Открытый урок по русской литературе «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».
Оценка 4.6

Открытый урок по русской литературе «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
05.05.2019
Открытый урок по русской литературе    «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».
Цели: • раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки; • продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать; • формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты. Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки. Оборудование урока: текст «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина.
Открытый урок по русской литературе.docx
Открытый урок по русской литературе «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»». Проведен в 5 б классе. Учитель: Карагишева А.А. Цели:  раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;  продолжить   обучение   элементам   анализа   художественного   текста,   умению сравнивать, обобщать;  формирование   прочной   нравственной   позиции,   положительных   ориентаций   на 1 распознавание истинной красоты. Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки. Оборудование урока: текст «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина. На доске эпиграф: Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет. Шота Руставели                                              Ход урока 1. Организационный момент 2 (Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих.) 2. Слово учителя Портрет А.С.Пушкина Учитель: Ребята,   мы   с   вами   говорили   о   необыкновенном   интересе   А.С.Пушкина   к народному   творчеству.   Поэт   с   огромным   удовольствием   слушал   песни   и   сказки   в исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей. На прошлом уроке мы с   вами   познакомились   с   увлекательнейшей   «Сказкой   о   мертвой   царевне   и   о   семи богатырях». Мы говорили о сюжете и о главных героях сказки. Сегодня мы продолжим нашу с вами работу по знакомству со сказкой. Цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст. 3. Проверка домашнего задания (Обучающиеся зачитывают определения терминов из толкового словаря.) Учитель: Нам всем хорошо знакомо выражение «В сказках Добро всегда побеждает Зло». Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради. Учитель: Хорошо,   ребята,   молодцы.   Я   тоже   поработала   со   словарем   и   приготовила толкование данных терминов. (На   экране   при   помощи   проектора   выводятся   заранее   подготовленные   толкования терминов):  «Добро – это  то, что  хорошо, полезно, нужно человеку, с  чем связаны  надежды людей, представления о свободе и счастье.  Зло   всегда   имеет   отрицательный   смысл   и   обозначает   плохое,   влекущее   за   собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь)  «Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.  Зло   –   худое,   лихое.   Злой   человек   –   причиняющий   зло   другим:   вредный, пагубный» (Словарь живого русского языка В. Даля) Учитель: Ребята,   как   вы   думаете,   можно   ли   утверждать,   что   добро   и   зло   являются противоположными понятиями? 3 Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия. Учитель: Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А.С.Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». 4. Объяснение нового материала 1. Работа с текстом. Беседа. Учитель: На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи   богатырях»   близка   к   народным   (фольклорным).   В   народных   сказках   всех   героев можно   разделить   на   положительных   и   отрицательных.   Назовите,   пожалуйста, положительных   героев   народных   сказок   (они   олицетворяют   добро)   и   отрицательных (олицетворяют зло). Ученики: Добро – Иван­царевич, Царевна­лягушка, Иван – крестьянский сын. Зло – Баба­ Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое. Учитель: Можем   ли   мы,   ребята,   так   же   четко   разграничить   положительных   и отрицательных героев в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Учащиеся   перечисляют   героев   сказки   и   приходят   к   выводу,   что   в   сказке   больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным.) Учитель: Подумайте,   в   образах   каких   героев   заметна   наиболее   яркая   характеристика Добра и Зла? Ученики: В персонажах Царевны и царицы. Учитель: Для того чтобы представить образы Царевны­мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы. (Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения). (Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в виде слайда на экране.) Слайд 3 4 Учитель: Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей.   Внешность Царица Высока Стройна Бела Поведение, характер Горда Ломлива Своенравна Ревнива Злая Царевна Белолица Черноброва Красавица­душа Милая Приветливая Цветовая гамма Черны (зависть) Белый Красный Румяный Учитель: Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними? Ученики: Царица­мачеха   считает   себя   самой   красивой,   а   царевна   становится   ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица «милее и белее», чем она. Учитель: А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне? Ученики: Ненависть, зависть. Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами? Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей. Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес? Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить. Учитель: Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой? Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. 5 Значит душа у нее черная. А царевна по­настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают. Слайд 4 (иллюстрации к сказке) 2. Анализ художественного произведения Учитель: Мы   составили   словесные   портреты   героинь,   а   теперь,   ребята,   обратимся   к чтению и анализу отрывков из сказки. Чтение   отрывков   на   стр.   92   учебника   отрывков   «Царица   и   зеркало»,   «Но   царевна молодая…» Учитель: Ребята,   что   вы   можете   сказать   о   Царице?   С   чем   сравнивает   автор   царевну, говоря «…росла, росла, поднялась– и расцвела»? Ученики: Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза. Выразительное чтение учащимися отрывок. Учитель: Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается со слов: «Но невеста молодая / До зари в лесу блуждая…» (стр. 95), чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро. Учитель: Почему царевна решила, что в тереме «люди добрые живут»? Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло. Учитель: Что сделала героиня в доме? Ученики: Зажгла свечу, затопила печь. Учитель: Как это характеризует героиню? Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая. Учитель: Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе народно­сказочной традиции,   когда   в   первую   очередь   ценится   скромность,   душевная   щедрость, хозяйственность. Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая? Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой. 6 Выразительное чтение и анализ эпизода «Раз царевна молодая». Учитель: Кто приходит к царевне с целью погубить ее? Ученики: Царица, переодетая монахиней. Учитель: На чьей стороне Соколко? Почему? Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной. Учитель: Получается,   ребята,   что   Зло   победило.   Царица   торжествует,   устранив соперницу. Так ли это? Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту. Учитель: В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» мы видим, что даже явления природы помогают невесту.  Что царицей­мачехой?     Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни. Елисею происходит найти злой   со же           Учащиеся зачитывают строки:   «Злая Об В И Тут И царица умерла».       пол двери ее   мачеха,     царевну   зеркальце прямо   тоска         вскочив, разбив, побежала повстречала взяла, Учитель: Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует. 5. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся Учитель: А сейчас, ребята, обратите внимание на эпиграф. Можем   ли   мы,   рассмотрев   образы   царицы   и   царевны,   согласиться   с   высказыванием грузинского поэта Шота Руставели «Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет»? Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило. 7 Учитель: Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли? Ученики: Как   А.С.Пушкин   противопоставляет   в   сказке   два   понятия:   Добро   и   Зло.   В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано. Учитель: В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим. Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина и считаете ли вы себя добрыми?  Запишите   ответ   на   этот   вопрос   дома   в   тетрадях.   Понравившийся   отрывок   из   сказки выучите наизусть. 6. Презентация сказок А.С.Пушкина (выставка книг). Просмотр картинной галереи и анализ рисунков ребят Выставление и комментирование отметок 8

Открытый урок по русской литературе «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».

Открытый урок по русской литературе    «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».

Открытый урок по русской литературе «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».

Открытый урок по русской литературе    «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».

Открытый урок по русской литературе «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».

Открытый урок по русской литературе    «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».

Открытый урок по русской литературе «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».

Открытый урок по русской литературе    «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».

Открытый урок по русской литературе «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».

Открытый урок по русской литературе    «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».

Открытый урок по русской литературе «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».

Открытый урок по русской литературе    «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».

Открытый урок по русской литературе «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».

Открытый урок по русской литературе    «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».

Открытый урок по русской литературе «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».

Открытый урок по русской литературе    «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2019