Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей
Оценка 4.9

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
технология
5 кл
09.01.2017
Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей
Цели урока: Ознакомить с сырьем, процессом изготовления и свойствами хлопчатобумажных и льняных тканей. Образовательная - ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон; познакомить обучающихся с наиболее распространенными растениями - источниками натуральных волокон, используемых в производстве одежды и предметов обихода; научить использовать знания о свойствах этих тканей для ухода за ними. Развивающая - развивать самостоятельность учащихся; логическое мышление. Воспитательная – воспитывать внимательность, аккуратность. Задачи: Научить распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани, сформировать положительное отношение к натуральным тканям, не оказывающим на организм человека отрицательных влияний.
разработка урока технологии.docx
План­конспект урока технологии Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей Цели урока: Ознакомить с сырьем, процессом изготовления и свойствами  хлопчатобумажных и льняных тканей.  Образовательная ­ ознакомить учащихся с классификацией текстильных волокон;  познакомить обучающихся с наиболее распространенными растениями ­ источниками  натуральных волокон, используемых в производстве одежды и предметов обихода; научить  использовать знания о свойствах этих тканей для ухода за  ними. Развивающая ­ развивать самостоятельность учащихся; логическое мышление. Воспитательная – воспитывать внимательность, аккуратность. Задачи: Научить распознавать хлопчатобумажные и льняные ткани, сформировать  положительное отношение к натуральным тканям, не оказывающим на организм человека  отрицательных влияний.  Тип урока: комбинированный Методы обучения:  беседа, демонстрация, лабораторно ­ практическая работа. Объект труда:  ткань Межпредметные связи: история, краеведение  Материально – техническое оснащение:   Коллекция «Хлопок», «Лен» образцы нитей, тканей                                                          ХОД  УРОКА:  I. Организационный момент:  Сегодня  я предлагаю вам поступить в школу волшебства. Окончив которую, вы сможете  творить настоящие чудеса и получите звание кудесницы. Согласны? Ну, что ж начнём наш  первый волшебный урок! II. Повторение ранее пройденного:  Учитель: На свете много материалов, из которых можно творить чудеса. Например: песок  – его можно превратить в золото, тыкву в карету, мышей в лошадей и т д. А мы сегодня  начнём с простого, но самого благодатного материала.  ( учитель показывает) Ученики: называют «ТКАНЬ» Учитель:  Чтобы приобрести волшебные знания, мы должны повторить то, что уже знаем и умеем.  Устный опрос. Вопросы для повторения: Что называют волокном? 1. На какие два класса делятся текстильные волокна? 2. Какие волокна относятся к натуральным волокнам растительного происхождения? 3. Что вы знаете о хлопке? 4. 5. Что вы знаете о льне? Ш.Объяснение материала Какие материалы вам известны? С какими материалами  вы познакомились на уроках труда в   начальной   школе?   Пластилин,   бумага,   картон,   ткань.   Рассмотрим   бумагу   и   ткань, вспомним их свойства и использование этих материалов в быту. Свойства тканей: мягкая, прочная, ее можно шить, утюжить, стирать. Ткань ­ это материал, с которым мы сталкиваемся с самого рождения. Ее используют для изготовления одежды, постельного белья, и т.д. От чего это зависит? От свойств. Швейное материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий. Давайте, рассмотрим, из чего состоит ткань ­ из нитей. Возьмем кусочек ткани и попробуем вынуть нить. Что вы заметили? Нити переплетаются между собой.  Рассмотрите нить. Она состоит из волокон. Волокно  –   это   гибкое,   прочное,   тонкое   тело   у   которого   длина   во   много   раз превосходит поперечное размеры. В   настоящее   время   используют   большое   количество   различных   волокон,   как натуральных, так и искусственных. Таблица «Классификация волокон» Классификация текстильных волокон. Натуральные волокна – волокна, которые получаются в процессе естественного развития растений, или образуются на животном, или залегают  в горных породах. К натуральным волокнам относятся     растительные: лен, хлопок, пенька, джут, кенаф, конопля, крапива и др.; к животным: шерсть, шелк;  к минеральным:  асбест.  Химические волокна – волокна, получаемые в заводских условиях. Они делятся на искусственные и синтетические. Рассмотрим натуральные волокна. Натуральные волокна. Натуральные волокна растительного происхождения. В древности тканей не было. Во что же одевались наши предки? Они ведь жили в лесах, а на деревьях рубашки не растут. Хотя туземцы бразильских джунглей научились снимать   целиком   кору   со   ствола   дерева,   которую   размягчали   особым   способом, проделывая отверстия для рук,  рубаха готова. Еще в далекой древности человек научился соединять отдельные короткие и тонкие волокна в длинные нити – пряжу и делать из нее ткани. Чтобы изготовить пряжу, люди использовали волокна, которые могли получить в тех природных условиях, которые их окружали. Сначала это были волокна дикорастущих растений, потом шерсть животных, а затем волокна культурных растений – льна и конопли. С развитием земледелия начали возделывать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно. В дальнейшем ткани стали изготавливать из самых разнообразных волокон. Большое распространение получили волокна, вырабатываемые из стеблей растений. Такие волокна  называют лубяными. Волокна из стеблей большей частью грубые, прочные и жесткие – это волокна кенафа, джута, конопли и других растений.   Кенаф ­ возделывают в основном в Индии, Китае, Иране и других странах. Волокно кенафа   отличается   высокой   гигроскопичностью.   Из   него   изготавливают   мешковину, шпагат, брезент и т.д.  Джут  возделывают в тропических районах Азии, Африки, Америки и Австралии. Волокно джута используют для изготовления технических, упаковочных, мебельных тканей и ковровых изделий. Конопля – очень древняя культура.  Из стеблей конопли получают волокно (пеньку), для изготовления морских канатов, веревки, парусины.  Крапива  –   стебли   растения   использовали   с   древних   времен.   Вспомните   сказку   о девушке Эльзе, которая плела рубашки для своих братьев из крапивы. Льняные ткани изготавливают из льняных волокон (рис.1). Лен  называют  русским шелком. Это волокнистое растение с длинными, гибкими и прочными волокнами. Стебель льна­ долгунца имеет высоту 120 см. В каждом из них 350 – 650 волокон. Хлопок.  Сырьем для хлопчатобумажных тканей   являются   волокна,   расположенные   в семенах   хлопчатника     Семена размещаются   в   коробочке   хлопчатника.   Наилучшим   считается   хлопок   с   длинными, тонкими,   прочными   волокнами.   Представление   о   волокне   можно   получить,   рассмотрев кусочек ваты.                     (рис.2). Из волокна на текстильных фабриках получают пряжу.  Производство пряжи ­ процесс сложный. Процесс получения пряжи. Наглядное пособие «Хлопок», «Лен». (рассмотреть процесс обработки волокон хлопка и льна по карточкам) Сначала волокна разрыхляют – разделяют на мелкие клочки при помощи игл и зубьев разрыхлительной машины. Затем в трепальной машине из волокна убирают сор и еще раз разрыхляют. Далее массу волокна обрабатывают на чесальной машине, чтобы разделить их на отдельные волокна и частично распрямить, расположив их параллельно друг другу. На тех же машинах они превращаются в толстый рыхлый жгут – ленту, которую выравнивают по толщине на ленточных машинах. После этого ленту постепенно вытягивают и слегка скручивают. Пока не получится ровница.  На   прядильных   машинах   из   ровницы   получают   пряжу:   ровницу   вытягивают, скручивают с помощью веретен и наматывают на шпули.  Процесс, в результате которого из волокон получают непрерывную нить – пряжу, называют прядением.  На прядильной фабрике работают люди различных профессий. Основная профессия прядильного производства – прядильщица. Готовая пряжа поступает на ткацкую фабрику, где из нее вырабатывают ткань. Физ. минутка  Процесс получения ткани.  Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством.   Изготавливают   ткань   на   ткацких   станках,   на   которых   работают  ткачи.   Ткань получают путем переплетения нитей. Нити идущие вдоль ткани, называют нитями основы, а нити расположенные поперек – нитями утка. Нити основы и утка переплетаются между собой по одной — получается рисунок, как при выполнении штопки. Такое переплетение нитей называется полотняным . Тканям   полотняного   переплетения   присущи такие свойства, как прочность, стойкость к истиранию и растяжимости. Поскольку   нити   основы   сильнокрученые   и натянуты,   то   при   попытке   резко   растянуть   ткань   в долевом   направлении   и   хлопке   они   издают   звонкий звук.   При   резком   растяжении   ткани   в   поперечном направлении   (по   нити   утка)   звук   глухой.   Этим признаком пользуются для определения направления нитей основы в ткани.  Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину,   поворачивает   обратно,   не   обрываясь.   Поэтому   вдоль   ткани   получаются неосыпающиеся края – кромки. Расстояние   от   кромки   до   кромки называют шириной ткани . Рис. 5.  Нити основы называют долевыми, а уточные – поперечными. IПрактическое  закрепление изучаемого материала. Признаки определения направления нитей в ткани: 1 Нить основы проходит в ткани вдоль кромки. 2 Растяжение ткани по основной нити меньше, чем по уточной. 3 При резком растяжении ткани более звонкий звук характеризует нить основы. 4 Нити основы более тонкие и гладкие, нити утка более толстые и пушистые.                                                            Выполнение   полотняного   переплетения   из полосок цветной бумаги. основы и утка. Лабораторно – практическая работа. Определение   в   ткани   направления   нитей Оборудование: образцы ткани с кромкой и без нее. Ход работы.  1 В ткани с кромкой определите направление нитей. 2 Растягивая образец по нити основы и утка, определите, в каком направлении ткань растягивается больше. 3 Резко растягивая ткани (с хлопком), определите, в каком направлении (долевом или поперечном) звук будет звонким, а в каком глухим. 4 Рассмотрим ткань в лупу, сравните нити основы и утка по толщине и гладкости. Затем выньте по одной нити основы и утка и проверьте правильность ваших наблюдений.  5 Заполните таблицу. Характеристика нитей По кромке (вдоль или поперек) По степени растяжения Нити основы Вдоль Не тянется Нити утка Поперек Тянется По звуку (при резком растяжении звук звонкий или глухой) Гладкость Толщина Звук звонкий Звук глухой Гладкая Тонкая Пушистая, витая Толстая 6 По изученным признакам определите направление нитей основы и утка в ткани без кромки, и прикрепите образец в тетрадь, расположив нить основы ткани вертикально. Лабораторно – практическая работа. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Оборудование: образцы тканей  Ход работы 1. Подберите образцы тканей из натуральных волокон и определите у них лицевую и изнаночную стороны.     2. Приклейте образцы тканей лицевой и изнаночными сторонами. Образцы тканей С печатным рисунком С гладкой поверхностью Стороны ткани лицевая Четкий и яркий рисунок Блестящая поверхность Ворсовая Поверхность с гладким ворсом изнаночная Нечеткий и бледный рисунок Матовая поверхность Поверхность гладкая с коротким ворсом Гладкокрашеная и пестротканая Образец Гладкая поверхность Поверхность с техническими узелками и ворсинками II  Заключительная часть  Опрос по усвоению нового материала  Что изучает швейное материаловедение?  Что такое волокно?  На какие группы можно разделить все текстильные волокна?  Как классифицируются волокна натурального происхождения?  По каким признакам определяют направление нити основы и утка?  Назовите основные профессии по производству пряжи и тканей ­ анализ характерных ошибок и их причин ­ сообщение оценки работы каждого учащегося, работа с дневниками принести   форму,   тетрадь,   клей   карандаш,   лоскутки   ткани   льняной   и хлопчатобумажной III     Домашнее задание  IV   Уборка рабочих мест                                     Презентация к уроку Республика Крым, Нижнегорский район, с.Емельяновка МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЕМЕЛЬЯНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ОТКРЫТЫЙ УРОК по технологии в 5 классе по разделу « Материаловедение»                                    на тему  «Свойства хлотчатобумажных и льняных тканей»                                                                                                                   Учитель технологии, ОБЖ, ИЗО                                                                      Марисюк Светлана Фёдоровна                                                               2015 год Натуральные волокна растительного происхождения. Большое распространение получили волокна, вырабатываемые из стеблей растений. Такие волокна  называют лубяными. Волокна из стеблей большей частью грубые, прочные и жесткие – это волокна кенафа, джута, конопли и других растений.   Кенаф ­ возделывают в основном в Индии, Китае, Иране и других странах. Волокно кенафа   отличается   высокой   гигроскопичностью.   Из   него   изготавливают   мешковину, шпагат, брезент и т.д.  Джут  возделывают в тропических районах Азии, Африки, Америки и Австралии. Волокно джута используют для изготовления технических, упаковочных, мебельных тканей и ковровых изделий. Конопля – очень древняя культура.  Из стеблей конопли получают волокно (пеньку), для изготовления морских канатов, веревки, парусины.  Крапива  –   стебли   растения   использовали   с   древних   времен.   Вспомните   сказку   о девушке Эльзе, которая плела рубашки для своих братьев из крапивы. Льняные ткани изготавливают из льняных волокон (рис.1). Лен  называют  русским шелком. Это волокнистое растение с длинными, гибкими и прочными волокнами. Стебель льна­ долгунца имеет высоту 120 см. В каждом из них 350 – 650 волокон. Хлопок.  Сырьем для хлопчатобумажных тканей   являются   волокна,   расположенные   в семенах   хлопчатника     Семена размещаются   в   коробочке   хлопчатника.   Наилучшим   считается   хлопок   с   длинными, тонкими,   прочными   волокнами.   Представление   о   волокне   можно   получить,   рассмотрев кусочек ваты. (рис.2). Из волокна на текстильных фабриках получают пряжу.  Производство пряжи ­ процесс сложный. Процесс получения пряжи.  (рассмотреть процесс обработки волокон хлопка и льна по карточкам) Сначала волокна разрыхляют – разделяют на мелкие клочки при помощи игл и зубьев разрыхлительной машины. Затем в трепальной машине из волокна убирают сор и еще раз разрыхляют. Далее массу волокна обрабатывают на чесальной машине, чтобы разделить их на отдельные волокна и частично распрямить, расположив их параллельно друг другу. На тех же машинах они превращаются в толстый рыхлый жгут – ленту, которую выравнивают по толщине на ленточных машинах. После этого ленту постепенно вытягивают и слегка скручивают. Пока не получится ровница.  На   прядильных   машинах   из   ровницы   получают   пряжу:   ровницу   вытягивают, скручивают с помощью веретен и наматывают на шпули.  Процесс, в результате которого из волокон получают непрерывную нить – пряжу, называют прядением.  На прядильной фабрике работают люди различных профессий. Основная профессия прядильного производства – прядильщица. Готовая пряжа поступает на ткацкую фабрику, где из нее вырабатывают ткань.

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей

Открытый урок по разделу «Материаловедение» в 5 классе Тема: Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2017