Оценочные процедуры в управлении качеством образования
Управление системой образования – это сложный и трудоёмкий процесс. Важно иметь достоверную информацию о результатах обучения.
Целью эффективного использования результатов оценочных процедур в управлении качеством образования – это достижения максимального влияния полученных результатов на повышение качества обучения, выявление отстающих учащихся в целях предоставления им необходимой помощи; оказание соответствующей организационно-методической поддержки неэффективно работающим учителям для обеспечения равных возможностей обучения всем учащимся.
Каждая образовательная организация имеет в настоящее время основную образовательную программу, которая и определяет для педагогического коллектива МОУ «Средняя школа № 49 г. Макеевки» главные ориентиры в достижении качества. Результаты оценочных процедур мы используем для решения задач, отражённых в основной образовательной программе школы, а также в целях повышения эффективности деятельности всего коллектива.
Внутренними процедурами оценки качества образования являются:
· Проверка классных журналов
· Проверка журналов факультативных занятий
· Проверка рабочих тетрадей
· Проверка контрольных тетрадей
· Проверка дневников учащихся
· Проверка календарно-тематического планирования
· Проверка выполнения графика контрольных работ
· Проверка выполнения практической части программы
· Посещение уроков
· Посещение факультативных занятий
· Посещение уроков учителей предметников
· Контроль ЗУН
· Педагогическая диагностика 1, 5, 10 класса.
· «Входной» контроль.
· Контроль по повторению материала в начале и в конце года.
· Промежуточная аттестация.
· Контроль усвоения основных тем программы.
· Контроль над развитием речи.
В настоящее время в школе работает сайт «Аналитическая деятельность», на котором учителя онлайн вносят всю необходимую информацию по итогам каждой четверти, года.
Примеры бланков отчётности
КЛАСС________________
На начало четверти в классе обучалось____________чел.
ПРЕДМЕТЫ |
5 |
4 |
3 |
2 |
Н/А |
% на 4 и 5 |
Русский язык |
|
|
|
|
|
|
Чтение |
|
|
|
|
|
|
……… |
|
|
|
|
|
|
Отличники: ________________________________________________________________________________________________
На «4» и «5»:
Неуспевающие ученики:
_____________________________________________________________________________
(указать предмет и причину неуспеваемости)
Неаттестованные ученики:
_____________________________________________________________________________
(указать предмет и причину)
ЧЕТВЕРТЬ______________
|
Теоре-тичес кая часть (число уроков) |
Практическая часть (число уроков) |
Осуществление контроля за ЗУН |
|||||||||||||||||
по плану |
фактически |
Экскурсии |
Практические работы |
Творческие работы |
Предметные уроки ( * ) |
Развитие речи |
Изложения. Сочинения. |
Внеклассное чтение |
Заучивание наизусть |
ТСО |
Диктанты |
Словарные диктанты |
Контрольные работы |
Проверочные работы |
Математические диктанты |
Тесты |
Контрольное списывание |
Техника чтения |
||
1 |
Русский язык
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
…….
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
( * ) - моделирование, наблюдения, опыты, демонстрации
РАСХОЖДЕНИЕ В ЧАСАХ:
(указать дни и причину)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В конце учебного года каждый педагог на этом же сайте заполняет отчётную таблицу «Методическая деятельность». В ней указывается тема самообразовательной деятельности учителя, методический продукт, созданный в течение года. Так же учитель фиксирует:
- какое количество открытых уроков и внеклассных мероприятий показано, кем были посещены;
-трансляцию своего передового педагогического опыта, уровень (школьный, городской, республиканский).
«Анализ работы классного руководителя» - это следующий блок отчётности учителя. Здесь указываются цели и задачи воспитательной работы, проводится анализ результативности проведенных классных и школьных воспитательных мероприятий, указываются проблемы, которые решены и те, над которыми классный коллектив продолжит работу в следующем учебном году.
Решению вопросов рационализации системы управления способствуют проводимые согласно плану внутришкольного контроля дни диагностики, регулирования и коррекции (ДРК). Дни ДРК всегда начинаются с инструктажа участников (тех, кто проводит и с кем проводят). Каждый участник-организатор составляет свою программу. Сроки проведения дней ДРК и обработки материалов определяются в планах школы, составляются диаграммы, таблицы. На их основе выявляются тенденции, которые учитываются в программе по регулированию и коррекции. Соответственно проводятся тренинги, семинары, собеседования, деловые игры. Результаты ДРК обсуждаются на различных уровнях внутришкольного управления в зависимости от цели и объёма микроисследований: на педагогических советах, консиллиумах, методических советах, заседаниях МО, совещаниях и т.д.
По результатам исследований составляются отчёты в виде схем, таблиц, диаграмм. При этом указываются выявленные противоречия, возможные причины противоречий, возможные пути их преодоления и целевые задачи на следующий отрезок времени (год, полугодие, четверть).
Способы
использования результатов многочисленны и разнообразны.
1. Решения относительно ученика.
- Здесь необходимо выяснить, на каком уровне освоена основная образовательная
программа (базовый, повышенный, высокий, ниже базового, критический). Принимаются
решения относительно продолжения обучения школьником на следующей ступени образования.
- Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов для школьников-участников
оценочной процедуры;
- Также готовятся педагогические рекомендации для индивидуальной поддержки учащегося
(какие имеются дефициты в необходимых для продолжения обучения знаниях и
навыках, и
каким образом их можно восполнить).
2. Решения относительно учителя.
- Полученные данные могут использоваться для аттестации педагога.
В этом случае результаты итоговой оценки учащихся должны служить одним из
критериев деятельности педагога, наряду с профессиональным портфолио,
самооценкой учителя, оценкой
администрацией школы, оценкой родителями, результатами методической работы, свидетельствами
о прохождении повышения квалификации, а также с учетом условий работы учителя (контингент
учащихся, степень подготовленности учеников и т.п.).
- Выработка плана профессионального развития и повышения квалификации с целью
преодоления профессиональных дефицитов, выявленных в ходе итоговой оценки
обучающихся, и повышения
качества обучения школьников.
3. Решения относительно школы. Администрация образовательной
организации:
- может учитывать результаты итоговой оценки в качестве одного из критериев
результативности работы школы при проведении самооценки общеобразовательного
учреждения.
- проектировать систему методической работы и повышения квалификации педагогов.
Результатом управленческой деятельности являются повышение процента качества
знаний. На конец 2018-2019 учебного года по школе качество знаний составляет
70%. Растёт количество учащихся, ставших победителями муниципальных и
республиканских олимпиад и творческих конкурсов. В республиканских предметных
олимпиадах ученики нашей школы завоевали 7 призовых мест.
Процедуры оценки действительно обеспечивают повышение качества образования, но только если используются для принятия адекватных и адресных решений, помогают учителям улучшить их педагогическую практику и вооружают родителей знаниями о том, насколько хорошо учатся их дети.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.