Осенний пейзаж в технике "монотипия" (1-2 классы)
Оценка 5

Осенний пейзаж в технике "монотипия" (1-2 классы)

Оценка 5
Занимательные материалы +3
docx
искусство
1 кл—2 кл
04.05.2017
Осенний пейзаж в технике "монотипия" (1-2 классы)
презентация к занятию
Публикация является частью публикации:
осень конспект.docx
муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «коношский районный дом детского творчества» Конспект учебного занятия «Рисование осеннего пейзажа в технике «монотипия»                                                                                                     Автор:                                                                                  Кутилова Надежда Ивановна, педагог  дополнительного                                                                                          образования                                         п.Коноша, 2014г. Тема:  Осенний пейзаж. (Для детей 1­2 классов) Цель: рисование осеннего пейзажа в нетрадиционной технике «монотипия». Задачи:  Познакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений (монотипии, отпечатки). Совершенствовать технику рисования акварельными красками. Учить детей составлять гармоничную цветовую композицию. Развивать творческие способности. Воспитывать интерес к познанию природы через синтез искусств и отображению представлений в изобразительной деятельности. Тип урока: урок постановки и решения учебной задачи. Структура урока:  №                  Структура урока Время проведения Организационный момент. Загадка. Систематизация знаний о пейзаже.   Определение темы и цели урока. Введение нового учебного материала. Формирование первичных умений ( в парах) Самостоятельная работа по решению задач. Закрепление этапов последовательности работы. Рефлексия. Тренинг «Листочек».  1  2  3  4  5  6  7  8            30 сек.            15 мин.      1 мин. 30 сек.              5 мин.              3 мин.              15 мин.               3 мин.                 2 мин. Виды деятельности: постановка учебной задачи, беседа, демонстрация слайдов о природе,   чтение   стихотворений   об   осени,   слушание   музыки,   дидактическая   игра «Вхождение   в   картину»,   практическая   работа,   чтение   технологической   карты,   анализ работ. Формы   организации   учебной   деятельности:  фронтальная   –   работа   со   всеми детьми (обсуждение, сравнение, обобщение); групповая – работа в парах по формированию первичных умений; индивидуальная – воплощение самостоятельного творческого замысла в конце работы; заочная экскурсия в картинную галерею. Предварительная   работа.  Рассматривание   иллюстраций,   репродукций   картин, художественных   открыток,   знакомящих   с   осенними   пейзажами   известных   художников. Рассматривание   фотографий,   на   которых   изображены   деревья, отражающиеся   в   воде.     Экспериментирование   с   отражением   в   зеркале.   Знакомство   с зеркальной симметрией. Беседа о наблюдениях на прогулке за отражением в лужах.   иллюстраций, Материалы,   инструменты,   оборудование.  Белые   листы   бумаги,   акварельные краски,  кисточки №2, №5  в стаканчиках, палитры, баночки с водой, салфетки, маленькие листочки   для   закрепления   приема   «монотипии»,   презентация   о   картинах   художников, технологическая карта этапов выполнения работы, образец осеннего пейзажа «У озера», подушки,   аудиозаписи   П.Чайковского   «Осенняя   песня»,   А.Вивальди   «Осень»,   «Осень, милая, шурши», листочки (с двойным скотчем) Словарь: пейзаж,  галерея,  манисты, созвучия, линия сгиба, линия горизонта. Методы   и   приемы:  (   по   классификации   методов   обучения,   предложенной Бабанским Ю.К.)  Метод стимулирования – учебное поощрение.  Методы организации и осуществления учебных действий и операций: ­ словесно­наглядные: беседа, чтение художественного слова, рассказ, показ иллюстраций, слайдов; ­ практические: подбор картины к музыке, стихотворению;  ­ гностические: проблемные вопросы к детям; ­ логические: составление последовательности работы; ­ самоуправление учебными действиями: самостоятельная работа, работа в парах.  Метод контроля: метод устного контроля. Здоровьесберегающие   технологии:   смена   поз   на   уроке,   пальчиковая   гимнастика «Кисточка», пластический этюд «Брызги дождя», хоровод «Осень, милая, шурши». 1. Организационный момент. Встреча детей у зала. ­ Здравствуйте. Ребята, мне сегодня прямо в руки упал листочек, а на нем – загадка. Отгадайте: «Что за волшебница краски взяла?  Листья покрасила, с веток смела,                      Мошек упрятала спать до весны, что за волшебница, скажете вы?»                                                                                                               ( Осень) ­ А еще Осень приглашает в картинную галерею.  Кто знает, что такое картинная галерея? ­ Ну  как, принимаем  приглашение? ­ Добро пожаловать! (проходят в зал). Наша картинная галерея находится на экране. 2.Систематизация знаний о пейзаже.  ­ В галерее собраны картины знаменитых художников и нашего земляка Андрея Яковлева. Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью наполнилось сердце. Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно!       (Н. Рыленков) (показ всех картин, знакомство с автором; закончить слайдом со всеми картинами) ­ Какому времени года  посвящены эти картины?  (осени) «В золотой карете, что с конем игривым,  Проскакала Осень по лесам и нивам. Добрая волшебница все переиначила: Ярко­желтым цветом землю разукрасила».   (Ю.Капустина) Думаю, что вы не раз любовались красивым нарядом осенних деревьев.    Пейзаж... Природа... Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем.  Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник­пейзажист,  внося в картину свое отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться  в нее и насладиться ею. А может, и пообщаться с ней.  Игра «Вхождение в картину»: Представьте, что вы оказались в какой­либо из этих картин. Что бы вы там увидели, услышали, почувствовали?   (рассказы детей) ­ Сядьте на подушечки (на ковре) и послушайте музыку композитора  П.И.Чайковского «Осенняя песня».     ­ Какая музыка? (задумчивая, печальная, плавная, медленная, певучая)  О чем рассказала музыка?  Что вы в ней услышали?  (грусть, шелест листвы, порывы ветра). К какой картине больше подходит это произведение? (И.Бродский «Опавшие листья») ­ Почему?   (из открытой веранды виден сад.   Листья опадают с деревьев, и шаловливый ветер, подхватывая их, устилает крыльцо и веранду.)   ­   Послушайте   стихотворение  А.Рождественской   «Рябинушка»,  определите,   к   какой картине оно относится. Вот и осень наступила, сад стал золотистый, И рябинушка надела красные манисты. А надев убор красивый, всех нарядней стала, Будто яркая рябина с нами заплясала. (И.Э.Грабарь  «Рябинушка»   1915год. Манисты – украшение. Посмотрите, какая праздничная рябинка. Художник сумел увидеть и запечатлеть величавую поэзию родной природы, он выразил свою восторженную любовь к ней. Природа предстает перед зрителем, как яркое праздничное зрелище. Вспыхивает кружевная оранжево­красная листва рябины на фоне ярко­зеленого поля, стволы берез с длинными ниспадающими гирляндами золотой листвы торжественно обрамляют ее. Художник отбирает в пейзаже наиболее поразившие его черты, усиливает звучание реальных   цветов.   Образному   строю   картины   присущи   декоративная   нарядность, обобщенная проработка форм, общий ликующий мажорный настрой. Грабарь Игорь Эммануилович   продолжил и развил лучшие традиции русской пейзажной живописи, традиции Левитана, Серова, Коровина... Он обогатил свою палитру цветовыми и световоздушными достижениями искусства французских импрессионистов. И еще что очень важно — его картины способствовали дальнейшему развитию пейзажного жанра.           ­ Пройдите в наш художественный салон.  ( дети садятся за столы) 3. Определение темы и цели урока.   ­   Как   интересно   об   осени     рассказали   поэты,   художники,   композиторы.   Рассказали словами, красками, музыкой. Кто догадался, чем будем заниматься на уроке?  ( рисовать пейзаж) ­ Мы  нарисуем осенний пейзаж в нетрадиционной технике «монотипия». Монотипия   –   это   графическая   техника.   Состоит   из   двух   древнегреческих   слов «Моно   —   один,   типия   —   отпечаток».   Монотипия   как   вид   искусства   максимально пробуждает фантазию и образное мышление. Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.  Появление   монотипии   в   России   связано   с   именем   Елизаветы   Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. Монотипия – уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа  и живописи.  Если   просто   сказать:   одно   касание,   прикосновение,   надавливание.     Главное,   это художественное   произведение,   выполненное   за   один   прием!   Первыми   монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах своих пещер. ­ Какие задачи мы поставим?  (рисовать аккуратно, правильно подбирать цветовую гамму, отобразить зеркальное отражение) Постарайтесь,   чтобы   ваши   пейзажи   получились   красивыми.   Лучшие   работы   мы украсим осенними листочками. 4. Введение нового учебного материала. ТБ: при работе с красками и водой   будьте   аккуратными, краска должна быть густой, работать нужно быстро, чтобы получился хороший оттиск. ­Работать будем  одновременно в последовательности (показ слайдов).   ­ Возьмите лист в вертикальном положении. Поднимите нижние уголки и соедините с верхними, хорошо прогладьте линию сгиба. Рисовать будем только в верхней части листа, поднимая нижнюю, чтобы сделать отпечаток.      (рассматривание образца) ­ И так, что находится в верхней части работы?  (полянка с деревьями) ­ Что находится внизу?  (отражение в озере) ­ Чем они отличаются?  (отражение не такое яркое и четкое)  Подготовим пальчики к работе. Этюд «Брызги дождя»  Муз. А.Вивальди «Осень», пальчиковая гимнастика «Кисточка» 5. Формирование первичных умений.  (работа в парах) ­   Сначала   возьмите   маленькие   листочки   в   вертикальном   положении,   согните   пополам. Нарисуйте   полоской   выше   линии   сгиба   полянку,   подобрав   цвет   пожухлой   травы, отпечатайте. Над   полянкой   нарисуйте   небо,   отпечатайте.   Поменяйтесь   работами   с   соседом   и проанализируйте. ­ Какие выводы можно сделать?   (работать быстро, чтобы отпечаток был лучше, краску брать гуще, небо рисовать светлей – погода будет ясной…) 6. Самостоятельная работа по решению задач.  Рисование пейзажа.  ( звучит легкая спокойная  музыка) ­ Выше линии сгиба  рисуем полянку. (широкой кистью).  Подбираем на палитре  цвет пожухлой травы. ( оттиск) ­ Рисуем стволы рябин, веточки. Какой кистью лучше?  ( оттиск) ­ Рисуем кустик. Чем он отличается от дерева?  ( оттиск) ­ Рисуем оранжевую листву рябин, опавшие под дерево листья.  Примакиванием.   (оттиск) ­ Цвет листвы кустика подбираете самостоятельно, сразу  рисуем  опавшие листики. ( оттиск) ­ Рисуем голубое небо вокруг рябины.  Почему не рисуем сразу все небо? – краска  быстро сохнет.  ( оттиск) ­ Дорисовываем небо.  (оттиск) ­ На рябине и кустике можно нарисовать красные ягоды.  (  оттиск) Пейзаж  можно подрисовать ярче, чтобы отличался от отражения в воде. На воде   нарисовать легкие волны, плавающих уточек или лодочки. В небе можно – улетающих птиц. Нужно ли делать оттиск? Почему не надо? 7.   Закрепление     этапов     последовательности   работы.  (   слайды   с   технологической картой)        Вы не зря в осенней сказке побывали,        Все осеннюю красу в работах передали,        Поэтому устроим мы сейчас наш осенний вернисаж. ­ Заканчиваем, наводим порядок, работу укрепляем на стенде. ­ Вспомним этапы выполнения работы: рассказ о последовательности выполнения работы. ( по слайдам) 8. Рефлексия. ­ А сейчас отдохнем в хороводе «Осень, милая, шурши». ­Пришло время посмотреть наши работы.  Полюбуйтесь. Вам нравится выставка? Давайте придумаем название нашей выставки.  ( «Осенняя сказка») ­ Поднимите руку, кто сегодня испытал трудности. ­  Похлопайте те, кто сегодня научился рисовать в технике «монотипия».   ­  Тренинг «Листочек».    (в кругу) Передавая листочек, рассказать, что понравилось на уроке.  ­Осень нам оставила листочки.  Возьмите один,  прикрепите  рядом с той работой, которая вам больше понравилась, объясняя, почему? ­Как   красиво   листочки   украсили   пейзажи!   Красота   осеннего   леса   сохранится   в   наших пейзажах.                                                                                                  Приложение 3. Литература и интернет ресурсы:       1.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования. ­  М.: «Издательство Скрипторий  2003»,  2008. – 72 с.       2.Королева Т.В.. Занятия по рисованию с детьми 6­7 лет. Методическое пособие. – М.:  ТЦ Сфера, 2009. – 112 с.       3.Куревина О.А., Селезнева Г.Е. Путешествие в прекрасное. Методические  рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 1999. – 416 с.        4. Сокольникова Н.М. Рисунок. Живопись. Композиция. Словарь. Учебники для 5­8  классов, М., 1999.       5.Полуянов Ю. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. – М., 2000. – 160с.        6. Калинина Т.В. Альбом с кляксами. Основы языка. СПб., 2009 г. 7. graphic.ru         8.  stranamasterov.ru  9. www.monotypy.ru  10. www.fcio.edu.ru                                                                                     Приложение 1. Занятие «Осенний пейзаж» проводится по программе «Путешествие в прекрасное» из блока «Нетрадиционные техники рисования» для детей 1­2 классов. Главная изюминка урока в том, чтобы дети увидели осень в синтезе искусств, это способствует глубокому и прочному усвоению знаний, расширению кругозора , поддерживанию внимания и интереса. Полученные знания дети смогу применить и на уроке   литературы, и на уроке музыки, а также они будут коммуникабельней в жизни. Для достижения цели занятия использовала различные методы ( по классификации методов обучения, предложенной Бабанским Ю.К.) Метод стимулирования – учебное поощрение. Перед рисованием пейзажа попросила детей   постараться,   т.к.   лучшие   работы   мы   украсим   осенними   листочками.   Дети самостоятельно анализируют, корректно подходят к выбору, учатся быть тактичными. Методы организации и осуществления учебных действий и операций: ­   словесно­наглядные:  беседа,   рассказ   использовались   на   протяжении   всего   занятия   с показом   слайдов,   образца.     Наглядность   помогает   активизировать   внимание   детей, проблемные вопросы заставляют детей думать, обобщать. ­ практические:  дети учились делать оттиск, менялись работами с соседом, анализировали работу, обобщали, как лучше пользоваться этой техникой. ­  логические:  ставлю   вопросы   так,   чтобы   ребенок   высказывал   свое   мнение,   проявляя большую активность, учу кратко аргументировать свое утверждение. ­  гностические:   подводила детей к самостоятельному определению темы урока, задач; провела тренинг « Листочек», который  помогает развитию культуры общения. ­репродуктивный:  этот   метод   использовала   в   работе   с   технологической   картой,   дети воспроизводили и закрепляли полученные знания. ­  самоуправление   учебными   действиями:  в   самостоятельной     работе     дети   учились контролировать   свою   деятельность,   корректировать   ее,   т.к.   подходила   и   проводила индивидуальную консультационную работу. Методы контроля: использовала метод устного контроля. Интегральный метод:  на занятии использовала разные виды искусства.   Именно синтез искусств   делает   занятие   более   полным,   помогает   детям   получать   глубокие   знания, облагораживает душу ребенка.                                                                                         Приложение 2. Чтобы  занятие  было  более  продуктивным,  использовала     элементы современных педагогических технологий  ( по Г.К Селевко). 1.Педтехнология   на   основе   личностной   ориентации   педагогического   процесса:  эту педагогику   сотрудничества   применяю   для   развития   коммуникабельности,   чтобы   дети умели   общаться,   вовлекаю   в   процесс   познания   всех,   чтобы   обменивались   знаниями, идеями, способами деятельности. В игре «Вхождение в картину» приходят на помощь тем, кто затрудняется. Учатся работать в парах, выбирать лучший способ в выполнении работы. 2. Педтехнология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: на занятии использую игровые моменты, которые помогают поддерживать интерес детей. Это   пальчиковая   гимнастика,   пластический   этюд   «Брызги   дождя»,   игра   «Вхождение   в картину», тренинг «Листочек». 3.Педтехнологии   на   основе   эффективности   управления   и   организации   учебного процесса:  на занятии использовала фронтальную форму работы – работа со всеми детьми (обсуждение,   сравнение,   обобщение);   групповую     –   работа   в   парах   по   формированию первичных умений; индивидуальную – воплощение самостоятельного творческого замысла в конце работы; из других форм применила заочную экскурсию в картинную галерею. 4.   Педтехнологии   на   основе   дидактического   усовершенствования   и   реконструкции материала:  для первичного закрепления знаний использовала маленькие пробнички, по которым дети могли сделать выводы, определить задачи выполнения дальнейшей работы. Помощь в работе оказывает технологическая карта, она же помогает и для более прочного закрепления материала. 5. Технология развивающего обучения:  здесь большую роль играет подготовительная к занятию  работа,   что  способствует   расширению  кругозора  детей,  изюминкой   творчества является последний этап работы, где дети самостоятельно воплощают свою фантазию в выборе   различных   элементов,   различных   цветов.   Это   делает   работу   индивидуальной, творческой. 6. Здоровьесберегающие технологии:  пальчиковая гимнастика «Кисточка», пластический этюд «Брызги дождя», хоровод «Осень, милая, шурши» Использование   различных   методов,   приемов,   технологий   повышает   эффективность занятий,   уровень   знаний   и   навыков   детей,   обеспечивается   предельная   плотность, насыщенность полезной работы.                                                                                                Приложение 4.

Осенний пейзаж в технике "монотипия" (1-2 классы)

Осенний пейзаж в технике "монотипия" (1-2 классы)

Осенний пейзаж в технике "монотипия" (1-2 классы)

Осенний пейзаж в технике "монотипия" (1-2 классы)

Осенний пейзаж в технике "монотипия" (1-2 классы)

Осенний пейзаж в технике "монотипия" (1-2 классы)

Осенний пейзаж в технике "монотипия" (1-2 классы)

Осенний пейзаж в технике "монотипия" (1-2 классы)

Осенний пейзаж в технике "монотипия" (1-2 классы)

Осенний пейзаж в технике "монотипия" (1-2 классы)

Осенний пейзаж в технике "монотипия" (1-2 классы)

Осенний пейзаж в технике "монотипия" (1-2 классы)

Осенний пейзаж в технике "монотипия" (1-2 классы)

Осенний пейзаж в технике "монотипия" (1-2 классы)

Осенний пейзаж в технике "монотипия" (1-2 классы)

Осенний пейзаж в технике "монотипия" (1-2 классы)

Осенний пейзаж в технике "монотипия" (1-2 классы)

Осенний пейзаж в технике "монотипия" (1-2 классы)

Осенний пейзаж в технике "монотипия" (1-2 классы)

Осенний пейзаж в технике "монотипия" (1-2 классы)

Осенний пейзаж в технике "монотипия" (1-2 классы)

Осенний пейзаж в технике "монотипия" (1-2 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017