Открытый урок по русскому языку на тему:Повторение и обобщение знаний о предложении. Загадочное предложение о «глокой куздре» (3 класс, русский язык)
Оценка 4.9

Открытый урок по русскому языку на тему:Повторение и обобщение знаний о предложении. Загадочное предложение о «глокой куздре» (3 класс, русский язык)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
28.10.2018
Открытый урок по русскому языку  на тему:Повторение и обобщение знаний о предложении. Загадочное предложение о «глокой   куздре»  (3 класс, русский язык)
Тема: Загадочное предложение о «глокой куздре» Цели: Повторение и обобщение знаний о предложении. Задачи: • Обобщить и систематизировать знания об изученных частях речи; • Развивать умения у учащихся обнаруживать орфограммы и определять их разновидность; • Учиться определять грамматическую структуру на модели предложения; • воспитывать любознательность, чувство любви к родному языку, интерес к учению, желание и умение учиться, аккуратность при работе, воспитывать навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей. Формирование УУД: Личностные: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, формирование понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности, формирование способности к самооценке. Регулятивные: формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке, ученик учится принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: уметь ориентироваться в учебном материале, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: ученик учится строить речевое высказывание, вопрос в устной форме, учится учитывать разные мнения, учится договариваться с одноклассниками. Оборудование урока: учебник русского языка 3 класс «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко; тетрадь-задачник 3 часть; компьютер. Ход урока: 1. Минутка чистописания. -Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Проверяя ваши тетради, заметила, что у нас остается проблема написания нижнего соединения с овалом. И сегодня на минутке чистописания предлагаю прописать слог – ло Кто желает пойти к доске и показать правильное соединение буквы л с буквой о? (2 ученика) Ло ло Именно такое соединение будет развивать у вас скоропись. По образцу повторите в тетради три раза. Эти сочетания часто будут встречаться на уроке, помните о его написании. 2. Мотивация к учебной деятельности. - Сегодня на уроке русского языка предлагаю быть не просто учениками, а исследователями. - Кто такие исследователи? ( Люди, которые занимаются научными исследованиями). Исследование – научное изучение чего или кого- либо. 3. Формулирование задачи урока учащимися - Прочитайте тему урока: Загадочное предложение о «глокой куздре» Нам предлагают загадочное предложение о «глокой куздре». Попробуйте предположить, что мы будем сегодня подвергать исследованию? Какие задачи поставим на уроке, исходя из темы: 1) Разгадать загадку о глокой куздре. 2) Вспомнить все о предложении. 3) Для чего предлагают данное предложение? 4. Работа по теме урока. - Один известный ученый Лев Владимирович Щерба придумал предложение, которое сначала удивляет, а потом становится понятным. Откройте ТПО на стр. 35 упр.543 Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка . Запишите это предложение в тетрадь. - Что эта фраза означает? А почему не понимаете? И это неправда. Вы все отлично понимаете. Очень легко доказать, что понимаете! - Про кого тут говорится? Да, правильно. Про Куздру. - Совершенно верно! А какая часть речи? А падеж, род? А как же вы все узнали, если говорите, что ничего не понимаете? По-видимому, вам многое понятно! Можете мне ответить, а какие действия названы в предложении? Куздра (что сделала?) будланула и (что делает?) кудрячит. Поставьте над ними + И штеко притом будланула. - Какие ещё есть действующие лица? (бокр и бокренок): - Что-нибудь о них можно предположить? ( Бокр – взрослый, большой, а бокрёнок – маленький суффикс уменьшительно- ласкательный ). Они однокоренные. - Выделите те части слов, которые помогают сделать это предположение. Какое слово является проверочным, а какое проверяемым? Приведи примеры настоящих слов, похожих по строению: ( тигр – тигренок, медведь – медвежонок, бобр – бобренок, слон – слоненок). - Давайте попробуем разобраться в этом предложении подробнее и выполним упр. 544 с.36 ТПО 1 задание. Читают дети (1 ученик у доски) Дайте характеристику предложения по цели, по интонации, по наличию второстепенных членов предложения. 2 - 3 задания самостоятельно а) Куздра – кто? предм., изменяется по падежам – имя существительное. б) Нач. форма – кто?- куздра в) Ж.р. г) В ед.ч., в им.п. а) Будланула – что сделала? действ. измен. по времени– гл. б) Нач. форма – что сделать? – будлануть. в) В прошедшем времени, ед. числа, жен. рода. а) Кудрячит – что делает? дейст. измен. по времени – гл. б) Нач. форма – что делать? – кудрячить) в) В наст. времени, ед. числа, 3 лица Вспомним минутке чистописания. Подчеркните данные сочетания букв в словах и проверьте правильность написания. Только ли эти сочетания можно подчеркнуть? Вернитесь и допишите еще два раза. 4 задание у доски. 1. Глокая – куздра какая? – призн. предм., изм. по пад., по род. – им. прил. 2. Нач. ф. – какой? – глокий. 3. – 4. В ед.ч, в ж.р., в им.п. 6 задание – все устно. 5 задание самостоятельно (2 человека у доски) куздра (какая?) – глокая будланула (кого?) – бокра будланула (как?) – штеко кудрячит (кого?) – бокренка Вывод: Вы знаете, что у слова есть значение, которое содержится в основе слова – ЛЕКСИЧЕСКОЕ, и значение, которое передаётся окончанием – ГРАММАТИЧЕСКОЕ. - Какое же значение есть у этого загадочного предложения, а какого нет? (Есть ГРАММАТИЧЕСКОЕ. Нет - ЛЕКСИЧЕСКОГО). Чтобы убедить нас в этом, что у слов есть не только значение основы, но и значение окончания, Лев Владимирович Щерба и придумал это удивительное предложение про глокую куздру. Ф и з к у л ь м и н у т к а 4. Закрепление. Что нужно сделать, чтобы слова этого предложения стали полностью понятными? (чтобы у слов появилось лексическое значение) Упражнение 546. Работать будете парами. - Выберите и выпишите только то предложение, которое по форме слов точно повторяет предложение о глокой куздре. - Из-за каких особенностей слов не подошли другие предложения? а) Проанализировать первое предложение: не годится из-за слов курицу – имя существительное женского рода имеет окончание - у, а нужно – мужской род с окончанием - а (бокра), нет однокоренных слов. б) Второе предложение тоже не подходит из-за рода слова подлежащего – нужно имя существительное женского рода (куздра), а служитель – мужской род. - Можно ли их поправить? 5. - Где находится грамматическое значение слова (в окончание)? Лексическое значение слова (в основе)? - Для чего это необходимо знать? ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Вывод: вернемся к учебным задачам: Загадочная фраза о непонятной глокой куздре помогает нам вспомнить морфологию и понять, что состав слова дает возможность определить, какой частью речи является слово. Перед вами фраза искусственно вымышленная Львом Щербой. Он сочинил несколько корней (штек, глок, куздр, будл и т.д.), но к выдуманным, ничьим корням он присоединил не вымышленные, а настоящие служебные части слова. Те, которые созданы русским языком – русские суффиксы и окончания. И они превратили искусственные корни в «макеты» слов. Предложение было придумано для того, чтобы показать наличие в синтаксических и морфологических единицах как формы, так и значения. Домашнее задание на выбор: 1. Нарисуйте рисунок к загадочному предложению о глокой куздре. 2. Придумайте свое загадочное предложение, у которого будет только его грамматическое значение. 3. Учебник стр.92-93, упр. 547 Наш урок я хочу закончить такими словами Что за строка? Что за слова? Не знает никто, Но перевести их можно раз сто. Ты рисуй, сочиняй, изучай, находи, И тебе с глокой куздрой всегда по пути!
урок 1 на город.docx
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3­М КЛАССЕ УМК «ГАРМОНИЯ» Елисеева Т.Н.   учитель начальных классов                        МБОУ «СОШ №7» Тема:  Загадочное предложение о «глокой   куздре» Цели:  Повторение и обобщение знаний о предложении. Задачи:  Обобщить и систематизировать знания об изученных частях речи;  Развивать умения у учащихся обнаруживать орфограммы и определять их разновидность;  Учиться определять грамматическую структуру на модели предложения;  воспитывать любознательность, чувство любви к родному языку, интерес к учению,  желание и умение учиться, аккуратность при работе, воспитывать навыки, необходимые  для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом  позиции других людей. Формирование УУД: Личностные: формирование устойчивой учебно­познавательной мотивации учения,  формирование понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности,  формирование способности к самооценке. Регулятивные: формирование умения определять и формулировать цель деятельности на уроке,  ученик учится принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии  с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль. Познавательные: уметь ориентироваться в учебном материале, осуществлять анализ объектов с  выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно­следственные  связи. Коммуникативные: ученик учится строить речевое высказывание, вопрос в устной форме,  учится учитывать разные мнения, учится договариваться с одноклассниками. Оборудование урока: учебник русского языка 3 класс «К тайнам нашего языка» М.С.  Соловейчик, Н.С. Кузьменко; тетрадь­задачник 3 часть; компьютер. Ход урока: 1. Минутка чистописания. ­Откройте тетради, запишите число, классная работа. ­ Проверяя ваши тетради, заметила, что у нас остается проблема написания нижнего  соединения с овалом.  И сегодня на минутке чистописания предлагаю прописать слог – ло Кто желает пойти к доске и показать правильное соединение буквы л с буквой о? (2  ученика) Ло ло Именно такое соединение будет развивать у вас скоропись. По образцу повторите в  тетради три раза. Эти сочетания часто будут встречаться на уроке, помните о его   написании. 2. Мотивация к учебной деятельности. ­ Сегодня на уроке русского языка  предлагаю быть не просто учениками, а исследователями.   ­ Кто такие исследователи?   ( Люди, которые занимаются научными исследованиями).      Исследование – научное изучение чего или кого­ либо. 3. Формулирование задачи урока учащимися ­ Прочитайте тему урока:   Загадочное предложение о «глокой куздре» Нам предлагают загадочное предложение о «глокой  куздре». Попробуйте предположить, что мы  будем сегодня подвергать исследованию? Какие задачи поставим на уроке, исходя из темы: 1) Разгадать загадку о глокой куздре. 2) Вспомнить  все о предложении. 3) Для чего предлагают данное предложение? 4. Работа по теме урока. ­ Один известный ученый Лев Владимирович Щерба придумал предложение, которое сначала  удивляет, а потом становится понятным.  Откройте ТПО на стр. 35 упр.543 Глокая  куздра  штеко  будланула  бокра и  кудрячит  бокренка . Запишите это предложение в  тетрадь. ­ Что эта фраза означает?  А почему не понимаете? И это неправда. Вы все отлично понимаете. Очень легко доказать, что понимаете! ­ Про кого тут говорится?  Да, правильно. Про Куздру. ­ Совершенно верно! А какая часть речи? А падеж, род? А как же вы все узнали, если говорите,  что ничего не понимаете? По­видимому, вам многое понятно! Можете мне ответить, а какие действия названы в предложении?  Куздра  (что сделала?)  будланула  и  (что делает?) кудрячит. Поставьте над ними +   И штеко притом будланула. ­ Какие ещё есть действующие лица? (бокр и бокренок): ­ Что­нибудь о них можно предположить? ( Бокр – взрослый, большой, а бокрёнок – маленький  суффикс уменьшительно­ ласкательный ). Они однокоренные. ­ Выделите те части слов, которые помогают сделать это предположение. Какое слово является  проверочным, а какое проверяемым? Приведи примеры настоящих слов, похожих по строению: ( тигр – тигренок, медведь – медвежонок, бобр – бобренок, слон – слоненок). ­ Давайте попробуем разобраться в этом предложении подробнее и  выполним упр. 544 с.36 ТПО 1 задание. Читают дети (1 ученик у доски)  Дайте характеристику предложения по цели, по интонации, по наличию второстепенных членов  предложения.  2 ­ 3 задания самостоятельно  а) Куздра – кто? предм., изменяется по падежам – имя существительное. б) Нач. форма – кто?­  куздра в) Ж.р. г) В ед.ч., в им.п. а) Будланула – что сделала? действ. измен. по времени– гл. б) Нач. форма – что сделать? – будлануть. в) В прошедшем времени, ед. числа, жен. рода. а) Кудрячит – что делает? дейст. измен. по времени – гл. б) Нач. форма – что делать? – кудрячить) в) В наст. времени, ед. числа, 3 лица Вспомним  минутке чистописания. Подчеркните данные сочетания букв в словах и проверьте  правильность написания. Только ли эти сочетания можно подчеркнуть? Вернитесь и допишите  еще два раза. 4 задание у доски.   1. Глокая – куздра  какая? – призн.  предм., изм. по пад., по род. – им. прил. 2. Нач. ф. – какой? – глокий.  – 3. 4. В ед.ч, в ж.р., в им.п. 6 задание – все устно. 5 задание самостоятельно (2 человека у доски) куздра (какая?) – глокая будланула (кого?) – бокра будланула (как?) – штеко кудрячит (кого?) – бокренка  Вывод: Вы знаете, что у слова есть значение, которое содержится в основе слова –  ЛЕКСИЧЕСКОЕ, и значение, которое передаётся окончанием – ГРАММАТИЧЕСКОЕ. ­ Какое же значение есть у этого загадочного предложения, а какого нет? (Есть  ГРАММАТИЧЕСКОЕ. Нет ­ ЛЕКСИЧЕСКОГО). Чтобы убедить нас в этом, что у слов есть не  только значение основы, но и значение окончания, Лев Владимирович Щерба и придумал это  удивительное предложение про глокую куздру. Ф и з к у л ь м и н у т к а 4. Закрепление. Что нужно сделать, чтобы слова этого предложения    стали полностью понятными? (чтобы  у слов появилось лексическое значение) Упражнение 546.  Работать будете парами. ­ Выберите и выпишите только то предложение, которое по форме слов точно повторяет  предложение о глокой  куздре. ­ Из­за каких особенностей слов не подошли другие предложения? а) Проанализировать первое предложение: не годится из­за слов курицу – имя  существительное женского рода имеет окончание ­ у, а нужно – мужской род с окончанием ­ а  (бокра), нет однокоренных слов.  б) Второе предложение тоже не подходит из­за рода слова подлежащего – нужно имя  существительное женского рода (куздра), а служитель – мужской род. ­ Можно ли их поправить? 5. ­ Где находится грамматическое значение слова (в окончание)? Лексическое значение  слова (в основе)? ­ Для чего это необходимо знать? ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Вывод: вернемся к учебным задачам: Загадочная фраза о непонятной глокой куздре помогает нам вспомнить морфологию и понять,  что состав слова дает возможность определить, какой частью речи является слово. Перед вами фраза искусственно вымышленная Львом Щербой. Он сочинил несколько корней  (штек, глок, куздр, будл и т.д.),  но к выдуманным, ничьим корням он присоединил не  вымышленные, а настоящие служебные части слова. Те, которые созданы русским языком –  русские суффиксы и окончания. И они превратили искусственные корни в «макеты» слов. Предложение было придумано для того, чтобы показать наличие в синтаксических и  морфологических единицах как формы, так и значения. Домашнее задание на выбор: 1. Нарисуйте рисунок к загадочному предложению о глокой  куздре. 2. Придумайте свое загадочное предложение, у которого будет только его грамматическое  значение. 3. Учебник стр.92­93, упр. 547 Наш урок я хочу закончить такими словами Что за строка? Что за слова? Не знает никто, Но перевести их можно раз сто. Ты рисуй, сочиняй, изучай, находи, И тебе с глокой   куздрой всегда по пути!

Открытый урок по русскому языку на тему:Повторение и обобщение знаний о предложении. Загадочное предложение о «глокой куздре» (3 класс, русский язык)

Открытый урок по русскому языку  на тему:Повторение и обобщение знаний о предложении. Загадочное предложение о «глокой   куздре»  (3 класс, русский язык)

Открытый урок по русскому языку на тему:Повторение и обобщение знаний о предложении. Загадочное предложение о «глокой куздре» (3 класс, русский язык)

Открытый урок по русскому языку  на тему:Повторение и обобщение знаний о предложении. Загадочное предложение о «глокой   куздре»  (3 класс, русский язык)

Открытый урок по русскому языку на тему:Повторение и обобщение знаний о предложении. Загадочное предложение о «глокой куздре» (3 класс, русский язык)

Открытый урок по русскому языку  на тему:Повторение и обобщение знаний о предложении. Загадочное предложение о «глокой   куздре»  (3 класс, русский язык)

Открытый урок по русскому языку на тему:Повторение и обобщение знаний о предложении. Загадочное предложение о «глокой куздре» (3 класс, русский язык)

Открытый урок по русскому языку  на тему:Повторение и обобщение знаний о предложении. Загадочное предложение о «глокой   куздре»  (3 класс, русский язык)

Открытый урок по русскому языку на тему:Повторение и обобщение знаний о предложении. Загадочное предложение о «глокой куздре» (3 класс, русский язык)

Открытый урок по русскому языку  на тему:Повторение и обобщение знаний о предложении. Загадочное предложение о «глокой   куздре»  (3 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2018