Итоговая практико-значимая работа
«Организация коммуникативного пространства учащихся начальной школы с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»
Выполнил слушатель курсов ПК
по программе
«Коммуникативная компетентность педагога
в условиях инклюзивного образования»
Сигачёва Татьяна Васильевна
Орехово-Зуево
2018 г.
В соответствии с «Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования – 2020» «доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, должна составить 70% к 2016 г., а доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях,–70% к2020 г.»2.
Цель проекта: изучить организацию коммуникативного пространства учащихся начальной школы с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Задачи проекта:
1. Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; подходы и способы его реализации
2. коммуникативное пространство образовательного учреждения
3. Формирования коммуникативных навыков учащихся с ОВЗ
в начальной школе
4.Разработать модель к организации коммуникативного пространства учащегося начальной школы с ОВЗ
Основные принципы инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении; подходы и способы его реализации
по отношению к ребенку с ОВЗ – учащемуся общеобразовательного учреждения: баланс академических знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обучения - адекватный его индивидуально- типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи;
- по отношению к соученикам ребенка с ОВЗ – учащимся инклюзивного класса: триединство ориентиров - на высокое качество освоения общеобразовательной программы (академических знаний), конструктивную социальную активность (развитие социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь);
- по отношению к педагогу – учителю инклюзивного класса: принятие и учет различий, индивидуального своеобразия учащихся;
-создание ситуации успеха для всех учеников;
-баланс коллективного и индивидуального в учебно - воспитательном процессе;
Формирования коммуникативных навыков учащихся с ОВЗв начальной школе
Развитие устной и письменной речи
Предупреждение и коррекция нарушения чтения и письма, обусловленного речевой недостаточностью
Предупреждение и коррекция чтения и письма, обусловленного не сформированностью зрительных функций
Формирование и коррекция смыслового компонента чтения
Накопление опыта эффективного взаимодействия с другими людьми;
Формирование умения преодолевать актуальные жизненные проблемы, используя вербальную и невербальную коммуникацию в качестве средства достижения цели
Формировать умение вести беседу, сформулировать вопрос, выразить личную позицию, просьбу, дать совет
Организации коммуникативного пространства
учащегося начальной школы с ОВЗ
Урок выстраивается по следующей структуре:
1.учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного.
2. Для закрепления вновь изученного материала учитель дает классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих особенности в развитии, организует работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала.
3.При необходимости учитель может дополнительно использовать карточки-инструкции, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения.
Работа с детьми с интеллектуальными нарушениями (олигофрения и ЗПР):
Первый вариант работы – «особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме и «особенным» детям
Второй вариант – пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (т.к. они более самостоятельны), учитель проводит словарную работу или другие виды работ с «особенными» детьми по вспоминанию основных понятий, касающихся темы предыдущего урока. Словарную работу включать обязательно (устно или по карточкам). Учитель может коротко проговорить, что усвоено детьми на прошлом занятии. Здесь же можно использовать наглядность (картинки, пособия, практический материал, предметы). Можно предложить детям задание по типу «10 слов»: на доске или устно учитель предлагает детям 10 уже известных им понятий, касающихся пройденных тем. доске или другое практическое задание, чтобы дети вспомнили, как на практике пользоваться этими понятиями.
Работа с детьми, имеющими нарушение с интеллекта
Первый вариант работы –учитель в «доступном» варианте объясняет новую тему детям с ОВЗ. При этом используются: наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой, карточкой, практическим действием); постепенный переход от одного действия или понятия к другому; постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное, а краткое и четкое, т.е. речевая информация усваивается в малом объеме.
Далее идет закрепление материала. Один или два ребенка выполняют задание перед всем классом. Учитель активно помогает. Потом «особенные» дети выполняют индивидуальные задания, связанные с новой темой, а в это время учитель проверяет задания, выполняемые «обычными» детьми.
Второй вариант – учитель может приступать к объяснению новой темы для всех учащихся. При этом для общего объяснения нужно выбирать только простые темы, как по своему объему, так и по содержанию материала. Также не забывать про использование алгоритма и наглядности. Далее можно предложить сильным ученикам выполнить индивидуальные задания самостоятельно, а в это время еще раз объяснить более слабым ученикам содержание новой темы, и только потом предложить им самостоятельные задания и переключиться на проверку заданий, выполняемых сильными учениками.
ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ УСТНЫХ ЗАДАНИЙ
- учитель проговаривает само задание
– дети или один ребенок проговаривают задание после учителя
-учитель проговаривает, как будем выполнять задание
- пошаговое выполнение самого задания;
– дети выполняют, проверяют вместе с учителем;
ВЫВОД
Вся наша работа должна быть направлена на результат, определяемый с ФГОС по направлению «Овладение навыками коммуникации»:
1. Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
2. Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свое намерение, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор;
3. Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие;
4. Умение получать и уточнять информацию от собеседника;
5. Освоение культурных форм выражения своих чувств.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.