Основные понятия баз данных
Оценка 4.8

Основные понятия баз данных

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
информатика
11 кл
13.03.2017
Основные понятия баз данных
Представьте себя в роли директора нашей школы. Смогли бы вы упомнить все сведения об успеваемости учащихся, общественной работе, поведении учеников. А домашний адрес, место работы родителей, состояние здоровья каждого ученика и т. д. Такая рутинная работа преследует каждого руководителя большого коллектива. Кто из вас знает, а как раньше хранились данные о сотрудниках некоторого коллектива? (В картотеках: в виде выдвижных ящиков, где в алфавитном порядке стояли личные дела сотрудников).Поурочный план по информатике
Основные понятия БД doc.doc
Тема: Основные понятия баз данных. Цели:  Образовательные:   познакомить студентов с понятиями: информационно­поисковая система, база   данных,  системный анализ и инфологическая модель, с классификацией БД;   Развивающие:        развивать вкус к исследованию и поиску зависимостей;    Воспитательные:  воспитывать устойчивый познавательный интерес к предмету информатика через показ  практического применения темы;  Тип урока: урок изучения нового материала. Формы работы:  Объяснение нового материала – фронтальная работа  Практическая работа – индивидуальная работа.  ХОД УРОКА I. II. Организационный момент. Приветствие, проверка наличие студентов.  Теоретическая часть.          Представьте себя в роли директора нашей школы. Смогли бы вы упомнить все  сведения об успеваемости учащихся, общественной работе, поведении учеников. А  домашний адрес, место работы родителей, состояние здоровья каждого ученика и т. д.  Такая рутинная работа преследует каждого руководителя большого коллектива.  Кто из вас знает, а как раньше хранились данные о сотрудниках некоторого коллектива? (В  картотеках: в виде выдвижных ящиков, где в алфавитном порядке стояли личные дела сотрудников).          С появлением компьютеров люди стали задумываться, а как бы занести в память  компьютера данные и потом с ними работать (осуществлять поиск, дополнять и изменять  сведения). Так были созданы специальные программы, которые позволяли осуществить все  эти операции. Они получили название – информационно­поисковые системы. Сейчас они  применяются во всех отраслях человеческой деятельности: в банках, магазинах,  библиотеках и так далее. На уроке рассмотрим понятие информационно­поисковой  системы, базы данных, основные элементы и виды баз данных, познакомимся с одной из  систем управления базами данных – MicrosoftAccess.          Рассмотрим с вами ситуацию с руководителем большого коллектива. Каждый из вас,  кто посещает библиотеку, знает, как приходится порой долго искать в каталоге  необходимую книгу, особенно, если не знаешь точно название книги и автора. Приведенные мной ситуации имеют много общего: в большом количестве данных мы ищем  ту информацию, которая необходима в данный момент. В обеих ситуациях речь фактически идет о множестве однотипных объектов. Для каждого из этих объектов существенными  являются значения лишь некоторых признаков. Что вы считаете для учеников признаками? (Рост, фамилия, имя, отчество, адрес  местожительства, год рождения и т. д.) Для каждого ученика мы можем конкретизировать наши признаки и будем получать  значения признаков. Итак, поиск информации можно поручить компьютеру. Для этого были созданы программы  – информационно­поисковые системы. 1 Информационно­поисковая система – это система, где хранится информация, из которой по требованию пользователя выдается нужная информация, поиск которой осуществляется  либо вручную, либо автоматически(определение записать в тетрадь). Информационно­поисковая система состоит из двух частей:   большая, специально организованная совокупность данных (она называется базой  данных);   программа, позволяющая оперировать этими данными (СУБД – система управления  базой данных)(записать в тетрадь). В настоящее время в мире создано сотни тысяч информационно­поисковых систем. Они  применяются в банках, в библиотеках, в больницах, в институтах, в магазинах и т. д.  Некоторые информационно­поисковые системы объединяются в крупные,  централизованные информационно­поисковые системы, и называются банками данных. Рассмотрим схему № 1  Схема №1. Банки данных компоненты База данных организация СУБД Иерархические  Сетевые Реляционные UHEC ADABAS DBIG, IDSRUC, SQL/DS, DB2, IMS, OKA                                 Банк, Сетор,                                    DBASE, KAPAT, Сеть,                                                FOXBASE, RBASE, Сиод                                                PARADOX, Clarion – Итак, мы рассмотрели понятия информационно­поисковая система, база данных, СУБД. Задание. На доске приведена некоторая совокупность данных. Какую полезную для вас  информацию вы можете извлечь из нее? 2 1, 3, 5; ТУ­154; Тюмень; 4, 7; Москва; 8­40; АН­24; Ижевск; 16­20; ТУ­134;320; 308; 3107;  17­35; 1, 3, 5, 7. – В этой совокупности данных, конечно, можно понять, что речь идет о вылетах самолетов,  но в какой день, в какое время и т. д. узнать невозможно. Если же эти данные  структурировать, то получим полную информацию о вылетах самолетов. Рассматриваем таблицу №1 Таблица №1. Аэропорт назначения Номер рейса Тип самолета 320 308 3107 ТУ­154 АН­24 Ту-134 Москва Ижевск Тюмень – Данная структура имеет форму прямоугольной таблицы. База данных, поддерживающая  такой вид структуры, называется реляционной (записывают виды баз данных). Каждая  строка этой таблицы есть совокупность значений признаков, относящихся к конкретному  объекту. Такую строку называют записью, а столбцы – полями записи. Прямоугольная таблица – одна из возможных представлений структуры данных.  Схема №2. 16-20 17-35 8-40 1,3,5,7 отправлени Отправлени Время я Дни я 1,3,5 4,7 институт Химический факультет Кафедра органической химии Кафедра неорганической химии Кафедра теоретическо й физики Физический факультет Кафедра общей физики Кафедра экспериментальной физики Биологический факультет Кафедра ботаники Кафедра анатомии Кафедра зоологии На схеме № 2 представлен другой вид структурированной информации. Отображена  информация о структуре института. Дерево на этой схеме содержит три типа объектов: институт, факультет, кафедра. Каждый  из этих объектов также описывается своими признаками, например: институт (название,  адрес, ректор); факультет (название, количество студентов, декан); кафедра (название,  количество преподавателей, заведующий кафедрой). 3 База данных, поддерживающая структуру в виде дерева называется  иерархической(записать в тетрадь). – Третья разновидность структуры данных называется сетью.  Схема №3. Ученик 1 Ученик 2 Ученик 3 Ученик 4 Факультатив 1 Факультатив 2 Факультатив 3   Проиллюстрировано, на каких факультативах занимаются ученики. База данных, поддерживающая структуру данных в виде сети, называется  сетевой(записать в тетрадь). Таким образом, существуют три вида структуры данных: реляционная, иерархическая,  сетевая. БД классифицируются: по характеру хранимой информации, по способу хранения  данных, по структуре организации данных 1. по характеру хранимой информации 1) фактографические (краткая информация в одном формате: картотека) 2) документальная (всевозможные документы – тексты, графика, видео, звук и т.  д.: архив) 2. по способу хранения данных 1) централизованные (вся информация хранится на одном компьютере – на  сервере) 2) распределенные (информация хранится в локальной или глобальной сети) 3. по структуре организации данных 1) реляционная – табличная (используется наиболее часто и является  универсальным)  1) иерархическая  2) сетевая.  – Итак, в настоящее уже время в больших книжных магазинах и не только в книжных, в  аптеках и т. д. вся необходимая информация представлена в базах данных, что помогает  быстрому поиску нужной информации. Но для того чтобы воспользоваться информацией,  заложенной в компьютере, необходимо не только представлять, как это происходит, но и  научиться это делать самому, то есть создавать базу данных, осуществлять поиск  информации, заменять и дополнять различные сведения. Принципы, лежащие в основе разработки структуры БД:  1. Правильность разработанной структуры (поля уникальны, тип, размер, формат):  a. каждый элемент таблицы представляет собой один элемент данных,  повторяющиеся элементы отсутствуют;  b. все поля в таблице однородные;  c. поля имеют уникальные идентификаторы.  4 2. Соблюдается условие нормализации (поля таблицы должны отражать  непосредственные характеристики (свойства, атрибуты) объекта, к которому  относится запись).  3. Полнота данных. 4. Непротиворечивость данных (дублирование записей).  5. Удобный доступ к данным.  Любая система данных может быть отражена с помощью таблиц. Простейшая  реляционная БД содержит одну таблицу, более сложная может состоять из множества  взаимосвязанных таблиц.  III. Практическая работа №1 – Сегодня на уроке начнем ознакомление с процессом создания баз данных на примере  системы управления базами данных Microsoft Access (реляционной базы данных).  Представим, что каждый из вас является завучем, которому необходимо собрать все данные об студентах , обучающихся в нашей колледже и занести все данные в компьютер. На партах у студентов  лежит лист со списком группы  нашего колледжа. – Строить мы будем в следующей последовательности (на партах разложены листы с  последовательностью построения).   Построение структуры данных по следующей последовательности: 1. Определяются объекты описания; 2. Определяются признаки этих объектов; 3. Выбирается   тип   структуры,   отображающий   связи   между   объектами   (таблицы, деревья, сети); 4. Строится конкретный экземпляр структуры. Со студентами  обсуждается данная последовательность на основе этой схемы  (выделяются объекты – группы, признаки – количество студентов, классный  руководитель). Вместе со студентами  приходим к выводу, что в данном случае лучше всего подходит  реляционная база данных и на доске рисуем макет данной структуры. ІV. Постановка домашнего задания Н.Т.Ермеков, Информатика: учебник для 11 классов  естественно­математического направления § 2.1, 2.2 Дома студентам  необходимо выучить все основные определения понятий и найти, где  еще применяются базы данных. Разработать макет своей базы данных. Примерные  темы: 1. Больница (стационар) 2. Больница (поликлиника) VI. Подведение итогов урока На доске выписаны все новые понятия, изученные на уроке, и повторение материала со  студентами  ведется по ним.   Информационно­поисковая система.   База данных, система управления базой данных.   Банк данных.   Реляционная база данных.    Поле записей.   Иерархическая база данных.   Сетевая база данных.  Запись.  5 С помощью небольшого опроса устанавливается, как студенты  усвоили материал  данного урока. Выставление оценок.  6

Основные понятия баз данных

Основные понятия баз данных

Основные понятия баз данных

Основные понятия баз данных

Основные понятия баз данных

Основные понятия баз данных

Основные понятия баз данных

Основные понятия баз данных

Основные понятия баз данных

Основные понятия баз данных

Основные понятия баз данных

Основные понятия баз данных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2017