ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ И ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ФИЗИКЕ. ФИЗИКА. 9-11 КЛАСС
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ И ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ФИЗИКЕ. ФИЗИКА. 9-11 КЛАСС
Оценка 5
Руководства для учителя
docx
физика
9 кл—11 кл
14.11.2018
В основе ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход. Главной его целью является развитие личности обучающихся. Групповая и проектная деятельность дает огромные возможности для формирования ключевых компетенций учащихся, способствует повышению уровня активности школьников, позволяет индивидуализировать процесс обучения, т.к. предоставляет возможность для проявления самостоятельности в планировании, осуществлении и контроле деятельности
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ И ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ.docx
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ И ПРОЕКТНО
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО ПО ФИЗИКЕ
Е.А.Лебедева
учитель физики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №1 имени
П.П.Корягина»
р.п. Благовещенка
ea 1963@
mail
lebedeva
. ru
Аннотация: ФГОС ООО предусматривает различные формы работы на
уроках и во внеурочной деятельности и одной из таких форм является
групповая работа.
Ключевые слова: системно деятельностный подход, проектно
исследовательская деятельность, универсальные учебные действия, учебно
исследовательский проект, ФГОС ООО.
Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета,
представляет собой благоприятную сферу для применения различных
методов, способов, учебнометодических средств формирования
универсальных учебных действий школьников. В основе ФГОС ООО нового
поколения лежит системно деятельностный подход, главной целью которого
является развитие личности обучающегося и его учебнопознавательной
деятельности. В рамках системно деятельностного подхода ученик
овладевает универсальными учебными действиями, чтобы уметь решать
любые задачи. Использование групповой исследовательской деятельности
учащихся позволяет мне осуществлять целенаправленное, поступательное
развитие креативных сил каждого ребенка, его творческого потенциала, а так же позволяет учить ребят работать в коллективе, воспитывать в них чувство
ответственности не только за свою работу, но и за результат, полученный
всей группой. Разрабатывая и внедряя различные инновационные технологии,
стараюсь создавать условия для развития интеллектуальных умений и такой
образовательной системы, где учащиеся могут проявить свою активность,
творческий подход к делу, к самообразованию и самоосуществлению своего
«Я». Включая учащихся в целенаправленную деятельность, развивая
творческую активность по овладению социальным опытом, способствую
становлению у школьников личностно ориентированного отношения к
познавательной деятельности, формированию активной жизненной позиции.
Групповая работа способствует реализации общественно воспитатель
ных целей, приучает к ответственности, готовности оказать помощь другим.
Способствует реализации познавательных целей, повышает
производительность труда учащихся, развивает их познавательную активность
и самостоятельность. Расширяет границы межличностных отношений и
способствует возникновению связей между учащимися. Делает объективным
процесс самооценки, повышает объективность в оценке других.
Групповая деятельность на уроке физике и во внеурочной работе по
предмету может быть представлена в различных формах: лабораторная
работа, работа с текстом, взаимоконтроль, домашняя работа, урок семинар,
игровые формы работы, групповые формы с использованием ИКТ, подготовка
предметных недель, групповые учебно исследовательские проекты.
Формирование групп осуществляется по разному это и работа в мини
группах при выполнении лабораторных работ, когда вместе работают дети,
сидящие за одной партой, и выполнение домашнего задания, когда дети по
желанию могут объединяться в группы по три четыре человека , и работа над
творческими проектами, где количество учащихся в группах может быть
различным. Работа над учебно исследовательскими проектами это очень
увлекательное занятие, особенно, когда тема касается каждого из учащихся и
результаты своей работы они увидят не когда нибудь, а здесь и сейчас….
Использование проектноисследовательской деятельности учащихся на
уроках и во внеурочной деятельности даёт мне возможность:
1. изучать индивидуальные особенности учащихся и их интересы;
2. повышать внутреннюю мотивацию к образованию;
3. сочетать традиционные и активные формы и методы обучения;
4. развивать личностные качества;
5. повышать качество обучения;
6. развивать творческие способности учащихся.
Проектноисследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во
внеурочное время разделяю на несколько основных видов. Это разделение
достаточно условно, а предложенные виды сочетаются и успешно дополняют
друг друга.
Такая деятельность на уроке и во внеурочное время предусматривает:
проведение учебного эксперимента;
применение исследовательского метода обучения;
использование некоторых нетрадиционных форм занятий;
выполнение домашних работ исследовательского характера.
Исследовательская деятельность является уникальным инструментом
развития личности обучающихся, действенным фактором образовательного
процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим
высокий уровень общественной культуры и образования. Общеизвестно, что
нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь.
Этому и способствует проектная и учебноисследовательская деятельность,
которая нацелена на формирование у школьников основных ключевых
компетентностей.
Хочу поделиться опытом своей работы над учебно исследовательским проектом «Энергосбережение в школе и дома забота об окружающем мире »
Мы часто слышим о необходимости экономии электроэнергии, понимаем для
чего это нужно, но все это как то далеко от нас, и каждый из нас чаще всего
считает, что от него точно ничего не зависит….. А здесь было предложено
проработать над этой проблемой именно в рамках нашей школы, каждой
конкретной семьи.
Над реализацией этого проекта работали учащиеся 8 классов, но по
мере необходимости мы привлекали и ребят из других параллелей. Работа над
проектом состояла из нескольких этапов. В ходе реализации проекта
создавались как долгосрочные группы, так и мобильные кратковременные.
Первым этапом работы было изучение проблемы был проведен урок
энергосбережения. Ребятам пришлось ответить на 14 вопросов и после
подведения итогов оказалось, что только 25% учащихся имеют об
энергосбережении хоть какие то представления. 95 % ребят сказали, что
хотели бы узнать об этом побольше.
Учащимися 9 классов была организована агитбригаду «Энергия»,
которая в интересной и увлекательной форме представила пути изучения
данной проблемы.
Учащимся 8,9,10 классов было предложено провести мониторинг
потребления электроэнергии в своих квартирах. Для этого, в течение декады,
они должны были в одно и то же время снимать показания счетчиков учета
электроэнергии. Им предстояло проанализировать полученный результат и
задуматься над тем, где каждый из них может сэкономить электроэнергию.
Затем в течение еще одной десятидневки они снимали показания
счетчиков, но, уже пытаясь выключать ненужные электроприборы.
Проанализировав полученные результаты, пришли к выводу, что, не
прилагая больших усилий, не отказываясь от удобств и комфорта
вполне можно экономить бюджет своей семьи и государства в целом.
Одновременно с этим началась работа рабочих групп: а) исследователи (в течение 10 дней ежедневно снимать показания
приборов учета электроэнергии, воды и тепла в школе.)
б) эксперты (в течение 10 дней пронаблюдать за тем, где в помещениях
школы светят ненужные лампочки; в каких помещениях школы нельзя
работать без искусственного освещения; во сколько включается и
выключается внешнее освещение школы, кто этим занимается; можно ли
включать не все наружное освещение сразу, а только по мере необходимости;
можно ли включатьвыключать освещение частично в кабинетах и рекреациях)
в) наблюдатели (какие потребители электроэнергии работают в школе;
их мощность; где они находятся; сколько времени в течение суток включены)
г) энергоконтроль (один раз в день фиксировать показания термометров
в каждом классе; у завхоза получить сведения о температурном режиме в
школе за последние несколько лет (до и после замены окон); выяснить, можно
ли регулировать подачу тепла в школу; делается ли это)
д) аналитики (итог; подсчет; анализ)
е) инициативный центр проекта (контроль за выполнением заданий;
подведение итогов проекта).
В 810 классах был проведен семинар «Производство, передача и
использование электроэнергии». Затем учащимся было предложено
изготовить
альтернативный источник энергии.
19.03.16 г мы приняли участие в Часе Земли. Ребята из инициативного
центра проекта рассказали учащимся об истории Часа Земли, провели тест
«Кто ты для планеты?», предложили в субботу 19.03.16 г отключить все
«нежизненноважные» потребители электроэнергии на час (с 20.30 до 21.30 ч.)
Для учащихся четвертых классов была проведена беседа: "Энергосбе
режение". В гости к учащимся приходил сказочный персонаж робот Вольтик,
который вместе с ведущей, в игровой форме рассказал ребятам об
использовании энергии дома и в школе и о способах ее экономии. Робот Вольтик подарил ребятам красочные стикеры, которые были закреплены в их
кабинетах около кранов с водой, около выключателей и входных дверей.
(«берегите воду», «выключайте свет», «экономьте тепло»)
Учащиеся 710 классов приняли участие в конкурсе плакатов
"Безопасное электричество", организованном ПАО «МРСК Сибири»
«Алтайкрайэнерго». 21 работа приняла участие в региональном этапе
конкурса. В конкурсе участвовали работы ребят из Новосибирской,
Кемеровской, Омской областей, Алтайского, Забайкальского краев,
республики Тыва. Несколько работ наших ребят размещены на портале ПАО
«МРСК Сибири» «Алтайкрайэнерго». (Одна из номинаций конкурса
Энергетика будущего, что напрямую связано с темой нашего проекта)
Для учащихся 7 классов проведено внеклассное мероприятие «Советы
Рыжика». Котенок Рыжик разъяснил ребятам необходимость беречь
невосполнимые энергоресурсы Земли: лес, воду, воздух. Он дал советы по
экономному использованию энергоресурсов. Учащиеся получили памятки:
«Советы Рыжика».
Все учащиеся нашей школы принимали участие в акции «Зеленая пла
нета» по сбору макулатуры, объявленной краевым отделом образования и
делам молодежи. Всего сдано макулатуры: 945 кг
Обобщающий этап
Анализ итогов инновационной деятельности.
Сравнение результатов экологической активности учащихся на начало
и окончание инновационного проекта.
Подготовка комплекта материалов по итогам реализации проекта.
Презентация опыта и результатов инновационной деятельности в своем
коллективе.
Размещение информации на школьном сайте.
Анализ результатов работы Самыми энергоемкими являются приборы, стоящие на кухне (электро
плита, пароконвектомат, котел пищеварочный, посудомоечные машины,
электросковорода). Столовая потребляет в день в среднем такое же
количество энергии, что и основное здание школы (219,4270 кВт/ч)
Причины экономии электроэнергии: за последние полтора года в школе
планово поменяли все лампы дневного света на более современные и
экономичные, они мало того, что экономят электроэнергию, они еще и дают
белый свет, который мобилизует внимание и повышает работоспособность на
уроках. Освещение в рекреациях включается частично, его можно
регулировать. Освещение в кабинетах работает в основном от двух
выключателей. В кабинетах, окна которых выходят на северную сторону
освещение включено на 4060 минут дольше, чем в тех, где окна обращены на
солнечную сторону. Уличное освещение в зимнее время работает утром с 5.30
до 8.00, вечером с 17.30 до 18.30. Включение отключение производят
сторожа и гардеробщица. В ночное время освещение работает только по
периметру школьного двора. Этого освещения вполне хватает для нормальной
работы камер видеонаблюдения. Регулировать подачу тепла в школу можно
только централизованно. Лишь в одном кабинете (кабинет технологии), где
стоят современные батареи на каждой из них можно изменять теплоподачу.
Несмотря на это в нынешнем году в кабинетах значительно теплее, чем в
предыдущие годы (это связано с заменой котлов в квартальной котельной).
Выявлены самые теплые кабинеты, и самые холодные. В целом по школе
средняя температура была 20 градусов Цельсия.
Результаты работы над проектом
расширены экологоэнергосберегающие знания учащихся о
взаимодействии общества с природными системами;
активизирована познавательная деятельность учащихся;
в какой то степени развиты умения принимать быстрые и правильные
решения; приобретён определенный опыт принятия решений по реальному
вкладу в изучение и охрану местных экосистем;
учащихся ознакомлены с основными энергосберегающими процессами,
технологиями;
учащихся ознакомлены с перспективами развития энергетики страны;
учащиеся почувствовали свою значимость.
Библиографический список
1. Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном
процессе / Брыкова О.В., М.: Издательство Чистые пруды, 2010 г.
2. Господникова М. К. Проектная деятельность в школе:
Господникова М. К., Издательство Учитель, 2008г.
3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие
для учителя. – 2е изд. / Поливанова К.Н., М.: Просвещение,
2011г.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
5. пособие./ Селевко Г.К. ,М.: Издательство Народное образование,
2010 г.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования / Министерство образования и
науки РФ.М.: Издательство Просвещение, 2011г.
7. Федяинова Н. В. Проектная деятельность с использованием ИКТ
(ФГОС), Федяинова Н. В., Издательство Учитель, 2012г.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ И ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ФИЗИКЕ. ФИЗИКА. 9-11 КЛАСС
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ И ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ФИЗИКЕ. ФИЗИКА. 9-11 КЛАСС
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ И ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ФИЗИКЕ. ФИЗИКА. 9-11 КЛАСС
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ И ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ФИЗИКЕ. ФИЗИКА. 9-11 КЛАСС
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ И ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ФИЗИКЕ. ФИЗИКА. 9-11 КЛАСС
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ И ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ФИЗИКЕ. ФИЗИКА. 9-11 КЛАСС
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ И ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ФИЗИКЕ. ФИЗИКА. 9-11 КЛАСС
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ И ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ФИЗИКЕ. ФИЗИКА. 9-11 КЛАСС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.