"Парадиз не хуже версальского", или О том, как было "прорублено окно в Европу" - урок МХК в 9 классе
Оценка 4.6

"Парадиз не хуже версальского", или О том, как было "прорублено окно в Европу" - урок МХК в 9 классе

Оценка 4.6
Презентации учебные +1
doc
МХК +1
9 кл—11 кл +1
14.02.2018
"Парадиз не хуже версальского", или О том, как было "прорублено окно в Европу" - урок МХК в 9 классе
Урок по Петербургу.doc
Управление образованием  Муниципального образования Тбилисский район Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» План­конспект урока мировой художественной культуры  в 9 классе по теме  «Парадиз не хуже версальского», или  О том, как было «прорублено окно в Европу» Автор: Шейкина Людмила Николаевна, учитель русского языка,  литературы и МХК П.Октябрьский, 2009г. Тема урока: «Парадиз не хуже версальского», или О том, как было «прорублено  окно в Европу» Цель урока: совершая заочное путешествие в г. Санкт­Петербург, посмотреть, как  строился город на Неве, что было создано и для какой цели; увидеть красоту и  величие нашей Северной Пальмиры. Оборудование: мультимедийная установка, мультимедийная презентация. Эпиграфы к уроку:  Люблю тебя, Петра творенье!.. А.С.Пушкин Архитектура – тоже летопись  мира: она говорит тогда, когда  молчат и песни, и преданья… Н.В.Гоголь Ход урока:  I  ».     Слайд  №2  Слайд №1.   На экране  появляется тема урока, эпиграфы –    записывают их в тетради. На экране появляется репродукция с картины В.А.Серова «Пётр    На фоне слайда  №2  начинает говорить подготовленный ученик:   Учащиеся  На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн И вдаль глядел. Пред ним широко Река неслася; бедный чёлн  По ней стремился одиноко. По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца; И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца Кругом шумел. Ученик в костюме Петра Первого:      И думал он:.. Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложён Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, 2 Ногою твёрдой стать при море. Сюда по новым им волнам  Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе… Ученик: «Из тьмы лесов, из топи блат» рос на Неве город. Десятки тысяч  крепостных крестьян на телегах, тачках, в рогожах, даже в подолах, несли к реке  то, чего не было вокруг, ­ сухую землю. Этой землёй засыпали ненасытное  чавкающее болото. Кувалдами загоняли сваи в зыбкую, неверную почву… Так на  небольшом островке, который не раз заливали волны, возводили земляные стены  Петропавловской крепости, чтобы закрыть вход в Неву шведским судам. /Слайд   № 3­ строительство Петербурга./ А три года спустя на месте крепостных  валов уже начали воздвигать каменные стены. Каждый человек, ехавший в город,  обязан был, по приказу Петра, привезти с собой камень и сдать его на заставе…  /Слайд  №4 ­ вид на Невскую пристань/ Учитель: Этот город занимает особое место в истории и культуре России XVIII –  начала XIX века. Петербург стал эмблемой целого периода истории России –  имперского. Имперский период на случайно часто называют петербургским.  Особая «державная» мифология, сложная имперская система символов и эмблем  составляли важную, если не главную, часть «души Петербурга». Это  обстоятельство определило и ту существенную роль, которую она сыграла в  формировании эстетической выразительности облика города, его  градостроительного ансамбля. Мы посвящаем наш урок городу Санкт­Петербургу и, совершая заочное  путешествие в него, должны будем узнать, как, кем, что и с какой целью было создано в этом прекрасном городе. /Слайды  видеоряда  №5 ­ №6 –виды  города/ Учитель: Обратите внимание на герб города Петербурга. /Слайд  № 7­герб  Петербурга    / ? Как вы думаете, что он означает? /Два якоря – морской и речной –  символизируют флот и род занятий горожан/ Пока возводились первые крепостные стены на Заячьем острове, в Риме, за тысячи  вёрст от России, вели разговор два замечательных человека: итальянский  скульптор Легри и русский посланник, «птенец гнезда Петрова», Юрий  Кологривов. Давайте послушаем их разговор. Инсценировка. Легри: Я всё хочу спросить, как это случилось, что вы и ваши юноши приехали в  Рим из такой далёкой страны и какие у вас цели? Кологривов: Цели у нас самые нужные. Привёз я сюда добрых русских ребят,  братьев Никитиных, Ивана и Романа, для обучения живописи. Петра Еропкина,  коему зодчество изучить приказано, и других. А попутно велел мне государь  закупать всё, что увижу диковинного из картин да статуй. 3 Легри: Но для чего, хочу спросить, сии произведения и знания вашей  гиперборейской стране? Кологривов:  Выстроена у моря новая, славная столица Санкт­Питерсбурх,  умножается слава государства Российского. Приспела нужда не токмо в  инженерах и химиках, потребны нам теперь художники и зодчие, щтукатуры и  чеканщики. Не всё чужих приглашать, пора своих выращивать. Государь сказал,  что по немногих летах сравняется новая столица крепостным строением с  Дюркенхеном, коммерцией своей Амстердам превзойдёт, а великолепием своим  парадизом станет не хуже версальского. Легри (усмехаясь): Может быть, может быть… Звучит Менуэт. На экране высвечивается надпись: ПАРАДИЗ – РАЙ    /Слайд  № 8/ Учитель: «Люблю тебя, Петра творенье! Люблю твой строгий, стройный вид…» ­  восклицал А.С.Пушкин. Давайте будем разбираться, в чём же он состоит. Вы  видите виды города с Петроградской стороны и Дворцовой набережной   /Слайд  № 9    / ? Что объединяет эти виды?/ Нева, сплошные застройки/ ? Какую линию можно легко и чётко провести? /Горизонтальную/ ? За счёт чего она хорошо просматривается? /За счёт низких берегов/ ? Для города это хорошо или плохо? /+  и ­/ Почему? /Благодаря  отсутствию подъёмов и спусков улицы становятся интерьером города. Но во  время наводнений это грозило трагедией/ А теперь посмотрим на главную магистраль города – Невский проспект.  /Слайд  № 10  ? Какую особенность застройки улицы вы увидели здесь? /Дома выстроены  в одну линию, строго в ряд, лишь входы  во дворы оформлены арками/ ? Итак, какие особенности градостроительства сразу  замечаются? /Горизонтальная линия застройки, сплошная застройка, низкие  берега/  Пётр очень любил Голландию, поэтому старался строить город по образу и  подобию Амстердама, выдерживая горизонтальную линию построек и плотную  застройку улиц. Сады и бульвары органично вписываются в эту систему. Однако в  то время мало кто понимал, что русский царь не слепо копировал  западноевропейские образцы, а заимствовал лишь то, что пойдёт на пользу России.  ? А в чём состояла эта польза? /В экономии места/ ? Почему его нужно было экономить?  /Город был построен на болотах, на 112 островах, больших и малых/ Характерными элементами города являются три шпиля: Петропавловской  крепости, Адмиралтейства и Михайловского замка. /Два первых появляются на экране –слайд № 11/ Они представляют собой как бы перпендикуляры к  горизонтальным линиям и подчёркивают эти горизонтали. Слайд  №12 ­ шпиль Петропавловской крепости. 4 Ученик: Политической доминантой города, её имперским центром является  Петропавловская крепость с одноименным собором. Именно день закладки  первого камня крепости – 17 мая 1703 года­ считается днём рождения города.  Основную «тональность» задаёт устремлённая ввысь колокольня  Петропавловского собора – лучшее творение архитектора Доменико Трезини. И  собор, и колокольня задуманы как олицетворение величия Русского государства,  утвердившего на берегах Финского залива свою новую столицу. А высокий тонкий  золочёный шпиль с фигуркой парящего ангела – это символ устремлённости ввысь  к новым победам и высотам Слайд  № 13 – шпиль Адмиралтейства.                     Ученик: Со шпилем Петропавловской крепости словно ведёт разговор высокий  шпиль Адмиралтейства с изящным корабликом на самом верху. Первоначально это была деревянная верфь с трёхэтажными постройками, которую в 1735 году  поручили построить архитектору Ивану Коробову. Именно с этого года началась  жизнь золотого кораблика. Шли годы. Город строился, и коробовская постройка  уже не удовлетворяла потребностям Петербурга. Внешний вид старых  адмиралтейских фасадов стал неприемлемым для центра великолепной русской  столицы. Архитектору Андрияну Захарову в 1805 году поручили очередную  перестройку Адмиралтейства. В основе проекта Захаров оставил старый план  Коробова. Почти на 400 метров раскинулся обращённый к Невскому проспекту  фасад, по 163 метра занял каждый из боковых. И всё­таки длинные стены не  кажутся скчными и однообразными. Архитектор сочетал гладь стен со строгими  дорическими колоннадами, а в центре фасада поднял стройную башню со шпилем  и корабликом. Захаров не стал разрушать старую деревянную башню Коробова.  Она и доныне сохранилась внутри каменного футляра. Но, конечно, новая башня  была много больше и выше старой. А над опоясавшей её лёгкой ионической  колоннадой вознеслись стройными рядами 28 статуй. Четыре времени года, четыре стихии, четыре ветра смотрят и по сей день на город. К ним присоединились  покровительница кораблестроения богиня Изида и богиня астрономии Урания.  Сливаясь с архитектурой в единое целое, эти статуи ещё острее подчёркивают  неудержимое стремление ввысь… Ученик: Ниже колоннады, по четырём углам башни, уселись огромные фигуры  античных полководцев, а по бокам арки, ведущей внутрь Адмиралтейства, нимфы  несут на руках громадный Земной шар. И полководцы, и нимфы созданы  талантливым художником Феодосием Щедриным. Над аркой скрестили свои знамёна крылатые Победы, а ещё выше широкой лентой  тянется рельеф работы скульптора Теребенева, изображающий основание русского флота. В центре сидит Россия в виде молодой женщины с рогом изобилия и  геркулесовой палицей. Повелитель морей, Нептун, вручает Петру свой трезубец в  знак владычества над водной стихией, а летящая Слава несёт над океаном русский  флаг, осеняя окружённые морскими божествами корабли русского флота. Строгость, простота и величие Адмиралтейства напоминают творения античных  мастеров, и скульптура помогает раскрыть главный замысел архитектора –  прославление военно­морского могущества России. 5 /Примечание : описание Адмиралтейства может быть дано в сокращении, исходя из  возможностей детей и технического оснащения урока/  Учитель: такой стиль в архитектуре, основанный на подражании античным  образцам, получил название АМПИР. /Слайд  № 14­ определение стиля ампир/    I  , Анна Иоанновна, Елизавета  Учитель: Жизнь шла своим чередом. После смерти Петра в 1725 году с  калейдоскопической скоростью стали сменяться на русском престоле  правители. /Слайд  № 15­ Екатерина  Петровна, дочь Петра/ Наконец в 1747 году Российский трон заняла дочь Петра  Елизавета. Началась эпоха пышности и блеска, которой стала окружать себя новая  царица. Появилась нужда и в новых строениях: ярких, праздничных и в то же  время величественно­монументальных. Новая архитектура должна была  доминировать над городом и Невой, подчиняя себе окружающее пространство.  Перед архитекторами встала новая задача – в дворцовых комплексах показать  успехи русской государственности и культуры, высокий национальный подъём. Звучат голоса за кадром: 1: Дяденька, а дяденька, чьи это кони будут­то? 2: Обер­архитектора графа Растреллия. А ну, ступай отсюда, вон он сам идёт… Звучит голос  графа Растрелли: Ну что за безобразие! Под дворцовыми окнами  русской императрицы пасутся коровы дворцового ведомства! Никуда не годится,  пора, пора всё привести в порядок. Нет смысла дальше ремонтировать зимний  дворец. Нужно возводить новый… /По мере звучания голоса за кадром стрелка курсора выводит на экране всё, о  чём говорится/  Слайд  № 16 ­ вид Зимнего дворца сверху Голос за кадром: Здание должно быть центром архитектурного ансамбля города.  Это будет огромный прямоугольник, внутри которого расположится большой  парадный двор. Фасад здания протянется вдоль набережной Невы /Слайд  № 17/  сплошной, почти непрерывной линией. Чтобы не было монотонности, я разобью  стены декоративными колоннами, группируя их по­разному: то попарно, то  поодиночке. А цент дворцового фасада, с юга, прорежут три арки, закрытые  резными воротами. В ясные дни лучи солнца создадут причудливую игру света и  тени на выступах и впадинах разнообразных скульптурных украшений над окнами. А на крыше, как бы смягчая её горизонталь, более 100 скульптур придадут зданию  ещё большую парадность… Я соединю скульптуру с архитектурой. Ведь такого в  России ещё не было. Необычайно красивым дворец будет днём, когда на зелёном  фоне его стен выделится белизна колонн и тёмно­серый тон пышных коринфских  капителей. / Слайд  № 18/ А вечером, освещённый тысячами огней, дворец будет  казаться просто сказочным… Так должно быть, ведь Зимний дворец строится для  единой славы всероссийской! Учитель: Роскошное сооружение, выросшее через восемь лет, повергло в  изумление и знать, и простых горожан, и иностранцев. /  Слайд  № 19 – внутреннее убранство дворца/  6 Императрица Елизавета Петровна умерла, так и не успев пожить в прекрасном  дворце. В новый дом должен был въехать Пётр III. Но получить дворец в  наследство оказалось проще, чем добраться до него. Большой луг под окнами  больше напоминал обыкновенную городскую скалку: всюду валялись доски,  обломки кирпича, груды строительного мусора. Генерал­полицмейстер мучительно думал, как поскорее привести Дворцовую площадь в порядок. Наконец его осенила блестящая идея: по городу было объявлено, что любой человек может взять себе с  площади всё, что захочет. О результатах пишет в своих воспоминаниях дворянин  Андрей Болотов. Ученик(читает): «Не успело пройти несколько часов, как не осталось ни единого  брёвнышка, ни единого отрубочка, ни единой дощечки, а к вечеру как не бывало и  всех щеп и мусора, не осталось и ни единого камушка и половины кирпичика». Так был убран с площади строительный мусор. Учитель: Но ещё долгие годы вид из окон дворца красотой не отличался. Только в 1819 году приступили к «устроению противу дворца правильной площади». Эту  сложную архитектурную задачу велено было решить Карло Росси. Это был  градостроитель широкого масштаба, всю свою жизнь мечтавший строить не только  отдельные здания, но и планировать как единое целое площади, улицы, кварталы,  создавать городские ансамбли. «Неужели мы побоимся потягаться с римлянами в  великолепии?»­ писал талантливый зодчий. Росси не побоялся. А задача была  действительно не из лёгких. /Слайд  № 20 ­ общий вид Дворцовой площади/ Во  всю ширину огромной площади протянулся Зимний дворец. С другой стороны  высилось построенное совсем по­другому Адмиралтейство. И, кроме всего  прочего, надо было включить в общую композицию постройки архитектора  Фельтена, уже стоявшие на месте, предназначенном для Главного штаба. И Карло  Росси прекрасно справился с задачей. Величественный фасад Главного штаба  отделан просто и строго. Спокойная и гладкая линия стен прерывается   прекрасными колоннами в коринфском стиле, поставленными в боковых крыльях и центральной части на уровне второго этажа. Два громадных здания – Главный штаб и Министерство иностранных дел, расположенные по дуге, раскрытой в сторону  Зимнего дворца, соединяет великолепная триумфальная арка. Она замкнула  контур площади и образовала парадный подход к ней со стороны города. /Слайд  № 21 – вид Триумфальной арки/ Ученик:   В грандиозных планах архитектора немалую роль играла скульптура.  Арку должна была увенчать триумфальная колесница, подобная тем, на которых  торжественно вступали в город победоносные римские полководцы. Росси  набрасывал множество вариантов, но задача была чрезвычайно сложной. Арка  господствует над громадой площади, и скульптура рисковала оказаться слишком  маленькой. Задачу выполнил талантливый русский скульптор Степан Пименов.  Судьба тесно связала его с Карло Росси, и это содружество принесло блестящие  плоды. Над аркой вознеслась колесница из чеканной меди, и двое воинов ведут  шестёрку её коней. Сама крылатая богиня славы стоит в колеснице, держа в руках  эмблему государства – двуглавого орла, и с любого конца площади, издали или  вблизи. Одинаково чётко рисуются все линии великолепной скульптуры. Широко  7 одна за другой расставлены фигуры коней, силуэты воинов слегка отклонились в  стороны, как будто с усилием сдерживая их непокорный бег. И вся величественная группа раскинулась над аркой, гармонируя своим размахом с широкими крыльями  полукруглого здания, охватившими площадь. И арка, и скульптурная группа были  задуманы как памятник победам в Отечественной войне 1812­1814 годов, а значит. Они прославляют доблесть русского воинства.   Чего же вы боялись, княгиня?   : Позвольте, господа! Но ведь это же не всё! Почему вы не  Учитель: Итак, строительство Дворцовой площади было завершено… Неожиданно появляется графиня Загряжская, за нею торопится княгиня  Оболенская. Княгиня Загряжская   рассказываете о том, что я строго­настрого приказала своему кучеру через  Дворцовую площадь не ездить?! Я всегда предпочитала сделать крюк, чтобы не  подвергаться опасности. Графиня  Оболенская:    Загряжская: Я? Я всё время боялась, что на меня упадёт стоящая посреди  площади колонна, воздвигнутая Огюстом Монферраном. Вот эта самая…  /Слайд  № 22 – Александрийский столп/ Оболенская: Но Ваши тревоги абсолютно напрасны… Загряжская: Это теперь я знаю, что напрасны. Но всё равно боюсь. Мне  рассказали, что недалеко от Выборга на берегу Финского залива нашли громадную  гранитную скалу. Мелом начертили на ней размеры будущей колонны. А затем  каменотёсы принялись за дело. Работа шла несколько месяцев. Выломанную и  отбитую глыбу на специально сколоченной барже отправили в Петербург. За это  время в центре Дворцовой площади вбили в землю более тысячи свай и поставили  на них пьедестал. Полторы тысячи солдат с помощью системы сложных блоков  вкатили колонну на особый помост, а потом установили на пьедестале.  Отполировав колонну с лесов, на неё поставили фигуру ангела с крестом,  созданную по проекту скульптора Орловского… А в ветреную погоду, говорят,  она качается…  Оболенская: Ах, княгиня. Лёгкая и стройная величественная колонна, позже  названная Пушкиным Александрийским столпом, никогда не упадёт! Она стоит,  ничем не закреплённая, удерживаясь только собственным весом. Монферран  нашёл те пропорции, которые единственно были нужны. Колонна соответствует  масштабу всего ансамбля и завершает оформление Дворцовой площади  /Слайд № 23­ Колонна Монферрана, другой вид/ Учитель: Ребята, как вы думаете, символом чего стал Александрийский столп?  /Символом стойкости и незыблемости России/ Одна из ярчайших страниц отечественного зодчества­ архитектурный стиль ампир,  столь характерный для Петербурга, ­ имел отчётливо тематическое содержание.  Практически все административные здания выполнены в этом стиле /Слайд № 24   ­административные здания Петербурга/ Но следует отметить ещё один  факт… 8 ? Может быть, догадаетесь, о чём идёт речь? /Все здания покрашены/ ? Зачем их красили, как думаете, да ещё более­менее яркими красками?   /Оживить внешний вид, уберечь от влаги/ Если мы будем гулять по городу, то обратим внимание на то, что окраски почти  исключительно принят был бледно­жёлтый цвет для самих корпусов и белый для  фронтонов, колонн, пилястров. Жёлтый цвет ампирной архитектуры не был  произвольным. Первые победы русских на Балтике и овладение руслом Невы  ознаменовались новой государственной регалией – царским штандартом, на  жёлтом (золотом) фоне которого был помещён чёрный двуглавый орёл с картами  четырёх морей в клювах и лапах. Он пришёл на смену т.н. флагу царя московского. Золотой цвет имел эмблематичное значение мировой имперской традиции: как  императорский, этот цвет использовался в символике Священной Римской  империи. Таким образом, давайте ответим на вопрос:  ? С какой целью произошла замена цвета на золотой? /С целью подчеркнуть  усиление императорской власти/ ? Почему он становится преобладающим в административных постройках?  /Потому что весь государственный аппарат должен служить императору/ Следовательно, как составная часть официального, имперского архитектурного  стиля ампир жёлтый цвет становится довлеющим, «петербургским» цветом. Учитель: Вот и пришло время подводить итоги. Что же мы узнали? Что поняли?  40 минут путешествия по городу – это всего лишь миг из его более чем  трёхсотлетней истории. Мы познакомились лишь со знаковыми архитектурными  сооружениями города на Неве. О загородный постройках в окрестностях  Петербурга мы поговорим на следующем уроке. «Парадиз» был создан  не хуже  версальского. В творении его принимали участие бедные и богатые, опытные и  начинающие, иностранцы и русские. /Слайд  № 25­ слова Пушкина: Красуйся,  град Петров.../ Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия! Государь Пётр Алексеевич! Что скажете? Пётр:  Да, не напрасны были труды Наши! И поколениям русских надлежит  славу о богатства Отечества беречь и множить!                                                                                            9 Учитель работает по программе Ю.А.Солодовникова. Примечания I.  При подготовке к уроку были использованы следующие материалы: 1 Солодовников Ю.А. Человек в мировой художественной культуре. 9 класс  /Учебник­хрестоматия. – М.: Просвещение, 2002 2. Солодовников Ю.А. Методическое пособие к учебнику­хрестоматии «Человек в мировой художественной культуре.9 класс».­ М.: Просвещение, 2002 3. Балакина Т.И. Мировая художественная культура. Россия. IX­XIX века  /Экперимертальное учебное пособие для учащихся старших классов школ,  гимназий, лицеев, колледжей и школ гуманитарного профиля, а также для  студентов гуманитарных вузов. – М.: Издательский центр «АЗЪ», 1997 4. Дмитренко А.Ф., Кузнецова Э.В. и др. 50 кратких биографий мастеров русского  искусства.­ Л.: «Аврора», 1971 5. ДмитренкоО., АндрееваМ., Антонова Л. Рассказы о трёх искусствах.­ М.:  Детская литература, 1966 6. Наше наследие. Журнал № 1, 1989 10 7. Вокруг света. Журнал. №№1­3, 2003 II. Данный урок впервые был проведён как открытый в г. Краснодаре, куда были  приглашены учитель и ученики для участия в краевом семинаре­практикуме  учителей мировой художественной культуры 16 апреля 2003 года. Урок был  посвящён трёхсотлетию основания города Санкт­Петербурга. III. Автор разработки несёт полную ответственность за достоверность  представленных материалов и отмечает, что продолжительность урока составила  45минут. Урок был представлен в полном объёме всего заявленного в конспекте  материала и получил высокую оценку присутствующих на нём учителей. В работе  принимали участие 16 учеников 9 «Б» класса МОУ «СОШ № 9». Присутствовали  на уроке 25 учителей из разных муниципальных образований Краснодарского края. От департамента образования и науки курировала урок Котовская Любовь  Петровна. IV. Для обновлённой версии урока с учётом современных технических средств  автор использовал ИНТЕРНЕТ­услуги.                                                                                                                                      11

"Парадиз не хуже версальского", или О том, как было "прорублено окно в Европу" - урок МХК в 9 классе

"Парадиз не хуже версальского", или О том, как было "прорублено окно в Европу" - урок МХК в 9 классе

"Парадиз не хуже версальского", или О том, как было "прорублено окно в Европу" - урок МХК в 9 классе

"Парадиз не хуже версальского", или О том, как было "прорублено окно в Европу" - урок МХК в 9 классе

"Парадиз не хуже версальского", или О том, как было "прорублено окно в Европу" - урок МХК в 9 классе

"Парадиз не хуже версальского", или О том, как было "прорублено окно в Европу" - урок МХК в 9 классе

"Парадиз не хуже версальского", или О том, как было "прорублено окно в Европу" - урок МХК в 9 классе

"Парадиз не хуже версальского", или О том, как было "прорублено окно в Европу" - урок МХК в 9 классе

"Парадиз не хуже версальского", или О том, как было "прорублено окно в Европу" - урок МХК в 9 классе

"Парадиз не хуже версальского", или О том, как было "прорублено окно в Европу" - урок МХК в 9 классе

"Парадиз не хуже версальского", или О том, как было "прорублено окно в Европу" - урок МХК в 9 классе

"Парадиз не хуже версальского", или О том, как было "прорублено окно в Европу" - урок МХК в 9 классе

"Парадиз не хуже версальского", или О том, как было "прорублено окно в Европу" - урок МХК в 9 классе

"Парадиз не хуже версальского", или О том, как было "прорублено окно в Европу" - урок МХК в 9 классе

"Парадиз не хуже версальского", или О том, как было "прорублено окно в Европу" - урок МХК в 9 классе

"Парадиз не хуже версальского", или О том, как было "прорублено окно в Европу" - урок МХК в 9 классе

"Парадиз не хуже версальского", или О том, как было "прорублено окно в Европу" - урок МХК в 9 классе

"Парадиз не хуже версальского", или О том, как было "прорублено окно в Европу" - урок МХК в 9 классе

"Парадиз не хуже версальского", или О том, как было "прорублено окно в Европу" - урок МХК в 9 классе

"Парадиз не хуже версальского", или О том, как было "прорублено окно в Европу" - урок МХК в 9 классе

"Парадиз не хуже версальского", или О том, как было "прорублено окно в Европу" - урок МХК в 9 классе

"Парадиз не хуже версальского", или О том, как было "прорублено окно в Европу" - урок МХК в 9 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018