Открытый урок по литературе в 8 классе. Диалог Гринева и Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Оценка 4.8

Открытый урок по литературе в 8 классе. Диалог Гринева и Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
12.05.2017
Открытый  урок  по  литературе  в  8  классе. Диалог  Гринева  и  Пугачева  в  повести  А.С.Пушкина   «Капитанская  дочка»
Цель урока • Выяснить суть взаимоотношений Пугачева и Петра Гринева; • Показать противоречивость и обреченность характера Пугачева; • Развивать умение школьников видеть и оценивать смысл и знание художественных деталей, портретных зарисовок, диалогов, композиции произведения в целом; • Воспитание милосердия, честности. Словарная работа: милосердие и жестокость, беспощадность, обреченность, отсутствие смирения, великодушие, нравственный выбор. Оборудование: Презентация: иллюстрации к повести «Капитанская дочка», фрагменты одноименного художественного фильма; мультимедийная установка. Методика урока: Аналитическая беседа, индивидуальные задания. Формы: коллективная, частично групповая, индивидуальная. Технологи: ИКТ, сотрудничества.
l1.doc
Открытый  урок  по  литературе  в  8  классе. Диалог  Гринева  и  Пугачева  в  повести  А.С.Пушкина   «Капитанская  дочка» Цель  урока  Выяснить  суть  взаимоотношений  Пугачева  и  Гринева;  Показать  противоречивость  и  обреченность  характера  Пугачева;  Развивать  умение  школьников  видеть  и  оценивать  смысл  и  знание   диалогов,   портретных     зарисовок,   художественных   композиции  произведения  в  целом;  Воспитание  милосердия,  честности.   деталей,   Словарная   обреченность,  отсутствие  смирения,  великодушие,  нравственный  выбор.   жестокость,    милосердие     работа:     беспощадность,   и   Оборудование:   дочка»,   мультимедийная  установка.   фрагменты    Презентация:     иллюстрации     к     повести     «Капитанская   фильма;   художественного     одноименного   Методика  урока:  Аналитическая  беседа,  индивидуальные  задания.  Формы: коллективная,   частично    групповая,    индивидуальная.   Технологи:    ИКТ, сотрудничества. Ход  урока. Цель   урока  ­   выявить   основные   черты   образа   Пугачёва   в   повести   А.   С. Пушкина   "Капитанская   дочка",   выяснить,   что   лежало   в   основе   диалога Пугачёва и Гринёва, постараться ответить на вопрос: Пугачёв ­ человек чести? Это поможет нам подготовиться к написанию сочинения на тему «Образ  Пугачёва в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина.  1.  Вступление. "Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе забудете, откуда  вы вышли и куда нужно вам идти" ­ советовал Л.Андреев в начале ХХ века.  Но это хорошо знал А.С.Пушкин еще в ХIХ веке, поэтому его обращение к  истории ХVШ века не случайно. Может быть, и нам, чтобы идти в "завтра",  надо оглянуться назад, к Пушкину, к тому, что открыли ему исследования о  Пугачеве и что выразил он в "Капитанской дочке". ИТАК,  10 января 1775 года морозным утром в Москве на Болотной площади был казнён Емельян Пугачёв. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; тем более, что трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке. 2.  Основная  часть. 1.   Биографическая     справка     о     Емельяне     Пугачеве     (индивидуальные сообщения  учащихся). ­ Емельян Пугачев родился в станице Зимовейской Донской губернии. Отец – Иван Михайлович Пугачев, скончался в 1762 году, мать – Анна Михайловна в 1771 году. Фамилия Пугачев произошла от прозвища деда – Михаила Пугача. В семье, кроме Емельяна, был брат – Дементей, и две сестры – Ульяна и Федосья. Как указывал на допросе сам Пугачев, семье его принадлежала к официальной православной вере, в отличие от большинства донских и яицких казаков, придерживающихся старой веры. На службе находился с 18 лет, в 19 лет женился на Софье Дмитриевне Недюжевой, казачке станицы Есауловской. С 1763 по 1767 год Пугачев проходил службу в своей станице, где у него в 1764 году родился сын Трофим, а в 1768 году – дочь Аграфена. В перерыве между рождением детей Пугачев был командирован в Польшу с командой есаула   Елисея   Яковлева   для   поиска   и   возвращения   в   Россию   бежавших старообрядцев. После отвода войск на зимние квартиры в Елизаветград в 1771 году, Пугачев заболел («…и гнили у него грудь и ноги»). Полковник Кутейников направил его на Дон в составе команды из 100 казаков для замены лошадей. По причине болезни Пугачев не мог вернуться обратно, нанял замену – «Глазуновской станицы (на реке Медведице) казака Бирюкова, коему за то дал две лошади с седлами, саблю, бурку, зипун синий, харч всякой и денег двенадцать рублев». Сам же направился в войсковую столицу Черкасск проситься в отставку. В отставке ему отказали, предложив лечиться в лазарете или самостоятельно. Пугачев предпочел лечиться самостоятельно, после чего направился повидать свою   сестру   Феодосию   с   затем   Симоном   Павловым   в   Таганрог,   где   тот проходил службу. В разговоре с зятем Пугачев узнал, что тот с несколькими товарищами хочет бежать со службы, и вызвался помочь ему.  После поимки Павлов рассказал об обстоятельствах побега. В результате чего Пугачев   вынужден   был   скрываться,   был   неоднократно   задержан   и   бежал, неудачно пытался перебраться на Терек.  В ноябре 1772 года Пугачев скрывается в старообрядческом ските Введения Богородицы, у настоятеля Филарета, от которого услышал о произошедшем волнении в Яицком войске. Через несколько дней в конце ноября – в начале декабря   Пугачев   отправился   в   поездку   за   рыбой   в   Яицкий   городок,   где встретился с одним из участников восстания 1772 года Денисом Пьяновым. В разговоре   с   ним   Пугачев   впервые   назвал   себя   спасшимся   Петром   III   и обсуждал   возможность   организации   побега   скрывающихся   участников восстания   на   Кубань.   По   возвращении   в   Мечетную   слободу   по   доносу бывшего   с   ним   в   поездке   крестьянина   Филиппова   Пугачева   арестовали   и направили для проведения следствия сначала в Симбирск, а затем в январе 1773 года в Казань. По дороге ему удалось бежать. 2.  Первая  встреча  с  Гриневым.      Глава  «Вожатый». .   "Каким   предстаёт   Гринёв   в   истории   с   вожатым?"   ­   такова   была   тема домашнего сочинения­миниатюры. (Зачитываются некоторые работы).  Как мы видим, Пушкин использует в данном эпизоде весьма значимые детали: заячий тулуп, обращение дворянина к мужику ­ БРАТ, обращение, в котором отсутствует какая­то ни была социальная иерархия. Савельич совершенно по­ хамски тычет пальцем в наготу Пугачёва, дескать, пропьёт, собака, барский заячий тулуп в первом же кабаке. В противовес ему ­ позиция Гринёва: но ведь этот бродяга ведь тоже человек, ему же холодно. Савельич оценивает ситуацию с практической точки зрения, Гринёв ­ с точки зрения христианской морали,   милосердия,   благодарности.  Ведь   все   мы   под   Богом   ходим,   это милосердие не корысти ради, а ради Бога. И поэтому отношения пушкинских героев развиваются в дальнейшем исключительно в этой плоскости. –   Итак,   Гринёв   и   Пугачёв   расстаются   довольными   друг   другом.   Гринёв отправляется в Белогорскую крепость, а Пугачёв – собирать войско.   3. Вторая  встреча  Гринева  и  Пугачева.   1.  Просмотр  отрывка  из  кинофильма.  Проявление   каких   черт   Пугачева   мы   наблюдаем   в   главе   VII «Приступ»? ­  Жестокость ­ "Унять старую ведьму!",  ­  беспощадность ­ "Вешать его!",  ­   милосердие, благодарность ­ за тулуп или за БРАТА? ­ сохранил жизнь Гринёву).  ВЫВОД:      Противоречивость  натуры  Пугачева.  Чтение  отрывка  «Есть  упоение  в  бою…» Есть упоение в бою И бездны мрачной на краю,  И в разъярённом океане, Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, И в дуновении Чумы. Всё, всё, что гибелью грозит, Для сердца смутного таит Неизъяснимы наслажденья ­ Бессмертья, может быть, залог! И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог. А.С. Пушкин "Пир во время чумы" Как   соотносятся   эти     слова   с   изображением   вождя   народного   восстания? (Есть   люди,   которые   рассматривают   жизнь   как   завораживающую   игру   со смертью, которые видят в постоянном риске некое упоение, кто не рисковал, тот, может быть, и не жил. Это натуры крайне противоречивые, сложные и необычайно   сильные.   Конечно,   такие   личности   довольно   редки,   но   они, появляясь, как правило, играют весьма значительную роль и истории. Именно таким человеком и был Емельян Пугачёв.)   Анализ  сцены  откровенного  разговора  Гринева  и  Пугачева (глава VIII  «Незваный  гость») ­  Какие  качества  Гринева  импонируют  Пугачеву? ВЫВОД:    наверняка хотел бы иметь в своём окружении такого человека, как Гринёв.   Пугачёву импонирует открытость, честность Гринёва. Он  Работа  в  группах: 1        группа:  А  может  быть,  Пугачев  и  в  самом  деле  чудом  воскресший царь  ПетрIII?  Ответ:  1. не  умеет  читать  (гл.Разлука)               2.  лексика  простонародная  (пословицы  и  поговорки,  калмыцкая   сказка,  «авось,  исхожена, изъезжена) ­ Какие  ещё  качества  Пугачева  раскрываются  в  главе  «Разлука»? Великодушие (­ "Казнить ­ так казнить,  миловать ­ так миловать!"), пожаловал Гринёву лошадь и тулуп. (Долг платежом красен).    «Сирота»)  XI     «Мятежная   4.  Третья  встреча  Гринева  и  Пугачева  (Глава     слобода»  и    XII      2. группа:     В каких сценах повести показано, что Пугачёв понимает свою обречённость, что скорая страшная гибель неминуема?  Ответ:   ­   когда   Гринёв   слышит   песню,   которую   поют   Пугачёв   и   его   сподвижники   ­   "люди, обречённые виселице, поют о виселице" ­ когда говорит, что люди ненадёжны, спасут себя, предав его. ­ когда Пугачёв рассказывает калмыцкую сказку (отсутствие смирения) 2.  Просмотр  отрывка  из  кинофильма.  Да,  сказка…  С  кем  сравнивает  себя  Пугачев?  Что  он  хочет  сказать  этим  Гриневу?  А  Пушкин  с  кем  сравнивает  Пугачева,  судя  по  эпиграфу? 3. группа:         Найдите слова, отражающие постоянную боль рассказчика за Пугачёва, желание спасти его.  Ответ:   ("Но между тем странное чувство отравляло мою радость: мысль о злодее, обрызганном кровью   столь   невинных   жертв,   и   о   казни,   его   ожидающей,   тревожила   меня   поневоле. "Емеля, Емеля! ­ думал я с досадою, ­ зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся под картечь:" Мысль о нём неразлучно была во мне с мыслью о пощаде, данной мне им в одну из ужасных минут его жизни.")  ВЫВОД  УЧИТЕЛЯ: Конечно  же,  никакой  Пугачев  не  царь  ­  это  знают  и  понимают  и  Гринев, и  Пугачев.  И  то,  что  Пугачев  обречен,  тоже  понимают  оба.  Отсюда  и постоянная  боль  Гринева  за  Пугачева.  Но  и  сам  факт  присутствия  и общения  Гринева  с  Пугачевым  как бы постоянно приглашает последнего покаяться.   Эта   назойливо   открытая   возможность   мучительна   для Пугачёва, как кровоточащая рана. Но приносит она одновременно с собой и облегчающее   умиротворение.   "Слушай,   ­   продолжал   я,   видя   его   доброе расположение. ­ Как тебя назвать, не знаю, да и знать не хочу... Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня   сделал.   Только   не   требуй   того,   что   противно   чести   моей   и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был и что бы с тобою ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души." Гринев просит, почти требует: Пугачев, будь человеком, доведи до конца доброе дело, которое ты начал. Уже и не важно то, кто ты есть на самом деле и какие опасные игры играешь ты с людьми и с историей... И Пугачёв понимает, что есть кто­то в мире, чья молитва о буйной его головушке вечной, несгорающей свечкой будет гореть перед   Богом!   Значит,   уже   не   "кровопийца"   только!..   Суровая   душа Пугачева была тронута.)      Гринева  и  Пугачева   5.  Четвертая  встреча   .   Найдите   в   тексте   повести   сцену   казни   Пугачёва   и   предложение   о   его последнем взгляде. От чьего имени оно написано? Какие чувства испытывает Пётр Гринёв в этот момент? ­ происходит молчаливый диалог, в котором боль и сострадание, прощение и сочувствие. 3.  Просмотр   эпизода фильма ­ казнь Пугачёва.  ­ Какие новые черты мы видим в Пугачёве? (Он     попросил     прощения,     а     люди     простили     ­­     ХРИСТИАНСКОЕ МИЛОСЕРДИЕ), 3.  Подведение  итога  урока. Что лежит в основе взаимоотношений Пугачёва и Гринёва? (Милосердие)  М. Цветаева, поэтесса XX столетия, в своём очерке "Мой Пушкин" так  6.     оценивала взаимоотношения Пугачёва и Гринёва: "От Пугачёва на Гринёва шла могучая чара: Полюбить того, кто на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой, оставляя её круглой сиротой: такого любить ­ никакая благодарность не заставит. А чара ­ и не то заставит, заставит   и   полюбить   того,   кто   на   твоих   глазах   зарубил   самое   любимое, девушку.   Чара:   скроет   от   тебя   всё   злодейство   врага,   всё   его   вражество, оставляя только одно: твою к нему любовь. Чара дана и пронесена сквозь все встречи, она дана в  магической  внешности Пугачёва:  Чара ­ в его чёрных глазах и чёрной бороде, чара в его усмешке, чара ­ в его опасной ласковости. Чара ­ в его напускной важности:  В "Капитанской   дочке"  Пушкин  под  чару  Пугачёва  попал   и до  последней строки из­под неё не вышел". ­ Как М.Цветаева определяла суть отношений между Пугачёвым и Гринёвым? (Наверное,  необходимо  понять  значение  слова  ЧАРА) ­   Согласны   ли   вы,   что   Пушкин   в   лице   Гринёва   так   не   вышел   из­под магического   влияния   Пугачёва,   внутренне   соглашаясь   с   ним   во   всех   его поступках? (Вспомним, что ответил Гринёв Пугачёву после калмыцкой сказки и за кем осталось   последнее   слово?   Чьи   это   слова:   семнадцатилетнего   Петра Андреевича или самого автора? Нравственный выбор Гринёва вполне ясен: "Жить убийством и разбоем ­  значит, по мне,  клевать мертвечину".)  3.  Подведение  итога  урока. 4. Вывод.  Слово  учителя. "Капитанская   дочка"   оказалась   своеобразным   "завещанием"   Пушкина. Открывая читателю всю свою  выстраданную правду о русском народе и русском   бунте,  писатель   призывал   задуматься   над   коренными   вопросами развития России и судьбы русского народа. "Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!" ­ предостерегающе восклицает поэт. Сейчас   идет   очень   напряженный   период   времени,   когда   конфликты вспыхивают   ежедневно   и   ежечасно.   И   поэтому   очень   важно   осознать,   что любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности, милосердии и взаимоуважении.  Уроки   Пушкина,   уроки   далекого   прошлого   не   должны пропасть   даром.   В   нашем   материальном   мире,   в   решении   проблем экономических и политических большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо больше. 5.  Д/З   Составить сложный план к сочинению по теме "Образ Пугачёва в повести А.  С. Пушкина "Капитанская дочка".

Открытый урок по литературе в 8 классе. Диалог Гринева и Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Открытый  урок  по  литературе  в  8  классе. Диалог  Гринева  и  Пугачева  в  повести  А.С.Пушкина   «Капитанская  дочка»

Открытый урок по литературе в 8 классе. Диалог Гринева и Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Открытый  урок  по  литературе  в  8  классе. Диалог  Гринева  и  Пугачева  в  повести  А.С.Пушкина   «Капитанская  дочка»

Открытый урок по литературе в 8 классе. Диалог Гринева и Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Открытый  урок  по  литературе  в  8  классе. Диалог  Гринева  и  Пугачева  в  повести  А.С.Пушкина   «Капитанская  дочка»

Открытый урок по литературе в 8 классе. Диалог Гринева и Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Открытый  урок  по  литературе  в  8  классе. Диалог  Гринева  и  Пугачева  в  повести  А.С.Пушкина   «Капитанская  дочка»

Открытый урок по литературе в 8 классе. Диалог Гринева и Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Открытый  урок  по  литературе  в  8  классе. Диалог  Гринева  и  Пугачева  в  повести  А.С.Пушкина   «Капитанская  дочка»

Открытый урок по литературе в 8 классе. Диалог Гринева и Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Открытый  урок  по  литературе  в  8  классе. Диалог  Гринева  и  Пугачева  в  повести  А.С.Пушкина   «Капитанская  дочка»

Открытый урок по литературе в 8 классе. Диалог Гринева и Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Открытый  урок  по  литературе  в  8  классе. Диалог  Гринева  и  Пугачева  в  повести  А.С.Пушкина   «Капитанская  дочка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017