Открытый урок по русской литературе «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
05.05.2019
Цели:
• раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;
• продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;
• формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.
Оборудование урока: текст «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина.
Открытый урок по русской литературе.docx
Открытый урок по русской
литературе
«А. С. Пушкин «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях»».
Проведен в 5 б классе.
Учитель: Карагишева А.А.
Цели:
раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и
зла на примере данной сказки;
продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению
сравнивать, обобщать;
формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на
1 распознавание истинной красоты.
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.
Оборудование урока: текст «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», иллюстрации
к сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина.
На доске эпиграф:
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота
Руставели
Ход урока
1. Организационный момент
2 (Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих.)
2. Слово учителя
Портрет А.С.Пушкина
Учитель: Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С.Пушкина к
народному творчеству. Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в
исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей. На прошлом уроке мы
с вами познакомились с увлекательнейшей «Сказкой о мертвой царевне и о семи
богатырях». Мы говорили о сюжете и о главных героях сказки. Сегодня мы продолжим
нашу с вами работу по знакомству со сказкой.
Цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере сказки. Мы
будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
3. Проверка домашнего задания
(Обучающиеся зачитывают определения терминов из толкового словаря.)
Учитель: Нам всем хорошо знакомо выражение «В сказках Добро всегда побеждает Зло».
Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение
этих слов и записать в тетради.
Учитель: Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила
толкование данных терминов.
(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования
терминов):
«Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды
людей, представления о свободе и счастье.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой
беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь)
«Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг
человека.
Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный,
пагубный» (Словарь живого русского языка В. Даля)
Учитель: Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются
противоположными понятиями?
3 Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.
Учитель: Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в
словаре, но и попытались увидеть, как А.С.Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о
мертвой царевне и семи богатырях».
4. Объяснение нового материала
1. Работа с текстом.
Беседа.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях» близка к народным (фольклорным). В народных сказках всех героев
можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста,
положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных
(олицетворяют зло).
Ученики: Добро – Иванцаревич, Царевналягушка, Иван – крестьянский сын. Зло – Баба
Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.
Учитель: Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и
отрицательных героев в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?
(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше
положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к
положительным, ни к отрицательным.)
Учитель: Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика
Добра и Зла?
Ученики: В персонажах Царевны и царицы.
Учитель: Для того чтобы представить образы Царевнымачехи и Царицы, мы обратимся
ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов
Царевны и Царицы.
(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из
текста определения).
(Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в виде
слайда на экране.)
Слайд 3
4 Учитель: Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие
героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с
таблицей.
Внешность
Царица
Высока
Стройна
Бела
Поведение, характер Горда
Ломлива
Своенравна
Ревнива
Злая
Царевна
Белолица
Черноброва
Красавицадуша
Милая
Приветливая
Цветовая гамма
Черны (зависть) Белый
Красный
Румяный
Учитель: Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между
ними?
Ученики: Царицамачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее
соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица «милее и белее», чем
она.
Учитель: А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
Ученики: Ненависть, зависть.
Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами?
Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.
Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке,
которая уводит девушку в темный лес?
Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается
им отомстить.
Учитель: Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем
сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем.
5 Значит душа у нее черная. А царевна понастоящему красива, она всех любит, творит
добро, и все ей помогают.
Слайд 4 (иллюстрации к сказке)
2. Анализ художественного произведения
Учитель: Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята, обратимся к
чтению и анализу отрывков из сказки.
Чтение отрывков на стр. 92 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна
молодая…»
Учитель: Ребята, что вы можете сказать о Царице? С чем сравнивает автор царевну,
говоря «…росла, росла, поднялась– и расцвела»?
Ученики: Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза.
Выразительное чтение учащимися отрывок.
Учитель: Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов:
«Но невеста молодая / До зари в лесу блуждая…» (стр. 95), чтобы доказать, что царица
олицетворяет зло, а царевна – добро.
Учитель: Почему царевна решила, что в тереме «люди добрые живут»?
Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.
Учитель: Что сделала героиня в доме?
Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.
Учитель: Как это характеризует героиню?
Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.
Учитель: Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народносказочной
традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость,
хозяйственность.
Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?
Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей
красотой.
6 Выразительное чтение и анализ эпизода «Раз царевна молодая».
Учитель: Кто приходит к царевне с целью погубить ее?
Ученики: Царица, переодетая монахиней.
Учитель: На чьей стороне Соколко? Почему?
Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы
объяснить богатырям, что произошло с Царевной.
Учитель: Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует, устранив
соперницу. Так ли это?
Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает
свою невесту.
Учитель: В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.
В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» мы видим, что даже явления природы
помогают
невесту.
Что
царицеймачехой?
Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.
Елисею
происходит
найти
злой
со
же
Учащиеся зачитывают строки:
«Злая
Об
В
И
Тут
И царица умерла».
пол
двери
ее
мачеха,
царевну
зеркальце
прямо
тоска
вскочив,
разбив,
побежала
повстречала
взяла,
Учитель: Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем,
кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.
5. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся
Учитель: А сейчас, ребята, обратите внимание на эпиграф.
Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием
грузинского поэта Шота Руставели «Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет»?
Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.
7 Учитель: Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы
пришли?
Ученики: Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. В
сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано.
Учитель: В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу
добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на
добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь
мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же
завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина и считаете ли вы себя
добрыми?
Запишите ответ на этот вопрос дома в тетрадях. Понравившийся отрывок из сказки
выучите наизусть.
6. Презентация сказок А.С.Пушкина (выставка книг). Просмотр картинной галереи и
анализ рисунков ребят
Выставление и комментирование отметок
8
Открытый урок по русской литературе «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».
Открытый урок по русской литературе «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».
Открытый урок по русской литературе «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».
Открытый урок по русской литературе «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».
Открытый урок по русской литературе «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».
Открытый урок по русской литературе «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».
Открытый урок по русской литературе «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».
Открытый урок по русской литературе «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.