Открытый урок "Рождённая быть математиком". (математика 6 класс)
Оценка 5

Открытый урок "Рождённая быть математиком". (математика 6 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
doc
математика
6 кл
12.01.2017
Открытый урок "Рождённая быть математиком". (математика 6 класс)
Я чувствую, что предназначена служить истине – науке, и прокладывать новый путь женщинам, потому что это значит – служить справедливости. (С.Ковалевская) Цели: - Повторение изученного материала по теме: «Действия с рациональными числами», «Решение уравнений», «Числовые неравенства». - Знакомство с биографией С. В. Ковалевской. - Развитие познавательного интереса к предмету. Задачи: активизировать мышление, улучшать память, развивать самостоятельность, ответственность
Рождённая быть математиком.doc

Рождённая быть математиком.

                  ( математика 6 класс)

Позднякова О.А.

учитель математики

 

 

Я чувствую, что предназначена служить истине – науке, и прокладывать новый путь женщинам, потому что это значит – служить справедливости. (С.Ковалевская)

Цели:

- Повторение изученного материала по теме: «Действия с рациональными числами», «Решение уравнений», «Числовые неравенства».

- Знакомство с биографией С. В. Ковалевской.

- Развитие познавательного интереса к предмету.

Задачи: активизировать мышление, улучшать память, развивать самостоятельность, ответственность

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Сообщение целей и задач урока.

3. Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с биографией замечательной русской женщины-математика С.В.Ковалевской.

Ответим с вами на вопросы: В какой семье она родилась? Когда и как увлеклась наукой? Как к ней относились современники? Какие открытия совершила? Её жизнь – это увлекательная история о девушке, полюбившей свободу и математику, история о женщине, проложившей дорогу в науку женщинам России и Европы.

Выполнив задание вы узнаете год рождения С.В.Ковалевской и название имения в котором она родилась.

Задание выполняется устно (открываются карточки с числами)

На доске:      год                      число и месяц

                    -7,2+8,2                     4х-2-4х+17

                    -1,6•(-5)                       :

                    - 15,5-(-20,5)

                    0: (-6,1)                 (1850г. 15 января)

Выберите название имения, каждому из которых соответствует набор из единиц и нулей:

  1. Карелино-10101
  2. Ливаново-10110
  3. Палибино- 10111
  4. Марьино- 10011

Правильность выбора ответа проверьте. Определите, какие высказывания истинные, а какие ложные. Истинному поставьте в соответствие 1, ложному 0.

- Если а>в, то в<а.

- Если обе части неравенства умножить на одно и тоже число, то получим верное неравенство.

- Если а>в, а в>с, то а>с.

- Если а>в, то <.

- Если к обеим частям неравенства прибавить одно и тоже число, то знак неравенства не изменится.

Сообщение учащихся:

- С.В.Ковалевская родилась 15 января 1850 года в семье богатого помещика генерала – лейтенанта Василия Васильевича Корвин - Круковского. Мать Сони, Елизавета Фёдоровна, была внучкой петербургского академика, астронома Фёдора Ивановича и дочерью почётного академика Фёдора Фёдоровича Шуберта. Дед Софьи был крупным ученым и военным деятелем, известным своими работами по геодезии и изданием географических карт России.

-Родители мало интересовались её воспитанием. Значительное влияние на Софью оказал её дядя – Пётр Васильевич. Он не был математиком, но прочитал много математических книг и любил с увлечением рассказывать Софье о разных вопросах математики. Его увлечённость передалась и племяннице. Математика казалась ей таинственной наукой, открывающей свои тайны только посвящённым в неё людям.

Учитель:

-Первые уроки математики Соня и её старшая сестра Анна получили в семье. Для  воспитания и обучения сестёр был приглашён домашний учитель. Это был талантливый педагог. К своему труду он относился с увлечением, любил детей и к каждому из них находил особый подход.

А фамилию учителя Иосифа Игнатовича вы узнаете из таблицы, для этого вам надо выполнить следующее задание. Решите уравнение.

1 вариант                 2 вариант                    

2х-8=х+2                2,1х-10,5=0,1х+9,5

            3 вариант

 -2(0,6х+3)=0,8х-26

Малевич

Булевич

Рашевский

10

12

20

Сообщение учащихся:

-Иосиф Игнатович Малевич был убеждён в том, что обязанностью домашнего учителя является воспитание трудолюбия, развитие познавательных способностей детей. Он считал, что русский язык – важнейший из предметов, ибо занятие русским языком, развивает мышление и дар речи. Соня писала под диктовку учителя, излагая самостоятельно устно и письменно свои мысли, училась декламировать, читала произведения русских авторов, статьи критиков. До десяти с половиной лет Соня изучала арифметику. Впоследствии она считала, что именно изучение арифметики дало ей основу математических знаний. С первых уроков Малевич увидел в Соне очень внимательную, исполнительную и трудолюбивую ученицу.

Учитель:

-Весьма любопытно произошло первое знакомство Сони с высшей математикой. Случилось так, что стены в детской комнате в имении отца были оклеены лекциями по математическому анализу знаменитого математика. Как пишет Ковалевская, «от долгого ежедневного созерцания внешний вид многих из формул так и врезался в моей памяти». Через много лет преподаватель по математическому анализу удивлялся: «Как скоро она усвоила понятия предела и производной, точно она наперёд их знала».

Следующие задание поможет узнать нам фамилию знаменитого русского учёного – математика, у которого Софья Ковалевская слушала лекции по математическому анализу.

 Найдите Х+У

2,3<Х<7,8     5,2<У<10,5

Бунявский

Страннолюбский

Остроградский

5,7<Х+У<18,3

7,5<Х+У<17,13

7,5<Х+У<18,3

Сообщение учащихся: Михаил Васильевич Остроградский родился в семье помещика. Собирался сделать военную карьеру, но неожиданно обнаружил математические способности и стал учёным – математиком. Родоначальник русской геометрии, талантливый педагог.

Учитель:

-Софья решил всерьез заняться математикой, но в то время женщины не имели права учиться в университетах России. Высшее образование она могла получить только за границей. Софья Васильевна выходит замуж за молодого учёного – биолога В.О. Ковалевского и выезжает в Германию. В те годы женщин не допускали в университет, особенно на математический факультет. Но она настолько была настойчива и целеустремлённа, что добилась того, чтобы один из крупнейших математиков 19-го столетия проэкзаменовал её на право быть его учеником.

Выполнив задание, вы узнаете фамилию этого ученого. Но задание не простое, вам нужно поработать группой (по 4 человека). У вас у каждого только 3 заданий, а букв в фамилии 12. Выполнив верно задание, по таблице найдёте букву и прочитаете фамилию.

    1 вариант                                       3 вариант

1. х-5=3х-6               в        1. 5х-2,6=2х- 10,4       т

2. 0,4у- 5= - 0,1у      е        2. 8,2а-1,6=14,8           р

3. 2а+4=5,1+1,9а     й       3. 6у+10,7= - 4,3+3у    а

    2 вариант                                       4 вариант

1. 2х-4,5=5,5            е              1. 3х+4=7              с

2. у+3= -6                 р             2. 4а- 16=0             с

3. х-1,2= - 8,2          ш            

 

10

-7

-2,6

11

-9

5

0,5

-5

1

2

4

е

ш

т

й

р

е

в

а

с

р

с

Сообщение учащихся:

-Карла Теодора Вильгельма Вейерштрасса современники называли « великим аналитиком с берегов Шпре». Профессор Берлинского университета, член Берлинской Академии наук. Вейерштрасс не верил в математические способности женщин и поэтому, чтобы освободиться от назойливой посетительницы, предложил ей для проверки знаний труднейшие задачи и пригласил её придти через неделю. Профессор был убежден в том, так как задание его вряд ли  будет выполнено. Каково же было его удивление, когда через неделю Софья Васильевна посетила кабинет ученого и сообщила, что задачи решены. Карл Вейерштрасс согласился давать способной ученице частные уроки. Он был доволен ученицей, говорил о её значительных математических успехах, его поражала быстрота и оригинальность математического мышления, называл её замечательной женщиной.

Учитель:

-Кончились для Софии недолгие ученические годы. Перед её отъездом на родину Вейерштрасс написал в Геттингенский университет прошение о присуждении С.В.Ковалевской докторской степени без защиты диссертации. И ей заочно была присуждена учёная степень доктора философии с «наивысшей похвалой».

В каком году Софье Васильевне была присуждена учёная степень доктора философии вы узнаете, решив следующую задачу.

В селе х жителей. Количество пенсионеров в селе составляет всех жителей села. Сколько жителей села не являются пенсионерами? Составьте выражение и найдите его значение, если х=2811. (в 1874году)

Сообщение учащихся:

-По приезде Софии в Палибино родные устроили в её честь бал с приглашением друзей, родных и близких. Свою речь по этому случаю Малевич И. И. закончил так: «Приветствую вас, Софья Васильевна, поставленную на высокий пьедестал градации учёных. Приветствую вас от имени отечества как первую русскую женщину, достигшую высшей учёной степени в одном из самых трудных отделов науки».

- Двадцати четырёх лет, «с докторским дипломом в кармане», С.В.Ковалевская приехала в Санкт - Петербург. По существующим в России законам женщина имела право преподавать только арифметику в младших классах гимназии. Личная и научная жизнь Ковалевской в этот период сложилась так, что ей пришлось отойти от занятий математикой. В это время началась её литературная деятельность: она начала писать стихи, романы, рассказы и статьи. К этому времени относится написание ею романа «Нигилистка». Сама Софья Васильевна писала, что она всю жизнь не могла решить, «к чему у неё было больше склонности – к математике или литературе». 

Учитель:

-В царской России для первой женщины – математика не нашлось университетской кафедры. Софья Васильевна вынуждена была принять предложение занять кафедру в одном из университетов за границей.

В каком университете она согласилась заведовать кафедрой и читать лекции вы узнаете, выполнив следующее задание.

Найдите пересечение неравенств : -4<х<5 и 0х11.

Берлинский

Стокгольмский

Парижский

Сообщение учащихся:

-Чтение лекций в Стокгольмском университете Ковалевская совмещала с научной работой о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки. Девизом для своей работы выбрала высказывание: «Говори, - что знаешь, делай,- что должна, будь – чему быть». Также она работала над вопросами теории гироскопа, необходимые для расчёта устойчивости корабля. Одна из работ относилась к астрономии, где рассматривался вопрос о кольцах Сатурна.

-С.В.Ковалевская стала знаменитостью. Однако всё чаще и чаще она стала думать и хлопотать о возвращении в Россию для научной работы в качестве члена Академии наук. О возвращении Софии в Россию хлопотали её друзья. Петербургская Академия наук, по настоянию П.Л.Чебышева, приняла специальное решение о присуждении женщинам академических знаний. Звание члена – корреспондента Академии наук не давало ей возможности вернуться в Россию. Французский математик Эрмит в связи с избранием Софьи Васильевны членом – корреспондентом выразил своё восхищение в письме к Чебышеву. Он писал: «Пользуюсь Вашей добротой и выражаю пожелание, чтобы Вы смогли вызвать к себе в Санкт – Петербургскую академию наук госпожу Ковалевскую, талант которой вызывает восхищение всех математиков и которая, обладая незаурядным литературным талантом, никогда не могла решить, посвятить себя чему – нибудь одному: математике или литературе».

Учитель:

-Софья Васильевна  Ковалевская умерла внезапно в Швеции, не испытав радости  возвращения на родину.

В каком году умерла Софья Васильевна, вы сможете узнать, решив данный пример:

(- 51:0,17 + :(- ))•(- 6) + 1

Учитель:

-С.В. Ковалевская, эта исключительная женщина, душой и сердцем принадлежала России, которую она беззаветно любила.

Пример Ковалевской С.В., первой русской женщины, посвятившей себя науке, подействовал на других женщин, которым Софья Васильевна очень помогла в их стремлении получить высшее образование и приносить пользу своему народу.

Вот и подошёл к концу наш урок, на котором вы узнали много интересного из жизни великой женщины – математика С.В.Ковалевской.

В заключение урока послушайте стихотворение Софьи Васильевны. И пусть это стихотворение сопровождает вас всю жизнь. Постарайтесь понять её напутствие.

Если ты в жизни, хотя на мгновенье

Истину в сердце своём ощутил,

Если луч света сквозь мрак и сомненье

Ярким сияньем твой путь озарил:

Чтобы в решении своём неизменном

Рок не назначил тебе впереди,

Память об этом мгновенье священном

Вечно храни, как святыню в груди.

Тучи сберутся громадой нестройной,

Небо покроется чёрною мглой,

С ясной решимостью, с верой спокойной,

Бурю ты встреть и померься с грозой.

(В этом стихотворении выражено стремление к познаниям, умение преодолевать все преграды, которые встречаются на пути.)

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

                           


Рождённая быть математиком. ( математика 6 класс)

Рождённая быть математиком. ( математика 6 класс)

Соня писала под диктовку учителя, излагая самостоятельно устно и письменно свои мысли, училась декламировать, читала произведения русских авторов, статьи критиков

Соня писала под диктовку учителя, излагая самостоятельно устно и письменно свои мысли, училась декламировать, читала произведения русских авторов, статьи критиков

Софья Васильевна, поставленную на высокий пьедестал градации учёных

Софья Васильевна, поставленную на высокий пьедестал градации учёных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017