Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)
Оценка 5

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Оценка 5
Научные работы
docx
математика
1 кл—4 кл
18.01.2017
Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)
Доклад включает организацию внеклассной работы по математике в начальных классах. На занятиях создаются условия для развития у детей творчества, познавательных интересов. Предлагается авторский материал, который может быть использован для организации и проведения математического кружка. Также в программе включены национальные настольные игры и старинные меры.
Доклад.docx
Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад) Работа учителя начальных классов  МКОУ «Орто­Нахаринская СОШ» Кугдановой А.Т. СОДЕРЖАНИЕ            1.Введение 2.Психолого­педагогические   аспекты   развития   творческих   способностей обучающихся начальных классов                       3.Роль   внеклассной   работы   по   математике   для   развития   творческих способностей   и   формирования   основ   ключевых   компетентностей   у   обучающихся начальных классов             4.Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей обучающихся начальных классов           5. Заключение           6. Литература           7. Приложения 1.Введение Актуальность   исследования.  Сегодня   одной   из   проблем   педагогики   является развитие творческих способностей обучающихся, воспитание личности, готовой и способной творчески, с полной отдачей сил работать. В решении этой задачи немалая роль принадлежит начальной ступени обучения, где закладываются основы творческой деятельности.  Выдающийся   педагог,   И.Я.Лернер,   характеризует   творчество   как   деятельность, требующую новых знаний и новых, ранее не известных способов действий. Нахождение их и составляет процесс творчества. Важный признак способности к творчеству он видит в умении человека самостоятельно переносить ранее известное значение и навыки в совершенно новую ситуацию.  Развитие   инициативы,   самостоятельности   мышления,   творческих   начал   школьников должно стать первейшей задачей школы, каждого учителя. Математика в этом плане обладает исключительными   возможностями,   что   обуславливается   спецификой   математического мышления,   содержащей   исследовательский   потенциал,   позволяющей   применять   дедукцию, индукцию, обобщение, сравнение, аналогию и т.д. Математика   –   это   не   способ   обучения   счету,   а,   прежде   всего,   –   средство формирования   личности   человека.   Целью   математического   образования   должно   быть развитие   личности   учеников   и   их   мыслительной   деятельности.   Изучение   математики оказывает большое влияние на развитие творческих способностей человека, формирование логико­языковой культуры и духовно­нравственного становления личности. В   процессе   формирования   математических   способностей   у   обучающихся   большую роль   играет   подбор   задач,   способствующих   развитию   содержания,   дающих   возможность исследовать, варьировать, обобщать. Необходимо побуждать обучающихся к высказыванию различных догадок, участию в составлении задач, решении их несколькими способами, что требует более глубокого исследования способов решения. В   процессе   исследования   обучающиеся   сами   разрабатывают   способы   решения поставленной задачи, реализуют их, учатся обобщать полученные результаты, применять их для постановки и решению новых проблем. Систематическая   работа   по   формированию   математических   способностей   у обучающихся на уроке и во внеурочное время приносит свои плоды. Главное  в  том,  что  ориентация   обучения  математике  на  формирование  творческих способностей обучающихся придает качественно новый личностный смысл одной из функций личности – познанию мира и преобразованию самого себя: обучающиеся осознанно относятся к собственному саморазвитию, активно участвуют в нем, творчески относятся к любому делу. Программа внеклассных занятий по математике выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребёнка внимания, восприятия и воображения; памяти и мышления ребёнка. Занятия даются в интересной   и   доступной   форме   и   представляют   особый   интерес   для   развития   ребёнка младшего школьного возраста. На каждом занятии ребёнок знакомится с одним из мировых имен   в   области   математики,   рассматриваются   ситуации,   способствующие   развитию познавательной и умственной активности детей, логические задачи способствуют развитию логического мышления, внимания, умению применять свои знания в новых условиях.  Предмет   исследования:  методы   внеклассной   работы   по   математике   для   развития творческих способностей младших школьников. Цель исследования – развитие творческих способностей младших школьников. Гипотеза  данного   исследования   состоит   в   следующем:  развитие   творческих способностей по математике возможно, если  1) организовать учебно­воспитательный процесс с учетом физиолого­психологических особенностей младших школьников 2)   разработать   и   апробировать   систему   развивающего   обучения   по   математике   во внеклассной работе Задачи: 1) изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по объекту исследования; 2)   разработать   и   апробировать   содержание   внеклассной   работы   для   развития творческих способностей младших школьников; 3) обобщить и описать опыт.                       2.Психолого­педагогические   аспекты   развития   творческих   способностей обучающихся начальных классов. Современному   обществу   нужны   образованные,   нравственные,   творческие   люди, которые   могут   самостоятельно   принимать   ответственные   решения.   Другими   словами,   от школы   сегодня   ждут   не   «нашпигованных»   знаниями   выпускников,   а   людей   способных   на протяжении   всей   жизни   добывать   и   применять   новые   знания,   т.е   компетентных   людей. Выпускники школы должны обладать ключевыми компетентностями. В   рекомендациях   Совета   Европы   говорится   о   пяти   группах   ключевых компетентностей: ­ Политические   и   социальные   компетенции,   связанные   со   способностью   брать   на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем. ­ Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. ­ Компетенции,   связанные   с   возникновением   общества   информации.   Владение новыми технологиями, способность критического отношения к СМИ. ­ Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь. ­ Компетенции, определяющие уровень владения устным и письменным общением. Компетентности   называются   ключевыми   при   наличии   следующих   характерных признаков: ­ многофункциональность,ими   необходимо   овладеть   для   достижения   различных важных цепей и решения различных сложных задач в различных ситуациях. ­ надпредметность   и   междисциплинированность,   они   применимы   в   различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, в политической сфере и др. ­ требуют   значительного   интеллектуального   развития:   абстрактного   мышления, саморефлексии,   определения   своей   собственной   позиции,   самооценки,   критического мышления и др. ­ многомерность,   то   есть   они   включают   различные   умственные   процессы   и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), «ноу­хау», а также здравый смысл. Ключевые   компетентности   закладываются   в   начальной   школе,   являющейся   в   РФ обязательным и общедоступным. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений   и   навыков,   уровень   освоения   которых   в   значительной   мере   предопределяет успешность всего последующего обучения. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке   самостоятельную   личность,   владеющую   инструментарием   саморазвития   и самосовершенствования,   умеющую   находить   эффективные   способы   решения   проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию. Педагог, претворяющий идеи вариативного развивающего образования и поставивший перед   собой   цель   научить   каждого   ребенка,   должен,   во­первых,   сделать   ставку   на полноценное  формирование  и  развитие  творческих  способностей  обучающихся,  поскольку именно   творческая   деятельность   позволяет   ребенку   занять   позицию   активного   участника процесса обучения, дает возможность реализовывать собственные жизненные замыслы. Во­вторых,   педагог   должен   стать   учителем­партнером,   наблюдателем   и   вдумчивым наставником,   помогающим   каждому   обучающемуся   выстроить   собственный   вектор личностного   развития.   «Главнейшая   профессиональная   задача   учителя   –   создание эффективной образовательной многомерной среды, учитывающей индивидуальные различия, склонности и запросы учащихся». В психологическом словаре творчеству дается следующее определение: «Творчество – это мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого решения возникшей задачи уже известными способами». Значит, творчество – это вид мышления. При творческом мышлении   перед   человеком   стоит   задача   сделать   (сотворить,   изобрести,   придумать, изготовить) нечто совершенно новое, связанное с применением необычных способов действия. В современной педагогике под творчеством детей понимают деятельность, в процессе которой создается нечто новое для самого ребенка. Оно имеет место тогда, когда ребенок воображает, комбинирует, изменяет, создает что­либо такое, чего в его непосредственном личном   опыте   не   было.   В   основе   всякого   творчества   лежит,   догадка,   гипотеза   или собственный замысел ребенка. Творчество   –   это   выработка   и   воплощение   учителем   в   постоянно   меняющихся условиях   учебно­воспитательного   процесса   в   общении   с   детьми   оптимальных   и нестандартных педагогических решений.  Л.С.Выготский   пишет,   что   «...   высшие   выражения   творчества   доступны   только немногим   избранным   гениям   человечества   –   но   в   каждодневной   окружающей   нас   жизни творчество есть необходимое условие существования».  И.Я.Лернер   выделил   следующие   черты   творческой   деятельности:   самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях; видение новой функции знакомого объекта; умение видеть альтернативу решения; умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ; умение создавать оригинальные способы решения при наличии уже известных.  Понятие   «способности»   в   психологической   науке   употребляется   в   более   узком смысле, чем в повседневной жизни. В жизни способностями мы называем любые умения и навыки   человека,   которыми   он   обладает   независимо   от   того   врожденные   они   или приобретенные, элементарные или сложные. В науке способности отличают как от задатков, так и от знаний, умений, навыков человека. По мнению Б.М.Теплова, в понятии «способность» заключаются три признака: Во­первых,   под   способностями   разумеются   индивидуально­психологические способности, отличающие человека от другого. Во­вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой­либо деятельности или   многих   деятельностей.   Такие   свойства,   как   вспыльчивость,   вялость,   медлительность, которые,   несомненно,   являются   индивидуальными   особенностями   людей,   обычно   не называются   способностями,   потому   что   не   рассматриваются   как   условия   успешности выполнения каких­либо деятельностей. В­третьих, понятие способность не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые   уже   выработаны   у   данного   человека.   Одинаковые   знания   и   умения,   например,   в области для опытного учителя могут у разных учеников обозначать совершенно различное: у одного   при   блестящих   способностях   к  математике   они   указывают   на   совершенно недостаточную работу, у других они могут свидетельствовать о больших достижениях.  Творческие   способности   личности   ученика   –   эта   синтез   свойств   и   особенностей личности,   характеризующих   степень   их   соответствия   требованиям   определенного   вида учебно­творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности.  Проблемы развития творческих способностей изучались отечественными педагогами И.П.Волковым,   Н.К.Крупской,   А.С.Макаренко,   Б.А.Никитиным,   В.А.Сухомлинским, Л.Н.Толстым, К.Д.Ушинским, С.Т.Шацким, В.Ф.Шаталовым и многими другими. И.П.Волков при организации обучения творчеству исходил из следующих положений: ­  Младший  школьник  не  может  создать оригинальный  продукт, не имея  для  этого необходимых знаний, умений и навыков. Из этого следует, что ребёнку нужно давать только доступные и понятные ему, посильные его возможностям задания. ­   Работы   должны   выполняться   с   соблюдением   всех   правил.   «Грамотность   –   это правило. Знание правил и умение применять их на практике дают мастерство. Мастерство – это квалификация». ­   Необходимо   постепенно   усложнять   задания   и   увеличивать   меру   отступления   от образца. ­   Творческая   работа   взаимосвязана   с   самостоятельностью.   Без   самостоятельности нельзя   говорить   о   творчестве.   Самостоятельность   проявляется   в   том,   что   ребенок   сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объём работы. Таким   образом,   творческими   способностями   называют   способности   человека   к творческой   деятельности,   к   творчеству.   Они   не   являются   врожденными,   формируются   и развиваются под влиянием определенных условий воспитания и обучения. Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс   самореализации   человеческой   индивидуальности   и   непременное   условие   его самосовершенствования.  В вопросе развития творческих потенций особую роль играют задания повышенной трудности, требующие от обучающихся творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение. 3. Роль внеклассной работы по математике для развития творческих способностей и формирования основ ключевых компетентностей у обучающихся начальных классов. Если  урок – это основная форма учебно­воспитательной работы  и его содержание определяется   учебными   программами,   регламентируются   школьным   расписанием,   то внеклассные   занятия   по   содержанию   и   форме   проведения   существенно   отличаются. Внеклассные занятия не обязательны, они организуются только для желающих, поэтому они в большей степени способствуют развитию творческих способностей и формированию основ ключевых компетентностей. Внеклассная работа имеет свою специфику организации и проведения, свои формы и методы и ставит следующие цели: ­ ­ развить интерес к учебному предмету; сформировать не только индивидуальные учебные действия, но и навыки работы в коллективе.  Указанными целями и определяются задачи внеклассной работы, а именно: ­ расширить,   дополнить   и   углубить   знания,   умение   и   навыки,   получаемые обучающимися на уроках; ­ ­ научить самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить; развить творческие способности обучающихся; ­ формировать основы ключевых компетентностей. Внеклассная   работа   строится   на   основе   общедидактических   принципов:   научности, доступности, систематичности, индивидуального подхода и др. Эти принципы реализуются при отборе материала и проведении самих мероприятий.  Интерес   к   внеклассной   работе   не   возникает   стихийно,   он   развивается   при определенных   условиях,   которые   создаются   учителем.   Такими   условиями   могут   быть: чувство удовлетворенности при выполнении заданий или при преодолении затруднений; успех в   учении;   осознание   значения   математики   в   жизни   общества;   удовлетворение   от   самого участия во внеклассных мероприятиях. Индивидуальный подход к обучающемуся позволяет определить, какие из этих условий можно использовать в каждом конкретном случае.    Виды внеклассной работы многообразны. Это различные кружки, утренники, вечера, олимпиады, КВН, конкурсы, выпуск стенгазет и др. По   своей   форме   внеклассные   занятия   могут   быть   групповыми,   массовыми   и индивидуальными.   К   постоянно   действующим   относятся   групповые   внеклассные мероприятия, различные кружки и клубы, к эпизодическим – массовые сборы (утренники, вечера, олимпиады, конкурсы и др.), к индивидуальным – консультации. Кружок   –   это   основной   и   наиболее   распространенный   вид   групповой   внеклассной работы. Организуется кружок из обучающихся одного или параллельных классов. Для работы кружка подходят любые темы. Например, одно занятие может быть посвящено логическим упражнениям, другое – национальным настольным играм. Материал  должен быть  подобран таким образом, чтобы  каждое  занятие  обогащало обучающихся новыми знаниями. Занятия можно строить на основе материала, изучаемого в данное время в классе, или независимо от программного материала и времени его изучения. В   занимательной   форме   можно   и   повторять   пройденное,   и   закреплять   текущий материал, и знакомить обучающихся с еще не изученными темами. В кружке обучающиеся занимаются с большим увлечением. Интерес поддерживается внесением   творческого   элемента   в   занятия   (составление   кроссвордов,   задач,   пословиц, ребусов и т.д.) Такой кружок не только расширяет и углубляет знания, но и прививает любовь к предмету, развивает память, смекалку и сообразительность. Кружок   строится   на   основе   занимательности,   которая   способна   возбудить   у обучающихся непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний. Трудные, на   первый   взгляд,   задания   привлекают   обучающихся   своей   новизной,   необычностью, нестандартностью.  Это  способствует  созданию  положительной   эмоциональной   обстановки, без чего невозможно активное усвоение материала обучающимися. Различные эпизодические мероприятия: утренники, вечера, КВН, олимпиады, кружки и др. – могут быть как естественным продолжением или завершением кружковой работы, так и, независимо   от   кружка,   специально   подготовительными.   Некоторые   учителя   проводят тематические недели математики, утренники, вечера. Чем разнообразнее виды внеклассной работы, тем живее интерес обучающихся к ней. Внеклассная   работа   должна   способствовать   развитию   самостоятельности обучающихся, творческой инициативы, более прочному сознательному усвоению изученного на   уроке   материала,   совершенствованию   навыков.   Внеклассные   занятия   с   младшими школьниками важны и для осуществления преемственности в работе по предметам между начальными старшими классами. Основной   задачей   внеклассных   занятий   выступает   именно   развитие   творческих способностей.   Введение   в   начальную   школу   регулярных   развивающих   занятий,   включение детей   в   постоянную   поисковую   деятельность   существенно   гуманизирует   начальное образование.   Такие   занятия   создают   условия   для   развития   у   детей   творчества, познавательных интересов, формирует стремление ребенка к поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Внеклассные   занятия   развивают   творческие   способности   обучающихся.   Значение развития творческой активности и самостоятельности отмечал Л. Н. Толстой «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он будет только подражать, копировать, умели бы   самостоятельное   приложение   этих   сведений».   Внеклассная   работа   по   математике формирует и развивает способности и личность ребенка. Управлять этим процессом – значить не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, но формировать у него потребность в  постоянном саморазвитии  и самореализации, так как каждый  человек воспитывает себя, прежде всего, сам, здесь добытое лично добыто на всю жизнь. Именно внеклассные занятия при индивидуальном подходе к обучающимся предоставляют учителю неограниченные возможности для осуществления вышеназванных задач, а также для формирования основ ключевых компетентностей. 4.  Организация   внеклассной   работы   по   математике   для   развития   творческих способностей у обучающихся начальных классов. Использование интеллектуальных игр на внеклассных занятиях по математике с учащимися младших   классов   способствуют   развитию   творческих   способностей.   Они   положительно влияют   на совершенствование  у  детей  младшего  школьного  возраста  многих  психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, память, мышление, начальные формы волевого  управления  поведением.  Кроме  того,  эти  игры  учат детей  действовать  «в  уме», логически   мыслить,   что   раскрепощает   воображение   детей,   развивает   их   творческие возможности и способности. Не   только   руки,   ноги,   тело,   но   и   мозг   человека   требует   постоянной   тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а сам он – находчивее, сообразительнее.   Особенно   полезны   математические   упражнения.   Недаром   говорят: «Математика – это гимнастика ума». Гуманизация   образования   предполагает   ориентацию   процесса   обучения   на максимальный  учет  личностного  опыта  школьника,  их  склонностей,  интересов  и  развития способностей. Одно из направлений решения этой задачи связано с проведением кружковых занятий, олимпиад и конкурсов. Кружок   в   начальный   период   обучения   занимает   важное   место   в   развитии   детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже небольшие   и   как   будто   незначительные,   но   в   них­   ростки   будущего   интереса   к   науке. Реализованные   возможности   действуют   на  ребенка   развивающие,   стимулируют   интерес   не только к математике, но и к другим наукам. Кружки позволят ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребенка.  В   связи   с   этим   я   предлагаю   материал,   который   может   быть   использован   для организации   и   проведения   математического   кружка.   Среди   заданий   есть   задачи­шутки, шарады, ребусы, числа­великаны, логические задачи и упражнения и т.д. Целью большинства этих   заданий   является   формирование   таких   мыслительных   операций,   как   анализ,   синтез, сравнение, обобщение. Выполнение заданий позволит учащимся совершенствовать свои знания и умения по математике. Кроме того, они пробудят у учащихся интерес к математике и позволят успешно подготовиться к олимпиаде. Кружок – не единовременное мероприятие. Он проводится 1 раз в неделю.  В программе темы распределены по четвертям. Включены национальные настольные игры   как   «Хабылык»,   «хаамыска»,   шашки,   шахматы,   которые   способствуют   развитию мышления, смекалки и ловкости. Так же старинные единицы измерения как «пуд», «аршин», «верста», «харыс» и т.д. Каждое   занятие   начинается   с   разминки,   где   решается   и   повторяется   материал, пройденный на предыдущих занятиях. Основное время дается на решение новых задач. В конце каждой четверти проводятся итоговые занятия в виде олимпиад, интеллектуальных игр, КВН.  З А Д А Ч И: 1.  Дать детям знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач. 2.  Воспитать   в   детях   самостоятельность   и   инициативность,   любовь   к   труду, настойчивость в преодолении трудностей. 2.  Пробудить у учащихся интерес и любовь к математике. 3.  Развивать   у   детей   мышление,   память,   внимание,   сообразительность, наблюдательность. Результаты работы: 1. 2008 г.­ Кусатов Никита(3 кл.), 3 м. на районной олимпиаде по математике 2. 2009 г.­ Колосов Артур(2 кл.), 3 м. по районным шашкам 3. 2009 г.­ Корнилова Карина(4 кл.), 3 м. по районным шашкам 4. 2010 г.­ Колосов Артур(3 кл.), 3 м. на районной олимпиаде по математике 5. 2010 г.­ Никонов Евгений(3 кл.), 3 м. на районной олимпиаде по математике 6. 2010 г.­ Фёдоров Степан(1 кл.), 2 м. по районным шашкам 7. 2010 г.­ Колосов Артур(3 кл.), 1 м. по районным шашкам 8. 2010 г. – Фёдорова Мария(3 кл.), 3 м. по районным шашкам Программа кружка «Заниматика» по математике для младших школьников                                    1 год обучения. Темы 1­ой четверти 1.  2.  Беседа «Как люди научились считать» ­ 1 ч. Задачи­шутки ­ 1 ч.             3. Игры со спичками ­ 2 ч.  Темы 2­ой четверти Задачи­стишки­ 1 ч. Национальная настольная игра «Хабылык»­ 1 ч. «Математическая   сказка»­   придумывание   сказок   с   помощью   цифр,   знаков, 1.  2.  3.  фигур­ 1 ч. 4.  5.  6.  7.  8.  1.  2.  3.  4.  5.  6.  7.  8.  1.  2.  3.  4.  5.  6.  7.  Геометрические задачи ­1 ч. Логические упражнения ­ 1ч. Числовые ребусы ­1ч. Задачи­стишки ­1 ч. Итоговое занятие. Школьная олимпиада. Темы 3­ей четверти Задачи ­ шутки ­1ч. Настольная игра « Шашки» ­ 1ч. Математические игры ­ 1ч. Занимательные вопросы и задачи ­ 1 ч. Птичья арифметика ­1 ч. Старинные единицы измерения ­ 1 ч. Аналитические задачи ­ 1 ч. Математический КВН ­ 1 ч. Темы 4 ­ой четверти. Волшебные квадраты ­1 ч. Игра «Танграм» ­ 1 ч. Беседа «Из истории цифр» ­ 1 ч. «Математическая сказка» ­1 ч. Старинные задачи ­ 1 ч. Настольная игра «Хаамыска» ­ 1 ч. Птичья арифметика ­ 1 ч. 8.  1.  2.  3.  4.  5.  6.  7.  8.  1.  2.  3.  4.  5.  6.  7.  8.  1.  2.  3.  4.  5.  6.  7.  8.  1.  2.  3.  4.  Интеллектуальная игра «Умники и умницы» ­ 1 ч. 2 год. Темы 1­ой четверти. Беседа «Из книги рекордов Гиннеса» ­ 1 ч. Решение задач «Из книги рекордов Гиннеса» ­1 ч. Игра со спичками ­1 ч. Пословицы с числами ­ 1 ч. Тренировка памяти ­ 1ч. Занимательные вопросы и задачи ­ 1 ч. Геометрические задачи ­ 1 ч. Математический брейн­ринг ­1 ч. Темы 2­ой четверти. Задачи­стишки ­ 1 ч. Старинные единицы измерений ­ 1 ч. Птичья арифметика ­ 1 ч . Логические упражнения ­ 1ч. Настольная игра «Шахматы» ­ 1ч. Числовые ребусы ­ 1ч. Игра «Пифагор» ­1ч. Математическая олимпиада ­1ч. Темы 3­ей четверти. Старинные единицы измерений ­1ч. Настольная игра «Шашки» ­ 1ч. Аналитические задачи ­ 1ч. Пословицы с числами ­1ч. Старинные задачи ­ 1ч. Задачи «О чёрных ящиках» ­ 1ч. Настольная игра «Шахматы» ­ 1ч. Математический КВН «Царица всех наук» ­1ч. Темы 4­ой четверти. Задачи «о чёрных ящиках»­1ч. Логические упражнения­1ч. Занимательные вопросы и задачи­1ч. Задачи­стишки­1ч. 5.  6.  7.  Настольные игры «Шашки» и «Шахматы»­1ч. Старинные единицы измерений­1ч. Викторина «История и арифметика»­1ч.             8.  Интеллектуальная игра «Умники и умницы»­1ч. Тесты, предложенные Гавриной С.Е. и Елкиной В.И. для выявления уровня развития логического   мышления. доброжелательной обстановки, чтобы у детей не возникало напряжения или тревоги.   Обязательным   условием   является   создание   спокойной, Тесты на выявление уровня развития логического мышления Тест№1. «Ответь на вопрос». Цель:   оценка   уровня   развития   мышления,   способности   ребенка   понять   вопрос   и правильно построить логические связи. Вопросы: 1. Маленькая собака – это щенок. А как называется маленькая курица? 2. Какое из животных меньше – кошка или корова? 3. Снег белый. А трава? 4. Ночью на улице темно, а днем? 5. Который сейчас час? ( Ребенку показывают часы и просят назвать время). 6. Какие виды транспорта ты знаешь? 7. Что такое Москва, Санкт­Петербург, Якутск? 8. Чем похожи топор и молоток? За   каждый   правильный   ответ   начисляется   1  балл.   Если   ребенок   ответил   быстро   и правильно на все вопросы – высокий уровень. Если ребенок набрал 5–6 баллов – уровень средний. Если ребенок набрал 4 и меньше баллов – уровень низкий. Тест№2 Цель: выявить умение обобщать предметы. Материал: картинки с изображением группы предметов (1 группа– овощи, 2 группа – фрукты, 3 группа – посуда, 4 группа – мебель.). Ребенку предлагается назвать обобщающими словами все группы предметов. После задания дается оценка выполнения: ­ Выполнил без ошибок – 3 балла; ­ Выполнил с одной ошибкой – 2 балла; ­ Выполнил с двумя и более ошибками – 1 балл. Тест№3. Цель: выявить умение анализировать. Материал: картинки с изображением группы предметов (1 группа – береза, ель, дуб, ромашка; 2­ коньки, лодка, санки, лыжи). Ребенку предлагается выявить лишний предмет. Оценка выполнения та же, что и в тесте №1. Тест №4. Цель: умение найти закономерность. Ребенку предлагают рассмотреть рисунок, и не нарушая закономерности, подобрать недостающий предмет. После задания дается оценка выполнения: ­ Выполнил без ошибок ­3 балла; ­ Выполнил с одной – двумя ошибками – 2 балла; ­ Выполнил с тремя и более ошибками – 1 балл. Тест№5. Цель: умение определить последовательность событий. Материал: картинки с изображением действий, выполняемых по порядку (например: мальчик проснулся, делает зарядку, умывается, одевается, завтракает, идет в школу). Ребенку предлагается самостоятельно определить последовательность событий. Оценка выполнения: ­ Выполнил без ошибок – 1 балл; ­ Выполнил с ошибками – 0 балл; Тест№6. Цель: выявить умение рассуждать. Материал: Три небольших рассказа. А.Саша и Петя одеты в куртки разного цвета: синюю и зеленую. Саша был одет не в синюю куртку. В куртку какого цвета был одет Петя? Б. Оля и Лена рисовали красками и карандашами. Оля рисовала не красками. Чем рисовала Лена? В. Алеша и Миша читали стихи и сказки. Алеша читал не сказки. Что читал Миша? Оценка выполнения: ­ Выполнил без ошибок ­3 балла; ­ Выполнил с одной ошибкой – 2 балла; ­ Выполнил с двумя и более ошибками – 1 балл. По результатам бесед, наблюдений и тестирования  нами установлено три критерия уровня развития интеллектуальных способностей. Высокий уровень: У ребенка исходные, хорошо усвоенные знания. Он выявляет в предмете конкретные особенности; полностью владеет операциями сериации и классификации; совершает полный анализ задач; выполняет разнообразное комбинирование поисковых действий; умеет делать обоснованные рассуждения; умеет намечать шаги действий для поставленной цели; полная независимость   от   взрослого;   проявляет   творчество.   У   детей   данных   групп   преобладает средний уровень развития мышления. Средний уровень: У ребенка имеются исходные, хорошо усвоенные знания; способность анализировать не проявляется при разборе условий задания и его требований, не умеет выделять содержащиеся в условиях задачи; данные и их соотношения между собой; в способности комбинировать не проявляются возможности создавать разные состояния предметов или их элементов; не умеет последовательно   выводить   одну   мысль   за   другой,   одни   суждения   из   других;   полная зависимость от взрослого; не проявляет творчества. Низкий уровень: Исходные   знания   поверхностные;   решения   задач   преимущественно   практические, частично   поисковые,   слабо   развиты   операции   сериации   и   классификации;   не   полностью анализирует содержание задач; частичная способность комбинировать; рассуждение не всегда обоснованное;   поверхностное   планирование   своих   шагов   по   реализации   способа   решения; частичная зависимость от взрослого и творчества проявляет также частично.       5. Заключение 1. Сегодня одной из проблем педагогики является развитие творческих способностей обучающихся,   воспитание   личности.   От   школы   ждут   не   «нашпигованных»   знаниями выпускников, а людей способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, т.е компетентных людей.  2. В решении этой задачи немалая роль принадлежит начальной ступени обучения, приоритетом   которой   является   формирование   общеучебных   умений   и   навыков,   уровень освоения   которых   в   значительной   мере   предопределяет   успешность   всего   последующего обучения. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка. 3. Творческие способности не являются врожденными, формируются и развиваются под   влиянием   определенных   условий   воспитания   и   обучения.   Физиолого­психологические особенности   детей   младшего   школьного   возраста   такие   как   непроизвольность   поведения, усиление аналитической и синтетической функций головного мозга, усиление познавательных интересов, ярко выраженная эмоциональность, способствуют более интенсивному развитию творческих способностей.  4. Становление   личности   маленького   школьника   происходит   под   влиянием   новых отношений   со   взрослыми   (учителями)   и   сверстниками   (одноклассниками),   новых   видов деятельности и общения.  5. Для   развития   творческих   способностей,   формирования   основ   ключевых компетентностей   способствует   в   большей   степени,   чем   уроки,   внеклассная   работа,   т.к. основной задачей внеклассных занятий выступает именно развитие творческих способностей. Внеклассная   работа   строится   на   основе   общедидактических   принципов:   научности, доступности, системности, индивидуального подхода и др., которые реализуются при отборе материала   и   проведении   самих   мероприятий.   Помимо   общедидактических   принципов внеклассная   работа   имеет   свои   принципы,   гарантирующие   успешную   организацию внеклассных мероприятий: принципы добровольности, успеха и равного права как сильных, так и слабых обучающихся на участие в любом внеклассном мероприятии.  6. Внеклассные   занятия   способствуют   также   формированию   основ   ключевых компетентностей. Можно выделить ключевые компетентности, основы которых формируются на начальной ступени обучения: ­Компетентности, реализующие способность и желание учиться.  ­Компетентности, касающиеся жизни в многокультурном обществе. ­Коммуникативные   компетентности   (владение   устной,   письменной   речью, культурой общения, информационными технологиями). ­Социальные   компетентности,   связанные   со   способностью   брать   на   себя ответственность 7. В основе системы внеклассной работы лежат принципы совмещения в деятельности элементов   игры   и   обучения,   постепенного   перехода   от   игр   к   учебно­познавательной деятельности, поэтапного усложнения заданий и др. 8. Развитие   творческих   способностей   возможно   при   условии   разработки   и апробирования системы развивающего обучения по математике во внеклассной работе. 6.Литература: 1. Амонашвили   Ш.А.   Личностно­гуманистическая   основа   педагогического процесса. – Минск: Университетское, 1990. – 144 с. 2. Ахметгалиев   А.А.   Развитие   математической   памяти   у   младших   школьников.// Начальная школа. – 2005. – №6. – С.66–70. 3. Бабкина   Н.В.   Программа   занятий   по   развитию   познавательной   деятельности младших школьников – М.: АРКТИ. – 2003. 1956. 4. 5. Балп М.Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике. – М., Белошистая   А.В.   Развитие   математических   способностей   школьников   как методическая проблема // Начальная школа. – 2003. – №1 – С. 44–53. 6. Великанова   А.В.   Современные   подходы   к   компетентностно­ориентированному образованию – Самара, 2001. 7. Винокурова   Н.К.   Лучшие   тесты   на   развитие   творческих   способностей   – Москва,1999. – 376 с. 8.   Винокурова Н.К. Лучшие тесты  на развитие творческих  способностей.  – М.: АСТ­ПРЕСС, 1999. Волков А.П. Учим творчеству. – М.:Педагогика, 1988. – 95 с. 9. 10. Волков А.П. Приобщение школьников к творчеству. – М.: Просвещение, 1982. – 144 с. 11. Выготский   Л.С.   Воображение   и   творчество   в   детском   возрасте.   –   М.: Просвещение, 1991. – 93 с. 12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1999. – 536 с. 13. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.2. – М., 1982. 14. Гаврина   С.Е.,   Кутявина   Н.Л.,   Топоркова   Н.Г.,   Щербинина   С.В.   Развитие творческих способностей. – Киров., 2004. 15. Гаврина С.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? – М: РОСМЭН, 2001. 16. Елкина В.И. Развиваем способности ребенка. – Омега, 2002. 17. Еремеева И.У. Индивидуальная работа с младшими школьниками как условие стимулирования их творческой деятельности // Народное образование Якутии. – 2001. – №3 – С. 98–100. 18. Жалдак   Н.Н.   Развитие   логического   мышления   у   младших   школьников   // Начальная школа. – 2000. – №7. – С. 13–14. 19. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? – М.: АРКТИ, 2003. 20. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. –М., 1994. 21. Залуцкая С.Ю. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения. – Якутск: ЯГУ, 1995. – 18 с. 22. Качалова Е.Н. Развитие творческих способностей учащихся. – Якутск: ИСКРО, 1995. – 94 с. 23. Крутецкий В.А. Психология математических способностей. – М., 1986. 24. Лернер   И.Я.   Как   учили   детей?   //   Семья   и   школа.   –   1976   –   №3   –   С. 4–5. 25. Липина Н.А. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа. – 1999. – №8. – С. 21–23. 26. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа. – 2001. – №10 – С.34–37. 27. Пичугин   С.С.   К   вопросу   о   развитии   творческих   способностей   младших школьников // Начальная школа. – 2006. – №5. – С. 41–47. 28. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 398 с. 29. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Минск: Педагогика, 1978. – 396 с. 30. Теплов Б.М. Способности и одаренности: Психология индивидуальных различий. – М.: МГУ, 1982. – 139 с. 31. Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь. Организация досуга школьников. – М.: Просвещение, 1966. – 164 с. 32. Хуторский А. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. – 2003 – №5. 33. Шадриков   В.Д.   Деятельность   и   способности.   –   М:   Логос,   1994.   – 320 с. 34. Эльконин   Д.Б.   Интеллектуальные   возможности   младших   школьников   и содержание обучения. – М., 1984. 7.Приложение Кружковое занятие по теме «Птичья арифметика» Тема: Птичья арифметика. Цели: 1) Ознакомить с историями жизни разных птиц. Развивать сообразительность, любознательность и логическое мышление. 2)  3)  Воспитать трудолюбие, бережное отношение к природе. Оборудование: геометрические фигуры, рисунки птиц, ребусы. Ход занятия: 1)  2)  Организационный момент Разминка   :­   Я   задумала   число,   прибавила   к   нему   12,полученную   сумму умножила на 3 и получила 48. Какое число я задумала? (4)  ­Я задумала число, вычла из него 14, полученную разность умножила на 5 и получила 30. Какое число я задумала? (20) ­ Задача­шутка. Летело стадо гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади и два  впереди; один между двумя и три в ряд. Сколько было гусей? (3)  ­ Отгадайте ребус:  3) Птичья арифметика.  ­ Отгадайте загадку : Кто два раза родится:  Первый раз гладкий,    Второй раз мягкий? (птица) Сегодня мы будем решать задачи о птицах.  1 задача: Гусь весит 6 кг. Узнай вес стаи гусей, состоящей из 70 птиц.(6х70=420кг весит стая гусей) 2  задача:  Орлы  выводят  одного птенца  раз  в два  года.  Сколько  орлят  появится  у орлицы за 20 лет? (20:2=10 орлят) 3 задача: У лебедя 24000 перьев. У воробья их в 8 раз меньше, чем у лебедя. У колибри же перьев в 3 раза меньше, чем у воробья. Сколько перьев у колибри? (24000:8=3000­перьев у воробья, 3000:3=1000­перьев у колибри) 4  задача:   Длина  шага  страуса  при   беге  достигает   8  м.  Сколько  шагов   он  сделает, преодолевая расстояние в 4км?  (4км=4000м 4000:8=500 шагов) 5 задача: Среди больших птиц долгожителем считается кондор, живущий 62 года. На 11 лет меньше живёт белый пеликан, а попугай может прожить на 3 года дольше пеликана. Какова продолжительность жизни попугая? (62­11)+3=54 года живёт попугай) Из жизни птиц. ­Самыми летающими из всех видов птиц  считаются  черные крачки, которые могут находиться  в  воздухе   в  течение   3­4  лет  после  вылета   из   гнезда  в   постоянном  состоянии бессонницы до тех пор, пока они не вернутся на землю для воспроизведения потомства. ­Самой крупной летающей птицей является дрофа, которая весит до 18 кг. Самой маленькой птицей в мире является пчелиная колибри, которая достигает в длину 57 мм, весит 1,6г. ­Некоторые   виды   птиц   занесены   в   Красную   Книгу:   лебедь,   стерх,   морянка   и   т.   д. Почему их занесли в эту книгу? Ещё какие птицы занесены в Красную Книгу? Как мы можем помочь птицам? 5.  Игра «Танграм». ­ С помощью этих геометрических фигур сложите страуса.  6. Итог. Итоговое занятие « Математический КВН» Цели:1.Закрепить знания, умения, навыки полученные на занятиях. 2.Развивать внимание, сообразительность и любознательность. 3.Воспитать  интерес и любовь к математике. 4.Сформировать навыки работы в коллективе.  Оборудование: карточки с заданиями, эмблемы у участников, плакат «Математика­ гимнастика ума», ТСО, спички  Ход занятия:  Вводная часть. Ведущий: Добрый  день, дорогие  ребята, родители,  учителя!  Начинаем нашу игру. Открываем первый сезон в клубе веселых математиков. Прошу команды занять свои места. Вашу работу будет оценивать жюри (представление членов жюри)  1 конкурс­ представление команд (команда рассказывает о себе, о названии команды)   2 конкурс­ Разминка. Во время разминки команды поочередно отвечают на вопросы, Конкурс. на обдумывание ответа дается 30 секунд. ­ Сколько концов у палки? А у двух с половиной палок? (6) ­ Если у стола отпилить один угол, то сколько углов останется? (5) ­ Чем кончается всё? (буквой ё) ­ Чем кончается день и ночь? (мягким знаком) ­ В комнате горело 7 свечей. Человек погасил 2 свечи. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели) ­ Полтора судака стоят полтора рубля. Сколько стоит 13 судаков? (13 рублей). ­ Летела стая гусей. 1 гусь сел на пруд. Сколько гусей осталось? (1 гусь, остальные улетели) ­ У 7 братьев ­ по 1 сестрице. Сколько всего сестриц? (одна) 3 конкурс. Таблица умножения. По одному из вызванных членов каждой команды, прыгая на 1 ноге, читают наизусть таблицу умножения (на любое заданное число). Выигрывает тот, кто не собьется. 4 конкурс. Напиши недостающие знаки. 8*6*(9*3)*4=71 14*(5*2)*7=35 9*7*5*3=78 20*4*3*16=24 5 конкурс. Конкурс капитанов. Капитаны загадывают друг другу загадки, в которых есть числа. 6 конкурс. А, ну­ка, догадайся. По рисунку выложите у себя на столе из спичек такую же фигуру. Кто это? Переложите лишь одну спичку так, чтобы корова развернулась в другую сторону. 7 конкурс. Математические пословицы. Написать пословицы, где встречаются цифры и числа. 8 конкурс. Рассуждалки. Итак, внимание! Последнее задание. Вы задачу решите, Нас знаниями своими поразите! ­Миша,   Петя   и   Коля   читали.   2   мальчика   читали   сказки,   а   1   мальчик   ­ стихотворение. Петя и Коля читали одинаковые книги. Что читал каждый из них? (Петя и Коля­ сказки, а Миша ­ стихотворение)  Подведение итогов. Награждение победителей. Вот и закончена игра. Итоги подводить пора! Тест на внимание   Выполняя эти достаточно сложные задания, вы должны очень внимательно и только один раз прочитать формулировку каждого задания (можете попросить своего товарища читать вам вслух). На все отводится три минуты. 1. 1 2 3 4 5 6 7 2. 1 2 3 4 5 6 7 3. 4. К А Б Л У К 3 5. 6. 7. Р Е К Л А М А 8.  9. 10. 3 2 5 =  8 4 1 = 7 2 4 =  9 8 6 =  13 4 2 = 11.  12. 35, 48, 25, 13, 20 13. МЕЛ, ОБЛАКО, ЛИМОН, ОГУРЕЦ, ДВЕРЬ, ОСИНА, ЙОГУРТ 14. ОКНО, КИТ, ТАЗ, АРКА, РАБ, ОБ А теперь заполняйте вышеприведенные заготовки в соответствии с указаниями: 1. Под номером один вы должны провести кривую так, чтобы она проходила под нечетными и над четными числами. 2. Проведите в квадрате диагональ так, чтобы было видно, что она идет из левого верхнего угла в правый нижний. 3. Перед вами «лицо» человека. Нарисуйте ему правый глаз и левое ухо. 4. Поставьте цифру 2 над второй буквой фамилии автора «Евгения Онегина», а цифру 1 – над второй буквой его имени. 5. Завершите дробь так, чтобы получилось название химического элемента. 6.Между   второй   и   третьей   вертикальными   линиями   поставьте   четвертую   букву   слова СОЛНЦЕ, а между первой и второй – сумму первой и четвертой цифр нынешнего года. 7. В приведенном слове подчеркните все согласные, а гласные вычеркните. 8.Вы стоите в центре перекрещенных стрелок. Начертите, как дует северо­западный ветер. 9. Вы должны нарисовать две стрелки так, чтобы верхняя была направлена к линии, а нижняя – слева направо. 10. В четных рядах запишите сумму всех чисел, а в нечетных – от первого вычтите сумму второго и третьего. 11. У левого притока реки Волги поставьте число, обозначающее количество букв в названии крупнейшей пограничной реки между Китаем и Россией. 12. Выберите из этих чисел то, которое получится при сложении всех цифр года крещения Руси. 13. Пусть вам кто­нибудь не слишком быстро прочитает слова из этого задания. Запоминайте в том же порядке только их первые буквы. У вас получится закодированное слово. Подберите к нему антоним. 14. Читая слова этого задания, зачеркивайте по порядку все парные буквы в них. Оставшиеся буквы выпишите – у вас должно получиться слово. Какой частью речи оно является?

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)

Организация внеклассной работы по математике для развития творческих способностей младших школьников (доклад)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017