Организация учебного процесса в общеобразовательных учреждениях по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Оценка 4.9

Организация учебного процесса в общеобразовательных учреждениях по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
религиоведение
Взрослым
29.04.2018
Организация учебного процесса в общеобразовательных учреждениях  по комплексному курсу «Основы религиозных культур  и светской этики»
Представлены рекомендации по организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Нормативно-правовые основы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ниже ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Преподавание ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательстваНормативно-правовые основы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ниже ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях
рекомендации.doc
Организация учебного процесса в общеобразовательных учреждениях  по комплексному курсу «Основы религиозных культур  и светской этики»  Методические рекомендации Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года N Пр­2009 в части введения с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и с целью   оказания   методической   поддержки   составлены   методические   рекомендации   по организации учебного процесса в ОУ по комплексному учебному курсу ОРКСЭ для учителей и организаторов введения комплексного учебного курса. Нормативно­правовые основы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ниже ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Преподавание ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства:  Международные документы:  Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)   Международная конвенция о правах ребенка (1989 г.).   Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1952 г.  Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 1960 г.  Международный   пакт   о   гражданских   и   политических   правах   и   Международный   пакт   об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г.  Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 1981 г. и др. «Об образовании» (ст.2, 14) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Законодательство Российской Федерации:  Конституция Российской Федерации (ст.13, 14, 17, 19)    Федеральный закон «о свободе совести и религиозных объединениях» (ст.5)   Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Нормативно­правовой   основой   разработки   и   введения   в   учебный   процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса ОРКСЭ являются:  Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 года N Пр­2009 в части  введения с 2012 года комплексного учебного курса ОРКСЭ. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. (№ 84­р).  Приказ Минобрнауки России № 69 от 31.01.2012   «О внесении изменений в федеральный компонент   государственных   образовательных   стандартов   начального   общего,   основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089» в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных   культур   и   светской   этики»,   утвержденного   распоряжением   Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84­р.   Приказ Минобрнауки России № 74 от 01.02.2012 «О внесении изменений в федеральный базисный   учебный   план   и   примерные   учебные   планы   для   образовательных   учреждений Российской   Федерации,   реализующих   программы   общего   образования,   утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «в соответствии с пунктом 1 плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений   «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики»,   утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. N 84­р;   Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 28.02.12 (№460).  Учебный план общеобразовательного учреждения.  Локальный акт об организации изучения курса ОРКСЭ в рамках образовательной программы ОУ и образовательной программы НОО (см. Приложение 1).  Локальный акт о количестве учебных групп (в том числе на основе комплектования учебных групп   из   классов   одной   параллели   и   из   4­х   классов   различных   близлежащих   ОУ)   (см. Приложение 2).  Локальный   акт   о   внесении   изменений   в   методику   формирования   системы   оплаты   и стимулирование  труда  в образовательном учреждении  на основе принципа  нормативного подушевого финансирования при введении комплексного курса ОРКСЭ (см. Приложение 3).  Межшкольный   договор   по   организации   преподавания   курса   ОРКСЭ   на межшкольном/муниципальном уровне (см. Приложение 4).  Локальный   акт   по   вопросу   реализации   на   уровне   ОУ   моделей   взаимодействия   с учреждениями дополнительного образования детей (см. Приложение 5).   Локальный   акт,   регулирующий   экскурсионно­образовательную   деятельность   педагогов   в рамках   ОРКСЭ,   (см.   Приложение   6)   или   поправки   в   Положение   об   экскурсионной деятельности образовательного учреждения.  Общие положения Курс «Основы религиозных культур и светской этики» на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени начального общего образования. Для обязательного изучения основ религиозных культур и светской этики на базовом уровне в 4 классе отводится 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:  1. Основы православной культуры. 2. Основы исламской культуры. 3. Основы буддийской культуры. 4. Основы иудейской культуры. 5. Основы мировых религиозных культур. 6. Основы светской этики. Основы религиозных культур и светской этики преподают учителя общеобразовательных учреждений при соответствующем повышении квалификации (в объеме не менее 72 часа). обеспечение курса «Основы религиозных культур и светской этики» Программно­методическое  для использования  Программы   образовательных   учреждений.   4­5   классы.   Комплексный   курс   «Основы религиозных культур и светской этики». Федеральный перечень учебников, рекомендованных  к использованию в образовательном процессе 1. Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Светская этика 2. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно­нравственной культуры народов России 3. Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. Основы духовно­нравственной культуры народов России  4. Гогиберидзе Г.М. Основы духовно­нравственной культуры народов России  5. Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы православной культуры  6. Амиров   Р.Б.,   Насртдинова   Ю.А.,   Савченко   К.В.   и   др.   Основы   духовно­нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры  7. Китинов   Б.У.,   Савченко   К.В.,   Якушкина   М.С.   Основы   духовно­нравственной   культуры народов России. Основы будийской культуры  8. Пропирный   Н.Г.,   Савченко   К.В.,   Бурмина   Т.Ю.   Основы   духовно­нравственной   культуры народов России. Основы иудейской культуры  9. Амиров   Р.Б.,   Воскресенский   О.В.,   Горбачева   Т.М.   и   др.   Основы   духовно­нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур  10. Шемшурин   А.А.,   Брунчукова   Н.М.,   Демин   Р.Н.   и   др.   Основы   духовно­нравственной культуры народов России. Основы светской этики  11. Кураев А.В. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 12. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры 13. Чимитдоржиев   В.Л.   Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   России.   Основы буддийской культуры 14. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры 15. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур 16. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы светской этики 17. Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно­нравственной культуры народов России  18. Саплина Е.В., Саплин А.И. Основы духовно­нравственной культуры народов России  19. Сахаров   А.Н.,   Кочегаров   К.А.   /   Под   ред.   Сахарова   А.Н.   Основы   духовно­нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России  20. Студеникин М.Т. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы светской этики Департаментом образования и науки Кемеровской области к использованию в общеобразовательных учреждениях рекомендованы учебники  издательств «Просвещение» и «Дрофа»: Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы  духовно­нравственной культуры народов России. Основы  православной культуры  Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В. и др. Основы  духовно­нравственной культуры народов России. Основы исламской  культуры  1. 2. 4­5 Дрофа 4­5 Дрофа 3. Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С. Основы духовно­ нравственной культуры народов России. Основы будийской культуры 4­5 Дрофа 4. 5. 6. 7. Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. Основы духовно­ нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры  4­5 Дрофа Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы  духовно­нравственной культуры народов России. Основы мировых  религиозных культур  Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы  духовно­нравственной культуры народов России. Основы светской  этики  Кураев А.В. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4­5 Дрофа 4­5 Дрофа 4­5 Просвещ ение 8. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно­нравственной  культуры народов России. Основы исламской культуры 4­5 Просвещ ение 9. 11. 10. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно­ Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры 4­5 Просвещ Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно­ 4­5 Просвещ нравственной культуры народов России. Основы мировых  религиозных культур Просвещ ение ение ение 4­5 12. Основы духовно­нравственной культуры народов России. Основы  светской этики 4­5 Просвещ ение Список дополнительной литературы для учителя 1. Народы и религии. Энциклопедия / под ред. В.А. Тишков. – М., 2001. 2. Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманника. – М., 2000. 3. История религий в России / под общ. ред. Н.А. Трофимчука. – М., 2002. 4. Поснов М.Э. История христианской церкви. – М., 2005. 5. Хопко Ф. Основы православия. – Минск, 1991. 6. Теологический энциклопедический словарь / под ред. У. Элвела. – М., 2003 7. Краткая еврейская энциклопедия. Т. 1­11. – Иерусалим, 1976­2005. 8. Васильев Л.С. История религий Востока: религиозно­культурные традиции и общество. – М., 1983. 9. Введение в буддизм. – СПб., 1999. 10. Беляева Е.В. Этика: курс лекций. – Минск, 2004. 11. Козырев Н.Ф. Религиозное образование в светской школе. – СПб., 2005. 12. Пиаже Ж. Моральное суждение ребенка / Пер. с фр. – М.: Академический Проект, 2006.  13. Слободчиков   В.   И.   Антропологическая   перспектива   отечественного   образования.   – Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2010. 14. Адамова А.Г. Духовность как ценностная основа личности // Совершенствование учебно­ воспитательного процесса в образовательном учреждении: Сб.науч.тр.Ч.2. – М., 2007. 15. Карандашев В.Н. Педагогическая психология. – М., 2006. 16. Косачёва   И.П.  Нравственное  развитие  младшего  школьника  в  процессе  обучения   и воспитания. – М., 2005. 17. Как   проектировать   универсальные   учебные   действия   в   начальной   школе:   от   действия   к мысли: пособие для учителя (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.); под ред.А. Г. Асмолова. – М., 2008. 18. Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. – М., 2004.  19. Чепикова Л.В. О преемственности в воспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. ­ 2007. Учебно­методическое обеспечение ОРКСЭ Согласно приказу Минобрнауки России от 31 января 2012 г. N 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов» «в рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору обучающихся или   по   выбору   их   родителей   (законных   представителей)   изучаются   основы   православной культуры,   основы   исламской   культуры,   основы   буддийской   культуры,   основы   иудейской культуры,   основы   мировых   религиозных   культур,   основы   светской   этики».   Таким   образом, ОРКСЭ   в   государственных   и   муниципальных   общеобразовательных   школах   должен   быть представлен шестью модулями, из которых родители (законные представители) обучающегося, с учетом   возможностей   образовательного   учреждения,   выбирают   один.   Недопустимо использование   учебно­методических   систем   ОРКСЭ,   в   которых   не   представлены   все   шесть модулей. Согласно ФЗ «Об образовании»  ст. 90 программы, учебники  и методические  пособия ОРКСЭ по основам православной, исламской, буддийской, иудейской культуры должны пройти экспертизу,   быть   согласованы   с   соответствующими   религиозными   организациями.   Это требование   необходимо   учитывать   при   выборе   образовательным   учреждение   учебно­ методических систем ОРКСЭ. Используются методические материалы к учебникам по ОРКСЭ, которые включены в Федеральный   перечень   учебников,   рекомендованных   Министерством   образования   и   науки   к использованию в образовательном процессе на 2012/2013 уч. Год.  Учебно­методические материалы: 1. Шапошникова Т. Д., Савченко К. В. Основы духовно­нравственной культуры народов России. 4—5 классы. Рабочая программа. 2. Катышева   И.   Б.,   Савченко   К.   В.,   Шапошникова   Т.   Д.  Основы   духовно­нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4—5 классы. Методическое пособие для учителя. 3. Емельянова   Т.   В.,   Савченко   К.   В.,   Шапошникова   Т.   Д.  Основы   духовно­нравственной культуры   народов   России.   Основы   мировых   религиозных   культур.   4—5   классы. Методическое пособие для учителя. 4. Каиль И. Н., Петухова В. В., Процкая С. А., Ушакова Е. Ю., Катышева И. Б., Савченко К. В.,  Шапошникова  Т. Д.  Основы  духовно­нравственной культуры  народов России.  Основы православной культуры. 4—5 классы. Методическое пособие для учителя. 5. Давыдова Н. В., Савченко К. В., Шапошникова Т. Д. Основы духовно­нравственной культуры народов   России.   Основы   исламской   культуры.   4—5   классы.   Методическое   пособие   для учителя. 6. Савченко К. В. Основы духовно­нравственном культуры народов России. Основы иудейской культуры. 4—5 классы. Методическое пособие для учителя. 7. Емельянова   Т.   В.,   Савченко   К.   В.,   Шапошникова   Т.   Д.  Основы   духовно­нравственной культуры   народов   России.   Основы   буддийской   культуры.   4—5   классы.   Методическое пособие для учителя и др. Рекомендуется продолжить практику создания и укрепления деятельности методических объединений учителей ОРКСЭ в образовательных учреждениях, на муниципальном уровне. Одна из   важнейших   задач   –   разработка   регионального   (краеведческого)   компонента   ОРКСЭ, включение в содержание модулей материалов по истории, культуре, духовным традициям села, города, района, области, края, республики РФ.

Организация учебного процесса в общеобразовательных учреждениях по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Организация учебного процесса в общеобразовательных учреждениях  по комплексному курсу «Основы религиозных культур  и светской этики»

Организация учебного процесса в общеобразовательных учреждениях по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Организация учебного процесса в общеобразовательных учреждениях  по комплексному курсу «Основы религиозных культур  и светской этики»

Организация учебного процесса в общеобразовательных учреждениях по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Организация учебного процесса в общеобразовательных учреждениях  по комплексному курсу «Основы религиозных культур  и светской этики»

Организация учебного процесса в общеобразовательных учреждениях по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Организация учебного процесса в общеобразовательных учреждениях  по комплексному курсу «Основы религиозных культур  и светской этики»

Организация учебного процесса в общеобразовательных учреждениях по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Организация учебного процесса в общеобразовательных учреждениях  по комплексному курсу «Основы религиозных культур  и светской этики»

Организация учебного процесса в общеобразовательных учреждениях по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Организация учебного процесса в общеобразовательных учреждениях  по комплексному курсу «Основы религиозных культур  и светской этики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018