«Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении детей с ОВЗ в условиях школы – интерната»
Оценка 5

«Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении детей с ОВЗ в условиях школы – интерната»

Оценка 5
Семинары
doc
ОБЖ +1
Взрослым
04.04.2018
«Ориентация на здоровьесберегающие технологии  в воспитании и  обучении детей с ОВЗ  в условиях школы – интерната»
В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и влияющие друг на друга категории. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности не только в сфере специального образования, а всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, воспитателя и самого ребенка. Зачастую у детей с ОВЗ отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера, потому что необходимые правила здорового образа жизни требуют значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для детей с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. В нашей школе здоровьесберегающие технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем нашего века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения и воспитания школьников, без ущерба для их здоровья.В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и влияющие друг на друга категории. Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении являются одной из главных и актуальных задач всей системы образования. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности не только в сфере специального образования, а всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, воспитателя и самого ребенка. Зачастую у детей с ОВЗ отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера, потому что необходимые правила здорового образа жизни требуют значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для детей с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы. В нашей школе здоровьесберегающие технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем нашего века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения и воспитания школьников, без ущерба для их здоровья.
Здоровьесберегающие технологии.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общеобразовательная школа­интернат № 1  основного общего образования г. Томска. Беляева Ирина Ивановна, воспитатель «Ориентация на здоровьесберегающие технологии  в воспитании и  обучении детей с ОВЗ в условиях школы – интерната» В настоящее время, каждый педагог должен знать, что обучение, воспитание и здоровье ­  это неразрывно связанные  и  влияющие друг на друга  категории. Ориентация   на   здоровьесберегающие   технологии   в   воспитании   и   обучении являются   одной   из   главных   и   актуальных   задач   всей   системы   образования. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности не только в сфере специального образования, а всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно­полезным трудом. Школьникам, испытывающим   проблемы   со   здоровьем,   трудно   учиться.   Поэтому,   забота   о сохранении   здоровья   учащихся   ­   важнейшая   обязанность   школы,   отдельного учителя,  воспитателя  и самого  ребенка. Зачастую  у детей с  ОВЗ  отсутствует заинтересованность   в   занятиях   оздоровительного   характера,     потому     что необходимые правила   здорового образа жизни требуют   значительных волевых усилий,   что   крайне   затруднительно   для   детей     с   нарушенным   интеллектом, имеющего   расстройства   эмоционально­волевой   сферы.   В   нашей   школе здоровьесберегающие     технологии   (ЗОТ)   можно   рассматривать   как технологическую   основу   здоровьесберегающей   педагогики   –   одно   из   самых перспективных систем нашего века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения и воспитания школьников, без ущерба для их здоровья. Цель   здоровьесберегающих   технологий   школы   ­   интернат   ­   обеспечить воспитаннику   возможность   сохранения   здоровья   за   период   обучения   в   школе ­интернате,   сформировать   у   него   необходимые   знания,   умения   и   навыки,   по здоровому   образу   жизни,   научить   использовать   полученные   знания   в повседневной   жизни.   В   здоровьесберегающих     технологиях   обучения   и воспитания   применяются   две   группы   методов:   специфические   (характерные только   для   процесса   педагогики   оздоровления)   и   общепедагогические (применяемые   во   всех   случаях   обучения   и   воспитания).   Только   оптимальное сочетание   этих   методов   в   соответствии   с   методическими   принципами   может обеспечить   успешную   реализацию   комплекса   задач   здоровьесберегающих технологий обучения. Здоровьесберегающие технологий обучения  и воспитания в коррекционной школе ­ интернате реализуются на основе личностно­ориентированного подхода и осуществляются  на основе личностно­развивающихся  ситуациях.  Они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать,  предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта   здоровьесбережения,   которые   приобретается   через   постепенное расширение   сферы   общения   и   деятельности   учащегося,   развитие   его саморегуляции   (от   внешнего   контроля   к   внутреннему   самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания,   формирования   ответственности   за   свое   здоровье,   жизнь   и здоровье других людей. Следуя концепции здоровьесберегающего образования, педагогический коллектив школы­интерната включает в план работы следующие направления:  здоровьесберегающее   обучение   (построение   воспитательного   часа   и самоподготовки на здоровье сберегающей основе);  активизация физической деятельности;  соблюдение санитарно­гигиенических норм и правил;  пропаганда здорового образа жизни. Основополагающими   принципами   подобной   деятельности   в   условиях   школы­ интерната является: 1. Введение   традиции   максимального   разнообразия   формы   и   содержания проведения любых  воспитательных занятий. 2. Обязательное   ритмичное   чередование   на   воспитательных   занятиях, физических   и   интеллектуальных   нагрузок   на   ребенка,   в   течение   всего времени. 3. Рационализация   питания   детей,   на   основе   создания   меню­раскладок адаптированного к конституциональным особенностям обучающихся. 4. Организация   и   проведение   учебно­воспитательных   занятий,   на   которых доминирует коллективное или самостоятельное творчество детей, в рамках выполнения   выбранных   на   занятиях   учебных   общеобразовательных   тем, психодинамических   упражнений,   взаимодействия   детей   с   искусством, конкретным бытовым трудом. 5. Повышение   требовательности   к   поддержанию   в   помещениях,   где проводятся занятия с детьми, комфортных условий для их деятельности. Только   при   соблюдении   названных   принципов   во   время   проведения   всех воспитательных занятий и самоподготовок с воспитанниками можно говорить о возможности укрепления здоровья ребенка в школе. среди     спартакиаде В   школе­интернате   ежегодно   разрабатывается   и   утверждается   план   по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников. Важнейшими критериями   направления   работы   воспитателя   являются   результаты ежегодной диспансеризации обучающихся и воспитанников. Согласно этому плану в школе­ интернате стало традиционное проведение   «Дней здоровья», участие в районных соревнованиях   по   баскетболу,   легкой   атлетике,   лыжам,   ежегодное   участие   в областной (коррекционных) общеобразовательных учреждений. Воспитанники школы­интерната являются не только   постоянными   участниками,   но   и  призерами   районных   и   областных спортивных  мероприятий.  Общешкольные   мероприятия,   воспитательные   часы,   диспуты,   круглые   столы: «Урок   здоровья»,   «Берегите   воду   –   источник   жизни»,   «Здоров   будешь   –   все добудешь»,   «Здоровье   в   твоих   руках»,   «Здоровое   питание   –   отличное настроение», «В здоровом теле – здоровый дух», «Советы от доктора Айболита», «Вредные   привычки»,   сбалансированное   5­ти   разовое   питание,   уроки физкультуры, ЛФК, ритмики, физминутки, спортивные часы, прогулки на свежем воздухе   и   множество   воспитательных   мероприятий   данной   тематики способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся. специальных   Воспитатели школы – интерната в организации проведения воспитательных   словесный, часов и самоподготовок учитывают: 1)   обстановку   и   гигиенические   условия   в   классе   (кабинете):   температуру   и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.; 2)   число   видов   учебной   деятельности:   опрос   обучающихся,   письмо,   чтение, слушание,   рассказ,   рассматривание   наглядных   пособий,   ответы   на   вопросы, решение примеров, задач и др.; 3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной и воспитательной деятельности; 4)   способы   преподавания: самостоятельная работа и т.д.; 5)   место   и   длительность   применения   ТСО   (в   соответствии   с   гигиеническими нормами),   умение   учителя   использовать   их   как   возможности   инициирования дискуссии, обсуждения; 6) позы обучающихся, чередование поз; 7) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на воспитательном часе и самоподготовке – их место, содержание и продолжительность.; 8)   наличие   у   обучающихся   мотивации   к   учебной   деятельности   на   уроке (стремление   больше   узнать,   радость   от   активности,   интерес   к   изучаемому материалу   и   т.п.)   и   используемые   воспитателем   методы   повышения   этой мотивации; 9) наличие в содержательной части воспитательного часа вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей;   аудиовизуальный,   наглядный, формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания   сущности   здорового   образа   жизни;   формирование   потребности   в здоровом   образе   жизни;   выработка   индивидуального   способа   безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.; 10) психологический климат на уроке; 11) наличие на воспитательном часе и самоподготовке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;    В воспитатели   конце     обращают   воспитательного        внимание на следующее:     часа   и   самоподготовки 1) плотность воспитательного часа или самоподготовки, т.е. количество времени, затраченного воспитанниками на учебную работу; 2)   момент   наступления   утомления   воспитанников   и   снижения   их   учебной активности. 3) темп и особенности окончания воспитательного часа или самоподготовки. С   учётом   возрастных   особенностей   детского   организма   и   потребности   в двигательной   активности воспитанников   с   ограниченными   возможностями здоровья  важное место воспитатели школы­интерната на воспитательных часах и самоподготовке   уделяют  проведению   физкультминутки   для   предупреждения утомления,   а   также   для   повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания. В своей работе мы используем следующие виды физминуток:   нарушения   осанки,   зрения,  Оздоровительно ­ гигиенические.  Двигательно – речевые.  Подражательные  Физкультурно­спортивные. Физминутки положительно влияют на аналитико­синтетическую деятельность мозга,   активизируют   сердечнососудистую   и   дыхательную   системы,   улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.  Успешность профессиональной деятельности воспитателя, работающего с детьми с   ограниченными   возможностями   здоровья,   можно   определять,   помимо результативности   коррекционной   работы,   сохранностью   его   собственного психического здоровья и чувством удовлетворенности процессом и результатами своего труда.  Важными   условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:  во­первых, внимательное отношение воспитателя к своему собственному здоровью   и   соблюдение   тех   правил   поведения,   которые   называются здоровым образом жизни;  во­вторых,   общий   настрой   школы­интерната   на   создание   рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью. В заключении  хочется высказать мнение о том, что правильно организованный образовательно­воспитательный   процесс   в   условиях   школы­интерната,   может существенно   и   положительно   влиять   на   укрепление   и   развитие   здоровья,   как педагогов,   так   и   обучающихся.  Педагогический   коллектив   школы­интерната старается формировать учебно­воспитательные программы так, чтобы выпускник школы­интерната обладал навыкам управления здоровьем в собственной жизни, чтобы после завершения образования имел более качественное здоровье, чем при поступлении в нее. Литература и источники: 1. Ковалько   В.И.   Школа   физкультминуток   (1­4классы):   Практ.   Разработки физкультминуток,   гимнастических   комплексов,   подвижных   игр   для младших школьников. М.,2005. 2. Смирнов Н.К. Здороьесберегающие  технологии и психология здоровья в школе. М.,2005. 3. Акимова   М.К.,   Козлова   В.Т.   Психофизиологические   особенности индивидуальности   школьников.   Учет   и   коррекция.   –   М.:   Просвещение, 2002. 4. Безруких   М.М.,   Сонькин   В.Д.,   Безобразова   В.Н..   «Здоровьесберегающая школа» Москва, Педагогический университет «Первое сентября». 2006 г. 5. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования// Валеология.­2004.­№1. 6. Зенова   Т.В.   Материалы   для   подготовки   комплексно­целевой   программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.­ №1. 7. Карасева   Т.В.   Современные   аспекты   реализации   здоровьесберегающих технологий // «Начальная школа», 2005. ­ № 11.

«Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении детей с ОВЗ в условиях школы – интерната»

«Ориентация на здоровьесберегающие технологии  в воспитании и  обучении детей с ОВЗ  в условиях школы – интерната»

«Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении детей с ОВЗ в условиях школы – интерната»

«Ориентация на здоровьесберегающие технологии  в воспитании и  обучении детей с ОВЗ  в условиях школы – интерната»

«Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении детей с ОВЗ в условиях школы – интерната»

«Ориентация на здоровьесберегающие технологии  в воспитании и  обучении детей с ОВЗ  в условиях школы – интерната»

«Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении детей с ОВЗ в условиях школы – интерната»

«Ориентация на здоровьесберегающие технологии  в воспитании и  обучении детей с ОВЗ  в условиях школы – интерната»

«Ориентация на здоровьесберегающие технологии в воспитании и обучении детей с ОВЗ в условиях школы – интерната»

«Ориентация на здоровьесберегающие технологии  в воспитании и  обучении детей с ОВЗ  в условиях школы – интерната»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018