Особенности лиц с нарушениями здоровья, их обучение, личностная и профессиональная адаптация в обществе
Оценка 4.7

Особенности лиц с нарушениями здоровья, их обучение, личностная и профессиональная адаптация в обществе

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
дефектология +2
Взрослым
18.01.2017
Особенности лиц с нарушениями здоровья,  их обучение,  личностная и профессиональная адаптация  в обществе
В работе рассматриваются классификации нарушений развития детей. Приводятся сведения об организации инклюзивного образования детей за рубежом и в нашей стране на примере совместного обучения в школе, открытия специальных классов, домашнего и дистанционного обучения. Также рассматривается личностная и профессиональная самореализация лиц с ограниченными возможностями здоровья.Документ составлен в виде доклада, содержит 10 страниц текста.
особенности лиц с нарушением здоровья.docx
Мехонцева  М. Г.,  заместитель директора по УВР  МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»,  г. Шадринск «Особенности лиц с нарушениями здоровья,  личностная и профессиональная адаптация  их обучение,  в обществе» ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………………………………...2 1. Классификация нарушений развития…………………………………………..2  Лица с нарушением слуха………………………………………………..2  Лица с нарушением зрения………………………………………………3  Лица с нарушением речи………………………………………………...3 1.1. 1.2. 1.3. 2. Инклюзивное образование……………………………………………………...4 2.1. Инклюзивное образование за рубежом……………………………………5 2.2. Инклюзивное и интегрированное образование в России………………...5 2.2.1. Совместное обучение в обычном классе массовой школы……..6 2.2.2. Специальные   классы   в   образовательных   учреждениях   общего назначения………………………………………………………..….6 2.2.3. Классы коррекции для детей с задержкой психического развития (ЗПР)………………………………………………………………….6 (компенсирующего обучения) ……………………………………………………………6 2.2.5. Домашнее обучение…………………………………………………7 2.2.6. Дистанционное обучение…………………………………………..7 2.2.4. Классы   педагогической   поддержки   3. Личностная и профессиональная самореализация лиц с ограниченными  возможностями здоровья………………………………………………………....7 3.2. Профессиональное самоопределение лиц с нарушением слуха……….8 3.3. Профессиональное самоопределение лиц с нарушением зрения………8 3.4. Профессиональное   самоопределение   лиц   с   различными   нарушениями здоровья……………………………………………………………….……..9 Заключение……………………………………………………………………………..9 Список использованной литературы………………………………………………...10 Введение С тех пор, как существует система образования, существует разделение детей и людей на обычных и инвалидов. Если большинство детей имело возможность посещать образовательные учреждения, учиться в ВУЗах по их желаниям и способностям, то часть детей с особенностями развития была лишена общения со сверстниками в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, продолжать образование после школы, а также получить желаемую профессию и успешно адаптироваться в обществе.  Такая   ситуация   в   образовании   привела   к   социальной   несправедливости,   так   как   дети, имеющие ограниченные возможности здоровья должны иметь равные права с другими детьми.  Многие десятилетия в мире эта проблема решалась по­разному, разные подходы были к ней   и   у   нас   в   России.   К   ним   относятся:   создание   инклюзивного   образования,   применение интегрированного   образования,   обучение   на  дому,  создание   классов  развивающего   обучения, классов коррекции, открытие специальных учебных учреждений. Каждая форма имеет свои плюсы и минусы. Но цель государства должна быть единой: создать такие условия для обучения детей с особенностями развития, чтобы их адаптация была спокойной,   успешной   и   чтобы   права   каждого   человека   на   образование   и   профессиональное самоопределение в жизни не были нарушены. В данной работе рассмотрим некоторые виды нарушений развития, формы обучения для детей   с   такими   нарушениями,   а   также   возможности   для   личностной   и   профессиональной самореализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.   1. Классификация нарушений развития Во   время   обучения   в   массовой   школе   мы   имеем   возможность   видеть   учеников   с различными нарушениями здоровья. К ним относятся дети с нарушением речи, зрения и слуха, встречаются и дети, имеющие нарушения опорно­двигательного аппарата (в частности, с ДЦП). Но в массовой школе обучаются дети с небольшими отклонениями в этих сферах. Дети с более выраженными отклонениями, а также дети с задержкой умственного или психического развития чаще всего обучаются в специальных образовательных учреждениях. К термину "дети с нарушениями в развитии" относятся дети, у которых физические и психические отклонения приводят к нарушению общего развития. Перечислим категории детей с нарушениями в развитии: дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); дети с нарушениями речи; дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); дети с задержкой психоречевого развития (ЗПР); дети с нарушениями опорно­двигательного аппарата; дети с нарушениями эмоционально­волевой сферы; дети с множественными нарушениями (сочетание 2­х или 3­х нарушений).         Рассмотрим   некоторые   нарушения   развития:   нарушение   слуха,   нарушение   речи   и нарушение зрения. 1.1. Лица с нарушением слуха Медицинские   исследования   причин   нарушения   слуха   указывают   на   инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые расстройства, механические или акустические травмы, контузии. По своей причине тугоухость и глухоту подразделяют на наследственную, врожденную и приобретенную. 2 Диагностика состояния слуховой функции человека находится сегодня на таком уровне развития, который позволяет определять у ребенка нарушение слуха еще до его рождения или в первые часы и дни после рождения. Глухота — стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже на самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки, некоторые звуки речи на близком расстоянии. Тугоухость (слабослышащий)   —   стойкое   понижение   слуха,   при   котором   возможны самостоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха, восприятие обращенной речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины.  На   основе   педагогической   классификации   осуществляется  дифференцированное специальное   образование для   детей,   имеющих   разную   степень   нарушения   слуха   и соответствующий уровень речевого развития. Рекомендация для ребенка того или иного вида специальной школы учитывает не только характер и степень нарушения слуха, но и состояние речевого   развития.   Поэтому   позднооглохшие   дети,   как   правило,   учатся   в   школе   для слабослышащих   детей;   глухому   ребенку   с   высоким   уровнем   речевого   развития   и сформированными навыками восприятия устной словесной речи также целесообразно посещать школу для слабослышащих. Школа для слабослышащих и позднооглохших детей обеспечивает своим воспитанникам общеобразовательную подготовку на цензовом уровне, отвечающем нормативным требованиям Государственного образовательного стандарта. При   обучении   в   массовой   школе   выявленное   у   ребенка   снижение   слуха   должно   быть компенсировано слухопротезированием; ребенок должен сидеть в классе за первой партой; он должен   быть   обеспечен   педагогической   помощью   специалиста­сурдопедагога.   Учитель   и родители   ребенка   должны   регулярно   получать   дополнительные   консультации   относительно особенностей обучения такого ребенка. 1.2.  Лица с нарушением зрения Нарушения   зрения   могут   быть   врожденными   и   приобретенными. Врожденная слепота обусловлена   повреждениями   или   заболеваниями   плода   в   период   внутриутробного развития   либо   является   следствием   наследственной   передачи   некоторых   дефектов зрения. Приобретенная   слепота обычно   бывает   следствием   заболевания   органов   зрения   — сетчатки,   роговицы   и   заболеваний   центральной   нервной   системы   (менингит,   опухоль   мозга, менингоэнцефалит), осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина), травматических повреждений мозга (ранения головы, ушибы) или глаз. Домашнее воспитание и обучение ребенка при нарушении зрения имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения.  Школы для слепых и слабовидящих являются составной частью единой государственной системы   специального   образования   и   функционируют   на   основе   принципов,   присущих   этой системе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных   на   восстановление,   коррекцию   и   компенсацию   нарушенных   и   недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения. 1.3.  Лица с нарушением речи Среди   причин,   вызывающих   нарушения   речи,   различают   биологические   и   социальные факторы риска. Биологические причины: в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п.), а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.). Особую роль в развитии речевых нарушений играют такие факторы, как семейная отягощенность речевыми нарушениями.  Большое значение имеет недостаточность 3 эмоционального   и   речевого   общения   ребенка   со   взрослыми.   Отрицательное   воздействие   на речевое   развитие   также   могут   оказывать   необходимость   усвоения   ребенком   младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие   должного   внимания   к   развитию   речи   ребенка,   дефекты   речи   окружающих.   В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи. Дислалия   —   нарушение   звукопроизношения.  При   дислалии   слух   и   иннервация   мышц речевого   аппарата   остаются   сохранными.   Различают   частичное   нарушение   голоса   (страдает высота, сила и тембр) — дисфония и полное отсутствие голоса — афония. Ринолалия  — нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическим   дефектом   строения   артикуляционного   аппарата.   Анатомический   дефект проявляется в виде расщелины на верхней губе, десне, твердом и мягком нёбе. В результате этого   между   носовой   и   ротовой   полостью   имеется   открытая   расщелина   либо   расщелина, прикрытая истонченной слизистой оболочкой. Дизартрия  —   нарушение   звукопроизносительной   и   мелодико­интонационной   стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата. Дизартрия связана с   органическим   поражением   нервной   системы,   в   результате   чего   нарушается   двигательная сторона речи. Причиной дизартрии в детском возрасте является поражение нервной системы главным   образом   во   внутриутробном   или   родовом   периоде   жизни   нередко   на   фоне церебрального паралича. Заикание  —   нарушение   плавности   речи,   обусловленное   судорогами   мышц   речевого аппарата.  Заикание,  как   правило,   начинается   у  детей   в  возрасте  от  2  до  6  лет.  Оно  может появиться у детей с опережающим речевым развитием в результате излишней речевой нагрузки, психической травмы, либо у детей с задержанным речевым развитием в результате поражения определенных структур центральной нервной системы.  Алалия  —   отсутствие   или   недоразвитие   речи   у   детей,   обусловленное   органическим поражением головного мозга. Алалия является одним из наиболее тяжелых и сложных дефектов речи. Для этой речевой патологии характерны позднее появление речи, ее замедленное развитие, значительное ограничение как пассивного, так и активного словаря.  Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражениями головного мозга. Афазия часто приводит к глубокой инвалидности. В начальных классах общеобразовательной школы встречаются дети, у которых процесс овладения письмом и чтением нарушен. Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают   терминами  дислексия   и   дисграфия.   Их   основным   симптомом   является   наличие стойких   специфических   ошибок,   возникновение   которых   не   связано   ни   со   снижением интеллектуального   развития,   ни   с   выраженными   нарушениями   слуха   и   зрения,   ни   с нерегулярностью школьного обучения. Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании. Дисграфия проявляется в стойких и повторяющихся ошибках письма. Дислексия как   частичное   расстройство   процесса   овладения   чтением   проявляется   в многочисленных   повторяющихся   ошибках   в   виде   замен,   перестановок,   пропусков   букв   и   т. п., что   обусловлено   несформированностью   психических   функций,   обеспечивающих   процесс овладения чтением. Ошибки при дислексии носят стойкий характер. Система   специальных   дошкольных   и   школьных   учреждений   для   детей   с   тяжелыми нарушениями речи начала развиваться с 60­х гг. ХХ в. Помощь детям с речевыми нарушениями в настоящее время оказывается в системе образования, здравоохранения и социальной защиты. 2. Инклюзивное образование Существуют   различные   формы   организации   обучения   детей   с   ограниченными возможностями здоровья и одна из таких форм  ­ инклюзивное образование.  4 Рассмотрим   что   же   такое   «инклюзивное   образование»,   откуда   происходит   эта   форма образования и что она из себя представляет? Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование (фр. inclusif­включающий   в   себя, лат. include­заключаю,   включаю)   ­   процесс развития   общего   образования,   который   подразумевает   доступность   образования   для   всех,   в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. К   сожалению,   в   России   понятия   "инклюзия"   и   "инклюзивное   образование"   не   знакомы широкому кругу общественности. Хотя в развитых странах эти термины не только известны, но и закреплены   законодательно,   а   само   образование   поддерживается   многими   международными организациями. 2.1. Инклюзивное образование за рубежом В различных  странах  по­разному  решался  вопрос  с  обучением  людей  с  ограниченными возможностями здоровья. Создавались специальные школы, применялись различные технологии и   методики,   появлялись   преподаватели,   создававшие   свои   системы   обучения   таких   детей   и помогающие им успешно адаптироваться в обществе.  У этих форм, методик и технологий были свои преимущества и недостатки. Но нужно было глобально решать эту проблему. Тогда параллельно с созданной системой образования стала   появляться   новая,   которая   позволяла   быть   доступной   для   лиц   с   ограниченными возможностями   здоровья,   снимала   информационные   и   иные   барьеры   и   которая   могла   в значительной степени уменьшить ограничения возможностей участия этой категории населения в социальной жизни. Уже   с   60­х   годов   ХХ   века   начинаются   поиски   путей   совместного   обучения,   которые ведутся параллельно в европейских странах (Скандинавские страны), в США, Японии. Если в Скандинавии   интеграция   начинает   реализоваться,   в   основном,   нормативным   и   практическим путем, то в США ее реализации предшествуют педагогические поиски и эксперименты. Стало понятно, что программа нормализации и интегрированного обучения не может быть внедрена   за   один   день,   методом   административных   решений   и   простым   переводом   детей   с особыми   потребностями   из   специальной   школы   в   массовую.   Необходима   значительная   и длительная   организационно­методическая   работа,   предполагающая   соответствующую подготовку   массового   учителя,   нахождение   оптимальных   способов   модификации   учебных планов,   разработку   новых   методических   подходов,   способов,   приемов,   таких   дидактических сред, которые позволяли бы участвовать всем детям в учебном процессе в соответствии с их особенностями, возможностями и потребностями совместно, в общем для всех образовательном пространстве.   Нужны   были   также   четкие   представления   об   источниках   и   размерах финансирования интегрированного обучения, о способах контроля соблюдения прав каждого ребенка на полноценное образование. 2.2.  Инклюзивное и интегрированное образование в России Инклюзивное   образование   для   России   находится   в   стадии   становления.   Внедрение инклюзивных технологий началось у нас только в 90­е годы прошлого века. Обычное образование нацелено на обычных детей, включает в себя обычных педагогов и обычные   школы.   Специальное   образование   включает   работу   с   особыми   детьми,   под   них подстраиваются и школа, и педагоги. Интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации   подстраивает   специального   ребенка   к   обычному   образованию.   И   наконец, инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования. 5 Инклюзия   больше,   чем   интеграция.   Инклюзия   означает   раскрытие   каждого   ученика   с помощью   образовательной   программы,   которая   достаточно   сложна,   но   соответствует   его способностям. Таким образом, инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо  от их физических, психических, интеллектуальных, культурно­ этнических,   языковых   и иных   особенностей,   включены   в общую систему образования. Они обучаются по   месту жительства   вместе   со   своими   сверстниками   без   инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение   разных   детей   в   одном   классе,   а   не   в   специально   выделенной   группе   (классе)   при общеобразовательной школе. Модели   интегрированного   обучения:   совместное   обучение   в   обычном   классе   массовой школы и специальные классы в образовательных учреждениях общего назначения. Рассмотрим эти модели интеграции подробнее. 2.2.1. Совместное обучение в обычном классе массовой школы Современной   специальной   педагогике   России   принадлежит   инициатива   и   некоторый практический   опыт   подготовки   детей   с   сенсорными   нарушениями   (с   нарушениями   зрения   и слуха) к обучению в условиях массовой общеобразовательной школы. В   настоящее   время   процесс   интеграции   детей   с   нарушенным   слухом   становится регулярным   явлением,   он   неуклонно   расширяется   и   осуществляется   с   соблюдением   особых требований к образовательной среде, в которую помещается ребенок. Родители неслышащих и слабослышащих выбирают для своих детей обучение в массовой общеобразовательной школе по разным причинам:      отсутствие достаточной информации о системе специального образования для ребенка с нарушенным слухом;  престижность посещения ребенком с нарушенным слухом образовательного учреждения общего назначения;  объективная  оценка готовности  ребенка  с  нарушенным  слухом  к  обучению  в  массовой школе;  нежелание отправлять ребенка в специальную школу, являющуюся в большинстве случаев учреждением интернатного типа.  Выбор   родителей   независимо   от   конкретных   мотивов   достоин   понимания   и   уважения, однако для образования и развития ребенка с нарушенным слухом интеграция в обычные классы массовой школы эффективна лишь для небольшой части детей — для тех, кто благодаря ранней диагностике   и   своевременным   коррекционным   занятиям   приблизился   по   уровню   речевого   и общего развития к возрастной норме 2.2.2. Специальные классы в образовательных учреждениях общего назначения Специальные классы, интегрированные в массовые общеобразовательные школы, являются одной   из   наиболее   распространенных   в   нашей   стране   моделей.   Они   создаются   для   детей:   с нарушением интеллекта (там, где нет специальных школ для этой категории детей); с задержкой психического   развития,   нуждающихся   в   специальных,   а   не   массовых   образовательных программах;   «группы   риска   школьной   дезадаптации»,   способных   к   освоению   массовых образовательных   программ,   но   испытывающих   временные   учебные   и(или)   адаптационные затруднения в школьной среде. Сюда относятся и дети с ослабленным здоровьем, хронически болеющие (классы компенсирующего обучения). Количество   детей,   которые   уже   в   начальных   классах   по   различным   причинам   не   в состоянии   усвоить   материал   школьной   программы   за   отведенное   для   этого   время   и   в необходимом объеме, составляет от 20 до 30% от всего числа обучающихся. Подобное явление 6 характерно   и   для   современной   мировой   системы   образования.   Это   неизбежное   следствие развития цивилизации. 2.2.3. Классы коррекции для детей с задержкой психического развития (ЗПР) Опыт нескольких десятилетий обучения детей с ЗПР в коррекционных классах показал, что при соответствующей организации обучения, создающей оптимальные условия для развития личности  и своевременного выявления затруднений, оперативной помощи в  их преодолении, около половины детей с ЗПР после окончания начальной школы способны продолжить свое обучение  в   обычных   классах,  имея   удовлетворительную  успеваемость,   вплоть  до  IХ  класса. Вторая половина может продолжать образование  только в условиях  коррекционного класса, особенно   тогда,   когда   задержка   психического   развития   имеет   более   стойкие   формы (церебрально­органического  происхождения).  После  девяти  лет  обучения  большинство  детей продолжает   учебу   в   техникумах,   вечерних   школах,   профессионально­технических   училищах либо устраиваются на работу. 2.2.4. Классы педагогической поддержки (компенсирующего обучения)  В   настоящее   время   при   поступлении   в   школу   около   28%   детей   имеют   хронические заболевания, 45% — функциональные отклонения в физическом и нервно­психическом здоровье. Около 10% детей можно отнести к категории безнадзорных, так как в основном это дети из социально   неблагополучных   семей   (алкоголизм,   наркомания),   дети   из   семей   беженцев   и временных переселенцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, это социальные сироты   (при   наличии   родителей,   лишенных   родительских   прав).   Все   эти   дети,   не   имея отклонений   в   развитии,   на   этапе   поступления   в   школу   характеризуются   низким   уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и в освоении социальной роли ученика, имеют  повышенный риск школьной дезадаптации.  Это дает  основание рассматривать их как группу педагогического риска. Создание   специальных   классов   коррекционного   и   компенсирующего   обучения   в общеобразовательных   школах   России   имеет   пока   много   проблем,   однако   опыт   их   работы показывает,   что   благоприятные   условия   для   образования   детей   с   задержкой   психического развития, с трудностями в обучении, поведении и общении дают, как правило, положительный эффект, обеспечивают позитивное развитие личности таких детей и подростков, предупреждают асоциальное поведение и правонарушения. Этому в немалой степени способствует не изоляция, а интеграция трудных детей в общеобразовательную школу. 2.2.5. Домашнее обучение   Этот   вариант   обучения   детей­инвалидов,   при   котором   преподаватели   образовательного учреждения организованно   посещают   ребенка и   проводят   с   ним   занятия   непосредственно   по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей­инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной   программе,   построенной   с   учетом   возможностей   учащегося.   По   окончании обучения   ребенку   выдается   аттестат   об   окончании   школы   общего   образца   с   указанием программы, по которой он проходил обучение.  2.2.6. Дистанционное обучение  Это   комплекс   образовательных   услуг,   предоставляемых   детям­инвалидам   с   помощью специализированной информационно­образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб­камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного  обучения. В ходе учебного процесса проходит как 7 общение   преподавателя   с   ребенком   в   режиме   онлайн,   так   и   выполнение   учащимся   заданий, присланных   ему   в   электронном   виде,   с   последующей   отправкой   результатов   в   центр дистанционного обучения.  3. Личностная и профессиональная самореализация лиц с ограниченными возможностями здоровья Право   на   профессиональную   реабилитацию   лиц   с   ограниченной   трудоспособностью закреплено в Конституции Российской Федерации, а также в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Подростку   или   взрослому   с   ограниченными   возможностями   нередко   трудно   выбрать самостоятельно интересующую его сферу деятельности, поэтому на помощь приходят педагоги и психологи.  Прежде   всего   важным   является   установление   характера   и   степени   выраженности нарушений   различных   систем   организма,   интеллектуальных   и   психофизиологических особенностей   и   возможностей   того   или   иного   взрослого   или   подростка   для   того,   чтобы определить доступные для него виды труда, выявить его личные интересы и склонности в выборе той или иной деятельности, профессии.  Важно получить сведения о состоянии умственной и физической трудоспособности в связи с возможностью заниматься тем или иным видом труда; о состоянии эмоционально­волевой, сенсомоторной,   интеллектуальной   сферы;   о   развитии   речи   и   коммуникативных   навыков, значимых   для   профессиональной   деятельности;   о   характере   изменений   психологического   и социально­психологического   статуса   человека,   связанных   с   заболеванием,   травмой   или нарушением развития.  Из   практики   профориентационной   работы   известно,   что   свой   окончательный профессиональный   выбор   человек   утверждает   только   в   зрелом   возрасте.   Делать   новый профессиональный   выбор   в   это   время   очень   трудно.   Для   человека   с   ограниченной трудоспособностью исправить неверный профессиональный выбор особенно тяжело. Поэтому уже   в   школьном   возрасте   важна   высококвалифицированная   профориентационная   работа, исключающая поверхностный подход к выбору профессии. 3.1.  Профессиональное самоопределение лиц с нарушением слуха Уровень   и   качество   образования,   получаемого   глухим   или   слабослышащим   в   школе,   в значительной   мере   определяет   их   последующую   жизнь,   в   том   числе   и   профессиональное самоопределение. Если уровень образования достаточно высок, молодой человек с нарушенным слухом   может   продолжить   свое   образование   в   системе   начального,   среднего   или   высшего профессионального образования. В   нашей   стране   перспективы   получения   профессионального   образования   лицами   с нарушенным слухом зависят не только от качества полученного в школе образования, тяжести нарушения слуха, степени развития словесной речи, но и от влияния ближайшего социального окружения, мнения и ожиданий семьи, школьных товарищей, а также от готовности системы профессионального образования к включению в образовательный поток неслышащих студентов. Преобладающими профессиями для таких людей остаются инженерно­технические. Реже они   получают   профессиональную   художественную,   культурно­просветительную   подготовку, профессиональную   подготовку   в   области   физической   культуры   и   спорта,   а   также экономическую, педагогическую и медицинскую.  3.2.  Профессиональное самоопределение лиц с нарушением зрения Профориентация лиц с нарушенным зрением ведется с учетом медицинских показаний и противопоказаний,   установленных   НИИ   глазных   болезней   им.   Гельмгольца,   и   на   основе принципов   рационального   и   качественного   трудоустройства   инвалидов   по   зрению, разработанных   ЦИЭТИНом.   В   специальной   профориентационной   карточке   ведется систематическая   регистрация   данных   медицинского   и   психолого­педагогического   изучения 8 школьников. Дети не всегда могут сами адекватно соотнести свои возможности с требованиями будущей   профессии,   поэтому   наличие   таких   данных   помогает   в   оказании   правильной консультативной профориентационной помощи в выборе факультатива, кружка, видов работы по трудовому обучению, а после окончания школы — в выборе профессии. Значительное число лиц с нарушенным зрением трудится на промышленных предприятиях. Одни   из   них   работают   за   станками,   другие   —   на   конвейерах,   третьи   —   на   испытательных стендах.   На   промышленных   предприятиях   системы   Всероссийского   общества   слепых распространены механосборочные, радио­ и электромонтажные работы. Процесс изготовления деталей и узлов разбит на простые операции. Для освоения таких профессий уже в школе у учащихся развивают технические способности, конструктивное творческое воображение. В этих целях   школьники   изучают   черчение,   машиноведение,   электро­   и   радиотехнику,   овладевают рабочими умениями и навыками, участвуют в кружковых и факультативных занятиях. Среди незрячих много рационализаторов и изобретателей. Достойное место занимают незрячие в мире науки, искусства, литературы.  А   также   много   преподавателей   высших   и   средних   специальных   учебных   заведений, общественных   деятелей,   организаторов   производства.   Популярна   среди   незрячих   профессия массажиста. В сельской  местности живет и  работает значительное  число лиц  с нарушенным зрением.   Те,   кто   имеет   остаточное   зрение,   работают   лесоустроителями,   пчеловодами, садоводами,   агрономами.   Около   30%   выпускников   школ­интернатов   для   слабовидящих стремятся поступить в сельскохозяйственные вузы и техникумы. Подготовка специалистов из числа  слепых   и  слабовидящих   (инвалидов  1  и   II  групп  по  зрению)  ведется  в  библиотечных техникумах, музыкальных училищах и училищах культуры, а также в специальном медицинском училище,   выпускающем   массажистов   широкого   профиля.   В   вузах   незрячие   и   слабовидящие могут   обучаться   по   специальностям:   правоведение,   родной   язык   и   литература,   история, философия,   экономика,   математика,   прикладная   математика,   народные   инструменты,   пение, фортепиано, композиция, музыковедение и другие. 3.3.  Профессиональное самоопределение лиц с различными нарушениями здоровья Среди сотен тысяч студентов обучающихся сегодня в вузах России, студенты­инвалиды составляю всего около тысячи человек. Многие из них не имеют возможности поступать в вузы вследствие некачественного школьного образования или отсутствия в вузах необходимой для них среды жизнедеятельности и условий образования.  Одновременно формируется традиция специального вузовского образования для студентов с ограниченными возможностям жизнедеятельности в виде специализированных высших учебных заведений.   Это   Московский   институт­интернат   для   инвалидов   с   нарушениями   опорно­ двигательного аппарата и Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического   университета   Минобразования   России,   Государственный   специализированный институт искусств Минкультуры России, Заочный институт реабилитации и профессиональной подготовки   незрячих   Всероссийского   общества   инвалидов   (г.   Волоколамск   Московской области).  Эти вузы не только решают задачи профессионального образования, но и обеспечивают социально­экономическую   и   медико­психологическую   защиту   студентов   с   ограниченными возможностями жизнедеятельности.  Помимо   этого   существует   опыт   включения   групп   студентов   с   ограниченными возможностями в общий образовательный поток вуза в виде отдельной группы или факультета. Традиция была заложена еще в ЗО­е годы, когда впервые в СССР в вузе (МВТУ им. Н. Э. Баумана)   стали   учиться   неслышащие   студенты.   Сегодня   Московский   государственный технический   университет   им.   Н.Э.   Баумана   является   лидером   среди   вузов   по   организации специальной   образовательной   среды   для   студентов­инвалидов,   обеспечивая   возможность   их образования в едином потоке с остальными студентами университета. Группы неслышащих и незрячих студентов обучаются сегодня в педагогических вузах (РГПУ им. А.И. Герцена, С.­ Петербург; МИГУ, Москва). 9 Заключение Объем данной работы не позволяет глубоко рассмотреть все виды нарушения здоровья людей, их возможности обучения, а также их личностную и профессиональную адаптацию в обществе. Эти вопросы очень объемны и в то же время очень важны для всего государства.  Практическая   потребность   обсуждения   проблемы   и   поиска   путей   эффективной организации процесса интеграции и инклюзии усиливается фактически ежедневно. Причина ­ в увеличении   количества   семей,  принимающих   решение   воспользоваться  своим  правом   выбора вида   и   типа   образовательного   учреждения.   Проблема   развития   инклюзивного   образования является одним из сложных направлений образовательной и психологической практики. Инклюзивная школа ­ это, прежде всего, демократическая школа, в которой прививают уважение ко всем людям, невзирая на психические и физические недостатки у некоторых из них, к стилю их жизни. Она призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциала, формирование умения и желания учиться, она закладывает прочный фундамент общеобразовательной   и   трудовой   подготовки,   необходимой   выпускнику   для   полноценного включения в жизнь общества. Инклюзивное   образование   основано   на   принципе   доступности   образования   для   всех учащихся, в том числе и для инвалидов.  Для осуществления интегрированного воспитания и инклюзивного обучения необходимо у детей   с   дошкольного   возраста   строить   взаимодействия   на   основе   сотрудничества   и взаимопонимания.   Основой   их   жизненной   позиции   должна   стать   толерантность.   Проблема воспитания   толерантности   зависит   от   эффективности   интеграции   ребенка   с   ограниченными возможностями   в   культуру   сверстников,   под   которой   понимается   определенная   система ценностей при усвоении опыта и предполагаются социальные правила общения в разных сферах жизни ребенка: в семье, школе, на улице и т. д., что позволяет формировать активную жизненную позицию в сообществе.   Поэтому   школьная   система   профессиональной   ориентации, По   сравнению   с   европейскими   странами   в   России   резко   сужен   перечень   профессий, которые   реально   могут   осваивать   лица   с   ограниченной   трудоспособностью,   а   те,   которые традиционно   предлагаются   во   многих   специальных   школах,   не   только   не   являются привлекательными для учащихся, но и не имеют спроса на современном рынке труда. Сегодня в России работает только 11% от общего числа инвалидов, хотя по данным зарубежного опыта около   2/3   от   общего   числа   лиц   с   ограниченными   возможностями   имеют   желание   и   могут трудиться.   начальной профессиональной   подготовки   перестраивается,   находя   новые   модели   организации профориентации   и   профессиональной   подготовки,   для   обеспечения   выпускников   работой   в современных   рыночных   условиях   осваивает   обучение   по   востребованным   на   рынке   труда специальностям:   парикмахер,   массажист,   рабочий   типографии,   зубной   техник,   программист, рабочий   подворья,   флорист,   сантехник,   обувщик   и   др.   Этому   способствуют   новые   модели специальных школ, сочетающие в себе не только образовательные, но и профориентационные структуры, имеющие подразделения для получения учащимися начального профессионального образования, а иногда и их трудоустройства. Список используемой литературы 10 1. Возрастная   и   педагогическая   психология:   Хрестоматия:   Учеб.   пособие   для   студ. высш. учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368 с. 2. Гилевич   И.М.,   Тигранова   Л.   И.,   К   проблеме   интеграции   (программа   подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушениями слуха) // Дефектология ­ 2006. ­ № 6. 3. Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М. И. Земцовой, А. И. Каплан, М. С. Певзнер. – М., 2007. Гл. V, с. 193­221; гл. VI, с. 244­275. 4. Загуменнов, Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных возможностей для всех учащихся / Ю.Л. Загуменнов // Минская школа сегодня. ­ 2008. ­ № 6. ­ С. 3­6 5. Интеграция   детей­инвалидов   в   среду   здоровых   детей   :   социальная   реабилитация детей­инвалидов.   Концепция   интегрированного   обучения   лиц   с   ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. ­ 2004. ­ № 2. ­ С. 3­6. 6. Коваленко Б. И., Коваленко Б. П., “Тифлопедагогика”– М., 2002. – 430 с. 7. Костенкова Ю. А., Тригер Р. Д., Шевченко С. Г. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, речи. / Под ред. В. И. Лубовского. ­ М: Школьная пресса, 2004. ­ 64 с. 8. Лихачев, Б. Т. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев. ­ изд. 4­е, перераб. и доп. ­ М. : Юрайт­М, 2001. ­ 607с. 9. Малофеев   Н.   Н.   Западноевропейский   опыт   сопровождения   учащихся   с   особыми образовательными   потребностями   в   условиях   интегрированного   обучения. Дефектология. ­ 2005. ­ № 5. ­ С. 3­18. 10. Шипицина Л. М., Рейсеейкван К. Навстречу друг другу: пути интеграции. – СПб., 2008. – 260 с. 11

Особенности лиц с нарушениями здоровья, их обучение, личностная и профессиональная адаптация в обществе

Особенности лиц с нарушениями здоровья,  их обучение,  личностная и профессиональная адаптация  в обществе

Особенности лиц с нарушениями здоровья, их обучение, личностная и профессиональная адаптация в обществе

Особенности лиц с нарушениями здоровья,  их обучение,  личностная и профессиональная адаптация  в обществе

Особенности лиц с нарушениями здоровья, их обучение, личностная и профессиональная адаптация в обществе

Особенности лиц с нарушениями здоровья,  их обучение,  личностная и профессиональная адаптация  в обществе

Особенности лиц с нарушениями здоровья, их обучение, личностная и профессиональная адаптация в обществе

Особенности лиц с нарушениями здоровья,  их обучение,  личностная и профессиональная адаптация  в обществе

Особенности лиц с нарушениями здоровья, их обучение, личностная и профессиональная адаптация в обществе

Особенности лиц с нарушениями здоровья,  их обучение,  личностная и профессиональная адаптация  в обществе

Особенности лиц с нарушениями здоровья, их обучение, личностная и профессиональная адаптация в обществе

Особенности лиц с нарушениями здоровья,  их обучение,  личностная и профессиональная адаптация  в обществе

Особенности лиц с нарушениями здоровья, их обучение, личностная и профессиональная адаптация в обществе

Особенности лиц с нарушениями здоровья,  их обучение,  личностная и профессиональная адаптация  в обществе

Особенности лиц с нарушениями здоровья, их обучение, личностная и профессиональная адаптация в обществе

Особенности лиц с нарушениями здоровья,  их обучение,  личностная и профессиональная адаптация  в обществе

Особенности лиц с нарушениями здоровья, их обучение, личностная и профессиональная адаптация в обществе

Особенности лиц с нарушениями здоровья,  их обучение,  личностная и профессиональная адаптация  в обществе

Особенности лиц с нарушениями здоровья, их обучение, личностная и профессиональная адаптация в обществе

Особенности лиц с нарушениями здоровья,  их обучение,  личностная и профессиональная адаптация  в обществе

Особенности лиц с нарушениями здоровья, их обучение, личностная и профессиональная адаптация в обществе

Особенности лиц с нарушениями здоровья,  их обучение,  личностная и профессиональная адаптация  в обществе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2017