«Организация воспитательно - образовательного процесса через программу НДО «Самопознание» в аспекте обновления образования
Оценка 4.8

«Организация воспитательно - образовательного процесса через программу НДО «Самопознание» в аспекте обновления образования

Оценка 4.8
Семинары
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
17.02.2017
«Организация воспитательно - образовательного процесса через программу НДО «Самопознание» в аспекте обновления образования
Если посмотреть на все процессы, происходящие сегодня в нашем обществе, мы видим, что в обществе, в том числе в сфере образования, требуются радикальные перемены. Прошло много лет, когда новое поколение выросли бездуховными и безнравственными. Человеческое общество постепенно отдаляется от подлинной духовной культуры, национальных корней и традиций, от веры, что привело к кризису общественного сознания. Особенно сложная ситуация складывается в подростковой и молодежной среде. В государстве решаются более глобальные проблемы, а процесс воспитания остается ослабленным. В связи с этим, изменяется психология учащихся. Мы видим в них нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим людям, отсутствие идеалов.
Доклад на педсовет 6.01.17.docx
Доклад на тему: «Организация воспитательно ­ образовательного процесса через программу НДО «Самопознание» в аспекте обновления образования                                                  КГУ СШ №2города Тараз Спатова А.А учитель самопознания Цель: формировать у педагогов  понимание важности общечеловеческих  ценностей в основе  программы НДО «Самопознание»  Задачи:  ­ расширить представления педагогов о программе НДО «Самопознание»; ­ развивать у присутствующих особое отношение к предмету «Самопознание»  через нравственно­духовные  ценности          ­ показать важную роль интеграции общечеловеческих ценностей программы           НДО «Самопознание» и других дисциплин.                      Если посмотреть на все процессы, происходящие сегодня в нашем обществе,  мы видим, что в обществе, в том числе в сфере образования, требуются  радикальные перемены. Прошло много лет, когда новое поколение выросли    бездуховными  и безнравственными. Человеческое общество постепенно  отдаляется от  подлинной духовной культуры, национальных корней и  традиций, от веры, что привело к кризису общественного сознания. Особенно  сложная ситуация складывается  в подростковой и молодежной среде. В  государстве решаются  более глобальные проблемы, а процесс воспитания  остается ослабленным. В связи с этим, изменяется психология учащихся. Мы  видим в них   нарастание индивидуализма, противопоставление себя другим  людям, отсутствие идеалов. Наряду с девальвацией ценностей, связанных со  служением обществу, государству, происходит снижение доверия к старшему  поколению, переориентация на личное благополучие, выживаемость,  самосохранение.  Материальные блага стали занимать значительно больше  места в желаниях школьников, культура и образование отодвигаются на  периферию их ценностных ориентации. Поиск выхода общественного  сознания из кризисной ситуации ознаменовался возвратом к прежним  системам ценностей ­ к гуманистической, «общечеловеческой». В основе всех преобразований в мире находится человек, рассматриваемый  как носитель высшей нравственной ценности – он основа успеха или неудач,  он и его внутренняя, глубинная суть обуславливают реальную силу любой  общественной трансформации.  Образование, как составная часть культуры,  приобретает особую значимость, так как является основным средством  развития гуманистической, нравственно­духовной сущности личности.  Сегодня оно находится в поиске и разработке такого содержания и  технологии преподавания, которые смогли бы преобразить человечество всего мира и предотвратить деформацию духовно­нравственных структур человека. Замена истинных ценностей ложными, ведет к расчеловечиванию и  дальнейшему моральному разложению . Глобальные проблемы современности – это не чисто экономические, политические или научные проблемы, а прежде всего духовно­нравственные. И   их   решение   возможно   лишь   на   пути   внутреннего   преображения человечества,   переориентации   людей   с   мирских   ценностей   на   ценности духовно­нравственные. Необходимо подумать об изменении самого человека, о   переориентации   человечества   с   идеологии   потребления   материальных ценностей на духовное самоусовершенствование.  С.А. Назарбаева, в поисках ответа на вечные вопросы,  писала: «… Мне хочется, чтобы дети с малых лет освоили искусство быть всегда здоровыми и счастливыми, чтобы учились и росли, обретая мудрость жизни и счастье в служении человечеству. Чтобы осознавали, кто они есть, для чего живут и к чему должны стремиться. Познать себя – должен каждый!» . Сегодня   детям   в   школах   даются   в   изобилии   знания   в   различных областях науки, техники, культуры. Однако люди не испытывают внутреннего мира и счастья. Современное образование дает возможность стать человеку значительным в глазах общества, заработать средства к существованию. Но оно не может научить человека, как избавиться от дурных наклонностей, не дает   знания   о   том,   как   построить   гармоничные   взаимоотношения   между людьми и природой, как проявлять любовь к миру, как наполнить свою жизнь смыслом.   Оно   сконцентрировано   в   области   головы,   а   не   сердца.   Оно   не помогает человеку познать самого себя, сформировать свой характер. А ведь именно сердце является источником истинного образования. Об этом говорил великий   казахский   классик   Шакарим   Кудайбердыулы,   предлагая   ввести «науку   Совести».   Программа   Нравственно­Духовного   образования «Самопознание»     построена   на   приоритете   общечеловеческих   ценностей, свободного развития личности, которая опирается  на принципы открытости, честности, единства мысли, слова и дела. Ученик     в   процессе   обучения   совершенствует       свой   характер, наполняет     сердце   любовью   и   состраданием   ко   всем   существам,   обретает истинное счастье, спокойствие духа и гармонию. Именно характер позволяет Таким   образом,  человеческой   личности   достичь   в   жизни   спокойствия   и   радости.   Чтобы воспитать в человеке характер, необходимо научить его следовать в жизни общечеловеческим   ценностям,   таким   как   истина,   праведное   поведение, внутренний   покой,   любовь   и   ненасилие.   интеграция нравственно­духовного   образования   «Самопознание»   в   предметы   и внеучебную деятельность – это, прежде всего,  оживление школьного знания, выявление его нравственно­духовной сущности, это целостное знание, синтез всех   предметов   на   основе   вечных   общечеловеческих   ценностей.   Сегодня актуальным вопросом является и преображение личности   самого учителя, развитие   его   нравственно­духовных   убеждений,   позитивного   мышления, вдохновляющего своим примером учащихся, учителей и родителей. Сегодня образование находится в поиске и разработке такого содержания и технологии преподавания, которые преобразили бы человечество всего мира. Так   как   будущее     общества     полностью   зависит   от   системы   образования. Президент   Казахстана   Н.А.   Назарбаев   неоднократно   подчеркивал   значение образования и приоритет нравственно­духовных, общечеловеческих ценностей в   воспитании   граждан   нашей   страны.  В   своем   послании   он   отмечает:  «… Важно   усилить  воспитательный компонент  процесса обучения, патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и  духовное развитие, законопослушание… Нашей молодежи это жизненно   необходимо».   В   законе   об   образовании   РК   говориться:   «…На практике пренебрежительное отношение к воспитательной функции общества и   системы   образования   в   значительной   степени   повлияло   на   рост бездуховности,   культа   потребления,   привело   к   снижению   патриотизма граждан и отчуждению в семьях».                                      Образование должно быть ради жизни, а не  только ради заработка на жизнь.   Сегодня   необходимо   гармоничное   развитие   двух   аспектов образования:   интеллектуального   (внешнее   образование   для   ума)   и нравственно­духовного   (внутреннее   образование   для   сердца).   Необходимо воссоединить   образование   и   жизнь   в   одну   прекрасную   гармонию.   Внешнее образование   означает   успех   во   внешней   жизни.   Внутреннее   образование означает   нравственность   в   жизни.    Шалва   Александрович     Амонашвили, доктор   психологических   наук,   профессор,   академик   Российской   академии образования,   Лауреат   Государственной   премии   РФ   провозглашает:     «Дети жаждут   знаний,   но   они   жаждут   живых   знаний,   которые:   одухотворяют человека,  влекут   к   горизонтам   науки,  способствуют   творить   новую   жизнь, воодушевляют мысль на новые поиски, несут просветление и эволюцию» . О важности   духовно­нравственного   образования   говорили   великие   казахские классики. Шакарим  Кудайбердыулы  предлагал ученым разработать и ввести, как обязательную для всех образовательных организаций   «науку Совести». Он считал: «Основой хорошей жизни человека являются качества, которые должны властвовать над всеми: честный труд, совестливый разум, искреннее сердце». Сегодня мечта Шакарима  Кудайбердыулы  осуществилась, так как уроки   самопознания   и   есть   уроки   совести.    Предмет   «Самопознание» позволяет человеку обрести истинное счастье, удовлетворенность жизнью и спокойствие   духа,   способствует   совершенствованию   характера   и   развитию целостной   гармоничной   личности.  Цель   преподавания   дисциплины «Самопознание»   ­   становление   человека   совершенного   характера, основанного   на   вечных   нравственно   ­   духовных   ценностях,   живущего   в единстве мысли, слова и дела. Интеграция   нравственно   –   духовного  образования «Самопознание»  в   предметы   –   это,   прежде   всего,   оживление   школьного знания,   выявление   его   нравственно   –   духовной   сущности,   это   целостное знание, синтез всех предметов на основе вечных общечеловеческих ценностей и видения единства в многообразии. Вечные ценности должны стать фокусной точкой   образования,   другими   словами,   должны   составить   единое   целое   со всем, чему мы учим.      Сама   идея   синтеза   научного   и   этического   образования   не   нова   и восходит   к   традициям   античной   философии.       Аристотель   писал,   что, благодаря   духовному   началу,   человек   обладает   возможностью совершенствоваться, и в этом  состоит его высшее счастье. «Благо человека состоит в активности души, согласной с добродетелью, а коли добродетелей души   много,   то   в   согласии   с   лучшей   и   совершеннейшей   из   них».   Самой совершенной   из   добродетелей   является   различение,   благодаря   которой человек, в состоянии  понять, что вечно, а что временно, что истинно, а что ложно.   Испытывая   себя   в   этой   добродетели,   человек   способен   достичь высшего счастья, обрести духовность.   В Новое время, в период выработки унифицированного образа науки происходит разделение естественнонаучного и   духовно­нравственного   образования.  Разделение   цельности   бытия   на материальное   и   духовное   начало   произошло   через   образовательную деятельность.   Началось   наукоучение.   Но   даже   в   новое   время   великие мыслители   большое   значение   придавали   этической   стороне   образования. Например,     И.Ньютон,   Г.В.   Лейбниц,   М.В.   Ломоносов,   Д.И.   Менделеев   и другие   стояли   на   позиции   примирения   научного   и   духовного   объяснения мира.   Б.   Паскаль   поставил   вопрос   о   границах   научности,   отмечая,   что «доводы   сердца»   первичнее   «доводов   разума»,   так   как   сердце   обладает знанием, Говоря   о   необходимости самосовершенствования человека, его души, Иммануил Кант подчеркивает: «развивай свои душевные и телесные силы так, чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут появиться, не зная при этом, какие из них станут твоими». Важна чистая воля к действию по единому моральному закону.  Величайший   мыслитель   и   поэт   Абай   Кунанбаев   утверждал,   что   познание должно   основываться   на   деятельности   разума,   где   размышляющий   разум должен быть полон любви и чист от корысти, воспитание Разума и Воли – это воспитание Сердца.   не   доступным   разуму. Предмет   «Самопознание»,   отражающий   новую   парадигму   образования, утверждает приоритет духовного начала, что позволяет раскрыть целостный контекст всех школьных дисциплин. Мировоззренческие основы интеграции нравственно­духовного   образования   «Самопознание»   и   других   школьных предметов состоят  в целостном понимании мира и человека, как обладающих не   только   биологической   и   социальной,   но   и   высшей   духовной   природой, которая в окружающем мире проявляется как жизнь, движение,   развитие, порядок,   гармония;   в   сознании   человека   проявляется   как   вечные общечеловеческие     ценности.   Процесс   интеграции   руководствуется   принципами:   принцип   гуманистической   направленности, следующими   принцип   общечеловеческих   ценностей,   социального   взаимодействия, национального   наследия   и   природосообразности.   Происходит   оживление школьного   знания,   выявление   его   нравственно­духовной   сущности,   синтез всех предметов на основе общечеловеческих  ценностей и видения единства в многообразии.   Основополагающим   аспектом   нравственного   образования личности является ее  ценностная ориентация. Общечеловеческие ценности – это   то   действительно   важное   для   людей   во   все   времена,   что   непременно является   желанным,   надобным,   что   имеет   непреходящую,   существенную значимость для каждого человека, независимо от пола,   расы, гражданства, вероисповедания, социального положения.Природные ценности­ это ценности естественных   сил   и   способности   души,   то   есть   ума,   чувства,   воли. Приобретенные ценности – это ценности, усвоенные человеком в процессе интеллектуального и нравственного формирования, это результат образования и воспитания.   Абсолютные общечеловеческие ценности – это ценности, не изменяющиеся   во   времени   и   имеют   значение   для   всего   человечества.   Они содержат внутренний глубинный  смысл, в их основе  лежит Совесть человека как воплощение Истины, Праведного поведения, Мира, Любви, Ненасилия. Человек рождается с ними, ими пронизано все сущее, они едины для всех. Выявление общечеловеческих ценностей  ведет к проявлению добродетелей и свидетельствует   о     духовном   уровне   личности.   Интеграция   нравственно­ духовного   образования   предмета   «Самопознание»   и   других   предметов способствует   формированию   гуманистических   качеств   личности   и   ведет   к духовному росту человека . Сегодня мы можем   сказать, что истинное образование должно объединить ум,   руки   и   сердце.   То,   о   чем   думает   голова,   должно   быть   глубоко прочувствовано     сердцем,   а   затем   правильные   решения   должны   быть выполнены руками.  Уроки самопознания направлены на становление человека совершенного   характера,   основанного   на   вечных   общечеловеческих ценностях, живущего в единстве мысли, слова и дела. Осмысляя свой личный опыт работы, могу сказать, что на каждом уроке  я стремлюсь к раскрытию духовно­нравственных   ценностей   ученика   и   помогаю   им     выполнить   свое предназначение – быть человеком. Каждая   тема   урока,   требует   творческого   подхода.   Использую   такие методические приемы, которые помогают  формировать моральные принципы учащихся   и   взгляды   на   жизнь   наполненные   понятиями   честности,   любви, ответственности,   уважения   к   себе   и   другим,   отзывчивости,   искренности, порядочности   и   справедливости.     Восприятие   смысла   цитат   является характеристикой   уровня   умственного   развития   подростка,   и   одновременно содействуют   этому   развитию.   Главное   в   цитатах   урока   –   забота   о нравственном воспитании, они помогают оценивать детям свои поступки и действия других людей, учат, каким должен быть человек в жизни. Раскрытие смысла   цитата   на   уроках   позволяет   формировать   нравственный   облик учащихся.   чувства,   переживания. В   своей   практике   работы   я   отметила,   что   у   учащихся   наблюдается сложность   рассуждения,   ответы   носят   однозначный   характер.   Дети дисциплинированы,   исполнительны,   внимательны,   вежливы   и   позитивны   на уроках. Но во время бесед проявляют скованность, чувствуется недостаток способности   выражать   свои   мысли,   Вижу необходимость обогащать словарный запас детей, лучше понимать и доверять друг другу, умение высказывать свое личное мнение, быть более уверенными в себе.   В   творческих   заданиях   ученики   активны,   доброжелательны, жизнерадостны   и   непринужденны.   Проявляют   свои   скрытые   возможности: актерское мастерство, сочинение стихотворений. Формировались ценностных ориентаций ученика, раскрывались лучшие стороны личности. В практической деятельности   наблюдается   развитие   мотивационно­потребностной, нравственной, морально­этической и духовной сферы во взаимоотношениях коллектива. Пение песен всегда исполняется от сердца и с любовью. Музыка является   средством   эмоционально­интеллектуального   общения   многих поколений людей, творческого обогащения духовного опыта человека. Через пение дети познают нравственные ценности: добро, красоту, гармонию мира.      От правильного понимания идеалов, соблюдения общечеловеческих норм и принципов   в   значительной   степени   зависит   эффективность   и   качество решения задач во многих сферах нашей жизни. Сегодня, как никогда раньше, необходимо   духовно­нравственное,   ориентированное   на   общечеловеческие ценности, воспитание подрастающего поколения.   «Интеграция   Программы   нравственно­духовного   образования «Самопознание» в целостный педагогический процесс  класса» направлена на общее развитие ребенка, формирование духовного мира и общечеловеческих ценностей.   Главная   цель   ­   научить   ребенка   жить   в   гармонии   с   собой, обществом и окружающим миром. Данная программа способствует духовно­ нравственному преображению личности педагога, раскрытию его внутреннего потенциала, а также усилению духовно­нравственного аспекта образования, обеспечивающего эффективность воспитательной работы. В образовательном учреждении воспитательная работа уже не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, вторичных по отношению к процессу передачи знаний.     Сегодня   воспитание   может   и   должно   быть   понято   не   как однонаправленная   передача   опыта   и   оценочных   суждений   от   старшего поколения к младшему, а как взаимодействие и сотрудничество учителей  и детей в сфере их совместного бытия. Для педагога – это кропотливый путь по созиданию человека, имеющий глубокий ценностный смысл. Благодаря данной Программе   происходит  переосмысление  сущности  самого   феномена воспитания.

«Организация воспитательно - образовательного процесса через программу НДО «Самопознание» в аспекте обновления образования

«Организация воспитательно - образовательного процесса через программу НДО «Самопознание» в аспекте обновления образования

«Организация воспитательно - образовательного процесса через программу НДО «Самопознание» в аспекте обновления образования

«Организация воспитательно - образовательного процесса через программу НДО «Самопознание» в аспекте обновления образования

«Организация воспитательно - образовательного процесса через программу НДО «Самопознание» в аспекте обновления образования

«Организация воспитательно - образовательного процесса через программу НДО «Самопознание» в аспекте обновления образования

«Организация воспитательно - образовательного процесса через программу НДО «Самопознание» в аспекте обновления образования

«Организация воспитательно - образовательного процесса через программу НДО «Самопознание» в аспекте обновления образования

«Организация воспитательно - образовательного процесса через программу НДО «Самопознание» в аспекте обновления образования

«Организация воспитательно - образовательного процесса через программу НДО «Самопознание» в аспекте обновления образования

«Организация воспитательно - образовательного процесса через программу НДО «Самопознание» в аспекте обновления образования

«Организация воспитательно - образовательного процесса через программу НДО «Самопознание» в аспекте обновления образования

«Организация воспитательно - образовательного процесса через программу НДО «Самопознание» в аспекте обновления образования

«Организация воспитательно - образовательного процесса через программу НДО «Самопознание» в аспекте обновления образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017