Организация воспитательной работы обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ на примере проектной деятельности.
Оценка 5
Особые потребности +1
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
12.02.2017
В данной статье представлен опыт работы по организации воспитательной работы обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ (легкая умственная отсталость) на примере проектной деятельности. Представлены этапы проектов и темы творческих проектов, которые можно реализовать с данной категорией обучающихся. Данная статья будет полезна педагогам, работающим в коррекционных классах в общеобразовательных школах.
статья.docx
Организация воспитательной работы обучающихся младшего
школьного возраста с ОВЗ на примере проектной деятельности.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего
образования вне специальных условий обучения и воспитания, т. е. это дети
инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в
установленном порядке детьмиинвалидами, но имеющие временные или
постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и
нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Воспитательная работа в школе с детьми с ОВЗ рассматривается как
наиболее важное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов учебно
воспитательного процесса в культурной среде.
Чтобы преодолеть социальную изоляцию детей с ОВЗ, имеющих
нарушения интеллекта, мы расширяем воспитательное пространство школы за
счет организации воспитательной работы.
Необходимым моментом воспитательной работы с детьми с ОВЗ
является создание условий для творческого развития каждого
обучающегося, для воспитания свободной личности с развитыми
способностями, в которых гармонично сочетаются индивидуальность и
гражданские качества, ответственность за свою деятельность и поступки,
любовь к родному краю и бережное отношение к своему здоровью. Этому
способствует:
участие в КТД классного и общешкольного уровней;
участие в общественнополезном труде;
участие в реализации социальных проектов.
У детей с умственной отсталостью отмечаются значительные
трудности и недостатки в развитии мелкой моторики. Так, Е.А. Стребелева
пишет, что «: аномальное развитие высшей нервной деятельности ребенка
объясняет и позднее развитие моторики детей". У ребёнка с умственной отсталостью отмечаются значительные трудности и недостатки в развитии
Для преодоления данных недостатков требуется
мелкой моторики.
проведение целенаправленной коррекционнопедагогической работы.
Примером такой работы является организация социально открытого
пространства воспитания и дополнительного образования.
Организация социально открытого пространства воспитания и
дополнительного образования для детей с ОВЗ осуществляется на основе
следующих принципов:
нравственного примера педагога – нравственность учителя,
моральные нормы, которыми он руководствуется в своей
профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему
педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
социальнопедагогического партнерства – целесообразные
партнерские отношения с другими субъектами социализации:
общественными организациями,
семьей,
дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
учреждениями
индивидуальноличностного развития – педагогическая поддержка
ребенка, развития его способностей, передача знаний, умений,
навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации.
Одним из ключевых моментов в воспитательной работе с детьми с ОВЗ
является проектная деятельность.
Проект (от лат. рrojectus, букв.
брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.)
для создания какоголибо сооружения или изделия. 2) предварительный текст
какоголибо документа. 3) замысел, план.
Проектная деятельность — это деятельность по решению возникшей
проблемы, реализация плана, предполагающая создание конкретного
продукта. Принимая во внимание особенности развития детей с лёгкой умственной
отсталостью разумным является реализация практических проектов, которые
помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне
изучать ее, способствуют умению наблюдать; создавать различные прикладные
предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни или
используются, например, в оформлении класса.
Творческие проекты могут использоваться как подпроекты, и в
основном в группе с детьми с разными возможностями (экстернальная
интеграция) так как некоторые роли сложны для учащихся в силу их
индивидуальных возможностей, а также отсутствует проявление творческой
инициативы, активности.
Цель проектов – получение информации на основе наблюдений,
исследовательской и практической деятельности детей в природе и с её
объектами. Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в
которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей
среде. Они нацеливают на межпредметность, самостоятельность, осмысление
действий.
Вот уже третий год обучающиеся коррекционного класса являются
инициаторами и реализуют социальный проект «Украсим школьный двор».
Своими руками из дерева ребята изготовили и раскрасили жирафа, на спине
которого растут цветы, на нашем пришкольном участке поселились лягушата,
гусеница. Ребята каждый год на подоконниках в классе выращивают
цветочную рассаду. О нашем проекте писали неоднократно в газетах на
местном уровне.
Большая роль в создании и реализации проектов отводится педагогу,
который работает в данном классе. Это творческий, трудолюбивый,
инициативный, целеустремленный педагог, который старается внести в процесс воспитания и социализации ребенка с ОВЗ некую изюминку, помогает
преодолевать трудности в развитии путем вовлечения данной категории детей
в увлекательный процесс изменения окружающей действительности.
Положительную роль в этом плане играет еще и стремление обучающихся
быть нужными, полезными обществу.
Творческие проекты включены в план воспитательной работы и
распланированы на весь год. Они становятся уже традиционными. В рамках
проекта «С Днем учителя», обучающиеся своими руками делают подарки
педагогам цветы из конфет, сумочки для мобильных телефонов. Проект «8
ое марта» включает изготовление подарков мамам: картины, изготовленные
методом валяния, салфетки, связанные крючком. Педагогу бывает трудно,
недостаточная гибкость пальцев
нескоординированность движений,
обучающихся вносит трудности. Но благодаря планомерной, порционной,
целенаправленной работе результаты есть. У некоторых обучающихся
улучшилась каллиграфия, учитель по ритмике отмечает положительную
динамику при усвоении ритмичных движений и двигательных упражнений.
Возможности обучающегося с ОВЗ при этом существенно расширяются и
Руки подготавливаются к овладению учебными
активизируются.
двигательными умениями и навыками. При этом "моторно умелый" ребенок
имеет возможность продемонстрировать свою состоятельность, что повышает
самооценку и в конечном итоге гармонизирует личностное развитие.
Еще одной из форм организации деятельности, которая носит не только
воспитательный, но обучающий характер является участие данной категории
детей в экологических акциях.
Название акции Цель проекта
«Помоги
зимующим
Развивать у детей представления о
зимующих птицах,
Результат
Изготовление
кормушек.
птицам»
развивать у них интерес к птицам и ответственность
за все живое.
Сформировать представление о чистоте
Рисование
«Чистота
залог
здоровья»
окружающей среды как о важной
составляющей здоровья человека и всего
плакатов,
листовок,
живого на Земле; заложить основы навыка
поддержания чистоты в различных местах:
памяток
«Растения и
животные
в природе, дома, в школе.
Развивать у учащихся представления о
назначении
Изготовление
плаката
в
Красной
книги»
Красной книги; развивать бережное
отношение
различных
техниках
к исчезающим видам растений и животных.
(рванная
аппликация,
ниточная) с
животными и
растениями.
Наблюдая за процессом работы, обучающихся на пришкольном участке,
во время изготовления плакатов, за тем с каким усердием они провязывают
первый ряд салфетки мы понимаем, что воспитательным результатом
проектной деятельности обучающегося с ограниченными возможностями
здоровья является — непосредственное духовнонравственное приобретение
опыта жизни.
Библиографический список
1. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе.
Социализация детей с нарушением интеллекта. [Текст] / Л.М.
Шипицына– 2е изд., перераб. и дополн. – СПб., 2005. 2. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития.
/Щербакова А.М.М.: 2002.
Организация воспитательной работы обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ на примере проектной деятельности.
Организация воспитательной работы обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ на примере проектной деятельности.
Организация воспитательной работы обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ на примере проектной деятельности.
Организация воспитательной работы обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ на примере проектной деятельности.
Организация воспитательной работы обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ на примере проектной деятельности.
Организация воспитательной работы обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ на примере проектной деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.