Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.
Оценка 4.7

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
история +1
5 кл—9 кл
29.01.2017
Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.
Материал предназначен для учителей истории и обществознания. В нём можно познакомиться с индивидуальными заданиями для развития УУД личностного характера. В каждом задании указано для развития каких личностных качеств оно направлено. Материалы построены на следующей линии учебников - история: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая. История Древнего мира 5 класс. –М.: Просвещение, 2015г., 6- 9 классы по Данилову, Обществознание по Боголюбову.Задания для учителей истории и обществознания. В нём можно познакомиться с индивидуальными заданиями для развития УУД личностного характера.
УУД личностного характера.docx
Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и  обществознания Юшковой М.Я.               Тема:   Формирование   личностных         универсальных   учебных     действий   через индивидуальные задания и работу с текстом.    На современном этапе исторического развития, наконец­то заслуженно встал вопрос о развития и воспитания личности   человека. Оправданно считается, что именно развитие личностных    универсальных учебных  действий самое трудное из всех четырёх видов УУД (регулятивных, коммуникативных, познавательных, личностных).                       Именно   личностные   универсальные   учебные     действия  обеспечивают   ценностно­ смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения)   и   ориентацию   в   социальных   ролях   и   межличностных   отношениях. Применительно   к   учебной   деятельности   следует   выделить   три   вида   действий:       жизненное   самоопределение;            • действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;           • действие нравственно­этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных   и   личностных   ценностей,   обеспечивающее   личностный   моральный   выбор. Ребенок   начинает   понимать   и   осознавать   «Что   такое   хорошо   и   что   такое   плохо»; эмоционально оценивает события.    •личностное,           Критериями сформированности  личностных УУД следует считать:   1)структуру 2)   3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения; ценностного   развития морального сознания; сознания; уровень           4) полноту  ориентации  учащихся  на  моральное  содержание  ситуации,  действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора. Считаю, что именно уроки истории и обществознания  в большей мере призваны решить эти насущные задачи.                    Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: 1) участие в проектах: выбор интересной для ребенка темы, распределение ролей в группе, определение своего вклада в коллективную работу, и т.д.                                          задания;   3)дневники учителю: ­ создать ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;                                                              творческие помогает достижений: портфолио 2) ­ максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка;                           ­   развивать   познавательные   интересы   учащихся   и   формировать   готовность   к   самостоятельному познанию;                                                                                                  ­ формировать установки на творческую деятельность, развивать мотивации дальнейшего творческого роста;                                                                                                     ­ формировать положительные моральные и нравственные качества личности;               4)   приобретение   навыков   рефлексии,   формировании   у   ребенка   умения   анализировать собственные   интересы,   склонности,   потребности   и   соотносить   их   с   имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");                                              5) формировать жизненные идеалы, стимулировать  стремление к самосовершенствованию. 6) использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности.   Более   подробно   хотелось   бы   остановиться   на   индивидуальных   заданиях   и   работе   с текстом по истории и обществознанию. Класс История 5 класс   Тема Как жили земледельцы   и ремесленники. Примечание 1.Текст   сказки   в приложении №1.       с Задания 1)Описание задания: дети работают текстом древнеегипетской   Сказки   о красноречивом   поселянине   и отмечают   те   качества   и   черты характера   главного   героя, которые помогли ему добиться успеха.   В   конце   ученикам можно   предложить   разделить слова  на две группы  (качества, помогавшие   поселянину   и мешавшие   ему)   и   обосновать свое решение. Также, усилиями всего   класса   можно   составить рейтинг качеств главного героя (с   обоснованием).   В   конце обсуждается   вопрос:   «Какими качествами   главного   героя   я хотел бы обладать?» 2)Описание   задания: Составить рассказ   от   имени   земледельца, как прошёл его день. Военные походы  фараонов. Описание задания: Составить  рассказ от имени рядового  война, либо побеждённого  человека. 2.   Даётся   детям   с отсутствием   привычки к труду. Даётся детям  склонным к  агрессивному  поведению. А так же  с целью  развить умение ставить себя на место другого  человека,  сопереживания. Даётся детям, не  обременённым  мотивацией обучения. Даётся детям,  склонным к  жестокости. Даётся детям с  отсутствием этих  качеств. Даётся детям,  склонным к  жестокости. Даётся детям с  отсутствием этих  качеств. Даётся детям с  «высоким  происхождением» и  низким уровнем  развития личностных  качеств. Даётся всем детям с  целью личностного  самоанализа. Письменность и  знания древних  египтян. Вавилонский  царь Хаммурапи  и его законы. Древнееврейское  царство. Ассирийская  держава. Природа и люди  Древней Индии. Индийские  касты. Чему учил  китайский  мудрец  Конфуций. Описание задания: Прочесть  поучения писцов ученикам и  ответить на вопросы: В чём была выгодность должности писца?  Какими были средства  воспитания?(оцениваются и  сравниваются современные и  древние методы воспитания) Описание задания: Прочесть  законы Хаммурапи. Выделить,  как эти законы отражались на  людях, к чему это приводило.  Справедливыми ли были они.  Попытаться создать  справедливые законы. Описание задания: Назовите  героев древнееврейского  царства и качества их личности.  Какие из них достойны  подражания. Прочтите летопись  ассирийского царя. Ответьте на  вопросы: Чем похваляется  владыка Ассирии? А вы как  считаете, достойно ли это  похвалы?  Прочтите сказание о Раме.  Ответьте на вопросы: Кто в  этом сказании олицетворяет  добро и кто – зло? Какие  человеческие качества героев  сказания привлекли вас? Обсудите слова Будды:  «Главное – личные достоинства  человека, а не его  происхождение». Подумайте,  что важнее – личные  достоинства человека или его  происхождение? Обоснуйте  свою мысль. Проанализируйте высказывания  Конфуция. Распределите  качества присущие ничтожному  человеку и благородному. К  какому человеку вы относите Первый  властелин  единого Китая. Религия древних  греков. Земледельцы  Аттики теряют  землю и свободу. Зарождение  демократии в  Афинах. В афинском  театре. Афинская  демократия при  Перикле. Спарта. Даётся детям,  склонным к  жестокости. Даётся всем детям с  целью личностного  самоанализа. Даётся всем детям с  целью развития  качества  сопереживания. Даётся всем детям с  целью развития умения соотносить поступки и  события с принятыми  моральными нормами. Даётся всем детям с  целью личностного  самоанализа. Даётся всем детям с  целью личностного  самоанализа. Даётся   всем   детям   с целью   развить   умение выявлять и   формулировать моральные нормы,   оценивать   их   и формулировать   свое   к ним отношение, аргументировать   свою позицию. Приложение №2.   себя? Почему? Дайте оценку деятельности  Цинь Шихуана в качестве  правителя. Какие качества личности вам  нравятся в богах и героях  мифов, а какие вы осуждаете. Решить вопрос: Как улучшить  положение земледельцев. Проблемный вопрос: Может ли  один человек, что­то изменить в  истории (Солон). Был ли новый  суд справедливым.   1.Прочесть трагедию Софокла  «Антигона». Сделать  личностный вывод. 2.Познакомиться с документом  – отрывком из трагедии  Софокла «Антигона» и ответить на вопрос: в чём видит Софокл  могущество человека? Что он  осуждает в людях? Познакомиться с документом –  отрывком из речи Перикла и  ответить на вопрос: какие  качества греков вам нравятся?  Есть ли эти качества у нас? Описание задания: ученики знакомятся   с   отрывками   из исторических   источников   по спартанскому воспитанию (вариант: знакомятся с темой по материалам   учебника)   и выделяют   на   их   основе   которых моральные   нормы, придерживались   спартанцы (лучше   по   группам).   Далее, группы   объединяются   и составляют и систематичный свод правил или моральный кодекс спартанцев. В конце может быть организована дискуссия:   «Каким   моральным нормам   спартанцев   стоит следовать современному человеку, а каким – нет?» единый Поход  А.Македонского  на Восток. 1.Познакомиться с документом  о личности А.Македонского.  Выделить и оценить черты его  личности. 2. Познакомиться с документом  – Гибель дворца в городе  Персеполе. Сделать жизненный  вывод. 3. Оценка ситуации убийства  Александром своего друга  Клита. Морально­этическое оценивание факта разрушения Коринфа и  Корфагена. Дайте морально­этическую  оценку рабства. Установление  господства Рима  во всём  Средиземноморье . Рабство в  Древнем Риме. Земельный закон  братьев Гракхов. В Риме при  императоре  Нероне. Первые  христиане и их  учение. Взятие Рима  варварами. Изучив деятельность братьев  Гракхов, выделите и оцените  черты их личности. Какими из  них вы хотели бы обладать? Изучив деятельность  императора Нерона и документ  Нерон и Сенека, выделите и  оцените черты его  личности.  После изучения основных  принципов христианства даётся  задание в тетради ответить на  вопрос: Какими принципами  христианства я бы хотел(а)  обогатить свою личностью Оцените факт разгрома Рима  варварами. 6 класс Формирование  древнерусского  государства. Принятие  Морально­этическое оценивание убийства Олегом Аскольда и  Дира. Поразмышляйте, как  1. Даётся всем детям с целью   личностного самоанализа. Приложение № 3  2. Даётся всем детям с целью   развить   умение выявлять   и формулировать   нормы, моральные оценивать   их   и формулировать   свое   к ним отношение, аргументировать   свою позицию. Даётся детям,  склонным к  жестокости.   Даётся всем детям с  целью развить умение  выявлять и  формулировать  моральные нормы,  оценивать их и  формулировать свое к  ним отношение,  аргументировать свою  позицию. Даётся всем детям с  целью личностного  самоанализа. Даётся детям,  склонным к  жестокости и высокой  самооценке. Даётся всем детям с  целью личностного  самоанализа. Даётся детям,  склонным к  жестокости. Даётся детям,  склонным к  жестокости. Даётся всем детям с христианства. христианство повлияло на нравы людей. Монголо­ татарское  нашествие. Борьба Руси с  западными  завоевателями. Культура Руси в  12­13 веках. Предпосылки  объединения  русских земель.  Возвышение  Москвы. Московское  княжество и его  соседи в конце14  сер.15века. Опричнина. Познакомиться с документом  Суздальская летопись о  монгольском нашествии на Русь  и проведите морально­этическое оценивание действий монголо­ татар на Руси. По картине П.Д.Корина  «Александр Невский»   составьте словесный портрет  князя, выделите  привлекательные для вас черты  личности. Познакомиться с документом из «Поучения детям» Владимира  Монамаха.  Ответьте на  вопросы: 1)Почему Владимир  Монамах придавал большое  значение воспитанию детей?  При дальнейшем изучении курса попробуйте проследить  следовали ли дети его  наставлениям.2)Какие  нравственные качества людей  особенно ценились в это время.  3)Как вы думаете, можно ли  применить эти нравственные  оценки к современному  человеку. Дайте оценку поведению Ивана  Калиты в период тверского  восстания 1327 года.  Попробуйте  подойти  к оценке  с двух сторон: человеческой и  государственной. Дайте морально­этическую  оценку действиям Московских  князей. Дайте морально­этическую  оценку действиям властей и в  частности Ивана Грозного во  целью развить умение  выявлять и  формулировать  моральные нормы,  оценивать их и  формулировать свое к  ним отношение,  аргументировать свою  позицию. Даётся детям,  склонным к  жестокости. Даётся всем детям с  целью личностного  самоанализа. Даётся всем детям с  целью развить умение  выявлять и  формулировать  моральные нормы,  оценивать их и  формулировать свое к  ним отношение,  аргументировать свою  позицию. Даётся всем детям с  целью личностного  самоанализа. Даётся детям  склонным к жёсткому  решению спорных  вопросов. Даётся детям  склонным к жёсткому  решению спорных 7 класс Окончание  Смутного  времени. Власть и церковь. Церковный  раскол. Петровские  преобразования. Внутренняя  политика  Екатерины 2. Росси во второй  половине 18 века. время опричнины. Как вы считаете, какую оценку  можно дать деятельности  Кузьмы Минина и Дмитрия  Пожарского. Проблемный вопрос: В чём вы  видите трагедию церковной  реформы. Как вы считаете, какие черты  личности Петра, помогли ему в  государственных  преобразованиях? Какие черты  его личности вас привлекли, а  какие оттолкнули? Ответ  обоснуйте. 1. Как вы считаете, как  петровские преобразования в  культуре и быте повлияли на  жизнь и духовный облик людей. 2.Познакомтесь с документом  «Юности честное зерцало» и  ответьте на вопрос: какие  правила и обычаи, описанные в  наставлениях юношеству, были  новыми для русской  аристократии? Нужны ли были  они? Изучите документы: из «записок императрицы Екатерины  второй» и из наказа Екатерины 2 Уложенной комиссии. Оцените  эти документы с точки зрения   положения людей в государстве. Исходя из этого, какие черты  личности Екатерины 2 вы  можете выявить? Привлекают  ли они вас. Дайте оценку крепостному  праву, сложившемуся в России к концу 18 века. вопросов. Даётся всем детям с  целью личностного  самоанализа. Даётся всем детям с  целью развития умения видеть последствия  деятельности властей  по отношению к  народу. Задание даётся в конце изучения реформ  Петра (на основе  текста параграфов и  документов).  Даётся всем детям с  целью личностного  самоанализа. Даётся всем детям с  целью развития умения видеть последствия  деятельности властей  по отношению к  народу. Даётся всем детям с  целью развития умения видеть последствия  деятельности властей  по отношению к  народу. А так же  оценки личностных  возможностей  человека. Задание даётся после  изучения внутренней  политики Екатерины 2  и восстания  Е.Пугачёва. Даётся  всем детям с целью  развития умения  видеть последствия  деятельности властей 8 класс Внутренняя  политика  Александра 1. Отечественная  война 1812 года. Общественное  движение во  время  Александра 1. Общественное  движение в годы  правления  Николая 1. Крымская война  1853­1856 гг.  Оборона  Севастополя. Реформы  Александра 2. Ответьте на вопрос: Какими  личными чертами обладал  Александр 1? Как они могут  отразиться на его внутренней  политике? Изучив тему и документы по  Отечественной войне 1812 года,  сделайте вывод, как эта война  повлияла на умы людей, как она  отразилась на жизни страны в  целом? После изучения темы задаётся  вопрос: почему декабристы  осмелились на такой поступок  (имеется ввиду 14 декабря 1825  года)? Какими качествами  личности должен обладать  человек, чтобы  противопоставить себя  государству, чтобы заботиться  не о себе, а о благе других  людей?  1.Ответьте на вопрос: Как вы  думаете, почему появляются  люди, стремящиеся  «переделать» русскую  действительность. Какие черты  личности им для этого  необходимы.  2.Ознакомьтесь с документом  «из статьи А.С.Хомякова.1847  г.» и подумайте, в чём можно  позавидовать А.С.Хомякову. Ознакомьтесь с документами о  героизме русских людей в войне, и в частности при обороне  Севастополя. Ответьте на  вопрос: чем вы можете  объяснить тот дух русских  солдат, который проявился в  дни севастопольской обороны?  Какие черты личности им в этом помогли? Вопрос: Как вы можете оценить  личность Александра 2 с точки  зрения того, исторического  по отношению к  народу. Даётся   всем   детям   с целью развития умения видеть   последствия деятельности   властей по   отношению   к народу. Приложение № 4  Даётся всем детям с  целью развития чувства патриотизма и  гордости за свой народ. Даётся всем детям с  целью личностного  самоанализа Даётся всем детям с  целью развития чувства патриотизма и  гражданственности. Даётся всем детям с  целью развития чувства патриотизма и  личностного  самоанализа. Даётся всем детям с  целью развития чувства гражданственности. 9 класс Революционное  народничество  второй половины  60 – начале 80­х  гг. Создание первых  политических  партий в начале  хх в. Первая  российская  революция. Первая мировая  война. Гражданская  война. Духовная жизнь в 20­е гг. ХХ в. факта, что он отменил  крепостное право и начал  проведение либеральных  реформ. Ознакомьтесь с документом: из  « катехизиса революционера»  С.Г.Нечаева и дайте  нравственную оценку  содержания документа.  Вопрос: в какую политическую  партию вы бы вступили, свой  ответ обоснуйте. Дайте морально­этическую  оценку факта расстрела мирной  демонстрации 9 января 1905 г. 1.Изучив причины войны,  выдвиньте предположение,  могла ли Россия избежать  участия в этой войне? 2.Почему русские войны, даже  женщины, показали себя  героями в этой войне? 3.Как вы можете оценить факт  братания в конце войны? 1.Дайте морально­этическую  оценку красному и белому  террору. 2.Обсудите утверждение  современного историка:  «Безнравственна сама  постановка вопроса о том, какой террор лучше». 3.Соберите и обсудите  материалы об участии в  Гражданской войне детей и  подростков. 1.Дайте морально­этическую  оценку политики большевиков в  отношении к церкви. 2.Выскажите своё отношение к  словам писателя Е.И.Замятина в статье «Я боюсь», где он  утверждал: «Настоящая  Даётся всем детям с  целью развить умение  выявлять и  формулировать  моральные нормы,  оценивать их и  формулировать свое к  ним отношение,  аргументировать свою  позицию. Даётся всем детям с  целью развития чувства гражданственности. Даётся детям  склонным к жёсткому  решению спорных  вопросов. Даётся всем детям с  целью развития чувства патриотизма  гражданственности и  личностного  самоанализа. Даётся всем детям с  целью развития чувства патриотизма  гражданственности и  личностного  самоанализа. Даётся всем детям с  целью развития умения видеть последствия  деятельности властей  по отношению к  народу. литература может быть только  там, где её делают не  исполнительные и  благонадёжные чиновники, а  безумцы, отшельники, еретики,  мечтатели, бунтари,  скептики…..Я боюсь, что у  русской литературы одно  только будущее: её прошлое». К чему могла привести эта  тенденция в духовной жизни? 3.Подумайте над словами  Н.И.Бухарина в 1924 г.: «Нам  необходимо, чтобы кадры  интеллигенции были  натренированы идеологически  на определённый манер. Да, мы  будем штамповать  интеллигентов, мы будем  вырабатывать их, как на  фабрике». К чему могла  привести эта тенденция в  духовной жизни? Дайте оценку стахановскому  движению. Изучите документы,  касающиеся положения  крестьян в данное время. Дайте  морально­этическую оценку  политике коллективизации  сельского хозяйства. 1.Дайте морально­этическую  оценку политике репрессий в  30­е гг. ХХ в . 2.Познакомьтесь с документом:  из книги А.Жида «Возвращение  из СССР». 1936 год и ответьте  на вопрос: о каких особенностях жизни людей идёт речь? Какими  способами они формировались?  К чему это могло привести? Социалистическа я  индустриализаци я. Коллективизация сельского  хозяйства. Политическая  система СССР в  30­е гг. ХХ в . Духовная жизнь в 30­е гг. ХХ в. 1.Выскажите ваше мнение по  поводу единственного  художественного направления в  Даётся всем детям с  целью развития чувства гражданственности и  личностного  самоанализа. Даётся всем детям с  целью развития умения видеть последствия  деятельности властей  по отношению к  народу. Даётся всем детям с  целью развить умение  выявлять и  формулировать  моральные нормы,  отрабатывать умение  иметь свою точку  зрения. А так же с  целью развития умения видеть последствия  деятельности властей  по отношению к  народу. Даётся всем детям с  целью развития чувства гражданственности и СССР –социалистического  реализма . К чему это могло  привести? 2.Ознакомьтесь с советскими  песнями 1930­х гг. Какие  стороны общественной жизни  воспевались в них? Какие  человеческие качества? Ценны  ли в наше время эти  человеческие качества? 1.Напишите сочинение «Моя  семья в годы Великой  Отечественной войны». 2.В английском журнале в 1945  г.  была опубликована статья, в  которой, в частности  говорилось: «Одна из главных  ошибок немцев объясняется  тем, что они обманулись в своих расчётах на отсутствие  сплочённости  многонационального Советского народа и недооценили  патриотической готовности  русских драться за свою  родину». Выскажите своё  мнение по этой проблеме. 3. Дайте морально­этическую  оценку политике депортации  народов. 4.Попробуйте поставить себя на  место воинов советской армии.  Какие чувства у вас возникли? 5.Как вы считаете, какие черты  личности помогли людям  выжить и сохранить при этом  свой человеческий облик? 6. Как вы можете оценить факты предательства и малодушия в  это трудное время? 7.Подвиги и поступки каких  людей вас особенно тронули? 8.Поразмышляйте на тему:  война, единственное средство  разрешения конфликтов? 1.Дайте оценку личности  Н.С.Хрущёва с точки зрения его выступления на хх съезде  КПСС, «Оттепели» в духовной  жизни, социальной политике,  Великая  Отечественная  война 1941­1945  гг. СССР в 1953­ сер.60­х гг. ХХ в. личностного  самоанализа. Даётся всем детям с  целью развития чувства патриотизма  гражданственности и  личностного  самоанализа. А так же   с целью развить умение ставить себя на место  другого человека,  сопереживания. Даётся всем детям с  целью развития чувства гражданственности и  личностного  самоанализа. Общественная  жизнь в середине  60­х – середине  80­х гг. ХХ в. Перестройка в  СССР (1985­ 1991). Духовная жизнь  России в конце  ХХ в. Общество знание 6 класс Человек­ личность. Отрабатывать умение  иметь свою точку  зрения. А так же с  целью развития умения видеть последствия  деятельности властей  по отношению к  народу. Даётся всем детям с  целью развития чувства гражданственности и  личностного  самоанализа. Даётся всем детям с  целью развития чувства гражданственности и  личностного  самоанализа. Даётся всем детям с  целью развития чувства гражданственности и  личностного  самоанализа. Даётся всем детям с  целью развития чувства личностного  самоанализа. Даётся детям с  проблемной учебной  мотивацией. шагам по перестройке партии,  хотя и частичной, но  реабилитации. 2.Напишите краткое эссе на  тему «Правда в истории: «тьмы  низких истин нам дороже, чем  возвышающий обман». Как вы можете оценить  диссидентское движение? Какие черты личности должны были  иметь эти люди? А вы бы могли  выступить против системы? 1.Дайте оценку личности М.С.  Горбачёва с точки зрения  проводимой им политики  перестройки. Каких черт  личности ему не хватало, чтобы  этот процесс прошёл более  достойно? Если бы вы жили в то время, вы бы его поддержали? 2.Как вы считаете, ради  процветания страны, должен и  может  ли народ «завязать пояса потуже»? 3.Как вы считаете, нужна ли  была политика гласности,  проводившееся в то время?  Отметьте её положительные и  отрицательные черты? Как это  отразилось на людях? Как вы считаете, какие  противоречия можно выявить в  духовной жизни России в конце  ХХ в.? В чём вы видите причину падения нравственности? 1.В электронном варианте  учебника Л.Н.Боголюбова  прочтите афоризмы великих  людей о личности и напишите,  как вы их понимаете. 2.Выпишите качества человека  необходимые для успешной  деятельности в школе. Как вы  считаете, каких из этих качеств  вам не хватает? Что нужно  сделать, чтобы их приобрести. 3.Проведи опрос среди своих  друзей на тему «Какие качества  личности особенно Человек познаёт  мир. Человек и его  деятельность. Человека и его  потребности. Слагаемые  жизненного  успеха. привлекательны для тебя».  Сопоставь их ответы со своими. 4.Выпишите черты сильной и  слабой личности. Поставьте  плюсики рядом с теми  качествами, которые есть у вас.  Сделайте анализ. Выделите  проблемы и достижения. 1.Выполни практическую работу в электронном учебнике и  выясни, какая у тебя  самооценка. Сделай выводы. 2.Сделай анализ своих  способностей. К какому ты  пришёл выводу? 3.Как ты понимаешь выражение  «Критическое отношение к  себе». Развито ли оно у тебя? 4.Выполни задание 5 стр.24.  Сделай выводы. 5.Прочти текст «Учимся  узнавать и оценивать себя». Что  нового ты узнал и взял для себя. 1. Выполни задание 4 стр.32.  Сделай выводы. 2. Прочти текст «Учимся  правильно организовывать свою  деятельность». Что нового ты  узнал и взял для себя. 1.Прочитай текст путешествие в прошлое на стр.39 и ответь на  вопрос: Что ты можешь сказать  о духовном мире этих людей?  Какие мысли и чувства вызвал у  тебя этот рассказ? А ты бы так  смог? 2.Выполните задание 3  практикума на стр.48. Сделайте  выводы. 1.Задание даётся после изучения темы: Выпишите в тетрадь  слагаемые жизненного успеха.  Как ты считаешь, что тебе  необходимо сделать для  достижения успеха? Какие  качества личности тебе при  этом понадобятся? 2. Выполни задание 6 стр.47.  Сделай выводы. 3. Выполните задание 4  Даётся всем детям с  целью развития чувства личностного  самоанализа. Даётся всем детям с  целью развития чувства личностного  самоанализа. Даётся всем детям с  целью развития чувства гражданственности и  личностного  самоанализа. Даётся всем детям с  целью развития чувства личностного  самоанализа,  ответственности за  свою жизнь. Даётся детям  склонным к вредным Межличностные  отношения. Человек в  группе. Общение. Конфликты в  межличностных  отношениях. практикума на стр.48. Сделайте  выводы. 1.Выполни задание о чувствах на стр.51 в тетради. Поставь  галочки возле тех чувств,  которые преобладают у тебя.  Сделайте выводы. 2. Прочитай текст  «Учимся  взаимодействовать с  окружающими». Что нового ты  узнал и взял для себя? Что ещё  можешь предложить? 3.Напиши мини­сочинение о  дружбе. Подумай, какую группу ты бы  мог создать и какие полезные  дела бы вы могли сделать. 1.Выработайте правила общения со сверстниками, младшими и  старшими.  2.Ответьте на вопрос: что нужно сделать, чтобы научиться  понимать другого человека? 3. Выполни задание 4 на стр. 75.  Сделай выводы. 4.Прочти текст «Учимся  общаться» на стр.75. Что нового ты узнал и взял для себя? Что  ещё можешь предложить? 1.Вспомни свои конфликтные  ситуации. Проанализируй своё  поведение в них. Исходя из  полученных знаний, выработай  нужную стратегию поведения. 2.Выполни задание 5  практикума на стр.84.  Человека славен  добрыми делами. 1.Какие добрые чувства ты  можешь назвать? Есть ли они у  тебя? 2.Выпиши в тетрадь золотое  правило морали. Подумай,  привычкам. Даётся всем детям с  целью развития чувства личностного  самоанализа. А так же  успешной  социализации в  межличностных  отношениях. Даётся всем детям с  целью развития чувства гражданственности и  личностного  самоанализа. А так же  успешной  социализации в  межличностных  отношениях. Даётся всем детям с  целью развития чувства личностного  самоанализа и  взаимопонимания. А  так же успешной  социализации в  межличностных  отношениях. Даётся склонным к  конфликтам с целью  развития чувства  личностного  самоанализа и  взаимопонимания. А  так же успешной  социализации в  межличностных  отношениях. В первую очередь  даётся с «дефицитом  добра» с целью  развития чувства  личностного почему люди не всегда  поступают в соответствии с ним. 3. Выполни задание 6  практикума на стр.91. 4. Прочти текст «Учимся делать добро» на стр.92. Что нового ты  узнал и взял для себя? Что ещё  можешь предложить? 1.Проанализируйте слова  писателя Куприна на  стр.97.Сделайте выводы. 2.Что, такое в твоём понятии  смелость? Выполни задание 1 в  классе и дома. 3.Прочти текст «Учимся  побеждать страх на стр.99. Что  нового ты узнал и взял для себя? Что ещё можешь предложить?.  4.Как ты понимаешь афоризм  Куприна «Больше всего я  стыжусь лжи, идущей от   трусости и слабости. 1.Как ты понимаешь, что такое  человечность? Есть ли это  качество у тебя? Если нет, то  почему? 2.Выполни задание 1 в классе и  дома. 3.Прочтите в электронном  учебнике тексты о  человечности. Что нового вы  узнал и взял для себя? Что ещё  можешь предложить? 1.Как вы считаете, для чего  нужны правила? Какие для тебя  есть правила в жизни? Какие  правила ты не соблюдаешь?  Почему? 2. Прочти текст «Сетикет» на  стр.15. Что нового ты узнал и  взял для себя? Что ещё можешь  предложить?  1.Как ты думаешь,  взаимосвязаны ли права и  обязанности? 2.Выполни задание 1 в классе и  дома на стр.21. Выскажите своё мнение к  словам, сказанным  Ф.М.Достоевским «Свобода не в самоанализа и  взаимопонимания. А  так же успешной  социализации в  межличностных  отношениях. Даётся всем детям Что нового ты узнал и взял  для себя? Что ещё  можешь предложить?  А так же успешной  социализации в  межличностных  отношениях. Даётся всем детям с  целью развития чувства гражданственности и  личностного  самоанализа. А так же  успешной  социализации в  межличностных  отношениях. Даётся детям  склонным к  девиантному  поведению  с целью  развития личностного  самоанализа. Даётся всем детям с  целью развития чувства гражданственности. Даётся всем детям с  целью развития чувства гражданственности и  Будь смелым. Будь  человечным. 7 класс Что значит жить  по правилам. Права и  обязанности  граждан. Почему важно  соблюдать закон. Защита  Отечества. Для чего нужна  дисциплина. Виновен­отвечай. Мастерство  работника. том, чтобы не сдерживать себя,  а в том, чтобы владеть собой». 1.Рассмотри в электронном  учебнике понятие долг. Приведи примеры различных видов долга. 2.Как ты понимаешь слова:  Защита Отечества долг и  обязанность гражданина?  3.Готовите ли вы себя к  исполнению воинского долга?  Какие черты характера должен  выработать в себе молодой  человек, для успешного  прохождения  воинской  службы? 4.Каких героев военных  действий вы знаете? Если  затрудняетесь в ответе,  обратитесь к дополнительной  литературе. 5.Прочтите текст на стр.36  «Учимся быть мужественными». Что нового ты узнал и взял для  себя? Что ещё можешь  предложить? 1.Какая дисциплина в тебе  развита больше: внешняя или  внутренняя? Почему? 2.Как вы считаете, как связаны  между собой слова  самовоспитание, воля,  дисциплина? Составьте из этих  слов небольшой рассказ. 3. Прочти текст на стр.47  «Учимся быть  дисциплинированными». Что  нового ты узнал и взял для себя? Что ещё можешь предложить? 1.В чём преимущества  законопослушного человека  перед незаконопослушным? 2.Какими чертами характера и  особенностями поведения  должен обладать человек, чтобы не нарушать закон. 1.Прочти текст «Учимся  секретам профессионального  успеха». Сделай выводы.  2.Подумай, какой  профессиональной  личностного  самоанализа. Даётся в основном  мальчикам с целью  развития чувства  гражданственности,  патриотизма и  личностного  самоанализа Даётся всем детям с  целью развития  личностного  самоанализа. Даётся детям  склонным к  девиантному  поведению. Даётся всем детям с  целью наилучшей  социализации в сфере  трудоустройства. деятельностью ты бы хотел  заняться. Какие черты  характера тебе для этого нужно  выработать? 3.Выскажи своё мнение к словам Гоголя  Н.В.: «Есть у русского  человека враг, непримиримый,  опасный враг, не будь которого  он был бы исполином, враг этот  – лень». 1.Как ты думаешь: сможешь ли  ты стать предпринимателем?  Какие черты характера ты  должен в себе выработать?  Какие знания получить? 2.Прочти текст «Учимся  создавать свой бизнес» на  стр.97. Что нового ты узнал и  взял для себя? Что ещё можешь  предложить? В электронном учебнике  познакомьтесь с «Кодексом  чести» русского купца 19 века.  Какие черты личности купца вас привлекли? Как вы считаете,   этот кодекс может применяться  в наши дни? 1.Прочитай стихотворение и  объясни, как ты понимаешь  слова автора. Как ты считаешь,  может ли человек жить, не  мысля и не веря? 2.Напиши краткое эссе на тему:  «Мыслящий и работающий  человек есть мера всего. Он есть огромное планетное явление»  (В.И.Вернадский). Напиши краткое эссе на тему:  «Человек не должен жаловаться  на времена – из этого ничего не  выходит. Время дурное: ну что  ж, на то и человек, чтобы  улучшить его» (Т.Карлейль). Вы изучили различные пути  изменения общества: эволюция,  реформы, революция. Как вам  кажется, какой путь развития  наиболее приемлем для  общества? Свой ответ  обоснуйте. Даётся всем детям с  целью наилучшей  социализации в сфере  трудоустройства. Даётся всем детям с  целью развития  личностного  самоанализа. Приложение № 5 Даётся всем детям с  целью развития  личностного  самоанализа и  формирования  позитивной «Я­ концепции». Даётся всем детям с  целью развития чувства гражданственности  и  ответственности. Даётся всем детям с  целью развития чувства гражданственности  и  ответственности. Виды и формы  бизнеса. Обмен, торговля, реклама. 8 класс Что делает  человека  человеком. Общество как  форма  жизнедеятельнос ти людей. Развитие  общества. Как стать  личностью. Ответь на вопрос: Как стать  личностью? Какие качества в  себе нужно выработать? Какие  поступки совершить? Мораль. Долг и совесть. Моральный  выбор. Образование. 1.Как вы поняли, что такое  мораль, нравственность, добро,  зло? 2.Подумайте, есть ли эти  качества у вас? Почему люди  совершают плохие поступки?  Назовите примеры добра и зла: в вашей жизни, в школе, в стране,  в истории. 3.Выполни задание 4 и 5 в  классе и дома. Сделай выводы. 4.Прочитай 25 высказываний  Конфуция. Какие из них тебе  наиболее понравились. Сделай  выводы. 1.Напиши небольшое эссе на  тему «Невозможно ступить ни  шагу по этой земле без того,  чтобы не соприкоснуться с  ответственностью и долгом,  который необходимо  исполнить»(Т.Карлейль). 2.Были ли в твоей жизни случаи, когда тебе приходилось  «поступиться» совестью? К  чему это привело?  1.Проведите критический анализ собственных помыслов и  поступков. К какому выводу вы  пришли?  2.Прочтите текст «Учимся  поступать морально» на стр.78.  Что нового ты узнал и взял для  себя? Что ещё можешь  предложить? 1.Занимаетесь ли вы  самообразованием? Что это вам  дало? Чего вы ещё не смогли  добиться? 2.Напишите небольшое эссе на  тему «Чем человек  просвещённее, тем он полезнее  своему Отечеству». Даётся всем детям с  целью с целью развития личностного  самоанализа и  формирования  позитивной «Я­ концепции». Даётся всем детям с  целью развития чувства гражданственности,  патриотизма и  ответственности. А так же развития  личностного  самоанализа и  формирования  позитивной «Я­ концепции». Приложение№6 Даётся детям с  проблемами в сфере  ответственности и  совести с целью  развития личностного  самоанализа и  формирования  позитивной «Я­ концепции». Даётся всем детям с  целью развития  личностного  самоанализа и  формирования  позитивной «Я­ концепции». Даётся всем детям с  целью развития чувства гражданственности и  личностного  самоанализа. Наука. Религия как одна  из форм  культуры. Ответьте на вопрос: В чём  проявляется нравственная  ответственность учёных? 1. Напишите небольшое эссе на  тему «Смысл веры не в том,  чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в  себе»(Т.Харди). Нации и  межнациональны е отношения. Отклоняющее  поведение. Предпринимател ьская  деятельность. Потребление. Безработица. 9 класс Политика и  власть. 1.Как вы считаете, есть ли  плохие и хорошие нации? 2. Прочтите текст «Учимся  жить в многонациональном  обществе» на стр.131. Что  нового ты узнал и взял для себя? Что ещё можешь предложить? 1.Назовите примеры и причины  отклоняющего поведения. 2.Проведите анализ  собственного отклоняющего  поведения. Почему оно есть у  вас? Как выйти  из сложившейся ситуации? Нужна ли вам  помощь? Напишите небольшое эссе на  тему «Главная польза капитала  не в том, чтобы делать деньги, а  в том, чтобы делать деньги ради  улучшения жизни»(Г.Форд). Напишите небольшое эссе на  тему «Дом не может считаться  жилищем человека, пока в нём  нет пищи и огня не только для  тела, но и для  разума»(М.Фуллер) Как вы думаете, что должен  сделать человек, чтобы избежать безработицы? 1.Проведите дискуссию на тему: Может ли быть политик  честным человеком?  2.Проведите анализ черт своего  характера и подумайте сможете  ли вы быть политиками? 3.Напишите небольшое эссе на  тему «Недолговечна та власть,  которая управляет во вред  народу»(Сенека). Даётся всем детям с  целью развития чувства гражданственности. Даётся всем детям с  целью развития  личностного  самоанализа и  формирования  позитивной «Я­ концепции». Даётся всем детям с  целью развития чувства гражданственности. Даётся детям  склонным к  девиантному  поведению. Даётся всем детям с  целью развития чувства гражданственности. Даётся всем детям с  целью развития чувства гражданственности. Даётся всем детям с  целью развития  личностного  самоанализа Даётся всем детям с  целью развития чувства гражданственности. Гражданское  общество и  государство. Участие граждан  в политической  жизни страны. Правонарушения  и юридическая  ответственность. Права и свободы  человека и  гражданина. Право на труд.  Трудовые  правоотношения. Семейные  правоотношения. Международно­ правовая защита  жертв  вооружённых  конфликтов. Выполните задание 4 в классе и  дома. 1.Ответьте на вопросы: Какие  причины побуждают граждан  участвовать в политической  жизни страны? Нужно ли это  делать? К чему может привести  игнорирование гражданами  политической жизни? 2.В чём вы видите опасность  политического экстремизма?  Почему некоторые граждане  этим занимаются? Ответьте на вопросы: Как вы  считаете, почему люди  совершают правонарушения?  Составьте портрет  потенциального  правонарушителя. Есть ли у вас  соответствующие черты? Как от них избавиться? 1. Ответьте на вопрос:  Как  взаимосвязаны между собой  права и обязанности человека? 2.Напишите небольшое эссе на  тему « Подавлять в себе долг и  не признавать обязанности,  требуя в то же время прав себе,  есть только свинство»  (Ф.М.Достоевский).  Ответьте на вопрос: Как вам  кажется, взаимосвязаны между  собой качество личности  трудолюбие и успешность в  жизни? 1.Как вы относитесь к мнению,  что в семье каждый учится  замечательному искусству –  искусству жить вместе. 2.Выполните задание 2 и 3 в  классе и дома. 1. Выполните задание 1 в классе  и дома. 2. Напишите небольшое эссе на  тему «Война есть не только  потрясение, но и духовное  испытание, и духовный суд»  Даётся всем детям с  целью развития чувства гражданственности и  ответственности. Даётся всем детям с  целью развития чувства гражданственности и  ответственности. Даётся детям  склонным к  девиантному  поведению. Даётся всем детям с  целью развития чувства гражданственности и  ответственности. Даётся детям с  проблемным  отношением к труду  для более успешной  социализации в сфере  трудовых отношений. Даётся всем детям с  целью социализации в  семейных  взаимоотношениях. Даётся всем детям с  целью чувства  гражданственности и  патриотизма. (И.А.Ильин). 3.Составьте портрет  современного солдата.                                         Приложение №1 Сказка о красноречивом поселянине  Был человек по имени Хэвинануп. И была жена у него по имени Мерит. И вот он сказал своей жене: «Пойду в город, чтобы оттуда принести еды моим детям. Пойдем же, отмерь мне ячменя, да буду я жив этим в пути». Нагрузил   крестьянин   своих   ослов   солью,   шкурами   пантер,   мехом   волков,   голубями. Отправился этот крестьянин на юг и встретил человека, стоящего на плотине; имя его — Тхутинахт, богатый чиновник. И  вот   сказал   этот  Тхутинахт,   когда   он  увидел   ослов   этого  крестьянина,   которые   ему понравились: «Какому богу помолиться, чтобы завладеть всем этим!» Дом же этого Тхутинахта стоял на прибрежной дороге, узкой, не широкой. Она имела ширину одеяния, и с одной ее стороны была вода, а с другой — ячмень. И вот этот Тхутинахт сказал своему служителю: «Поторопись, принеси мне ткань из моего дома». И она была тотчас принесена. И он расстелил эту ткань на прибрежной дороге, и один ее конец упал на воду, а ее бахрома — на ячмень. Шел же крестьянин по общественной дороге. И вот этот Тхутинахт сказал: «Остановись, крестьянин! Разве ты наступишь на мою одежду?» Тогда этот крестьянин сказал: «Я   сделаю   то,   что   ты   пожелаешь!   Не   наступлю!»   И   он   пошел   повыше.   Тогда   этот Тхутинахт сказал: «Разве мой ячмень — дорога тебе?» Этот крестьянин сказал: «Так где же мне пройти?! Ты загородил дорогу своей тканью.» Тогда один из этих ослов схватил пучок ячменя. Тхутинахт этого и ждал: «Вот, я заберу твоего осла, крестьянин, потому что он ест мой ячмень! Он мне пригодится: будет топтать колосья при молотьбе!» Тхутинахт взял прут, избил им Хэвинанупа, отнял его ослов и увел в свой округ. Тогда этот крестьянин громко заплакал от причиненной ему боли и отправился пожаловаться начальнику округи – вельможе Ренси. Крестьянин сказал: «Начальник дома, господин мой, великий из великих, руководитель всего того, что нет и что   есть!..   Ты   ведь   отец   бедняка,   защита   для   не   имеющего   матери!   Сделай,   чтобы   я превознес   твое   имя   в   этой   стране   выше   всякого  прекрасного  закона!   Вот,   я  отягощен печалью, вот, мне тяжко, защити меня, вот — я в беде!» «Воистину,   поселянин,   ты   говоришь   цветитстым   слогом!   Но   стоит   ли   наказывать Тхутинахта за горсть соли и твоего осла!» – промолвил Ренси, садясь в ладью. Начальник округи Ренси отправился к его величеству фараону и сказал: «Мой господин, ты любишь красноречие больше всех сокровищ мира, а я нашел одного из этих крестьян, который воистину прекрасно говорит. Его имущество ограблено человеком, который при мне, и вот, он пришел ко мне жаловаться на это». Его величество сказал: «Если ты хочешь видеть меня здоровым, задержи его здесь, без ответа на все то, что он говорит, чтобы он еще говорил, да услышим мы это». Тогда вельможа Ренси приказал двум служителям пойти и привести его. Крестьянин   взмолился   фараону:   «О,   господин   мой!   Великий   из   великих,   богатый   из богатых!.. Ты — руль неба, ты — столп земли! Знающий вещи всех людей, разве ты не знаешь   моего   имущества?   Накажи   грабителя,   защити   пострадавшего.   Не   закрывай   же твоего лица от того, кого ты знаешь, не будь слепым по отношению к взирающему на тебя...»  [Затем крестьянин произносит еще 8 речей, в которых, как и в первой речи, он умоляет фараона вернуть ему его имущество.] И это было приятнее сердцу его величества, чем какая­либо вещь во всей этой земле. Наконец его величество смилостивился и повелел вернуть крестьянину его имущество.                                                                           Приложение №2.  Плутарх. Ликург  Отец не имел права сам воспитывать дитя – он относил новорожденного на место, где сидели   старейшины.   Они   осматривали   ребенка   и,   если   находили   его   крепким   и   ладно сложенным, приказывали воспитывать. Если же ребенок был тщедушным и безобразным, его выбрасывали с обрыва, считая, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству. Кормилицы детей не пеленали, чтобы дать свободу телу, растили их неприхотливыми и не разборчивыми   в   еде,   не   боящимся   темноты   или   одиночества,   не   знающими,   что   такое своеволие и плач. Едва мальчики достигали семилетнего возраста, Ликург отбирал их у родителей   и   разбивал   по   отрядам,   чтобы   они   вместе   жили   и   ели,   приучаясь   играть   и трудиться друг подле друга. Во главе отряда он ставил того, кто превосходил прочих сообразительностью и был храбрее всех в драках. Остальные равнялись на него, исполняли его приказы и молча терпели наказания, так что главным следствием такого образа жизни была привычка повиноваться. За играми детей часто присматривали старики и постоянно ссорили их, стараясь вызвать драку, а потом внимательно наблюдали, какие у каждого от природы качества – отважен ли мальчик и упорен ли в схватках. Грамоте они учились лишь в   пределах   необходимости,   в   остальном   же   все   воспитание   сводилось   к   требованиям беспрекословно   подчиняться,   стойко   переносить   лишения   и   одерживать   верх   над противником. В двенадцать лет они уже расхаживали без хитона, получая раз в год плащ, ходили грязные, запущенные; бани были им незнакомы — за весь год лишь несколько дней они   пользовались   этим   благом.   Спали   они   вместе,   на   подстилках,   которые   сами   себе приготовляли, ломая голыми руками метелки тростника на берегу Эврота. Время   от   времени   власти   отправляли   бродить   по   окрестностям   молодых   людей, считавшихся   наиболее   сообразительными,   снабдив   их   только   короткими   кинжалами   и самым необходимым запасом продуктов. Ночью, покинув свои убежища, они убивали всех илотов,   каких   захватывали   на   дорогах.   Нередко   они   обходили   и   поля,   убивая   самых крепких   и   сильных   илотов.   Они   заставляли   илотов   пить   несмешанное   вино,   а   потом приводили   их   на   общие   трапезы,   чтобы   показать   молодежи,   что   такое   опьянение.   Им приказывали петь дрянные песни и танцевать смехотворные танцы. Ксенофонт. Лакедемонская полития  Ликург установил, чтобы мальчиками распоряжался человек из числа тех, кому позволено занимать самые высокие должности в государстве. Он называется педономом. Ликург дал ему   биченосцев   из   числа   юношей,   чтобы   они,   когда   потребуется,   наказывали   детей. Поэтому в Спарте дети очень послушны и отличаются большой скромностью. Вместо того чтобы   изнеживать   ноги   детей   обувью,   Ликург   потребовал   укреплять   их   хождением босиком. Вместо того чтобы расслаблять тело одеждой, Ликург постановил, чтобы они в течение всего года носили один и тот же гиматий. Он полагал, что так юноши лучше будут подготовлены и к жаре и к холоду. Он хотел, чтобы пища не отягощала их и чтобы они привыкли   жить  в  нужде.   Ликург  считал,   что  воспитанные  таким   образом   юноши,  если возникнет   необходимость,   легче   смогут   переносить   трудности.   Он   не  хотел   заставлять юношей чрезмерно страдать от голода, но и не давал им возможности получать без труда то, в чем они нуждались; поэтому он разрешил им воровать, чтобы они не страдали от голода. Ликург разрешил воровать пищу не по причине недостатка продовольствия; ведь ясно, что готовящемуся к краже приходится ночью бодрствовать, а днем обманывать и подстерегать. Отсюда ясно, что, воспитывая мальчиков таким образом, Ликург стремился сделать их более ловкими и более воинственными. Он назначал попадавшемуся жестокую порку. Он заметил, что подросткам, более чем другим возрастам, свойственно самомнение и что наглость   легко   прививается   к   ним;   стремление   к   удовольствиям   также   присуще   им   в высокой степени. Поэтому Ликург возложил на юношей больше всего работ и обременил их многочисленными занятиями. Кроме того, желая приучить молодежь к скромности, Ликург предписал,   чтобы   юноши   на   улице   держали   руки   под   гиматием   и   ходили   молча,   не оглядываясь, глядя себе под ноги. Ликург ввел совместные трапезы. Он заставил питаться на глазах у всех, полагая, что при этом   будет   меньше   нарушений   предписанных   законов.   Он   установил   такое   количество продовольствия, чтобы оно не вело к излишествам, но и не было бы недостаточным. К этому часто добавляется охотничья добыча, и богатые иногда заменяют хлеб пшеничным (обычно был ячменный). Ликург, запретив чрезмерные попойки, расслабляющие душу и тело, разрешил спартанцам пить лишь для утоления жажды, считая, что напиток тогда безвреднее и всего приятнее.                                        Приложение №3 Плутарх. Александр IV ...Еще в детские годы обнаружилась его воздержанность: будучи во всем остальном неистовым  и  безудержным,  он  был  равнодушен  к  телесным радостям  и  предавался  им весьма умеренно; честолюбие же Александра приводило к тому, что его образ мыслей был не по возрасту серьезным и возвышенным. Он любил не всякую славу и искал ее не где попало,   как   это   делал   Филипп,   подобно   софисту   хваставшийся   своим   красноречием   и увековечивший победы своих колесниц в Олимпии изображениями на монетах. Однажды, когда приближенные спросили Александра, отличавшегося быстротой ног, не пожелает ли он состязаться в беге на Олимпийских играх, он ответил: «Да, если моими соперниками будут цари!» Вообще Александр, по­видимому, не любил атлетов: он устраивал множество состязаний трагических поэтов, флейтистов, кифаредов и рапсодов, а также различные охотничьи соревнования и бои на палках, но не проявлял никакого интереса к кулачным боям или к панкратию и не назначал наград их участникам. Когда в отсутствие Филиппа в Македонию прибыли послы персидского царя, Александр, не растерявшись, радушно их принял; он настолько покорил послов свое)т приветливостью и тем, что не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия вглубь Персии, о самом царе — каков он в борьбе   с   врагами,   а   также   о   том,   каковы   силы   и   могущество   персов,   что   они   немало удивлялись и пришли к выводу, что прославленные способности Филиппа меркнут перед величием замыслов и стремлений этого мальчика. Юность Александра Македонского Македонскому царю Филиппу предложили купить прекрасного, но не объезженного коня Буцефала. Испытание коня было назначено за городом, на широкой равнине. Оно оказалось неудачным.   Лучшие   ездоки   пытались   справиться   с   Буцефалом,   но   безуспешно.   Конь сбрасывал   каждого,   кто   пытался   на   него   сесть.   Тогда   сын   царя   Александр   попросил разрешения  сесть  на  коня  и  объездить  его.  Все   присутствующие   рассмеялись.   Филипп, улыбаясь, дал разрешение. Александр  смело  подошел   к коню, схватил   его  под уздцы  и  повернул  головой  против солнца: он заметил, что лошадь пугается своей собственной тени. Потом мальчик стал ласкать и гладить коня и вдруг в один момент очутился на нем. Конь встал на дыбы, начал вертеться и бить ногами, пытаясь сбросить седока. Но Александр сидел крепко. Тогда конь помчался и скрылся вместе с всадником. Все считали, что мальчик погиб. Каково же было их изумление и радость, когда через некоторое время они снова увидели Александра на коне, которым он уже управлял по своей воле. Когда Александру исполнилось 13, Филипп пригласил для воспитания сына греческого ученого Аристотеля. Три года прожил он с Александром в маленьком городе, вдали от царского двора. Нелегко было Аристотелю сладить со своимвоспитанником. Александр рос своенравным и упрямым мальчиком. Уже в это время в его характере обнаружились черты, которые ярко проявились впоследствии: смелость,   доходящая   до   безрассудства,   вспыльчивость,   упрямство   и   непомерное честолюбие. Когда до Александра доходили известия о победах отца, юноша с завистью восклицал: «Мой отец ничего не оставит на мою долю!» Любимым   произведением   Александра   стала   «Илиада».   Свиток   его   он   держал   под подушкой, а любимым героем его был Ахиллес. Когда Александру исполнилось  16 лет, и отец  отправился  в длительный  поход против Византии, он оставил сына управлять государством. За это время он лично возглавил поход против   восставших   племен   и   подавил   его.   В   18   лет   он   командовал   левым   флангом македонских войск в битве при Херонее. В 20 лет он встал во главе государства, после смерти Филиппа. В своих честолюбивых замыслах он не останавливался перед неслыханной жестокостью. Александр не щадил ни исторических  памятников, ни знаменитых  ученых. Он  был  неумолимый  завоеватель,  не останавливающийся   ни   перед   какими   разрушениями   для   достижения   поставленных   им перед собой целей.                                              Приложение № 4 Биография наследника престола Александра Павловича Личность Александра I всегда была загадкой для современников. «Сфинкс, не разгаданный до гроба», ­ писал о нем П. А Вяземский. А. И. Герцен называл Александра «коронованным Гамлетом,  которого  всю  жизнь  преследовала   тень убитого  отца».  Разноречивые  оценки личности Александра I представлены и в многочисленных его биографиях. Александр был любимым внуком Екатерины II, которая сама руководила его воспитанием. Ею были приглашены лучшие преподаватели и в числе их выписанный из Швейцарии Ф. Ц. Лагарп   ­   высокообразованный,   приверженец   идей   просвещения   и   республиканец   по взглядам.   В   должности   «главного   воспитателя»   он   состоял   при   Александре   11   лет. Знакомя своего воспитанника с понятием о «естественном» равенстве людей, беседуя с ним о преимуществе республиканской формы правления, о политической и гражданской свободе, б «всеобщем благе», к которому должен стремиться правитель, Лагарп тщательно обходил   реалии   крепостной   России.   Главным   образом   он   занимался   нравственным воспитанием своего ученика. Впоследствии Александр I говорил, что всем, что у него есть хорошего, он обязан Лагарпу. Но более  действенной  школой  воспитания  будущего императора  явились  те условия  и атмосфера, которые окружали его с самого раннего детства, ­ враждующие между собой «большой   двор»   Екатерины   II   в   Петербурге   и   «малый   двор»   отца   Павла   Петровича   в Гатчине.   Необходимость   лавировать   между   ними   приучала   Александра,   по   меткому выражению В. О. Ключевского, «жить на два ума, держать две парадные физиономии», развила в нем скрытность, Недоверчивость к людям и осторожность. Обладая незаурядным умом,   изысканными   манерами   и,   по   отзывам   современников,   «врожденным   даром любезности», он отличалсявиртуозной способностью распо­ ложитытсебелюдей различных взглядов   л   убеждений,   ловко   пользоваться   людскими   слабостями.   Он   умел   играть   «в откровенность»   как   надежное  средство   управлять   людьми   и   подчинять   их   своей   воле. «Сущий прельститель», ­ говорил о нем Сперанский. Наполеон, уже будучи на о. Святой Елены,  так  отзывался  об  Александре:  «Царь  умен,  изящен, образован;  он легко   может очаровать,   но   этого   надо   опасаться;   он   неискренен;   это   настоящий   византиец   времен упадка Империи... он может далеко пойти. Если я умру здесь, он станет моим настоящим наследником в Европе.» Современники отмечали и такие черты характера Александра, как упрямство, подозрительность, большое самолюбце и стремление «искать популярности по любому поводу», а исследователи его биографии усматривали в нем «странное смешение философских поветрий XVIII в. с принципами прирожденного самовластия».                                                                                Приложение № 5 Для человека мысль – венец всего живого. А чистота души есть бытия основа. По этим признакам находим человека: Всех тварей на земле превыше он от века. А если он живёт не мысля и не веря,  То человек не отличается от зверя.                                                    Анвари                                                           Приложение № 6 Конфуций  (настоящее имя — Кун Цю) был обычным человеком, но его учение нередко называют религией. Хотя вопросы богословия и теологии как таковые для конфуцианства не   важны   вообще.   Все   учение   строится   на   морали,   этике   и   жизненных   принципах взаимодействия человека с человеком. Он   был   одним   из   первых,   кто   предложил   идею   построить   высоконравственное   и гармоничное общество. А золотое правило его этики звучало так: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Его учение нашло такой широкий отклик у людей, что его приняли в качестве идеологической нормы на уровне государства, и оно оставалось популярным почти 20 веков. Его   уроки   просты   для   понимания   каждому   человеку   –   наверное,   поэтому   они вдохновляют настолько эффективно: 1. Три пути ведут к знанию: путь размышления — это путь самый благородный, путь подражания — это путь самый легкий и путь опыта — это путь самый горький. 2. Если ты ненавидишь – значит тебя победили. 3. В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах. 4. Перед тем как мстить, вырой две могилы. 5. Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. 6. Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты. 7. На самом деле, жизнь проста, но мы настойчиво её усложняем. 8. Несдержанность в мелочах погубит великое дело. 9. Лишь когда приходят холода, становится ясно, что сосны и кипарисы последними теряют свой убор. 10. Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспеть за собственными словами. 11. Советы мы принимаем каплями, зато раздаём ведрами. 12. Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток. 13. Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим. 14. Побороть дурные привычки можно только сегодня, а не завтра. 15. Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово, возможность. Поэтому: не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность. 16. Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни. 17. Я не огорчаюсь, если люди меня не понимают, — огорчаюсь, если я не понимаю людей. 18. Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок. 19. В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других. 20. Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькую свечку. 21. Пришло несчастье – человек породил его, пришло счастье – человек его вырастил. 22. Красота есть во всем, но не всем дано это видеть. 23. Благородный в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен. 24. Если тебе плюют в спину, значит ты впереди. 25. Не тот велик, кто никогда не падал, а тот велик – кто падал и вставал.                                      Литература 1. А.А.Вигасин,   Г.И.Годер,   И.С.Свеницкая.   История   Древнего   мира   5   класс.   –М.: Просвещение, 2014 г. 2. Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1987. 3. Древняя Греция. Книга для чтения. — Л., 1958. 4. История России XIX­ начала XX вв. М., 1998. 5. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России с древнейших времён и до кон.16 в.(6 6. класс) ­М.: Просвещение 2013г.   Данилова   А.А.,   Косулиной   Л.Г.   История   России   17­18   вв.(7   класс)   –   М., Просвещение, 2014 г.  7. Данилова   А.А.,   Косулиной   Л.Г.   История   России   17­18   вв.(8   класс)   –   М., Просвещение, 2014 г. 8. Данилова А.А., Косулиной Л.Г. Брандт М.Ю «История России ХХ – начало XXI века»(9 класс) – М., Просвещение, 2014 г. 9. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Обществознание 6 класс. – М., Просвещение, 2014 г. 10. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Обществознание 7 класс. – М., Просвещение, 2014 г. 11. Л.Н. Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.И. Городецкая. Обществознание 8 класс. – М., Просвещение, 2014 г. 12. Л.Н. Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.И. Городецкая. Обществознание 9 класс. – М., Просвещение, 2014 г.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я. Тема: Формирование личностных универсальных учебных действий через индивидуальные задания и работу с текстом.

Отчёт по теме самообразовательной работы учителя истории и обществознания Юшковой М.Я.            Тема: Формирование личностных    универсальных учебных  действий через индивидуальные задания и работу с текстом.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017