Организация контроля на уроках русского языка посредством практической работы в 6 классе по теме «Глагол».
Оценка 4.7

Организация контроля на уроках русского языка посредством практической работы в 6 классе по теме «Глагол».

Оценка 4.7
Контроль знаний
docx
русский язык
6 кл
07.01.2017
Организация контроля на уроках русского языка посредством практической работы в 6 классе по теме «Глагол».
В разделе «Глагол» в 6 классе изучаются такие понятия как «Разноспрягаемые глаголы», «Глаголы переходные и непереходные», «Наклонение глаголов», «Безличные глаголы», а также правописание глаголов и употребление их в речи и художественных текстах. Вот на основе художественных текстов и строится практическая работа учащихся на уроках. В соответствии с темой урока учителем подбирается текстовый материал из произведений художественной литературы и дается задание учащимся.
Контроль на уроках русского языка посредством практической работы в 6 классе по теме ГЛАГОЛ.docx

Организация контроля на уроках русского языка посредством практической работы в 6 классе по теме «Глагол».

 

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся. Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации. Основная задача контроля – выявление уровня правильности, объема, глубины усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности, учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения. Выполняя функцию руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, контроль не всегда сопровождаю выставлением оценок. Он может выступать для меня как способ подготовки учащихся к восприятию нового материала, выявления готовности учеников к усвоению знаний, навыков и умений, их обобщению и систематизации. 

Контроль в процессе обучения должен носить системный характер. Необходимо отслеживать динамику развития умений и навыков учащихся, чтобы работать над пробелами знаний. Положительную динамику имеет контроль, который проводится в непринужденной обстановке, когда учащиеся не чувствуют стресса. Этого можно достичь, используя в своей практике нетрадиционные формы и методы опроса учащихся. 
Сегодня наиболее актуальны такие методы контроля, которые включают в себя комплексно-дифференцированный контроль – возможность проверить умения и навыки учащихся сразу по нескольким параметрам: знание теории, умение применять на практике, выполнение заданий творческого характера. 

В настоящее время  инновационные процессы по модернизации школы, происходящие в последнее время, заставляют нас, учителей,  изменять компоненты образовательного пространства, переосмысливать процесс обучения обучающихся и внедрять  в свою практику новейшие педагогические технологии. Одной из основных своих задач, как учителя,  я вижу в том, чтобы знания не просто давались, выдавались в готовом виде, а были предметом поиска. Именно исследовательская деятельность школьников, непрерывный творческий поиск способствует развитию познавательной активности учащихся, формированию коммуникативных умений и самостоятельности в работе с различными источниками, мотивирует образовательные потребности школьников, учитывая при этом их индивидуальные возможности, стимулирует детей к творчеству. Но и ещё очень важный момент – это то, что исследовательская деятельность предусматривает развитие основных компетенций обучающихся.

Такие уроки, как уроки-исследования, уроки-практикумы отвечают новым требованиям современного урока и особенно актуальны.

В связи с установкой современных технологий на развитие самостоятельной активности учащихся, предусматриваю на практике такие формы обучения, которые формируют навыки исследовательской деятельности: семинары, практикумы, лабораторные работы.

Более подробно остановлюсь на практических работах.

Практические работы на уроках русского языка – это учебно-исследовательская деятельность, которая  определяется как совместный с учителем творческий процесс по поиску возможных решений при изучении любой темы по русскому языку. Исследовательская работа предусматривает самостоятельную работу учащихся, так как является способом проверки усвоения знаний. Сам поиск ответов на поставленные вопросы в ходе практической работы создаёт ту ситуацию, при которой добытые знания приобретают особую значимость, а значит, лучше усваиваются и запоминаются. Каждая практическая работа даёт направление поиска, требует от ученика теоретических знаний, а также умения анализировать отобранный литературный материал и делать выводы.

 

В разделе «Глагол» в 6 классе изучаются такие понятия как «Разноспрягаемые глаголы», «Глаголы переходные и непереходные», «Наклонение глаголов», «Безличные глаголы», а также правописание глаголов и употребление их в речи и художественных текстах. Вот на основе художественных текстов и строится практическая работа учащихся на уроках. В соответствии с темой урока учителем подбирается текстовый материал из произведений художественной литературы и дается задание учащимся.

 

Практическая работа №1 по разделу «Глагол».

Спряжение глаголов.

Задание: Спиши, подчёркивая глаголы и обозначая цифрами спряжение; выполни разборы (по выбору).

 

Учиться никогда не поздно. Умел ошибиться, умей и поправиться. Альпинизм учит человека не сдаваться, не ослаблятьсвоей воли даже на десятую долю секунды. Легкообжечься, когда торопишься2. Матушка в слезах наказывала мне беречь своё здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей. Волны звучат так ласково, что просят3 пустить их погреться к костру.4

 

Практическая работа №2 по разделу «Глагол».

Спряжение глаголов.

Задание: Спиши, вставляя в безударные окончания глаголов –е или –и; укажи спряжения глаголов.

 

1.      Труд человека корм..т, а лень порт..т.

2.      Человек от лени боле..т, а от труда здоровее..т.

3.      Скаж..шь – не ворот..шь, напиш..шь – не сотрёшь., отруб..шь – не пристав..шь.

4.      Словами, что листьями стел..шь, а стеблем в глаза кол..шь.

5.      Днём раньше посе..шь – неделей раньше пожнёшь.

6.      Хмурыми осенними днями не только не вид..шь, но и не чувству..шь солнца.

7.      Что3 было, то видим, что буд..т, то увид..м.

(Пословицы и поговорки)

 

Практическая работа №3 по разделу «Глагол».

Разноспрягаемые глаголы.

Задание: найти в тексте разноспрягаемые глаголы. Определить вид, число, лицо (если есть), род (если есть) всех глаголов.

 

Сын её Тимоша убежал из дома, когда был ещё маленьким, а Анисья была молодой, и с тех пор Тимоша не вернулся к матери. Он каждое утро убегал из дома в горы, чтобы играть там, разговаривать с камнями гор, отзывающихся на его голос, и ловить разноцветных бабочек.

К полудню Анисья выходила на тропинку, идущую в горы, и звала своего сына:

- Тимоша, Тимоша!.. Ты опять заигрался, и ты забыл про меня.

- Сейчас, мама, я только бабочку поймаю.

Он ловил бабочку и возвращался к матери. Дома он показывал бабочку и горевал, что она больше не летает, а только ходит тихо, понемногу.

- Мама, чего она не летит? - спрашивал Тимоша, перебирая крылышки у бабочки. - Пусть она лучше летает. Она умрёт теперь?

- Не умрёт и жить не будет, - говорила мать. - Ей надо летать, чтобы жить, а ты её поймал и взял в руки, крылышки ей обтёр, и она стала больная... Ты не лови их!

Каждый день Тимоша бегал в гору по старой тропинке. Мать Анисья знала, что та тропинка через малую гору идёт на большую, а с большой на высокую, где всегда на вечер собираются облака, а с той высокой горы – на самую лютую, самую страшную вершину всех гор, и там тропинка выходит к небу. Анисья слыхала, что тропинку проложил неизвестный человек, который ушёл по ней на небо через самую высокую гору, – ушёл и более не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли; осталась от него лишь тропинка, и по тропинке той мало кто ходил после него.

Только Тимоша бегал по этой тропинке за бабочками.

(А. П. Платонов «Разноцветная бабочка»)

 

Практическая работа №4 по разделу «Глагол».

Переходные и непереходные глаголы.

Задание: выписать из текста в два столбика переходные и непереходные глаголы.

 

Дельный, что и говорить,

Был старик тот самый,

Что придумал суп варить

На колесах прямо.

Суп - во-первых. Во-вторых,

Кашу в норме прочной.

Нет, старик он был старик

Чуткий - это точно.

Слышь, подкинь еще одну

Ложечку такую,

Я вторую, брат, войну

На веку воюю.

Оцени, добавь чуток.

 

Покосился повар:

"Ничего себе едок -

Парень этот новый".

Ложку лишнюю кладет,

Молвит несердито:

 

 

- Вам бы, знаете, во флот

С вашим аппетитом.

Тот: - Спасибо. Я как раз

Не бывал во флоте.

Мне бы лучше, вроде вас,

 Поваром в пехоте. -

И, усевшись под сосной,

Кашу ест, сутулясь.

 

"Свой?" - бойцы между собой, -

"Свой!" - переглянулись.

 

И уже, пригревшись, спал

Крепко полк усталый.

В первом взводе сон пропал,

Вопреки уставу.

 

Привалясь к стволу сосны,

Не щадя махорки,

На войне насчет войны

Вел беседу Теркин.


 (А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин». «На привале»)

 

Практическая работа №5 по разделу «Глагол».

Наклонение глагола.

Задание: Списать текст. Подчеркнуть глаголы как члены предложения. Определить наклонение глаголов.

 

- Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.
 
На медаль. И то не к спеху.
Вот закончили б войну,
Вот бы в отпуск я приехал
На родную сторону.
 
Буду ль жив еще? – Едва ли.
Тут воюй, а не гадай.
Но скажу насчет медали:
Мне ее тогда подай.
 
Обеспечь, раз я достоин.
И понять вы все должны:
 
Дело самое простое –
Человек пришел с войны.
Вот пришел я с полустанка
В свой родимый сельсовет.
 Я пришел, а тут гулянка.
Нет гулянки? Ладно, нет.
 
Я в другой колхоз и в третий -
Вся округа на виду.
Где-нибудь я в сельсовете
На гулянку попаду.
 
И, явившись на вечерку,
Хоть не гордый человек,
Я б не стал курить махорку,
А достал бы я "Казбек".
 
И сидел бы я, ребята,
Там как раз, друзья мои,
Где мальцом под лавку прятал
Ноги босые свои.

 

(А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин». «О награде»)

 

 
Практическая работа №6 по разделу «Глагол».
Наклонение глагола.

Задание: Спишите, над глаголами обозначьте наклонение, над выделенными словами напишите часть речи.

 

Проводила(бы) братишку

Я сегодня в детский сад,

Да (не)стоит: он под вечер

Всё равно придёт наза…

Я сходила(бы) за хлебом,

Чтоб не жаловался де..,

Да, по-моему, без хлеба

В десять раз вкусней обед.

Я могла(бы) вымыть ло..ки

И тарелки в шкаф убрать,

Но тогда ведь нашей кошк..

Будет (не)чего лизать.

Я учиться не на тройки,

На пятёрки бы могла,

Но нельзя – мешают очень

Мне домашние дела.

 (В. Звягин. «Лентяйка»)

 

Практическая работа №7 по разделу «Глагол».

Употребление наклонений.

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

Класс делится на 3 группы (по 5 человек).

Задание группам: Каждая команда выбирает директора ресторана или кафе, дает название своему заведению, составляет меню, пишет учителю приглашение. Все это красиво оформляется.

«Директор» распределяет среди членов своей группы конкретные задания: подобранное название красиво написать на титульном листке, продуманное меню оформить, написать пригласительный билет жюри, написать подробно один рецепт самого вкусного или необычного блюда, на их взгляд, глаголы употребить в повелительном наклонении.

Побеждает та команда, к которой жюри пожелает сходить на обед. При выборе будет учитываться все: название, оформление, содержание, грамотность.

    Оценки группам выставляются по пятибалльной системе:

1. Название заведения, приглашение.

2. Содержание меню.

3. Рецепт интересного блюда (с указанием времен глагола)

4. Грамотность

5. Оформление.

Коллективный анализ, обсуждение каждой работы.

 

Практическая работа №8 по разделу «Глагол».

Безличные глаголы.

Задание:

1 .Подчеркните главные члены предложения.

2. Найдите личные глаголы.

3. Найдите безличные глаголы.

4. Укажите форму употребления глагола (время, число, лицо(если есть), род(если есть)).

 

1.      Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега. (Л. Толстой)

2.      В саду ночью ветром посбивало все яблоки и сломило одну старую сливу. (А.Чехов)

3.      А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно. (И. Тургенев)

4.      Мы отворили дверь в церковь, оттуда вместе с запахом воска тоже пахнуло холодом. (И. Бунин)

5.      Сладко дремлется, и ломит от усталости босые ноги. Кажется, что ты идешь за плугом по неглубокой борозде. (В. Закруткин)

6.      К вечеру желтое небо этих дней сильно зарумянилось, и в связи с этим потеплело. Сегодня не тает, и капли висят как живые. (М. Пришвин)

7.      Грезится, что где-то далеко между темными деревьями мелькает огонек. (В. Арсеньев)

8.      Вот совсем рассвело, хотя солнце еще не показалось. (М. Зверев) 

9.      Как рассветет, лягу в лесу, переднюю, и ночью опять пойду. (Л. Толстой)

10.  Уже темнело, и на небе показывались там и сям звезды. (А. Чехов)

11.  Обедать собрались лишь к вечеру, когда стало смеркаться. (Б. Екимов)

 

Проверка знаний учащихся – это один из важнейших этапов процесса обучения. 

Главная её функция состоит в контроле знаний и умений учащихся, что позволяет определить результативность процесса преподавания и усвоения знаний, уровень достижения учащимися минимума содержания образования. Выявленный уровень подготовки учащихся дает возможность уточнить имеющиеся пробелы и систематизировать типичные ошибки для выработки дальнейшей стратегии и тактики обучения: определение путей ликвидации ошибок, корректировку содержания и методов обучения. 

Однако проверка играет не только контролирующую роль. Немаловажное значение для учителя имеют такие функции контроля: 

-       обучающий; 

-       развивающий; 

-       воспитывающий. 

Задачи обучения и развития при этом решаются на основе определения уровня овладения учащимися различными видами учебной деятельности: 

-       общеучебной; 

-       практической, связанной со спецификой предмета; 

-       творческо-интеллектуальной. 

Немаловажное значение в системе контроля имеет воспитательная функция, которая направлена на формирование у учащихся ответственного отношения к учёбе, что способствует осознанному усвоению материала, а также постоянной готовности к проверке знаний и их практическому применению. Кроме того, содержание материала, предназначенного для проверки, может быть направленно на формирование культурно-ценностных ориентаций учащихся, а форма – на формирование коммуникативных качеств личности. 

Методы контроля – это способы получения обратной информации о содержании, характере и достижении учебно-познавательной деятельности учащихся, об эффективности работы учителя. Они призваны определить результативность преподавания и учения на всех этапах учебного процесса.

Контрольные уроки по разделу «Глагол» проводятся по окончании изучения тем и направлены на проверку усвоения знаний учащимися.  

 

Осложненный объяснительный диктант.

 

Задание: составьте с данными глаголами словосочетания, обозначьте суффиксы глаголов.

Складывать, обеспечивать,  уговаривать, тосковать, оплачивать, ликовать, поддерживать, разговаривать, воспитывать, организовывать, выращивать, досадовать, командовать, успокаивать, советовать, поскрипывать, пережевывать.

 

Контрольный обобщающий тест.

 

1 вариант

1.       Найдите глаголы 1 спряжения:

А) клеить

Б) стелить

В) вешать

Г) дышать

 

2.       Укажите глаголы несовершенного вида:

А) улыбаться

Б) перейти

В) хлопать

Г) съесть

 

3.       В каком случае пишется И?

А) кле…ли

Б) ла…ли

В) леле…ли  

Г) пон…ли

 

4.       В каком случае НЕ пишется слитно?

А) (не)сказал

Б) (не)смог

В) (не)годовал

Г) (не)был

 

5.       Укажите непереходный глагол:

А) удивлять

Б) скакать

В) беречь

Г) чистить

 

6.       Найдите глагол в форме повелит. наклонения:

А) пришел бы

Б) сядьте

В) поют

Г) приду

 

7.       Найдите глагол с суффиксом  -ыва-:

А) команд…вать

Б) организов…вать

В) совет…вать

Г) досад…вать

 

8.       Найдите глагол с окончанием –ТЬ:

А)  мама улыбает…ся

Б) приходит…ся уходить

В) хор распевает…ся

Г) слушат…ся бабушку

Ключ: 1 – БВ, 2 – АВ, 3 – А, 4 – В, 5 – Б, 6 – Б, 7 -  Б, 8 – Г.

2 вариант

1. Найдите глаголы 2 спряжения:

А) брить

Б) ненавидеть

В) предложить

Г) скакать

 

2.       Укажите глаголы совершенного вида:

А) согласиться

Б) умываться

В) разговаривать

Г) раскатать

 

3.       В каком случае пишется Ю?

А) стел…т

Б) скле…т

В) гон…т  

Г) стро…т

 

4.     В каком случае НЕ пишется слитно?

А) (не)взлюбить

Б) (не)заметить

В) (не)закончить

Г) (не)посмотреть

 

5.     Укажите переходный глагол:

А) шуметь

Б) любить

В) стучать

Г) греметь

 

6.     Найдите глагол в форме условного наклонения:

А) положи

Б) поют

В) сказал бы

Г) написал

 

7.     Найдите глаголы с суффиксом  -ова-:

А) доклад…вать

Б) переж…вать

В) обрад…вать

Г) завид…вать

 

8.       Найдите глагол с окончанием –ТЬ:

 А) рано сдават…ся

Б) быстро делает…ся

В) весело поёт…ся

Г) собака послушает…ся

Ключ: 1 – БВ, 2 – АГ, 3 – А, 4 – А, 5 – Б, 6 – В, 7 -  ВГ, 8 – А.

 

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность, их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписывают на доске.

Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различные по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматический явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержании которых вводится не более 2 видов грамматического разбора.

 

 

 

 

Контрольный диктант по теме «Глагол».

 

День был ясный, летний. Сверху пекло. Возле поскотины клонились к земле рябенькие кукушкины слезки. На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики. Наверное, только пчелы слышали, как они звенели. Возле муравейника, на обогретой земле, лежали полосатые цветки-граммофончики, и в голубые их рупоры совали головки шмели. Они надолго замирали, выставив мохнатые зобы. Должно быть, заслушивались музыкой. Березовые листья блестели, осинник сомлел от жары. Боярка доцветала и сорила в воду. Сосняк был в синем куреве. Над Енисеем чуть мерцало. Леса на скалах стояли неподвижно, и железнодорожный мост в городе, видимый из нашего села в ясную погоду, колыхался тонким кружевцем. И если долго смотреть на него, он истощался, и кружевце рвалось.

(110 слов)                                                                                                            (В. Астафьев)

 

Задания к тексту:

1.      Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

2.      Выполните морфологический разбор глагола истощался.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.     Голуб И. Б. Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко [Текст]: учебное пособие / И. Б. Голуб. — М.: Логос, 2002. — 160 с.

2.     Розенталь Д. Э. Русский язык. Сборник упражнений и диктантов [Текст]: учебное пособие / Д. Э. Розенталь. — М.: Оникс, 2011. — 448с.

3.     Хоркина, Е. Н. Тесты по русскому языку [Текст]: учеб.пособие / Е. Н. Хоркина. — Ростов н /Д: Феникс, 2001. — 192с.

4.     Русский язык. 6 класс. /Под ред. Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др.- М.: Просвещение, 2014.

5.     Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.

6.     Баранов М. Т. Пути развития у школьников 5-8 классов  интереса к уроку русского языка. М.: Педагогика, 1980.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сведения об авторе:

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Грушкина Олеся Леонидовна

Должность

Учитель русского языка и литературы

Место работы

МОУ Рязановская СОШ Егорьевского района Московской области

Адрес с почтовым индексом, контактный телефон, 
e-mail.

140320, Московская область, Егорьевский район, п. Рязановский, ул. Чехова, д. 24, кв. 14.

Тел. 8 (925)908-17-41

e-mail: olesya-grushkina@yandex.ru

 


 

Организация контроля на уроках русского языка посредством практической работы в 6 классе по теме «Глагол»

Организация контроля на уроках русского языка посредством практической работы в 6 классе по теме «Глагол»

В настоящее время инновационные процессы по модернизации школы, происходящие в последнее время, заставляют нас, учителей, изменять компоненты образовательного пространства, переосмысливать процесс обучения обучающихся и внедрять…

В настоящее время инновационные процессы по модернизации школы, происходящие в последнее время, заставляют нас, учителей, изменять компоненты образовательного пространства, переосмысливать процесс обучения обучающихся и внедрять…

Каждая практическая работа даёт направление поиска, требует от ученика теоретических знаний, а также умения анализировать отобранный литературный материал и делать выводы

Каждая практическая работа даёт направление поиска, требует от ученика теоретических знаний, а также умения анализировать отобранный литературный материал и делать выводы

Практическая работа №3 по разделу «Глагол»

Практическая работа №3 по разделу «Глагол»

Покосился повар: "Ничего себе едок -

Покосился повар: "Ничего себе едок -

Проводила(бы) братишку Я сегодня в детский сад,

Проводила(бы) братишку Я сегодня в детский сад,

Проверка знаний учащихся – это один из важнейших этапов процесса обучения

Проверка знаний учащихся – это один из важнейших этапов процесса обучения

Они призваны определить результативность преподавания и учения на всех этапах учебного процесса

Они призваны определить результативность преподавания и учения на всех этапах учебного процесса

Найдите глаголы 1 спряжения:

Найдите глаголы 1 спряжения:

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Контрольный диктант по теме «Глагол»

Список использованной литературы 1

Список использованной литературы 1

Сведения об авторе: Фамилия, имя, отчество (полностью)

Сведения об авторе: Фамилия, имя, отчество (полностью)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017