ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ЧТЕНИЕМ. СИМПТОМАТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ у детей с ЗПР.
Оценка 4.7

ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ЧТЕНИЕМ. СИМПТОМАТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ у детей с ЗПР.

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
чтение
1 кл—2 кл
11.03.2017
ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ЧТЕНИЕМ.  СИМПТОМАТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ у детей с ЗПР.
Недоразвитие многих речевых и неречевых функций у детей с ЗПР приводит к существенным трудностям овладения чтением и письмом. Нарушения письма и чтения при ЗПР являются наиболее характерными и ярко выраженными речевыми расстройствами. Чтение является сложным психофизиологическим процессом, который осуществляется деятельностью различных анализаторов (зрительного, речедвигательного, речеслухового), различных мозговых систем.
Симптоматика нарушений чтения.doc
ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ЧТЕНИЕМ.  СИМПТОМАТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ Недоразвитие многих речевых и неречевых функций у детей с ЗПР приводит к существенным трудностям овладения чтением и письмом. Нарушения письма и чтения при ЗПР являются наиболее характерными и ярко выраженными речевыми расстройствами. Чтение   является   сложным   психофизиологическим   процессом,   который   осуществляется деятельностью различных анализаторов (зрительного, речедвигательного, речеслухового), различных мозговых  систем. В   процессе   чтения   условно   можно   выделить   две   стороны:  техническую   и   смысловую. Техническая   сторона   процесса   чтения   включает   узнавание   букв,   соотнесение   зрительного   образа написанного слова с его звуковой формой и слитное произнесение слога и слова. Смысловая его сторона процесса чтения представляет собой основную его цель. Между этими сторонами процесса чтения существует тесная, неразрывная связь. Правильное понимание читаемого предопределяется точностью   зрительного   восприятия,   соотнесением   зрительного,   речеслухового   и  кинестетического образа   слова.   С   другой   стороны,   процесс   зрительного   восприятия   испытывает   на   себе   влияние смыслового содержания прочитанного. В работах Т.Г.Егорова выделяются следующие ступени формирования навыка чтения:     овладение звукобуквенными обозначениями; послоговое чтение; ступень становления синтетических приемов чтения; ступень синтетического чтения. Каждая   из   этих   ступеней   характеризуется   своеобразием,   качественными   особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями, задачами, приемами овладения. Прохождение   этих   ступеней   формирования   навыка   чтения   у   детей   с   ЗПР   осуществляется замедленными темпами. Вместе с тем, характерной особенностью является значительное различие в уровне сформированности навыка чтения и в темпе овладения чтением у детей одного и того же класса.   Это   связано   с   большим   разнообразием   клинической   картины   и   психологическими особенностями различных групп детей с ЗПР. Процесс   овладения   чтением   вызывает   большие   трудности   у   детей   с   ЗПР   (Н.А.Цыпина). Затруднение вызывает овладение не только технической стороной процесса чтения, но и понимание прочитанного. У детей с ЗПР наблюдается значительно более медленный темп чтения, чем у учеников массовой школы. В конце букварного периода скорость чтения детей с ЗПР в среднем составляет 15 слов в минуту   вместо   30­40   слов.   Даже   после   3­4   лет   обучения   скорость   чтения   некоторых   детей   не превышает 40 слов в минуту, у других детей она достигает 70­80 слов в минуту. Процесс чтения у детей с ЗПР, особенно в 1 классе, сопровождается большим количеством разнообразных ошибок. Нарушения   технической   стороны   процесса   чтения   первоклассников   с   ЗПР   проявляются   в незнании   букв   (или   нетвердом   их   знании),   замедленном   чтении,   в   нарушении   слияния   букв (побуквенном чтении), искажениях звуко­слоговой структуры слов (особенно состоящих из большого количества слогов, слогов со стечением согласных). Дети с ЗПР часто пользуются своеобразным способом чтения, постепенным «нанизыванием» звуков к предыдущим звукам, который Н.А.Цыпина обозначает термином «причитывание» (с­ст­сто­ л­стол). Распространенными ошибками чтения являются замены звуков:   замены звуков, сходных по звучанию и произношению (звонких и глухих, аффрикат и их компонентов, смешение гласных, уподобление гласных);  замены звуков, соответствующих буквам, сходным по начертанию (т – г, ш – щ). В   процессе   чтения   у   детей   с   ЗПР   наблюдаются   различного   рода   искажения   звукослоговой структуры слова. Частыми ошибками являются пропуски, перестановки, добавления звуков и слогов. Особую трудность для этих детей представляет чтение слогов со стечением согласных. При чтении таких слогов дети читают первую согласную слога как отдельный слог, отделяя ее паузой от других согласных того же слога (в­зя­ли). Часто наблюдается пропуск одного из согласных звуков стечения, добавления гласной между согласными (страна – стана, сатрана). Сходные ошибки дети допускают   при   чтении   закрытого   слога   (вбе­жа­л,   мо­й­ся).   Особенно   большое   количество искажений наблюдается при чтении многосложных слов. Значительную трудность для детей с ЗПР представляют слоги с мягкими согласными. Известно, что одна и та же буква соотносится как с твердыми, так и с мягкими звуками, т.е. с двумя фонемами. Выбор   фонемы   определяется   последующей   гласной   буквой,   что   значительно   усложняет   процесс чтения. По   данным   Н.А.Цыпиной,   наиболее   распространенными   ошибками   у   детей   с   ЗПР   являются ошибки на замену букв. В   процессе   чтения   детей   с   ЗПР   часто   наблюдаются   регрессии,   возвращение   к   ранее прочитанному. Дети   с   ЗПР   часто   делают   неправильное   ударение,   их   чтение   является   маловыразительным, монотонным. У этих детей нарушается интонационная структура читаемого предложения. Часто в конце предложения отсутствует интонационная завершенность. И, наоборот, в середине предложения наблюдается   интонация   завершенности,   вследствие   чего   предложение   как   бы   разделяется   на   две бессмысленные  части («Володя  раздеваться не хотел,  РВАЛСЯ. К ДВЕРИ бабушка  взяла  у него лопатку» вместо «Володя раздеваться не хотел, рвался к двери. Бабушка взяла…»). У   детей   с   ЗПР   обнаруживаются   значительные   нарушения   семантической   стороны   процесса чтения.   Эти   нарушения   связаны   с   влиянием   целого   комплекса   факторов:   недостаточностью представлений   об   окружающей   действительности,   снижением   уровня   аналитико­синтетической деятельности,   трудностью   установления   временных,   пространственных,   причинно­следственных зависимостей,   трудностью   организации   и   систематизации   смысла   прочитанного,   бедностью   и неточностью словаря, недоразвитием грамматического строя речи, а также несформированностью технической стороны процесса чтения. На первоначальном этапе овладения чтением у детей с ЗПР наблюдается неточность понимания отдельных слов, словосочетаний, текста. Этих детей затрудняет понимание образованных выражений, метафор, переносного значения слова. Особенно большие трудности семантического характера выявляются при чтении текста. Так, при пересказе прочитанного дети не могут выделить главную мысль, отразить временные, причинно­ следственные   связи,   оценить   ситуацию,   поступки   действующих   лиц.   У   детей   с   ЗПР   вследствие недостаточности процессов синтеза нарушено целостное восприятие текста. В послебукварный период характерной особенностью чтения детей с ЗПР является угадывающее чтение. Оно свидетельствует о возросшей роли осознания читаемого. Вместе с тем, основываясь на несовершенном   процессе   синтеза,   оно   приводит   к   большому   количеству   смысловых,   вербальных замен, а также к аграмматизмам. Следует   отметить,   что   у   детей   с   ЗПР,   в   отличие   от   умственно   отсталых   школьников,   не наблюдается механического, бессмысленного чтения. Таким   образом,   в   процессе   чтения   у   детей   с   ЗПР   имеет   место   стремление   к   осознанию прочитанного.

ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ЧТЕНИЕМ. СИМПТОМАТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ у детей с ЗПР.

ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ЧТЕНИЕМ.  СИМПТОМАТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ у детей с ЗПР.

ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ЧТЕНИЕМ. СИМПТОМАТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ у детей с ЗПР.

ОСОБЕННОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ЧТЕНИЕМ.  СИМПТОМАТИКА НАРУШЕНИЙ ЧТЕНИЯ у детей с ЗПР.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2017