Открытый урок по русскому языку "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью" (4 класс)
Оценка 5

Открытый урок по русскому языку "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью" (4 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
11.07.2018
Открытый урок по русскому языку "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью" (4 класс)
Урок по теме "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью" по своему типу является уроком изучения нового. Это первый урок в разделе: "Предложения с прямой речью". Тема урока соответствует программе по русскому языку (автор Р.Н. Бунеев, Образовательная система "Школа 2100" и календарно-тематическому планированию.Урок по теме "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью" по своему типу является уроком изучения нового. Это первый урок в разделе: "Предложения с прямой речью". Тема урока соответствует программе по русскому языку (автор Р.Н. Бунеев, Образовательная система "Школа 2100" и календарно-тематическому планированию.
ОТКРЫТЫЙ УРОУ Конспект урока по русскому языку.docx
Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 145 Калининского района Санкт­Петербурга Направление – начальная школа Урок русского языка Тема: «Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью» 4 класс, УМК «Школа 2100» Разработала учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 145 Калининского района Санкт­Петербурга Козина Елена Геннадьевна 18.10.2016 год Пояснительная записка Урок по теме «Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с  прямой речью» по своему типу является уроком  изучения нового. Это первый урок в разделе: «Предложения с прямой речью». Тема урока соответствует   программе по  русскому языку (Автор  Р.Н.Бунеев Образовательная система  «Школа 2100»)    и календарно­тематическому планированию. Данная методическая разработка  позволяет организовать изучение нового   материала в соответствии с особенностями развития познавательных функций и психологических особенностей четвероклассников. В разработке урока, я  использовала  частично­поисковый метод: метод  проблемного изложения материала. На основе анализа языкового материала  дети сами формулируют проблему урока. С помощью подводящего диалога  организую поиск решения проблемы. Выражение решения оформляют в виде  опорного сигнала. Это активизирует внимание.      Основными формами организации  учебной деятельности является  фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы, работа в парах.  Активное включение детей в учебный процесс происходит за счет  использование игры.  На этапе подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний  проводится работа по развитию устной учебно­научной речи, используя план  для ответа. При проведении данного урока  используется презентация.  Что предполагает  поддержание на уроке ситуации учебной игры. Такой вариант организации  урока позволяет   создать условия для повторения, изучения и закрепления   предусмотренных программой знаний, умений и навыков по данной теме.        Для снятия утомляемости  глаз спланирована музыкальная физминутка,  которая содержит упражнения для улучшения мозгового кровообращения.  В уроке также заложен принцип психологической комфортности, который  помог учащимся стать активными, проявить творческие способности.  Воспитательный момент урока – акцент на нравственные качества доброту,  дружбу. Тема:  «Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью». Цель:  развитие   умений   отличать   предложения   с   прямой   речью   от   других предложений,   наблюдать   за   расстановкой   знаков   препинания   в   таких предложениях;   художественном тексте. Задачи: Знакомство со структурой предложения с прямой речи. •Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения. •Развитие учебно­познавательной компетенции – самоконтроля и самооценки. • Воспитание культуры учебной деятельности.   наблюдение   за   использованием   предложений   с   прямой   речью   в   Планируемые результаты образования: Предметные: научатся составлять предложения с прямой речью. Оформлять их на  письме, получат возможность научиться выбирать языковые средства в  соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения  коммуникативной задачи. Метапредметные   (критерии   сформированности   оценки   компонентов универсальных учебных действий – УУД): Личностные формирую мотивацию к целенаправленной деятельности, способность к  самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.  Регулятивные уметь определять и формировать цель на уроке, уметь высказывать свое  предположение на основе работы, оценивать учебные действия. Коммуникативные уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь  других, работать в паре, группе, формировать собственное мнение. Познавательные уметь ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на  вопросы, используя учебник, информацию. Оборудование:  проектор, экран, презентация Microsoft Office Power Point, памятки,  карточки для работы в парах, карточки для индивидуальной работы. Учебник: Русский язык 4 класс. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – М.:  Баласс,2013 г. Тип урока: урок усвоения новых знаний  Место в учебном плане: первый урок по данной теме. П – повышенный уровень М – максимальный уровень Этапы урока Ход урока I.Орг. момент ΙI. Актуализация  знаний.  Психологический настрой учащихся. Здравствуйте, ребята! Возьмите в руки солнышко Добра и хорошего настроения. Посмотрите, как оно вам улыбается Улыбнитесь и вы ему! Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе на правую ладонь. Прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительная энергия, добро. Мысленно поместите добро и хорошее настроение этого солнышка в своё сердце Чувствуете, у вас появляются новые силы, энергия?! Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствуете, и чтобы такое же чувство осталось у вас до конца урока. Внимательно слушайте, активно работайте! Итак, мы начинаем урок русского языка. – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». Словарная работа. 1. – Прочитайте слова, определите часть речи. Сочинять, решать, выражать, стараться. – Образуйте от них имена существительные.  П – Образуйте от них новые слова с помощью суффикса ­ени(j)­,  ­ани(j)­.  (Сочинение, решение, выражение, старание.) – Запишите слова, подчеркните букву гласного, написание  которой надо запомнить. 2. – В каких значениях может употребляться слово  решение? Прочитайте примеры­подсказки. а) Трудно было прийти к окончательному решению (итогу). б) Наконец­то зачитали решение суда (постановление). в) Многие ребята в классе правильно оформили решение задачи. г) Решение исполнить эту песню было неожиданным и  для самого артиста (осуществление замысла). – Составьте и запишите предложение со словом решение.   Введение в раздел. – Откройте учебник на с. 82, прочитайте название раздела. – Кто уже знает, что такое прямая речь? (Если кто­то знает, то  может прозвучать вопрос: что же это такое?) Сегодня на уроке  проверим, так ли это. Если нет ответа, тогда вопрос к классу:  что же сегодня на уроке мы будем «открывать»? А эпиграфом нашего урока сегодня будут слова древнеримского  Писателя Петрония. Давайте их прочитаем.  Проблемная ситуация. 1. – Давайте понаблюдаем за предложением из сказки А.С.  Пушкина «Сказка о царе Салтане…»? Дети читают. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» ­ Что необычного в этом предложении?  – Какое предложение точно, дословно передаёт слова рыбки?  Такие точно, дословно переданные слова и называются прямой  речью. 2. Работа в группах. – Попробуйте сформулировать основной вопрос урока. (Как  найти прямую речь в предложении? В каких предложениях она  встречается?) Диалог обсуждается в группах, после чего ученики  формулируют вторую проблему урока: как оформляется  прямая речь на письме? – Получается  план нашего урока.  Дети вместе с учителем составляют план. – Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока.  Составляли план.) Индивидуальная  карточка III.  Формулирование  проблемы.  Слайд 1. Слайд 2. Слайд 3. Слайд 4. III. Открытие  новых знаний. Слайды 5­6 Слайд 7 Слайд 8 Слайд 9. 1. Нахождение прямой речи и слов автора. а) Работа с предложениями на слайдах 5­6. Составление схемы предложений. б) Наблюдение по учебнику (упр. 83). – Кто автор этих стихотворных отрывков? – Определите по рисункам на пазлах, из каких сказок здесь строки. – Прочитайте первый отрывок. Кому принадлежат выделенные слова? Откуда это известно? (Затем дети читают остальные отрывки и  отвечают на эти же вопросы.) б) Чтение определения.  Прямая речь – это передача чужой речи дословно, без изменения – Прочитайте в предложениях только прямую речь. – Почему эта речь получила такое название? – Что ещё есть в предложениях с прямой речью? (Часть, в которой назван тот, кто говорит, автор этой прямой речи.) Учитель сообщает, что такие слова называются словами  автора. – Сделайте общий вывод: из чего состоят предложения с прямой  речью? (Из слов автора и прямой речи.) в) Работа над определением. – Прочитайте определение в рамке (с. 84). – Назовите ключевые слова. – Какие сокращения вводятся для них? [Буквы  А  (слова автора) и   речь).] – Задайте вопрос к каждой части. – В какой из них содержится ответ на вопрос: что такое прямая речь? Что такое слова автора? (Во второй части.) 2. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью. а) – Понаблюдаем, как оформляются на письме предложения с  прямой речью. Слайд 10 IV. Развитие  умений. Слайд 11 Работа в группах. Слайды 12­16 – Как выделена прямая речь в отрывках из упр. 83? (Жирный  шрифт, кавычки.) – Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки? (Чтобы легко было узнать говорящего, определить границы  прямой речи.) – Какой ещё знак «сигнализирует», предупреждает: дальше  будет прямая речь? (Двоеточие.) б) Сравните свой вывод с авторским (в рамке в учебнике на с. 85). – О чём ещё, не отмеченном вами, здесь говорится? (О знаках в конце прямой речи.) –   Как   вы   думаете,   от   чего   зависит   выбор   знака   –   точка,   вопросительный, восклицательный, высказывания, интонации.) – Обратите внимание! Где стоят эти знаки? Все ли  занимают одинаковое положение? (Нет, точка стоит после  последних кавычек, а все остальные знаки перед кавычками.)   многоточие?   (От   содержания   прямой   речи, Вывод: Как на письме оформляется предложение с прямой  речью? 1. Работа в группе по карточкам. Прочитайте предложение, найдите в нём слова автора и прямую  речь. Спишите, расставляя правильно знаки препинания 2. Проверка. Самооценка. Задание № 1, тема 4 в рабочей тетради. 3.Самостоятельная работа – расставить недостающие  знаки препинания. Самооценка. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования  алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сегодня делали? Какие умения развивали? V. Итог урока. 1.Выделение главной мысли урока – Прочитайте ключевые слова урока.  Чужая речь Слова автора Прямая речь Однородные члены Дословно Все ли они соответствуют теме урока? – Вернемся к задачам урока. 1. Что такое прямая речь? VI. Рефлексия 2. Как отличить от других предложений предложение с прямой речью? 3.Как оформить на письме предложение с прямой речью? Молодцы ребята! 2.Рефлексия. (цель: оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения,  если они есть, как направление будущей работы). – А теперь, с помощью сигнальных карточек, покажите, как вы поняли  тему урока. • Зеленая карточка – очень хорошо понял(а). • Желтая – не совсем понял(а). • Красная – совсем не понял(а).         На этом наш урок закончен, закройте тетради, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Ведь улыбка имеет эффект зеркала! Улыбнись… и ты увидишь улыбку! Найти высказывания известных людей о русском языке и записать в виде  прямой речи. VII.Домашнее  задание.

Открытый урок по русскому языку "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью" (4 класс)

Открытый урок по русскому языку "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью" (4 класс)

Открытый урок по русскому языку "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью" (4 класс)

Открытый урок по русскому языку "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью" (4 класс)

Открытый урок по русскому языку "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью" (4 класс)

Открытый урок по русскому языку "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью" (4 класс)

Открытый урок по русскому языку "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью" (4 класс)

Открытый урок по русскому языку "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью" (4 класс)

Открытый урок по русскому языку "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью" (4 класс)

Открытый урок по русскому языку "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью" (4 класс)

Открытый урок по русскому языку "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью" (4 класс)

Открытый урок по русскому языку "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью" (4 класс)

Открытый урок по русскому языку "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью" (4 класс)

Открытый урок по русскому языку "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью" (4 класс)

Открытый урок по русскому языку "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью" (4 класс)

Открытый урок по русскому языку "Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2018