Отрядное дело «Начни с себя»
Автор: педагог-организатор Авдонина Алена Сергеевна
Ежедневно сама природа напоминает нам, в сколь немногих, в сколь малых вещах она нуждается.
Цель: Содействие становлению самостоятельной, инициативной личности, способной брать на себя ответственность в принятии решений и их выполнении; развитие интереса к изучению экологии.
Задачи:
- Познакомиться с классификацией отходов и способами избавления от них;
- Сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов и личному участию в ее решении;
- Привлечь внимание всех членов местного сообщества к проблеме раздельного сбора отходов.
Предварительная подготовка: За ранее разбить участников на 2 группы, разноцветные контейнеры (ведерко с пометкой из цветной бумаги), рисунок пустого ведра на доске или ватмане, картинки с разными видами отходов (по возможности реальные предметы-бутылки пластиковые, стеклянны, металлические, бумага, старые книги, журналы и т.д.), карточки с названиями ненужных в доме предметов.
Ход мероприятия:
Педагог-организатор: Добрый
день, дорогие друзья! Все мы с вами знаем, что проблемы экологии вышли на первое место в ряду всех
человеческих
проблем и с каждым годом их весомость
увеличивается. Если первые космонавты любовались
из космоса красотой Земли, то современные наблюдают крайне непривлекательную картину: яркие краски поблекли, на
месте зеленых лесов гигантские
проплешины, над промышленными зонами смог. Когда-то живая планета все больше похожа на мертвую. Нашим детям и
внукам достанется уже другая планета -
загрязненная отходами, с токсичными реками и отравленным воздухом, с исчезнувшими животными и без ресурсов...
Хотим ли мы лишить своих детей?
Педагог – организатор: Вряд ли найдется сейчас человек, не понимающий необходимости природоохранной работы, необходимости сохранения природы для потомков. А для того, чтобы это сделать надо, в первую очередь, начать с себя, с уменьшения своего влияния на все живое. Наша планета накопила свой природный капитал за миллионы лет. Каждый год природа дарит нам новый урожай, и, если его разумно расходовать и брать у природы столько, сколько она может ежегодно возродить, ее дарами сможем пользоваться мы, наши дети, внуки и все будущие поколения Земли. Но, мы забираем у природы больше, чем она может восполнить, и ее богатств становится все меньше и меньше.
Педагог – организатор: К сожалению, говорить о проблемах экологии можно бесконечно. Слишком много неправильных поступков совершает человек, абсолютно каждый день. Но, к счастью, именно человек и может их же решить и если еще и постарается, то некоторые поступки можно выработать в привычку, тем самым, маленькое, на первый взгляд дело, для природы будет огромным.
И поэтому, я предлагаю вам разобраться, какие же ситуации бывают в нашей повседневной жизни и как мы можем их исправить.
Упражнение «Спаси, ты можешь».
Каждая команда получает по 5-6 конвертов с ситуацией. На конверте написана проблема, внутри конверта ответ. Участник сначала сам дает ответ, после проверяет правильный или дополняет его.
Ситуации:
1. Сменить лампочку. (Ответ: Если бы в каждом доме люди заменили свою обычную лампочку на флюоресцентную (люминесцентная), то это принесло бы такую же пользу, что и удаление с дорог около миллиона машин.)
2. Выключайте компьютер на ночь. (Ответ: Если бы вместо перевода компьютера в режим сна на ночь вы полностью его выключали, то это сохранило бы 40 ватт в час.)
3. Выключайте воду, при необходимости. (Ответ: Например, когда вы чистите зубы, можно выключить воду и тем самым сохранить до 20 литров воды в день.)
4. Не сушите одежду в стиральной машине. (Ответ: Лучше развесить белье на специальной сушилке или на улице. Так ваша одежда прослужит вам дольше, и, что самое главное вы сэкономите энергию. И поможете природе.)
5. Подгузники детям. (Ответ: В среднем родитель использует на ребенка до 8 тысяч подгузников. Это более 3 тысяч тонн отходов. Необходимо, внимательнее смотреть состав с безвредными материалами. Вы сделаете выбор, который повлияет на всю планету.)
6. По возможности, стирайте в более прохладной воде. (Ответ: Это сэкономит энергию, равную 100 тысячам баррелей нефти в день.)
7. Отправляйте стекло на переработку. (Ответ: Переработанное стекло уменьшает загрязнение воздуха на 20% и загрязнение воды на 50%. Не переработанному стеклу потребуется миллионы лет, чтобы разложиться.)
8. Отправляйте бумагу (газеты, книги, журналы и т.д.) на переработку. (Ответ: Это спасет более полумиллиона деревьев в неделю. В неделю!)
9. Экономьте подарочную бумагу. (Ответ: Проявите весь свой креатив. Используйте в качестве упаковки старые карты, собственные рисунки, ткань или даже газету. Все это безвредно для природы и будет цениться получателем гораздо больше.)
10. Старайтесь, не покупать воду в пластиковой бутылке. (Ответ: Около 90% этих бутылок до сих пор не переработаны. Вместо этого они сотни лет разлагаются в земле. Купите фильтры в дом. Это лучший выбор для природы, вашего кошелька и, возможно, вашего здоровья.)
11. Сократите «ванные» дни. (Ответ: Вместо этого просто принимайте душ. Ванна требует почти в два раза больше литров. Кроме того, вы сэкономите энергию, которая тратится на обогрев воды.)
12. Посадите дерево. (Ответ: Конечно, это уже стандартная задача для каждого мужчины, но еще и очень важная задача для сохранения природы.)
13. Выключайте свет. (Ответ: Делайте это каждый раз, когда выходите из комнаты дольше чем на 10 мин. Это сэкономит энергию, увеличит срок службы лампочки.)
14. Отправляйте на переработку свои старые телефоны. (Ответ: Ежегодно в мусорку выбрасывают сотни тысяч мобильников. Если их закопать, то токсичные вещества, которые в них содержаться, попадут в нашу среду. А найти службу по переработки сотовых телефонов сейчас не трудно.)
15. Пользуйтесь спичками вместо зажигалок. (Ответ: Закопанные в землю зажигалки также разлагаются очень долго и вредят нашей окружающей среде.)
16. Не используйте полиэтиленовые пакеты. (Ответ: Они практически не разлагаются со временем и попадают в океаны, где наносят огромный ущерб живущим там организмам. Лучше купить многоразовую сумку для покупок.)
Педагог- организатор: Большинство ситуаций, которые мы с вами разобрали связаны с отходами. Как раз об этом мы с вами сегодня и поговорим.
Педагог-организатор: Поэтому, предлагаю вам поиграть в игру «Что я выбросил сегодня…».
- Перед вами пустое мусорное ведро наша задача наполнить его тем, что вы сегодня выбросили. (Каждый участник называет по одному предмету). (Ведро нарисовано на ватмане и прикреплено к доске, каждый ответ учитель записывает на ведре)
- Хорошо, посмотрите теперь на наше мусорное ведро, оно у нас заполнилось полностью, все, что мы с вами выбрасываем - это бытовые отходы (одноразовые стаканчики, кожура от бананов и мандаринов, листочки, пакеты…) Сегодня в мусоропроводы и на свалки попадает большое количество (1,3 млрд. тонн) отходов в год.
- Как мы уже с вами сказали, что есть такое понятие как «разделение мусора», для чего это придумали, какой смысл в том, что будем разделять мусор? (ответы детей).
Педагог-организатор: - К сожалению, проблема неправильного выброса мусора, заключается не только, в том, что, мусор не перерабатывается, а в том, что первая попытка разделения мусора с извлечением из них полезных компонентов появилась в США аж в 1898 году. В России гораздо позднее, в XX веке. А активное использование в Санкт-Петербурге в 2011 году. Но человек, зная, как можно помочь природе, все равно допускает такие грубые ошибки.
- Разделение мусора делается в целях избегания смешения разных типов мусора и загрязнения окружающей среды. Данный процесс позволяет подарить отходам «вторую жизнь», в большинстве случаев благодаря вторичному его использованию и переработке. Разделение мусора помогает предотвратить разложение мусора, его гниение и горение на свалках. Следовательно, уменьшается вредное влияние на окружающую среду.
- На какие группы можно разделить мусор? (бумага, пластик, стекло и смешенный мусор.)
- Изначально, когда эта система начала набирать обороты, было только 2 бака. Синий и серый. Синий – для «сухого» и «чистого» мусора – это пластик, металл, стекло, бумага. Серый – для смешанных отходов или «грязного» мусора – пищевые, растительные отходы, средства личной гигиены и другие. В некоторых городах система двух баков так и осталась.
Сейчас же мы больше наблюдаем 4 бака – бумага, стекло, пластик, металлические отходы.
Педагог-организатор: И я предлагаю вам поиграть в игру «Куда выбросить?»
Каждой команде, в порядке очереди необходимо на время рассортировать отходы. Игра проходит в 2 уровня, подготовительный и усложненный.
Условия игры: Участники встают в колонну друг за другом, перед первым участником 5 контейнеров, берет один предмет из «отходов» кидает в предназначенный бак и встает в конец колонны, и так пока не закончится время. Время прохождения 1 минута.
*Подготовительный уровень – на контейнерах подсказка (картинка с тем отходом, который надо положить)
*Усложненный уровень – контейнеры с картинками отворачивают от участников, нужно распределить мусор по памяти.
Педагог-организатор: После того как мы выбросили мусор он идет на переработку.
Ваши предположения, как это происходит?
Переработка отходов — деятельность, заключающаяся в обращении с отходами с
целью их безопасного уничтожения или обеспечения повторного использования.
Из вторсырья производится целый ряд бумажной продукции, в первую очередь
картон, туалетная бумага, а также отдельные виды стройматериалов.
• Бутылки очищаются от постороннего мусора (крышки, этикетки), после чего
моются от грязи и остатков содержимого, сортируются по цвету, и дробятся.
• Собранные банки и бутылки превращают в стеклянный бой – так в производстве
называют размельченное упаковочное стекло. Стеклянный бой пропускают через
магнит, чтобы отделить оставшиеся металлические крышки от бутылок. Для
производства стекла используют кварцевый песок, соду и известняк, но одну треть
от общей массы можно заменить стеклянным боем, что экономит природное сырье и
энергию на производство.
То, что не проходит вторичную переработку отправляется на утилизацию, в
основном утилизируется мусор двумя способами:
• Захоронение
• сжигание
Помимо промышленной переработки люди самостоятельно «дарят» отходам вторую
жизнь в виде украшений и полезных приспособлений. Например, то чему учат детей
в школе на уроках технологии и в нашем Центре – поделки из бросового материала.
Педагог-организатор: И я предлагаю вам поиграть еще в одну игру «Вторая жизнь»
Работа рассчитана также по командам. Каждой команде дается список ненужных предметов. Задача команды к каждому предмету придумать, что можно из него сделать, что бы предмет вновь остался в нашем доме.
Оглашение результатов игры
Педагог-организатор: Наше занятие подошло к концу. А сейчас я попрошу каждого из вас поделиться своими
впечатлениями от занятия, для этого я предлагаю вам закончить одну из фраз.
- На занятии я узнал…
- Мне очень понравилось…
- После занятия я буду…
- Мне не понравилось…
- С сегодняшнего дня я…
Педагог-организатор: Всем спасибо за прекрасную работу и внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.