Открытый урок на тему: "Специфика подбора музыкального сопровождения для занятий в классе народно-сценического танца на различных этапах обучения. Технология подбора музыкальных произведений."
Открытый урок на тему: "Специфика подбора музыкального сопровождения для занятий в классе народно-сценического танца на различных этапах обучения. Технология подбора музыкальных произведений."
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка +1
Взрослым
27.02.2018
Роль музыкального сопровождения в классе хореографии, связь музыки и танца трудно переоценить. Если музыка без танца может существовать совершенно свободно, то танец без музыки теряет свою сущность и превращается в пантомиму. Это означает, что музыка обогащает танец, наполняет его чувством, эмоционально окрашивает и, вне всякого сомнения, способствует его осмыслению. Но танец не рождается сразу, он начинается с ежедневных упорных старательных упражнений, где и возникает это магическое взаимодействие движений и музыки.
На нашем уроке мы постараемся обобщить, систематизировать те требования и навыки подбора музыкальных произведений, которые помогут нам в успешной реализации образовательного процесса по предпрофессиональной и общеразвивающей программам для учащихся на различных этапах обучения в области народно-сценического танца.
Открытый урок по народному танцу.doc
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
«Детская школа искусств №1» городского округа
закрытое административно-территориальное
образование город Межгорье Республики Башкортостан
Открытый урок по народно-сценическому
танцу
«Специфика подбора музыкального
сопровождения для занятий в классе
народно-сценического танца на различных
этапах обучения. Технология подбора
музыкальных произведений»
Автор: Калашникова Евгения Николаевна,
преподаватель, концертмейстер Межгорье, 2018
Тема открытого урока: Специфика подбора
музыкального сопровождения для занятий в классе
народно-сценического танца на различных этапах
обучения. Технология подбора музыкальных
произведений.
Цель урока: раскрытие особенностей подбора
музыкального сопровождения для упражнений у
станка и на середине зала на уроках народно-
сценического танца на различных этапах обучения с
учетом возраста учащихся, срока обучения и
сложности экзерсиса.
Задачи урока: определение технической и
художественной взаимосвязи между музыкальным
сопровождением и особенностями исполнения
упражнений у станка и на середине зала на
различных этапах обучения.
План урока:
1. Пояснительная записка.
2. Общие критерии подбора музыкального
сопровождения.
3. Особенности музыкального сопровождения на
различных этапах обучения.
1. Пояснительная записка
Роль музыкального сопровождения в классе хореографии,
связь музыки и танца трудно переоценить. Если музыка без
танца может существовать совершенно свободно, то танец
без музыки теряет свою сущность и превращается в
пантомиму. Это означает, что музыка обогащает танец,
наполняет его чувством, эмоционально окрашивает и, вне
всякого сомнения, способствует его осмыслению. Но танец не
рождается сразу, он начинается с ежедневных упорных старательных упражнений, где и возникает это магическое
взаимодействие движений и музыки.
На нашем уроке мы постараемся обобщить,
систематизировать те требования и навыки подбора
музыкальных произведений, которые помогут нам в
успешной реализации образовательного процесса по
предпрофессиональной и общеразвивающей программам для
учащихся на различных этапах обучения в области народно-
сценического танца.
Для начала определим возрастную категорию детей,
которые сегодня проходят обучение по предмету «народно-
сценический танец» в нашей школе:
по предпрофессиональной программе - 4 класс (9-10 лет
– 1-й год обучения), и 5 класс (10-11 лет – 2-й год
обучения);
по общеразвивающей программе заканчивают обучение
ученики 6 класса (12-13 лет – 4-й год обучения).
На данный момент мы работаем с возрастной категорией
детей 9-13 лет.
2. Общие критерии подбора музыкального
сопровождения
Прежде всего, нужно отметить, что существуют
главные, основные моменты, на которые следует обращать
внимание концертмейстеру, которые нужно учитывать, и с
которых необходимо начинать подбор музыкального
сопровождения для упражнений у станка и на середине на
всех этапах обучения, не зависимо от возраста
обучающихся. К общим критериям подбора музыкального
сопровождения можно отнести:
размер музыкального произведения;
ритмический рисунок;
1.
1.
2. фактура музыкального произведения;
3.
сопровождением и упражнениями экзерсиса;
4.
материала;
художественная привлекательность музыкального
темповое соответствие между музыкальным характер музыкального произведения.
степень восприятия музыкального материала
квадратность музыкального произведения(4,8,16
5.
учащимися;
6.
тактов);
7. фрагментарность;
8.
Среди перечисленных составляющих есть те, которые
одинаково относятся к выбору музыкального сопровождения
на всех этапах обучения и не зависят от степени сложности
экзерсиса. Например, некоторые характеристики, такие как
художественная привлекательность; степень восприятия
музыкального материала учащимися;
квадратность
музыкального
тактов);
произведения(4,8,16
фрагментарность; характер музыкального произведения,
будут являться одинаково актуальным и постоянными на
протяжении всего курса обучения.
Художественная привлекательность выражается,
прежде всего, в мелодичной приятности. Музыка должна
нравиться ученикам – это главное.
Степень восприятия музыкального материала
учащимися заключается в умении концертмейстера
подбирать музыкальные произведения, соответствующие их
интеллектуальному уровню и уровню их музыкальной
подготовки. Произведения должны быть понятными, легко
восприниматься и запоминаться на слух так, чтобы учащиеся
имели возможность во время исполнения упражнений
экзерсиса воспроизводить мелодию мысленно, в памяти и
связывать, соотносить
ее с собственным исполнением
(«пропускать через себя» музыкальный материал).
Концертмейстеру следует помнить, что подбираемый им
музыкальный материал призван помогать учащимся в
достижении их цели, а ни в коем случае не мешать, сбивая
излишними техническими пассажами, частой сменой
ритмического рисунка, слишком грузной, крупной фактурой
или несоответствующим темпом.
Пример: вход в зал в русском характере.
Квадратность музыкального произведения является
чрезвычайно важной составляющей для удачного и правильного выбора музыкального материала. Движения
экзерсиса соответствуют музыкальному квадрату, а потому
произведения, где музыкальный квадрат отсутствует, не
подходят для сопровождения таких упражнений. В этом
случае если музыкальное произведение все-таки
привлекательно и имеет другие бесспорные достоинства для
использования, возможно редактирование его фрагментов и
приведение их в форме квадрата.
Фрагментарность подразумевается
здесь в том
смысле, что каждое музыкальное произведение следует
анализировать и оценивать от начала до конца, выбирая и
отмечая все полезные фрагменты. При выборе музыкального
материала возможны случаи,
когда определенное
произведение может быть использовано лишь фрагментарно.
Это происходит в случаях, когда:
в целом произведение не отвечает нашим текущим
требованиям (слишком продолжительное, имеет смену
размера, не ярко выраженную мелодическую линию,
слишком сложный ритмический рисунок и т.п.), но при
этом имеет привлекательные музыкальные фрагменты
(одну из частей, либо просто небольшой отрывок);
произведение многочастное и различные его части
хорошо подходят для исполнения разнохарактерных
упражнений,
использование
однохарактерных частей для однохарактерных
упражнений; пример – используем вариации, но не все.
произведение не имеет квадратности, но некоторая
редакция отдельных фрагментов, приведение их к
логическому завершению (например, сокращение до
квадрата и замена модуляции на тонические гармонии)
оправдано и возможно.
возможно
либо
На занятиях народно-сценического танца мы очень
часто используем фрагменты музыкальных произведений.
Поскольку многие из них имеют вариативную форму, то
разные вариации могут быть немного редактированы и
использованы для сопровождения различных упражнений в
различные периоды времени. Примеры: батман тандю в русском характере, дробные
выстукивания в русском характере.
Характер музыкального произведения
должен
полностью соответствовать характеру упражнений
экзерсиса. К медленным и плавным упражнениям экзерсиса у
станка относятся: plié, rond de jamb par terre, rond de jamb en
l`air, battement fondu, battement developpe, releve lent. К
энергичным, четким, подвижным упражнениям относятся:
battement tendu, battement tendu jete, battement frappe, grand
battement jete, releve. Характеристики всех этих терминов в
равной степени относятся как к классическому, так и к
народно-сценическому танцу.
3. Особенности музыкального сопровождения на
различных этапах обучения
Далее мы рассмотрим составляющие музыкального
сопровождения, имеющие прямую зависимость от этапа
обучения, возраста учащихся и соответственно, степени
сложности экзерсиса. Это касается размера музыкального
особенностей ритмического рисунка,
сопровождения,
фактуры музыкального произведения,
и темпового
соответствия.
Младшие классы (начальный этап обучения, 4 класс)
Размер музыкального сопровождения в младших
классах хореографии может быть двудольный и
четырехдольный для всех упражнений экзерсиса у станка.
На данном этапе дети учатся двигаться под музыку. В
народно-сценическом танце трехдольный размер
встречается в музыке к движениям в итальянском,
кавказском,
которые требуют
определенного уровня физической, хореографической и
испанском характере, музыкальной подготовки и вводятся на более поздних этапах
обучения.
Пример: шаг, поклон в русском характере.
Ритмический рисунок должен быть простым и
понятным, в основном состоять из чередования четвертных и
восьмых длительностей, отличаться четкостью, не иметь
изобилия украшений (мордентов, форшлагов) и затактов.
Усложнение ритмического рисунка (появление затактов,
более мелких длительностей, элементов пунктирного ритма)
также необходимо вводить постепенно. Важным моментом
для концертмейстера здесь является правильная
расстановка сильных долей и акцентов в музыкальном
сопровождении.
Пример: батман тандю жете в русском характере.
Фактура музыкального произведения не должна
быть сложной, слишком крупной и тяжеловесной. При
необходимости, можно ее облегчить (например, игра только
одного голоса в октавах или облегчение аккордовой
фактуры, укрупнение длительностей в слишком подвижном
аккомпанементе). Далее фактура музыкальных произведений
должна не столько усложняться, сколько обогащаться.
Допустимо применение более развернутого аккомпанемента,
использование аккордовой фактуры в мелодической линии с
отчетливым выделением мелодии,
появление более
разнообразных гармоний, так как на данном этапе у
учащихся формируются как навыки исполнения упражнений,
так и технические характеристики упражнений, включающие
непрерывность, отчетливость или плавность.
Пример: плие в русском характере.
Темповое соответствие между исполнением движений
экзерсиса и сопровождающим музыкальным материалом
достигается подведением темпа музыкального произведения
к темпу упражнений экзерсиса. Это означает, что если
произведение написано в быстром темпе, а техническое
исполнение упражнения экзерсиса требует сдержанного темпа, то будет уместным и даже необходимым сделать
изначальный темп удобным для учащихся.
Пример: гранд батман жете в русском характере.
Средние классы (5 класс)
Размер музыкального сопровождения экзерсиса у
станка в средних классах в быстрых и медленных
упражнениях может быть двудольный, трехдольный и
четырехдольный. Это связано с появлением в экзерсисе
движений в характере различных народностей.
Ритмический рисунок в музыкальном сопровождении
на данном этапе обучения становится заметно
разнообразнее.
чередование
длительностей может происходить чаще и быть насыщеннее,
присутствует пунктирный ритм, триоли, затакты, украшения
и синкопы.
Он может изменяться,
достаточно крупной,
Фактура музыкального произведения может быть
развернутой,
гармонически
обогащенной, с использованием замедлений, так как на
данном этапе обучения движения экзерсиса стремятся к
достаточно свободному исполнению,
присутствуют
артистизм и осмысление музыкально-хореографического
решения каждого упражнения. Музыкальное сопровождение
должен соответствовать новым целям образовательного
процесса и служить примером высокого художественного
вкуса. Пример – дробные выстукивания в испанском
характере.
Темповое соответствие
теперь направлено на
реализацию исходного темпа музыкального произведения в
упражнениях экзерсиса, так как движения приобретают
подвижность и наполнены стремлением вперед уже с
начального этапа разучивания композиций.
Общий пример: дробные выстукивания в испанском
характере. Старшие классы (6 класс)
Размер музыкального сопровождения в старших
классах не ограничивается рамками, трехдольный размер
может встречаться как в медленных, так и в быстрых и
подвижных упражнениях. В медленных упражнениях
трехдольный размер может быть использован во всех видах,
возможно также применение музыкальных произведений с
переменным размером.
Ритмический рисунок должен быть разнообразным и
включать в себя: пунктирный и синкопированный ритм,
элементы полифонии, полиритмию, триоли, украшения
(форшлаги, морденты и т. д.), содержание затактов. В целом
можно сказать, что ограничений в ритмическом рисунке на
данном этапе в музыкальном сопровождении нет.
Фактура музыкального произведения должна быть
развернутой и насыщенной, содержащей все виды
исполнительской техники.
Необходимо использовать
музыкальные произведения,
имеющие наполненное
музыкальное развитие. Основными ее функциями на данном
этапе обучения является создание и воплощение
художественного образа во всех упражнениях экзерсиса,
исполняемых учащимися.
Темповое соответствие музыкального сопровождения
и упражнений экзерсиса совершенствуется. Оно должно
теперь стремиться уже не просто к слиянию музыки и танца,
что само собой подразумевается, а к воплощению тонкости
темповых отклонений (замедлений, расширений, соблюдение
фермат, ускорений, поддержание устойчивого темпа) и быть
направлено на решение художественных задач.
Примеры: батман фондю в башкирском характере,
дробные выстукивания в мексиканском характере.
Таким образом, для успешного и плодотворного
взаимодействия упражнений у станка и на середине и
музыкального сопровождения в народно-сценическом танце
концертмейстеру необходимо грамотно учитывать цели и
задачи,
потребности и особенности различных этапов
обучения, возрастные особенности учащихся, сложность хореографических упражнений и композиций и совмещать в
единое целое два величайших вида искусства –
хореографическое и музыкальное.
Используемая литература:
1. В работе использован авторский материал из личной
методической деятельности концертмейстера отделения
хореографического искусства МБУ ДО ДШИ №1 ЗАТО
Межгорье Республики Башкортостан Е.Н. Калашниковой.
Открытый урок на тему: "Специфика подбора музыкального сопровождения для занятий в классе народно-сценического танца на различных этапах обучения. Технология подбора музыкальных произведений."
Открытый урок на тему: "Специфика подбора музыкального сопровождения для занятий в классе народно-сценического танца на различных этапах обучения. Технология подбора музыкальных произведений."
Открытый урок на тему: "Специфика подбора музыкального сопровождения для занятий в классе народно-сценического танца на различных этапах обучения. Технология подбора музыкальных произведений."
Открытый урок на тему: "Специфика подбора музыкального сопровождения для занятий в классе народно-сценического танца на различных этапах обучения. Технология подбора музыкальных произведений."
Открытый урок на тему: "Специфика подбора музыкального сопровождения для занятий в классе народно-сценического танца на различных этапах обучения. Технология подбора музыкальных произведений."
Открытый урок на тему: "Специфика подбора музыкального сопровождения для занятий в классе народно-сценического танца на различных этапах обучения. Технология подбора музыкальных произведений."
Открытый урок на тему: "Специфика подбора музыкального сопровождения для занятий в классе народно-сценического танца на различных этапах обучения. Технология подбора музыкальных произведений."
Открытый урок на тему: "Специфика подбора музыкального сопровождения для занятий в классе народно-сценического танца на различных этапах обучения. Технология подбора музыкальных произведений."
Открытый урок на тему: "Специфика подбора музыкального сопровождения для занятий в классе народно-сценического танца на различных этапах обучения. Технология подбора музыкальных произведений."
Открытый урок на тему: "Специфика подбора музыкального сопровождения для занятий в классе народно-сценического танца на различных этапах обучения. Технология подбора музыкальных произведений."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.