Открытый урок по русскому языку на тему:Повторение и обобщение знаний о предложении. Загадочное предложение о «глокой куздре» (3 класс, русский язык)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
28.10.2018
Тема: Загадочное предложение о «глокой куздре»
Цели: Повторение и обобщение знаний о предложении.
Задачи:
• Обобщить и систематизировать знания об изученных частях речи;
• Развивать умения у учащихся обнаруживать орфограммы и определять их разновидность;
• Учиться определять грамматическую структуру на модели предложения;
• воспитывать любознательность, чувство любви к родному языку, интерес к учению, желание и умение учиться, аккуратность при работе, воспитывать навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.
Формирование УУД:
Личностные: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, формирование понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности, формирование способности к самооценке.
Регулятивные: формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке, ученик учится принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Познавательные: уметь ориентироваться в учебном материале, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: ученик учится строить речевое высказывание, вопрос в устной форме, учится учитывать разные мнения, учится договариваться с одноклассниками.
Оборудование урока: учебник русского языка 3 класс «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко; тетрадь-задачник 3 часть; компьютер.
Ход урока:
1. Минутка чистописания.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Проверяя ваши тетради, заметила, что у нас остается проблема написания нижнего соединения с овалом. И сегодня на минутке чистописания предлагаю прописать слог – ло
Кто желает пойти к доске и показать правильное соединение буквы л с буквой о? (2 ученика)
Ло ло
Именно такое соединение будет развивать у вас скоропись. По образцу повторите в тетради три раза. Эти сочетания часто будут встречаться на уроке, помните о его написании.
2. Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня на уроке русского языка предлагаю быть не просто учениками, а исследователями.
- Кто такие исследователи? ( Люди, которые занимаются научными исследованиями). Исследование – научное изучение чего или кого- либо.
3. Формулирование задачи урока учащимися
- Прочитайте тему урока: Загадочное предложение о «глокой куздре»
Нам предлагают загадочное предложение о «глокой куздре». Попробуйте предположить, что мы будем сегодня подвергать исследованию?
Какие задачи поставим на уроке, исходя из темы:
1) Разгадать загадку о глокой куздре.
2) Вспомнить все о предложении.
3) Для чего предлагают данное предложение?
4. Работа по теме урока.
- Один известный ученый Лев Владимирович Щерба придумал предложение, которое сначала удивляет, а потом становится понятным.
Откройте ТПО на стр. 35 упр.543
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка . Запишите это предложение в тетрадь.
- Что эта фраза означает? А почему не понимаете? И это неправда. Вы все отлично понимаете.
Очень легко доказать, что понимаете!
- Про кого тут говорится? Да, правильно. Про Куздру.
- Совершенно верно! А какая часть речи? А падеж, род?
А как же вы все узнали, если говорите, что ничего не понимаете?
По-видимому, вам многое понятно!
Можете мне ответить, а какие действия названы в предложении?
Куздра (что сделала?) будланула и (что делает?) кудрячит. Поставьте над ними +
И штеко притом будланула.
- Какие ещё есть действующие лица? (бокр и бокренок):
- Что-нибудь о них можно предположить? ( Бокр – взрослый, большой, а бокрёнок – маленький суффикс уменьшительно- ласкательный ). Они однокоренные.
- Выделите те части слов, которые помогают сделать это предположение. Какое слово является проверочным, а какое проверяемым?
Приведи примеры настоящих слов, похожих по строению:
( тигр – тигренок, медведь – медвежонок, бобр – бобренок, слон – слоненок).
- Давайте попробуем разобраться в этом предложении подробнее и выполним упр. 544 с.36 ТПО
1 задание. Читают дети (1 ученик у доски)
Дайте характеристику предложения по цели, по интонации, по наличию второстепенных членов предложения.
2 - 3 задания самостоятельно
а) Куздра – кто? предм., изменяется по падежам – имя существительное.
б) Нач. форма – кто?- куздра
в) Ж.р.
г) В ед.ч., в им.п.
а) Будланула – что сделала? действ. измен. по времени– гл.
б) Нач. форма – что сделать? – будлануть.
в) В прошедшем времени, ед. числа, жен. рода.
а) Кудрячит – что делает? дейст. измен. по времени – гл.
б) Нач. форма – что делать? – кудрячить)
в) В наст. времени, ед. числа, 3 лица
Вспомним минутке чистописания. Подчеркните данные сочетания букв в словах и проверьте правильность написания. Только ли эти сочетания можно подчеркнуть? Вернитесь и допишите еще два раза.
4 задание у доски.
1. Глокая – куздра какая? – призн. предм., изм. по пад., по род. – им. прил.
2. Нач. ф. – какой? – глокий.
3. –
4. В ед.ч, в ж.р., в им.п.
6 задание – все устно.
5 задание самостоятельно (2 человека у доски)
куздра (какая?) – глокая
будланула (кого?) – бокра
будланула (как?) – штеко
кудрячит (кого?) – бокренка
Вывод: Вы знаете, что у слова есть значение, которое содержится в основе слова – ЛЕКСИЧЕСКОЕ, и значение, которое передаётся окончанием – ГРАММАТИЧЕСКОЕ.
- Какое же значение есть у этого загадочного предложения, а какого нет? (Есть ГРАММАТИЧЕСКОЕ. Нет - ЛЕКСИЧЕСКОГО). Чтобы убедить нас в этом, что у слов есть не только значение основы, но и значение окончания, Лев Владимирович Щерба и придумал это удивительное предложение про глокую куздру.
Ф и з к у л ь м и н у т к а
4. Закрепление.
Что нужно сделать, чтобы слова этого предложения стали полностью понятными? (чтобы у слов появилось лексическое значение)
Упражнение 546. Работать будете парами.
- Выберите и выпишите только то предложение, которое по форме слов точно повторяет предложение о глокой куздре.
- Из-за каких особенностей слов не подошли другие предложения?
а) Проанализировать первое предложение: не годится из-за слов курицу – имя существительное женского рода имеет окончание - у, а нужно – мужской род с окончанием - а (бокра), нет однокоренных слов.
б) Второе предложение тоже не подходит из-за рода слова подлежащего – нужно имя существительное женского рода (куздра), а служитель – мужской род.
- Можно ли их поправить?
5. - Где находится грамматическое значение слова (в окончание)? Лексическое значение слова (в основе)?
- Для чего это необходимо знать?
ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Вывод: вернемся к учебным задачам:
Загадочная фраза о непонятной глокой куздре помогает нам вспомнить морфологию и понять, что состав слова дает возможность определить, какой частью речи является слово.
Перед вами фраза искусственно вымышленная Львом Щербой. Он сочинил несколько корней (штек, глок, куздр, будл и т.д.), но к выдуманным, ничьим корням он присоединил не вымышленные, а настоящие служебные части слова. Те, которые созданы русским языком – русские суффиксы и окончания. И они превратили искусственные корни в «макеты» слов.
Предложение было придумано для того, чтобы показать наличие в синтаксических и морфологических единицах как формы, так и значения.
Домашнее задание на выбор:
1. Нарисуйте рисунок к загадочному предложению о глокой куздре.
2. Придумайте свое загадочное предложение, у которого будет только его грамматическое значение.
3. Учебник стр.92-93, упр. 547
Наш урок я хочу закончить такими словами
Что за строка?
Что за слова?
Не знает никто,
Но перевести их можно раз сто.
Ты рисуй, сочиняй, изучай, находи,
И тебе с глокой куздрой всегда по пути!
урок 1 на город.docx
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3М КЛАССЕ УМК «ГАРМОНИЯ»
Елисеева Т.Н. учитель начальных классов МБОУ «СОШ №7»
Тема: Загадочное предложение о «глокой куздре»
Цели: Повторение и обобщение знаний о предложении.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания об изученных частях речи;
Развивать умения у учащихся обнаруживать орфограммы и определять их разновидность;
Учиться определять грамматическую структуру на модели предложения;
воспитывать любознательность, чувство любви к родному языку, интерес к учению,
желание и умение учиться, аккуратность при работе, воспитывать навыки, необходимые
для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом
позиции других людей.
Формирование УУД:
Личностные: формирование устойчивой учебнопознавательной мотивации учения,
формирование понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности,
формирование способности к самооценке.
Регулятивные: формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке,
ученик учится принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии
с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Познавательные: уметь ориентироваться в учебном материале, осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинноследственные
связи.
Коммуникативные: ученик учится строить речевое высказывание, вопрос в устной форме,
учится учитывать разные мнения, учится договариваться с одноклассниками.
Оборудование урока: учебник русского языка 3 класс «К тайнам нашего языка» М.С.
Соловейчик, Н.С. Кузьменко; тетрадьзадачник 3 часть; компьютер.
Ход урока:
1. Минутка чистописания.
Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Проверяя ваши тетради, заметила, что у нас остается проблема написания нижнего
соединения с овалом. И сегодня на минутке чистописания предлагаю прописать слог – ло Кто желает пойти к доске и показать правильное соединение буквы л с буквой о? (2
ученика)
Ло ло
Именно такое соединение будет развивать у вас скоропись. По образцу повторите в
тетради три раза. Эти сочетания часто будут встречаться на уроке, помните о его
написании.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Сегодня на уроке русского языка предлагаю быть не просто учениками, а исследователями.
Кто такие исследователи? ( Люди, которые занимаются научными исследованиями).
Исследование – научное изучение чего или кого либо.
3. Формулирование задачи урока учащимися
Прочитайте тему урока: Загадочное предложение о «глокой куздре»
Нам предлагают загадочное предложение о «глокой куздре». Попробуйте предположить, что мы
будем сегодня подвергать исследованию?
Какие задачи поставим на уроке, исходя из темы:
1) Разгадать загадку о глокой куздре.
2) Вспомнить все о предложении.
3) Для чего предлагают данное предложение?
4. Работа по теме урока.
Один известный ученый Лев Владимирович Щерба придумал предложение, которое сначала
удивляет, а потом становится понятным.
Откройте ТПО на стр. 35 упр.543
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка . Запишите это предложение в
тетрадь.
Что эта фраза означает? А почему не понимаете? И это неправда. Вы все отлично понимаете.
Очень легко доказать, что понимаете!
Про кого тут говорится? Да, правильно. Про Куздру. Совершенно верно! А какая часть речи? А падеж, род?
А как же вы все узнали, если говорите, что ничего не понимаете?
Повидимому, вам многое понятно!
Можете мне ответить, а какие действия названы в предложении?
Куздра (что сделала?) будланула и (что делает?) кудрячит. Поставьте над ними +
И штеко притом будланула.
Какие ещё есть действующие лица? (бокр и бокренок):
Чтонибудь о них можно предположить? ( Бокр – взрослый, большой, а бокрёнок – маленький
суффикс уменьшительно ласкательный ). Они однокоренные.
Выделите те части слов, которые помогают сделать это предположение. Какое слово является
проверочным, а какое проверяемым?
Приведи примеры настоящих слов, похожих по строению:
( тигр – тигренок, медведь – медвежонок, бобр – бобренок, слон – слоненок).
Давайте попробуем разобраться в этом предложении подробнее и выполним упр. 544 с.36 ТПО
1 задание. Читают дети (1 ученик у доски)
Дайте характеристику предложения по цели, по интонации, по наличию второстепенных членов
предложения.
2 3 задания самостоятельно
а) Куздра – кто? предм., изменяется по падежам – имя существительное.
б) Нач. форма – кто? куздра
в) Ж.р.
г) В ед.ч., в им.п.
а) Будланула – что сделала? действ. измен. по времени– гл.
б) Нач. форма – что сделать? – будлануть.
в) В прошедшем времени, ед. числа, жен. рода.
а) Кудрячит – что делает? дейст. измен. по времени – гл.
б) Нач. форма – что делать? – кудрячить)
в) В наст. времени, ед. числа, 3 лица
Вспомним минутке чистописания. Подчеркните данные сочетания букв в словах и проверьте
правильность написания. Только ли эти сочетания можно подчеркнуть? Вернитесь и допишите
еще два раза. 4 задание у доски.
1. Глокая – куздра какая? – призн. предм., изм. по пад., по род. – им. прил.
2. Нач. ф. – какой? – глокий.
–
3.
4. В ед.ч, в ж.р., в им.п.
6 задание – все устно.
5 задание самостоятельно (2 человека у доски)
куздра (какая?) – глокая
будланула (кого?) – бокра
будланула (как?) – штеко
кудрячит (кого?) – бокренка
Вывод: Вы знаете, что у слова есть значение, которое содержится в основе слова –
ЛЕКСИЧЕСКОЕ, и значение, которое передаётся окончанием – ГРАММАТИЧЕСКОЕ.
Какое же значение есть у этого загадочного предложения, а какого нет? (Есть
ГРАММАТИЧЕСКОЕ. Нет ЛЕКСИЧЕСКОГО). Чтобы убедить нас в этом, что у слов есть не
только значение основы, но и значение окончания, Лев Владимирович Щерба и придумал это
удивительное предложение про глокую куздру.
Ф и з к у л ь м и н у т к а
4. Закрепление.
Что нужно сделать, чтобы слова этого предложения стали полностью понятными? (чтобы
у слов появилось лексическое значение)
Упражнение 546. Работать будете парами.
Выберите и выпишите только то предложение, которое по форме слов точно повторяет
предложение о глокой куздре.
Изза каких особенностей слов не подошли другие предложения?
а) Проанализировать первое предложение: не годится изза слов курицу – имя
существительное женского рода имеет окончание у, а нужно – мужской род с окончанием а
(бокра), нет однокоренных слов.
б) Второе предложение тоже не подходит изза рода слова подлежащего – нужно имя
существительное женского рода (куздра), а служитель – мужской род.
Можно ли их поправить?
5. Где находится грамматическое значение слова (в окончание)? Лексическое значение
слова (в основе)?
Для чего это необходимо знать?
ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Вывод: вернемся к учебным задачам:
Загадочная фраза о непонятной глокой куздре помогает нам вспомнить морфологию и понять,
что состав слова дает возможность определить, какой частью речи является слово.
Перед вами фраза искусственно вымышленная Львом Щербой. Он сочинил несколько корней
(штек, глок, куздр, будл и т.д.), но к выдуманным, ничьим корням он присоединил не
вымышленные, а настоящие служебные части слова. Те, которые созданы русским языком –
русские суффиксы и окончания. И они превратили искусственные корни в «макеты» слов.
Предложение было придумано для того, чтобы показать наличие в синтаксических и
морфологических единицах как формы, так и значения.
Домашнее задание на выбор:
1. Нарисуйте рисунок к загадочному предложению о глокой куздре.
2. Придумайте свое загадочное предложение, у которого будет только его грамматическое
значение.
3. Учебник стр.9293, упр. 547
Наш урок я хочу закончить такими словами
Что за строка?
Что за слова?
Не знает никто,
Но перевести их можно раз сто.
Ты рисуй, сочиняй, изучай, находи,
И тебе с глокой куздрой всегда по пути!
Открытый урок по русскому языку на тему:Повторение и обобщение знаний о предложении. Загадочное предложение о «глокой куздре» (3 класс, русский язык)
Открытый урок по русскому языку на тему:Повторение и обобщение знаний о предложении. Загадочное предложение о «глокой куздре» (3 класс, русский язык)
Открытый урок по русскому языку на тему:Повторение и обобщение знаний о предложении. Загадочное предложение о «глокой куздре» (3 класс, русский язык)
Открытый урок по русскому языку на тему:Повторение и обобщение знаний о предложении. Загадочное предложение о «глокой куздре» (3 класс, русский язык)
Открытый урок по русскому языку на тему:Повторение и обобщение знаний о предложении. Загадочное предложение о «глокой куздре» (3 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.