Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ
Оценка 4.7

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Оценка 4.7
Памятки
docx
русский язык
4 кл
28.04.2017
Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ
Данную памятку я использую на уроках русского языка в начальной школе. При проверке тетрадей, на полях, ученикам я ставлю номер из памятки. А дети, ориентируясь на этот номер, выполняют работу над ошибками по памятке. Постепенно усложняю. Ставлю ошибку без номера. Дети сами должны определить орфограмму, на которую допущена ошибка, поставить номер из памятки и выполнить работу по данному алгоритму.
памятка по русскому языку.docx
Прочитай слово, определи тип ошибки.  Прочти, как правильно над ней поработать.  Не допускай появления этих ошибок в своей работе! 1. Пропуск буквы.  Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву. Напиши его три раза. Делай так: звонок, ученик. 2. Слог. Раздели слово на слоги. Обозначь гласные. Делай так:   у\чи \тель ­ 3 сл. Запомни!   Сколько в слове гласных, столько и слогов. 3. Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса.  Делай так: оси­на. Запомни!   При   переносе   нельзя   оставлять   одну   букву   на   строке   и   нельзя переносить на другую строку.   Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной  (коль­цо, отъ­езд).  Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной (лей­ка).   Слова с двойной согласной переносятся так: дрож­жи.   Некоторые слова не переносятся: Оля, танк.  При переносе нельзя отрывать начальную часть корня, не составляющую слога (при­крыть, про­спать,                                              НО НЕ прик­рыть, прос­пать) 4. Ударение. Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.  Делай так: Алфав т, портф ль, класс. ии еи Запомни!  В словах с одним слогом ударение не ставится. 5. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение.  Подчеркни заглавную букву. Делай так: Выпал пушистый снег.  Дети рады. 6. Большая буква в именах собственных. Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Делай так: Корова Мурка, мальчик Дима, город Владивосток. Запомни!  Имена, отчества и фамилии  людей, названия морей, рек,  городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы. 7. Знаки препинания в конце предложения.  Выпиши   предложение   правильно.   Придумай   своё   или   найди   в   учебнике предложение   с   таким   же   знаком   препинания   и   запиши.   Подчеркни   знак препинания. Делай так: Кедр  – это хвойное дерево.  Скоро Новый год! Кто стучится в  нашу дверь? Запомни!  В конце предложения ставится точка, восклицательный знак,  вопросительный знак. 8. Гласные после шипящих. Выпиши   слово   правильно.  Обозначь   орфограмму.  Запиши   ещё  2  слова   на   эту орфограмму Делай так: ерши, ужи, чаща, чайник, чудо, щупальца. Запомни! Жи­ши, ча­ща, чу­щу. 9. Сочетания чк} чн, нщ, щн. Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще  2 слова с этой орфограммой. Делай так: почка, мощный, речной, обманщик. Запомни! Сочетания чн, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака. 10.Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных. Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Делай так: пень, деньки, пальчик. 11. Разделительный мягкий знак. Выпиши  слово правильно. Выдели корень. Подчеркни разделительный мягкий  знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму. Делай так: Вьюга, листья, соловьи Запомни! Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я. 12. Разделительный твёрдый знак. Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму. Делай так Подъезд,  объявление. Запомни!  Разделительный твёрдый знак пишется после приставок,  оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с  гласных е, ё, ю, я  Исключения: объект, субъект, адъютант 13. Правописание Ы или И после Ц. Выпиши   слово,   определи   в   какой   части   слова   находится   гласная,   вспоминай правило, если в корне и не слово – исключение, значит пиши гласную И.  Если в суффиксе или в окончании, пиши гласную Ы.  Запиши ещё 2 слова на это же правило.           иск.            иск.       иск. Делай так: цирк, цифра, цитата,                 цыплёнок, цыц, цыкать                      Запомни:  Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на ­ция. цитировать, операционная, дисциплина. Буква Ы после Ц пишется:  в окончаниях и суффиксах: Синицын, щипцы;  в   корнях   слов–исключений:   цыплёнок,   цыц,   цыган,   на   цыпочках, цыганка, цыганский, цыкнуть, цып­цып, цыкать.  14. Мягкий знак на конце существительных после шипящих. Выпиши   слово   правильно.   Определи   род.   Запиши   ещё   2   слова   с   этой орфограммой. Делай так: Мяч (м.р.), карандаш, товарищ.                     Дочь (ж.р.), мощь, мышь. 15. Состав слова. Выпиши слово и разбери его по составу. Например: поездка. ­окончание (измени число или форму);  ­корень (подбери несколько однокоренных слов);  ­приставка (часть слова перед корнем);  ­суффикс (часть слова после корня). Делай так: поездка – поездку, поездкой. Запомни! Общая (одинаковая) часть родственных слов называется корнем. Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в  предложении.  Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для  образования новых слов. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для  образования новых слов 16. Написание частицы НЕ с глаголами (слова­ названия действий) Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.           Делай так:  Не   играл, не    чувствовал, не   верю.           Запомни! Частица не с глаголами пишется раздельно.  17. Парные звонкие и глухие согласные. Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.  Делай так : Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода. Запомни! (в – ф, б – п, г – к, д – т, з – с, ж – ш,). Чтобы написать парную согласную   на   конце   или   в   середине   слова,   надо   подобрать   проверочное слово, в котором после этой согласной буквы стоит гласная. 18. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением. Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни  безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту  орфограмму. Делай так: Сад  ­ сыи ес, волн  – ваи ад, лес  ­ лаи оолны. Запомни!  Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение. 19. Непроверяемая безударная гласная.                         Выпиши слово правильно. Обозначь ударение. Запиши 2 однокоренных слова. Делай так: Капуста, капустный, капусточка Запомни!  Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или  посмотреть их написание в словаре. 20. Правописание непроизносимых согласных. Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.  Делай так:   Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь. Запомни! Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо  подобрать проверочное слово, в котором хорошо слышен согласный звук.  Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, чувство, праздник. 21.  Удвоенные согласные в корне. Выпиши слово правильно. Подбери к нему однокоренные слова.  Делай так:  Коллекция,  коллекционная (марка), коллекционер. Запомни !  Две одинаковые согласные пишутся:   В корне слова (их нужно запомнить)( класс, ванна, хоккей, бассейн, масса,  дрожжи и т.д.)  Если приставка кончается, а корень начинается с той же согласной               (рассказ , оттолкнуть) Если корень кончается, а суффикс начинается с той же согласной (ранняя , осенний) В суффиксе (двойные согласные запоминаем) (клюквенный) 22. Правописание предлога (слово­помощник) со словом. Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму­пробел. Вставь между  предлогом и  словом другое слово или вопрос. Делай так:  От реки, от  (чего?)  реки, от (какой?) реки Запомни!   Предлог пишется отдельно от слова.   Между предлогом и словом можно вставить другое слово.   У глаголов нет предлогов.  Перед местоимениями 3 лица после предлога пишите букву  Н.  ( с ними) 23. Правописание приставки со словом. Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с  разными приставками. Делай так Заехал, приехал, уехал. Запомни! Приставка ­ это часть слова. Она пишется слитно со словом.  24. Безударная гласная в приставках. Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму Делай так: Доехал – досыта, заговорил – заговор. Запомни написание гласных букв в приставках: до­, о­, об­ (обо­), от­ (ото­), по­, под­ (подо­), про­, со;  за­, на­, над­ при пре (очень).   Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать  слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под  ударением.  25. Соединительная гласная в сложных словах. Выпиши слово правильно. Выдели корни.  Делай так:  Водолаз, землемер. Запомни!   В сложных словах есть соединительные гласные о, е.   Если   первый   корень   оканчивается   на   твёрдый   согласный,   то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е. 26. Правописание безударных падежных окончаний                 имён существительных (слова­названия предметов). Выпиши   существительное.   Поставь   его   в   начальную   форму.   Определи   тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример. Делай так: На речке ­ речка ­ сущ., 1 скл., П.п., ед. ч.,                     у речки – речка ­ сущ., 1 скл., Р.п., ед. ч. Запомни падежные окончания имён существительных! Падежи Вопросы Предлоги 1­е скл. м.р. ж.р м.р. Именительный     кто? что? ­ ­а ­я 2­е скл. 3­е  скл ср.р ж.р. ­о ­а ­у ­а ­я ­е ­­­­­ ­я ­ю ­о ­е ­и ­и ­­­­­ Родительный Дательный Винительный кого? чего? откуда? где? кому? чему? куда? где? кого? что?  куда? Творительный кем? чем? где? Предложный о ком? о чём?  где? Контрольные слова без, у, с, до из, от,  около к, по в, на, за,  про через за, над, с,  под. в, на, об ­ы ­и ­е ­у ­ю ­ой ­ей ­ом ­ем (ь) ю ­е ­е ­и лиса конь степь земля стол 27.  Правописание безударных падежных окончаний                     имён прилагательных (слова­названия признаков). От   существительного   задай   вопрос   к   прилагательному.   Определи   род,   число, падеж.  Делай так: К лесу (какому?) дальнему  ­ м.р., ед. ч., Д. п.                               По озеру (какому?) голубому – ср. р., Д.п.  Запомни: проверяй написание по вопросу! Падежи М. р.     и  С.р. Ж. р. Мн.ч. Именительный  ­ый, ­ий, ­ое,­ ее ­ая,­ яя ­ые,­ ие Родительный ­ого, ­его ­ой,­ ей ­ых, ­их Дательный ­ому, ­ему ­ой,­ ей ­ым,­ им Винительный ­ый, ­ий ­ое, ­ее ­ую,­ юю ­ые, ­ие Творительный Предложный ­ым,­ им ­ом, ­ем ­ой­ою, ­ей­ею ­ой, ­ей ­ыми, ­ими ­ых, ­их 28. Правописание окончаний глаголов (слова­названия действий)                         2­го лица единственного числа. Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, допиши 3 глагола на это же правило.  Делай так: читаешь  ­ I спр., 2л., ед.ч., рисуешь Запомни! В окончаниях глаголов 2­го лица ед. ч. пишется Ь ­ пишешь,                      стучишь.  , танцуешь, гуляешь.     29. Правописание безударных окончаний глаголов. Выпиши глагол, поставь в начальную форму, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило. Делай так: Строим    – строить ­ II спр.,2л., мн.ч., держим, тащим, купим.   Запомни!  Окончания   глаголов   можно   определить   по   неопределённой форме. Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно: 1. поставить глагол в начальную форму; 2. определить спряжение глагола; 3. проверить спряжение по форме 3­го лица мн.числа  (они  что делают?…, если –ат  ­ ят, то пишем  И в окончании); 4. определить окончание данного глагола. Спряжение глаголов в настоящем времени Лицо I спряжение II спряжение 1­е 2­е 3­е Ед.число ­у (ю) ­ешь ­ет Мн.число ­ем ­ете,­ ёте ­ут (­ют) Ед.число ­у (­ю) ­ишь ­ит Мн. число ­им ­ите ­ат(­ят) Глаголы в неопределённой форме I спряжение: Все глаголы на ­ть, ­еть, ­ать, ­оть, ­уть,                        кроме глаголов исключений, + брить, стелить II спряжение: Все глаголы на –ить, кроме 11 глаголов­исключений: Слышать, видеть и обидеть, Гнать, держать и ненавидеть,                         Дышать, смотреть, вертеть, И зависеть и терпеть. 30.Правописание –тся, ­ться в глаголах. Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 4 глагола на это же правило. Делай так:   мальчик торопит…ся – мальчик (что делает?) торопится;  перестань торопит…ся – перестань (что делать?)торопиться Запомни!   Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает?, то  глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется. Например: что делает? трясётся; что сделает? разбежится.    Если глагол отвечает на вопрос  что делать? что сделать? то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется  мягкий знак.  Например: что делать? прятаться; что сделать? радоваться.    В неопределённой форме глагола после буквы Ч всегда пишется  мягкий знак: стеречь, стричь. 31.  Буквы   О­Е   после   шипящих   и   Ц   в   окончаниях существительных. Делай так: овцой                      кольцом                      ножом                      плющом                      коржом красавицей тучей крышей товарищем сторожем Запомни! Под ударением пиши букву ­ О, без ударения ­ Е. 32.Правописание суффиксов – ЕК, ­ИК в именах  существительных.   Делай так: звоночек ­ звоночка, ключик­нет ключика.   Запомни!   Надо писать в суффиксе –ек, если при склонении гласный звук  выпадает, и –ик, если не выпадает. 33.Правописание предлогов с местоимениями. Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму. Делай так: У    _меня,  ко    _мне,  со    _мной. Запомни!   Предлоги   с   местоимениями   (как   и   с   именами существительными) пишутся отдельно. 34.Запятая в предложении с однородными членами. Выпиши предложение правильно. Подчеркни  однородные члены. Составь схему.  Делай так: Мальчики  смеялись, веселились и кувыркались. Схема: Кто? Что  делали? Что делали? Что делали? Запомни!  Запятая ставится: 1) если между ними нет союзов; 2) если между ними есть союзы  А, НО, ДА=НО; 3) если союзы И, ИЛИ повторяются.      Запятая не ставится: 1 )если между ними один раз употребляется союз И, ИЛИ, ДА=И 35.Запятая в сложном предложении. Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Расставь запятые.  Делай так: Кокованя с утра на работу  ходил,  Дарёнка в избе  прибирала. Запомни!   Если в предложении две и больше грамматические основы, то это сложное предложение.   Запятая ставится между частями сложного предложения.  36.Разбор предложения. Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи.   Выпиши   словосочетания   с   вопросами.  (Подлежащее   и   сказуемое   не является словосочетанием).                         сущ.   гл.    прил.      сущ. Делай так:     Днём  шёл     мелкий     дождик. (Повеств., невоскл., прост., распр.)                     дождь (какой?) мелкий                     шёл (когда?) днём Запомни!   По  цели    предложения   повествовательные, вопросительные и побудительные.  По интонации: восклицательные  и невосклицательные. высказывания бывают: Характер ошибок Как исправить 1 П – повтор слова 2 Замените повторяющееся  слово.  Запишите предложение с  новым словом Н – неудачное слово  или предложение V – пропуск слова  или предложения Г – нет в конце  предложения точки  или других знаков  препинания Z – красная строка 1, 2, 3… –  неудачный порядок  слов в предложении Замените неудачное слово или предложение.  Запишите исправленное  предложение, употребив  нужные слова Подумайте, какое слово  или предложение  пропущено. Запишите  предложение, впишите в  него пропущенное слово  (или запишите  предложение, которое  пропустили) Подумайте, какие знаки  препинания не поставили.  Выпишите предложение.  Поставьте в конце  предложения нужный знак препинания. Объясните  свой выбор Разделите текст на части.  Запишите каждую (или  соответствующую) часть с красной строки Прочитайте предложение.  Измените порядок слов. Запишите предложение,  правильно расположив  слова Пример 3 Ваня увидел собаку и  испугался. Ваня закрыл  руками лицо и заплакал.  Он закрыл руками лицо и  заплакал.  Мальчик закрыл руками  лицо и заплакал. Холодный осенний ветер  вырывал листья и заносил их.  Холодный осенний ветер  срывал листья и уносил их. Жили­были V со старухой. Жили­были старик со  старухой. Наступило раннее утро. (повествовательное, невосклицательное) Ученики класса нашего спорт  любят. Ученики нашего  класса любят спорт. 1. Обозначение на полях условным знаком (/) строчки, в которой находится ошибка. 2.   Подчеркивание   слова,   в   котором   находится   ошибка,   и   обозначение ошибки на полях условным знаком. 3. Подчеркивание ошибки в слове и обозначение на полях условным знаком (/). 4. 3ачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях номера орфограммы, на которую допущена ошибка. 5. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях морфемы, в которой находится ошибка. Например:  5. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях способа исправления ошибки. / – орфографическая ошибка.  V – пунктуационная ошибка.  W – логопедическая ошибка. Ф  –   фактическая   ошибка.  (К   лесным   защитникам   относятся  разные гусеницы, муравьи.) Z – красная строка (нет отступа). Г – нарушение границы предложения. (Еж фыркнул. И убежал под диван.) V – пропуск слова, предложения.  1, 2, 3 – нарушение порядка слов в предложении. 1         3             4               2 (Кувшин стоял на столе с молоком.) Н – речевой недочет (неудачный выбор слова).  – нарушение последовательности изложения.  П – повтор одного и того же слова (неумение подбирать синонимы).  Авторская программа «Систематический курс русского языка» по  предмету «Русский язык»  (Программа по русскому языку (Авторы:  М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А.Байкова,  Н.М.Лаврова) («Программы по учебным предметам»,  М.:   Академкнига/учебник , 2011 г. – В 2 ч. Ч.1.)  .Чуракова   Н.А.,  Байкова   Т.А.,    Малаховская   О.В.   Методическое пособие   к  учебнику   «Русский   язык.   2   класс.   Стандарты   второго поколения», — М.: Академкнига/Учебник;  Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1­2  класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.  Лаврова   Н.М.   Русский   язык.   Сборник   проверочных   и   контрольных работ. 1­2 классы: Методическое пособие. – М.: Академкнига/ Учебник.  Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч.  — М.:  Академкнига/Учебник;  Чуракова Н.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч.  — М.:  Академкнига/Учебник;  Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч.  — М.:  Академкнига/Учебник;

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ

Памятка "Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс" ПНШ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017