Открытый урок по русскому языку 3 класс «Изменение имён существительных по падежам (склонение)»
Оценка 4.6

Открытый урок по русскому языку 3 класс «Изменение имён существительных по падежам (склонение)»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
17.01.2017
Открытый урок по русскому языку 3 класс «Изменение имён существительных по падежам (склонение)»
Технологическая карта урока по русскому языку, УМК "Начальная школа 21 века". Урок соответствует требованиям ФГОС. Выдержана структура урока изучения нового материала. применяются разнообразные технологии - работа в группе, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, фронтальная работа с таблицей. прилагается презентация.Технологическая карта урока по русскому языку, УМК "Начальная школа 21 века". Урок соответствует требованиям ФГОС. Выдержана структура урока изучения нового материала. применяются разнообразные технологии - работа в группе, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, фронтальная работа с таблицей. прилагается презентация.
Конспект ОТКРЫТОГО урока русского языка по теме ПАДЕЖИ.doc
Конспект урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам (склонение)» Технологическая карта Предмет: русский язык Класс: 3 класс Тип урока: «открытие» новых знаний, урок ­ исследование УМК: «Начальная школа XXI века» Тема урока Цель урока Задачи  Формируемые  УУД Изменение имён существительных по падежам (склонение) Дать понятие о склонении имён существительных. Познакомить  учащихся с названием падежей и падежными вопросами, алгоритмом  определения падежа имени существительного в предложении. Организовать наблюдение над именами существительными через  выведение учащихся на необходимость использования их в речи. Формировать работу в парах постоянного состава. Развивать речь, внимание, умение анализировать, классифицировать,  развивать навыки самооценки, самоконтроля. Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца. Личностные: учебно­познавательная мотивация, мотивационная  основа учебной деятельности, учебно­познавательный интерес,  адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной  деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция,  осуществление самоконтроля по результату и по способу действия. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение,  классификация, аналогия, структурирование знаний, построение  логической цепи рассуждений, постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности,  самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом  учебном материале, построение речевых высказываний, использование  общих приемов решения задач, использование знаково­символических  средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий  действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества,  достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с  задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений,  координирование в сотрудничестве разных позиций. Основные понятия: склонение, падеж. Ресурсы: С.В. Иванов « Русский язык» 3 класс. Компьютер, индивидуальные карточки, презентация Методы обучения: проблемно­поисковый, технология проблемного диалога,  технология проблемного обучения Здоровьесберегающие технологии: физминутка для глаз, смена вида деятельности,  работа в парах, групповая работа. Ход урока: I .Самоопределение к деятельности. ­ Начинается урок,  Он пойдет, ребята, впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать. Ребята, сегодня на урок я предлагаю вам такой девиз: «Учитесь тайны открывать». Слайд 1 II.Актуализация знаний Прочтите слова:  подлежащее, сказуемое, существительное, определение Слайд 2 ­ Какое слово в этом ряду лишнее? ­ Что вы знаете об имени существительном? Сегодня на уроке вы узнаете о еще одном грамматическом признаке имени   существительного. III. Подведение к проблеме: У вас на партах лежат листочки с текстами. Вы должны прочитать текст и сделать в  нём пометы.  Текст для чтения. Существительное.    Имя существительное – часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на  вопросы КТО? или ЧТО? Выделяют две группы разрядов по значению: собственные и  нарицательные. Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.  Имена существительные изменяются по числам.                                                                    Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться  с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои  окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет  разные окончания. Такое изменение имен существительных называется изменением по  падежам.                                                                                                                                Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Изменение по  падежам называется «склонение». В немецком языке 4 падежа, у финнов – 15, в  грамматике Венгрии целых 22 падежа. Но каждый народ прекрасно справляется со  своими падежами. А вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Каждый падеж русского языка имеет  своё название. – О чём вы не нашли информации (сколько падежей в рус.яз., как они называются, на  какие вопросы отвечают) – Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему нашего урока.  – Какие задачи мы должны сегодня решить с вами? (Узнать названия падежей, вопросы  каждого падеж. Начать приобретать навык определения падежей имён  существительных, навык в правильном употреблении падежных форм имён  существительных. Развивать навыки грамотного письма).  IV.Формулирование проблемы: ­ Как происходит изменение имён существительных по падежам?  Вы сможете сразу ответить на этот вопрос? Что нам для этого нужно сделать? V.Составление плана исследования: ­ Составим план работы. Слайд 3 План: 1. 2. 3. 4. 1. Узнать, что означает слово « падеж» Составить таблицу падежей Составить алгоритм определения падежа имени существительного в предложении. Начать приобретать навык  определения падежей имен существительных. VI. Проведение исследования:  Давайте познакомимся с падежами русского языка Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. Каждая группа получила 3 стихотворения о каком­то падеже. Задание: прочитать  стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова­ подсказки для облегчения определения падежа существительного. Итак, давайте представим падежи имени существительного: Есть именительный падеж, И нет на нём чужих одежд. Его легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто.  С каким падежом познакомились ребята первой группы? На какие вопросы отвечают  существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Какое вспомогательное  слово они имеют? Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами?  2. А я – падеж родительный. Характер мой – общительный. Кого? Чего? Нет – вот он я! Предлоги часто мне друзья: И с, и до, и у, и из –  До неба вверх и с неба вниз. Похож я на винительный Бываю иногда,  Но в тексте различите вы Два падежа всегда. С каким падежом познакомились ребята второго варианта? На какие вопросы отвечают существительные в род. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими  предлогами употребляются? На какой падеж похож? Нам предстоит в будущем  научиться различать эти падежи. Я называюсь дательным, Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. С предлогом к и по дружу, Но и один гулять хожу.  С каким падежом познакомились ребята третьего варианта? На какие вопросы  отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?  Употребляются с предлогами? Какими? А я – винительный падеж  3. 4. И я во всём виню невежд. Зато отличников люблю, Для них «пятёрки» я ловлю. Кого позвать? Во что играть, Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить, Но и без них могу прожить. С каким падежом познакомились ребята четвёртого варианта? На какие вопросы  отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?  Могут употребляться с предлогами? 5. А я – творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Любуюсь! – Чем? Творите! – С кем? Я подскажу вам – нет проблем! Предлогам перед, под и над В любой момент я очень рад.  С каким падежом познакомились ребята пятого варианта? На какие вопросы отвечают  существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? 6.   Я – падеж предложный. Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил. О ком? О чём я говорил? Ах да, нужны предлоги! Без них мне нет дороги. Пусть будет о, и в, и при –  Ты их случайно не сотри: Тогда смогу я рассказать, О чём мечтать и в чём гулять? С каким падежом познакомились ребята шестого варианта?  На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное  слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ­е в пр. падеже? Для того, чтобы познакомиться с последовательностью падежей в русском  языке, я прочитаю вам сказку о падежах. Сказка о падежах. Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать  ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ.  Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться,  раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим  озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ  ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться  ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ. VII.) Работа с рубрикой Давай подумаем!  (Рубрика «Давай подумаем» предлагает учащимся еще раз самостоятельно  сформулировать вывод: имена существительные включаются в предложение в  определенной форме падежа (падежной форме). Падеж помогает существительным изменять свою форму, для того чтобы они стали членами  определенного предложения.  Рубрика «Обрати внимание» обобщает ответы учащихся, высказанные во время  работы с рубрикой «Давай подумаем».)  Оцените свою работу на шкале оценки зелёным карандашом.  Сегодня мы познакомимся с названиями падежей, их вопросами и  вспомогательными словами. Рассмотрите таблицу падежей. Слайд 10.  2. Фронтальная работа с таблицей( слайд 4) Падежи имён существительных Примеры Падеж Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный Вспомогательное  слово есть нет рад вижу любуюсь говорю Падежный  вопрос кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? ­ Рассмотрите таблицу.  ­ На какие вопросы отвечают слова, стоящие в форме каждого падежа? ­ Подумайте, к каким словам мы будем задавать вопросы  ­ Кто? Кого? Кому? Кем? О  ком? ­ К каким словам – Что? Чего? Чему? Чем? О чем? ­ О каких вспомогательных словах говорится в таблице? Для того, чтобы говорить грамотно и красиво, вам нужно выучить падежи  русского языка.  Физминутка V II.Первичное закрепление полученных знаний.  Выполнение упражнения с опорой на таблицу. (Упражнение 2, тренирует в  определении падежа имён существительных. Выполняется фронтально  письменно. Учащиеся поочередно выходят к доске, задают вопрос, записывают  словосочетание и вопрос, определяют падеж.)  Работа с книгой (упр. 2 стр.10 ( учебник С.В.Иванова)) VIII. Релаксация для глаз ( слайд 5)??? ­ Чтобы ваши глазки и дальше не уставали находить таинственные буковки, дадим им  немного отдохнуть. Раз­налево, два ­ направо, три ­ наверх, четыре ­ вниз. А теперь по  кругу смотрим. Что бы лучше видеть мир. ( Дети выполняют движения глазами.) IX. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных УДД. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Спишите предложение.  Я стоял на берегу реки и любовался красивым закатом.  Вам надо определить падеж выделенных имён существительных.  Что выбудете делать сначала? (Надо найти слово в предложении, к которому  относится существительное.)  Какой вопрос будем задавать в первую очередь? ( Вопрос к имени существительному  вопрос как к члену предложения.)  Какой вопрос нужно задать для того, чтобы определить падеж имени  существительного? (Нужно задать падежный вопрос из таблицы.)  А чем мы воспользуемся для проверки? ( Подставим для проверки вспомогательное  слово.)  Таким образом, для правильного определения падежа имени существительного в  предложении, необходимо выполнить все перечисленные действия и обязательно в  определённом порядке.  ­ Составим алгоритм « Как определить падеж имени существительного» СЛАЙД 6 1)Находим слово в предложении, к которому относится существительное.  2)Задаём от этого слова к имени существительному падежный вопрос.  3)По падежному вопросу и окончанию определяем падеж. Для проверки подбираем  вспомогательное слово.  2. Включение новых знаний в систему знаний, повторение. ­ Дифференцированная работа:   упр. №3 стр.10  После выполнения работы дети проверяют задание и оценивают работу. 3. Анализ и обобщение полученных результатов. 4. Отчёт исследования: ­ чтобы определить падеж имени существительного нужно…………….( знать  падежные вопросы и вспомогательные слова и ……) X. Рефлексия. Продолжите фразу… СЛАЙД 7 Я узнал….. Я смогу…. Где мне пригодятся полученные знания и умения... Какое задание вам показалось самым интересным? Какое наиболее сложным? ­ Давайте вернемся к началу урока. Теперь вы можете ответить на вопрос:  Как происходит изменение имён существительных по падежам? Докажите это. ­ В завершение урока попробуйте составить слово из разных частей слов.   Отгадайте  шараду. СЛАЙД 8 Корень мой находится в цене,  в очерке найди приставку. Суффикс мой в тетрадке все встречали, вся же – в дневнике я и в журнале.  (Оценка)  Оцените свою работу по лесенке знаний СЛАЙД 9 (какой высоты вы достигли при  получении новых знаний) (Учитель оценивает работу детей.) XI. Домашнее задание: учить падежи имён существительных Анжела и Надя упр №4 на стр14 Таня – задание на карточке Все остальные упр №1 на стр 10 XII. Итог урока. ­ Спасибо за урок.

Открытый урок по русскому языку 3 класс «Изменение имён существительных по падежам (склонение)»

Открытый урок по русскому языку 3 класс «Изменение имён существительных по падежам (склонение)»

Открытый урок по русскому языку 3 класс «Изменение имён существительных по падежам (склонение)»

Открытый урок по русскому языку 3 класс «Изменение имён существительных по падежам (склонение)»

Открытый урок по русскому языку 3 класс «Изменение имён существительных по падежам (склонение)»

Открытый урок по русскому языку 3 класс «Изменение имён существительных по падежам (склонение)»

Открытый урок по русскому языку 3 класс «Изменение имён существительных по падежам (склонение)»

Открытый урок по русскому языку 3 класс «Изменение имён существительных по падежам (склонение)»

Открытый урок по русскому языку 3 класс «Изменение имён существительных по падежам (склонение)»

Открытый урок по русскому языку 3 класс «Изменение имён существительных по падежам (склонение)»

Открытый урок по русскому языку 3 класс «Изменение имён существительных по падежам (склонение)»

Открытый урок по русскому языку 3 класс «Изменение имён существительных по падежам (склонение)»

Открытый урок по русскому языку 3 класс «Изменение имён существительных по падежам (склонение)»

Открытый урок по русскому языку 3 класс «Изменение имён существительных по падежам (склонение)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2017