Организация воспитательной работы обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ на примере проектной деятельности.
Оценка 5

Организация воспитательной работы обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ на примере проектной деятельности.

Оценка 5
Особые потребности +1
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
12.02.2017
Организация воспитательной работы обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ на примере проектной деятельности.
В данной статье представлен опыт работы по организации воспитательной работы обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ (легкая умственная отсталость) на примере проектной деятельности. Представлены этапы проектов и темы творческих проектов, которые можно реализовать с данной категорией обучающихся. Данная статья будет полезна педагогам, работающим в коррекционных классах в общеобразовательных школах.
статья.docx
Организация   воспитательной   работы   обучающихся   младшего школьного возраста с ОВЗ на примере проектной деятельности. Дети   с   ограниченными   возможностями   здоровья   —   дети,   состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети­ инвалиды   либо   другие   дети   в   возрасте   до   18   лет,   не   признанные   в установленном   порядке   детьми­инвалидами,   но   имеющие   временные   или постоянные   отклонения   в   физическом   и   (или)   психическом   развитии   и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания. Воспитательная работа в школе с детьми с ОВЗ рассматривается    как наиболее важное   взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно ­ воспитательного процесса в культурной среде.    Чтобы   преодолеть   социальную   изоляцию   детей   с   ОВЗ,   имеющих нарушения интеллекта, мы расширяем воспитательное пространство школы за счет организации воспитательной работы. Необходимым   моментом   воспитательной   работы   с   детьми   с   ОВЗ является   создание   условий   для   творческого   развития   каждого обучающегося,   для   воспитания   свободной   личности   с   развитыми способностями,   в   которых   гармонично   сочетаются   индивидуальность   и гражданские качества, ответственность за свою деятельность и поступки, любовь к родному краю и бережное отношение к своему здоровью. Этому способствует:  участие в КТД классного и общешкольного уровней;  участие в общественно­полезном труде;  участие в реализации социальных проектов.             У   детей   с   умственной   отсталостью   отмечаются   значительные   трудности и недостатки в развитии мелкой моторики. Так, Е.А. Стребелева пишет, что «: аномальное развитие высшей нервной деятельности ребенка объясняет и позднее развитие моторики детей".  У ребёнка с умственной отсталостью отмечаются значительные трудности и недостатки в развитии    Для   преодоления   данных   недостатков   требуется мелкой   моторики. проведение   целенаправленной   коррекционно­педагогической   работы. Примером   такой   работы   является   организация   социально   открытого пространства воспитания и дополнительного образования. Организация   социально   открытого   пространства   воспитания   и дополнительного   образования   для   детей   с   ОВЗ   осуществляется   на   основе следующих принципов:   нравственного   примера   педагога   –   нравственность   учителя, моральные   нормы,   которыми   он   руководствуется   в   своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;  социально­педагогического   партнерства   –   целесообразные партнерские   отношения   с   другими   субъектами   социализации:   общественными   организациями, семьей, дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;   учреждениями  индивидуально­личностного развития – педагогическая поддержка ребенка,   развития   его   способностей,   передача   знаний,   умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации.          Одним из ключевых моментов в воспитательной работе с детьми с ОВЗ является   проектная   деятельность.  Проект (от   лат.   рrojectus,   букв.   ­ брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого­либо сооружения или изделия. 2) предварительный текст какого­либо документа. 3) замысел, план.             Проектная деятельность — это деятельность по решению возникшей проблемы,   реализация   плана,   предполагающая   создание   конкретного продукта. Принимая во внимание особенности развития детей с лёгкой умственной отсталостью разумным является реализация практических проектов, которые помогают   осваивать   детьми   окружающую   действительность,   всесторонне изучать ее, способствуют умению наблюдать; создавать различные прикладные предметы,   которые   могут   быть   использованы   в   реальной   жизни   или используются, например, в оформлении класса.                   Творческие   проекты   могут   использоваться   как   подпроекты,   и   в основном   в   группе   с   детьми   с   разными   возможностями   (экстернальная интеграция)   так   как   некоторые   роли   сложны   для   учащихся   в   силу   их индивидуальных возможностей, а также отсутствует проявление творческой инициативы, активности.               Цель   проектов   –   получение   информации   на   основе   наблюдений, исследовательской   и   практической   деятельности   детей   в   природе   и   с   её объектами.   Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых   проявляется   гражданская   позиция   по   отношению   к   окружающей среде. Они нацеливают на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий.                Вот уже третий год обучающиеся коррекционного класса являются инициаторами  и  реализуют  социальный  проект  «Украсим  школьный  двор». Своими руками из дерева ребята изготовили и раскрасили жирафа, на спине которого растут цветы, на нашем пришкольном участке поселились лягушата, гусеница.   Ребята   каждый   год   на   подоконниках   в   классе   выращивают цветочную   рассаду.     О   нашем   проекте   писали   неоднократно   в   газетах   на местном уровне.               Большая роль в создании и реализации проектов отводится педагогу, который   работает   в   данном   классе.   Это   творческий,   трудолюбивый, инициативный,   целеустремленный   педагог,   который   старается   внести   в процесс воспитания и социализации ребенка с ОВЗ некую изюминку, помогает преодолевать трудности в развитии путем вовлечения данной категории детей в   увлекательный   процесс   изменения   окружающей   действительности. Положительную роль в этом плане играет еще и стремление обучающихся быть нужными, полезными обществу.              Творческие   проекты   включены   в   план   воспитательной   работы   и распланированы на весь год. Они становятся уже традиционными. В рамках проекта   «С   Днем   учителя»,   обучающиеся   своими   руками   делают   подарки педагогам­ цветы из конфет, сумочки для мобильных телефонов. Проект «8­ ое марта» включает изготовление подарков мамам: картины, изготовленные методом   валяния,  салфетки,  связанные   крючком.  Педагогу   бывает   трудно,   недостаточная   гибкость   пальцев нескоординированность   движений, обучающихся   вносит   трудности.   Но   благодаря   планомерной,   порционной, целенаправленной   работе   результаты   есть.   У   некоторых   обучающихся улучшилась   каллиграфия,   учитель   по   ритмике   отмечает   положительную динамику   при  усвоении  ритмичных  движений   и  двигательных   упражнений. Возможности   обучающегося   с   ОВЗ   при   этом   существенно   расширяются   и   Руки   подготавливаются   к   овладению   учебными активизируются. двигательными умениями и навыками. При этом "моторно умелый" ребенок имеет возможность продемонстрировать свою состоятельность, что повышает самооценку и в конечном итоге гармонизирует личностное развитие.        Еще одной из форм организации деятельности, которая носит не только воспитательный, но обучающий характер является участие данной категории детей в экологических акциях. Название акции Цель проекта «Помоги зимующим Развивать   у   детей   представления   о зимующих птицах, Результат  Изготовление кормушек. птицам»   развивать   у   них   интерес   к   птицам   и ответственность  за все живое. Сформировать   представление   о   чистоте Рисование «Чистота   ­ залог здоровья» окружающей   среды   как   о   важной составляющей   здоровья  человека   и  всего плакатов, листовок, живого на Земле; заложить основы навыка поддержания чистоты в различных местах: памяток «Растения   и животные в природе, дома, в школе. Развивать   у   учащихся представления   о назначении  Изготовление плаката в   Красной книги» Красной   книги;   развивать   бережное отношение  различных техниках к исчезающим видам растений и животных. (рванная аппликация, ниточная)   с животными   и растениями. Наблюдая за процессом работы, обучающихся на пришкольном участке, во время изготовления плакатов, за тем с каким усердием они провязывают первый   ряд   салфетки   мы   понимаем,   что  воспитательным   результатом проектной   деятельности   обучающегося   с   ограниченными   возможностями здоровья является — непосредственное духовно­нравственное приобретение опыта жизни. Библиографический список 1. Шипицына,   Л.   М.   «Необучаемый»   ребенок   в   семье   и   обществе. Социализация   детей   с   нарушением   интеллекта.   [Текст]   /   Л.М. Шипицына– 2­е изд., перераб. и дополн. – СПб., 2005. 2. Щербакова   А.М.   Воспитание   ребенка   с   нарушениями   развития. /Щербакова А.М.­М.: 2002.

Организация воспитательной работы обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ на примере проектной деятельности.

Организация воспитательной работы обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ на примере проектной деятельности.

Организация воспитательной работы обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ на примере проектной деятельности.

Организация воспитательной работы обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ на примере проектной деятельности.

Организация воспитательной работы обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ на примере проектной деятельности.

Организация воспитательной работы обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ на примере проектной деятельности.

Организация воспитательной работы обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ на примере проектной деятельности.

Организация воспитательной работы обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ на примере проектной деятельности.

Организация воспитательной работы обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ на примере проектной деятельности.

Организация воспитательной работы обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ на примере проектной деятельности.

Организация воспитательной работы обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ на примере проектной деятельности.

Организация воспитательной работы обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ на примере проектной деятельности.