Педагогическая статья по теме Методы и приемы в обучении говорению на иностранном языке
Оценка 4.8

Педагогическая статья по теме Методы и приемы в обучении говорению на иностранном языке

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
английский язык
Взрослым
05.08.2018
Педагогическая статья по теме Методы и приемы в обучении говорению на иностранном языке
В данной педагогической статье даётся определение понятию говорение, описываются пути формирования умений говорения , приводятся примеры заданий и упражнений на начальном этапе обучения монологической речи, а также на среднем и старшем этапах обучения монологу на занятиях по иностранному языку, также описываются некоторые методические приемы, эффективные для обучения говорению на английском языке.
статья методы и приемы в обучении говорениюДокумент Microsoft Office Word (6).docx
Ю. С. Болдырева, преподаватель ГБ ПОУ «ВПТ»,             г. Волжский, Волгоградской области  Методы и приёмы в обучении говорению на иностранном языке.  Основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие личности обучающегося, способной к достижению необходимого уровня   иноязычной   коммуникативной   компетенции   (ИКК),   к   участию   в межкультурной   коммуникации   на   изучаемом   языке,   самостоятельно совершенствующейся в овладении иноязычной речевой деятельностью.                                    Говорение как   вид   речевой   деятельности   опирается   на   язык   как средство   общения.   Язык   обеспечивает   коммуникацию   между   участниками общения,   потому   что   его   понимает   как   тот,   кто   сообщает   информацию, кодируя   ее   в   значениях   слов,   отобранных   для   этой   цели,   так   и   тот,   кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя   на   основе   этой   информации   свое   поведение. В   основе говорения лежит осознание значения лексических единиц языка. Говоря   о   методах   обучения   говорению   необходимо   различать   виды общения: индивидуальное, групповое и публичное, определяющие специфику методологии обучения говорению. В индивидуальном общении участвуют два человека, оно характеризуется равноправием партнеров по коммуникации в доле   своего   участия   в   общем   речевом  «продукте».  В  групповом   общении  участвует   несколько   человек  (беседа   в  компании   друзей,  учебное   занятие, совещание). Коммуникативное положение члена группы группового общения существенно отличается от индивидуального, оно может быть и совершенно пассивным, если участник не решается проронить и слова.  Преподаватель должен добиваться не только умения порождать устные высказывания, но и порождать определенное ролевое поведение в процессе акта общения. Обучающиеся должны овладеть ролью как говорящего, так и ролью   слушающего. Коммуникативная   задача   говорящего —   завладеть вниманием слушающего, добиться приема своего сообщения, получить на него реакцию. Целью   обучения   говорению   на   уроке   иностранного   языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы обучающемуся использовать   их   вне   учебной   речевой   практики   на   уровне   общепринятого бытового   общения.   Реализация   этой   цели   связана   с   формированием   у студентов  таких коммуникативных  умений  как  понимание  и  порождение иноязычных высказываний в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой   задачей   и   коммуникативным   намерением,  осуществление  своего речевого и неречевого поведения с учетом правил общения и национально­  использование культурных   особенностей   страны   изучаемого   языка; рациональных   приемов   овладения   иностранным   языком,   самостоятельное совершенствование в нем. 1 В процессе обучения говорению   важным является также развитие у обучающихся   общеязыковых,   познавательных способностей,   психических   процессов,   лежащих   в   основе   овладения иноязычным общением, а также эмоций, чувств учащихся, их готовности к общению, культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия.   интеллектуальных, По   окончании   курса   обучения   иностранному   языку   у  обучающихся должны   быть   сформированы   такие   коммуникативные   умения  в   области говорения   как  осуществление   диалогического   общения   со   взрослыми   и   со сверстниками, в том числе и с носителями изучаемого языка, в пределах сфер, тематики   и   ситуаций   общения,  составление   высказывания   о   себе   и   об окружающем   мире,  о   прочитанном,  увиденном,  услышанном   с  выражением своего отношения к воспринятой информации или предмету высказывания. При   формировании   навыков   говорения   на   уроке   иностранного   языка важно,   чтобы   процесс   обучения   проходил   на   изучаемом   языке,   но   в   тоже время он не должен концентрироваться только на языковых проблемах. Важно понимать,   что   навыки   говорения   не   формируются   сами   собой,   для   их становления необходимо использование специальных методов и приемов.  В содержание обучения иностранным языкам входят: ­   языковой   материал   (фонетический,   лексический,   грамматический), правила его оформления и навыки оперирования ими; ­ сферы общения, темы и ситуации; ­  речевые   умения,  характеризующие  уровень  практического   владения иностранным языком как средствам общения; ­   комплекс   знаний   и   представлений   о   национально­культурных особенностях и реалиях страны изучаемого языка, минимум этикетных форм речи для общения в различных сферах и ситуациях; ­   общие   учебные   умения,   рациональные   приемы   умственного   труда, обеспечивающие   формирование   речевых   навыков   и   умений самосовершенствоваться в иностранном языке.   В отечественной методике  обучения иностранным  языкам выделяют два основных пути формирования умений говорения. 1) «сверху вниз»; 2) «снизу вверх».    Первый   путь   предполагает   развитие   монологических   навыков   на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики и проблематики обсуждаемых вопросов, изученной лексики и грамматики, а также речевых структур.  Примеры   заданий   и   упражнений   на   начальном   этапе   обучения монологу     1.Ознакомление со словами и их первичная отработка на уровне слова и словосочетания:         2 •Назвать слово, глядя на картинку. •Выбрать слово, которое не подходит к данной группе слов. • Прочитать слова. •Составить словосочетания из предложенных слов. •Заполнить пропуски в предложении. •Найти ошибки. •Отгадать слово по его дефиниции. 2.Отработка слов на уровне предложения         • Ответить на вопросы, предполагающие использование новой лексики. •Сформулировать вопросы к имеющимся ответам. •Заполнить пропуски/закончить предложения. •Соединить разрозненные части предложения. •Перефразировать предложения с использованием предложенных слов. 3.Работа на уровне сверхфразового единства.         •Описать картинку. •Использование   различных   языковых   и   речевых   игр   (на   отгадывание, описание; командные соревнования и т.д.).    Примеры   заданий   и  упражнений   на  среднем   и   старшем   этапе обучения монологу 1. Повторение заученного материала по данной теме         • Фронтальное обсуждение темы/беседа. • Ответить на вопросы. • Составить спайдограмму/план­схему темы. • Подбор/повторение лексики по теме. 2.Ознакомление   с   новым   языковым   материалом   и   его   первичная отработка         • Лексические упражнения на уровне слова и словосочетания. • Языковые игры (бинго, игры на отгадывание, языковое лото и т. д.). 3. Речевые упражнения         • Высказать свое мнение по вопросу/утверждению/цитате и т.д. • Прокомментировать пословицу. • Подготовить доклад/сообщение на тему и т.д. При  обучении  диалогу  выделяются  те же  пути, что  и  при обучении монологу. Очевидно,   что   обучение   диалогу   путем   «сверху   вниз»   является наиболее оптимальным для обучения стандартным, или типовым, диалогам. Опорами для составления собственных диалогов в данном случае могут служить: ­ сами тексты диалогов­моделей; ­   содержание   речевой   установки   учителя   на   составление видоизмененных диалогов; ­ описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога; 3 ­ картинки или видеосюжет, проигрываемый без звука.   Очень популярны  дискуссионные игры, где обучающиеся выбирают удобную для себя роль и высказываются  от имени выбранного персонажа. Содержанием   таких   дискуссий   может   быть   любая   проблема   из   реальной жизни, рассматриваемая в рамках учебной программы.  Регулярное   использование   игр   в   системе   обучения   обеспечивает прочное усвоение языкового и речевого материала при устранении дефицита учебного   времени,   разнообразие   видов   учебной   работы   и   форм   общения, разгрузку   произвольной   памяти   обучающихся   за   счет   перевода   учебной информации на непроизвольный  режим тренировки, выработку у учащихся оптимального   темпа   речи,     развитие   способности   логического   построения разнообразных высказываний  и обогащение речи лексическими средствами. Новые   приемы,   представляющие   интерес,   это    разбивка   на кластеры и синквейны.   Разбивка  на  кластеры     используется   на   стадии вызова и рефлексии для работы с лексическим материалом. При введении новой   темы     предлагается   вспомнить   весь   словарный   запас,   который   им знаком   по   данной   теме,   и   провести   разбивку   на   кластер.   Очень   важно   на ознакомительной   стадии   показать   этот   прием   на   доске.   В   середине записывается ключевое слово, а затем записываются слова, которые можно употреблять по данной теме. Важно находить смысловые связи, т.е. соединять эти   слова.   После   разбивки   на   кластер,     составляются   предложения   по полученным соединениям, что позволяет сделать краткие устные сообщения по теме, используя имеющийся словарный запас. Работа учащихся может быть индивидуальной и групповой. Это дает возможность учащимся приобщиться к имеющимся   ассоциациям   и   связям.   Они   обмениваются   информацией, составляют   и   зачитывают   общий   кластер.   При   зачитывании   кластеров   все должны   быть   внимательны   и   вычеркивать   карандашом   те   слова,   которые проговаривались. Та лексика, которая не была вычеркнута, выписывается на доске и отрабатывается. Можно на доске составить общий кластер, с которым можно   работать   при   подготовке   устного   высказывания   по   теме.   Затем   на стадии рефлексии вместо традиционного лексического опроса и словарных работ,     проводится снова разбивка на кластеры, в который ребята должны включить новый лексический материал. После чего студенты   сравнивают оба кластера и обсуждают результаты работы над темой, насколько расширился их словарный запас.   Методический   прием  «Синквейн» также   вызывает   у   обучающихся большой интерес. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи,   чувства   и   представления   в   нескольких   словах   –   важное   умение. Синквейн – это стихотворение, требующее передачи информации в кратких выражениях.   Методический прием «Чтение со стопами» также считается довольно эффективным в обучении говорению, заключается в том, что   материал для 4 чтения разбит и выдается для работы определенными частями, желательно с компьютера,   чтобы   обучающиеся   не   видели   продолжения   текста.   После прочтения первого,     предлагается ответить на вопросы, затем обсуждается второй   и   т.д.   После   прочтения   всего   текста,   предлагаются цитаты   для сравнения, таким образом, организуется дискуссия. 5

Педагогическая статья по теме Методы и приемы в обучении говорению на иностранном языке

Педагогическая статья по теме Методы и приемы в обучении говорению на иностранном языке

Педагогическая статья по теме Методы и приемы в обучении говорению на иностранном языке

Педагогическая статья по теме Методы и приемы в обучении говорению на иностранном языке

Педагогическая статья по теме Методы и приемы в обучении говорению на иностранном языке

Педагогическая статья по теме Методы и приемы в обучении говорению на иностранном языке

Педагогическая статья по теме Методы и приемы в обучении говорению на иностранном языке

Педагогическая статья по теме Методы и приемы в обучении говорению на иностранном языке

Педагогическая статья по теме Методы и приемы в обучении говорению на иностранном языке

Педагогическая статья по теме Методы и приемы в обучении говорению на иностранном языке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.08.2018