Лабораторная работа № 7
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям Цель работы: проанализировать фотографии треков заряженных частиц, движущихся в магнитном поле и участвующий в ядерных реакциях; идентифицировать заряженную частицу по результатам сравнения ее трека с треком протона в камере Вильсона, помещенной в магнитное поле. Приборы и материалы: фотография трека заряженной частицы в камере Вильсона, помещенной в магнитное поле.
Правила техники безопасности.
На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Аккуратно работать с линейкой и карандашом, не размахивая этими принадлежностями.
Тренировочные задания и вопросы
1.Определите строение атома меди
2.Чем отличаются по своему строению ядра атомов радиоактивных элементов от ядер атомов обычных элементов?
3.При захвате нейтрона ядром образуется изотоп . Записать реакцию и определить, какие частицы испускаются при этом ядерном превращении?
4.При бомбардировке изотопа азота нейтронами получается изотоп углерода , который оказывается β-радиоактивным. Напишите уравнения обеих реакций.
5.Скорость α-частицы в среднем в 15 раз меньше скорости β-частицы. Почему α-частица слабее откланяется магнитным полем?
6.В чем различие принципов действия камеры Вильсоны и пузырьковой камеры?
Порядок выполнения работы
1.Определите знак электрического заряда неизвестной частицы на фотографии.
2.Укажите на фотографии направление вектора магнитной индукции. Начальные скорости обеих частиц одинаковы и перпендикулярны краю фотографии.
Трек I принадлежит протону, трек II – частице, которую надо идентифицировать.
4.Измерьте радиусы кривизны треков частиц, скопированных на кальку, на их начальных участках.
Радиус кривизны трека частицы определяют следующим образом. Накладывают на фотографию лист прозрачной бумаги и переводят на нее трек (это нужно сделать осторожно, чтобы не повредить фотографию).
Вычерчивают, как показано на рисунке 2, две хорды и восстанавливают к этим хордам в их серединах перпендикуляры. На пересечении перпендикуляров лежит центр окружности; ее радиус измеряют линейкой.
5.Сравнить удельные заряды неизвестной частицы и протона. Идентифицировать частицу по результатам измерений.
Где - - удельный заряд частицы.
6.Сделайте соответствующие выводы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.