"Осуществление мероприятий по реализации индивидуально-ориентированной программы групповой профилактической работы "Семья в моей жизни"
Оценка 4.6

"Осуществление мероприятий по реализации индивидуально-ориентированной программы групповой профилактической работы "Семья в моей жизни"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
17.02.2017
"Осуществление мероприятий по реализации индивидуально-ориентированной программы групповой профилактической работы "Семья в моей жизни"
Статья посвящена проблемам взаимоотношений в семье, разрешения конфликтных ситуаций, возникающих между обучающимися и их родителями на почве семейных разногласий. Работа по данному направлению В ГБПОУ КРК "Интеграл" ведется в соответствии с разработанной авторской программой «Семья в моей жизни». Цель программы: Осуществление социально-психологических, коррекционно – развивающих мероприятий, которые дадут возможность обоим сторонам разобраться в себе, расставить приоритеты в детско-родительских взаимоотношениях, создать благоприятный микроклимат в семьях обучающихся посредством вовлечения детей и родителей в программные мероприятия.Статья "Осуществление мероприятий по реализации индивидуально-ориентированной программы групповой профилактической работы "Семья в моей жизни"
Осуществление мероприятий по реализации программы Семья в моей жизни.docx
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО­ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ГРУППОВОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «СЕМЬЯ В МОЕЙ ЖИЗНИ»                                           Казакова Ольга Алексеевна ­                                                   социальный педагог  (Ставропольский край Андроповский район с.Курсавка, ГБПОУ «Курсавский региональный колледж «Интеграл») В   ГБПОУ   «Курсавский   региональный   колледж   «Интеграл»   проблемам взаимоотношений   в   семье,   разрешении   конфликтных   ситуаций,   возникающих между   обучающимися   и   их   родителями   на   почве   семейных   разногласий, уделяется большое внимание.  Работа по данному направлению ведется  в соответствии  с разработанной авторской программой   «Семья в моей жизни». На этапе адаптации обучающихся, поступивших в колледж, т.е. в первом семестре,   специалистами   воспитательной   службы   проводится   работа   по изучению проблемы взаимоотношений подростков и их родителей, социальным педагогом   составляется   социальный   паспорт   как   групп   по   направлениям специальностей, так и социальный паспорт образовательного учреждения.  Так, в первом полугодии 2015­2016 учебного года, по данным социального паспорта образовательного учреждения из 480 обучающихся проживают в: ­ многодетных семьях –59 человек; ­ неполных семьях –102 человека; ­ малообеспеченных семьях ­55 человек; ­ неблагополучных семьях – 9 человек. В   колледже   обучаются   19   подростков   из   числа   детей­сирот   и   детей, оставшихся   без   попечения   родителей,   5   несовершеннолетних   состоят   на различных видах профилактического учета, 3 обучающихся состоят в браке и имеют свои семьи, 3 имеют детей и являются одинокими мамами.  С   целью   выявить   взаимоотношения   студентов   с   родителями   в   декабре 2015г. со студентами  первых курсов было проведено анкетирование по теме «Мы и родители». После обработки данных было выявлено следующее. У   большинства   обучающихся   взаимоотношения   в   семье   с   родителями построены на понимании, любви, взаимовыручки. Но,     тем   не   менее,   у   15%   от   общего   количества   анкетируемых   (110 человек), в семьях складываются «напряженные» отношения между «отцами» и «детьми». Цель программы:  Осуществление   социально­психологических,   – развивающих     мероприятий,   которые   дадут     возможность   обоим   сторонам   коррекционно   разобраться   в   себе,   расставить   приоритеты   в   детско­родительских взаимоотношениях, создать благоприятный микроклимат в семьях обучающихся посредством вовлечения детей и родителей в программные мероприятия.  Задачи программы:  1 Повышение   родительской   компетентности   вопросах воспитания  подростков.  2  Совершенствование     межличностных   отношений   педагогов, обучающихся и родителей. 3 4 Расширение партнерских взаимоотношений с родителями. Формирование у обучающихся положительной   нравственной оценки семейных ценностей. 5 Воспитание  уважения к нравственному опыту представителей старшего поколения. 6 Побуждение  обучающихся  к анализу собственного поведения и обогащению нравственного опыта, к самовоспитанию. Данная   программа   предусматривает   комплексный   подход   в   решении поставленных   задач.   Для   этого   налажено   взаимодействие   специалистов образовательного учреждения с представителями заинтересованных учреждений системы   профилактики:   отдел   образования,   выполняющий   функции   органа опеки   и   попечительства;  комиссия   по   делам   несовершеннолетних; уполномоченный   по   правам   ребенка;   врач   психиатр­нарколог;   представители правоохранительных органов, религиозных конфессий. Программа   рассчитана   на   несовершеннолетних   обучающихся   колледжа. Программа предполагает занятия с группой от 8 до 25 человек. Она может быть использована   в   индивидуальной   и   подгрупповой   (2­3   человека)   работе   с подростками. В ходе реализации программы применяются активные методы обучения, т.е.   система   методов,   обеспечивающих   активность   и   разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся с использованием накопленных   знаний.   Методы   строятся   на   практической   направленности,   диалоге, интерактивности,   разнообразных   коммуникациях,   монологе, дискуссии,   использовании   знаний   и   опыта   обучающихся   и   родителей, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе, рефлексии.  Отличительной особенностью реализации данной программы является то, что  данные   методы   обеспечивают   возможность   построения   и   поддержания партнерских   взаимоотношений между   всеми   участниками   процесса. Они   позволяющих осуществлять требуют наличия   у   педагога   качеств, конструктивное   взаимодействие   с   родителями   обучающихся,   преодолевать негативные установки отдельных семей, коммуникативные барьеры. При   осуществлении   данной   программы   применялись   следующие методические приемы и формы работы: обозначение проблемы и нахождение путей   ее   решения,   организованный   диалог,   интеллектуальный   штурм, моделирование   ситуаций,   источниками,   обобщение,   рефлексия,   дискуссия,     самостоятельная   работа   с   неадаптированными   анкетирование,   беседы, индивидуальные консультации,  тренинги,  игровые формы работы,  конкурсы, родительские собрания,  презентации.                      Используемые методы, приемы организации учебной деятельности позволяют   создать   атмосферу   «включенности»   каждого   студента   в   работу, проявить   активность,   самостоятельность,   побуждают   обучающихся   к выполнению   проблемных   заданий,   обобщению   и   самореализации   их субъективного  опыта,  способствуют   развитию   организационно­познавательных учебных   умений:   ведение   познавательной   деятельности   в   коллективе, сотрудничество   при   решении   поставленных   задач,   организация   себя   на выполнение поставленных целей.  Реализация   программных   мероприятий   дает     возможность   обоим сторонам   разобраться   в   себе,   расставить   приоритеты   в   детско­родительских   взаимоотношениях, создать благоприятный микроклимат в семьях обучающихся посредством вовлечения детей и родителей в программные мероприятия.  Результаты анкетирования по методике «Толерантные взаимоотношения в семье» показали, что родители более внимательны к своим детям, когда они еще на первом курсе – 86,  а  по мере взросления этот показатель снижается:  2 курс – 64%, а 3 курс – 45%.    Таким образом, чем старше дети, тем больше они предоставлены себе, тем больше дистанция между ними и родителями, хотя им требуется ничуть не меньше родительского внимания, а может даже и больше. А под родительским вниманием   дети   понимают   следующее:   общение;   ласка;     любовь;     помощь   в трудной ситуации;  доверие;  восприятие, как равного себе;  интерес к успехам в школе и взаимоотношениям к друзьям;  забота о будущем детей. Так   видят   родительское   внимание   дети.   А   что   же   такое   внимание   в понимании самих родителей и уделяют ли они его на должном уровне своим детям? Это мы тоже постарались выяснить, проведя опрос среди родителей тех же учащихся. Показатели   во   всех   звеньях   опрошенных   расходятся,  но   не   намного  (1 курс   на 6%, 2  курс –  на  14%),  а 70%   родителей  3  курса   считают,   что   они уделяют должное внимание своим детям, в то время, когда сами дети дали всего лишь 45% положительных ответов. Эти данные свидетельствуют о том, что в семьях все­таки существуют разные взгляды на родительское внимание. Если по мнению большинства родителей внимание заключается в том, что ребенок одет и сыт, то детям этого недостаточно. Также  исследовались  и  традиции   в семьях обучающихся  колледжа  для получения   дополнительных   сведений   о   взаимоотношениях   в   семье   между родителями и детьми.     70% студентов   ответили, что у них есть семейные традиции, под которыми они понимают: празднование дней рождения членов семьи, различных праздников, таких как Новый год,  Рождество, 23 февраля, 8 марта и т.д., совместный семейный отдых: выезды на природу, поездки на море, походы   в   кино,   в   театр,   помощь   бабушкам   и   дедушкам.   15%   опрошенных ответили, что они затрудняются ответить на вопрос, а следующие 15% ответили, что у них нет традиций. К сожалению, картина такова, что в итоге 30% обучающихся обделены общением с родителями. Таким   образом,   все   чаще   нарушение   гармоничных   отношений   между родителями   и   детьми.   Дети   больше   начинают   доверять   свои   проблемы   и неразрешимые вопросы друзьям, воспитываются улицей, отдаляются от своих родителей, замыкаются в себе, озлобляются, что нередко приводит к уходу из дома,   забрасыванию   занятий   в   колледже.   А   иногда   и   к   совершению противоправных действий. Каковы   же   признаки   семейного   неблагополучия   в   представлении подростков колледжа? В опросе участвовало 102 человека, и были получены следующие результаты. 23   респондента   считают,   что   это   семейный   алкоголизм,   22   человека считают, что   это семейные ссоры, 17 опрошенных ответили, что это нехватка денег, 15 ­  это развод родителей, 9 студентов  сводят семейное неблагополучие к жестокому обращению с детьми,   8   считают, что это непонимание со стороны родителей,       5    думают, что неполная семья – признак неблагополучия,   3 человека   из   числа   опрошенных   к   данным   признакам   отнесли   отсутствие взаимопонимания   между   самими   родителями,   когда   каждый   живет   своей жизнью. Также в ходе реализации программы для  выявления  взаимоотношения  студентов с родителями  было проведено  анкетирование  «Мы и родители» и  даны рекомендации. На вопрос понимают ли тебя родители  79 чел. ответили  да, нет – 6 чел., не знают – 13 чел.   57 респондентов   не чувствуют     себя одиноким в   семье. Если говорить о любви, то любят  родителей все опрошенные, и родители любят своих детей. На вопрос хотели бы Вы сейчас быть похожими на своих родителей да   ответили   –    61  чел.,   нет   –  22,   не   знаю   –   15  чел.       У   10   человек   часто происходят   ссоры   с   родителями,   70   чел.   ответили,   что   ссор   в   семье   нет, затрудняются ответить  18 чел.  Все респонденты хотят быть похожими на своих родителей, а будут  воспитывать своих детей так, как воспитывают их родители только 51 чел., не будут – 19, не знают 28 человек.  На вопрос считаешь ли ты, что в трудную минуту родители придут к тебе на помощь ­   да – 93 чел.;­ нет – 2 чел.;­ не знаю –  3 чел.      Данные   этих   исследований   показывают   положительную   динамику результатов работы данной программы.  В   результате,   односложно   ответить   на   вопрос:   «А   что   такое неблагополучная   семья?»   ­     невозможно.   Для   каждой   семьи   этот   набор признаков различен, но главное в том, что ребенку в такой семье неуютно, он ищет общение и спасение на стороне. Поэтому главная цель программы – это помощь в восстановлении и поддержании добрых отношений между родителями и детьми, обучающимися в колледже. Работа с родителями на коррекционном этапе может осуществляться по преимуществу   в   двух   формах   ­   в   форме   коррекционной   работы   и   в   форме курирования   случая.   Коррекционная   работа   предполагает   проведение коррекционных занятий с детьми, а в случае необходимости и с их родителями с использованием специальных методов и приемов.  В   работе   с   родителями   и   студентами     необходимо   особое   внимание уделять индивидуально­ориентированным методам работы с семьей.  В   результате   проводимой   работы   наметилась   тенденция   в   улучшении детско­родительских отношений, повысилась правовая грамотность родителей, отмечается   доверие   родителей   к   работе   социального   педагога   и   педагога­ психолога.

"Осуществление мероприятий по реализации индивидуально-ориентированной программы групповой профилактической работы "Семья в моей жизни"

"Осуществление мероприятий по реализации индивидуально-ориентированной программы групповой профилактической работы "Семья в моей жизни"

"Осуществление мероприятий по реализации индивидуально-ориентированной программы групповой профилактической работы "Семья в моей жизни"

"Осуществление мероприятий по реализации индивидуально-ориентированной программы групповой профилактической работы "Семья в моей жизни"

"Осуществление мероприятий по реализации индивидуально-ориентированной программы групповой профилактической работы "Семья в моей жизни"

"Осуществление мероприятий по реализации индивидуально-ориентированной программы групповой профилактической работы "Семья в моей жизни"

"Осуществление мероприятий по реализации индивидуально-ориентированной программы групповой профилактической работы "Семья в моей жизни"

"Осуществление мероприятий по реализации индивидуально-ориентированной программы групповой профилактической работы "Семья в моей жизни"

"Осуществление мероприятий по реализации индивидуально-ориентированной программы групповой профилактической работы "Семья в моей жизни"

"Осуществление мероприятий по реализации индивидуально-ориентированной программы групповой профилактической работы "Семья в моей жизни"

"Осуществление мероприятий по реализации индивидуально-ориентированной программы групповой профилактической работы "Семья в моей жизни"

"Осуществление мероприятий по реализации индивидуально-ориентированной программы групповой профилактической работы "Семья в моей жизни"

"Осуществление мероприятий по реализации индивидуально-ориентированной программы групповой профилактической работы "Семья в моей жизни"

"Осуществление мероприятий по реализации индивидуально-ориентированной программы групповой профилактической работы "Семья в моей жизни"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017