Основа и окончание.
Оценка 5

Основа и окончание.

Оценка 5
Работа в классе
doc
русский язык
5 кл
10.01.2017
Основа и окончание.
Дидактический материал для урока по теме "Морфемика", в котором содержатся задания по повторению теории и терминов, разные виды заданий для развития практического навыка выделения окончания в слове, роль окончания в слове, творческое задание на основе сказки Л. Петрушевской "Пуськи бятые" и составление предложений по предложенным словам в начальной форме, тестовое задание по теме "Основа и окончание".
Основа и окончание.doc

Основа и окончание.

Задание 1.

Вспомним основные термины:

  1. Раздел науки о языке, изучающий состав (строение) слова, называется …
  2. Часть слова без окончания называется …
  3. Морфема – это …
  4. Корень, приставка, суффикс, окончание – это …
  5. Изменяемая часть слова, служащая для связи слов в словосочетаниях и предложениях, называется …
  6. Изменение слова по падежам и числам называется …
  7. Система окончаний любого слова называется …
  8. Морф – это…
  9. Словообразование – это…
  10. Праздник, празднику, праздником, о празднике – это 

 

Задание 2.

Выделите в данных словах основу и окончание, после проделанной работы письменно составь правило определения окончания в любом слове, подумай, о чём необходимо помнить. Как при определении окончания тебе может помочь знания фонетики?

Парад, малина, гигантский, жюри, объединение, орфография, справа, печалит, лисий.

 

Задание 3.

Выпишите сначала имена существительные, которые имеют нулевое окончание, затем – остальные существительные. Обозначьте в них основу и окончание. Укажите синонимы.

У нас человек человеку – товарищ,

И брат, и соратник, и родич, и друг!

И, значит, как другу и брату, ты даришь

Плоды вдохновенья, труды твоих рук.

 

Задание 4.

Из данных предложений выпишите сначала разные формы одного и того же слова, а затем – родственные слова. Обозначьте в них основу и окончание.

  1. Труд кормит, а лень портит.
  2. В школе мы приобретаем трудовые навыки.
  3. Все богатства на земле созданы трудом человека.
  4. Мы все к труду готовы.
  5. Будешь трудиться, будешь сыт.
  6. Трудно бывает в начале пути.
  7. Человек счастлив в труде.
  8. Большинство трудоёмких работ сейчас механизировано.

 

Задание 5.

Формы одного и того же слова в русском языке в основном образуются с помощью окончания. Меняется окончание в слове – меняется и его грамматическая форма (грамматическое значение).

 

 

 

зеленоват

 

ЫЙ – ед.ч., м.р., им.п.

ОГО – ед.ч., м.р. (ср.р.), род.п.

ЫМИ – мн.ч., тв.п.

АЯ – ед.ч., ж.р., им.п.

УЮ – ед.ч., ж.р., вин.п.

ИХ – мн.ч., род.п.

Таким образом, аффиксы информируют нас о важных языковых характеристиках слова: о его лексическом значении, грамматических признаках, грамматической форме.

Давайте докажем это экспериментально, а для этого прочитайте внимательно текст и попытайтесь его пересказать.

Пуськи бятые.

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку.

И волит:

– Калушата, калушаточки! Бутявочка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали.

И подудонились.

А Калуша волит:

– Оее, оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит:

– Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.

А бутявка волит за напушкой:

– Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!     (Л.Петрушевская).

Почему не можете пересказать? А что поняли? Почему? Есть ли в этом тексте герои? Совершается ли какое либо действие? Как вы об этом догадались? Интересный факт: текст, не имеющий ни одного знакомого слова (кроме служебных частей речи), тем не менее поддаётся определённому смысловому, сюжетному анализу.

Почему же это происходит?

Секрет в том, что текст построен по законам русского языка. докажите это.

  • Найдите предложения.
  • Первое предложение разберите по членам предложения.
  • Составьте словосочетание, разберите его.
  • Приведите примеры разных частей речи из текста.

 

УТОЧНИМ:

  1. Что такое окончание?
  2. Чем окончание отличается от других морфем?
  3. Для чего служит окончание?
  4. Что такое нулевое окончание?
  5. Как определить окончание в слове?
  6. Все ли слова имеют окончание? Почему?

 

Задание 6.

Составить и записать предложения из данных слов. Обозначьте в них основу и окончание.

  1. Ветерок, раскачивать, её, лёгкий.
  2. К, земля, тяжёлый, рожь, наклоняться, колосья,
  3. Уборка, завтра, начинать, урожай.

 

Задание 7.

  1. В каком ряду во всех словах нулевое окончание?
    1) Луна, свет, чёрт, луж.
    2) Зелёная, красная, светлый, игривая.
    3) Круч, ветер, папин, сургуч.
    4) Справа, назад, гулять, пить.
  2. В каком ряду во всех словах окончания обозначают форму женского рода, единственного числа, творительного падежа.
    1) Широкая, парта, папа, вина.
    2) Кругом, веером, советом, учебником.
    3) Книгами, зимами, рябинами, клюквами.
    4) Орфографией, телеграммой, террасой, синицей.
  3. В каком ряду во  всех словах окончание обозначает форму именительного падежа, среднего рода, единственного числа?
    1) Праздное, малиновое, единственное.
    2) Окно, пальто, жюри.
    3) Было, сияло, снимало.
    4) Трудно, холодно, свежо.
  4. В каком ряду во всех словах чистая основа?
    1) Рисует, играет, пылит.
    2) Даль, свист, прах.
    3) Бегать, кофе, снизу.
    4) Кипуч, праздник, кафе.

 



Основа и окончание. Задание 1

Основа и окончание. Задание 1

В школе мы приобретаем трудовые навыки

В школе мы приобретаем трудовые навыки

Почему не можете пересказать?

Почему не можете пересказать?

Кругом, веером, советом, учебником

Кругом, веером, советом, учебником
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017