Открытый урок на тему: «Строгание древесины»
Оценка 4.6

Открытый урок на тему: «Строгание древесины»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
технология
6 кл
13.05.2017
Открытый урок на тему:  «Строгание древесины»
В зависимости от назначения рубанки имеют различную конструкцию ножа и делятся на шерхебель, с одиночным ножом, с двойным ножом и фуганок. Для первоначального, грубого строгания используют шерхебель с узким и закругленным ножом. Это дает возможность без особых усилий строгать вдоль, поперек, наискось волокон и без особых усилий срезать толстый слой древесины. Однако поверхность заготовки получается неровной. Термин «шерхебель» - видоизмененное немецкое слово, которое переводится как «рубанок для грубого срезания».
Строгание дек. 2016.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. Ногинская специальная (коррекционная) школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ШМО УЧИТЕЛЕЙ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ Открытый урок на тему: «Строгание древесины» Учитель: Гвоздков Виктор Борисович.( столярное дело) Ногинск. Тема: «Строгание древесины» 16 декабря 2016 Задача урока:  Обучить учащихся приемам строгания древесины, ознакомить учащихся с правилами безопасной работы при строгании. Цели урока:  Коррекционно-образовательная: Формирование   у   учащихся навыков  по   строганию  древесины,  научить   учащихся  правилам  ТБ  при  строгании древесины. Коррекционно-развивающая: Развитие   познавательного   интереса учащихся   в   области   деревообработки,   совершенствование     учащимися   приемов   и навыков работы со столярными инструментами. Коррекционно-воспитательнаяВоспитание   у     учащихся   любви     к труду и уважение к людям труда, воспитание самостоятельности, веры в свои силы, воспитание технологической культуры, профориентация учащихся. Здоровьесберегающая: смена вида деятельности, соблюдение требований техники безопасности при выполнении практической работы, использование специальной одежды при ручной обработке древесины. Тип урока: комбинированный. Методы   обучения:  объяснительно­иллюстративный,   объяснительно­ демонстрационный,   наглядный,   словесный,   метод   выработки   умений   и   навыков, метод закрепления изученного материала, метод оценки знаний, умений и навыков.  Репродуктивный – инструктаж, практическая работа, самостоятельная работа.  Индуктивный – от простого к сложному. Форма обучения:фронтальная, групповая, индивидуальная. Межпредметные связи:  математика. Материально­техническое урока:верстаки,   рубанки, измерительный инструмент,  приспособления,  пиломатериал.    оснащение    Наглядные пособия: образцы изделий, таблицы по технике безопасности.    Объекты труда: ножка табурета Профориентация:  профессии     столяра,   плотника,   станочника   строгальных станков. Новые термины и слова: шерхебель, шпунтубель Ход урока. I.Организационный момент: ­Взаимоприветствие ­Проверка готовности рабочих мест учащихся. ­Контроль посещаемости учащихся. II.Повторение пройденного материала. Виды и название разметочного инструмента. Виды инструментов для пиления. Для закрепления знаний провожу тестирование учащихся. III.Изучение нового материала.     План изложения нового материала: I.Основы резания древесины. А) Строгание. В) Инструменты для строгания и ножи рубанков. С) Наладка рубанков. Д) Хватка инструмента и рабочая поза при строгании. Е)  Приемы и контроль строгания. II.Техника безопасности при строгании древесины. А) Строгание – это срезание с заготовки слоя древесины при помощи рубанков для получения заданных размеров, формы и ровных  поверхностей. В) Инструменты для строгания и ножи рубанков. Рубанок   состоит   из   деревянной   или   металлической   колодки,   ножа,   клина. Основная деталь рубанка – колодка. Рабочим органом рубанка служит стальной нож. В зависимости от назначения рубанки имеют различную конструкцию ножа и делятся на шерхебель, с одиночным ножом, с двойным ножом и  фуганок.  Для   первоначального,   грубого   строгания   используют   шерхебель   с   узким   и закругленным   ножом.   Это   дает   возможность   без   особых   усилий   строгать   вдоль, поперек, наискось волокон и без особых усилий срезать толстый слой древесины. Однако поверхность заготовки получается неровной. Термин «шерхебель» ­ видоизмененное немецкое слово, которое переводится как «рубанок для грубого срезания». Для   предварительного   чистового   строгания   вдоль   волокон,   а   также   после обработки шерхебелем используют рубанок с одним ножом. Для   чистового   строгания   торцовой,   свилеватой, задиристой   поверхности   с   одновременным обламыванием   стружки  при   помощи   стружколома используют рубанок с двойным ножом. Для выравнивания чистовой поверхности большого размера (гладкое строгание) используют фуганок. Ножи   изготавливают   из   двуслойной   стали: основной слой – стали марки 30, плакирующий – из стали марок 9ХФ, 9Х5ВФ, Х6ВФ, 9ХС. Термин   «плакирующий»   ­   видоизмененное французское   слово,   которое   переводится   как   «накладывать, покрывать». Плакирующий слой более устойчив к коррозии. С) Наладка рубанков. Прежде   чем   начинать   строгание,   следует   выяснить,   правильно   ли   налажен рубанок. Его поднимают вверх подошвой на уровень глаз и смотрят, как поставлен нож. При правильной наладке нож над подошвой просматривается без перекосов. У шерхебеля он должен выступать на 1…3 мм, у остальных рубанков – на 0,1…0,3 мм без перекоса.  Д) Хватка инструмента и рабочая поза при строгании. Металлический рубанок удерживают правой рукой за ручку, левой – за рог­ рукоятку. Деревянный рубанок правой рукой плотно обхватывайте за упор, а левой удерживайте   за   рожок.   Фуганок   держите   правой   рукой   за   ручку,   а   левую накладывайте сверху колодки. Стойте   у   верстака   вполоборота   к   нему,   наклонив   корпус   несколько   вперед. Ступню левой ноги ставьте примерно параллельно кромки крышки верстака, правой – под углом 70° к ней. хватку стороны   заготовки, Е) Приемы и контроль строгания. Начинают   строгание   с   базовой   соблюдая   правильную инструмента и рабочую позу. Строгать следует по направлению   волокон   древесины,   по   прямой на  весь   размах  руки,  с  силой   посылая   рубанок линии, Корпус   тела   оставляйте   неподвижным.   В   начале вперед. прижимают   сильнее   левой   рукой,   в   середине   – движения   его движения– правой. При обработке торца строгайте обеими,   в   конце рубанком сначала от себя до середины заготовки, а затем от другого края торца на себя. Строгание   рубанком   выполняйте   в   несколько   приемов,   простругивая   один участок за другим. Фуганком обрабатывайте заготовку на всю длину, не прерывая стружки. Вдоль верстака можно перемещаться. В   случае   засорения   летка   его   очищают,   вытягивая   стружку   вверх   или проталкивая тонкой щепкой со стороны клина.  Прямолинейность   и  плоскостность   строгания   бруска  проверяйте   на  глаз   или парными линейками. Качество строгания проверяют на просвет, перемещая линейку или   угольник   по   обработанной   поверхности.     Плоскостность   строгания   доски   и линейные   размеры   отстроганной   детали   контролируйте   линейкой. Перпендикулярность строгания контролируйте угольником, правильность строгания фаски – малкой, настроенной по транспортиру. II.Техника безопасности при строгании древесины: а) Надежно закрепляйте заготовку на верстаке. б)   Работайте   рубанком   с   остро   заточенным   ножом.   Остроту   лезвия   нельзя проверять, проводя пальцем вдоль его кромки.  в) Крепко удерживайте рубанок при строгании. г) При перемещении рубанка не касайтесь пальцами правой руки заготовки, не держите их близко к подошве инструмента. е) Не проверяйте руками качество отстроганной поверхности. ж)   При   забивании   летка   стружкой   очищайте   его   небольшим   клином   из древесины твердой породы. з) В перерывах кладите рубанки в лоток лезвием ножа от себя, следите, чтобы инструменты не выступали за край верстака. и) Не сдувайте стружки и не сметайте их рукой, пользуйтесь щеткой ­сметкой. й) При получении травмы немедленно обратитесь к учителю. Заключительное слово учителя. Ребята,   если   вы   выберите   другую   профессию,   не   связанную   с деревообработкой   или   металлообработкой,   навыки   и   умения   приобретенные   в школьных мастерских всегда пригодятся вам в жизни. Ибо сначала вы должны стать настоящими мужчинами, которые умеют не только мыслить, но и строгать, и держать молоток, и выполнить любую мужскую работу по дому, а потом уже быть врачами, юристами, артистами и т.д. Мужчина познается в труде. IV . Практическая работа.      Строгание заготовок для изготовления ножки табурета. А) Ознакомьтесь с рубанками, изучите правила строгания. В) Выберите базовую сторону заготовки, определите лучшую и худшую пласти. С) Отстрогайте пласти, проверьте качество строгания. Покажите учителю. Д) Отстрогайте уклон, проверьте качество строгания. Покажите учителю. V .   Анализ выполнения практической работы. VI.  Сдача инструментов и заготовок.  VII.  Уборка рабочих мест  (Привести себя в порядок, помыть руки). VIII. Подведение итогов урока. Технологическая карта изготовления изделия «Ножка табурета» № название операции эскиз инструменты Закрепить заготовку на  верстаке 1 Верстак, клин, зажим      2 3       4 Строгать пласть рубанком Контроль правильности строгания Строгать уклон на  заготовке рубанком  5 Контроль правильности  строгания Рубанок линейка, угольник рубанок линейка, угольник СПРАВКА Гвоздков Виктор Борисович (ф.и.о. сотрудника) учитель профильного труда (должность) с целью обмена опытом дал  16.12.2016 дата в МБОУ НСКШИ  открытый урок в  6 «Строгание древесины» классе по теме: Присутствовали педагоги: Гуляйкина М.А. Нестеров В.Р. Аболенская Л.М. Землянский С.И. Директор МБОУ НСКШИ                                                                     О.В. Лушкарева м.п. АНАЛИЗ открытого урока учителя профильного труда (столярное дело)  Гводкова Виктора Борисовича 6 Дата: 16 декабря 2016 г.  Место: кабинет № 15.  Класс:  Тема: «Строгание древесины». Присутствовали:   зам.   директора   по   УВР   Гуляйкина   М.А.,   Кузьмина   Л.В.,   мастер производственного обучения Нестеров В.Р., преподаватели профильного труда Землянский С.И., Аболенская Л.М. В начале урока учитель провёл организационный момент, учащиеся надели рабочую форму и заняли   свои   места   за   верстаками.   После   представления   темы   урока   учителем   был проведён  опрос  ­  повторения  ранее   пройденного  материала;   учащиеся  отвечали   на вопросы учителя, в случае затруднений ответы дополнялись другими учащимися и учителем. При этом использовались инструменты и приспособления по теме. После повторения   учитель,   используя   образцы   инструментов   и   приспособлений,   новые термины, классную доску, плавно перешёл к теме урока. В ходе урока коррекционная направленность отслеживалась по восприятию материала через  работу с образцами инструментов и оборудования, над памятью через повторение ранее изученного материала, над мышлением через выбор необходимого инструмента для проведение заданных операций, над речью через ответы на поставленные учителем в ходе урока вопросы, диалоги в ходе повторения ранее пройденного материала. При   изучении нового материала учитель так же использовал предметно­технологическую карту.  Перед  практической  частью  урока учитель  опросил  учащихся  на  знание требований техники безопасности при ручной обработки древесины. В   ходе   урока   вид   деятельности   учащихся   периодически   менялся   от сидения за верстаками при прослушивании материала, вставании при ответе на вопросы,   выход   для   ответа   к   доске,   до   подвижного   состояния   тела   при отработке практической части урока. Материал   по   теме   урока   полностью   адаптирован   для   данной   категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учителем   поддерживался   активный   темп   ведения   урока,   учащиеся   с интересом отвечали на  вопросы, слушали и выполняли практическую часть. В ходе урока применялось оборудование: доска школьная, заготовки по теме урока, стенд ПТК с табличками и образцами заготовок, инструменты по теме урока, раздаточный материал – тесты, тех. карты.  Мастер производственного обучения Нестеров В.Р.

Открытый урок на тему: «Строгание древесины»

Открытый урок на тему:  «Строгание древесины»

Открытый урок на тему: «Строгание древесины»

Открытый урок на тему:  «Строгание древесины»

Открытый урок на тему: «Строгание древесины»

Открытый урок на тему:  «Строгание древесины»

Открытый урок на тему: «Строгание древесины»

Открытый урок на тему:  «Строгание древесины»

Открытый урок на тему: «Строгание древесины»

Открытый урок на тему:  «Строгание древесины»

Открытый урок на тему: «Строгание древесины»

Открытый урок на тему:  «Строгание древесины»

Открытый урок на тему: «Строгание древесины»

Открытый урок на тему:  «Строгание древесины»

Открытый урок на тему: «Строгание древесины»

Открытый урок на тему:  «Строгание древесины»

Открытый урок на тему: «Строгание древесины»

Открытый урок на тему:  «Строгание древесины»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2017