушениями   зрения   замедлен   естественный   ход   физического развития. Дети с нарушениями зрения с развитыми двигательными навыками более энергичны,   более   коммуникабельны,   редко   конфликтуют,   более   стабильны   и уравновешены в межличностных отношениях, лучше ориентируются в пространстве. Совместная обогащает содержательную   сторону   общения.   Однако,   учитывая   специфику   заболеваний учащихся, необходим контроль за изменением показателей зрительных функций под воздействием физических нагрузок. [10]   физкультурно­оздоровительная деятельность     Для детей с особенностями в развитии необходим индивидуальный подход, система   посильных   заданий,   правильный   инструктаж   по   алгоритму   действий   и технике   безопасности.   приобретённые   в   результате   поиска, самостоятельной работы, являются залогом формирования их стойких интересов.   Знания, Разнообразные   формы   воспитательной   работы   в   системе   организации досуговой   деятельности,   должны   органично   включаться   в   единый   процесс всестороннего   развития   личности   детей   с   нарушениями   зрения.   Очень   важно проявлять чуткое отношение к потребностям незрячего или слабовидящего ребёнка, стремление к согласию и сближению с ним, умение педагогов предложить форму деятельности, которая увлекает, доставляет радость, создаёт ощущение комфорта и уюта в условиях школы. Культурно­досуговая деятельность – это сложная,   многокомпонентная система,   включающая   в   себя   цели,   функции,   содержание,   технологию   и методику организации. Термин «технология» появился совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический   лексикон,   так   и   терминологию   социально­культурной   сферы. Существуют разные трактовки определения «технология» и, несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина, есть ряд объединяющих позиций, характерных для его понимания. Так в толковом словаре Даля мы читаем: «технология ­ это совокупность приемов, применяемых в каком­либо деле, мастерстве, искусстве». В материалах ЮНЕСКО указывается,   что   педагогическая   технология   ­   это   системный   метод   создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия ставящих своей задачей оптимизацию форм образования. Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников в учебном пособии «Основы социально­ культурной деятельности»  отмечают, что  технологии  ­  это механизм реализации теории в практику социально­педагогической деятельности. Технология  –  это  средства,   формы  и  методы,   используемые  в  учебном, воспитательном   процессе,   с   помощью   которых   достигаются   планируемые результаты   культурно­досуговыми программами. предусмотренные воспитания,     3 Можно выделить группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно­досуговой программы: 1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.); [14] 2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе   дополнительного   образования)   –   экскурсии,   конкурсы,   литературные   и музыкальные гостиные и др.; 3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений – нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования); [9] 4) (спектакли   театров,   «репертуарные»   мероприятия     концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей. [8]  Методы   осуществления   культурно­досуговых   программ   достаточно многообразны.   В   зависимости   от   типа   и   содержания   программы   можно использовать: игровые методы, упражнения, обсуждения, театрализацию, создание, проигрывание   и   анализ   ситуаций,   творческие   задания   на   внимание,   ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.  В самом общем виде методы можно представить в виде нескольких групп: а)  Методы учебно­познавательной, самообразовательной деятельности. Это работа   с   литературными   источниками,   изучение   материалов   прессы,   взаимный обмен   информацией,   дискутирование   по   поводу   услышанного   и   прочитанного; изложение или рассказ лектора, обозревателя. А так же просмотр слайдов, учебных плакатов,   структурно­логических   схем,   видеофильмов,   телевизионных   передач, кинофильмов, их показ, иллюстрация (использование произведений искусства или их   фрагментов   при   проведении   массовых   мероприятий)   и   театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение); б)   Методы   формирования   общественного   сознания   личности.   К   ним относятся:   убеждение   (доказательство   какой­либо   идеи   путем   обращения   к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие одним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас); в) Методы включения в культурно­досуговой деятельность и формирования опыта общественного поведения ­ практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное   поручение,   соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;   педагогическое   требование, г) Методы стимулирования культурно­досуговой активности. Это моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение (награждение   памятными   подарками,   сувенирами,   призами   и   т.п.),   а   так   же общественное порицание. д) методы социологических исследований культурно­досуговой деятельности ­ опрос, интервью, эксперимент, анкетирование, тестирование и другие 4 Для   успешного   моделирования  проведения   культурно­досуговых мероприятий  выясняем   точный   возраст,   интересы,   предпочтения   учащихся,   их хобби,   мечты,   то,   с   кем   они   предпочитают   проводить   свободное   время.  Цель моделирования: разработка плана мероприятий досуга обучающихся. Задачи моделирования: 1. создать дружественную атмосферу общения; 2. преодолевать стрессовые ситуации посредством правильной организации свободного времени школьников в общеобразовательной организации; 3.   достигнуть   сближения   школьников   и   их   родителей   через   совместную досуговую деятельность в условиях общеобразовательной организации; 4.   развивать   интеллектуальные,   нравственные   и   физические   способности подростков через досуговую деятельность. Этапы проведения культурно­досуговых мероприятий: 1.   Подготовительный:   на   этом   этапе   осуществляются   предварительные работы, необходимые для проведения мероприятий досуга. Он включает в себя: ­ формирование команд­участниц; ­ подготовка необходимого материала для проведения мероприятия; ­ подготовка помещения для мероприятия; ­   составление   сценариев   мероприятия   (соревнований,   вечеров,   театральной постановки); ­ подборка вопросов для викторины; ­ подготовка декораций, костюмов для постановки, ее репетиция; ­ приготовление призов и грамот призерам и победителям;  организация маршрута экскурсии, подбор транспорта; ­ подготовка чаепитий; ­ создание необходимых презентаций, подборка музыкального сопровождения; ­ выбор документального фильма. 2. Реализационный:  на   этом   этапе   производятся   заключительные   приготовления   и   проводятся мероприятия. 3. Заключительный: ­ подведение итогов; ­ награждение победителей и призеров; ­ анализ приобретенных знаний; ­ обсуждение полученных впечатлений и опыта; ­ выявление и анализ допущенных недочетов и ошибок. В   общем,   досуговая   деятельность   в   условиях   коррекционной   школы   для обучающихся,  воспитанников   с  ограниченными  возможностями   здоровья   должны иметь   большие   возможности   для   рациональной   организации   свободного   времени детей и подростков. При наличии соответствующей материально­технической базы и творческого подхода педагогов, способных увлечь обучающихся, воспитанников в активную   работу   есть   возможность   обеспечить   эффективную   досуговую деятельность, исключающую потери драгоценного времени периода жизни человека, когда можно заниматься только учёбой в том или ином виде, не заботясь обо всём прочем. Это и будет самым надёжным свершением коррекционно­педагогического 5 воздействия   с   решением   задач   подготовки   к   успешной   адаптации   и   интеграции выпускников после завершения образовательного процесса средствами организации внеурочной деятельности. Система   организации   досуговой   деятельности   для   детей   с   нарушениями зрения показала  себя  результативной  и целесообразной.  Учитывает  пожелания  и возможности   незрячих   и   слабовидящих   учащихся,   позволяет   развивать   такие личностные качества как физическую и познавательную активность, трудолюбие, творческие способности,  способствует формированию нравственности и культуры поведения,   самовоспитанию   и   самопознанию,   расширяет   кругозор,   развивает творческие способности и самостоятельность.  Досуговая деятельность детей с нарушением зрения представляет собой часть их   жизненной   среды,   предназначенной   для   отдыха,   преодоления   усталости, восстановления физического и психического здоровья. Участие в различных видах досуговой   деятельности   является   необходимой   областью   социализации, самоутверждению   и   самореализации   молодых   людей   с   ограниченными возможностями.  В современной педагогике определено множество технологий, направленных на   воспитание   ребёнка.   Воспитатель,   как   специалист,   должен   уметь   выбрать   и грамотно применить тот или иной «инструментарий», помня святую заповедь всех работающих   с   самым   хрупким   и   ранимым   материалом   –   детской   душой   –   «Не навреди!».  Необходимо помнить о том, что какое сейчас мы посеем зерно (жадность или щедрость, зло или добро, уважение или хамство…), в таком мире мы окажемся через несколько десятков лет. 1. Аванесова Г.А. Культурно­досуговая деятельность: теория и практика орг.: Список литературы учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 235 с. 2. Акимова   Л.А.   Социология   досуга:   Учеб.   пособие   для   студентов   вузов, обучающихся по специальности 053100 "Соц.­культур. деятельность" / Л.А. Акимова;   М­во   образования   Рос.   Федерации,   Моск.   гос.   ун­т   культуры   и искусств. ­ М. : МГУКИ, 2003. ­ 123 с., ISBN 5­94778­032­1. 3. Александрова   З.   А.   Организация   досуга   школьников   классным руководителем // Учительский журнал. ­ 2009. ­ N 6. ­ С. 41­47 4. Ариарский М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский: С.­Петерб. гос. ун­т культуры и искусств, Ассоц. музеев России: СПб: Эго, 2001 – 287 с. ISBN: 5­8276­0063­6   Жарков А. Д. Теория и технология культурно­досуговой  деятельности: / А.Д. Жарков. – М : МГУКИ, 2007. – 450 с  5. 6. Крестьянов В.П. Педагогика досуга: Учеб. пособие/ В.П. Крестьянов. – Орел: ОГУ, 2007. – 156 с 7. Л.И.Плаксина.   Теоретические   основы   коррекционной   работы   для   детей   с нарушением зрения.­М. ГороД,1998.­ 167 с. 8. Малыхина   Л.   Б.   Досуговые   программы   для   детских   общественных объединений // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. ­ 2012. ­ № 6. ­ С. 74­82. 6 9. Мисина   Н.   Массовое   мероприятие.   пошаговые   технологии   //   Новая библиотека. ­ 2012. ­ № 12. ­ С. 35­43. 10. Особенности   проведения   занятий   со   слепыми   детьми   в   часы   коррекции. /Учебно­методическое пособие. Под ред. Л. И.Солнцевой/ М.; ВОС, 1992. – С. 89­109 11. Феоктистова   В.А.   Концепция   перестройки   системы   подготовки   слепых   и слабовидящих к жизни в период их школьного образования./Сб.  Актуальные проблемы социально­трудовой реабилитации инвалидов по зрению. Минск.: Полымя, 1991. – с. 14­26 12. Понятие досуговой деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www. /dosug. Html 13. Понятие досуговой деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www. /dosug. Html [  ] 14.Худенко Е.В., Гаврилычева Г.Ф., Селеванова Е.Ю., Титова В.В. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе­ интернате, детском доме. Москва, Аркти, 2006 7

Организация досуговой деятельности классного коллектива в школе-интернате для обучающихся с нарушением зрения

Организация досуговой деятельности  классного коллектива в школе-интернате  для обучающихся с нарушением зрения

Организация досуговой деятельности классного коллектива в школе-интернате для обучающихся с нарушением зрения

Организация досуговой деятельности  классного коллектива в школе-интернате  для обучающихся с нарушением зрения

Организация досуговой деятельности классного коллектива в школе-интернате для обучающихся с нарушением зрения

Организация досуговой деятельности  классного коллектива в школе-интернате  для обучающихся с нарушением зрения

Организация досуговой деятельности классного коллектива в школе-интернате для обучающихся с нарушением зрения

Организация досуговой деятельности  классного коллектива в школе-интернате  для обучающихся с нарушением зрения

Организация досуговой деятельности классного коллектива в школе-интернате для обучающихся с нарушением зрения

Организация досуговой деятельности  классного коллектива в школе-интернате  для обучающихся с нарушением зрения

Организация досуговой деятельности классного коллектива в школе-интернате для обучающихся с нарушением зрения

Организация досуговой деятельности  классного коллектива в школе-интернате  для обучающихся с нарушением зрения

Организация досуговой деятельности классного коллектива в школе-интернате для обучающихся с нарушением зрения

Организация досуговой деятельности  классного коллектива в школе-интернате  для обучающихся с нарушением зрения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2018