Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)
Оценка 4.9

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
16.12.2018
Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)
Дети с ЗПР - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функцио-нальной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей. Известно, что каждая возрастная ступень развития имеет специфические психофизические сензитивные возможности, свои потенциальные резервы, реализация которых зависит не только от общего благополучия социальных условий, внимания окружающих взрослых, но и от того, насколько педагогически целесообразно воздействие взрослых на ребенка, насколько педагогически грамотно организуется ими его деятельность, в особенности ведущий для данного возраста вид деятельности. Дети с ЗПР испытывают существенные трудности с самого начала школьного обучения. Особые трудности в процессе обучения, особенно у первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений, связанных с обучением письму в начальной школе, очень важно, так как письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно дальнейшее обучение.  Какой объём знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически грамотно?  Есть ли резервы совершенствования навыка грамотного письма?  Как обучать грамотному письму?  Каковы способы усвоения этого навыка?  Каковы причины ошибок и пути их устранения?
Выступление августовское Обучение грам письму.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» с. Спасского Благодарненского городского округа Ставропольского края Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) Олейникова О.А.     Дети с ЗПР ­ многочисленная категория, разнородная по своему составу.  Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной  системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей  ЗПР возникает на фоне функцио­нальной незрелости ЦНС. Соматическая  ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать  причиной отставания в нервно­психическом развитии. Неблагоприятные  микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще  одной причиной ЗПР у детей.   Известно, что каждая возрастная ступень развития имеет специфические  психофизические сензитивные возможности, свои потенциальные резервы,  реализация которых зависит не только от общего благополучия социальных  условий, внимания окружающих взрослых, но и от того, насколько  педагогически целесообразно воздействие взрослых на ребенка, насколько  педагогически грамотно организуется ими его деятельность, в особенности  ведущий для данного возраста вид деятельности. Дети с ЗПР испытывают существенные трудности с самого начала  школьного обучения.  Особые трудности в процессе обучения, особенно у  первоклассников, отмечаются при письме. Преодоление затруднений,  связанных с обучением письму в начальной школе, очень важно, так как  письмо является базовым навыком, без которого практически невозможно  дальнейшее обучение.  Какой объём знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать     орфографически  грамотно?  Есть ли резервы совершенствования навыка грамотного письма?  Как обучать грамотному письму?  Каковы способы усвоения этого навыка?  Каковы причины ошибок и пути их устранения?          Это самые волнующие учителя вопросы, если он по настоящему  задумывается над тем, как добиться орфографической и каллиграфической  грамотности младших школьников.       Грамотное письмо – это не просто движения пишущей руки,  слуховые и зрительные представления, а особая речевая деятельность.         В решении задачи по обучению грамотному письму осуществляется  связь всех сторон изучаемого языка – его фонетики, графики,  словообразования, грамматики, семантики, лексики.         В начальной школе выделяют  3 линии овладения правописанием  (они взаимосвязаны) – на основе: 1. Соотнесения звука (фонемы) и буквы с учётом позиции звука и состава  слова на основе развития фонематического (речевого) слуха учащихся. 2. Запоминания буквенного состава слов, воспроизведения слов  каллиграфически правильно без пропусков, замен, искажений. 3. Применения правил, решения грамматико –  орфографических задач,  знания морфемного состава слов, проговаривания и списывания, активизации  словаря, записи под диктовку и использования слов в собственных текстах и  устной речи.   Писать согласно с правилами орфографии ­ значит писать грамотно  орфографически.  Умение писать грамотно должно переходить в устойчивый навык.  Орфографические навыки приобретаются детьми по мере развития их речи,  навыков чтения и письма.         Следовательно, для прочного навыка грамотного письма у учеников  начальных классов с ЗПР необходимо:   развитие у учащихся фонематического слуха, произношения  (фонетика);  развитие мелкой моторики рук, умение правильно воспроизводить  зрительный образ буквы (каллиграфия);  знание правил, орфограмм, алгоритмов (орфография).                                             ГРАМОТНОЕ ПИСЬМО ФОНЕТИКА КАЛЛИГРАФИЯ   ОРФОГРАФИЯ  Наука о звуках речи.  Искусство писать  чётким      правильным  Совокупность правил,  устанавливающих              красивым                         почерком.                        написание  слов и их  форм. Организация работы. В целом работа по формированию навыков грамотного письма должна  вестись по    3 направлениям параллельно: o фонетика o каллиграфия o орфография.   Но по мере накопления у учащихся с ЗПР знаний по грамматике и в  зависимости от класса работа по направлению «орфография» постепенно  расширяется и увеличивается по объёму и количеству заданий.       Задания по направлению «каллиграфия» с 1 класса и далее постепенно  индивидуализируется и сокращается по количеству заданий и времени  проведения.       Задания по направлению «фонетика» обязательны и не меняются по  времени проведения. Меняется лишь содержание и уровень сложности  материала. Распределение работы на занятии по времени. кла        каллиграфия               фонетика         орфография                         сс 1 2 3 4 20 мин.­­­­­­10 мин.               7­10 мин.   3 мин.­­­­­  10  10 мин.­­­­­­ 5 мин.               7­10 мин. 10 мин.­­­­­  20  мин. мин. 5 мин. ­­­­­­­ 3 мин.               7­10 мин. 20 мин.­­­­­ 25  3 мин. ­­­­­  индивид. р               7­10 мин. 25 мин.­­­­­  30  мин. мин. Виды заданий. Фонетика Найди букву и назови звуки. "Пространственные загадки" из букв. Чтобы их изготовить, вам потребуется набор цветной бумаги или картона.  Сложите лист бумаги по вертикали и горизонтали. На получившейся четверти  листа нарисуйте букву так, чтобы ее контур максимально занимал  пространство. Вырежьте букву, не разворачивая листа, разверните. Покажите ребенку получившийся узор. Спросите, из какой буквы  получился узор. На глазах ребенка сложите лист вчетверо ­ покажите отгадку. Можно и самому ребенку поручить проверку отгадки. Так у ребенка  появляется возможность выбрать правильное расположение буквы в  пространстве. Это будет способствовать профилактике пространственных  ошибок в написании букв в дальнейшем (зеркальное написание, написание  "вверх ногами"). Найди букву и назови звуки.  Найди звук в словах. Игра «Ромашка» Сорвать только лепестки с изображением предметов, в  названии которых есть звук л.  Игра «Кто получит приз?» Проводится в виде эстафеты. На полу лежат три обруча, внутри первого —  игрушки, во втором — картинки, в третьем — приз. Надо выбрать: а)        игрушку, в названии которой есть звук л; б)        картинку, в названии которой есть звук л; в)        вбежать в последний круг, назвать слово со звуком л, взять приз  (игрушку, конфету). Что лишнее?  Работа со словами имеющими одинаковые буквы, обозначающие разные  звуки.  Рифмованные предложения и тексты.  Запись транскрипций звуков, слов.  Запись слов по данной транскрипции.  Фонетический разбор.  Слуховые диктанты.  Артикуляционные зарядки.  Фонетические задачи. Карточка № 1. В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька,  укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох,  перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:  1. в слове 2 слога, 7букв, 6звуков (морковь),  2. в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука  мягких (перец),  3. в слове 1слог, все согласные звуки твердые,  4. в слове 4 слога (помидоры) В результате дети получают предложение. Для приготовления салата  хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук. Слоговой  аукцион (Чья команда последней называет слово с  предложенным слогом, та и выигрывает) Звук заблудился.  Чистоговорки.  Скороговорки.  «Конкурс скороговорок» Кто большее число раз и без ошибок произнесет  предложенную скороговорку. Каллиграфия Раскрашивание частей рисунка с заданной буквой. Конструирование буквы из проволоки, пластилина, ниток, палочек.  Поиск буквы в ряду других букв, сравнение. «Найди и обведи букву Д»                     «Найди и обведи букву Ю» «Коробочка с прищепками» Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную  коробку. Для этих целей подойдет коробка из­под обуви или подарочная  упаковка. По краю коробки наклеить круглые стикеры с буквамии написать  соответствующие буквы и на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти  и совместить букву на прищепке с буквой на коробке.  Штриховка по заданию.  Прописывание элементов букв.  Прописывание буквы и соединений с другими буквами.  Прописывание узоров без отрыва по кальке, по образцу.  Прописывание буквы в сочетании с узором.  Прописывание слогов и слов.                                    Прописывание букв и слов с данной буквой.  Прописывание с заданиями:  Что лишнее? Что общего? Чем отличаются? Добавь до целого. Составь из частей. Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.  Списывание с письменного текста­ образца.  Письмо образца для товарища.  Самооценка, самоанализ, выбор лучшего образца. Орфография Письмо с проговариванием. Упражнение "Пишем вслух".  Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется,  проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется,  с подчеркиванием, выделением слабых долей. Например : "НА стОлестОЯлкуВшин СмОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком). Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при  произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для  гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например,  позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа  "ло*шка". Приучаемся к последовательности и постепенности  проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!  Игра «Угадай слово»( учитель молча ведёт указкой по слоговой таблице,  составляя из слогов слова, а дети угадывают какое это слово и записывают его в тетрадь, затем проводится проверка. Дополнительное задание подчеркнуть  орфограмму и поставить ударение) Письмо с комментированием. 1.  Карточка — график Буквы, которые     Номера слов надо вставить       1      2        3        4       5 а                              .        .       .         .        . о                              .        .       .         .        . е                               .       .        .        .        . и                               .       .        .        .       . На доске слова:   В... рона, б... реза, р... бота. Например: В первом слове нужно вставить букву о, находим цифру 1 и  букву. Далее второе слово и буква е, ведем к нему линию и т.д. Заучивание правил с помощью игровых приёмов. Орфографические минутки (в начале каждого урока  проводить   трехминутки жужжащего чтения с заданием: найти и назвать орфограммы,  которые встретятся при чтении. Книги для чтения берутся  из  дополнительной литературы. Все ребята без исключения справляются с данной работой. Каждый стремится назвать не только изученные  орфограммы, но и на их взгляд ошибкоопасные места) Подбор родственных слов (группы)  Составление таблиц, алгоритмов, схем­ опор.  Работа по перфокартам.  Текст с «окошечками» Текст. Найти орфограммы. Мини ­ диктанты  (предупредительный, объяснительный,  комментированный, выборочный, свободный, творческий, с обоснованием,  словарные. Разбор слов по составу.  Орфографические игры. Упражнение "Корректурная правка". Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не  мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут  работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные  буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше  согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по  одной. Через 5­6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна  зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы  должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как  показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п­т", "п­ р", "м­л" (сходство написания); "г­д", "у­ю", "д­б" (в последнем случае  ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр. Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре  любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите,  какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений. Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна  скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении  заданного облика буквы, одной или двух, ­ и работать только с ними.  Орфографические задачи.  Творческие работы. Чего нельзя делать? Дети с нарушениями письма, как правило, имеют хорошую зрительную  память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где  требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных  упражнений может пагубно сказаться (из­за той же зрительной памяти) и на  учащихся, имеющих навык грамотного письма.  НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ  ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК!!! ЛИТЕРАТУРА: 1. Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения чтения и  письмом. Известия АПН Р.­ СФСР1950.­Вып.70  2.  Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. ­  М.,1961  3. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. ­ М.,1983 4. Логинова Е.А. Нарушение письма у учащихся младших классов с  задержкой психического развития. ­ Л., 1990 5. Лалаева Р.И.  Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой  психического развития. – М., 2004

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)

Организация работы по формированию грамотного письма у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2018