Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над орфограммами»
Оценка 4.6

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над орфограммами»

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
администрации +1
Взрослым
06.01.2019
Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над  орфограммами»
«Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над орфограммами». Самое главное в правописании сомнительных гласных и согласных –это умение их заметить (орфографическая зоркость). Здесь определённую роль играют опознавательные признаки орфограммы. Обычно они указываются в правиле. Поэтому, работая с орфографическим правилом, необходимо вместе с детьми выделять существенные, отличительные признаки орфограмм и учить обнаруживать орфограммы по данным признакам. Необходимо опознавательные признаки зафиксировать в виде схемы или таблицы, которая на последующих уроках будет служить опорой при выполнении упражнений на обнаружение орфограмм.
Выступление на ШПМ17.01.docx
МОО «Общеобразовательная школа  № 8 города  Енакиево» Презентация опыта  на  тему «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над  орфограммами» на заседании  школы  педагогического мастерства                                                                  Подготовила                                                                    учитель начальных классов                                                                    Деменчукова В.Г Формирование орфографических навыков у младших школьников   при работе над орфограммами. Из опыта работы Деменчуковой В.Г. Вот   уже   много   лет   в   методике   русского   языка   и   в   школе   не   снята проблема правописания безударных гласных. Общеизвестно, что наибольшее количество   ошибок   при   письме   приходится   на   корень   слова,   а   именно   на обозначение гласных и согласных в корне слова. На   методику   работы   со   звонкими   и   глухими   согласными   всегда обращалось меньше внимания, так как считалось,что усвоение правописания сомнительных   согласных   не   представляет   таких   больших   трудностей,   как усвоение безударных гласных. Но между этими темами много общего: во­ первых,   данные   написания   связаны   с   корнем;   во­вторых,   эти   написания проверяются   правилами,   требующими   такого   изменения   слова,   чтобы сомнительная гласная или согласная   слышалась четко; в­третьих, умения, необходимые   для   проверки   этих   орфограмм,   во   многом   сходны   (умение быстро и безошибочно находить в слове корень, умение быстро подбирать родственные слова или образовывать формы проверяемого слова, выбрать из их   числа   проверочные   слова,   для   непроверяемых   случаев   –   умение пользоваться   словарём).   Эти   общие   черты   требуют,   чтобы   над   словами, заключающими подобные написания, проводилась сходная работа, основными приёмами которой являются: А)   обнаружение   в   тексте   слов   с   орфограммами   ;   тренировка орфографической зоркости; звуко ­ буквенный анализ слов; Б) морфемный анализ слов – выделение корня, приставки, суффикса, окончания;  В) словообразовательные упражнения; Г) систематическая работа с «Орфографическим словариком»  Самое главное в правописании сомнительных гласных и согласных –это умение их заметить  (орфографическая зоркость).  Здесь определённую роль играют опознавательные признаки орфограммы. Обычно они указываются в правиле. Поэтому, работая с орфографическим правилом, необходимо вместе с   детьми   выделять   существенные,   отличительные   признаки   орфограмм   и учить   обнаруживать   орфограммы   по   данным   признакам.   Необходимо опознавательные признаки зафиксировать в виде схемы или таблицы, которая на последующих уроках будет служить опорой при выполнении упражнений на обнаружение орфограмм. С опознавательными признаками орфограмм можно познакомить детей ещё  задолго   до   изучения  соответствующих   правил  –  в 1  классе,  в  период обучения   грамоте   (   выделение   точками   «опасных»   безударных   гласных   в словах,   когда   сравниваем   и   устанавливаем   разницу   в   произношении   и   составление   таблицы   «опасных»   букв). написании;   Усвоению опознавательных   признаков   орфограмм   способствуют   орфографические   сказки о звуках и буквах. Приведу примеры таких упражнений: 1.  Выпишите слова с безударной гласной (парной согласной) в корне: А) чистенький,  чистота,  чистый,  очищает,  чистит; ледник, лёд, ледяной, леденеть, обледенеть.  Б) подхожу, замазка, зайчишка, отправить, поправка, малышка. 2.   От данного корня образуйте слова с безударной гласной, парной согласной в корне, требующей проверки:       А) – нов­        Б) – низ­ 3.   Запишите   (под   диктовку)   лишь   слова   с   безударными   гласными (парными согласными) в корне слова, требующими проверки: А) наводнение,   повар,   погрузка,   аллея,   родник,   ночлег,   долина, утренний, зацепился,  заскрипел; Б) морковь,  голуби,  погодка,  зарядить,  связанный,  указка,  огород, площадка,  хорошо,  свеж. 4. Устные диктанты с использованием «Орфографических часов»  Также   к   данным   видам   упражнений   относятся   различные   виды списывания и диктантов. Варианты заданий к   упражнениям на списывание могут быть такими: 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. На какие правила эти слова? 2. Прочитай. Выпиши из текста слова, которые пишутся не так, как слышатся. Объясни их написание со ссылкой на правило. 3. Спишите текст, обозначьте в нём безударные гласные (­),  парные согласные (=), выделите в этих словах корни. Различные виды диктантов : ­  диктант с обоснованием; ­ диктант с постукиванием; ­ зрительно­ слуховой диктант; ­ «Проверяю себя». Большая роль при изучении этих орфограмм отводится  морфемному анализу   слов   и   словообразовательным   упражнениям.  Их   цель   –  вооружить учащихся знанием опознавательных признаков проверочного слова, умением выделять   проверочное   слово   из   имеющихся   в   их   распоряжении   ряда однокоренных   слов   или   форм   слова,   а   также   упражнять   учащихся   в образовании проверочных слов, одновременно пополняя их лексикон. Приведём   примеры   таких   упражнений:  На   сопоставление   проверочных   и проверяемых слов . 1. Запишите слова в два столбика: в первый – слова, в которых безуд. гласную (парную согл.) надо проверить, во второй – те, с помощью которых эту гласную (согласную) можно проверить: А) коса, косилка, косить, косы, косьба; повар, варка, варенье, заварка, варил, навар; б) подвязка, вязать, связка. Вязание, завязал,       сад, посадка, высадил, садовый, садик, пересадить. 2. Выберите   из   слов   проверочные   и   запишите   их   к   данному   корню (слова диктует учитель): А) – мест­ :   местечко,   местный,   место,   вместить, вместительный, предместье, разместил;  Б) – груз­ :  загрузил, погрузка, грузчик, грузило, выгрузить.              3. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы, приписывайте   из скобок проверочные слова:  А) зв…зда (звёздный, звёзды)      П…скливый (писк, пищит) Б) похо… (походка, ходить, походы)      Расто…ка (растопить, топка). 4.Подобрать однокоренные слова с данным корнем: Сор… Сис… …дар   вяз… мор… рыб… 5.От данных   слов образовать 2­3 однокоренных слова при помощи суффиксов: ­к­, ­ик­, ­н­, ­ск­, ­ушк­, ­лив­, ­ист­, ­еньк­, ­ищ­, ­ник­, ­чик­, ­очк­: Глаз, корм, двор, берёза, сад, гора, лес. 6. От данных слов образовать 2­3 однокоренных слова при помощи приставок : в­, на­, за­, пере­, про­, по­, от­, вы­: Писать, ходить, лить, плыть. 7. Разбор по составу. 8. К данным именам сущ. Подобрать однокоренные имена сущ. С уменьшительно­ ласкательным суффиксом: Берёза, топор. Корова, сын, солнце, морковь. 9. К   данным   словам   подобрать   однокоренные   имена прилагательные: Боль,   вода,   гриб, дождь,   зверь,   лес, снег, почта, восток, овёс, морковь. Мышь. 10.Ночь,   подарок,   помощь,   просьба,   сторож,   зелёный,   морозный, Подобрать к данным словам однокоренные глаголы: весёлый. Когда   школьники   перейдут   на   проверку   с   помощью   однокоренных   слов, учителю необходимо проявлять особую заботу об обогащении и активизации их   словаря.   Бедность   словаря   позволяет   говорить   о   таком   явлении,   как лексический   барьер   в   орфографии:   школьник   знает   правила,   но   не   может полноценно применить их из­за бедности словаря, из­за его пассивности. Здесь важна   роль   темы   «Родственные   слова».   Первоначально   детям   даются   в правильном написании слова (в предложениях или отдельно), затем ведётся работа   по   подбору   родственных   слов   с   активным   участием   самих   детей. Наиболее интересным для них является коллективный подбор слов.   Как правило, параллельно с проверяемыми, на тех же уроках изучаются и слова с непроверяемыми написаниями. Особое место при усвоении таких слов отводится зрительной памяти, т.к. зрительное восприятие, зрительный образ   слова   лежит   в   основе   запоминания.   Поэтому   не   случайно,   что   при работе с трудными словами учитель широко использует картинный словарь, сменные   наборные   полотна,   индивидуальные   словарики   Также   для   более прочного запоминания эти слова группируются по орфографическому (н­р, молоток, топор, лопата) или тематическому (н­р, стакан, тарелка, кастрюля) признакам. Упражнения в правописании слов с непроверяемыми гласными и согласными   строятся   и   проводятся     так,   чтобы   мобилизовать   зрительную, рукодвигательную,   слуховую   и   речедвигательную   память   детей.   Широко используется   способ   заучивания   правописания   слов,   многократное произношение   их  хором  по  слогам.  Слова  с непроверяемыми   написаниями периодически   включаются   в   тексты   упражнений.   Проводятся   специальные повторительные   упражнения   ,   письмо   по   памяти,   активизирующее припоминание зрительных, речедвигательных и слуховых образов слов. Также обращается внимание на такие слова и на уроках чтения. Очень помогает в работе   обращение   к   «этимологическому   словарю».     Приветствуются   и занимательные  формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы; составление стихотворений с этими словами, юморесок, загадок, проведение викторин, конкурсов: кто знает больше слов на букву А, на букву М, больше слов с безударными гласными . Важно подчеркнуть, что значительно повышает успешность овладения правилами,   а   иногда   даже   оказывается   решающим   условием   для формирования   орфографически   правильного   письма   воспитанная   у   детей привычка самоконтроля.   Воспитывать это качество необходимо начиная с 1 класса.   Условием   успешности   обучения   самоконтролю   является   знание детьми   опознавательных   признаков   орфограмм   и   основанная   на   нём орфографическая зоркость. К действиям, из которых складывается процесс орфографического самоконтроля, относятся: ­ выявление всех орфограмм записанного текста; ­ раграничение по принципу «уверен­не уверен»; ­ применение правила к сомнительным написаниям; ­ в случае необходимости – исправление. Для  развития  навыка   самоконтроля  в  начальных  классах  могут  быть особенно эффективно использованы следующие упражнения: ­ сравнение написанного с напечатанным текстом; ­ выписывание из текста слов с нужными орфограммами; ­ различного рода подчёркивания орфограмм при письме ; ­   самостоятельная   проверка   учениками   списанного   текста   упражнения   из учебника или отрывка из книги для чтения с целью не пропустить ни одного неверно написанного слова; ­ звуковой и слоговой анализ слов при письме. Развитию   навыков   самоконтроля   помогают   предупредительные   выборочные   диктанты   и диктанты   с   применением   карточек, комментированное   письмо.   Разумное   систематическое   включение   данных упражнений   в   процесс   обучения   орфографии,   несомненно,   даст   свои положительные результаты.  Для   формирования   орфографического   навыка   важным   условием является  предупреждение и исправление орфографических ошибок.  Ошибки указывают   на   трудности,   которые   лежат   в   самих   орфограммах   и   которые испытывают   учащиеся   при   овладении   тем   или   иным   правилом.   Для устранения   ошибок   необходима   длительная   работа   по   воспитанию орфографической зоркости, по применению  правил, по речевому    анализу. Воспитанию   внимания   учащихся   и   предупреждению   ошибок   содействуют следующие упражнения: 1. Подобрать родственные слова  к словам : Дол и даль, сидеть и седеть и т.д. 2. Можно ли  проверить одно слово другим? Если нет, то почему? А) силач – села, кроить – край, катать – кот, махать – мох; Б) чуткий  – чудо,  сказка –  подсказка,  кадка –  катить,  низкий  – низко, ножка – ношу.       3. Прочитать   близкие по смыслу слова, определить, родственные ли они. Если нет, то почему? Назвать безударные гласные, проверить их: А) кидать, швырять, бросать;       Боялся, пугался, робел. Б) ловкий, шустрый, юркий; Добрый, внимательный, чуткий. Многие   учителя   постоянно   уделяют   внимание  предупреждению орфографических ошибок.  С этой целью почти на каждом уроке имеют место сигнальные карточки, комментированное письмо, звуко – буквенный анализ слов,   таблицы,   орфографические   словари   и   другие   средства   обучения, помогающие   формированию   у   детей   прочных   и   глубоких   навыков правописания.   Важнейшим   условием   успешной   работы   над   ошибками является   их   учёт   и   изучение,   т.к.   изучение   учителем   ошибок   помогает наметить   систему   занятий   с   классом   и   с   отдельными   учащимися   в   целях укрепления орфографических навыков. Например,   интересной   находкой,   развивающей   сознательное   восприятие слова, являются «грамматические зарядки»: «Какие буквы спорят? Какие побеждают?» А) сугро…, сне…, заво…, шка…, рука…      Бочаро в/ф, Гусе в/ф, кру г/к, стол б/п. Б) к…за, д…ма, р…ка, тр…ва      П а/о ёт, з а/о вёт, ст а/о ит, х а/о тел. Эти зарядки включаются в каждый урок русского языка. А составляются они на основании анализа ошибок письменных работ. Итак, формирование прочного орфографического навыка правописания безударных   гласных   и   парных   согласных   в   корне   слова   способствует   : систематическое   использование   в   учебном   процессе   упражнений, направленных   на   развитие   фонематического   слуха,   орфографической зоркости,   навыков   самоконтроля,   а   также   работа   по   предупреждению   и исправлению ошибок. В   зависимости    от   того,   каким   способом   созданы   проблемные ситуации,  и  от  того,  какое  противоречие  лежит  в  их  в  основе,  выделяют различные   типы   проблемных   ситуаций,   приёмы   их   создания,   знание которых     поможет     учителю     организовать     продуктивную     деятельность учащихся,     способствующую     развитию     их     творческих     способностей, интеллектуальных  возможностей.      Существует  несколько  способов  создания  проблемных  ситуаций  1.   Преднамеренное     столкновение   жизненных   представлений    детей   с научными  фактами. 2.  При  несоответствии  известного  и  требуемого  способа  действия. 3.  Противопоставление  противоречивых  фактов,  явлений,  мнений. 4.  Используя  типичные  ошибки  детей. 5.  Побуждение  детей  к  выдвижению  гипотез.                                На  своих  уроках я   использую  такие  дидактические  приёмы,  как проблемный  вопрос,  проблемные  задачи  и  задания, «ловушки»,  загадки. 2  класс.  Выдвижение  гипотез,  формулировка  выводов. Тема  урока  «Гласные в суффиксах  имен  существительных  ­ ек, ­ ик».                    На   доске   записаны   слова     с пропущенными   гласными: ключ..к, замоч..к                        ­   Какие   гласные   вы   бы   вставили?   Почему? Мнения   наши разошлись.  Докажем, кто  прав.           ­  В какой  части  слова  находится  орфограмма?  Верно,  в  суффиксе. Выделим  суффиксы  в  этих  словах.  Мы   знаем,  как  правильно  вставить безударную  гласную  в  корне,  а  в  суффиксе  ­  не знаем,  так  как  для безударной  гласной  в  суффиксе  мы  затрудняемся подобрать  проверочное слово. ­ Как  же  нам  сформулировать  орфографическое  правило  правописания безударной  гласной  в  суффиксах   ­ик, ­ ек   имён  существительных?   Что можно  предложить?          Попробовать  изменить  слова,   доставив  к  ним  слово   нет:   нет замочка,  нет  ключика.  Что  вы  заметили  произошло  с  суффиксами?.  В первом  слове  гласная  из  суффикса  «убежала»,  а  в  другом  осталась.  В каком    суффиксе     гласная   «убежала»?   Какая  гласная?    Какая     гласная осталась?  Сформулируем     правило     правописания     безударной   гласной     в суффиксах  ­ ик  и  ­ ек.     Проблемная  ситуация  появляется  тогда, когда  у  учащихся  отсутствуют знания  для  теоретического   обоснования  учебного  задания.  Затруднение возникает  при  проставлении  языковых  фактов  и  постановки  гипотез  в связи     с     необходимостью     определить     условия     написания     гласных     в суффиксах  существительных   ­ ек, ­ ик.                              Пробуждение   учащихся   к   теоретическому   объяснению явлений, фактов,  внешнего  несоответствия  между  ними. Тема  урока  «Безударная  гласная  в  корне»      На  доске  написано слово   благосл..влять. ­   Как   проверить   пропущенную   гласную     в   слове?   Можно   подобрать слово  слава,  тогда  будет  а,  но  можно  и  слово, тогда  будет  о.  Как  же быть?  Как  решить  эту проблему?   ­   Посмотрите,   где   находится   эта   гласная?   В   какой   части   слова? Разберем   слово   по   составу.   Гласная   находится   во   втором корне.   Мы знаем,     как     проверяется     гласная     ­     ударением.   Нужно     подобрать родственное     слово.     Как     узнать,     какое     из     них     родственное?  Надо определить  его  лексическое  значение  слова.  Когда  отправляли  солдата  в поход,  ему  желали  победы  и, говорили.  Что  говорили?   Слова.  Значит, проверочное  слово  и  есть  слово. Проверим  по  словарю.          Затруднение возникает,   если   необходимо   использовать   полученные знания на  практике,  но  этих  знаний  недостаточно.            3 класс. Побуждение  учащихся  к  теоретическому  объяснению явлений, фактов,   внешнего  несоответствия   между  ними.. Тема  урока  «Имя  существительное  как  часть  речи» Предлагается  сравнить  слова:             Нет  братьев  ­  нет  учебников            Вижу  братьев  ­  вижу  учебники. Определить     существительных. Одушевлённые  имена  существительные  имеют  одинаковые  окончания  во   окончания     выделить     падежи     и   мн.ч. в  Р. и  В.п.  у  неодушевлённых  окончания  в  Р. и  В.п. не  совпадают.                Проблемная   ситуация   возникает   при условии,   если   учащиеся   не могут  дать  объяснение  новому  факту  в  учебной  ситуации,  недостаточно знаний  для  объяснения  нового  факта.         4 класс. Выдвижение  гипотез, формулировка  выводов. Тема  урока   «Виды  глагола»            Слова   записаны   в   два   столбика:   прибегать – прибежать,   печь – испечь. Определить  по  какому  признаку различаются  глаголы. (Перечисление  идёт признаков  и  объяснение:  время, лицо, число).  Что можно  предположить?                  Проблемная     ситуация     появляется     тогда,   когда     у     учащихся отсутствуют  знания  для  теоретического   обоснования  учебного  задания. Выдвигается  гипотеза  в  связи  с  необходимостью  определить  неизвестный грамматический  признак  глагола.            Такие   проблемные   ситуации   на   уроках русского   языка   вызывают интерес     учащихся   к     теме,     способствуют       развитию     творческих способностей,  активизации  учебно­познавательной  деятельности  учащихся.

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над  орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над  орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над  орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над  орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над  орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над  орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над  орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над  орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над  орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над  орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над  орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над  орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над  орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над орфограммами»

Педагогическая мастерская «Формирование орфографических навыков у учащихся младших классов при работе над  орфограммами»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2019