Открытый урок по русскому языку тема:«Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью». 4 класс УМК "Школа 2100"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
27.03.2017
Пояснительная записка
Урок по теме «Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью» по своему типу является уроком изучения нового. Это первый урок в разделе: «Предложения с прямой речью». Тема урока соответствует программе по русскому языку (Автор Р.Н.Бунеев Образовательная система «Школа 2100») и календарно-тематическому планированию.
Данная методическая разработка позволяет организовать изучение нового материала в соответствии с особенностями развития познавательных функций и психологических особенностей четвероклассников.
В разработке урока, я использовала частично-поисковый метод: метод проблемного изложения материала. На основе анализа языкового материала дети сами формулируют проблему урока. С помощью подводящего диалога организую поиск решения проблемы.
Основными формами организации учебной деятельности является фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы. Активное включение детей в учебный процесс происходит за счет использование игры.
На этапе подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний проводится работа по развитию устной учебно-научной речи, используя план для ответа.
При проведении данного урока используетсяпрезентация. Что предполагает поддержание на уроке ситуации учебной игры. Такой вариант организации урока позволяет создать условия для повторения, изучения и закрепления предусмотренных программой знаний, умений и навыков по данной теме. Для снятия утомляемости глаз спланирована музыкальная физминутка, которая содержит упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
В уроке также заложен принцип психологической комфортности, который помог учащимся стать активными, проявить творческие способности. Воспитательный момент урока – акцент на нравственные качества доброту, дружбу.
ОТКРЫТЫЙ УРОУ Конспект урока по русскому языку.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 145
Калининского района СанктПетербурга
Направление – начальная школа
Урок русского языка
Тема: «Понятие о прямой речи.
Из чего состоит предложение с прямой речью»
4 класс, УМК «Школа 2100»
Разработала
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 145
Калининского района
СанктПетербурга
Козина Елена Геннадьевна 18.10.2016 год
Пояснительная записка
Урок по теме «Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с
прямой речью» по своему типу является уроком изучения нового. Это первый
урок в разделе: «Предложения с прямой речью». Тема урока соответствует
программе по русскому языку (Автор Р.Н.Бунеев Образовательная система
«Школа 2100») и календарнотематическому планированию.
Данная методическая разработка позволяет организовать изучение нового
материала в соответствии с особенностями развития познавательных функций
и психологических особенностей четвероклассников.
В разработке урока, я использовала частичнопоисковый метод: метод
проблемного изложения материала. На основе анализа языкового материала
дети сами формулируют проблему урока. С помощью подводящего диалога
организую поиск решения проблемы.
Основными формами организации учебной деятельности является
фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы. Активное
включение детей в учебный процесс происходит за счет использование игры.
На этапе подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
проводится работа по развитию устной учебнонаучной речи, используя план
для ответа.
При проведении данного урока используетсяпрезентация. Что предполагает
поддержание на уроке ситуации учебной игры. Такой вариант организации
урока позволяет создать условия для повторения, изучения и закрепления
предусмотренных программой знаний, умений и навыков по данной теме.
Для снятия утомляемости глаз спланирована музыкальная физминутка,
которая содержит упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
В уроке также заложен принцип психологической комфортности, который
помог учащимся стать активными, проявить творческие способности.
Воспитательный момент урока – акцент на нравственные качества доброту,
дружбу. Тема:«Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой
речью».
Цель: развитие умений отличать предложения с прямой речью отдругих
предложений, наблюдать за расстановкой знаков препинанияв таких
предложениях;
художественном тексте.
Задачи:Знакомство со структурой предложения с прямой речи.
•Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
•Развитие учебнопознавательной компетенции – самоконтроля и самооценки.
• Воспитание культуры учебной деятельности.
наблюдение за использованием предложений с прямой речьюв
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся составлять предложения с прямой речью. Оформлять их на
письме, получат возможность научиться выбирать языковые средства в
соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения
коммуникативной задачи.
Метапредметные
(критерии сформированности оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Личностные формирую мотивацию к целенаправленной деятельности, способность к
самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные уметь определять и формировать цель на уроке, уметь высказывать свое
предположение на основе работы, оценивать учебные действия.
Коммуникативные уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь
других, работать в группе, формировать собственное мнение.
Познавательные уметь ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на
вопросы, используя учебник, информацию.
Оборудование: проектор, экран, презентация MicrosoftOfficePowerPoint, памятки,
карточки для работы в группах, карточки для индивидуальной работы.
Учебник: Русский язык 4 класс. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – М.:
Баласс,2015 г.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Место в учебном плане: первый урок по данной теме.
Этапы урока
Ход урока
I.Орг. момент
Психологический настрой учащихся. Здравствуйте, ребята! Возьмите в руки солнышко Добра
И хорошего настроения. Посмотрите, как оно вам улыбается
Улыбнитесь и вы ему! Положите этот маленький
Кусочек хорошего настроения себе на правую ладонь.
Прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас:
Ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит
Удивительная энергия, добро. Мысленно поместите
Добро и хорошее настроение этого солнышка в своё сердце
Чувствуете, у вас появляются новые силы, энергия?!
Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствуете,
И чтобы такое же чувство осталось у вас до конца урока.
Внимательно слушайте, активно работайте!
Итак, мы начинаем урок русского языка.
Зачитывается памятка работы в группе
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
Детям напоминаются правила работы в группе. (приложение 1)
Словарная работа.
1.–Прочитайте слова, определите часть речи.
Сочинять, решать, выражать, стараться.
– Образуйте от них имена существительные.
–Образуйте от них новые слова с помощью суффикса ени(j),
ани(j).
(Сочинение, решение, выражение, старание.)
– Запишите слова, подчеркните букву гласного, написание
которой надо запомнить.
2. –В каких значениях может употребляться слово
решение? Прочитайте примерыподсказки.
а) Трудно было прийти к окончательному решению (итогу).
б) Наконецто зачитали решение суда (постановление).
в) Многие ребята в классе правильно оформили решение задачи.
г) Решение исполнить эту песню было неожиданным и
ΙI. Актуализация
знаний. III.
Формулирование
проблемы.
Слайд 1.
Слайд 2.
Слайд 3.
Слайд 4.
IV.Открытие
новых знаний.
Слайды 56
Слайд 7
для самого артиста (осуществление замысла).
– Составьте и запишите предложение со словом решение.
Введение в раздел.
– Откройте учебник на с. 82, прочитайте название раздела.
– Кто уже знает, что такое прямая речь? (Если ктото знает, то
может прозвучать вопрос: что же это такое?) Сегодня на уроке
проверим, так ли это. Если нет ответа, тогда вопрос к классу:
что же сегодня на уроке мы будем «открывать»?
А эпиграфом нашего урока сегодня будут слова древнеримского
Писателя Петрония. Давайте их прочитаем.
Проблемная ситуация.
1. – Давайте понаблюдаем за предложением из сказки А.С.
Пушкина «Сказка о золотой рыбке».
Дети читают.
Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»
Что необычного в этом предложении?
– Какое предложение точно, дословно передаёт слова рыбки?
Такие точно, дословно переданные слова и называются прямой
речью.
2. Работа в группах. (карточка работы в группе. Приложение 2)
Попробуйте сформулировать основной вопрос урока. (Как
найти прямую речь в предложении? В каких предложениях она
встречается?)
Диалог обсуждается в группах, после чего ученики
формулируютвторую проблему урока: как оформляется
прямая речь на письме?
–Получается план нашего урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока.
Составляли план.)
1. Нахождение прямой речи и слов автора.
а) Работа с предложениями на слайдах 56.
Составление схемы предложений.
б) Наблюдение по учебнику (упр. 83).
– Кто автор этих стихотворных отрывков?
– Определите по рисункам на пазлах, из каких сказок здесь строки.
– Прочитайте первый отрывок. Кому принадлежат выделенные слова? Откуда Слайд 8
Слайд 9.
Слайд 10
это известно? (Затем дети читают остальные отрывки и
отвечают на эти же вопросы.)
б) Чтение определения.
Прямая речь – это передача чужой речи дословно, без изменения
– Прочитайте в предложениях только прямую речь.
– Почему эта речь получила такое название?
– Что ещё есть в предложениях с прямой речью? (Часть, в которой назван тот,
кто говорит, автор этой прямой речи.)
Учитель сообщает, что такие слова называются словами
автора.
– Сделайте общий вывод: из чего состоят предложения с прямой
речью? (Из слов автора и прямой речи.)
в) Работа над определением.
– Прочитайте определение в рамке (с. 84).
– Назовите ключевые слова.
– Какие сокращения вводятся для них? [Буквы А (слова автора) и
речь).]
– Задайте вопрос к каждой части.
– В какой из них содержится ответ на вопрос: что такое прямая речь? Что такое
слова автора? (Во второй части.)
2. Пунктуационное оформление предложений с прямой речью.
а) –Понаблюдаем, как оформляются на письме предложения с
прямой речью.
– Как выделена прямая речь в отрывках из упр. 83? (Жирный
шрифт, кавычки.)
– Как вы думаете, почему прямая речь заключается в кавычки?
(Чтобы легко было узнать говорящего, определить границы
прямой речи.)
– Какой ещё знак «сигнализирует», предупреждает: дальше
будет прямая речь? (Двоеточие.)
б) Сравните свой вывод с авторским (в рамке в учебнике на с. 85).
– О чём ещё, не отмеченном вами, здесь говорится? (О знаках в конце прямой
речи.)
– Как вы думаете, от чего зависит выбор знака – точка, вопросительный,
восклицательный,
высказывания, интонации.)
– Обратите внимание! Где стоят эти знаки? Все ли
занимают одинаковое положение? (Нет, точка стоит после
последних кавычек, а все остальные знаки перед кавычками.)
многоточие? (От содержания прямой речи, V. Развитие
умений.
Слайд 11
Работа в группах.
Слайды 1216
Вывод:
Как на письме оформляется предложение с прямой
речью?
1. Работа в группе по карточкам.
Прочитайте предложение, найдите в нём слова автора и прямую
речь. Спишите, расставляя правильно знаки препинания
2. Проверка. Самооценка.
Задание № 1, тема 4 в рабочей тетради.
3.Самостоятельная работа – расставить недостающие
знаки препинания.
Самооценка.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования
алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
–Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?
1.Выделение главной мысли урок
f
VI. Итог урока.
– Вернемся к задачам урока.
1. Что такое прямая речь?
2. Как отличить от других предложений предложение с прямой речью?
3.Как оформить на письме предложение с прямой речью?
Молодцы ребята!
VII. Рефлексия
2.Рефлексия.
(цель: оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения,
если они есть, как направление будущей работы). VIII.Домашнее
задание.
На этом наш урок закончен, закройте тетради, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Ведь
улыбка имеет эффект зеркала! Улыбнись… и ты увидишь улыбку!
Найти высказывания известных людей о русском языке и записать в виде
прямой речи.
Приложение 1.
ПАМЯТКА «Как работать в группе»
Команда – это значит вместе,
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого.
Команда нас объединяет
Не испугаемся преград,
Здесь каждый свое дело знает,
Работает на результат.
А если возникают споры,
Они решаются тотчас,
И никакие разговоры
Не отвлекут от дела нас.
В своей команде нам уютно Мы оказались в ней не вдруг,
Когда кому-то станет трудно,
Свое плечо подставит друг.
Девиз сегодняшнего урока:
«Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»
Запомни и соблюдай простые правила:
1. Уважай своего товарища.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен – предлагай!
Для работы в группе придумайте условные знаки.
– прошу тишины,
– спасите,
– запутались,
– просим помощи,
– эврика.
Приложение 2.
Работа в группах.
1. Попробуйте сформулировать основные вопросы урока.
а)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
б)_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
в)_________________________________________________________________
__________________________________________________________________ Приложение 3.
Индивидуальная карточка учащегося 1. В каких значениях может употребляться слово решение?
Прочитайте примерыподсказки.
а) Трудно было прийти к окончательному решению (……………..).
б) Наконецто зачитали решение суда (…………………….).
в) Решение исполнить эту песню было неожиданным и
для самого артиста (……………………………………………..).
решение
.
– Составьте и запишите в тетради предложение со словом
2. Нахождение в предложении слов автора и прямую речь.
Составление схем предложений.
1) Приплыла к нему рыбка, спросила : «Чего тебе надобно, старче?»
__________________________________________
2) Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государынярыбка, еще
пуще бранит меня старуха!» __________________________________
3. Спишите, расставляя правильно знаки препинания.
1) Пришёл садовник в лес и говорит вот хорошее деревце.
2) Мы попросили лесника проводи нас, дедушка!
3) Спросил ветер у дуба в чём твой секрет?
4) Самооценка.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил за урок?
–Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Моя оценка за урок _______________
Мои впечатления об уроке. В следующий раз я постараюсь лучше _______________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Елена Геннадьевна всем ребятам сказала: «Спасибо за
работу!»
Открытый урок по русскому языку тема:«Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью». 4 класс УМК "Школа 2100"
Открытый урок по русскому языку тема:«Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью». 4 класс УМК "Школа 2100"
Открытый урок по русскому языку тема:«Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью». 4 класс УМК "Школа 2100"
Открытый урок по русскому языку тема:«Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью». 4 класс УМК "Школа 2100"
Открытый урок по русскому языку тема:«Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью». 4 класс УМК "Школа 2100"
Открытый урок по русскому языку тема:«Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью». 4 класс УМК "Школа 2100"
Открытый урок по русскому языку тема:«Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью». 4 класс УМК "Школа 2100"
Открытый урок по русскому языку тема:«Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью». 4 класс УМК "Школа 2100"
Открытый урок по русскому языку тема:«Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью». 4 класс УМК "Школа 2100"
Открытый урок по русскому языку тема:«Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью». 4 класс УМК "Школа 2100"
Открытый урок по русскому языку тема:«Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью». 4 класс УМК "Школа 2100"
Открытый урок по русскому языку тема:«Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью». 4 класс УМК "Школа 2100"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.