Организация профориентации и развитие первичных профессиональных навыков учащихся на уроках информатики и вне урока.
Оценка 4.8

Организация профориентации и развитие первичных профессиональных навыков учащихся на уроках информатики и вне урока.

Оценка 4.8
Видео +2
doc
информатика
8 кл—11 кл +1
25.04.2017
Организация профориентации  и развитие первичных профессиональных навыков учащихся на уроках информатики и вне урока.
Приложения к работе
Организация профориентации на уроках информатики..doc
Организация профориентации  и развитие первичных профессиональных навыков учащихся на уроках информатики и вне урока. Оснач Татьяна Петровна Гипотеза Учащиеся знают достаточно мало о компьютерных профессиях. Профориентация учащихся будет   выше,   если   создать   для   этого   определённые   педагогические   условия.   Также   это   будет способствовать развитию первичных профессиональных навыков.  Объект исследования Процесс обучения информатике в 9­11­х классах. Предмет исследования В работе изучался уровень осведомлённости о компьютерных профессиях учащихся 9­11­х классов на уроках информатики. Цель изучить осведомлённость учащихся о компьютерных профессиях и на основе полученных результатов   предложить   программу   мероприятий   по   реализации   знакомства   учащихся   с компьютерными профессиями и развитию первичных профессиональных навыков. Задачи:  1. 2. 3. 4. изучить научную литературу по проблеме исследования; определить психолого­педагогические особенности учащихся подросткового возраста; ознакомиться с данными рынка труда с целью выявления компьютерных профессий; разработать и реализовать на практике мероприятия направленные на профориентацию детей подросткового возраста. Методы исследования:  наблюдение, анкетирование, беседа, опрос, анализ. Ожидаемые результаты: ­ повышение мотивации учащихся к труду. ­ стремление учащихся к самовыражению и самореализации. ­   ориентация   учащихся   на   реализацию   собственных   замыслов   в   реальных   социальных условиях; ­ приобретение учащимися первичных профессиональных навыков. Сроки исполнения проекта: проект является долгосрочным Этапы реализации проекта: 1. Подготовительный этап (сбор, анализ, подбор необходимых информационных источников по теме проекта; стартовый мониторинг контрольных классов). 2.   Основной   этап   (сбор   ресурсов   для   реализации   проекта;   разработка   сценариев   уроков, практических работ; апробация уроков; проведение промежуточных мониторингов). 3.   Заключительный   этап   (подведение   итогов,   оценка   эффективности   проекта,   рефлексия, итоговый мониторинг). Основная часть. Президент   РФ   Дмитрий   Медведев   в   Послании   Федеральному   Собранию   Российской Федерации приводит слова Уинстона Черчилля: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер­министры   могут   только   мечтать».   И   добавляет   от   себя:   «Сегодня   эту   власть   надо направить на то, чтобы раскрыть способности каждого ребенка и максимально подготовить его к выбору профессии».  Считается,   что   предмет   «Информатика   и   ИКТ»   как   никакой   другой   ориентирован   на подготовку   учащихся   к   последующему   профессиональному   образованию   и   профессиональной деятельности.  В   Фундаментальном   ядре   содержания   общего   образования   в   Пояснительной   записке   к предмету   «Информатика»  сказано  «На   сегодняшний   день   ИКТ   –   необходимый   инструмент практически любой деятельности. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ не имеют прецедентов в истории». Действительно,   на   сегодняшний   день   представители   большого   числа   профессий   в   своей профессиональной деятельности используют компьютер.  В школе, в которой я работаю,  преподавание информатики ведётся со 2 по 11 класс. С 7 по 11 класс мы работаем по учебникам Угриновича Н.Д. В учебнике много хороших практических работ,   но   проблема   в   том,   что   они   недостаточно   ориентированы   на   какие­то   конкретные профессии. Я   предположила:   Профориентация   учащихся   будет   выше,   если   создать   для   этого определённые   педагогические   условия.   Также   это   будет   способствовать   развитию   первичных профессиональных навыков.  Были поставлены цели, определены задачи. Термины Отнесём к компьютерным профессиям не только профессии программистов, специалистов по обслуживанию  компьютеров, сетевых администраторов  и т.д. Но и те, в которых используется компьютер на пользовательском уровне.  Что с некоторых пор связано с термином «Профессия­ пользователь».  Это   профессии:  секретарь­машинист,   издатели,   бухгалтеры,   компьютерные   художники, чертёжники­конструкторы,   художники­мультипликаторы,   библиотекари,   иллюстраторы   и   т.д. (Приложение1) Для повышения уровня профориентации использую следующие методы и приёмы, учитываю следующие моменты: 1. Изучая тему или выполняя практическую работу, связываю её с какой­то профессией. Моя задача   –   рассказать   об   этой   профессии.   Совсем   немного:   название,   основная   деятельность, необходимые термины. Всё в ознакомительном порядке. Например,   на   самом   первом   уроке   информатики   во   2­м   классе   школьники   знакомятся   с профессией звукооператор. Потому что мы работаем с программой «звукозапись» (Приложение2, 3 слайд). Когда мы рисуем домики во 2­м классе, мы не домики рисуем, а проектируем здания, потому  что мы ­ архитекторы. При изучении темы «Вставка рисунка» в 5 классе, мы знакомимся с  профессией дизайнер  интерьера (Приложение2, 4 слайд), при изучении темы «Анимация» в 7  классе ­ с профессией дизайнер одежды (Приложение2, 5­10 слайд), а изучая прикладное  программное обеспечение – дизайнер причёсок.  Изучая текстовый редактор в 8 классе мы говорим об издательских системах и таких  профессиях как издатель, корректор, редактор, верстальщик. Дети пробуют себя в изготовлении  визиток, календарей, буклетов (Приложение2, 11 слайд). 2.  Метод проектов.  Конечно, для получения представления  о какой­то профессии  метод проектов   –   это   основной   метод.   Именно   выполняя   проект,   школьник   может   познакомиться   с профессией, почувствовать себя специалистом в той или иной области. (Приложение2, 12 слайд ­ проект,   выполненный   в   программе   «Компас­3D»   ­   трёхмерная   модель   детали.   Это   работа чертёжника­конструктора). 3. Работа с одарёнными детьми.  Работа над проектами ведётся на разных уровнях. Сначала – это работа на уроке. Затем – внеклассная работа с одарёнными детьми, выявлять которых помогают урочные проекты. То есть всё идёт своим чередом: если кто­то заинтересовался или проявил особые способности в какой­то области,   будем   заниматься   дополнительно,   будем   участвовать   в   конкурсах.   (Приложение3,­ «Пластилиновый мультфильм» наших мультипликаторов) 4. Работа НОУ.  Со   своими   проектами   ребята   участвуют   в   научно­практической   конференции,   которая ежегодно   проводится   в   нашей   школе   (Приложение4).  Научно­практические   конференции проводятся в рамках деятельности научного общества учащихся юных информатиков «Сервер». Здесь   учащиеся   учатся   защищать   и   представлять   свои   проекты.   Что,   согласитесь   в   наши   дни немаловажно для профмастерства. И здесь (Приложение2, 13 слайд) речь уже идёт о получении профессиональных навыков. Со своими работами ребята участвуют в конкурсах. Например, только в прошлом году на республиканском этапе конкурса КРИТ шесть проектов стали призёрами и победителями.  5. Обобщающие  уроки по темам я стараюсь проводить в виде собеседования. Школьники сами   подсказывают   способы.   И   один   из   их   способов   –   это   ролевые   игры.   Дети   очень   легко вживаются в разные образы. Нужно разговаривать на их языке.  Готовлю вопросы, которые больше подходят для диалога «работодатель – потенциальный работник» или «заказчик – исполнитель» и на уроке разыгрываются соответствующие ситуации. Проверяю не то, как они зазубрили данную им теорию. Проверяю их понимание в той или иной области.  6.   Между   тем  отдаю   должное   и   теории:   профессионала   делают   не   только   практические навыки, но и теоретические знания. Применяемый мною приём «индивидуальный устный опрос» позволяет   опрашивать   каждого   ученика   почти   на   каждом   уроке.   Для   этого   во   время   работы учеников   над   проектом,   я   имею   возможность   не   только   подойти   проконтролировать   работу, подсказать, но и задать несколько вопросов на проверку знаний.  7. Ещё один момент, который приходится учитывать: где взять дополнительное время, чтобы всё это успеть на уроке. Для этого работаю над эффективностью урока: тщательно разрабатываю план­алгоритм  ученика для  работы над проектом. К тому же это формирует алгоритмическое мышление учащихся.  8. Есть ещё два момента, которые меня особо радуют:  ­ самостоятельная работа учащихся над проектом или частью проекта.  ­ работа над проектами, где руководителем выступаю не я, а мои же ученики для других учеников. Старшие для младших или братья для сестёр. Это ли не показатель профессионализма. Это ли не универсальные учебные действия, которые создают возможность для самостоятельного и активного усвоения новых знаний и умений. Например, Бакиров Марсель работал по созданию 3D­ анимаций не только сам, но и занимался с младшими (Приложение5. Фрагменты работы) 9.  Следующий момент, который считаю необходимым учитывать в профориентации – это мотивация.   Например,   такие   профессии   как   программист,   на   первый   взгляд   кажутся неприглядными. Необходимо заинтересовать. Моё педагогическое кредо – «Призываю к творчеству и открытиям». Причём к открытиям не только в привычном педагогическом смысле: «открытие для учащихся новых знаний», но и к самым настоящим открытиям. Например, при изучении LogoWriter мы проводим с 6­классниками урок «Экспресс­исследование», где учащиеся выводят формулы для рисования     новых   фигур.   И   то,   что   они   являются   открывателями   этих   формул,   их   очень мотивирует. Кстати, в конце урока они получают сертификаты на свои открытия. Как видите, всё на профессиональном уровне. http://festival.1september.ru/articles/410633/ 10.  Следующий момент, который влияет на формирование профессиональных навыков – это интеграция. В Пояснительной записке к предмету «Информатика» сказано: «Информатика имеет очень   большое   и   все   возрастающее   число   междисциплинарных   связей,   причем   как   на   уровне понятийного  аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой   метадисциплину,   имеющую   общенаучный   язык,   своеобразную   познавательную   «латынь». Особого внимания заслуживают междисциплинарные связи математики и информатики».  Естественно,   при   создании   проектов   нельзя   уложиться   в   рамки   только   одного   предмета информатики. А я хочу представить вам проект, который для учителя математики сделал её сын. Это   программа,   позволяющая   построить   графики   тригонометрических   функций   с   разными коэффициентами, сравнить их. Очень ценный наглядный материал. То есть учащиеся выполняют ещё и профессиональные заказы. (Приложение2, слайд 14. Приложение6) Анализ   и   наблюдения   показывают,   что   учащиеся   на   основе   выполненных   проектов приобретают и повышают первичные профессиональные навыки. Повышается   поступаемость   выпускников   в   ВУЗы   и   Ссузы   на   компьютерные специальности. У   данной   формы   работы   большие   перспективы   и   возможности,   так   как   с   каждым   годом компьютер внедряется в новые профессии. Это всего лишь кирпичик в системе образования. Но согласитесь, что в системе профессионального образования этот кирпичик ­ фундаментальный.

Организация профориентации и развитие первичных профессиональных навыков учащихся на уроках информатики и вне урока.

Организация профориентации  и развитие первичных профессиональных навыков учащихся на уроках информатики и вне урока.

Организация профориентации и развитие первичных профессиональных навыков учащихся на уроках информатики и вне урока.

Организация профориентации  и развитие первичных профессиональных навыков учащихся на уроках информатики и вне урока.

Организация профориентации и развитие первичных профессиональных навыков учащихся на уроках информатики и вне урока.

Организация профориентации  и развитие первичных профессиональных навыков учащихся на уроках информатики и вне урока.

Организация профориентации и развитие первичных профессиональных навыков учащихся на уроках информатики и вне урока.

Организация профориентации  и развитие первичных профессиональных навыков учащихся на уроках информатики и вне урока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2017