Открытое занятие по логопедии на тему "Дифференциация звуков и букв Ц-Ч" (2 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
дефектология
2 кл
18.02.2018
Главная цель предоставленного конспекта занятия - коррекция нарушений письменной речи у обучающихся 2 класса. В конспекте использованы как традиционные приемы и методы проведения занятий, так и технологии здоровьесберегающих направлений. Особое место отведено приемам мозжечковой стимуляции, помогающей эффективно устранять проблемы в письме и чтении младших школьников. Данный конспект может быть использован на занятиях учителя-логопеда в общеобразовательных школах, школах коррекционной направленности и уроках русского языка учителей начальной школы.Конспект занятия "Дифференциация звуков и букв Ч-Ц"
Открытое занятие Дифференциация звуков и букв Ч-Ц.doc
Конспект логопедического занятия
Группа обучающихся 2 класса с нарушением письма и чтения,
обусловленное ФФНР
Тема: Дифференциация звуков [Ч Ц] и букв «ЦЧ»
Задачи:
образовательная: учить различать звуки [Ч Ц] в произношении и буквы
«ЦЧ» на письме в слогах, словах словосочетаниях и предложениях;
закрепить правило написания «ча», «ща»; упражнять в согласовании
существительных с прилагательными.
развивающая: развивать фонематический слух и восприятие, тактильную
чувствительность, грамматический строй речи, связную речь, зрительное
восприятие, моторную координацию, оптико – пространственные
представления, внимание, память, общую и мелкую моторику;
воспитательная: воспитывать навык работы в команде,
доброжелательность и стремление помогать друг другу.
Оборудование: индивидуальные зеркала, морской камень, предметные
картинки, таблицы «Характеристика звуков», карточки с наждачной и
бархатной бумагой, таблица с предметными картинками (на экране)
индивидуальные карточки, серия сюжетных картинок (на экране),
мешочки «Помощники.
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Приветствие.
2. Упражнение «Добро камень греет»
(Возьмем камень в ладошки и нагреем добрыми, а значит теплыми
словами).
II. Основная часть
1. Кинезиологическая разминка
Повторение скороговорки с движением рук.
Бегают 3 курицы прямо по улице, а 4 курочки по переулочку.
Кто повторил, садится и записывает число. В ожидании других детей,
делает зрительную гимнастику с использованием офтальмотренажера
В.Ф.Базарного).
2. Введение в тему занятия. Какие звуки встречались в скороговорки чаще всего? (ЧЦ).
3. Сравнение звуков Ч – Ц по произношению (индивидуальные зеркала)
4. Сравнительная характеристика звуков Ч Ц по индивидуальным
таблицам «Характеристика звука».
5. Перешифровка звуков в буквы: Ч – чашка с чаем, Ц – цыпленок с
хвостиком. Сравнение букв Ч –Ц.
6. Тактильный диктант.
Напишите правой рукой твердую букву на жесткой карточке (наждачная
бумага), левой рукой мягкую букву на мягкой карточке (бархатная
бумага): Ч Ц Ц Ч Ц Ц Ч; ца, чо, цу, чи, ча; цапля, человек, чешки,
цветок.
7. Найдите закономерность в написании букв ЧЦ.
Покажите жестами этот ряд: большая буква Ц – поднять твердую
карточку, маленькая Ц – хлопки по твердой карточке; большая буква Ч –
поднять мягкую карточку, маленькая Ч – хлопки по мягкой карточке.
Ч ц ц Ц ч ч Ч ц ц Ц ч ч Ч ц ц Ц ч ч Ч ц ц
Запишите в тетрадь буквы в той же закономерности (кому необходима
помощь, логопед помогает жестами)
8. Дидактическое упражнение «Наоборот» (Ц Ч):↔
с перекидыванием зернового мешочка:
ча (ца), цо (чо), ач (ац), ыц (ыч), аца (ача) и т.д
запись в тетрадях.
чтение пар цепочкой
9. Взять голубую карточку (выполнить задание на карточке, переписать в
тетрадь). Перед письменной работой вспомнить правило написания ЧА,
ЩА
Спишите слова, добавляя слоги ЦА, ЧА
Ту .. .. сы
Ули … .. пля
Ли .. .. родей
Све .. .. ревна Ов .. .. совня
Зада .. .. .. инка
(красные слова – дополнительное задание)
Прочитайте слова, объясните значение подчеркнутого на вашей
карточке слова.
10. Д/упражнение «Вспомни записанное слово, добавь прилагательное и
передай другу,»
(с перекидыванием зернового мешочка).
Посмотри на экран
11. Д/упражнение «Объясни слово так, чтобы тебя поняли»
Дети по очереди составляют описательный рассказ своей картинки,
остальные отгадывают и записывают в 2 столбика в тетрадь. Картинки
выставляется на магнитной доске (цапля яйцо чашка, чайник, цыплёнок,
печка)
12. Составление слов из частей.
Возьмите зеленую карточку, внимательно прочитайте задание и
выполните его в тетради.
Подумай, как правильно расставить слоги, чтобы получились слова
Огур…
ленточ..
коло…
леди..
тапоч..
__________________________
ка, ки, дец, чик, нец
Сколько слогов в каждом слове?
Выполните звуковой анализ слова на выбор (кто затрудняется,
пользуется звуковыми фишками).
Закройте тетрадь. Посмотрите на экран (таблица с предметными
картинками). Вспомните, какие слова, изображенные на картинках вы
записали?
Физ.минутка. Мозжечковая стимуляция.
а) Проба Ромберга (ноги «пятка к носку» на одной линии, встать на
носочки, руки вытянуты вперед, пальцы «веером») с проговариванием
скороговорки: Бегают 3 курицы прямо по улице, а 4 курочки по переулочку.
б) Упражнение «Радуга» (перекидывание зернового мешочка из
правой руки – в левую и наоборот с проговариванием
скороговорки)
13. Взять желтую карточку (выполнить задание на карточке без
переписывания в тетрадь).
Составить словосочетания из слов левого и правого столбик.
Соединить стрелками.
Улица целый
кирпич чистая
солнце ключевая
перец лучистое
водица черный
На какой вопрос отвечают прилагательные? Задайте вопрос другу. Я
первая: Саша, ответь пожалуйста, улица какая? ( Кирпич, солнце,
источник водица) Перевернуть карточку. Вспомнить словосочетание и
продиктовать одноклассникам (по очереди).
14. Смысловая разминка: У птицы крылья, а у человека … (руки).
У зверя морда, а у человека … (лицо).
У машины мотор, а у человека … (сердце).
У конфеты фантик, а у человека …(одежда).
У дерева ствол, а у человека … (туловище)
15. Предложение рассыпалось.
Работа в паре.
Собери и запиши предложение.
учиться. школе, Мне, в, нравиться.
Я, всегда, хорошие, хочу, оценки, получать.
Книга , друг, лучший, мой.
Какие слова пишутся не так, как говорятся ( нравиться, учиться, ).
16. Работа с текстом.
Запишите название. Прочитайте текст. Найдите ответ на вопрос
(индивидуальная карточка). Запишите свое предложение. Выполните
задание: Подчеркните буквы ЦЧ,
Найдите и обведите в кружок предлог.
Посмотрите на сюжетную картинку и озвучьте ее своим предложением.
Вы сейчас дружно пересказали рассказ по сюжетным картинкам.
У вас здорово это получилось!
III. Заключительная часть.
Рефлексия
Что понравилось сегодня на занятии?
Какие задания вызывали трудности?
Если к вам обратятся ребята из 1 класса с просьбой научить их
различать буквы Ч и Щ, как вы это сделаете?
Уходит тот, кто пройдет по линии на носочках и проговорит
скороговорку.
Бегают 3 курицы прямо по улице, а 4 курочки по переулочку.
Открытое занятие по логопедии на тему "Дифференциация звуков и букв Ц-Ч" (2 класс)
Открытое занятие по логопедии на тему "Дифференциация звуков и букв Ц-Ч" (2 класс)
Открытое занятие по логопедии на тему "Дифференциация звуков и букв Ц-Ч" (2 класс)
Открытое занятие по логопедии на тему "Дифференциация звуков и букв Ц-Ч" (2 класс)
Открытое занятие по логопедии на тему "Дифференциация звуков и букв Ц-Ч" (2 класс)
Открытое занятие по логопедии на тему "Дифференциация звуков и букв Ц-Ч" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.