"Особенности психологической подготовки учащихся ДМШ к концертному выступлению"
Оценка 4.6

"Особенности психологической подготовки учащихся ДМШ к концертному выступлению"

Оценка 4.6
docx
20.12.2020
"Особенности психологической  подготовки учащихся ДМШ к концертному выступлению"
Методическая разработка.docx

Муниципальное  бюджетное учреждение дополнительного образования города Тулуна «Детская музыкальная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ  ДМШ К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ»

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

                                            Разработал преподаватель:

                                            Шнитова Ирина Владимировна    

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тулун 2020

                                    

 

                                                             

                                                              Содержание

     Введение……………………………………………………………………3

1.     Роль начального этапа обучения………………………………………    5

2.     Исполнительская стабильность – залог хорошего сценического самочувствия……………………………………………                           6                      

3.     Критерии готовности учащихся при выступлении перед публикой     8

……………………………………………………………………………  

4.     Подготовка к выступлению…………………………….…………….      9

5.     Психологические особенности послеконцертного периода…………  12

 Заключение………………………………………………………………     13

 Список используемой литературы………………………………………   14 

 Приложение……………………………………………………………….   15  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Одной из главных задач исполнительских отделений   является  формирование музыкального вкуса, общей культуры учащихся, приобщение детей к искусству. Мало просто обучить определенным техническим навыкам, приемам игры на каком-либо инструменте, гораздо важнее разбудить в ребенке творческий импульс и, тем самым, сформировать такие качества, как жизненная активность, самостоятельность и предприимчивость. Развитие навыков музицирования позволяет учащимся активней участвовать в мероприятиях общеобразовательной школы, в семейных праздниках и главное успешнее адаптироваться в окружающем мире.

   Предмет «Музыкальный инструмент» на исполнительских отделениях  является специальным (профильным), и соответственно учащиеся с огромным удовольствием  систематически представляют свои творческие достижения преподавателям, родителям и жителям города, участвуя в многочисленных концертах школы и в школьных проектах.

   Участие в концертах – это не только итог большой предварительной работы учащихся и преподавателя, это главная составляющая обучения юных музыкантов, и важное, радостное событие в жизни детей и их родителей. Это величайший стимул для дальнейших занятий.  Важная и трудная задача – прививать ученикам желание играть на сцене для публики, бороться с волнением, приобретать сценический опыт. С первых лет обучения в школе дети должны привыкать делиться с окружающими своим искусством. Концерт – это музыкальный праздник, которого ждут, и к выступлению в котором надо старательно готовиться. Участие в концерте и почётно, и ответственно. Если ученик знает о том, что изучаемая пьеса будет исполняться перед слушателями, он работает более настойчиво и внимательно.

   Педагогическая практика показывает, что одной из проблем, которые приходится решать в процессе подготовки, является преодоление сильного волнения перед выступлением, которое испытывает большинство учащихся.

 

 Именно поэтому, тема подготовки к выступлению учащихся отделения актуальна и  не обойдена вниманием многих авторов в области музыкальной педагогики и психологии.

  Задача данной методической разработки – обобщить наиболее эффективные методы, способствующие достижению успеха при подготовке к  выступлению.

 

                      

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            1.Роль начального этапа обучения

 

   Можно ли воспитать эстрадную выдержку и овладеть оптимальным эстрадным самочувствием? И. Гофман, Г. Нейгауз считали, что можно управлять своим волнением. Гофман полагал, что нервозность можно преодолеть «силой воли и упорной тренировкой».

  Однако речь должна идти не борьбе с волнением и его устранением, а о приспособлении играющего к особым условиям выступления перед публикой и сопутствующего ему волнения. Как приспосабливается верхолаз к работе на большой высоте, как адаптируются люди, живущие в тяжелых климатических условиях, как боец преодолевает свой страх в бою.

  Формирование музыкального вкуса, общей культуры учащихся  исполнительских отделений, приобщение  к искусству начинается с первого знакомства с инструментом. Педагог должен заинтересовать,  вдохновить своего воспитанника, вовлечь в страну «Музыки». Для начинающего музыканта концерт всегда должен праздником: нарядный костюм, приподнятое настроение, торжественная атмосфера. Концерт – это итог проделанной работы, и он обязательно должен нести радость! Это словно праздничный торт, так кропотливо и старательно выпекаемый мамой, и чем сложнее была работа, тем вкуснее будет результат. Ребенок, подготовленный таким образом, всегда с нетерпением ждет своего выступления и радует своей игрой преподавателя, родителей и всех слушателей.

    Психологическая проблема выступлений перед публикой во многом является сугубо педагогической, ведь именно педагог воспитывает правильное отношение ученика к концертной деятельности. На мой взгляд, не нужно приучать ребёнка с самого начала к тому, что выступление – это серьёзное дело, за которое он несёт ответственность перед  слушателем, пред самим собой и своим педагогом. Подобный настрой нередко порождает страх перед возложенной ответственностью, чрезмерное старание, и,  как правило, потери в игре. Ребёнку гораздо проще выходить на сцену с лёгкостью, зная, что никто не застрахован от ошибок, и, независимо от результата, педагог всегда найдёт, за что его похвалить.

  Эстрадное волнение имеет возрастные особенности. Как правило, дети младшего школьного возраста, у которых ещё не сформировалось самосознание, не проявляют ярко выраженных признаков волнения, а сильнее проявляется в средних и старших классах с ростом чувства ответственности и взыскательности к себе. Одна из причин эстрадного волнения – так называемая «нечистая совесть», боязнь забыть текст, не справиться с трудными местами и т.д. Известны слова Н.А.Римского-Корсакова о том, что степень волнения обратно пропорциональна степени подготовки. «Особенно тормозящим мою душевную свободу на концерте бывало иногда одно лишь сознание (даже не всегда оправданное), что я не успел столько и так поработать, сколько и как хотел и считал нужным» (Г.Нейгауз). И педагог, и ученик должны быть уверены в том, что пьеса полностью готова. При составлении репертуарного плана и выбора произведений для участия в творческих мероприятиях разного уровня необходимо предусмотреть предполагаемый срок для решения всех технических и исполнительских задач, чтобы успеть добросовестно пройти все стадии разучивания от тщательного разбора текста до овладения метроритмическими, техническими, артикуляционными и другими трудностями, отработки пьесы по частям и их объединения в целое произведение с единым художественным замыслом, выучивания наизусть.

  Ребёнок во многом связан с естественным механизмом копирования действий других  людей. Эту закономерность можно с успехом использовать в ходе предварительной подготовки ученика к концерту. Важно, чтобы он прошел  через все возможные стадии подготовительного процесса: сначала видел своих сверстников на сцене, затем сам выступал в составе небольшого ансамбля, а уже в последствии, несколько «обжив» сцену, появился на ней один – в качестве солиста.

    Сегодня в начальной  школе общего образования получили широкое распространение методики развивающего обучения, не предполагающие выставления оценок в привычной нам цифровой форме.

 

 

 

2.Исполнительская стабильность – залог хорошего сценического самочувствия

 

  Чтобы концертные выступления приносили радость, нужно, чтобы они были удачными. И, здесь, кроме психологических факторов, важен весь процесс занятий: выбор программы, методы работы над произведениями, направленные на достижение стабильности. Выученное произведение должно исполняться учеником свободно, ярко и с удовольствием. Отличные способы предотвратить провалы в памяти – игра наизусть с разных мест, по партиям, «игра» без инструмента, медленная игра на рр с полным контролем каждого взятого звука. Можно мысленно представить себе нотный текст произведения со всеми деталями, чтобы он был хорошо закреплён в памяти, а не только в пальцах. Необходимо развивать умение ученика слушать себя – мысленно представить звучание исполняемого произведения, приготовить исполнительский аппарат к нужным действиям, контролировать исполнительский процесс. Предпосылки успешного выступления – сосредоточенное внимание и руководящий музыкальными «событиями» слуховой контроль. Большое значение имеет правильный выбор пьесы. Для публичного показа следует отбирать произведения, раскрывающие индивидуальность ученика, его сильные стороны, соответствующие его возможностям и способствующие его развитию как исполнителя. Надо быть осторожными с произведениями, недоступными ученику с технической и эмоциональной стороны, так как они снижают требовательность и самокритичность у ученика, и преподавателя. Интересная по содержанию и понравившаяся пьеса, как правило, выучивается гораздо быстрее. Нельзя забывать о том, что одной из привлекательных форм музыкальной деятельности учащихся является ансамблевое исполнительство, которое значительно разнообразит и украшает концертные программы. Для некоторых учащихся именно ансамблевая игра может стать основой их концертных выступлений. Чувство локтя и взаимной поддержки уменьшают эстрадное волнение исполнителей, объединённых удовлетворением от совместно выполненной творческой работы, едиными художественными задачами, общим порывом.

3.Критерии готовности учащихся при выступлении перед публикой

 

Когда  произведение можно считать готовым к исполнению в концерте? Обычно методисты выделяют несколько стадий в работе над произведением. Первый период  - разбор произведения, ознакомление со стилевыми особенностями, выразительными средствами.

Второй период, где происходит дробление целого, уточняются функции и пропорции частей, выявляются все детали исполнения.

В третьем периоде достигается оптимальная художественная выразительность исполнения. Обычно в конце этого периода произведение считается «готовым» к исполнению и выносится на концерт. Но и на данной стадии оно всё же остается достаточно «сырым». Владимир Софроницкий вспоминал, что Рахманинов обычно поступал так: « Два месяца учил программу, потом месяц отдыхал от неё, играя только упражнения, и выходил на сцену, не повторяя программы».

При таком методе произведение остаётся в подсознании и, мысленно проигрываясь, «дорабатываясь», начинает приобретать идеальную форму.

По мере овладения подготавливаемой программой у учащихся должна возрастать психологическая сторона готовности  к выступлению перед публикой. В.Н. Григорьев выделяет здесь следующие моменты:

Ø    заметно улучшается знание текста и ориентация в нём;

Ø      появляется желание сыграть произведение на концерте;

Ø    постепенно исчезают психические состояния сомнения, неуверенности, тревоги за судьбу предстоящего выступления;

Ø    текст пьесы всё легче «проигрывается» внутренним слухом, возрастает яркость представлений о её звучании.

 

 

 

 

 

 

4. Подготовка к выступлению

 

   Нередки случаи, когда ученик вполне благополучно исполнял произведение в классе, но на  сцене растерялся и сыграл неудачно. Уверенное исполнение пьесы в привычных условиях не гарантирует удачу на эстраде. Для тренировки можно рекомендовать имитацию концертной обстановки, например, поиграть перед своими товарищами, в соседнем классе и т.п. Полезна игра перед воображаемой публикой. При повторных тренировочных проигрываниях негативное влияние волнения заметно уменьшается. Кроме того, эти приемы помогают выявить слабые места, над которыми ещё до концерта надо поработать в классе. Затем нужно провести ряд репетиций, которые развивают адаптацию детей к изменяющимся условиям, устойчивость их внимания, умение охватить пьесу целиком, не теряя логику музыкального развития, и яркого воссоздания музыкального образа, способствуют формированию их сценической уверенности. Зал, сцена, другая акустика, освещение, необходимость играть пьесу один раз, без исправлений и поправок педагога – всё это создаёт большую нагрузку на нервную систему ученика. Педагог должен позаботиться о том, чтобы концертная обстановка стала для него в какой-то степени знакомой. Репетировать можно как с одним, так и с несколькими учениками, причём сначала пусть садятся за инструмент более сильные и смелые. Перед проигрыванием пьесы целиком должна быть установка на единичное исполнение, пусть ученик почувствует свободу и ответственность. Очень важна правильно спланированная и проведённая генеральная репетиция. Она требует от ученика концентрации всех его эмоциональных сил, и лучше проводить её за 1-2 дня до выступления, чтобы он успел полностью восстановиться. Надо научить ребёнка правильно себя вести в дни перед концертом. Лучше не менять привычный режим дня. Заниматься не намного больше, чем обычно. Полезны прогулки, необходим полноценный сон. В день концерта для разыгрывания поиграть гаммы, что-нибудь из своего репертуара, помнить о том, что игра перед выходом в быстром темпе ведет к усилению беспокойного состояния. Концертную пьесу лучше повторять в сдержанном темпе и в средней звучности, не в полную силу. Полезно просмотреть её по нотам, поиграть отдельные части, целостное исполнение лучше оставить до выступления. Перед выходом на сцену спокойно посидеть в удобной позе, сделать несколько простых физических упражнений для рук и корпуса, которые помогут снять мышечное напряжение, несколько глубоких вздохов. Перед выступлением нельзя загружать ученика многими замечаниями, надо помочь ему сосредоточиться на художественном содержании пьесы, отвлечься от излишнего волнения и переключиться на творческие задачи. Спокойно выйти, поклониться, поправить, если нужно, стул, сесть за инструмент. Сделать небольшую паузу и мысленно проиграть начало пьесы, тогда гораздо легче начать в нужном характере. После выступления ещё раз поклониться, поблагодарить слушателей. Став привычными на репетициях, эти размеренные действия успокаивают ученика, помогают настроиться на эмоциональный образ произведения. Во время выступления нельзя что-то исправлять, повторять. Если вкралась случайная ошибка, даже сбой в тексте, ученик должен продолжать играть дальше, помня, что важнее всего целостное восприятие произведения слушателями. Если произведение исполняется с душой, публика всегда простит несколько фальшивых нот. В связи с этим можно привести примеры из истории. Например, игра А.Г.Рубинштейна в его поздние годы была не лишена некоторых шероховатостей. Но от этого не уменьшалась огромная сила её художественного воздействия на публику. Навыки публичных выступлений ребёнок приобретает уже в первый год обучения. После того, как уверенно выучены 1-2 пьесы достаточно интересного художественного содержания, можно поиграть их для знакомых людей и в знакомой обстановке, в классе или дома. Слушателями становятся ученики, приходящие на предыдущий или последующий урок, знакомая учительница из соседнего класса, родители, родственники, друзья. Ребёнок видит знакомые лица. Все рады его успехам, и он старается порадовать их своим хорошим исполнением. Это ещё не настоящие концерты, но для малыша - хорошая тренировка умения собраться в нужный момент, не растеряться, чтобы хорошо сыграть.

   Первый концерт – особое событие в жизни маленького музыканта. Он должен пройти удачно, чтобы оставить в памяти малыша положительные эмоции. Это замечательный день и для ребёнка, и для его родителей и, конечно, для педагога. Выступление проходит, обычно, на небольшом классном мероприятии. Праздничную атмосферу помогает создать заранее приготовленная афиша концерта, которую потом можно подарить ученику, чтобы он хранил её в своём портфолио. Перед началом надо представить детей, которые будут впервые выступать, поздравить их, пожелать успехов. Сделать фотографии на память. Можно попросить родителей и дома отметить это событие. Всё это создаёт приподнятое настроение и повышает желание ученика играть перед публикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Психологические особенности  послеконцертного периода

 

   После выступления ученик ждёт оценки своей игры прежде всего от педагога. Надо обязательно его поддержать, найти, за что похвалить, даже если не всё получилось, дать почувствовать, что преподаватель рад его старанию, его успехам. Подробнее обсудить выступление лучше позднее на уроке, в спокойной обстановке. Проанализировать и удачи, и промахи, найти их причину, извлечь полезные уроки для подготовки к другим выступлениям. Всё это воспитывает у детей умение целенаправленно работать. Ещё один очень важный момент – научить ученика правильно относиться к неудачам, воспринимать их как временное явление, а не катастрофу, как неприятный, но проходящий урок. Вспомним слова М.Лонг: «Не падать духом, вот в чём была моя опора в жизни». Неудачи должны вызывать не долгие размышления о них, уныние и апатию, а рождать стремление в следующий раз играть лучше. Поэтому педагогу надо избегать фиксировать внимание ученика на неприятных мыслях о бывших неудачах, а чаще говорить о тех выступлениях, когда ученик играл успешно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Выступление на сцене – не только испытание ученика на прочность, но и радость от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост. Ничто не может сравниться с чувством творческой радости и удовлетворения после удачного выступления, которое является огромным стимулом для его дальнейших интенсивных занятий музыкой. Нужно верить в себя, нужно освободиться от страха, довериться вдохновению и почувствовать, что концерт – это великий праздник!

             Как  показывает   педагогический опыт, на исполнительских отделениях обучаются дети с  разными  музыкальными данными. И в основном все  с огромным удовольствием выступают не только перед родителями и сверстниками, но и на городских мероприятиях, принимают активное участие в конкурсах. Поэтому тема «Особенности психологической подготовки учащихся ДМШ к концертному выступлению» остаётся одной   из наиболее  актуальных. Педагог должен не только научить играть на инструменте, но и   привить настоящую любовь к музыке, желание играть на сцене для публики, бороться с волнением, приобретать сценический опыт, делиться и радовать окружающих своим искусством. Главной задачей является воспитание высококультурного, широко образованного, музыкально грамотного человека, готового в любой сфере деятельности успешно проявить свой творческий потенциал, заложенный в годы обучения в музыкальной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1.                 Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. М.1998г.

2.                 Маккиннон Л. Игра наизусть. М.2000 г.

3.                 Нейгауз Г.Г Об искусстве фортепианной игры. М.1996 г.

4.                 Петрушин В. Музыкальная психология. М. 1997г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Памятка учащимся ДМШ при подготовке к  концертному   выступлению.

 

Ø  Не менять привычный режим дня;

Ø  Заниматься не намного больше, чем обычно;

Ø  Полезны прогулки, необходим полноценный сон;

Ø  В день концерта для разыгрывания поиграть гаммы, что-нибудь из своего репертуара, помнить о том, что игра перед выходом в быстром темпе ведет к усилению беспокойного состояния;

Ø  Концертную пьесу лучше повторять в сдержанном темпе и в средней звучности, не в полную силу;

Ø Полезно просмотреть произведение по нотам, поиграть отдельные части, целостное исполнение лучше оставить до выступления;

Ø Перед выходом на сцену спокойно посидеть в удобной позе, сделать несколько простых физических упражнений для рук и корпуса, которые помогут снять мышечное напряжение;

Ø Спокойно выйти, поклониться, поправить, если нужно, стул, сесть за инструмент. Сделать небольшую паузу и мысленно проиграть начало пьесы, тогда гораздо легче начать в нужном характере;

Ø После выступления ещё раз поклониться, поблагодарить слушателей.

 

 


 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города

Содержание Введение……………………………………………………………………3 1

Содержание Введение……………………………………………………………………3 1

Введение Одной из главных задач исполнительских отделений является формирование музыкального вкуса, общей культуры учащихся, приобщение детей к искусству

Введение Одной из главных задач исполнительских отделений является формирование музыкального вкуса, общей культуры учащихся, приобщение детей к искусству

Именно поэтому, тема подготовки к выступлению учащихся отделения актуальна и не обойдена вниманием многих авторов в области музыкальной педагогики и психологии

Именно поэтому, тема подготовки к выступлению учащихся отделения актуальна и не обойдена вниманием многих авторов в области музыкальной педагогики и психологии

Роль начального этапа обучения

Роль начального этапа обучения

Эстрадное волнение имеет возрастные особенности

Эстрадное волнение имеет возрастные особенности

Исполнительская стабильность – залог хорошего сценического самочувствия

Исполнительская стабильность – залог хорошего сценического самочувствия

Критерии готовности учащихся при выступлении перед публикой

Критерии готовности учащихся при выступлении перед публикой

Подготовка к выступлению

Подготовка к выступлению

Перед выходом на сцену спокойно посидеть в удобной позе, сделать несколько простых физических упражнений для рук и корпуса, которые помогут снять мышечное напряжение, несколько глубоких…

Перед выходом на сцену спокойно посидеть в удобной позе, сделать несколько простых физических упражнений для рук и корпуса, которые помогут снять мышечное напряжение, несколько глубоких…

Праздничную атмосферу помогает создать заранее приготовленная афиша концерта, которую потом можно подарить ученику, чтобы он хранил её в своём портфолио

Праздничную атмосферу помогает создать заранее приготовленная афиша концерта, которую потом можно подарить ученику, чтобы он хранил её в своём портфолио

Психологические особенности послеконцертного периода

Психологические особенности послеконцертного периода

Заключение Выступление на сцене – не только испытание ученика на прочность, но и радость от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост

Заключение Выступление на сцене – не только испытание ученика на прочность, но и радость от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост

Литература 1.

Литература 1.

Приложение 1 Памятка учащимся

Приложение 1 Памятка учащимся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2020