«Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении детей с ОВЗ в условиях школы – интерната»
Оценка 5
Семинары
doc
ОБЖ +1
Взрослым
04.04.2018
В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и влияющие друг на друга категории. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности не только в сфере специального образования, а всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, воспитателя и самого ребенка. Зачастую у детей с ОВЗ отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера, потому что необходимые правила здорового образа жизни требуют значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для детей с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. В нашей школе здоровьесберегающие технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем нашего века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения и воспитания школьников, без ущерба для их здоровья.В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и влияющие друг на друга категории. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности не только в сфере специального образования, а всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, воспитателя и самого ребенка. Зачастую у детей с ОВЗ отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера, потому что необходимые правила здорового образа жизни требуют значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для детей с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. В нашей школе здоровьесберегающие технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем нашего века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения и воспитания школьников, без ущерба для их здоровья.
Здоровьесберегающие технологии.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
общеобразовательная школаинтернат № 1
основного общего образования г. Томска.
Беляева Ирина Ивановна, воспитатель
«Ориентация на здоровьесберегающие технологии
в воспитании и обучении детей с ОВЗ в условиях школы – интерната»
В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание
и здоровье это неразрывно связанные и влияющие друг на друга категории.
Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении
являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности
не только в сфере специального образования, а всего общества, поскольку лишь
здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в
будущем способны заниматься производительнополезным трудом. Школьникам,
испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Поэтому, забота о
сохранении здоровья учащихся важнейшая обязанность школы, отдельного
учителя, воспитателя и самого ребенка. Зачастую у детей с ОВЗ отсутствует
заинтересованность в занятиях оздоровительного характера, потому что
необходимые правила здорового образа жизни требуют значительных волевых
усилий, что крайне затруднительно для детей с нарушенным интеллектом,
имеющего расстройства эмоциональноволевой сферы. В нашей школе
здоровьесберегающие
технологии (ЗОТ) можно рассматривать как
технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых
перспективных систем нашего века, и как совокупность приемов, форм и методов
организации обучения и воспитания школьников, без ущерба для их здоровья.
Цель здоровьесберегающих технологий школы интернат обеспечить
воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе
интернате, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, по
здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в
повседневной жизни. В здоровьесберегающих
технологиях обучения и
воспитания применяются две группы методов: специфические (характерные
только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические
(применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может
обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих
технологий обучения.
Здоровьесберегающие технологий обучения и воспитания в коррекционной
школе интернате реализуются на основе личностноориентированного подхода и
осуществляются на основе личностноразвивающихся ситуациях. Они относятся
к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить
вместе и эффективно взаимодействовать, предполагают активное участие самого
обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании
опыта здоровьесбережения, которые приобретается через постепенное
расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его
саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю),
становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и
самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и
здоровье других людей. Следуя концепции здоровьесберегающего образования,
педагогический коллектив школыинтерната включает в план работы следующие
направления:
здоровьесберегающее обучение (построение воспитательного часа и
самоподготовки на здоровье сберегающей основе);
активизация физической деятельности;
соблюдение санитарногигиенических норм и правил;
пропаганда здорового образа жизни.
Основополагающими принципами подобной деятельности в условиях школы
интерната является:
1. Введение традиции максимального разнообразия формы и содержания
проведения любых воспитательных занятий.
2. Обязательное ритмичное чередование на воспитательных занятиях,
физических и интеллектуальных нагрузок на ребенка, в течение всего
времени.
3. Рационализация питания детей, на основе создания менюраскладок
адаптированного к конституциональным особенностям обучающихся.
4. Организация и проведение учебновоспитательных занятий, на которых
доминирует коллективное или самостоятельное творчество детей, в рамках
выполнения выбранных на занятиях учебных общеобразовательных тем,
психодинамических упражнений, взаимодействия детей с искусством,
конкретным бытовым трудом.
5. Повышение требовательности к поддержанию в помещениях, где
проводятся занятия с детьми, комфортных условий для их деятельности.
Только при соблюдении названных принципов во время проведения всех
воспитательных занятий и самоподготовок с воспитанниками можно говорить о
возможности укрепления здоровья ребенка в школе. среди
спартакиаде
В школеинтернате ежегодно разрабатывается и утверждается план по
сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников. Важнейшими
критериями направления работы воспитателя являются результаты ежегодной
диспансеризации обучающихся и воспитанников. Согласно этому плану в школе
интернате стало традиционное проведение «Дней здоровья», участие в районных
соревнованиях по баскетболу, легкой атлетике, лыжам, ежегодное участие в
областной
(коррекционных)
общеобразовательных учреждений. Воспитанники школыинтерната являются не
только постоянными участниками, но и призерами районных и областных
спортивных мероприятий.
Общешкольные мероприятия, воспитательные часы, диспуты, круглые столы:
«Урок здоровья», «Берегите воду – источник жизни», «Здоров будешь – все
добудешь», «Здоровье в твоих руках», «Здоровое питание – отличное
настроение», «В здоровом теле – здоровый дух», «Советы от доктора Айболита»,
«Вредные привычки», сбалансированное 5ти разовое питание, уроки
физкультуры, ЛФК, ритмики, физминутки, спортивные часы, прогулки на свежем
воздухе и множество воспитательных мероприятий данной тематики
способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
специальных
Воспитатели школы – интерната в организации проведения воспитательных
словесный,
часов и самоподготовок учитывают:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и
свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие
монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос обучающихся, письмо, чтение,
слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы,
решение примеров, задач и др.;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной
и воспитательной деятельности;
4) способы преподавания:
самостоятельная работа и т.д.;
5) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими
нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования
дискуссии, обсуждения;
6) позы обучающихся, чередование поз;
7) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на воспитательном часе
и самоподготовке – их место, содержание и продолжительность.;
8) наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на уроке
(стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому
материалу и т.п.) и используемые воспитателем методы повышения этой
мотивации;
9) наличие в содержательной части воспитательного часа вопросов, связанных со
здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей;
аудиовизуальный,
наглядный, формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка
понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в
здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного
поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора
поведения и т.д.;
10) психологический климат на уроке;
11) наличие на воспитательном часе и самоподготовке эмоциональных разрядок:
шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
В
воспитатели
конце
обращают
воспитательного
внимание на следующее:
часа
и
самоподготовки
1) плотность воспитательного часа или самоподготовки, т.е. количество времени,
затраченного воспитанниками на учебную работу;
2) момент наступления утомления воспитанников и снижения их учебной
активности.
3) темп и особенности окончания воспитательного часа или самоподготовки.
С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в
двигательной активности воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья важное место воспитатели школыинтерната на воспитательных часах и
самоподготовке уделяют проведению физкультминутки для предупреждения
утомления,
а также для повышения
работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и
внимания. В своей работе мы используем следующие виды физминуток:
нарушения осанки,
зрения,
Оздоровительно гигиенические.
Двигательно – речевые.
Подражательные
Физкультурноспортивные.
Физминутки положительно влияют на аналитикосинтетическую деятельность
мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательную системы, улучшают
кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Успешность профессиональной деятельности воспитателя, работающего с детьми
с ограниченными возможностями здоровья, можно определять, помимо
результативности коррекционной работы, сохранностью его собственного
психического здоровья и чувством удовлетворенности процессом и результатами
своего труда.
Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей
технологии обучения, являются два обстоятельства:
вопервых, внимательное отношение воспитателя к своему собственному
здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются
здоровым образом жизни; вовторых, общий настрой школыинтерната на создание рационального
режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на
содействие здоровью.
В заключении хочется высказать мнение о том, что правильно организованный
образовательновоспитательный процесс в условиях школыинтерната, может
существенно и положительно влиять на укрепление и развитие здоровья, как
педагогов, так и обучающихся. Педагогический коллектив школыинтерната
старается формировать учебновоспитательные программы так, чтобы выпускник
школыинтерната обладал навыкам управления здоровьем в собственной жизни,
чтобы после завершения образования имел более качественное здоровье, чем при
поступлении в нее.
Литература и источники:
1. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (14классы): Практ. Разработки
физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для
младших школьников. М.,2005.
2. Смирнов Н.К. Здороьесберегающие технологии и психология здоровья в
школе. М.,2005.
3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности
индивидуальности школьников. Учет и коррекция. – М.: Просвещение,
2002.
4. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н.. «Здоровьесберегающая
школа» Москва, Педагогический университет «Первое сентября». 2006 г.
5. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего
образования// Валеология.2004.№1.
6. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексноцелевой программы
«Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.
№1.
7. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих
технологий // «Начальная школа», 2005. № 11.
«Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении детей с ОВЗ в условиях школы – интерната»
«Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении детей с ОВЗ в условиях школы – интерната»
«Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении детей с ОВЗ в условиях школы – интерната»
«Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении детей с ОВЗ в условиях школы – интерната»
«Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении детей с ОВЗ в условиях школы – интерната»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.