Открытый урок. Окружающий мир 1 класс "Как зимуют травы, кустарники и деревья зимой". УМК "Перспективная начальная школа"
Оценка 4.7

Открытый урок. Окружающий мир 1 класс "Как зимуют травы, кустарники и деревья зимой". УМК "Перспективная начальная школа"

Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
окружающий мир
1 кл
12.02.2017
Открытый урок. Окружающий мир 1 класс "Как зимуют травы, кустарники и деревья зимой". УМК "Перспективная начальная школа"
Физминутка "Ёлочка"
РАСТЕНИЯ ЗИМОЙ. Открытый урок окр.мира 2017 год 1 класс.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВЕЛИЖАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» 

626032,  Тюменская область, Нижнетавдинский район, село Иска, улица Береговая,1

тел:  8 (34533) 46-1-24, 46-2-56 факс 46-2-56 Е-mail: [email protected]

 

 

Открытый урок-исследование

 по окружающему миру в 1-м классе

"Как зимуют травы, кустарники и деревья"

 

Разработала  и провела

учитель начальных классов

Пластинина О.А

 

 

 

 

2017 учебный год

Тема

Как зимуют травы, кустарники и деревья

Цель темы

 

Обобщить и углубить знания учащихся о жизни деревьев и кустарников в зимний период; познакомить учащихся с особенностями жизни травянистых растений зимой; учить детей делать выводы из наблюдений; рассмотреть внутреннее строение почек; развивать речевые умения, внимание.

Планируемый результат

Узнают о жизни трав, деревьев и кустарников в зимний период; научатся делать выводы на основе наблюдений; получат представление о внутреннем строении почки.

Основные понятия

Понятия: -деревья-, -кустарники-, -травянистые растения-.гипотиза.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник  О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов « Окружающий мир», компьютерная презентация, электронный микроскоп.

Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса «Окружающий мир» , лупа, веточки сирени с почками.

school collection edu. ru

Организация пространства

Работа фронтальная, в парах, в группах.

Универсальные учебные действия

Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование (лупу); выдвижение гипотезы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать  для бережного отношения к природе; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД:   слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, умение выражать и доказывать свои мысли.

Личностные УУД: проявление познавательного интереса, определённых познавательных потребностей и учебных мотивов, положительное отношение к школе и адекватного представления об учебной деятельности.

Тип урока:

урок «открытия новых знаний»

УМК: «Перспективная начальная школа»

Вид урока:

урок – исследование

Методы обучения:

-метод постановки учебных вопросов,
-метод «Учебное исследование»,
-информационно- коммуникативный метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1слайд

Ход урока

I этап.  Организационный момент.

Прозвенел, друзья, звонок

Начинается урок.

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

2слайд

 

-  В начале урока я предлагаю вам  вспомним  правила поведения на уроке.

 Мы пришли сюда … учиться,           Если хочешь отвечать,
Не лениться, … а трудиться.          Руку не забудь поднять.
Работаем … старательно,                  Если спросят, надо встать,
Слушаем … внимательно.              Четко, громко отвечать.

- Молодцы! Все правила соблюдаем и не забываем.

II этап. Актуализация знаний.

- Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Тогда отгадайте о чём моя загадка.

С каждым днем всё холоднее,

Греет солнце все слабее,

На деревьях бахрома,

В белом инее дома.

Это значит — разгулялась

Наша русская .... (Зима)

3 слайд

- Ребята, а какие ассоциации  у вас со словом ЗИМА? (холод, стужа, мороз, снег, лёд, буря, вьюга.........)

1. Повторение изученного материала.

У зимы свои загадки

Тайн немало у зимы.

Расскажите нам, ребятки,

Что уже узнали вы         

 

(дети дают свои ответе на изученном материале)

 

2. Обобщение ответов.

- Верно, молодцы!

- Ребята, а всели тайны и загадки зимы мы с вами изучили и знаем? (нет)

-А чтобы  как можно больше изучить  и узнать новое   для этого необходимо уметь вести наблюдения и проводить исследования.

 

III этап. Изучение нового материала.

- Значит мы смело можем сказать, что сегодняшний урок- открытие новых знаний.

-Сегодня на уроке я предлагаю вам провести исследование , в котором вы
будите настоящими учёными.

4 слайд


-А кто такие учёные ,чем они занимаются?

 

(Ответы детей)
 (Много знающий, образованный человек.  Ученый специалист в какой-нибудь области науки . Словарь Ожегова)

Ученые задают вопросы, а потом ищут на них ответы. Внимательно наблюдая за тем, что происходит вокруг, ученые анализирую то, что видят. Чтобы проверить свои догадки, они проводят эксперименты. Нередко ученым удается найти ответы на поставленные вопросы, а иногда - нет)

 

 - Молодцы !


2.Создание проблемной ситуации: выбор объекта исследования, цели исследования, выдвижение гипотезы
-  Для нашего исследования  необходимо определим объект исследования.
Учитель загадывает загадку:

Дышит, растёт, а ходить не может.(растение) 


5 слайд

 На доске появляются слайд с этими словами.

- Почему так решили?
( Растения дышат, растут, питаются, размножаются и умирают)
 
-  Что ещё скажете об этих предметах?
(Это живая природа)
-  Так что же будет являться объектом нашего исследования ?

 


Если обобщить ваши ответы ,то объектом нашего исследования будет являться живая природа – растения.
-А зачем мы будем проводить исследование?
(Ответы детей)
- Из ваших слов можно сформулировать ЦЕЛЬ исследования.

6 слайд

  "Узнать как зимуют травы, кустарники и деревья».

7 слайд


- На предыдущих уроках мы узнали о  «Природе и её сезонных изменения»
Отличаются ли их жизнь ? (Ответы детей)
-  Если обобщить ваши ответы ,то можно предположить ,что жизнь растений зимой отличается от осени и лета.

8 слайд

    Догадка или предположение, которое делают учёные ,называют

                                                   ГИПОТЕЗОЙ. (показ таблички)
Гипотеза обязательно нужно проверять. Проверяя гипотезу , учёные получают новые знания.

-  Мы сформулировали гипотезу таким образом:

9 слайд

ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ ЗИМОЙ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЖИЗНИ ЛЕТОМ И ОСЕНЬЮ.

Тема урока: Как зимуют травы, кустарники и деревья

 

3. ФИЗМИНУТКА  "Ёлочка"

10 слайд, 11 слайд


4.Проверка гипотезы

                                                         12 СЛАЙД

-  И мы с вами, как настоящие ученые проведем эксперимент для проверки гипотезы. Эксперименты бывают мысленные и реальные.
Для начала проведем мысленный эксперимент. Для этого мы мысленно перенесёмся  в лес.

На доске открываются картинки: дерево, кустарник, травы
(На каждой парте набор картинок)

- Рассмотрите всё внимательно. Какие мысли у вас появились?

-Какую работу предлагаете выполнить?
(Можно разделить на группы)
- Какие, и как их определить?
(Одна группа - деревья, у них один ствол и он толстый. Другая – кустарники, у них несколько стволов)
-  Как они выглядят летом и осенью ?
( Остались травы, стебли у них тонкие, их не всегда видно из-под снега)
            Дети выходят к доске, выделяют группы и называют растения.
Остальные дети работаю парами

13 слайд


-  А как выглядят кустарники, деревья  зимой?

- Что происходит с травой?

( Они стоят без листьев. Торчат из-под снега верхушки. Им тепло, их
укрыл снег)
5. Работа с учебником.   14 слайд

 

- Откройте учебник с. 42-43. Рассмотрите иллюстрацию. Похоже ли это на нашу природу?( Да)
-  Что делает папа Маши и Миши у себя в саду? (Он стряхивает снег с плодовых деревьев)
- Зачем? ( Если будет много снега на ветках, то они могут сломаться)
-  Почему вы решили, что это плодовые деревья? (На них нет листьев. Когда мы были в гостях у Маши и Миши осенью, то видели деревья с яблоками)


- Погибают ли лиственные деревья на зиму? (Да. Потому что им нет питания. Ведь земля замёрзла)
- Нет. Зимой все деревья и кустарники  спят. Они перестают питаться и  расти. Во «сне» расходуется меньше питательных веществ и тепла, что помогает деревьям и кустарникам  выжить в холодные суровые зимы. Готовятся ли они к зиме? Конечно!

Во-первых, летом все деревья приготовили себе теплые «шубы». Что это за шубы?                                                              16 слайд

 

«Шуба» для дерева — это пробковая ткань под корой, которая не выпускает тепло из дерева и не пропускает воду и воздух. Именно такая «шуба»  не дает дереву замерзнуть даже в самые сильные морозы.

Во-вторых, осенью деревья и кустарники  сбросили с себя листья. Опавшие листья на земле легли как теплое одеяло и  защитили корни деревьев  от вымерзания – согрели их.

- Что могли увидеть Маша и Миша под снегом в лесу, в поле, в саду?

- Верно, траву. Травы бывают однолетние и многолетние. Однолетние растения осенью дают семена и погибают. А многолетники готовятся к зиме. Они накапливают в корневищах «еду» на зиму. И прячутся под толстым слоем пушистого белого снега – там и зимуют. Снег для них как пушистый теплый ковер, который согревает травы и не дает им замерзнуть. Когда весной снег растает, он напоит землю, и травы будут снова  хорошо расти.

Некоторые растения сохраняют на зиму листья. Например, брусника  зимует под снегом с  зелеными листочками. Клюква тоже зимует даже вместе с ягодами. И весной можно собирать перезимовавшие ягоды клюквы. Говорят, что они очень сладкие и полезные.

- На этом наш мыслительный эксперимент заканчивается.

                                                              16 слайд

 

6. Практическая работа с лупой: Рассматривание почки (в парах)

- А теперь проведем реальное исследование.
- Возьмите со стола веточки сирени сначала девочки, а потом мальчики. Рассмотрите  внимательно их. Что осталось на месте опавших листьев?
(На ветках почки)

- Правильно, почки. Почка - это будущие  молодые побеги.

- Возьмите лупу и рассмотрите, чем будущие побеги  защищены?

- Верно , чешуйками. 

- Оторвите чешуйки почки, что находится под чешуйками ?

-  Что теперь видите? Поделитесь своими наблюдениями.
(Внутри маленькие зелёные листики.)

                               ( На экране через микроскоп рассматриваем почку)
- Какой вывод сделаете?
ВЫВОД: Деревья на зиму не погибают. Они спрятали будущие листики под чешуйки.

-  Когда появилась эта почка?
Ответы детей:
- Деревья растут и почка растет. К зиме она вырастает и имеет вот такой вид.
Ранней весной почка раскроется, появятся листочки.

Показываю ветку сирени с листочками, обращаю внимание на картинку в учебнике с 42.

17 слайд

 

И вся природа начнёт своё пробуждение. По указу президента России  2017 год - объявлен годом экологии, каждый из нас должен помнить:

«Земля – наш дом, природа – наша мать, Об этом человек не должен забывать!»

 18 слайд

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную  ПРИРОДУ !

И от любви заботливой нашей.

Станет земля  и богаче, и краше!

Помните, взрослые, помните, дети !

Помните - что красота  на  планете,

Будет зависеть  только  от нас.

Не забывайте  об  этом  сейчас.

 

 

 7. Работа в тетрадях.
-  В учебнике на с. 42 мы видим рисунок почки.
В тетрадях на с. 31 выполните задание № 30: нарисовать и раскрасить почку.


8.Вывод по результатам исследовательской работы

-  Мы предположили , что жизнь трав, кустарников и деревьев зимой отличается от жизни летом и осенью.
-Доказали мы эту гипотезу
-Что является доказательством нашей гипотезы?
- Молодцы! На этом мы своё исследование завершили.

19 слайд

IV этап. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Ребята вы сегодня были настоящими учёными. Я хочу вас  поблагодарить  за работу.

- Уважаемые ученые , кто сегодня на уроке узнал что-то новое?

- Кому было интересно?

 

-А кто ничего нового не узнал?
Большую снежинку возьмёт тот, кому на уроке было интересно, он узнал что–то новое.

Снежинку поменьше возьмёт тот, кому было трудновато.

- Я вам их дарю за хорошую работу на уроке. Было очень приятно работать с умными и наблюдательными исследователями.

- На этом наш урок окончен.

 

 

 

http://s59.radikal.ru/i163/1112/e5/3dd4b081c9e5.png


Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

ТемаКак зимуют травы, кустарники и деревья

ТемаКак зимуют травы, кустарники и деревья

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Ход урока I этап. Организационный момент

Ход урока I этап. Организационный момент

Обобщение ответов. - Верно, молодцы! -

Обобщение ответов. - Верно, молодцы! -

Это живая природа) - Так что же будет являться объектом нашего исследования ?

Это живая природа) - Так что же будет являться объектом нашего исследования ?

Для начала проведем мысленный эксперимент

Для начала проведем мысленный эксперимент

Шуба» для дерева — это пробковая ткань под корой, которая не выпускает тепло из дерева и не пропускает воду и воздух

Шуба» для дерева — это пробковая ткань под корой, которая не выпускает тепло из дерева и не пропускает воду и воздух

Деревья растут и почка растет.

Деревья растут и почка растет.

А кто ничего нового не узнал?

А кто ничего нового не узнал?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017