Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников
Оценка 4.9

Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
математика
Взрослым
28.04.2017
Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников
Предлагаемая вниманию читателей работа является обобщением опыта автора, работающего по теме «Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников». В данной работе изложены технологии, которые автор применяет в своей педагогической деятельности. В начале этой работы автор даёт краткую информацию об опыте. Центральное место в этой работе занимает адаптивная технология обучения - цель которой заключается в обучении приёмам самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся. В работе имеются приложения с различными видами работ по теме «Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников». Представленная работа окажется полезным пособием для учителей с небольшим опытом работы.
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА Литвиновой А.В .doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Новокулындинская средняя общеобразовательная школа» Чистоозерного района Новосибирской области Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников Обобщение опыта работы учителя математики  МКОУ Новокулындинская СОШ Алефтины Владимировны Литвиновой С. Новая Кулында 1 2016 год Предлагаемая   вниманию   читателей   работа   является   обобщением   опыта Аннотация. автора, работающего по теме «Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников». Работа по данной теме велась с 2011 года. В данной работе изложены технологии, которые автор применяет в своей педагогической   деятельности.   В   начале   этой   работы   автор   даёт   краткую информацию об опыте. Здесь рассматриваются такие пункты: 1. Условия возникновения, становления опыта. 2. Актуальность опыта. 3. Ведущая педагогическая идея опыта. 4. Длительность работы над опытом. 5. Диапазон опыта. 6. Теоретическая база опыта. 7. Технология опыта. 8. Новизна опыта. 9. Результативность. Центральное   место   в   этой   работе   занимает      адаптивная   технология обучения ­  цель которой   заключается  в обучении приёмам самостоятельной работы,   самоконтроля   и   взаимоконтроля,   в   развитии   и   совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания; в максимальной адаптации учебного процесса к индивидуальным особенностям учащихся. В   работе   имеются   приложения   с   различными   видами   работ   по   теме «Организация   самостоятельной   работы     на   уроках   математики   как средство саморазвития школьников». Представленная   работа   окажется   полезным   пособием   для   учителей   с небольшим опытом работы. 2 Содержание:                                                             1. Введение………………………………………………………..4 2. Информация об опыте………………………………................5 2.1. Тема опыта………………………………………………5 2.2. Сведения об авторе……………………………………..5 2.3. Условия возникновения, становления опыта…………5 2.4. Актуальность опыта…………………………………….6 2.5. Ведущая педагогическая идея опыта………………….7 2.6. Длительность работы над опытом……………………..8 2.7. Диапазон опыта…………………………………………8 Теоретическая база опыта………………………………8 2.8. 3. Технология опыта………………………………………………9 4. Новизна опыта…………………………………………………19 5. Результативность……………………………………………...19 6. Литература……………………………………………………..22 7. Приложения………...………………………………………….23 3 1.Введение. “Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли,   а   не   памятью”,   ­   сказал   Л.Н.Толстой.   И   с   ним   можно   только согласиться, так как учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их усилие.                       Целью   моей   педагогической   деятельности  является обеспечение   положительной   динамики   самореализации     учащихся   на уроках   математики,   раскрытие     индивидуальности     ребёнка,     создание благоприятных     условий   для   формирования     учебно­интеллектуальных умений     и     навыков,   для   развития   самостоятельности     как   средства саморазвития школьников.  Для достижения цели я ставлю перед собой следующие педагогические задачи:  использование современных приемов, средств и методов обучения, направленных на создание условий для приобщения школьников к самостоятельной познавательной деятельности;  привитие   навыков   самостоятельной   работы,   эффективной организации   своей   деятельности,   самоконтроля,   объективного оценивания полученных результатов;  формировать устойчивый интерес к математике через классную и внеклассную деятельность. Выполнение   данных   задач   позволит   мне   сформировать   собственную систему   организации   самостоятельной   работы   на   уроках,   повысить качество преподавания математики, внеклассной работы по предмету.  4 2. Информация об опыте. 2.1.Тема опыта  «Организация   самостоятельной   работы   средство саморазвития школьников». 2.2.Сведения об авторе опыта.    на   уроках   математики   как Литвинова   Алефтина   Владимировна,   учитель   математики    I квалификационной казенного общеобразовательного   учреждения   «Новокулындинская   средняя муниципального     категории   общеобразовательная     школа»   Чистоозёрного   района   Новосибирской области.   В   2000   году  закончила  Новосибирский   государственный педагогический   университет   по   специальности   учитель   математики, информатики   и   вычислительной   техники.  В   должности   учителя математики   в   МКОУ  Новокулындинская   средняя   общеобразовательная школа  работаю   с   2007   года,   на   сегодняшний   момент   общий педагогический стаж составляет 16 лет.  2.3.Условия возникновения, становления опыта.  Первые   годы   работы   в   школе   я   обучала   ребят   от   параграфа   к параграфу, от пункта к пункту. Лишь в конце темы пыталась связать весь материал на обобщающем уроке. Постоянно задавала себе вопросы: как организовать   учебный   процесс   школьников,   чтобы   добиться   желаемых результатов,   чтобы   помочь   ученикам   увидеть   их   сильные   и   слабые стороны,   раскрыть   индивидуальность,   чувствовать   себя   уверенным   в достижении поставленных целей. За время своей деятельности пришла к 5 выводу,   что   успешным   ученик   становится   лишь   тогда,   когда   он   умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и обобщать, делать выводы,  а   так   же   грамотно   презентовать   свою   работу.  Как   же   помочь школьнику,   как   сделать   так,   чтобы   учение   в   школе   вызвало   прилив энергии, а обучение было в радость?  Важность   этой   проблемы   побудила   начать   работу   по   изучению теоретических   и   практических   аспектов   организации   самостоятельной работы  как залога успешного саморазвития личности школьника.  После нескольких лет работы сделала для себя вывод, что нужно дать ребятам   возможность   самим   искать   ответ   –   искать,   может   быть, мучительно, всю жизнь, но всерьез. Значит нужно научить их думать. Научившись думать самостоятельно, мои ученики сами смогут овладеть знаниями и анализировать проблемы. Я не смогу их всегда опекать, они окончат   школу   и   уйдут,   но   механизм   работы   мысли   уже   приведен   в действие. 2.4.Актуальность опыта.   Актуальность   данной   темы   в   том,   что   последние   годы   заметно возрос   интерес   к   самостоятельной   работе   учащихся.   Увеличилась   роль самостоятельных   работ   в   учебном   процессе,   точнее   обозначились методика и дидактические средства их эффективной организации. Интерес этот не случаен. Он отражает новые требования, которые отражает наше общество к задачам образования. В условиях внедрения ФГОС предъявляются новые требования по организации   образовательного   процесса,   где   учитель   выступает   в   роли инструктора,   занимает   позицию   куратора,   управленца.   Ученик   же становится   активным   участником   образовательного   процесса,     а   не пассивным   слушателем.   Учитель   должен   отказаться   от   традиционных уроков   и   проводить   инновационные,   а   ученик   должен   стать   активным 6 участником образовательного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать,   свободно   высказывать,   а   при   необходимости   и   доказывать свое мнение. Для этого создаются новые условия обучения в школе. В связи с этим появляется  необходимость  пересмотра руководящей роли учителя.  Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных   качеств   интеллекта,   способную   к   самоопределению   и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а также выявлению   и созданию психолого­педагогических условий,  необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся.   Самостоятельная работа становится средством обучения, помогает повышению   эффективности   обучения   как   в   отношении   овладения системой   знаний,   умений   навыков,   так   и   в   отношении   развития способностей в умственном и физическом труде. Самостоятельная работа играет ведущую роль на уроке, и степень самостоятельности школьников при   выполнении   тех   или   иных   видов   самостоятельных   работ   связана   с характером   их   деятельности,   которая   начинается   с   элементарных действий, затем усложняется и имеет свои высшие проявления.  2.5.Ведущая педагогическая идея опыта. Свою   работу   по   развитию   навыков   самостоятельности   учащихся выстраиваю   с  использованием     компетентностного   подхода,    а  именно, стараюсь учить решать проблемы в сфере учебной деятельности, выбирать необходимые   источники   информации,   находить   оптимальный   и повышенный   способы,   добиваться   поставленной   цели,   оценивать полученный результат, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками. Главной   своей   задачей   считаю     не   только   дать   учащимся определенную  сумму  знаний,  но  и развивать    у  них  интерес  к  учению, 7 который можно  выработать только тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит учитель, когда интересы по содержанию задач  способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и видеть перспективу применения знаний. В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения.  Таким образом, ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании у школьников самостоятельности   на основе двух тесно связанных между собой задач. Первая из  них  заключается  в том, чтобы   познавательной развивать   у   учащихся     самостоятельность         в   деятельности, учить их  самостоятельно  овладевать  знаниями;  вторая  — в  том,  чтобы  учить  их  самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.  2.6.Длительность работы над опытом. Свою работу по данной  теме я начала в 2011  году. Состояла она из трёх этапов:   на   первом   этапе   я   изучала   научно­методическую   литературу,   математики   по материалы   педагогического   опыта   учителей   развитию навыков самостоятельности;  на втором этапе   анализировала принципы и технологии обучения самостоятельности учащихся;  третий  этап заключался в апробации и использовании полученного опыта в учебной деятельности. 2.7.Диапазон опыта   Диапазон   данного   опыта   работы   представлен   системой   работы учителя при организации самостоятельной работы на уроках  математики. 2.8.Теоретическая база опыта   Проблема методики формирования умений самостоятельной работы 8 является актуальной для учителей всех школьных предметов, в том числе и   для   меня.   Её   решение   важно   еще   и   с   той   точки   зрения,   что   для успешного   овладения   современным   содержанием   школьного математического   образования   необходимо   повысить   эффективность процесса   обучения   в   направлении   активизации   самостоятельной деятельности   учащихся.   И   чем   выше   уровень   самостоятельности учащихся,   тем   эффективнее   будет   протекать   их   учебная   деятельность. Формирование   самостоятельности   в   учебной   деятельности   является предпосылкой проявления данного качества в других видах деятельности, не только в тех, в которые ученик включается в настоящее время, но и тех, которые ему предстоят в будущем. Практика   показывает,   что   при   обучении   математике   необходимо уделять значительное место самостоятельной работе учащихся. Без этого не может быть усвоения программного материала по математике. Только в выполнении   различных   упражнений   закрепляются   математические понятия, вырабатываются вычислительные навыки, приобретается умение геометрических построений, развивается пространственное представление учащихся, умение практически применять знания, свой опыт при решении задач. В процессе выполнения самостоятельной работы по математике у учащихся   развивается   внимание,   память,   стремление   обосновать   свои гипотезы и предположения, инициатива.  Компетентностный подход к обучению выступает одним из важных факторов   модернизации   образования,   способствующего   усилению практической   направленности   обучения.   Школе   предстоит   подготовить молодых   людей   обладающих   не   только   сформированными   знаниями, убеждениями,   творческой   активностью,   но   и   умениями   применять полученные знания на практике.         3. Технология опыта. 9 Основой   практически   всех   моих   уроков   является    адаптивная технология обучения ­  цель которой   заключается в обучении приёмам самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, в развитии и совершенствовании умений самостоятельно работать, добывать знания; в максимальной   адаптации   учебного   процесса   к   индивидуальным особенностям учащихся. При   обучении   математике     применяю   устные   и   письменные самостоятельные  работы; классные и домашние; групповые, фронтальные и индивидуальные. Анализируя свой опыт работы, сделала вывод, что при изучении нового материала   примерно   на   75%   уроков   преобладает   усвоение   учащимися готовых   знаний;   абсолютное   большинство   самостоятельных   работ приходится на закрепление изученного  материала непосредственно после его изучения и на проверку знаний учащихся. Поэтому в своей практике решила увеличить число самостоятельных работ, которые:   готовят учащихся к изучению нового материала;  содержат новую для учеников информацию. Одним   словом,   как   можно   шире   применять  обучающие   вид   познавательной   деятельности, самостоятельные   работы  –   направленный   на   формирование   у   учащихся   умения   самостоятельно приобретать и углублять свои знания.  К обучающим самостоятельным работам можно отнести составление примеров   на   изучаемые   правила,   свойства.   Например,   в   9   классе   при изучении темы «Разложение квадратного трёхчлена на множители» после объяснения   учителя   можно   предложить   следующую   самостоятельную работу: «Запишите разложение квадратного трёхчлена, зная его корни». Работа может быть оформлена в виде таблицы (Приложение № 1). Конечно,   не   все   учащиеся   сразу   смогут   поменять   знаки   перед 10 отрицательными   корнями,   не   все   смогут   оформить   задания   так,   как требует правило, но для учителя это возможность сразу же указать верный ход решения, пока у ученика ещё не выработался неверный навык. Остановлюсь  на  самостоятельной  работе  обучающихся  при  изучении нового   материала   по   теме   «Свойства   степени   с   натуральным показателем», алгебра 7 класс. Составить  три  примера на  каждое свойство  степени: 1) а n  * а m  = а                     4). ( а в ) n   =   а n b n                      mn 2)  а n  :  а m  =  а mn                     5). (  a  ) n   =   b 3)  ( а n  ) m  =  а nm n a  , b 0. b n Если   обучающийся   научится   самостоятельно   изучать   новый материал,   пользуясь   учебником   или   какими   –   то   специально подобранными заданиями, то будет успешно решена задача сознательного овладения     усвоил   сам,   знаниями.   Знания,   которые   обучающийся   значительно   прочнее   тех,   которые   он   получил     после     объяснения преподавателя. Здесь же решается  и большая  воспитательная  задача – привитие   навыка   самостоятельности   в   работе   вообще,   возможности   в дальнейшем     ликвидировать   пробелы   в   знаниях,   самостоятельно   расширять   знания,   творчески   применять   их   в   решении     каких   –   то практических задач. Изучение новой темы   «Деление на десятичную дробь» в   6 классе можно   предложить   ребятам   в   ходе   самостоятельного   выполнения следующих упражнений: a)   Увеличьте   1,45   так,   чтобы   эта   дробь   стала   целым   числом.   Во столько же раз увеличьте 3,335. b) Разделите 333,5 на 145. Один   из   учеников   выполняет   задание   на   отвороте   доски.   После проверки   результата   деления   записываю   рядом   пример   деления   на 11 десятичную дробь: 3,335: 1,45.  Далее   объяснение   нового   материала   веду   в   виде   фронтальной беседы: спрашиваю, нельзя ли свести деление на десятичную дробь 1,45 к делению на целое число 145. Некоторые учащиеся догадываются, что надо перенести  в делимом  и  делителе  запятую   на два  знака, т.е. делимое  и делитель умножить на 100. После этого выполнение деления 3,335:1,45 сводится   к   делению   333,5:145.   Еще   раз   выясняем,   почему   истинно равенство   3,335:1,45=333,5:145   и   формируем   правило   деления   на десятичную дробь. В ходе работы делаем вместе с учениками обобщения, вводим новое понятие или правило. Это позволяет сократить время на объяснение.  Информация,  которую я  получаю, анализируя результаты работы, позволяет мне определить содержание заключительной беседы, систему упражнений   для   тренировки.   Заключительную   беседу   провожу   за   5­7 минут до конца урока. Во время беседы выясняю, как учащиеся усвоили определения, правила, факты, встречающиеся в объяснительном тексте, умеют ли они применять полученные знания при выполнении упражнений, какие ошибки допускались. Изложение   любого   теоретического   вопроса   курса   математики опирается на ранее изученный материал, строится на известных учащимся фактах, правилах, выводах, которые являются частью новой информации. Это позволяет начать урок не с объяснения учителя, а с самостоятельной работы учащихся. Она не должна быть большой. В ходе ее выполнения я могу внести дополнительные разъяснения. Упражнения к таким работам составляю так, чтобы в процессе их выполнения школьники:   повторили   определения,   правила,   математические   факты,   знание которых необходимо для понимания нового материала;  выполнили ранее изученные вычисления и преобразования, которые являются составной частью нового правила; 12  предугадали   существование   неизвестного   для   них   алгоритма, формулы, понятия.  При обучающих самостоятельных работах  даю задания для выяснения пробелов в знаниях при изучении новой темы  (Приложение № 2).    Это может   быть   составление   примеров   на   изучаемые   правила,   свойства, аналогичного   задания,   самостоятельная   работа   с   предварительным разбором, диктанты с последующей самопроверкой или взаимопроверкой по готовому решению.  В конце урока стараюсь обеспечить возможность учащимся провести самооценку   полученного   результата,   сделать   для   себя   выводы   о полученных   результатах,   поставить   перед   собой   задачи   на   следующий урок. К   обучающим   самостоятельным   работам     также   отношу самостоятельное   изучение   нового   материала.   Считаю   это эффективным   приемом   работы   над   умением   выделять   главное, анализировать,  рассуждать, обобщать, делать соответствующие выводы.   Подготовка   учащихся   к   изучению   нового   материала   начинается   на предшествующих   уроках,  где  мы  повторяем   материал,  знание   которого необходимо для успешного освоения нового учебного материала.  Приступая   к   работе   над   новым   материалом,   провожу   совместную   с детьми   работу   по   осмыслению   и   принятию   цели   предстоящей деятельности,   постановке   учебных   задач.   Если   новый   для   изучения материал   начинается   с   объяснительного   текста,   то   даю   возможность учащимся самостоятельно изучить текст, используя следующий алгоритм работы: 1. Прочитайте заголовок и обдумайте его. 2. Прочитайте содержание пункта (параграфа). 3. Выделите   все   непонятные   (незнакомые)   слова,   термины   и постарайтесь выяснить их значение. 13 4. Задайте по ходу чтения вопросы и ответьте на них. 5. Выделите (выпишите, подчеркните) основные понятия, правила. 6. Изучите определения понятий и правила. 7. Разберите примеры в тексте и придумайте свои. 8. Запомните   материал,   используя   следующие   приёмы:   пересказ   по плану,   чертежу   или   схеме,   мнемонические   приёмы,   повторение трудных мест и т.п. 9. Ответьте на вопросы к тексту, придумайте свои вопросы и задайте их. Таким   образом,   учащиеся   не   только   самостоятельно   изучают   новый материал, но и работают с источником, т.е. с книгой, что считаю  важным моментом для усвоения учебного материала.   В результате ознакомление с новым материалом для  ребят является  не механическим зазубриванием формулировок,  а осмысленным пониманием определений, понятий, теорем.    Крайне редко провожу фронтальный опрос, при котором дети просто воспроизводят   одно   за   другим   ряд   определений   и   теорем.   Стараюсь заменить   вопросы   типа   «Что   называется…?   Как   формулируется теорема…?» соответствующими упражнениями. Их выполнение не только помогает   понять   и   запомнить   новый   материал,   но     и   активизирует мыслительную деятельность. В   своей   практике   применяю    тренировочные   самостоятельные работы,  которые    состоят   из   однотипных   заданий,   содержащих существенные   признаки   и   свойства   данного   определения,   правила (Приложение № 3). Конечно, эта работа мало способствует умственному развитию детей, но она необходима, т.к. позволяет выработать основные умения   и   навыки,   тем   самым   создать   базу   для   дальнейшего   изучения математики. При выполнении тренировочных самостоятельных работ еще необходима помощь учителя, можно разрешить пользоваться и учебником 14 и записями в тетрадях, таблицами и т.п. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся. В таких условиях они легко включаются в работу и выполняют её. Обязательным условием такой работы является дифференциация заданий по сложности. При   изучении   темы  «Свойства   степени   с  натуральным   показателем» можно предложить учащимся следующую работу: Вариант 1 (на «3») Вариант   2   (на «4») Вариант   3   (на «5») 1.Упростите выражение: a)   y  24c ;   б)        г)  ;   в) 333x ; a 2  ;  б)   3  . 25  3 2 10 2 2 .  3 a a ;   12 : y 5  a  д)    4      3  7 3 10 3 а)   32 2. Вычислить:  1.Представить   в   виде степени с основанием 2: а) 16;  б)  85;  в)  (162)3;  с основанием 5: а) 125;  б)  254. 2.Вычислить:   а)  ; б)   3.Упростить:   16  . 12 14  3 7 2 3 4  5 2 3 4 4 т т 2 5 2: .       2 1.Вычислить: а)  42   2  8 7 7 14 ;  б)   6 5  25 125 4 .  2.При каком значении  n верно равенство:    а) ; 3 2 т 81  . 2 2 т 16 3.Вычислить:           7 15 б) 3 7 5 6          . 5 6 3 2 4   Выбирая   нужный   для   себя   уровень,   школьник   учится   правильно оценивать   свои   знания.   Задача   учителя   тактично   посоветовать   ребёнку правильный   выбор,   если   он   на   первых   порах   затрудняется   в   выборе. Например, при изучении темы «Квадратное уравнение. Теорема Виета», я использовала следующую тренировочную работу (Приложение № 4).    Закрепляющие   самостоятельные   работы  в   основном   предлагаю ребятам   после   изучения   определённой   темы.   К   закрепляющим     можно отнести   самостоятельные   работы,   которые   способствуют   развитию логического   мышления   и   требуют   комбинированного   применения различных правил и теорем (Приложение № 5). По результатам проверки заданий данного вида определяю, нужно ли еще заниматься данной темой. Такая   самостоятельная   работа   является   определенным   контролем­ 15 диагностикой (Приложение № 6). При   проведении  контролирующих   самостоятельных   работ мотивирую   учащихся   достойно   представить   уровень   своих   знаний.  Для этого сразу обговариваем требования к оформлению работы, осознание которых помогает учащимся контролировать собственную деятельность. Предоставляю   учащимся   право   выбора   материала   для   самостоятельной работы при ограниченном времени. Т.е. при наличии разнообразного по объёму   и   уровню   трудности   дидактического   материала   учащийся   сам решает, какие задания ему выполнять, чтобы показать, насколько хорошо он знает пройденный материал. Очень редко разрешаю ребятам переписать самостоятельную работу (на это должны быть веские причины), так как это   снижает   уровень   ответственности   учащихся   за   свою   подготовку (Приложение № 7). Необходимым   условием   достижения   планируемых   результатов обучения  являются,   конечно   же,  контрольные   работы.   По   существу разработка текстов контрольных работ должна быть одной из основных форм   фиксирования   целей   обучения,   в   том   числе   и   минимальных. Поэтому, во­первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; во­вторых, они должны быть направлены на отработку   основных   навыков,   в­третьих,   обеспечивать   достоверную проверку   уровня   знаний;   в­четвертых,   они   должны   стимулировать учащихся   позволять   им   продемонстрировать   прогресс   в   своей   общей подготовке (Приложение № 8). При   выполнении   контрольных   работ   развиваются   навыки   применять знания при решении конкретных вопросов, умение находить рациональные пути   выполнения   заданий.   На   уроках     коррекции   знаний   в   совместной деятельности с учащимися мы не просто находим и исправляем различные виды   ошибок,   но   и   анализируем,   есть   ли   положительная   динамика   в выполнении контрольных работ ученика. Если положительная динамика 16 отсутствует,   пытаемся   разобраться   в   причинах   неудачного   выполнения контрольных работ. Очень   важны   при   изучении   математики   так   называемые повторительные (обзорные или тематические) работы. В своей работе применяю   стандартные   тесты   по   математике  (Приложение   №   9), индивидуальные тесты на компьютере, используя Интернет ­ источники.  Использование   тестов   в   обучении   является   одним   из   рациональных дополнений   к   методам   проверки   знаний,   умений,   навыков   учащихся. Тестовый контроль знаний имеет ряд преимуществ перед другими видами контроля. Он дает учителю возможность проверить значительный объем изученного   материала   и   быстро   диагностировать   его.    Однако   нельзя идеализировать   возможности   тестов.   Они   не   в   состоянии   выявить,   где ребенок делает ошибки, поэтому я их применяю не так часто.  Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности. Это могут   быть   задания   по   составлению   докладов   на   определенные   темы, небольшие работы исследовательского характера (Приложения №№ 10­ 11), проведение в школе дней математики и др. Творческая деятельность обучающихся есть самостоятельный поиск и создание или конструирование какого­то нового предмета, она включает активное   воспроизведение   ранее   изученных   знаний,   пополнение   стремление   к недостающих   знаний   из   готовых   источников, самостоятельному поиску. Важным считаю умение пользоваться  дополнительной литературой. Поэтому   на   уроках   математики   приучаю   учащихся   к   самостоятельной подготовке сообщений, в дополнение к изучаемому материалу на уроке. Сначала я учащимся указываю литературу, а затем, предлагаю подбирать самим.   Вкрапление   в   урок   небольших   сообщений   учеников,   заранее запланированных   и   проверенных,   очень   оживляет   урок.   Это 17 математический   материал   (например,   другое   доказательство   теоремы), или историческая справка. Такие задания, в зависимости от сложности материала, предлагаю дифференцированно, но поочередно всем учащимся класса.   При   заключительном   повторении   учащиеся   готовят   сообщение, для   подготовки   которого   отрабатывается   умение   самостоятельно отыскать необходимую литературу и отобрать в ней нужный материал. Такие   сообщения,   оформленные   в   виде   презентаций   с   помощью программы Microsoft PowerPoint, потом заслушиваются на уроках.  В своей практике  также использую следующие приемы по выработке навыков самоконтроля, самокоррекции и самооценки у учащихся. При выводе формулы или решении   задачи     на доске сознательно допускаю   ошибку.  Ученикам,   которые   нашли   ошибку   учителя, приходиться   давать   убедительные   объяснения   и   приводить доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включаться в активную умственную деятельность. Учащимся   даются   задания,   составленные   учителем   или сверстниками на нахождение и исправление “допущенных” ошибок. В процессе   поиска   и   исправления   ошибок   ученик   не   только   думает   над решением, но и анализирует свои знания. Учащиеся   решают   одну   и   ту   же   задачу   несколькими   способами, обсуждают   и   выбирают   наиболее   удачное   решение.   Выбор   наиболее   требует   от   учащихся   разностороннего оптимального   решения, рассмотрения   условия   задачи,   тщательного   анализа   каждого   шага   их решений, сравнения методов и способов решения этих задач. Ученик опять же будет изыскивать аргументы в пользу понравившегося ему решения, будет стараться доказывать и отстаивать свое мнение.  Учащимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя   пройденный   материал.  При   составлении   задачи   ученику приходится побывать и в роли учителя, который составляет задачу, и в 18 роли   ученика,   который   решает   задачу.   Он   старается   составить   задачу таким образом, чтобы задача требовала обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. Чтобы не   пересматривать   каждое   свое   действие, ошибиться,   он   будет, контролировать их выполнение.  Учащиеся   объясняют   доказательство   или   решение   задачи одноклассникам.  Во   время   объяснения   решения   или   доказательства какой­либо задачи, все остальные должны напряженно искать возможные возражения и немедленно их высказывать. Ученик, прежде чем сказать, будет   обдумывать,   анализировать   каждый   шаг   своего   решения, рассматривать его с различных точек зрения, пересматривать свою точку зрения,   аргументировать   и   доказывать   свое   мнение,   изыскивать исчерпывающие аргументы. Если он “отобьется” от всех возражений, ему удастся   убедить   в   своей   правоте   других,   то   он   испытает   радость, удовлетворение от своей работы. На   своих   уроках   использую  приемы   рефлексии,   способствующие развитию у учащихся критического мышления,  осознанного отношения к своей   деятельности  (Приложение   №   12),   или,   например,   приём незаконченного   предложения.   Прошу   устно   закончить   предложение «Сегодня   на   уроке   я   научился   …»,   «   Мне   понравилось…»,   «   Мне   не понравилось…»,  « Сегодня я положил в свою копилку знаний …» и т.д.  4.Новизна опыта. Новизна опыта заключается в комбинировании элементов известных методик и технологий, способствующих развитию самостоятельности на уроках   математики,   в   отборе   разноуровневых   задач   по   математике, широком   использовании   методов   работы   с   любыми   источниками информации   оригинальной компоновке учебного материала.   Интернета, (учебника,   справочной   литературой), 19 5.Результативность. Благодаря   внедрению   различных   форм   и   видов   самостоятельных работ,   ребята   стали   лучше   усваивать   учебный   материал,   повысился интерес   к   предмету.   За   счет   экономии   времени,   уменьшился   объем домашнего   задания.   Все   это   способствовало   повышению   уровня математической подготовки.                 Подготовку ребят к ГИА и ЕГЭ всегда начинаю с тщательного изучения демоверсии ГИА (ЕГЭ), типичных ошибок результатов прошлых лет.     Для   выработки   навыков   решения   заданий   составляю   или   беру готовые   тренировочные   работы   с   учетом   перечня   заданий   ФИПИ. Результаты   выполнения   тренировочных   работ   довожу   до   сведения классного руководителя или  родителей, что в свою очередь, благоприятно сказывается на дальнейшем процессе обучения. При самостоятельной подготовке к экзаменам предлагаю ребятам использовать   тематические   тетради   различных   авторов.   Убеждаю учащихся   проходить   тестирование   в   режиме   онлайн,   что   помогает   им самостоятельно контролировать  степень подготовленности к экзамену и корректировать работу в данном направлении. Моя система работы позволила достичь определённых результатов. 1.Успешные результаты аттестации по математике в форме  ГИА и ЕГЭ в 2011­2012, 2013­2014 уч.г.  (Приложение № 13). О   качественной   подготовке   школьников   говорит   тот   факт,   что большинство   моих   выпускников   учатся   в   Вузах,   при   поступлении   в которые необходимо выдержать экзамен по математике.  2.   Регулярное   использование   разнообразных   самостоятельных   работ позволило добиться высокой успеваемости по математике и за последние три года роста качества знаний с 43% до 60% . 3.Позитивная динамика мотивации к учебному предмету   (Приложение 20 № 14). Успешную результативность моей педагогической   деятельности   и знание предмета учащимися подтвердили результаты ОКПД, проводимой областным центром мониторинга образования в апреле 2013 года и 2015. По результатам  ОКПД за 2013, 2015 учебные годы по математике выше базового уровня  имеют знания 75%, 100% учащихся соответственно.  Одним из приёмов мотивации в моей работе является актуализация полученных знаний ­ применение их на практике: предметные недели, а также   внеклассные   мероприятия   по   математике  (Приложение   №   15), открытые   уроки  (Приложения   №   16,17   в   электронном   варианте). Ежегодно мои ученики принимают участие во Всероссийском конкурсе «Кенгуру» и занимают призовые места в районе.  В   2012   году   была   участником   семинара   межшкольного методического   объединения  «Применение   эффективных   педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности» (Приложение № 18).  Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:   систематическое   проведение   самостоятельных   работ   и   повышение   их учебно­познавательной   роли   в   учебном   процессе   содействует значительному   улучшению   качества   математической   подготовки школьников;   связывая   изучение   теоретических   вопросов   с   практической деятельностью,   самостоятельные   работы   дают   возможность   учащимся самим ликвидировать пробелы, расширять знания, творчески применять их в решении различных задач. Будущее своей работы вижу в расширении базы самостоятельных работ, в создании проектов деловых игр в математике.  Любая   работа   приносит   удовлетворение,   если   есть   результат. Результатом   моей   работы   является   то,   что   дети   стали   лучше 21 ориентироваться   в   новой   информации,   научились   мыслить,   работать самостоятельно,   повысилось   качество   знаний,   активность   и   интерес   к предмету, развиваются коммуникативные качества обучающихся. В нашей профессии результатом является качество знаний учащихся и   осознание,   что   каждому   ученику     созданы   условия   для   успешного получения прочных знаний.                                                Литература. 22 1. Кульневыч   С.   В.   Современный   урок.   Часть   1.   /Кульневич   С.   В., Лакоценина Т. П. – Учитель, 2006. – 288 с. 2. Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового ФГОС. Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2013г. 3. Информационные   и   коммуникационные   технологии   в   образовании: Учебно­методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2007. 4. Муравьёв   Е.   М.,   Богоявленская   А.   Е.   Формы   организации   учебных занятий. // Завуч. 1998 № 4. 5. Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе./ Чередов И.М. – М.: Просвещение, 1998. 6. Гиршович   В.   С.   Виды   самостоятельных   работ.   /   В.   С.   Гиршович// Математика в школе. – 1998. ­ №3. – С. 37­43. Интернет ресурсы:  http://Festival.1 september.ru/articles/210560/    http://«Академия   Педагогический   центр   дистанционной   поддержки учителей.pedakademi/ru 23 24

Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы на уроках математики как средство саморазвития школьников

Организация самостоятельной работы  на уроках математики как средство саморазвития школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017