Организация профориентации на уроках информатики..doc
Организация профориентации и развитие первичных профессиональных навыков
учащихся на уроках информатики и вне урока.
Оснач Татьяна Петровна
Гипотеза
Учащиеся знают достаточно мало о компьютерных профессиях. Профориентация учащихся
будет выше, если создать для этого определённые педагогические условия. Также это будет
способствовать развитию первичных профессиональных навыков.
Объект исследования
Процесс обучения информатике в 911х классах.
Предмет исследования
В работе изучался уровень осведомлённости о компьютерных профессиях учащихся 911х
классов на уроках информатики.
Цель
изучить осведомлённость учащихся о компьютерных профессиях и на основе полученных
результатов предложить программу мероприятий по реализации знакомства учащихся с
компьютерными профессиями и развитию первичных профессиональных навыков.
Задачи:
1.
2.
3.
4.
изучить научную литературу по проблеме исследования;
определить психологопедагогические особенности учащихся подросткового возраста;
ознакомиться с данными рынка труда с целью выявления компьютерных профессий;
разработать и реализовать на практике мероприятия направленные на профориентацию
детей подросткового возраста.
Методы исследования:
наблюдение, анкетирование, беседа, опрос, анализ.
Ожидаемые результаты:
повышение мотивации учащихся к труду.
стремление учащихся к самовыражению и самореализации.
ориентация учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных
условиях;
приобретение учащимися первичных профессиональных навыков.
Сроки исполнения проекта:
проект является долгосрочным
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап (сбор, анализ, подбор необходимых информационных источников
по теме проекта; стартовый мониторинг контрольных классов).
2. Основной этап (сбор ресурсов для реализации проекта; разработка сценариев уроков,
практических работ; апробация уроков; проведение промежуточных мониторингов).
3. Заключительный этап (подведение итогов, оценка эффективности проекта, рефлексия,
итоговый мониторинг).
Основная часть. Президент РФ Дмитрий Медведев в Послании Федеральному Собранию Российской
Федерации приводит слова Уинстона Черчилля: «Школьные учителя обладают властью, о которой
премьерминистры могут только мечтать». И добавляет от себя: «Сегодня эту власть надо
направить на то, чтобы раскрыть способности каждого ребенка и максимально подготовить его к
выбору профессии».
Считается, что предмет «Информатика и ИКТ» как никакой другой ориентирован на
подготовку учащихся к последующему профессиональному образованию и профессиональной
деятельности.
В Фундаментальном ядре содержания общего образования в Пояснительной записке к
предмету «Информатика» сказано «На сегодняшний день ИКТ – необходимый инструмент
практически любой деятельности. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не
имеют прецедентов в истории».
Действительно, на сегодняшний день представители большого числа профессий в своей
профессиональной деятельности используют компьютер.
В школе, в которой я работаю, преподавание информатики ведётся со 2 по 11 класс. С 7 по
11 класс мы работаем по учебникам Угриновича Н.Д. В учебнике много хороших практических
работ, но проблема в том, что они недостаточно ориентированы на какието конкретные
профессии.
Я предположила: Профориентация учащихся будет выше, если создать для этого
определённые педагогические условия. Также это будет способствовать развитию первичных
профессиональных навыков.
Были поставлены цели, определены задачи.
Термины
Отнесём к компьютерным профессиям не только профессии программистов, специалистов по
обслуживанию компьютеров, сетевых администраторов и т.д. Но и те, в которых используется
компьютер на пользовательском уровне. Что с некоторых пор связано с термином «Профессия
пользователь».
Это профессии: секретарьмашинист, издатели, бухгалтеры, компьютерные художники,
чертёжникиконструкторы, художникимультипликаторы, библиотекари, иллюстраторы и т.д.
(Приложение1)
Для повышения уровня профориентации использую следующие методы и приёмы, учитываю
следующие моменты:
1. Изучая тему или выполняя практическую работу, связываю её с какойто профессией. Моя
задача – рассказать об этой профессии. Совсем немного: название, основная деятельность,
необходимые термины. Всё в ознакомительном порядке.
Например, на самом первом уроке информатики во 2м классе школьники знакомятся с
профессией звукооператор. Потому что мы работаем с программой «звукозапись» (Приложение2,
3 слайд).
Когда мы рисуем домики во 2м классе, мы не домики рисуем, а проектируем здания, потому
что мы архитекторы. При изучении темы «Вставка рисунка» в 5 классе, мы знакомимся с
профессией дизайнер интерьера (Приложение2, 4 слайд), при изучении темы «Анимация» в 7
классе с профессией дизайнер одежды (Приложение2, 510 слайд), а изучая прикладное
программное обеспечение – дизайнер причёсок.
Изучая текстовый редактор в 8 классе мы говорим об издательских системах и таких
профессиях как издатель, корректор, редактор, верстальщик. Дети пробуют себя в изготовлении
визиток, календарей, буклетов (Приложение2, 11 слайд).
2. Метод проектов. Конечно, для получения представления о какойто профессии метод
проектов – это основной метод. Именно выполняя проект, школьник может познакомиться с
профессией, почувствовать себя специалистом в той или иной области. (Приложение2, 12 слайд проект, выполненный в программе «Компас3D» трёхмерная модель детали. Это работа
чертёжникаконструктора).
3. Работа с одарёнными детьми.
Работа над проектами ведётся на разных уровнях. Сначала – это работа на уроке. Затем –
внеклассная работа с одарёнными детьми, выявлять которых помогают урочные проекты. То есть
всё идёт своим чередом: если ктото заинтересовался или проявил особые способности в какойто
области, будем заниматься дополнительно, будем участвовать в конкурсах. (Приложение3,
«Пластилиновый мультфильм» наших мультипликаторов)
4. Работа НОУ.
Со своими проектами ребята участвуют в научнопрактической конференции, которая
ежегодно проводится в нашей школе (Приложение4). Научнопрактические конференции
проводятся в рамках деятельности научного общества учащихся юных информатиков «Сервер».
Здесь учащиеся учатся защищать и представлять свои проекты. Что, согласитесь в наши дни
немаловажно для профмастерства. И здесь (Приложение2, 13 слайд) речь уже идёт о получении
профессиональных навыков. Со своими работами ребята участвуют в конкурсах. Например, только
в прошлом году на республиканском этапе конкурса КРИТ шесть проектов стали призёрами и
победителями.
5. Обобщающие уроки по темам я стараюсь проводить в виде собеседования. Школьники
сами подсказывают способы. И один из их способов – это ролевые игры. Дети очень легко
вживаются в разные образы. Нужно разговаривать на их языке. Готовлю вопросы, которые больше
подходят для диалога «работодатель – потенциальный работник» или «заказчик – исполнитель» и
на уроке разыгрываются соответствующие ситуации. Проверяю не то, как они зазубрили данную им
теорию. Проверяю их понимание в той или иной области.
6. Между тем отдаю должное и теории: профессионала делают не только практические
навыки, но и теоретические знания. Применяемый мною приём «индивидуальный устный опрос»
позволяет опрашивать каждого ученика почти на каждом уроке. Для этого во время работы
учеников над проектом, я имею возможность не только подойти проконтролировать работу,
подсказать, но и задать несколько вопросов на проверку знаний.
7. Ещё один момент, который приходится учитывать: где взять дополнительное время, чтобы
всё это успеть на уроке. Для этого работаю над эффективностью урока: тщательно разрабатываю
планалгоритм ученика для работы над проектом. К тому же это формирует алгоритмическое
мышление учащихся.
8. Есть ещё два момента, которые меня особо радуют:
самостоятельная работа учащихся над проектом или частью проекта.
работа над проектами, где руководителем выступаю не я, а мои же ученики для других
учеников. Старшие для младших или братья для сестёр. Это ли не показатель профессионализма.
Это ли не универсальные учебные действия, которые создают возможность для самостоятельного и
активного усвоения новых знаний и умений. Например, Бакиров Марсель работал по созданию 3D
анимаций не только сам, но и занимался с младшими (Приложение5. Фрагменты работы)
9. Следующий момент, который считаю необходимым учитывать в профориентации – это
мотивация. Например, такие профессии как программист, на первый взгляд кажутся
неприглядными. Необходимо заинтересовать. Моё педагогическое кредо – «Призываю к творчеству
и открытиям». Причём к открытиям не только в привычном педагогическом смысле: «открытие для
учащихся новых знаний», но и к самым настоящим открытиям. Например, при изучении LogoWriter
мы проводим с 6классниками урок «Экспрессисследование», где учащиеся выводят формулы для
рисования новых фигур. И то, что они являются открывателями этих формул, их очень
мотивирует. Кстати, в конце урока они получают сертификаты на свои открытия. Как видите, всё
на профессиональном уровне. http://festival.1september.ru/articles/410633/
10. Следующий момент, который влияет на формирование профессиональных навыков – это
интеграция. В Пояснительной записке к предмету «Информатика» сказано: «Информатика имеет
очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет
собой метадисциплину, имеющую общенаучный язык, своеобразную познавательную «латынь».
Особого внимания заслуживают междисциплинарные связи математики и информатики».
Естественно, при создании проектов нельзя уложиться в рамки только одного предмета
информатики. А я хочу представить вам проект, который для учителя математики сделал её сын.
Это программа, позволяющая построить графики тригонометрических функций с разными
коэффициентами, сравнить их. Очень ценный наглядный материал. То есть учащиеся выполняют
ещё и профессиональные заказы. (Приложение2, слайд 14. Приложение6)
Анализ и наблюдения показывают, что учащиеся на основе выполненных проектов
приобретают и повышают первичные профессиональные навыки.
Повышается поступаемость выпускников в ВУЗы и Ссузы на компьютерные
специальности.
У данной формы работы большие перспективы и возможности, так как с каждым годом
компьютер внедряется в новые профессии. Это всего лишь кирпичик в системе образования. Но
согласитесь, что в системе профессионального образования этот кирпичик фундаментальный.
Организация профориентации и развитие первичных профессиональных навыков учащихся на уроках информатики и вне урока.
Организация профориентации и развитие первичных профессиональных навыков учащихся на уроках информатики и вне урока.
Организация профориентации и развитие первичных профессиональных навыков учащихся на уроках информатики и вне урока.
Организация профориентации и развитие первичных профессиональных навыков учащихся на уроках информатики и вне урока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.