Основные морфологические понятия
Оценка 4.8

Основные морфологические понятия

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
русский язык
1 кл
06.01.2017
Основные морфологические понятия
Рекомендации по повышению эффективности формирования основных морфологических понятий у младших школьников Морфология — один из важнейших разделов школьного курса, от успешного усвоения которого во многом зависит достижение ведущих целей обучения русскому языку в школе. При формировании понятия можно выделить три этапа: Первый – подготовительный, предполагает накопление материала – наблюдение изучаемого явления, выделение и название важных существенных признаков, первичное обобщение накопленного материала. Второй – введение термина, вывод определения, составление схем, моделей. Вывод определения состоит в подведении формируемого понятия под родовое понятие и выделение нескольких важнейших признаков. Третий этап – это дальнейшее углубление понятия, узнавание и выделение новых признаков и свойств изучаемого явления, которые лежат в основе формируемого понятия.
Основные морфологические понятия.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №15 Советского района Волгограда

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Основные морфологические понятия у младших школьников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Фадеева Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов

 

 

 

Волгоград

2017

Рекомендации по повышению эффективности формирования основных морфологических понятий у младших школьников

Морфология — один из важнейших разделов школьного курса, от успешного усвоения которого во многом зависит достижение ведущих целей обучения русскому языку в школе.

При формировании понятия можно выделить три этапа:

     Первый – подготовительный, предполагает накопление материала – наблюдение изучаемого явления, выделение и название важных существенных признаков, первичное обобщение накопленного материала.

     Второй – введение термина, вывод определения, составление схем, моделей. Вывод определения состоит в подведении формируемого понятия под родовое понятие и выделение нескольких важнейших признаков.

     Третий этап – это дальнейшее углубление понятия, узнавание и выделение новых признаков и свойств изучаемого явления, которые лежат в основе формируемого понятия.

     Переход от смыслового термина к научному можно осуществить двумя путями. Можно переключить учеников, например, с термина «слова-предметы» на термин «имя существительное» одномоментно, сказав, что теперь их необходимо называть так, как в учебнике. А можно сделать это постепенно. Сначала сам учитель начинает называть изучаемое понятие научным терминов, предоставляя ученикам право называть его или так же, или по-старому. Постепенно вслед за учителем новым термином начинают пользоваться более сильные ученики, за ними и все остальные.

Для того, чтобы показать роль каждой части речи, можно использовать следующий приём. Учитель сравнивает части речи с сотовым телефоном. В телефоне каждая кнопка отвечает за несколько букв, цифру. Представим, что определённая часть речи – это какая-то одна клавиша. Если не будет работать одна клавиша, то мы не сможем написать слово или набрать номер. Также и с частями речи. Если не будет имени существительного, имени прилагательного, глагола и так далее, то мы не сможем передать друг другу свои мысли.

     Также можно ввести понятие частей речи в виде островов в океане. Каждая часть речи – отдельный остров. На островах есть разные загадки, которые надо разгадать. Таким исследовательским методом учащиеся как бы сами добывают представления о грамматических признаках частей речи.

     Один из приёмов при изучении отдельных частей речи – составление логико-смысловой модели (ЛСМ) В. Э. Штейнберга.

Знакомя учеников с основными частями речи, целесообразно понаблюдать над взаимосвязью или «дружбой» этих частей речи в предложении. Так глагол «дружит» только с именем существительным, а с именем прилагательным «не дружит», только соседствует иногда. Также и прилагательное не дружит с глаголом, а с существительным не просто «дружит» на равных, как глагол, а подстраивается под него, меняя число, род и окончание. А вот существительное «дружит» со всеми, но по-разному.

     При изучении темы «Род имён прилагательных» вместо привычного задания «Запишите имена прилагательные в два столбика по родам» можно предложить детям следующее упражнение: охарактеризуйте мальчика и девочку, используя одни и те же имена прилагательные. Запишите прилагательные в два столбика. Чем они будут различаться? Почему?

Изучение темы «Склонение имён существительных по падежам» можно проводить через сказку.  Используется диалог учащихся, в котором один ученик задаёт вопросы, а другой отвечает, склоняя одно и то же слово. При отборе заданий к данной теме, нужно помнить, что необходимо давать упражнения, где учащиеся будут склонять не отдельное слово, а будут ставить вопрос к существительному в словосочетании или в предложении, так как в них отчётливо выражается отношение одного слова к другому.

Для запоминания названий падежей и падежных вопросов можно организовать игру в грамматическое лото. Для проведения игры нужно приготовить карточки с названиями падежей и отдельно с падежными вопросами. Класс делится на три команды. Игрок первой команды поднимает карточку с сокращённым названием падежа (И.. Р., …). Игрок второй команды расшифровывает название падежа, третьей – выбирает карточку, на которой написаны вопросы данного падежа.

При изучении числа имён существительных можно дать такие интересные задания, как найти разницу между дубом и дубняком, между елью и ельником, берёзой и березняком. При этом  постоянно нужно тренировать учеников в том, что на уроках русского языка мы имеем дело не с предметами, а с их речевыми выражениями – словами.

 

Список литературы

1.      Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Сальникова Т. П. – М., 2001. – 240.

2.      Петленко Л. В. Как избежать формализм в знаниях учащихся при изучении раздела «Части речи» // Начальная школа. – 2006. - №12. – С. 31 – 34.


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №15

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №15

Рекомендации по повышению эффективности формирования основных морфологических понятий у младших школьников

Рекомендации по повышению эффективности формирования основных морфологических понятий у младших школьников

Также и прилагательное не дружит с глаголом, а с существительным не просто «дружит» на равных, как глагол, а подстраивается под него, меняя число, род и…

Также и прилагательное не дружит с глаголом, а с существительным не просто «дружит» на равных, как глагол, а подстраивается под него, меняя число, род и…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017